Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки финансов как стоимостной экономической категории






Перечислим признаки, которыми обладают финансы в качестве стоимостной экономической категории.

Первый признак: Финансы всегда выражают только денежные отношения между различными субъектами (домашними хозяйствами, предприятиями, государством) общественного воспроизводства в рамках экономической системы.

Всю совокупность экономических отношений в обществе можно условно разделить на денежные и натуральные. Указание на денежный характер финансовых отношений - важнейший признак финансов. Но денежный характер финансовых отношений необходимый, но не достаточный признак для определения специфики финансов.

Необходимо отметить, что деньги (товар, играющий роль всеобщего эквивалента) – категория более древняя по сравнению с финансами.

Второй признак: Финансовыми становятся лишь те денежные отношения, которые обусловлены фактом существования государства, необходимостью обеспечивать выполнение последним своих функций (административной, военной, экономической, внешне-экономической, социальной). Финансы имеют государственно-властную (принудительную) форму проявления.

Третий признак: Финансовые отношения имеют всегда перераспределительный характер.
Вне зависимости от наличия государства, производственный процесс осуществляется через регулярно возмещаемую стоимость израсходованных средств производства (c), выплачиваемую работникам заработную плату (v) и получаемую прибыль (m). Совокупный общественный продукт СОП (ВВП) = c + v + m

Первичное распределение стоимости совокупного общественного продукта всегда осуществляется без участия государства на основе и в соответствии с объективными потребностями и законами материального производства.

Именно с возникновением государства возникает объективная необходимость перераспределительных отношений (распределении уже распределенного), которая с развитием товарно-денежных отношений принимает денежную (финансовую) форму. С помощью финансов государство изымает в свое распоряжение часть стоимости совокупного общественного продукта, созданного в сфере материального производства для обеспечения функционирования своего аппарата, осуществляющего выполнение государственных функций.

Четвертый признак: При помощи финансов происходит формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов). Расходование данных фондов происходит в соответствии с возложенными на государство функциями.

Итак, финансы – это обусловленная фактом существования государства и необходимостью выполнения последним своих функций система денежных отношений, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающая перераспределение стоимости СОП и целенаправленное формирование на этой основе общегосударственных денежных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями.

 

Билет № 12
1) Формирование прибыли организации.
2) Методы анализа финансовой отчётности.
3) Планирование затрат.
4) Инвестиции. Классификация и структура инвестиций.
5) Оценка доходности портфеля корпоративных ценных бумаг

 

1.

Товаропроизводители, установив цену на свою продукцию, реализуют ее на рынке, получая выручку от реализации, что еще не означает получение прибыли. Значение прибыли:

1) отражает конечный финансовый результат. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей организации, ее деловой активности;

2) это один из основных источников финансовых ресурсов организации: из нее формируются фонды накопления, потребления, организация расширяется;

3) это источник доходов учредителей и дивидендов акционеров;

4) это один из основных источников формирования бюджетов разных уровней.

Формирование прибыли организации производится в финансовом документе «Отчет о прибылях и убытках». В этом документе последовательно производятся следующие расчеты (имеем в виду, что итогом может быть либо прибыль, либо убыток, поэтому финансовый результат на любом этапе расчета может получиться со знаком плюс или минус):

1. Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ и услуг (прибыль по основной деятельности) (Пр). Определяется как разница между выручкой от реализации («нетто», то есть за вычетом налогов и платежей из выручки) (Вр) и полной себестоимостью (С/Сполная).

2. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов (ПВДР). Внереализационные доходы и расходы включают штрафы, пени, неустойки, полученные от других организаций или уплаченные, положительные или отрицательные курсовые разницы на валютном счете, выявленные излишки или недостачи при инвентаризации и так далее.

3. Общая прибыль отчетного периода (Побщ). Рассчитывается, как алгебраическая сумма всех рассчитанных выше видов прибыли:

4. Налогооблагаемая прибыль (Пн). Этот вид прибыли определяется для того, чтобы рассчитать налог на прибыль, определить его налогооблагаемую базу. Для этого из прибыли отчетного периода вычитается прибыль льготируемая (Пл) (прибыль, высвобождаемая от налогообложения в соответствии с законодательством):

5. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации. Эта прибыль образуется после вычета из прибыли отчетного периода налога на прибыль.

Законом о бюджете предусматривается также, что из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, выплачиваются штрафы и прочие платежи, предусмотренные законодательством.

Чистая прибыль это часть общей прибыли, которая остается в полной собственности предприятия после уплаты всех налогов.

 

2.

Методы анализа финансовой отчетности представляют собой инструментарий финансового аналитика, с помощью которого он проводит анализ бухгалтерской отчетности. Исходными данными для анализа является финансовая отчетность предприятия, главным образом Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Для проведения анализа используется финансовая отчетность сразу за несколько периодов, например 4-5 кварталов.

Методы анализа структуры баланса предприятия

Вертикальный метод анализа (структурный) проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода. В качестве первого метода анализа финансовой отчетности рекомендуется визуальное сравнение показателей статей баланса текущего периода с прошлыми.

Бухгалтерский баланс – это перечень имущества организации и источников его приобретения на конкретную дату.

Структура активов в финансовой отчетности

Первостепенным методом анализа финансовой отчетности является анализ структуры активов и пассивов предприятия. Имущество организации, отраженное в активе баланса, можно разделить на внеоборотные активы – долгосрочного пользования – это 1-й раздел актива баланса, и оборотные активы – краткосрочного пользования, – это 2-й раздел актива баланса. В состав внеоборотных активов организации входят основные средства и оборудование, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения со сроком более 1 года.
К оборотным активам относятся ресурсы, которые используются в производственном цикле – это производственные запасы, товары на складе, дебиторская задолженность и так далее.

Структура пассивов в финансовой отчетности

В пассиве баланса отражены источники формирования имущества находящегося в активе. Пассив состоит из 3-х разделов: капитал и резервы, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства.

Горизонтальный метод анализа

Горизонтальный анализ (анализ динамики, временной или динамический) заключается в сравнении показателей финансовой отчетности с показателями предыдущих периодов. Под прицелом – анализ резких изменений статей в динамике и сравнение изменений разных статей отчетности. Другими словами, это сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом в относительном и абсолютном виде для того, чтобы сделать лаконичные выводы.

Горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности организации являются эффективным средством для исследования состояния и эффективности деятельности предприятия. Рекомендации, сделанные с помощью этого метода, носят конструктивный характер и способны существенно улучшить состояние организации, если удастся их воплотить в жизнь.

Горизонтальный и вертикальный анализ воплощаются в сравнительном аналитическом балансе, получаемом из бухгалтерского с помощью объединения статей и дополнения его показателями структуры и динамики за отчетные периоды. Статьи баланса предприятия группируются в соответствии с целями анализа, учитывая специфику конресной организации и других факторов. Обычно активы, как правило, классифицируют по уровню ликвидности.

Финансовые коэффициенты

Важнейшим методом методом анализа финансовой отчетности является расчет и анализ финансовых коэффициентов. История финансовых коэффициентов насчитывает на одну сотню лет. Выделяют несколько групп финансовых коэффициентов, главными среди них являются: коэффициенты рентабельности, коэффициенты финансовой устойчивости, коэффициенты ликвидности, показатели деловой активности, коэффициенты платежеспособности и многие другие. На наш взгляд, кроме вышеупомянутых коэффициентов, при финансовом анализе обязательно следует рассчитывать обеспеченность обязательств должника всеми его активами, обеспеченность обязательств должника его оборотными активами и величину чистых активов.

 

3.

В сущности, планирование затрат является одним из основных методов управления как непосредственно производством, так и общеэкономической деятельностью предприятия. Поэтому оно может быть рассмотрено, как определенный механизм, который в общем случае может быть определен, как система средств, методов и форм воздействия на экономические интересы работников с целью ориентации их деятельности на повышение эффективности производства.

Рассматривая некую управленческую структуру в упрощенном виде, можно выделить два направления: стратегическое и оперативное. Основой первому служит стратегическое планирование, чья примерная задача может быть определена, как обеспечение связи с оперативными управленческими структурами, а так же подготовка материальной базы для функционирования органа управления, осуществляющего стратегическое руководство предприятием.

Выделим следующие принципы принятия оперативных решений, направленные на снижение затрат:

• Затраты должны быть четко классифицированы.

• Необратимые затраты не должны учитываться.

• Затраты будущих периодов должны планироваться с максимальной достоверностью.

• Цена реализации должна определяться спросом и, при его изменении, корректироваться.

• Объем реализации (выручка) должна рассчитываться с учетом влияния инфляции.

• При выборе ассортимента предпочтение отдается позициям, имеющим максимальную маржинальность.

• Осуществляется контроль предельных (маржинальных) затрат с тем, чтобы их величина не превышала предельную (маржинальную) прибыль от реализации.

Выделим следующие тезисы:

Эффективная система планирования затрат может быть создана и применена только после того, как высшее руководство будет иметь четкое представление о том, какова цель стратегического планирования, что оно может принести компании и самому руководству, и какие функции это руководство собирается возложить на систему, какие требования оно к ней предъявит. Подобных функций может быть довольно много.

И разумеется, система должна иметь адекватное техническое и информационное обеспечение, как для претворения планов в жизнь, так и для контроля над процессом и оценке достигнутых результатов.

Важнейшими элементами планирования затрат являются: выбор цели и способа классификации затрат; организация системы их нормирования и учета; выбор системы обратной связи для немедленного реагирования на отклонения от норм.

Контроль безубыточности включает в себя несколько аспектов о которых мы только упоминаем: контроль производственных расходов, контроль плана реализации, контроль поступления доходов, контроль выполнения плана безубыточности. Ясно, что контроль расходов и контроль плана реализации и поступления доходов реализуют две составляющие концепции безубыточности. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерывном контроле получаемых доходов и текущих затрат, определении того, в каком положении относительно точки безубыточности находится предприятие.

 

4.

Для учета, анализа и повышения эффективности инвестиции необходимо их научно обоснованная классификация как на макро так и на микроуровне. Продуманная и в научном плане обоснованная классификация инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики. Наибольшее распространение получила классификация капитальных вложений по следующим признакам по признаку целевого назначения будущих объектов это их распределение по отраслям народного хозяйства отраслевая структура, которая в свою очередь образует два подразделения вложения в объекты производственного назначения и объекты непроизводственного назначения.

По формам воспроизводства основных фондов на новое строительство, на расширение и реконструкцию действующих предприятий, и на техническое перевооружение.

По источникам финансирования на централизованные и децентрализованные. По направлению использования на производственные и непроизводственные. По объектам их приложения инвестиции в имущество материальные инвестиции инвестиции в здания, сооружения, оборудование, запасы материалов, Финансовые инвестиции приобретение акций, облигаций, и других ценных бумаг.

Нематериальные инвестиции инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу. В иностранной литературе приводится классификация портфельных инвестиций По признаку их влияния и контроля на фирму, акции которой приобретены инвестором. Исходя из этого признака все портфельные инвестиции классифицируются на - оказывающие существенное влияние приобретение более 20, но менее 50 акций, имеющих право голоса

- обеспечивающие контроль владение инвестором более 50 акций с правом голоса

- не позволяющие установить контроль и не оказывающие существенного влияния владение менее 20 акций с правом голоса

- не позволяющие установить контроль, но оказывающие существенное влияние владение более 20, но менее 50 акций с правом голоса - обеспечивающие контроль владение более 20, но менее 50 акций материнской компании и 100 акций дочерней компании.

Под технологической структурой понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта по видам затрат и их доля в общей сметной стоимости.

Технологическая структура капитальных вложений оказывает самое существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной частями основных производственных фондов будущего предприятия.

Увеличение доли машин и оборудования, т.е. активной части основных производственных фондов будущего предприятия, способствует увеличению его производственной мощности, а следовательно, снижению капитальных вложений на единицу продукции. Экономическая эффективность достигается и за счет повышения уровня механизации и автоматизации труда и снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции.

Экономическая эффективность капитальных вложений существенно зависит от отраслевой и территориальной региональной их структуры. Под отраслевой структурой понимается их распределение и соотношение по отраслям промышленности и экономики в целом.

Важное значение для эффективности инвестиций в экономике имеет структура инвестиций по источникам финансирования и формам собственности.

Под структурой инвестиций по источникам финансирования соответственно понимаются их распределение и соотношение в разрезе источников финансирования. Совершенствование этой структуры инвестиций заключается в повышении доли внебюджетных средств до оптимального уровня. На основе динамики изменений по годам можно представить и проанализировать те изменения, которые произошли под влиянием таких факторов, как в негативных так и в позитивных отношениях. Например, все большую роль, как источник финансирования стали играть амортизационные отчисления.

Эффективность использования инвестиций на предприятии, его финансовое положение также в значительной мере зависят от их структуры на предприятии. Под общей структурой инвестиций на предприятии понимается соотношение между реальными и портфельными инвестициями в их общей сумме. Ее совершенствование заключается в том, чтобы получить максимум отдачи как от портфельных, так и реальных инвестиций. Это означает, что доля инвестиций в наиболее эффективные проекты должна стремиться к максимуму.

Практическая значимость данного анализа заключается в том, что он позволяет определить тенденцию изменения структуры инвестиций и на этой основе разработать более действенную и эффективную инвестиционную политику.

Теоретическая значимость анализа структуры инвестиций заключается в том, что на основе этого анализа выявляются новые факторы, ранее не известные, влияющие на инвестиционную деятельность и эффективность использования инвестиций, что также очень важно для разработки инвестиционной политики.

5.

Эффективный портфель обеспечивает владельцу максимальную доходность для принятого уровня риска или минимальный риск при требуемой норме доходности. Формируя портфель, инвестор должен владеть методикой оценки инвестиционных качеств ценных бумаг. Для этого применяют ретроспективный, перспективный, сравнительный и технический (оперативный) финансовый анализ. Содержание аналитической работы состоит в следующем:

• фундаментальный анализ инвестиционной ситуации предполагает исследование глубинных процессов, происходящих на рынке ценных бумаг, и установление причинно-следственных связей между явлениями;

• анализ деятельности корпораций-эмитентов, который направлен на выявление их финансовой устойчивости и платежеспособности по данным публикуемой ими бухгалтерской отчетности;

• технический анализ рыночной конъюнктуры предполагает изучение динамических рядов курсов эмиссионных ценных бумаг с помощью построения графиков;

• прогнозирование и оценка стоимости корпоративных ценных бумаг представляет собой расчет показателей их эффективности на базе известных значений рыночных цен, текущей доходности и срока обращения на фондовом рынке.

Основная задача оценки эффективности фондового портфеля – выявление среди множества ценных бумаг тех, в которые можно вложить денежные средства, не подвергая свои вложения высокому риску. На практике существует прямая зависимость между доходностью и уровнем риска финансовых инструментов. Минимальный уровень риска имеют денежные средства, но они наименее доходны и больше всего обесцениваются в результате инфляции. Поэтому денежная составляющая портфеля ценных бумаг не должна превышать 10% от общего его объема в стоимостном выражении. Вторыми по степени риска являются облигации государственных займов, которые предлагают сравнительно невысокую годовую доходность (5–8%). Третьими – вложения в банковские и корпоративные облигации, а также акции известных промышленных компаний топливно-энергетического и металлургического комплексов, связи.

Наконец, в четвертую группу включают инвестиции в акции других акционерных обществ, включая и непубличные компании.

Корпорации получают следующие виды доходов по цепным бумагам:

• дивиденды и проценты в форме текущих выплат по ним;

• доход от увеличения курсовой стоимости финансовых инструментов, находящихся в портфеле инвестора (реализуются при их перепродаже на организованном рынке в виде разницы между ценой продажи и ценой приобретения);

• премии и разницы при вложении денежных средств в производные финансовые инструменты;

• дисконтный доход по облигациям (в виде разницы между ценой погашения и ценой приобретения);

• комиссионное вознаграждение, возникающее при управлении портфельными инвестициями в порядке доверительного управления, размещения новых выпусков эмиссионных ценных бумаг и пр.

Выгода инвестора от владения финансовыми инструментами равна доходу от прироста их курсовой стоимости и текущего дохода. Полный доход (ПД) инвестора от финансовых активов складывается из двух величин – текущего дохода (ТД) и дохода от изменения цены актива (Днц), т.е. прироста капитала:

Прирост капитала может быть и отрицательной величиной, если стоимость финансового актива снижается. Полный доход – это важный показатель, но он не отражает эффективности инвестиций в финансовые активы. Для характеристики эффективности портфельных инвестиций используют величину, равную отношению полного дохода к начальному объему инвестированных средств (в годовом интервале):

где Дпи – доходность портфельных инвестиций, %; ПД – полный доход инвестора, тыс. руб.; Ино – начальный объем инвестиций, тыс. руб.

Повышение доходности связано для инвестора с увеличением риска. Поэтому в процессе инвестирования целесообразно учитывать оба фактора, которые сравнивают со среднерыночным уровнем доходности.

Значение параметра доходности инвестиционного портфеля, полученное в результате финансовых вычислений, можно использовать для анализа его прибыльности, скорректированной с учетом параметров фондового рынка.

 

Билет № 13
1) Планирование прибыли.
2) Анализ имущественного положения организации.
3) Понятие и виды себестоимости.
4) Какие концепции и теории корпоративных финансов вы знаете
5) Факторы, влияющие на выбор дивидендной политики

 

1.

Планирование прибыли — процесс многогранный, включающий в себя глубокий экономический анализ показателей как производственных, так и финансовых. Процедуры планирования и распределения прибыли проводятся для достижения на уровне руководства максимального уровня согласованности планов по производству и реализации продукции, а также ее себестоимости и рентабельности.

Для этого разработан факторный метод. Его основу составляют следующие условия:

· прогнозный характер планирования;

· применение гибких показателей с некоторой степенью отклонения от предполагаемой величины;

· учет уровня инфляции;

· использование в расчетах базовых показателей за предшествующий период;

· система факторов, которые влияют на планируемый показатель;

· выбор оптимальной величины показателей из нескольких вариантов.

Факторный метод планирования прибыли осуществляется путем расчета базовых показателей за предшествующий период, выработки целевых установок сроком на планируемый год, прогнозирования индексов инфляции, расчета плановой прибыли и рентабельности из нескольких вариантов.

Основные методы планирования прибыли на сегодняшний день — это:

1. Метод прямого счета.

2. Аналитический метод.

3. Метод совмещенного расчета прибыли.

Организации, где налажен выпуск небольшого ассортимента продукции, для планирования прибыли используют метод прямого счета. Если говорить о планирование прибыли на примере, то формула прямого счета будет выглядеть так: П = (ВхЦ) — (ВхС), где В - это выпуск товарной продукции в рамках планируемого периода, Ц — цена на продукцию за вычетом НДС и акцизов, С — себестоимость каждой единицы продукции.

Этапы планирования прибыли в рамках аналитического подхода, который применяется в качестве дополнение к прямому методу для его проверки, выглядят так:

· определение базовой рентабельности продукции;

· объем товарной продукции за планируемый период по себестоимости отчетного года;

· учет влияния всевозможных факторов на плановую прибыль.

Метод совмещенного счета планирование прибыли объединяет в себе элементы обоих способов прогнозирования доходов организации. В данном случае стоимость товаров по ценам планируемого периода и себестоимости отчетного периода высчитывается посредством методом прямого счета. А все факторы, которые имеют влияние на плановую прибыль, просчитываются посредством аналитического метода.

Процесс планирования и распределения прибыли — это многоэтапный аналитический отчет. Разработанный специалистами, с использованием одной из нескольких методик, он является важнейшим элементом работы предприятия, на котором базируются абсолютно все дальнейшие ходы по развитию бизнеса.


2.

Анализ имущественного положения организации включает анализ состава и структуры бухгалтерского баланса в динамике структуры и динамики основных средств.

Оценку имущества и источников его финансирования проводят с помощью обычной формы бухгалтерского баланса с пояснениями или сравнительного аналитического баланса-нетто, который готовится путем уплотнения отдельных статей и объединения их по составу в отдельные экономические разделы. Рост активов говорит об увеличении имущественного потенциала организации.

В ходе анализа пассивной части баланса обращают внимание на структуру капитала, определяя долю собственного капитала в общем объеме источников средств, изменение объема и структуры капитала по сравнению с предыдущими отчетными датами.

К отрицательным тенденциям относят уменьшение валюты баланса, увеличение доли краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности и увеличение доли просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности в валюте баланса.

Положительными тенденциями, как правило, следует считать:

· стабильно устойчивое увеличение суммы валюты баланса;

· превышение темпов роста оборотных активов над темпами роста необоротных активов и темпов роста собственного капитала над темпами роста заемного капитала;

· совпадение темпов прироста дебиторской и кредиторской задолженности.

Расчет среднегодовых значений часто дает возможность получить более точное представление о состоянии имущества и его источников в течение анализируемого периода. Необходимо учитывать особенности в организации операционного цикла предприятий различных видов экономической деятельности.

Величина чистых активов организации указана в пояснениях к балансу и представляет собой стоимостную оценку имущества организации после формального или фактического удовлетворения всех требований третьих лиц. В первом случае расчет ведется по балансовым оценкам, а во втором – по рыночным оценкам.

Оценка структуры имущества имеет первостепенное значение при определении финансового состояния предприятия.

Рост дебиторской задолженности может повлиять на сроки проведения текущих платежей и потребовать увеличения кредиторской задолженности, ослабляя финансовую надежность предприятия как хозяйственного партнера.

Неоправданный рост заемных средств может привести к необходимости сократить имущество предприятия для расчетов с кредиторами.

Увеличение размеров имущества будет способствовать повышению суммы отчислений из прибыли по налогу на имущество, появлению потребности в дополнительных источниках финансирования.

Актив баланса позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия, выделить в его составе внеоборотные активы (I раздел актива баланса) и оборотные активы (II раздел актива баланса), изучить динамику структуры имущества.

Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и отдельных его видов.

Прирост актива указывает на расширение деятельности предприятия, но также может быть результатом влияния инфляции. Уменьшение актива свидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота и может быть следствием износа основных средств, или результатом снижения платежеспособного спроса на товары, работы и услуги предприятия, ограничения доступа на рынки сырья, материалов, полуфабрикатов, либо включением в активный хозяйственный оборот дочерних предприятий за счет материнской компании.

В ходе анализа определяется стоимость реальных активов, характеризующих производственный потенциал предприятия. К ним относятся: основные средства, производственные запасы и незавершенное производство. Эти элементы, являясь по существу средствами производства, создают необходимые условия для осуществления основной деятельности.

Удельный вес реального имущества устанавливается отношением его стоимости к валюте баланса. Данный коэффициент имеет ограниченное применение и может отражать реальную ситуацию лишь на предприятиях производственных отраслей, причем в разных отраслях он будет существенно отличаться.

Увеличение доли реального имущества в общей стоимости всего имущества свидетельствует о потенциальных возможностях предприятия расширить объемы производственной деятельности.

Показатели структурной динамики отражают долю участия каждого вида имущества в общем изменении совокупных активов. Их анализ позволяет сделать вывод о том, в какие активы вложены вновь привлеченные финансовые ресурсы или какие активы уменьшились за счет оттока финансовых ресурсов.

Методика оценки имущественного состояния предприятия включает в себя:

- горизонтальный анализ активных статей баланса, основанный на изучении динамики показателей и определении их абсолютных и относительных изменений;

- вертикальный анализ активных статей баланса, изучающий структуру имущества и причины ее изменения. В ходе вертикального анализа устанавливается удельный вес отдельных статей по отношению к валюте баланса и по отношению к стоимости внеоборотных и оборотных активов.

3.

Под себестоимостью продукций (работ, услуг) понимается стоимостная оценка использованных в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Себестоимость продукций является одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. В ней находят отражение качественные изменения в технике, технологии, организации труда и производства. Выступая в роли важнейшего экономического инструмента измерения уровня издержек производства, себестоимость продукций служит исходной базой формирования цен, прибыли, всех финансовых показателей работы предприятия. Планирование себестоимости необходимо для выявления резервов роста рентабельности производства; выбора и обоснования наиболее эффективных направлений капитальных вложений; определения оптимальных вариантов специализации производства на предприятии и внедрения новой техники; установления экономически оправданных границ повышения качества продукции.

Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимостьотражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на ее производство и реализацию.

По способам расчета и сферам применения в управлении производством различают плановую, расчетную (проектную), фактическую (отчетную) себестоимость.

Плановая себестоимость продукции определяется с учетом достигнутого уровня техники и организации производства, выражает величину максимально допустимых затрат. Размер последних определяют по установленным нормам и действующим в момент составления плана ценам. Учитывая непрогнозируемый рост цен, этот способ расчета себестоимости продукции утратил свое экономическое значение, сейчас себестоимость определяется на короткий плановый период (мес. квартал).

Расчетная (проектная) себестоимость используется в различных технико-экономических расчетах по обоснованию эффективности принимаемых хозяйственных решений, при формировании перспективных цен.

Фактическая (отчетная) себестоимость отражает сложившиеся в отчетном периоде затраты на изготовление и сбыт определенного вида продукции.

По экономическим элементам все затраты делятся на затраты оборотных фондов (сырье, материалы, топливо, энергия) и затраты основных производственных фондов (амортизации), а также затраты живого труда (зарплата с отчислениями на социальное страхование, пенсионный фонд, обязательное медицинское страхование) и пр. Эта классификация затрат используется при расчете себестоимости продукции для определения величины налогооблагаемой прибыли, т.е. при расчете сметы затрат не только на производство продукции, но и ее реализацию в соответствии с положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции.

 

4.

Концепция стоимости денег во времени привлекает внимание к тому факту, что одинаковые по величине денежные суммы, поступающие в распоряжение экономического субъекта в разные моменты времени (например, текущий и будущий), оказываются неравнозначными с точки зрения их покупательной способности. Концепция транзакционных издержек. Концепция транзакционных издержек предусматривает, что в реальнoй экoнoмике любoй акт oбмена (включая сделки на финансовом рынке) cвязан c oпределенными издержками. Инфoрмация становится oдним из важнейших типoв экoнoмичеcких реcурcoв. Каждoму экoнoмичеcкoму агенту дocтупен oграниченный маccив инфoрмации, у разных учаcтникoв cделки различная cтепень ocведoмленнocти o прoдукте (тoваре, уcлуге). На основе такой разной информации на рынке происходит обмен и формируются цены. Издержки oбмена пoлучили название транзакциoнных.

Концепция стоимости капитала показывает, что капитал, привлекаемый компанией для финансирования ее деятельности, не является бесплатным. За его использование приходится платить, причем эта оплата зависит от формы привлекаемого капитала и надежности его реципиента.

Концепция денежного потока представляет собой идею применения модели денежного потока для описания финансовых инструментов, результатов деятельности компаний и других экономических объектов.

Концепция взаимосвязи риска и доходности - любой финансовый инструмент (в том числе и компания), обращающийся на рынке, через рыночные цены обеспечивает держателю некоторую доходность. Рассмотренные концепции способствовали появлению в рамках финансовой теории направления, исследующего с помощью методов теории вероятностей и математической статистики влияние неопределенности и риска на принятие инвестиционных решений. работа Г. Марковича о принципах формирования портфеля, опубликованная в 1952 г. и заложившая начало современной теории портфеля.

Теория агентских отношений нацелена на разрешение проблемы отделения собственности и контроля. Она возникла в связи с тем, что собственники крайне редко способны самостоятельно управлять своими компаниями и вынуждены делегировать свои полномочия по управлению наемным специалистам-менеджерам.

Использование перечисленных механизмов приводит к возникновению агентских затрат. К ним относятся:

· расходы на осуществление контроля за деятельностью менеджеров, например расходы на проведение аудиторских проверок;

· расходы на создание организационной структуры, ограничивающей возможность нежелательного поведения менеджеров, например введение в состав правления внешних инвесторов;

· расходы на создание системы стимулирования деятельности менеджеров.

Агентские затраты оправданы до тех пор, пока они перекрываются ростом прибыли.

Важнейшую роль в предотвращении и урегулировании такого рода конфликтов играет корпоративное законодательство и законодательство о деятельности рынка ценных бумаг.

Кодекс корпоративного поведения — свод правил, рекомендованных к соблюдению участникам рынка ценных бумаг и направленных на защиту прав инвесторов, а также на улучшение иных аспектов корпоративного управления.

5.

К факторам, влияющим на дивидендную политику, относятся обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера. Они определяются существующими в каждой конкретной стране нормативными документами, регулирующими экономическую деятельность предприятия, национальными традициями, общими тенденциями в отношении выплаты дивидендов и многим другим. Наиболее характерными факторами являются:

1. Ограничения правового характера

2. Ограничения контрактного характера

3. Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью

4. Ограничения в связи с расширением производства

5. Ограничения в связи с интересами акционеров

6. Ограничения рекламно-финансового характера

Ограничения правового характера. Собственный капитал предприятия состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход и нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем - на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.

Причина введения подобных ограничений кроется в необходимости защиты прав кредитов и предотвращения возможного «проедания» собственного капитала предприятия.

Ограничения контрактного характера. Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда предприятие хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли. В России подобной практики нет, но отдаленным аналогом ее выступает обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10% уставного капитала общества.

Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью. Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги и достаточны для выплаты. Теоретически предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно, и связано с дополнительными расходами. Таким образом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств.

Ограничения в связи с расширением производства. Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию.

Ограничения в связи с интересами акционеров. Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления – принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.

Ограничения рекламно-финансового характера. В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и т.д. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому, предприятие нередко вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данного предприятия.

 

 

Билет № 14
1) Операционный рычаг как инструмент планирования прибыли от продаж.
2) Анализ ликвидности и платёжеспособности.
3) Какова структура источников привлеченного и заемного капитала корпорации
4) Лизинг - метод инвестиций. Виды лизинга.
5) Что характеризует эффект финансового рычага при оценке финансовой устойчивости корпорации

 

1.

Операционный рычаг является эффективным инструментом, позволяющим оперативно реагировать на динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового результата от продаж
Механизм применения операционного рычага при планировании прибыли зависит от того, какие факторы воздействуют на ее изменение в плановом периоде по сравнению с базисным: динамика цен, натурального объема продаж, уровень переменных или постоянных затрат. На практике прибыль растет или снижается под влиянием одновременного действия нескольких факторов. Но при планировании прибыли важное значение имеют степень и направление воздействия на прибыль каждого фактора Динамика выручки от продаж в результате снижения или роста цен на продаваемую продукцию сказывается на величине прибыли иначе, чем динамика выручки в результате увеличения или уменьшения натурального объема продаж

Операционный рычаг выражается не одним, а несколькими показателями, из которых один рассчитывается, когда в плановом периоде изменяется только натуральный объем продаж, второй — когда меняются только цены на реализуемую продукцию, третий — когда изменяются переменные затраты, четвертый — при изменении величины постоянных затрат предприятия.

Ценовой операционный рычаг равен отношению базисной выручки к базисной прибыли от продаж. Это подтверждается логикой предыдущего изложения: поскольку в данном случае прирост (уменьшение) выручки равен приросту (уменьшению) прибыли, темп изменения первой показывает, во сколько раз базисная величина выручки больше базисной величины прибыли. Механизм ценового операционного рычага работает и в случаях убыточности продаж в базисном или плановом периоде.

Операционный рычаг — это отношение выручки от продаж базисного периода, уменьшенной на величину переменных затрат того же периода, к базисной прибыли от продаж, или отношение маржинальной прибыли к операционной прибыли в базисном периоде.
С помощью показателя натурального операционного рычага рассчитывается плановая прибыль от продаж при условии изменения в плановом периоде только натурального объема продаж.

Таким образом, сравнивая результаты расчетов на основе ценового и натурального операционного рычага, можно сделать, следующие выводы:

1. Чем выше показатели операционного рычага обоих видов, тем большим колебаниям подвержена прибыль при одинаковом изменении выручки от продаж Поэтому при высоком операционном рычаге снижение выручки от продаж чаще может привести к убыточности продаж, чем при низком его уровне.

2. Большая разница уровней ценового и натурального операционного рычага отражает относительно сильное влияние динамики переменных затрат на динамику прибыли от продаж. При росте выручки за счет натурального объема продаж увеличение прибыли значительно меньше, чем при увеличении цен. И наоборот, снижение выручки в форме уменьшения натурального объема продаж приводит к лучшему финансовому результату, чем снижение цен.

3. Применение показателей операционного рычага при планировании выручки и прибыли от продаж позволяет без специальных расчетов определять максимально возможное снижение выручки для сохранения безубыточности продаж или минимально необходимый рост выручки для ликвидации убытка от продаж

 

2.

Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита.

Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легкореализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.

Ликвидность и платежеспособность как экономические категории не тождественны, но на практика они тесно взаимосвязаны между собой.

Ликвидность предприятия отражает платежеспособность по долговым обязательствам. Неспособность предприятия погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и бюджетом приводит к его банкротству. Основаниями для признания предприятия банкротом являются не только невыполнение им в течении нескольких месяцев своих обязательств перед бюджетом, но и невыполнение требований юридических и физических лиц, имеющих к нему финансовые или имущественные претензии.

Улучшение платежеспособности предприятия неразрывно связано с политикой управления оборотным капиталом, которая нацелена на минимизацию финансовых обязательств.

Оценка платежеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов платежеспособности, являющихся относительными величинами. Коэффициенты платежеспособности, приведенные ниже, отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счет тех или иных элементов оборотных средств

Коэффициент абсолютной ликвидности а показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наиболее ликвидными оборотными активами - денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями:

Кла = ДС /КП

где ДС- денежные средства и их эквиваленты

КП - краткосрочные пассивы

Принято считать, что нормальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности должен быть 0, 03 - 0, 08.

Коэффициент промежуточного покрытия (быстрой ликвидности) показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить за счет денежных средств, кратко­срочных финансовых вложений и дебиторских долгов:

Клп = (ДС + ДБ) /КП,

где ДБ - расчеты с дебиторами.

Нормальный уровень коэффициента промежуточного покрытия должен быть не менее 0, 7.

Общий коэффициент покрытия (текущей ликвидности) Кло показывает, в какой степени оборотные активы предприятия превышают его краткосрочные обязательства:

Кло = II А/КП

где II А - итог второго раздела актива баланса.

Принято считать, что нормальный уровень коэффициента общего покрытия должен быть равен 1, 5 — 3 и не должен опускаться ниже 1.

Чем выше коэффициент общего покрытия, тем больше доверия вызывает предприятие у кредиторов. Если данный коэффициент меньше 1, то такое предприятие неплатежеспособно. При отсутствии у предприятия денежных средств и средств в расчетах, оно может погасить часть краткосрочных обязательств, реализовав товарно-материальные ценности:

КЛтм.ц= З/ КП

где КЛтм.ц - коэффициент ликвидности товарно-материальных ценностей;

3 — запасы (без 217 строки);

Главная задача оценки ликвидности баланса – определить величину покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата).

Для проведения анализа актив и пассив баланса группируются по следующим признакам:

· по степени убывания ликвидности (актив);

· по степени срочности оплаты (погашения) (пассив).

Активы в зависимости от скорости превращения в денежные средства (ликвидности) разделяют на следующие группы:

А1 - наиболее ликвидные активы - денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения;

А2- быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность и прочие активы;

А3 - медленно реализуемые активы - запасы (без строки 217 и расходов будущих периодов), а также статьи из раздела I актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения» (умень­шенные на величину вложения в уставные фонды других предприятий);

А4 - труднореализуемые активы - итог раздела I актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.

Группировка пассивов происходит по степени срочности их возврата:

П1- наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды, не погашенные в срок;

П2 - краткосрочные пассивы - краткосрочные кредиты и заемные средства;

П3 - долгосрочные пассивы - долгосрочные кредиты и заемные средства;

П4 - постоянные пассивы - итог раздела IV пассива баланса.

При определении ликвидности баланса группы актива и пассива сопоставляются между собой.

Условия абсолютной ликвидности баланса:

А1> =П1;

А2> =П2;

А3> =П3;

А4> =П4.

Необходимым условием абсолютной ликвидности баланса является выполнение первых трех неравенств. Четвертое неравенство носит так называемый балансирующий характер: его выполнение свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств. Если любое из неравенств имеет знак, противоположенный зафиксированному в оптимальном варианте, то ликвидность баланса отличается от абсолютной.

Теоретически недостаток средств по одной группе активов компенсируется избытком по другой, но на практике менее ликвидные средства не могут заменить более ликвидные.

Сопоставление А1 – П1 и А2 – П2 позволяет выявить такую текущую ликвидность предприятия, что свидетельствует о платежеспособности (неплатежеспособности) в ближайшее время. Сравнение А3- П3 отражает перспективную ликвидность. На ее основе прогнозируется долгосрочная ориентировочная платежеспособность.

3.

В состав корпоративного заемного капитала включают:

• краткосрочные кредиты и займы;

• долгосрочные кредиты и займы;

• кредиторскую задолженность как форму привлеченных средств.

Краткосрочные кредиты и займы служат источником формирования оборотных активов. Предоплату рассматривают как беспроцентный кредит поставщикам, который часто становится причиной неплатежей в экономике страны. Западные корпорации редко используют данную форму оплаты продукции, товаров и услуг.

Краткосрочные кредиты и займы отражают в бухгалтерском балансе как краткосрочные обязательства, которые формируют оборотный капитал заемщика. Сумму задолженности по полученным кредитам и займам отражают с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

Долгосрочные кредиты и займы показывают в бухгалтерском балансе как долгосрочные обязательства со сроком погашения более чем через 12 месяцев после отчетной даты. В случае если числящиеся в бухгалтерском учете суммы кредитов и займов подлежат погашению в соответствии с договором в течение 12 месяцев после отчетной даты, непогашенные на конец отчетного периода их суммы отражают по соответствующим статьям краткосрочных обязательств.

Обязательства признают в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

• они могут быть достоверно определены;

• ожидают отток денежных средств в связи с выполнением обязательств;

• являются результатом прошлых или текущих событий;

• присутствует уверенность в будущих потерях, связанных с наличием обязательств.

Обязательства, показанные в балансе как долгосрочные и намеченные к погашению в отчетном году, могут быть представлены на начало данного отчетного года как краткосрочные. Факт представления обязательств, учтенных ранее как долгосрочные, необходимо раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу.

Долгосрочные кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитывают обособленно. Аналитический учет кредитов и займов долгосрочного характера осуществляют по их видам, кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их. Стоимость привлечения заемного капитана взаимосвязана с оценкой кредитоспособности заемщика банка. Чем выше уровень его кредитоспособности по оценке кредитора (банка), тем ниже стоимость привлекаемого предприятием заемного капитала. Следует иметь в виду, что минимальную ставку процента за кредит устанавливают для первоклассного заемщика.

Стоимость банковского кредита определяют на основе процентной ставки (цены кредита), которая формирует расходы заемщика по обслуживанию долга. Данная ставка в процессе оценки требует ряда уточнений. Она должна быть:

• скорректирована на размер других затрат заемщика, обусловленных кредитным договором (например, страхование кредита за счет заемщика);

• понижена на сумму ставки налога на прибыль с целью отражения реальных расходов ссудополучателя по привлечению кредита.

С учетом этих положений стоимость заемного капитала в форме банковского кредита (ЗКбк) устанавливают по формуле

где СП – ставка процента за банковский кредит, %; Нс – ставка налога на прибыль, доли единицы; УРбк – уровень расходов заемщика по привлечению банковского кредита в его сумме, доли единицы.

Даже небольшой перечень ситуаций показывает многообразие возможных вариантов выбора банка для обслуживания. Получить представление о надежности и финансовой устойчивости банка можно из публикуемой им отчетности за ряд периодов (лет) и сравнения приведенных в ней показателей с показателями других коммерческих банков.

 

4.

Лизинг как альтернативная форма финансирования долгосрочных инвестиций в основной капитал корпораций получает все большее распространение в экономике Российской Федерации. Он выражает совокупность экономических и правовых отношений, которые возникают между хозяйствующими субъектами в связи с реализацией договора лизинга.

В соответствии с договором лизинга арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю за плату данное имущество во временное владение и пользование.

Лизинговая сделка, таким образом, – это совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга. К обязательным договорам относят договор купли-продажи имущества. К сопутствующим договорам – договоры о привлечении денежных средств, договоры залога, поручительства, страхования предмета лизинга и пр.

Сублизинг – особый вид экономических отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом третьему лицу, которую оформляют договором сублизинга. При сублизинге лицо, осуществляющее сублизинг, принимает предмет у лизингодателя по договору лизинга, а передает его во временное пользование лизингополучателю по договору сублизинга. Переуступка лизингополучателем третьему лицу своих обязательств по выплате лизинговых платежей не допускается. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным условием служит письменное согласие лизингодателя.

Услуги, предоставляемые лизинговыми корпорациями лизингополучателям, платные, поэтому они обязаны своевременно выплачивать лизингодателям предусмотренные договором лизинга арендные платежи.

Лизинговые платежи по соглашению сторон можно осуществлять:

• в денежной форме;

• натуральной (компенсационной) форме;

• смешанной (комбинированной) форме.

Если стороны в соответствии с договором производят расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), выпускаемой с помощью предмета лизинга, то цену на такую продукцию устанавливают по соглашению между сторонами.

Размер лизинговых платежей можно изменять по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором лизинга, но не чаще, чем один раз в три месяца. Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента использования предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором.

Лизинг обладает существенными преимуществами перед другими формами инвестирования в основной капитал предприятий:

• частично устраняет риск потерь, связанных с моральным износом оборудования;

• снижает налогооблагаемую прибыль лизингополучателя, так как затраты по лизингу относят на издержки производства продукции;

• избавляет корпорацию от непроизводительных затрат по содержанию оборудования, временно простаивающего вследствие сезонности и цикличности производства;

• предотвращает иные формальности, неминуемые при получении кредита в банке, что очень важно для малых и средних корпораций, не обладающих достаточной кредитоспособностью;

• дает возможность составить гибкий график лизинговых платежей в соответствии с операционным циклом и потоком денежной наличности у лизингополучателя. Это означает, что лизинговая корпорация при расчете лизинговых платежей должна учитывать финансовое состояние своего партнера.

Дальнейшему развитию лизингового бизнеса в России препятствуют недостаточность финансового потенциала лизинговых корпораций, их чрезмерная зависимость от кредитов коммерческих банков, а также высокая цена кредитных ресурсов, что повышает стоимость лизинговой сделки. Характерен для России и большой уровень рисков, связанных с лизинговой деятельностью, в частности риска невыплаты лизинговых платежей.

 

 

5.

Одним из основных показателей, характеризующих финансовую устойчивость, является коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага). В финансовом менеджменте существует понятие, позволяющее определить эффективность привлечения внешних источников (эффективность финансового рычага).

В деятельности коммерческих организаций различают:

· внутреннее финансирование (прибыль)

· внешнее финансирование (кредиты, займы).

В связи с тем, что имеет место внешнее финансирование, различают такое понятие как «финансовый рычаг» или «финансовый леверидж», т.е. предел до которого может быть улучшена деятельность предприятия за счет использования внешних источников финансирования.

Для каждого конкретного периода деятельности компании при использовании внешних заимствований финансовый менеджер должен определить предел, до которого можно использовать заемные средства, т.к. их превышение может привести к потере независимости и свести на нет эффективность привлечения заемных средств. В странах с развитой рыночной экономикой заемный капитал является более дешевым, чем собственный, т.к. существует эффект «налогового щита». Проценты за кредит выводятся из-под налогообложения (включаются в себестоимость), а дивиденды выплачиваются из ЧП, которая попадает под налогообложение. Дивиденды по акциям, сами по себе, выше ставок за кредит (из-за риска).

Эффект финансового рычага (ЭФР) базируется на фундаментальной теории финансового менеджмента о структуре капитала (теория Модильяни-Миллера). Общеизвестно, что основными источниками средств являются внутренние (собственный капитал) и внешние (заемный капитал). Модильяни и Миллер упрощают эту схему до предела, считая, что весь собственный капитал представлен обыкновенными акциями, рыночная стоимость которых равна S, а весь заемный капитал представлен облигациями, рыночная стоимость которых равна D. Тогда рыночная стоимость фирмы по Модильяни-Миллеру равна сумме:

V = S + D (1)

Структура капитала представляется составляющими S и D, а их отношение D / S = L называется финансовым рычагом или левериджем.

Под финансовым левериджем понимается некая характеристика финансовых условно-постоянных расходов в общей сумме текущих расходов фирмы как фактор колеблемости ее финансового результата. Варьирование уровнем этого показателя означает большее или меньшее замещение собственных источников финансирования средствами, привлекаемыми от сторонних лиц на долгосрочной платной основе3. Т.е. управление уровнем финансового левериджа - это стратегическое (долгосрочное) планирование на предприятиях.

Финансовый леверидж - это доля займов в общем капитале компании. При этом, компании следует выбирать такую структуру капитала, которая может повысить цену ее акции.

В общем виде финансовый рычаг (леверидж) - это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств. А эффект финансового рычага - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Эффект финансового рычага возникает из-за расхождения между экономической рентабельностью и " ценой" заемных средств. Экономическая рентабельность активов представляет собой отношение величины эффекта производства (т.е. прибыли до уплаты процентов за кредиты и налога на прибыль) к суммарной величине совокупного капитала предприятия (т.е. всех активов или пассивов).

Высокая доля заемного капитала характеризует, соответственно, высокий эффект финансового рычага, но, в тоже время, высокий риск потери финансовой устойчивости предприятием. Т.е. при выборе политики финансирования финансовый менеджер, используя финансовый рычаг, должен грамотно соотнести повышение рентабельности капитала и риск потери финансовой устойчивости (независимости) предприятия. При этом, еще и учесть тот факт, что эффект финансового рычага повышает рыночную стоимость предприятия (цену его акций). Суть этого финансового риска заключается в том, что платежи по кредитам и займам являются обязат






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.