Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Драматический театр. В 15-16 вв. в Ш. получили распространение школьные театры






В 15-16 вв. в Ш. получили распространение школьные театры. В королев, замках с кон. 16 в. устраивались театр, представления. Первый придворный театр открыт в Стокгольме в 1649. До нач. 19 в. в нём играли итал. опера и труппа комедии дель арте, нем. и неск. франц. трупп; последние оказали большое влияние на театр, жизнь, подчиняя её вкусы канонам франц. классицистского театра. Первой постоянной нац. сценой стал упсальский Студенческий театр (1682- 1691). В 1737 любит, труппа из молодых дворян и чиновников получила название " Королев, швед, сцены". С 1753 этот театр уступил место франц. и итал., труппам. При Густаве III появились первые общедоступные швед, театры в Гётеборге (1779), в Стокгольме (1788); см. Шведский Королевский драматический театр. До 70-х гг. 19 в. на сцене господствовал франц. водевиль, псевдоисторич. трагедии А. Коцебу и его подражателей. Стиль актёрской игры был тяжеловесно-декламационен. В 70-е гг. в связи с обществ., экономич. и культурным подъёмом в репертуар частных и гос. театров проникла " новая драма" (в т. ч. Г. Ибсен и Б. Бьёрнсон). Утверждение реализма неразрывно связано с А. Стриндбергом - крупнейшим драматургом и теоретиком театра. Хотя MH. историч. драмы Стриндберга заняли прочное место в репертуаре европ. театров, большинство его произв., отмеченных печатью смелого новаторства, не нашли признания на нац. сцене. В 1907 Стриндберг (совм. с реж. А. Фальком) открыл в Стокгольме Интимный театр (существовал до 1910), поставивший большинство его пьес. Большое влияние на театр, деятелей Ш. оказали гастроли нем. Камерного театра, постановка M. Рейнхардом на сцене Королев, драматич. театра " Игры снов" Стриндберга (1921), а также гастроли MXT (1921- 1922). Деятельность крупных актёров 1-й четв. 20 в. H. Персонне, X. Боссе, T. T. Тейе, В. Шёстрёма, Э. Хильберга, И. Хедквиста, А. де Валя утвердила на швед, сцене принципы психологич. peaлизма.

Сцена из спектакля " Макбет" У. Шекспира. Гётеборгский городской театр. 1948. Реж. И. Бергмаа.

Мастером сценич. перевоплощения был И. Экман. Крупнейшим режиссёром 1-й пол. 20 в. стал У. Муландер. В 30-е гг. в театр пришёл А. Шёберг, а в 40-е - И. Бергман - ведущие деятели совр. нац. театр, иск-ва. В годы 2-й мировой войны Королев, драматич. театр вёл беспринципную репертуарную политику, принимая к постановке гл. обр. развлекат. драматургию. В то же время лишь Гор. театр Гётеборга под рук. T. Хаммарена открыто выступил против нацизма. Здесь ставились антивоен. спектакли: " Готовность" Альстрёма (1941), " Скачи в ночь! " Myберга (1942), " Нильс Эббесен" Мунка (1944) и др. Одним из самых ярких антифаш. спектаклей был " Калигула" А. Камю в пост. Бергмана (1946). В 50-е гг. возникли частные театры, пропагандировавшие драматургию абсурда. Но на гос. сценах предпочтение отдавалось классике, а также пьесам иностр. драматургов - Ж. П. Сартра, Ж. Ануя, А. Миллера, T. Уильямса, Дж. Осборна. Усилился интерес театров Ш. к произв. А. П. Чехова, Л. H. Толстого, H. В. Гоголя, M. Горького, В. В. Маяковского, В. П. Катаева. Для 60-х гг. характерна возрастающая политич. активность швед, театра. Одним из самых репертуарных драматургов стал Б. Брехт. Родилась идея театра-группы, т. е. содружества актёров, режиссёров, драматурга, создающих спектакль на основе общих политич. и художеств, взглядов. Такие группы сложились внутри театров (напр., вокруг спектакля Королев, драм, театра " Они", посвящённого войне во Вьетнаме, 1967), иногда выделялись в отдельные театр, коллективы - т. н. " свободные театры", получившие особенно широкое распространение в кон. 60-х - в 70-е гг. Спектакли этих театров зачастую носят ярко выраженный политич. характер, имеют форму ревю, насыщены музыкой, пением, пантомимой. Сценарий спектакля сочиняется всей труппой. Наиболее известен Стокгольмский свободный профессиональный театр, выступающий с поддержкой экономич. и политич. требований рабочего класса и разъезжающий по всей стране. Крупнейшие актёры совр. швед, театра: И. Тидблад (ум. в 1975), Э. Юсефсон, Г. Вольгрен, А. Эк, Э. Адольфсон, Э. Дальбек, Г. Рюдеберг, X. Лёве, T. Павле, С. Руд, У. Пальме, К. Кавли, Я. Кулле, А. Третов, С. Фюрст, П. Оскарсон, Э. X. Ерегорд. Помимо Королевского драматич. и городского в Стокгольме работает неск. частных театров. В Гётеборге, Мальме и др. имеются драматич. театры. Для обслуживания небольших городов создан гос. гастролирующий " Рикс-театр", дающий в год до 700 представлений в более чем 100 населённых пунктах.

Лит.: Nordensvan G., Svensk teater och Svenska skadespelare..., del 1 - 2, Stockh., 1917-18; HillestromP., Gustaviansfc teater, Stockh., 1947; E n g e 1 P. G., Janzon L., Sju decennier. Svensk teater under 1900-talet, [Stockh.], 1974.

О. В. Гарибова.

Цирк. В Ш систематически выступали передвижные цирковые коллективы. Среди них получили известность цирки под рук. Орландо, бр. Миярес, Б. Шрайбер. Родоначальник крупнейшей цирковой династии - Ж. Л. Хоуске; в 60-е гг. 19 в. его жена, наездница Рене Леонар, возглавляла Стокгольмский цирк. Среди крупных цирков 1920-х гг.- Цирк Скотт (под рук. Кэт Бронетт), Цирк Скала (под рук. Гарри и Элен Йонсон), 40-50-х гг.- цирк-варьете Тролле Родина.

А. Я. Шнеер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.