Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. Музыка Ш. основывается на различных национальных традициях






Музыка Ш. основывается на различных национальных традициях. В нар. и композиторском муз. творчестве проявляются черты общности и своеобразия швейц. музыкального иск-ва в целом. В песенном фольклоре выделяются сложившиеся в разных р-нах Ш. в 13- 16 вв. патриотич., гл. обр. антифеод, песни и специфич. жанр альп. горцев - йодль, а также пастушьи наигрыши альп. рожка. Среди танцев-" птичья" полька, хороводные. В средние века возникшее в монастырях проф. муз. иск-во было связано с литургич. музыкой. Муз. теоретик монах Ноткер Бальбулус (" Заика") ввёл секвенции (10 в.), Тутило - тропы, Глареан (16 в.) в трактате " Додекахор дон " (" Двенадцатиструнник ") классифицировал 12 осн. церк. ладов. Носителями светского муз. иск-ва были миннезингеры У. фон Зингенберг и Б. Штайнмар (13 в.), И. Хадлауб (нач. 14 в.). В 16 в. выдвинулись мастера церк. хоровой полифонич. музыки Л. Зенфль (жил также в Мюнхене), Л. Буржуа (Женева), И. Ванненмахер (Берн), Г. Майер (Базель); в 17 в.- композиторы И. У. Зульцбергер и В. Молитор (также светские соч.). В нач. 17 в. возникли гор. проф. муз. объединения " коллегиум музикум". С 18 в. развивалась муз.-сценич. и инстр. музыка - зингшпили И. Майера фон Шауэнзе (пост, в Люцерне), увертюры, трио-сонаты Г. Альбикастро-Вайсенбурга, фп. пьесы И. К. Бахофена и И. X. Эгли. Первые оперы (нем. и итал.) пост, в Цюрихе в 1788; оперы швейц. композиторов Ф. Шнидера фон Вартензе, Г. Гёца и др. ставились с 1820-х гг. в Цюрихе (с 1834 регулярно); с сер. 19 в. шли гл. обр. оперы P. Вагнера, с кон. 19 в.- X. Хубера (5 опер) и О. Шёка (они также авторы симфоний и др. соч.). В 19 в. распространилось муз.-просвет, движение (осн. на воспитат. идеях И. Г. Песталоцци, кон. 18 - нач. 19 вв.); создан ряд хоровых об-в и муз. уч. заведений. Видные швейц. композиторы были также педагогами, руководителями хор. об-в, школ и др., в т. ч. Ф. Хегар, Э. Жак-

Реформатская цер ковь в Цюрих-Альт-штеттене. Интерьер

(1938 - 41, архитектор В. М. Мозер).

Далькроз (основатель системы ритмич. воспитания) и др. Среди музыкантов Ш. нач. 20 в.-Г. Доре, Ф. Андре, Э. Блох (позднее жил в США), Э. Aнсерме (основатель и руководитель оркестра " Романской Швейцарии", 1918), А. Ганьебен, Г. Зутер. Характерное для их музыки сочетание традиций P. Вагнера, P. Штрауса и др. т. н. поздних нем. романтиков с приёмами К. Дебюсси, M. Равеля особенно ярко проявилось в 20-30-е гг. в творчестве (всех жанров)

Ф. Мартена. Швейцарцем по происхождению был А. Онеггер. В числе музыковедов - M. Люсси, К. Неф, А. Мозер, Ж. Хандшин. В сер. 30-х гг. выдвинулись композиторы В. Буркхард, П. Мюллер, К. Бек, А. Ф. Марескотти. Первыми (сер. 40-х гг.) применяли серийную технику В. Фогель, затем P. Либерман (опера " Леонора 40-45", концерт для джазбэнда и др.), Г. Зутермейстер (оперы " Волшебный остров", " Раскольников", инстр. соч., хоры) и др. Среди музыковедов - В. Шу, А. Э. Шербюлье. С 50-х гг. наиболее известны А. Шиблер, Ж. Вильдбергер, К. Хубер, P. Кельтерборн. Образцы новейшей, т. н. экспериментальной, музыки создают X. Холлигер, Ю. Виттенбах, У. П. Шнайдер, P. Мозер и др.; в Ш. проникают нек-рые формы джаза, появляется лёгкая музыка в нар. духе (песни и йодли Ф. Лихти). Муз. жизнь городов Ш. (с 10-х гг.) в значит, степени определялась пребыванием в ней (благодаря её нейтралитету в двух мировых войнах) крупнейших музыкантов разных стран Европы: Ф. Бузони, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, P. Штрауса, П. Хиндемита, Б. Мартину, Э. Петри и др. В Ш. работают крупные междунар. муз. орг-ции, проводятся муз. фестивали, симпозиумы, конкурсы (в т. ч. Междунар. конкурс муз. исполнителей в Женеве). В 70-е гг. в Ш. более 10 симф. оркестров, камерные оркестры и ансамбли (знаменитые базельские оркестр и квартет), оперные труппы, хоровые об-ва. Среди исполнителей - дирижёры Э. Апья, H. Эшбахер; пианисты Э. Фишер, H. Магалов; скрипачи А. Пошон, Ф. Хирт; певцы Э. Хефлигер, X. Ю. Peфус, певицы Л. Делла Каса, Э. Матис; церк. органисты К. В. Зенн, Э. Кауфман, Г. Функ. Работают ассоциация швейц. музыкантов и композиторов, Союз музыкантов Ш.; Базельская академия музыки, Высшая школа музыки в Цюрихе, консерватории в Женеве и Лозанне, имеются муз. ф-ты при ун-тах, многочисл. гор. и церк. школы. Издаются " Sweizerische Musikzeitung", междунар. научные изд. " Acta musicologica" и др.

Лит.: Becker G., La musique en Suisse, Gen., 1923; Refardt E., Musik in der Schweiz, Bern, 1952; 40 Schweizer Komponisten der Gegenwart, Amriswil, 1956.

Дж. К. Михайлов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.