Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение.






В 1977 в Ч. издавалось ок. 70 ежедневных газет общим тиражом 800 тыс. экз. После прихода к власти всент. 1973 воен.-фаш. хунты все прогрессивные газеты и журналы запрещены, радиостанции закрыты. В дек. 1975 принят закон, позволяющий закрывать газеты и радиостанции, сообщения к-рых могут быть расценены как " антипатриотические". Наиболее влиятельные ежедневные газеты в Сантьяго: " Меркурио" (" Еl Mercuric"), с 1900, тираж 150 тыс. экз. Газетный трест " Меркурио" под тем же назв. издаёт газеты в Вальпараисо, Антофагасте и др. городах, выпускает вечернюю газету " Сегунда" (" La Segunda"), с 1931, тираж 65 тыс. экз., и газету " Ультимас нотисиас" (" Las Ultimas Noticias"), с 1902, тираж 50 тыс. экз.; " Терсера де ла ора" (" La Tercera de Ia Нога"), с 1950, орган ВВС, тираж 200 тыс. экз.; " Патрия" (" La Patria"), офиц. орган воен. хунты с окт. 1973. Наиболее распространённые еженедельные иллюстрированные журн.- " Bea" (" Vea"), с 1939, тираж 180 тыс. экз., и " Эрсилья" (" ErciНа"), с 1934, тираж 300 тыс. экз.; еженедельный католич. журн. " Ке паса" (" Que Pasa") и ежемесячный " Менсахе" (" Mensaje"), с 1944. Нелегально издаются газ. " Унидад антифасиста" (" Unidad Antifascista")-орган компартии Ч. (КПЧ); журн. " Принсипиос" (" Los Principles"), теоретич. орган ЦК КПЧ.

Информац. агентство Орбе, осн. в 1953 (частное), снабжает информацией столичные газеты, радио и телевидение. Радиовещание с 20-х гг. Наиболее крупные радиостанции: " Агрикультура", " Кооператива" (ХДП), " Минерия" и " Нуэво мундо". Телевидение с 1959. В 1977 было св. 20 телестанций. M. А. Шлёнова.

XIII. Литература

Лит-pa развивается на исп. яз. с начала колониального владычества Испании (16 в.). Выдающееся произв. 16 в.- поэма " Араукана" (ч. 1-3, 1569-89) испанца А. де Эрсильи-и-Суньиги (1533- 1594), в к-рой изображено героич. сопротивление арауканов колонизаторам. Фольклор креолов представлял собой трансформированную исп. нар. поэзию. В период Войны за независимость исп. колоний в Америке 1810-26 гл. жанром была публицистика, характерный представитель к-рой - К. Энрикес (1769- 1825), основатель первой чилийской газ. " Аурора де Чиле" (" Aurora de Chile"). Первые нац. драмы в 20-е гг. были созданы M. Магальянесом (1812-13). После завоевания независимости (1818) Ч. благодаря относит, устойчивости полнтич. жизни стала пристанищем для мн. литераторов из др. стран Лат. Америки. Значит, вклад в культуру Ч. внёс венесуэльский поэт и учёный А. Бельо (1781-1865). В 1842, открывая Лит. об-во Ч., обществ, деятель, учёный и прозаик X. В. Ластаррия (1817-88) сформулировал задачу создания нац. лит-ры. Поэзия С. Санфуэнтеса (1817-60), 3. Лильо (1826-1910) и др., драматургия К. Бельо развивались гл. обр. в русле романтизма. В прозе преобладала бытописательская тенденция - т. н. кастумбризм. Его основоположник X. Вальехо (1811-58) в рассказах сатирически рисовал жизнь чилийского общества. Черты костумбризма имела также автобиографич. и мемуарная лит-ра.

Особенности социально-ист, развития

Ч. вступившей на путь капитализма раньше, чем др. страны Лат. Америки, обусловили появление в сер. 19 в. критич. реализма, крупнейшим представителем к-рого был А. Блеет Гана (1830-1920). В цикле романов " Человеческая комедия Чили" он изобразил чилийское общество сер. 19 в. Центр, тема его соч., в т. ч. романа " Мартин Ривас" (1862), - моральные конфликты, порождённые властью денег. Критически изображали социальную жизнь Ч. также Д. Баррос Грес (1834-1904) и Л. Оррего Луко (1886- 1948), показавший в романе " Большой дом" (1908) деградацию помещичьей аристократии.

На рубеже 19-20 вв. под влиянием никарагуанского поэта P. Дарио поэты стремились к поискам новых стихотв. форм и новой образности (П. А. Гонсалес Бастиас, 1863-1905; M. Хара, р. 1886, и др.). Значит, место заняли стихи о природе Ч.: сб-ки " От моря к горам" (1903) Д. Дубле Уррутиа (р. 1878) и " Чилийская душа" (опубл. 1912) К. Песоа Велиса (1879-1908). Стихи Песоа Beлиса проникнуты нар. духом и социальным протестом. Проза нач. 20 в. отразила острые социальные проблемы Ч. В сб. рассказов Б. Лильо (1867-1923) " Под землёй" (1904, в рус. пер.- " Пост № 12", 1962) беспощадно разоблачалась эксплуатация шахтёров иностр. компаниями. Социальная и моральная критика бурж. общества характерна для т. н. романа города. Представители этого течения - А. д'Альмар (1882-1950, " Хуана Лусеро", 1902), X. Эдварде Бельо (1887? - 1968) ориентировались в основном на эстетику натурализма. T. н. креолисты изображали гл. обр. природу и сел. жизнь. Теоретич. принципы креолизма наиболее последовательно были реализованы его вождём M. Латорре (1886-1955), полагавшим, что нац. чилийский характер формируется естеств. средой. В русле креолизма написаны произв. Ф. Ганы (1867- 1926), P. Малуэнда (р. 1885), Ф. Сантивана (р. 1886), Л. Дурана (1895-1954).

Начиная с 20-х гг. преимуществ, развитие получила поэзия. Достигло зрелости творчество Габриели Мистраль (1889-1957). Её стихи, насыщенные лиризмом, противостояли изысканному стилю эпигонов модернизма. Сб-ки " Отчаяние" (1922), " Тала" (1938), " Давильня" (1954), вобрав индивидуальные чувства поэтессы, отразили в то же время особенности сознания народов Лат. Америки. В русле мирового авангардизма развивалась поэзия В. Уйдобро (1893-1948), теоретика и вождя чилийского " креасионизма" (от исп. сrеаr - творить). Глубокую эволюцию в 30-е гг. претерпело творчество крупнейшего чилийского поэта П. Неруды (1904-73). От интимной лирики и субъективной поэзии, исполненной трагич. неприятия мира (" Местожительство - Земля", т. 1-2, 1925-35), он пришёл к гражд. поэзии (" Испания в сердце", 1937), а затем к созданию эпич. поэмы " Всеобщая песнь" (1950) о земле и людях Лат. Америки. Тяга к филос. осмыслению действительности отразилась в его " Одах изначальным вещам" (1954-57) и книге лирико-гротескных стихов " Эстравагарио" (1958). О расширении лирич. мира Неруды свидетельствуют его стихи 60-70-х гг., опубл. в сб-ках " Колокола и море" и " Элегии" (оба 1974).

С приходом к власти первого пр-ва Нар. фронта (1938) обострился интерес к социальным вопросам. В прозе заметно стремление осмыслить коренные проблемы жизни страны: " Кровь и надежда" (1943) H. Гусмана (1914-64), " Уголь" (1953) Д. Муньоса (р. 1903), " Большой север" (1944) А. Сабельи (р. 1912), " Селитра" (1954) и " Жители пампы" (1956) Г. Сентено (1912-62) из жизни пролетариата. Ист. оптимизм в изображении борьбы рабочих, их политич. и духовной эволюции наиболее полно выражен в романах В. Тейтельбойма (р. 1916) " Сын селитры" (1952) и " Семя на песке" (1957), Э. Делано (р. 1910) " Ячейка" (1958, в рус. пер.- " Ольга", 1962) и " Ветер гнева" (1961). Ф. Колоане (р. 1910) отразил в книгах " Мыс Горн" (1941), " Огненная земля" (1956) и " Дорога китов" (1962) своеобразный мир обитателей приморского края, борющихся с природной стихией и социальным злом. Роман Ф. Алегрии (р. 1918) " Призовая лошадь" (1957) поев, поискам человеком собств. сущности во враждебном ему бурж. обществе. В романах M. Рохаса (1896-1973) " Сын вора" (1951), " Слаще вина" (1958), " Тени на стене" (1964) социальные проблемы показаны в преломлении их через внутр. мир героя.

Освоение новой повествоват. техники, психологизм характерны для прозы 50- 60-х гг.: К. Дрогет (р. 1915), X. Доносо (р. 1926). Среди произв., рисующих классовую борьбу в период власти Нар. единства, романы Г. Атиаса " И потекли денежки" (1972), " Против течения" (1978). В 70-е гг. развивается тенденция документального изображения действительности. Фаш. путч (сент. 1973) прервал естеств. развитие лит-ры Ч.: в стране началось преследование прогрессивных писателей и издателей. мн. писатели, оказавшиеся в эмиграции, посвящают свои соч. трагич. событиям недавней истории (роман А. Скармета " Мне снился горящий снег", 1975).

Лит.: формирование национальных литератур Латинской Америки, M., 1970; А л е г р и а Ф., Горизонты реализма, M., 1974; Художественное своеобразие литератур Латинской Аме лжи, M., 1976; Montes H. у Оr lа n d i J., Historia de Ia literature chilena, Santiago de Chile, [1957]; Merino R e у e s L., Panorama de Ia literatura chilena,

Wash., 1959; его же, Perfil humano de Ia literatura chilena, Santiago de Chile, [1967]; SilvaCastroR., Historia critica de la novela chilena, Madrid, 1960; его же, Panorama literario de Chile, [Santiago de Chile, 1961]; R oj a s M., Historia breve de Ia literatura chilena, [Santiago de Chile, 1966]; S o1 a r H. del, Brewe estudio у antologia de los premios nacionales de literatura, [Santiago de Chile, 1965]. B. H. Кутейщикова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.