Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чётные и нечётные функции 3 страница






Чехосл. радио (осн. в 1923) и Чехосл. телевидение (осн. в 1953)- правительств. орг-ции ЧССР. Основное радиовещание (ведётся по 5 программам) осуществляет радиостанция " Прага", телевещание (по двум программам)- центры в Праге, Брно, Остраве, Пльзене.

В 1975 было 5762 больницы и родильных дома, 615 спец. лечебных ин-тов, 433 санаторные лечебницы, 509 н.-и. мед. ин-тов, 76 ин-тов охраны матери и ребёнка. В республике работало 27 896 врачей, т. е. 1 врач на 362 жит.

Многочисленны минеральные источники, вокруг к-рых - всемирно известные бальнеологии, курорты: Карлови-Вари, Марианске-Лазне, Франтишкови-Лазне, Подебради.

Литература. Появлению первых произв. чеш. письменности (духовные песни, жития, легенды; на старослав. яз.) способствовала просветительская деятельность бр. Кирилла и Мефодия и их учеников на рубеже 9-10 вв. В кон. 11 в. с усилением рим. церкви старослав. язык был вытеснен латынью. Наиболее значит. памятник на лат. яз.-" Чешская хроника" (1125) Козьмы Пражского. С кон. 13 в. зарождается письменность на чеш. яз., развивается светская лит-pa. Проникновение идей Возрождения в Ч. способствовало расцвету чеш. лит-ры в 14 в. Среди историч. произв. выделяется стихотворная т. н. Болеславская (или Далимилова) хроника (ок. 1308-14) Далимила Meзиржицкого. Появились сатирич. и дидактич. соч. (нар. драма " Продавец целебных мазей" и др.), рыцарская лит-ра (роман, эпос). Распространились любовная лирика, лирич. и сатирич. песни вагантов (бродячих монахов, бродячих студентов). Первый известный по имени писатель Ч.- сатирик С. Фляшка (сер. 14 в.- 1403), в творчестве к-рого отражены противоречия между королём и феод, знатью. В соч. T. Штатного (ок. 1333 - ок. 1405) и др. выражен протест против чужеземного засилья; проявились реформаторские тенденции.

Новый этап в развитии лит-ры связан с гуситским революционным движением (1-я пол. 15 в.). В это время распространились антикатолич. проповеди (Ян Гус, ок. 1371-1415; Ян Желивский, ум. 1422), эпистолярные соч. (Ян Гус, Ян Жижка, ок. 1360-1424, и др.), листовки, манифесты, стихотв. воззвания (" Спор Праги с Кутна-Горой"), боевые песни (" Кто вы, божьи воины" и др.). После подавления гуситского движения лит-pa продолжала сохранять патриотич. дух (творчество П. Хельчицкого, ок. 1390- ок. 1460).

В 1468 в Ч. началось книгопечатание. С кон. 15 в. в обстановке укрепления феодализма внимание чеш. авторов было сосредоточено на работах науч. характера. Нек-рые соч. содержали протест против рутинных традиций средневековья. В 16 в. развивался традиц. вид лит. творчества - хроника.

Засилье католичества в 17-18 вв. задержало развитие лит-ры. Вновь возросло влияние латыни; чеш. книги уничтожались, MH. писатели эмигрировали. Самый выдающийся писатель этого времени - Я. А. Коменский (1592-1670), педагогич. и художественно-филос. соч. к-рого характеризуются последоват. гуманизмом (" Лабиринт света и рай сердца", 1623). В Ч., помимо официальной лит-ры, служившей целям католич. пропаганды, бытовали рукописные соч. Безвестные " писмаки" переписывали чеш. книги, сохраняя их для будущих поколений. В русле барокко развивалась любовная лирика. Большую роль в духовной жизни чеш. народа в это время играло устное нар. творчество. л. С. Кишкин.

В эпоху Чешского нац. возрождения (кон. 18 - 1-я пол. 19 вв.) деятельность " будителей" во многом определила характер литературы. Вначале её развитие протекало в просветительских формах и характеризовалось борьбой за идеалы разума (И. Добровский, 1753-1829), за права чешского языка, на к-ром создавались оды, басни, светская лирика (А. Я. Пухмайер, 1769-1820, и др.). В 1810-20-х гг. в выступлениях филолога и поэта И. Юнгмана (1773- 1847), П. И. Шафарика (1795-1861) формируется программа развития нац.-самобытной литературы. Преобладающими стали тенденции предромантизма. Для лит-ры этого времени характерны обращение к фольклору, поэтизация героического прошлого, сознание родства слав, народов и их культур. Наиболее значит, произв.- т. н. Краледворская (1817) и Зеленогорская (1818) рукописи, стилизованные В. Ганкой (1791 -1861) и И. Линдой (1789-1834) под древние патриотич. сказания и выданные за старинные памятники; поэма " Дочь Славы" (1824, 2-я ред. 1832) певца " славянской взаимности" Я. Коллара (1793-1852), сб-ки стихов Ф. Л. Челаковского (1799- 1852) " Отзвук русских песен" (1829) и " Отзвук чешских песен" (1839). В 30-е гг. возник революц. романтизм, к-рый принёс в лит-ру не только мятежный порыв к свободе, субъективно-лирич. начало, но и широкую филос. проблематику (К. Г. Маха, 1810-36; лирич. поэма " Май", 1836, и др.). Получила развитие драматургия (И. К. Тыл, 1808- 1856, и др.).

В период Революции 1848-49 в чеш. землях в лит-ре обозначились реалистич. тенденции, усилилось её социально-критич. и героико-патриотич. звучание (драмы Тыла" Кутногорские рудокопы", 1848; " Ян Гус", 1849). Появилась антиабсолютистская и антиклерикальная сатира: поэмы К. Гавличка-Боровского (1821- 1856), " Тирольские элегии" (1852, опубл. 1861), " Крещение св. Владимира" (1848- 1854, полностью опубл. 1876). В годы габсбургской реакции (сер. 19 в.) особое место занимали повести Б. Немцовой (1820-62), отразившие социальные противоречия и представление о народе как о главном носителе морально-этич. ценностей (" Бабушка", 1855, и др.). Фольклорно-романтические традиции продолжал К. Я. Эрбен (1811-70; сб. баллад " Букет", 1853).

В 60-80-е гг. происходит дальнейшее развитие реализма, принципы к-рого складываются гл. обр. в лит.-критич. статьях Я. Неруды (1834-91). Художеств, творчество Неруды утверждало реалистич. поэтику гражданской и интимной лирики (" Книга стихов", 1868; " Простые мотивы", 1883; " Баллады и романсы", 1883), ввело в лит-ру жизнь города. Один из гл. мотивов его прозы - осмеяние мещанства (" Малостранские повести", 1878, и др.). Социально-нравств. проблемы лежат в основе повестей из жизни деревни В. Галека (1835-74; " На выселках", 1873)и К.Светлой (1830- 1899; " Деревенский роман", 1869). К нач. 90-х гг. усилилась социально-критич. направленность реализма; всё большее место в лит-ре стали занимать тема взаимоотношений личности и общества, изображение внутр. мира человека. Значит. тельны успехи историч. романа: А. Ирасек (1851 -1930) запечатлел важнейшие моменты чеш. истории, создал панораму гуситского движения как нар.-освободит, войны (" Между течениями", т. 1-3, 1887-90; " Против всех", 1893). К социальным конфликтам своей эпохи обращались А. Сташек (1843-1931; роман " В мутном водовороте", 1900), Я. Арбес (1840-1914; роман " Современные упыри", 1882). Критика социальных пороков, патриотич. мотивы, романтич. предощущение революц. перемен свойственны поэзии С. Чеха (1846-1908; поэма " Песни раба", 1894), И. В. Сладека (1845-1912; сб. " Сельские песни и чешские сонеты", 1890), Я. Врхлицкого (1853-1912; сб. " Обломки эпопеи", 1886). В реалистич. драмах Г. Прейссовой (1862-1946) " Её падчерица" (1890), А. Мрштика (1861- 1925) и В. Мрштика (1863-1912) " Мариша" (пост. 1894), Ирасека " Войнарка" (1890), " Отец" (опубл. 1895) изображены трагич. судьбы крестьян, показано влияние капиталистич. отношений на жизнь деревни.

На рубеже 19-20 вв. лит. процесс отличался пестротой и противоречивостью. На литературу заметное влияние оказывали рабочее движение, социалистические идеи. Вместе с тем неприятие бурж. действительности сопровождалось зачастую индивидуалистич. бунтом, что нашло отражение в " Манифесте чешской модерны" (1895). Резкое обличение бурж. отношений при отсутствии ясной перспективы характерно для поэзии И. С. Махара (1864-1942; сб-ки " Tristium vindobona", 1893; " Голгофа", 1901; поэма " Магдалена", 1894). Дух стихийного классового протеста пролетариата вобрали в себя " Силезские песни" (отд. изд. 1909) П. Безруча (1867-1958). Возникли модернистские и декадентские тенденции, получившие крайнее выражение в журн. " Модерни ревю" (" Moderni revue", 1894-1925). В ряде случаев они оказали лишь частичное влияние на творчество писателей, напр. В. Дыка (1877- 1931), основные поэтич. произв. к-рого проникнуты антимилитаристскими и патриотич. настроениями. Мечты о человечности и свободе свойственны поэзии символистов - О. Бржезины (1868-1929; сб. " Руки", 1901) и А. Совы (1864-1928; сб. " Приключения отваги", 1906). Натуралистич. трактовка социального неблаг гополучия общества характерна для К. M. Чапека-Хода (1860-1927). Широкое отражение в лит-ре получили настроения анархизма. Духом бунтарства отмет чена ранняя символистски окрашенная поэзия С. К. Неймана (1875-1947; сб-ки " Слава сатаны среди нас", 1897; " Сон о толпе отчаявшихся и другие стихотворения", 1903), поэзия К. Томана (1877- 1946), Ф. Шрамека (1877-1952), Ф. Гельнера (1881 -1914). Выдающийся чеш. сатирик Я. Гашек (1883-1923) в рассказах, памфлетах, фельетонах выразил ненависть нар. низов к монархии Габсбургов, к социальным верхам, к бурж. бюрократич. системе, к милитаризму. В это же время начинается деятельность И. Ольбрахта (1882-1952), M. Майеровой (1882-1967). С. В. Никольский.

Образование Чехословацкой республики (1918) и подъём рабочего движения в стране положили начало новому периоду развития лит-ры. Большое воздействие на формирование прогрессивной чешской лит-ры оказала Великая Октябрьская социалистическая революция. В 20-е гг. в чеш. лит-ре зарождается революц. направление (3. Неедлы, 1878- 1962; Нейман, Ольбрахт, Майерова, объединение молодых писателей и художников " Деветсил" и др.). В нач. 20-х гг. возникло пролет, течение в поэзии, теоретиками к-рого были Нейман, И. Гора (1891- 1945), И. Волькер (1900-24). Революц. мотивами пронизан сб. " Город в слезах" (1921) Я. Сейферта (р. 1901); поэтич. сб-ком " Красные песни" (1923) Нейман утверждал новые жанры гражд. и агитац. лирики. Творчество Волькера (сб. " Час рождения", 1922) воплотило идеалы революц. гуманизма, а в плане поэтики ознаменовало усиление метафоричности и поиски новых форм свободного стиха. В поэме В. Незвала (1900-58) " Удивительный кудесник" (1922) своеобразно преломились революц.-романтич. тенденции. В сер. 20-х гг. " Деветсил" отказался от программы пролет, поэзии и выдвинул авангардистскую концепцию поэтизма, согласно к-рой единственно революц. иск-вом является " чистый лиризм" (теоретик К. Тейге, 1900-51; поэты Незвал, Сейферт, К. Библ, 1898-1951). Однако, вопреки декларациям, лучшие произведения поэтистов продолжали пролет, традиции. Новаторским достижением революц. искусства явилась поэма Незвала " Эдисон" (1928). Проза 20-х гг., связанная с пролет, направлением, представлена антимилитаристским сатирич. романом Гашека " Похождения бравого солдата Швейка во время второй мировой войны" (1921- 1923, не окончен), реалистич. романами Майеровой " Лучший из миров" (1923), Ольбрахта " Анна-пролетарка" (1928), романом-притчей В. Ванчуры (1891-1942) " Пекарь Ян Маргоуль" (1924) и др. Линию критич. реализма продолжали A. M. Тилыпова (1873-1957), К. Новый (р. 1890), Б. Кличка (1897-1943) и др. Своеобразным явлением, сочетающим элементы антибуржуазной сатиры и социальной утопии, были романы и пьесы К. Чапека.

В 30-е гг. критики-марксисты Ю. Фучик (1903-43), Б. Вацлавек (1897-1943), К. Конрад (1908-41), Л. Штолл (р. 1902) разрабатывали теоретич. проблемы социалистич. реализма. В рамках Левого фронта (создан в 1930) велась полемика с группой сюрреалистов, образованной Незвалом в 1934. На базе социалистич. реализма было создано объединение " Блок" (1935), в к-рое вошли и словацкие писатели. Прогрессивный лагерь противостоял католич. писателям (Я. Дурих, 1886-1962, и др.), рурализму, отражавшему идеологию реакц. Аграрной партии, и др. Видное место занимала гражд. и филос. лирика Неймана, пролет, поэзия Я. Ноги (1908-66), И. Тауфера (р. 1911), Ф. Нехватала (р. 1905). Незвал наряду с сюрреалистическими создавал злободневные политич. стихи. Социальная направленность отличает поэзию В. Завады (р. 1905); борющейся Испании поев, стихи Неймана, Ф. Галаса (1901-49). С др. стороны, в поэзии Галаса и В. Голана (р. 1905) проявились экзистенциалистские тенденции; к " чистой лирике" обратились Гора и Сейферт. Перед угрозой гитлеровской агрессии передовые чеш. поэты объединились в русле антифашистской патриотич. лит-ры. Проза 30-х гг. ознаменовалась расцветом романа социалистич. реализма. Социальная направленность сочетается с глубоким психологизмом в романах " Сирена" (1935) Майеровой; " Люди на перепутье" (1937; 1-я часть трилогии) M. Пуймановой (1893-1958); " Ботострой" (1933) T. Сватоплука (1900-72); " Истоки" (1924-33, не завершён) Я. Кратохвила (1885-1945); " Три реки" (1936) Ванчуры. Ольбрахт в романе " Никола Шугай - разбойник" (1933) органично включил в художеств, ткань реалистич. произв. мотивы нар. легенд. В жанре очерка и репортажа работали Фучик и Пуйманова, создавшие книги об СССР. Междунар. признание получил антифашистский сатирико-филос. роман " Война с саламандрами" (1936) Чапека. Значит, достижением драматургии стали также его антифашистские пьесы " Белая болезнь" (1937) и " Мать" (1938). От отвлечённо-философской к реалистич. драме эволюционировал Ванчура.

Авангардистскую критику представлял в эти годы Тейге; " академическую" - пражские структуралисты (см. Пражский лингвистический кружок); общедемократической ориентации придерживался Шальда.

В годы 2-й мировой войны 1939-45 в фаш. тюрьмах и концлагерях погибли Ванчура, Фучик, Конрад, Кратохвил, Вацлавек и др. Определяющими в лит-ре были идеи антифаш. Сопротивления: " Картины из истории чешского народа" (т. 1-3, 1939-40) Ванчуры, " Репортаж с петлёй на шее" (опубл. 1945) Фучика, поэзия Галаса, Неймана и др.

В первые послевоен. годы центр, темой стала нар.-освободит, борьба и победа над фашизмом: поэзия Ф. Грубина (1910- 1971), Незвала, Голана, Неймана, Галаса, Пуймановой; проза Я. Дрды (1915- 1970) и др. Вместе с тем ещё сохраняли позиции представители бурж. идеологии. После победы над реакцией в февр. 1948 начался новый этап в борьбе за социалистич. лит-ру.

В 50-е гг. проза тяготела к крупным эпич. полотнам. Историч. судьбы чеш. народа, его путь к социализму показаны в романах Пуймановой (" Игра с огнём", 1948; " Жизнь против смерти", 1952), А. Запотоцкого (1884-1957) и др. Социалистич. строительству поев, романы " Наступление" (1951) и " Битва" (1954) В. Ржезача (1901-56), " Без шефа" (1953) Сватоплука, " Крестьянин" (т. 1-2, 1955-58) Б. Ржиги (р. 1907). К сложным конфликтам современности обратились Я. Отченашек (р. 1924; роман " Гражданин Брих", 1955), 3. Плугарж (р. 1913) и др. Актуальной оставалась тематика антифашистской борьбы: " Хромой Орфей" (1964) Отченашека, " Картотека живых" (1956) H. Фрида (1913-76). В жанре историч. романа выступили В. Нефф (р. 1909), И. Томан (1899-1977) и др. Мировую известность получила поэма " Песнь мира" (1950) и др. произв. Незвала. Духовный мир современника, антимилитаристский пафос воплощены в поэзии Завады, Грубина, Тауфера, И. Скалы (р. 1922). Широко представлена интимная и пейзажная лирика (M. Флориан, р. 1931, и др.). Психологич. пьесы из совр. жизни создал Грубин (" Хрустальная ночь", 1961, и др.), антивоенную филос.-фантастич. драму - Незвал (" Сегодня еще заходит солнце над Атлантидой", 1956).

К сер. 60-х гг. в лит-ре стали нарастать нигилистич. тенденции, особенно проявившиеся во время политич. кризиса (1968) и нередко переходившие в отрицание социалистич. действительности, усилилось влияние зап. модернизма - " нового романа", драмы абсурда, " конкретной" поэзии. После Апрельского пленума ЦК КПЧ (1969) развернулась борьба за преодоление последствий кризиса в области идеологии, культуры и лит-ры. Союз чешских писателей (май 1972) объединил лит. силы Ч. на базе социалистич. реализма. В нач. 70-х гг. восстановлена преемственность с лучшими традициями предшествующего периода, наступил новый подъём социалистич. лит-ры Ч. Значит, поэтич. произв. создали Завада (сб. " На пороге", 1970), Тауфер, Скала, И. Рыбак (р. 1904), Флориан, В. Гонс(р. 1938; поэма " Февраль", 1973). Проблемы строительства нового общества и социалистич. морали поднимают романы " Святой Михал" (1971) и " Гнездо аиста" (1976) Я. Козака(р. 1921), " Доктор Мелузин" (1973) Ржиги, " Мой мальчик и я" (1974) Я. Коларовой (р. 1919) и др. В области лит. критики активно выступили Штолл, Тауфер, И. Гаек (р. 1919), В. Достал (1930-75), Ш. Влашин (р. 1924), Г. Грзалова(р. 1929), В. Рзоунек (р. 1921) и др. С. А. Шерлаимова.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В Ч. сохранились палеолитич. скульптура, керамика эпохи неолита (каннелированная, с " ленточным", " шнуровым" и др. орнаментами), памятники иск-ва протославян, галъштатской культуры и латенской культуры. К 7 в. относится др.-слав, керамика (сосуды т. н. пражского типа), к 8-10 вв.- остатки слав. городищ с бревенчатыми укреплениями (в Праге, Старе-Место близ Угерске-Градиште), ювелирные изделия из серебра, золота и бронзы. После принятия католичества строились кам. церкви, близкие как византийским (остатки храма близ Старе-Место, 9 в.), так и западноевропейским, гл. обр. каролингским, образцам (храм-ротонда св. Вита в Праге, ок. 930). В 11-13 вв. сложился романский стиль (строгие по формам базилики св. Вита, 11 в., и св. Ииржи, 12 в.- в Пражском Граде). С ростом городов, возникавших близ замков феодалов, началось стр-во кам. домов и укреплений. В изобразит, иск-ве 11-13 вв. скрещивались воздействия Германии и Византии (" Вышеградский кодекс", 1085; росписи с изображениями представителей рода Пржемысловичей в ротонде св. Kaтержнны в Зноймо, 1134). Выразительностью упрощённых форм отличаются рельефы, украшавшие базилику св. Йиржи в Пражском Граде (12 в.), и др.

В сер. 13 - 1-й пол. 15 вв. укрепление феод, гос-ва, подъём гор. культуры, мощные обществ, движения, вылившиеся в гуситские войны, вызвали расцвет готич. иск-ва. Строгая величественность форм, сдержанность нарядного конструктивно ясного декора характерны для построек 14 в. [вост. часть собора св. Вита в Праге с изящными сетчатыми сводами, с 1344, продолжен в 1356-99 Петром Парлержом (гм. Парлер), ратуша Старе-Место и Карлов ун-т, 14 в., - в Праге]. Смелостью арочных конструкций отличаются мосты 13-14 вв. в Праге (Карлов мост, 1357-78, П. Парлерж), Писеке, Роуднице. В 14-15 вв. перестраиваются старые и сооружаются новые города (Hoве-Место в Праге), приобретающие регулярную планировку и прямоугольную центр, площадь (Ческе-Будеёвице, Тельч, Чески-Крумлов и др.). Замки феодалов в 13-16 вв. состояли из " града" и " предградья" и обычно имели донжон и часовню, внутр. дворы с готич. аркадными галереями, парадные помещения с сетчатыми сводами (замки в Кршивоклате, 13-16 вв., Звикове, 13 в., и др.). Естеств. связью с ландшафтом, ритмич. стройностью композиции отличается замок Карлштейн. Во 2-й пол. 15 - нач. 16 вв. в архитектуре усиливается декоративное начало, усложняются узоры сводов (Владиславский зал в Пражском Граде, арх. Б. Рейт; храм св. Барбары в Кутна-Горе). Базиликальные храмы сменяются зальными (храм Вознесения Марии в г. Мост, 1-я пол. 16 в.). Разделённые на нефы зальные помещения приобретают и нек-рые из ратуш (ратуша в Таборе, 14-16 вв.).

" Крумловская мадонна". Дерево. Конец 14 в. Реплика. Национальная галерея. Прага.

В изобразит, иск-ве 14 в. творчески осваиваются художеств, традиции Франции, Германии и Италии. В скульптуре канонически-строгие образы (" Мадонна из Страконице", сер. 14 в.) сменяются тяготением к лиризму и изяществу изображений (статуи Мастера Михельской Мадонны, 2-я четв. 14 в.). Для живописи характерны сочетание изысканной графичности рисунка с попытками пластич. моделировки форм (" Роудницкая пределла", ок. 1340), поиски жизненной убедительности композиции, звучность колорита (Мастер Вышебродского алтаря, сер. 14 в.). Реалистич. тенденции эпохи готики достигают вершины во 2-й пол. 14 в., в эпоху правления короля Карла IV (скульптурные портреты трифория собора св. Вита в Праге, 1374-85, П. Парлерж, отмеченные яркостью характеристик, ясностью пластич. формы; живописные изображения святых для часовни замка Карлштейн, ок. 1357-67, мастер Теодорик, отличающиеся монументальностью, смелой наблюдательностью, мягкостью моделировки форм).

Мастер Вышебродского алтаря. " Рождество". Середина 14 в. Национальная галерея. Прага.

В живописи Мастера Тршебоньского алтаря (4-я четв. 14 в.) нарастает драматизм, образы приобретают острую характерность, цветовая гамма - эмоциональную напряжённость. В кон. 14 в. распространяется " мягкий стиль". С нач. 15 в. в изобразит, иск-ве укрепляется светское начало, а порой и антиклерикальная направленность (миниатюры Йенского кодекса, нач. 16 в.). В 14-15 вв. переживают расцвет миниатюра (" Житие аббатисы Кунгуты", до 1320, и др.) и декоративно-прикладное иск-во Ч. (художественное стекло, шитьё серебром и золотом, ювелирное иск-во, витражи, мозаики).

После утверждения в Ч. господства династии Габсбургов (1526) в иск-ве усиливается светское начало.

Мастер Тршебоньского алтаря. " Воскресение Христа". 4-я четверть 14 в. Национальная галерея. Прага.

В зодчестве распространяется стиль ренессанса, принесённый гл. обр. итал. архитекторами (окружённый изящной арочной галереей дворец Бельведер, ок. 1535-63, зал для игры в мяч в королев, саду, 1560-е гг., Шварценбергский дворец - все в Праге). В духе ренессанса перестраиваются замки, в к-рых появляются галереи с ордерными аркадами, лоджии, парадные залы (замки в Пардубице и Йиндржихув-Градце). Своеобразное преломление стиль ренессанса получает в сер. 16 - нач. 17 вв. в гор. стр-ве, где он сталкивается с живучими готич. формами. Дома богатых горожан украшаются узорными фронтонами и аттиками, арочными галереями, эркерами, росписями сграффито (ансамбли домов в Таборе, Тельче, Пардубице, Литомержице и др.).

В кон. 15-16 вв. веяния ренессанса проникли в алтарную живопись (Мастер Литомержицкого алтаря). Развились светские жанры (декоративное убранство из стукко, росписи сграффито, надгробия с упрощёнными портретными изображениями умерших). На рубеже 16 и 17 вв. Прага становится одним из последних центров европ. маньеризма. При дворе Рудольфа II работают крупные итал., нидерл. и нем. мастера (Б. Спрангер, Дж. Арчимбольдо, А. де Врис).

К. Ш к р е т а. " Портрет мужчины с длинными волосами".1635-45. Деталь. Национальная галерея. Прага.

Новый подъём архитектуры начинается со 2-й пол. 17 в. Стиль барокко получает распространение в дворцовом зодчестве. Постройки этого времени в Праге, оригинально преломляющие формы итал., австр. и франц. зодчества, отличаются композиц. гибкостью, праздничным великолепием, изяществом декора (Чернинский дворец, 1669-1750; дворцы Кинских, с 1755, арх. К. И. Динценхофер и др., Клам-Галласов, ок. 1713, арх. И. Б. Фишер фон Эрлах). С дворцами связаны богатые садово-парковые комплексы. В готич. силуэты городов внесли новые акценты барочные церкви - однонефные или центрические, с величеств, куполами, многоярусными башнями, нарядным пластическим декором (храм св. Микулаша на Мала-Стране в Праге, 1704-55, проект арх. К. И. Динценхофера).

Для изобразит, иск-ва эпохи барокко (17-18 вв.) свойственны реалистич. и демократич. тенденции (портреты и настенные росписи К. Шкреты, П. Брандля; величественные, экспрессивные фрески и пейзажи В. В. Рейнера; портреты Я. Купецкого, гравюры В. Голлара, натюрморты Я. P. Биса, Я. В. Ангермайера). В скульптуре выделялись M. Б. Браун и Ф. M. Брокоф (исполненные выразит, пластичности статуи Карлова моста в Праге, кон. 17 - нач. 18 вв.). В сер. 18 в. появились веяния рококо и классицизма (скульптура И. Ф. Платцера, изящные жанровые сцены живописца H. Грунда). В 17-18 вв. высокого уровня достигали художеств, стекло, обработка металла, вышивка.

В кон. 18 - нач. 19 вв. (период т. н. Чешского возрождения) с развитием нац.-освободит, движения в чеш. землях иск-во включается в борьбу за нац. самоутверждение. В архитектуре после кратковременного и ограниченного распространения классицизма с сер. 19 в. утвердилось направление " нац. романтики" со свойственными ему тенденциями эклектизма. Парадной монументальностью и богатством убранства отличались в 1860-90-х гг. постройки в духе неоренессанса и необарокко (Нац. театр, 1868-83, арх. И. Зитек, И. Шульц, т. н. Рудольфинум, 1876-84, Нац. музей, 1885-90, - все в Праге). В кон. 19- нач. 20 вв. стиль " модерн" сменяется тенденциями рационализма (постройки Я. Котеры в Градец-Кралове, Простеёве, О. Новотного в Праге)

Б. Браун. " Св. Иуда Тадеаш". Дерево. 1712. Деталь. Национальная галерея. Прага.

На развитие изобразит, иск-ва оказало влияние основание " Патриотич. об-ва друзей иск-ва" (1796) и AX (1799) в Праге. В 1-й пол. 19 в. наряду с распространением классицизма и романтизма наметились реалистич. тенденции. Ряд художников обратился к темам нац. истории, образам современников (офорты Л. Коля, литографии и портреты A. Maхека).

" Портрет кузнеца Иеха". 1860. Национальная галерея. Прага.

Актуальное значение приобрёл пейзаж, для к-рого было свойственно поэтич. истолкование мотивов нац. природы (К. Постль, А. Косарек, А. Манес). Свободой и изысканной лёгкостью манеры выделялись жанровые сцены и натюрморты И. Навратила. В период Революции 1848-49 большое значение приобрела тема народа. Наиболее яркое воплощение она нашла в творчестве И. Манеса, отмеченном чертами романтизма. Наряду с опоэтизиров. сценами нар. жизни, обобщёнными панорамами природы он создавал меткие по наблюдениям портреты, лирич. иллюстрации к нар. песням. В произв. Я. Чермака воспевалась освободит, борьба слав, народов. В кон. 1850-60-х гг. демократич. реализм был представлен портретами и натюрмортами К. Пуркине, отличающимися энергичной и материально-сочной манерой живописи. В последней трети 19 в. существенную роль играло т. н. поколение Нац. театра во главе с живописцем M. Алешем, продолжавшим традиции И. Манеса. Он обращался к нар. преданиям, событиям нац. истории, к иллюстрированию нар. песен и утверждал демократич. начала и лирико-эпическую тенденцию в иск-ве. В работах последователей И. Манеса (Ф. Женишек, И. Тулька), а также в историч. композициях В. Брожика проявлялось воздействие академизма. Монументальные эпич. пейзажи создавал Ю. Mapжак. К пленэрной живописи обращался с 1880-х гг. пейзажист А. Хиттусси. Ведущим скульптором был в кон. 19 в. И. В. Мысльбек.

Иск-ву нач. 20 в. свойственны противоречивые черты. Прогрессивное направление складывалось в борьбе с декадентскими тенденциями.

Я. П рейс л е р. " Наездники". 1910 - 1913. Национальная галерея. Прага.

Ведущую роль в пейзажной живописи играли ученики Ю. Маржака - Ф. Каван, Б. Дворжак, А. Кальвода. Эпич.-обобщённые образы родной природы создавал художник-импрессионист А. Славичек. Лирико-поэтич. начало преобладало в пейзажах А. Гудечека, в живописи M. Йиранека. Красочные сцены крест, жизни выполняли И. Упрка и Jl. Куба. Социально-критич. тенденции проявились в монументально-суровых картинах и офортах К. Мысльбека. Черты символизма были свойственны мечтательным, исполненным смутной тревоги картинам и росписям Я. Прейслера, композициям и карикатурам Ф. Купки. В картинах и гравюрах M. Швабинского символизм сочетался с ярким жизнеутверждением. Высокого уровня достигла графика (офорты З. Браунеровой, T. Ф. Шимона), развивавшаяся гл. обр. в рамках стиля " модерн" (гравюры В. Прейссига, плакаты А. Мухи, А. Хофбауэра, книжное оформление И. Лады, А. Кашпара, А.! Лайнера). В скульптуре на рубеже веков выделялись работы С. Сухарды, И. Маржатки, Я. Штурсы и О. Шпаниеля, а также Л. Шалоуна и Ф. Билека. К нач. 20 в. относятся опыты синтеза иск-в (творч. содружество арх. Я. Котеры и живописца Я. Прейслера). Многие художники (Ф. Билек, А. Муха, С. Cyхарда) уделяли внимание развитию декоративно-прикладного иск-ва (стекла, керамики, оформления интерьеров). В кон. 1900-10-х гг. обращение к европ. авангардизму (живопись в духе фовизма и кубизма Б. Кубишты, Э. Филлы, В. Новака, А. Прохазки) сочеталось с попытками его нац. истолкования (живопись и графика В. Шпалы, И. Чапека, Я. Зрзавого, P. Кремлички). Национальным художеств, традициям следовали живописцы В. Рабас, В. Рада, В. Седлачек.

Образование независимого бурж. Чехословацкого гос-ва (1918) способствовало новому подъёму художеств, культуры, на развитие к-рой начало оказывать всё большее влияние коммунистическое и рабочее движение. В архитектуре 1920- 1930-х гг. сложилась нац. школа функционализма, крупнейшими представителями к-рой были И. Гочар, К. Гонзик, И. Гавличек. Наряду с сооружением вилл и обществ, зданий (постройки И. Гочара в Градец-Кралове) осуществлялись первые опыты рациональной жилой застройки и типизации стр-ва (г. Злин, ныне Готвальдов). В большей же части городов Ч. до сер. 20 в. преобладала ср.-век. застройка, на их окраинах вырастали р-ны трущоб. Важными событиями явились завершение зап. части собора св. Вита в Праге (1929) и сооружение Нац. памятника Освобождения на горе Витков (с 1929, арх. Я. Зазворка).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.