Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление по целям






Чтобы контроль был эффективным, его следует тесно увязать с планированием. Такая увязка является существенной для обеспечения эффективности процесса управления в целом. Составление бюджета представляет эффективный количественный метод такой увязки и контроля. Популярным методом управления, обладающим потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов, является управление по целям, обычно в сокращении МВО. Кроме того, МВО — еще и способ мотивации, который помогает преодолеть некоторые отрицательные воздействия контроля на поведение работника. Следующее ниже описание Антони Райа иллюстрирует основную цель увязки планирования и контроля, а также повышения производительности: «Основное внимание (в МВО) уделяется попыткам предсказать будущее и повлиять на него, а не реагировать и действовать задним числом. МВО — это также «ориентированная на результаты» философия управления, где выделяется значение достижений и результатов. Усилия обычно сосредоточиваются на изменении к повышении эффективности как индивида, так и организации».

Питер Друкер известен тем, что первый опубликовал концепцию МВО, как метод повышения эффективности организации^. Друкер считал, что каждый руководитель в организации, от наивысшего до самого низшего уровня, должен иметь четкие цели, достижение цели его непосредственного начальника. Цели вырабатываются сверху вниз - по цепи инстанций.

Друкер предполагал, что этот процесс поможет каждому руководителю получить четкое представление о том, что ожидает от него организация, о целях организации и цели его начальника. Этот процесс изучал также Джордж Одиорне — еще один известный ученый, пишущий о МВО.

Райа описывает управление по целям как процесс, состоящий из четырех взаимозависимых и взаимосвязанных этапов

1. Выработка четких, кратких формулировок целей.

2. Разработка реалистичных планов их достижения.

3. Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов.

4. Корректирующие меры для достижения запланированных результатов.

 

3.

Важное направление финансовой деятельности предприятия при рыночной экономике - это рациональное использование свободных финансовых ресурсов, поиск эффективных направлений инвестирования средств, которые будут давать предприятию дополнительную прибыль. Предприятия получают доходы от таких видов финансовой деятельности:

- приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг;

- продажа акций, облигаций и других ценных бумаг;

- целевые денежные вклады;

- валютные операции;

- паевые взносы, долевое участие в деятельности других предприятий;

- предоставление займов;

- лизинговые операции.

Покупая акции, облигации других предприятий, необходимо исходить из того, что инвестировать надо только избыточные финансовые ресурсы. При этом у предприятия должны быть наличные средства на случай чрезвычайных обстоятельств. Эта наличность может быть в форме денежного остатка на банковских счетах или в высоколиквидных ценных бумагах (государственным облигациям, казначейским обязательствам).

Прежде чем приобрести акции (облигации) любого предприятия, необходимо всесторонне изучить его деятельность, проанализировать его финансовые результаты. Ценность акций определяется теми доходами, которые ожидаются предприятием в будущем, а не уровнем дивидендов, обещанных в рекламных проспектах. Не рекомендуется давать согласие, имея только непроверенную информацию о состоянии дел того предприятия, ценные бумаги которого планируется приобрести.

Состояние дел предприятия, акции которого возник интерес, необходимо сравнивать с общей ситуацией в соответствующей отрасли экономики.

Предприятиям не рекомендуется отказываться от приобретения акций (облигаций) только через невысокие дивиденды. Иногда лучше согласиться на сравнительно невысокие дивиденды, если при этом обеспечивается стабильность и длительность их получения.

Временно свободные денежные средства предприятия могут вкладывать на депозитные счета в коммерческие банки под оговоренный процент. Предприятие имеет право сдавать в аренду недвижимое имущество за соответствующую плату или осуществлять финансовый лизинг.

Лизинг - это форма долгосрочной аренды, которая предусматривает передачу права пользования имуществом другому субъекту предпринимательской деятельности на платной основе и на определенный соглашением срок.

Объектом лизинга есть материальные ценности, которые входят в состав основных средств. В лизинговой сделке участвуют три стороны: предприятие-поставщик, лизинговая фирма (предприятие-арендодатель), арендатор, получивший недвижимое имущество и пользуется им в течение определенного времени.

Есть два вида лизинга: финансовый и оперативный.

Финансовый лизинг предусматривает выплату поставщику (лизинговой фирме) стоимости оборудования, заказанного арендатором, и передаче его в аренду. При финансовом лизинге срок аренды оборудования соответствует сроку его амортизации. Финансовый лизинг имеет также название лизинга имущества с полной окупаемостью или с полной выплатой.

Оперативное лизинг заключается, как правило, на время, меньшее чем амортизационный период имущества. После окончания договора объект лизинга возвращается лизингодателю или вновь сдается в аренду.

Важным аспектом лизингового договора является лизинговая плата. Лизинговая плата зависит от вида основных средств, срока лизинга и других условий договора. Следовательно, при рыночной экономики результаты финансово-инвестиционной деятельности и внереализационных операций являются постоянными источниками денежных доходов и формирования прибыли предприятий.

 

4.

Амортизация есть процесс переноса стоимости объектов основных производственных фондов и нематериальных активов на производимый продукт.

Амортизационные отчисления - это финансовый результат переноса стоимости основных средств и нематериальных активов организации на себестоимость продукции, в результате чего формируется источник собственных средств, используемых для финансирования как инвестиционной, так и текущей деятельности предприятия. Амортизационные отчисления являются источником простого, а в определенных случаях и расширенного воспроизводства основных фондов. Амортизация должна начисляться до полного переноса первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов на себестоимость производимой продукции. Π ᴏ истечении амортизационного периода процесс начисления амортизации прекращается. Величина начисленной предприятием амортизации зависит не просто от первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации, но выбранной амортизационной стратегии, в основе которой лежит применяемый метод начисления амортизации. Выбор стратегии амортизации во многом определяется ориентацией предприятия на тот или иной источник внутреннего финансирования.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, которая в целях бухгалтерского учета может производиться одним из следующих четырех способов начисления: а) линейный способ; б) способ уменьшаемого остатка; в) способ списания стоимости по сумме лет срока полезного использования; г) способ списания пропорционально объему продукции (работ). Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока их полезного использования.

Начисление амортизационных отчислений не приостанавливается в течение срока полезного использования объектов основных средств, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и по основным средствам, переведённым по решению руководителя организации на консервацию с продолжительностью, которая не может быть менее трех месяцев. При линейном способе сумма ежемесячной амортизации определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортизации.

Π ᴏ движимому имуществу, которое составляет объект финансового лизинга и относится к активной части основных средств, может применяться коэффициент ускорения не выше 3. Суть применяемого метода состоит в том, что доля амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции, будут уменьшаться с каждым последующим годом эксплуатации объекта основных средств, для которого амортизация начисляется способом уменьшаемого остатка.

Способы уменьшаемого остатка и способ начисления амортизации путем списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования являются способами ускоренной амортизации. При списании стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится. Амортизация не начисляется по следующим объектам основных средств: приобретенным изданиям (книгам, брошюрам); объектам основных средств некоммерческих организаций; земельным участкам, объектам природопользования; объектам стоимость не более 20000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике организации (стоимость подобных объектов разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) и по мере отпуска их в производство или эксплуатацию в составе МПЗ).

 

5.

Ликвидный денежный поток является одним из показателей, который характеризует финансовую устойчивость предприятия и изменение в чистой кредитной позиции предприятия в течение периода (месяца, квартала).

Чистая кредитная позиция - это разность между суммой кре­дитов, полученных предприятием, и величиной денежных средств. Ликвидный поток тесно связан с показателем финансового ры­чага (левериджа), характеризующего предел, до которого деятель­ность предприятия может быть улучшена за счет ссуд банка.

Финансовый леверидж - объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в составе используемого капитала, позволяющий получить дополнительную прибыль на собствен­ный капитал.

Кроме прямого и косвенного методов измерения денежных потоков существует так называемый метод ликвидного денежно­го потока, который позволяет оперативно рассчитать поток де­нежных средств на предприятии. Данный метод может быть ис­пользован для экспресс-диагностики финансового состояния.

Ликвидный Денежный поток (ЛДП), или изменение в чистой кредитной позиции, является показателем избыточного или де­фицитного сальдо денежных средств предприятия, возникающе­го в случае полного покрытия всех его долговых обязательств по заемным средствам.

Формула для расчета следующая:

ЛДП = (ДК1 + КК1 - ДС1) - (ДК0 + КК0 - ДС0),

где ДК1 и ДК0 — долгосрочные кредиты на конец и начало расчетного пе­риода;

КК1 и КК0 — краткосрочные кредиты на коней и начало расчетного пе­риода;

ДС1 и ДС0 - денежные средства, находящиеся в кассе на расчетном, валютном и иных счетах на конец и начало периода.

Отличие показателя ликвидного денежного потока от других измерителей ликвидности (абсолютной, срочной и общей) со­стоит в том, что последние отражают способность предприятия погашать свои обязательства перед внешними кредиторами. Лик­видный денежный поток характеризует абсолютную величину де­нежных средств, получаемых от эксплуатационной деятельности предприятия, поэтому он является более «внутренним» пока­зателем, выражающим результативность его работы. Он важен также для потенциальных инвесторов и кредиторов данного предприятия.

Показатель ликвидного денежного потока включает весь объ­ем заемных средств и, как следствие, показывает влияние креди­тов и займов на эффективность деятельности предприятия с точ­ки зрения генерирования денежного потока.

Более рациональное управление денежными потоками при­водит к повышению уровня финансовой гибкости предприятия, что выражается в:

а) улучшении оперативного управления с точки зрения сба­лансированности поступления и расходования денежных средств;

б) росте объема продаж и минимизации расходов на реализа­цию продукции за счет оперативного маневрирования ресурсами фирмы;

в) улучшении маневрирования заемными средствами, харак­теризуемого снижением расходов на процентные платежи по долговым обязательствам;

г) повышении ликвидности баланса предприятия;

д) возможности высвобождения денежных ресурсов для инве­стирования их в более доходные объекты при невысоких расходах на обслуживание долга;

е) улучшении условий переговоров с поставщиками и креди­торами;

ж) создании надежной базы для оценки эффективности рабо­ты структурных подразделений предприятия (при ана­лизе по видам деятельности).

Показатель ликвидного денежного потока имеет ши­рокое применение в деятельности коммерческих банков при оцен­ке кредитоспособности своих клиентов, так как он выражает их потенциальную платежеспособность по возврату долга кредиторам.

 

Билет № 9
1) Управление текущими финансовыми потребностями
2) Методы анализа денежных потоков
3) Планирование объема продаж и доходов от реализации.
4) Назначение и функции финансового рынка в мобилизации и распределении капитала корпораций
5) Нормирование оборотных средств

 

1.

В процессе хозяйственной деятельности предприятию необходимо определить краткосрочные потребности в денежных средствах для обеспечения текущей деятельности предприятия с учетом отсрочки платежа покупателям.

Пока величина представляет собой текущие финансовые потребности и определяется по формуле:

ПФП= ПЗ+ДЗ - КЗ, где

ПФП - текущие финансовые потребности

Зв - оптимальный запас материальных ценностей

Дз - дебиторская задолженность

Кз - кредиторская задолженность

Рассматривая приведенную формулу необходимо определить период, который нужен для превращения производственных запасов и дебиторской задолженности в наличные (денежные средства на текущем счете)

ОК= ОЗ+ОД-ОО, где

Ок-оборачиваемость оборотных активов

Оз-оборачиваемость производственных запасов

Од - оборачиваемость дебиторской задолженности

Оо - средний срок уплаты задолженности кредиторской

Средний период обращения производственных запасов определяется по формуле:

ОС=, где

Из - запасы материальных ценностей

Вд - среднедневная выручка от реализации

Аналогично определяется оборачиваемость дебиторской задолженности:

Если результат равен 50%, то это значит, что половина дней в году, то есть 180 дней предприятие делает не то, чтобы покрыть свои текущие финансовые потребности.

На размер текущих финансовых потребностей в оборотных активов влияют такие факторы:

1). Продолжительность операционного и продовольственного циклов, то есть чем быстрее сырье и материалы превращаются в готовую продукцию, а готовая продукция в деньги, тем меньше нужно иметь запас сырья и материалов;

2). Темпы роста производства, то есть больший объем производства требует больше материальных ценностей.

3). Сезонность производства и реализации продукции, а также нестабильность поставок товарно - материальных ценностей.

4). Состояние коньюнктуры рынка, то есть наращивание дебиторской задолженности, поскольку конкуренция вынуждает привлечь покупателей на более выгодных условиях (отсрочка платежа, спонтанное финансирование и другие льготы).

5). Повышение цен на товарно-материальные ценности, то есть чем выше уровень инфляции, тем большие фактические запасы по сравнению с их оптимальным размером.

6). Быстрого физического или морального износа товарно-материальных ценностей. В данном случае фактические размеры запасов могут быть, наоборот, меньше их оптимальный размер, что требует более частых закупок.

При этом следует иметь в виду, что запасы товарно-материальных ценностей можно увеличивать лишь до тех пор, пока полученная экономия превышает общие затраты по содержанию дополнительных запасов.

Дополнительная закупка товарно-материальных ценностей возможна также при условии:

- взаимодействии системы производства:

- своевременной и достоверной информации о состоянии рынка сырья;

- надежных поставщиков;

- эффективно оперативного маневрирования запасами.

В условиях нестабильного спроса на рынке сырья и неопределенности годовой потребности предприятия в запасах товарно-материальных ценностей финансовые менеджеры заинтересованы в уменьшении запасов и соответственно уменьшается общий объем инвестиций.

Таким образом, основная задача рационального управления оборотными активами предприятия заключается в сокращении периода оборачиваемости производственных запасов: дебиторской задолженности и увеличении среднего срока оплаты кредиторской задолженности, что позволяет снижать текущие финансовые потребности в оборотных активах.

 

2.

Приоритетная цель анализа денежных потоков состоит в выявлении дефицита (избытка) денежных средств, источников их поступления и направлений расходования для контроля за текущей платежеспособностью корпорации.

Финансовая устойчивость корпорации находится в непосредственной зависимости от реального денежного оборота в виде потока денежных поступлений и платежей, отражаемых на счетах бухгалтерского учета. Поэтому анализ движения денежных средств существенно дополняет методику оценки платежеспособности и ликвидности и дает возможность реально оценить финансовое состояние корпорации.

Основным документом для анализа денежных потоков является Отчет о движении денежных средств, составленный на базе прямого метода.

В процессе изучения денежных потоков необходимо ответить на следующие вопросы:

1) в случае притока денежных средств:

– не произошел ли приток за счет краткосрочных обязательств, погашение которых потребует оттока в будущем;

– не было ли распродажи имущества (капитальных и оборотных активов);

– нет ли роста акционерного капитала за счет дополнительной эмиссии акций;

– сокращаются ли материально-производственные запасы;

– снижаются ли остатки готовой продукции на складе;

– насколько интенсивно взыскивается дебиторская задолженность;

2) при оттоке денежных средств:

– нет ли снижения оборачиваемости оборотных активов;

– не растут ли абсолютные значения запасов и дебиторской задолженности;

– не было ли резкого увеличения объема производства и продажи товаров, что требует привлечения дополнительных денежных средств;

– не было ли чрезмерных выплат акционерам сверх рекомендуемой нормы распределения чистой прибыли (30– 35%);

– своевременно ли выплачиваются налоги и сборы в бюджетный фонд государства;

– не было ли длительной задолженности персоналу по оплате труда.

Для изучения денежных потоков используют систему стандартных аналитических показателей. Наиболее важными из них являются:

1) сальдо совокупного денежного потока (положительное или отрицательное), которое рассчитывается по формуле

Данное сальдо характеризует конечный результат деятельности корпорации, который влияет на формирование и динамику остатка его денежных активов;

2) коэффициент ликвидности денежного потока (КЛДП):

Для обеспечения требуемой ликвидности денежного потока этот коэффициент должен иметь значение не меньше единицы. Превышение данной минимальной величины будет генерировать рост остатка денежных средств на конец расчетного периода, т.е. способствовать повышению значения общей платежеспособности корпорации (Оборотные активы / Краткосрочные обязательства);

3) коэффициент эффективности денежного потока (КЭДП):

Для корпораций, располагающих значительными внеоборотными активами, привлекающих кредиты банков и использующих денежные средства для увеличения чистого оборотного капитала, удобнее применять показатель чистых денежных поступлений (потоков), который определяют по стандартной формуле:

По результатам анализа денежных потоков косвенным методом можно получить ответы на следующие вопросы:

• каковы объем и источники денежных средств и основные направления их расходования;

• способна ли корпорация в результате текущей деятельности обеспечить превышение поступлений над платежами (резерв денежной наличности);

• в состоянии ли она погасить краткосрочные обязательства за счет поступлений от корпораций-дебиторов;

• достаточно ли полученной корпорацией чистой прибыли для удовлетворения текущих инвестиционных потребностей;

• чем объясняется разница между величиной полученной чистой прибыли и объемом денежных средств.

Соблюдение указанных положений на практике позволяет финансовому менеджеру не только правильно анализировать движение денежных потоков за отчетный период, но и делать обоснованные прогнозы на будущее (квартал, год).

3.

Планирование выручки от реализации осуществляется одним из двух методов:
1.Метод прямого счета.
Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный портфель заказов.
Выручка от реализации (В) определяется как произведение цены (без налогов в виде надбавок к цене) (Ц) и объема реализованной продукции (Р) в натуральном выражении:

В = Р *Ц

Как правило, в условиях рынка большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста финансовых результатов предприятие должно прилагать усилия для увеличения объемов выпускаемой конкурентоспособной продукции, расширения и постоянного обновления номенклатуры производимых товаров и услуг на основе маркетинговых исследований рынков сбыта.
2.Расчетный метод.
В этом методе учитываются выпуск товарной продукции (Т), остатки готовой продукции на складе и в товарах отгруженных на начало (Он) и конец (Ок) планируемого периода.

В = О н +Т - О к

Расчет осуществляется в ценах продаж, причем остатки на начало планируемого периода оцениваются по ценам предыдущего периода, товарный выпуск и остатки на конец планируемого периода – в плановых ценах.
На сумму выручки влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров, объем продаж в натуральном выражении.

Выручка от реализации должна покрывать совокупные затраты предприятия и приносить ему прибыль. Размер выручки от реализации, равный совокупным затратам, называется «критическим объемом реализации».
Применяя классификацию затрат на постоянные и переменные, рассчитывают критический объем реализации. Вычислив средние переменные затраты (Пер), постоянные расходы (Пос) и цену продукции (Ц), можно рассчитать критический объем реализации (Ко) по формуле:

Пос
Ко = Ц – Пер

Формирование и использование выручки на различных типах предприятий имеет свои особенности. Поэтому различают несколько направлений использования выручки. Основная часть выручки, в части прибыли, направляется на развитие производства и на уменьшение доли уплаты налогов, платежей и сборов.
На крупных предприятиях и корпорациях формирование и использование выручки полностью зависит от степени экономии, производственной грамотности собственника и руководителя.

 

4.

С помощью финансового рынка обеспечивают бесперебойное формирование и эффективное использование финансовых ресурсов экономических субъектов и государства. Он представляет собой форму организации движения денежных средств в национальном хозяйстве и функционирует в виде рынка ценных бумаг (фондового рынка) и рынка ссудного капитала.

Для мобилизации временно свободных денежных средств и рационального их использования и предназначен финансовый рынок. Его функциональное назначение заключается в посредничестве движению денежных ресурсов от их владельцев к пользователям.

Функционирование финансового рынка неразрывно связано с наличием в экономике реальных собственников, обладающих полной хозяйственной самостоятельностью и ответственностью за конечный финансовый результат. Только такие независимые собственники способны
заключать на финансовом рынке коммерческие сделки и предъявлять спрос на фондовые инструменты в обмен на деньги.

В составе финансового рынка обычно выделяют отдельные сегменты:
рынок находящихся в обращении и выполняющих идентичные функции краткосрочных платежных средств (чеков, векселей, аккредитивов, коносаментов и пр.)

—денежный рынок;
рынок ссудного капитала, т. е. кратко- и долгосрочных банковских кредитов;
рынок ценных бумаг

—фондовый рынок.
Следует полагать, что последний из них и является собственно финансовым рынком в более узком его понимании. Поэтому финансовый рынок представляет собой совокупность финансовых институтов, направляющих поток денежных средств от владельцев (инвесторов) к заемщикам (эмитентам) с помощью финансовых инструментов — эмиссионных ценных бумаг (акций и корпоративных облигаций). Часто финансовый рынок подразделяют на два сегмента — денежный рынок и рынок капитала. На денежном рынке продают и покупают краткосрочные ценные бумаги (со сроком погашения до одного года). На рынке капитала заключают сделки с долгосрочными ценными бумагами со сроком обращения свыше одного года (акциями и корпоративными облигациями).

По степени организованности финансовый рынок можно систематизировать на организованный (фондовые и валютные биржи) и неорганизованный (сфера купли и продажи эмиссионных ценных бумаг через сеть брокерских и дилерских компаний). В научной литературе можно встретить и иные классификационные признаки финансового рынка.

Экономическая природа финансового рынка наиболее наглядно проявляется в его функциях, к которым относятся:
- реализация стоимости и потребительной стоимости, заключенной в финансовых активах;
-организация процесса доведения финансовых активов до потребителей (инвесторов — покупателей ценных бумаг);
-финансовое обеспечение процесса инвестирования (вложения капитала в данные активы);
воздействие на денежное обращение в стране.

Завершение процесса подобного обмена означает окончание акта реализации стоимости, воплощенной в финансовом инструменте (ценной бумаге), и общественное признание его потребительной стоимости, выраженной в данном активе. Реализация финансового актива (первая функция финансового рынка) означает возмещение первоначальных инвестиций и получение инвестором (вкладчиком) дополнительного дохода в форме прибыли. Вторая функция заключается в процессе доведения финансовых активов до потребителя. Эта функция выражается через создание сети различных институтов по реализации ценных бумаг: банков, фондовых бирж, инвестиционных фондов и др. Назначение этих институтов состоит в создании приемлемых условий для обмена денежных средств инвесторов (покупателей) на интересующие их финансовые инструменты (ценные бумаги).

Содержание третьей функции финансового рынка заключается в аккумулировании денежных средств у инвесторов (вкладчиков) для приобретения ценных бумаг. Процесс сбережения финансовых ресурсов включает в себя как процедуру накопления собственного капитала, так и взятие его взаймы (в форме ссуды), внаем (инвестиционный селенг).

Содержанием четвертой функции служит создание с помощью финансового рынка благоприятных условий для непрерывного движения денег в процессе совершения платежей и регулирование денежной массы в обращении. Через данную функцию осуществляют реализацию на финансовом рынке денежной политики государства посредством отвлечения части денежной массы из обращения и вложения ее в ценные бумаги. От устойчивости денежного обращения в стране зависит и стабильность финансового рынка.

 

5.

Нормирование оборотных средств – это процесс определения минимальной, но достаточной для нормального протекания производственного процесса величины оборотных средств на предприятии.

В условиях рыночной экономики значение нормирования оборотных средств очень велико: предприятия самостоятельно должны устанавливать и контролировать норматив оборотных средств, так как в конечном итоге от этого зависит эффективность деятельности предприятия и его финансовое положение (платежеспособность, устойчивость, ликвидность). Занижение величины оборотных средств влечет за собой неустойчивое финансовое положение, перебои в производственном процессе и, как следствие, снижение объема производства продукции и прибыльности. Напротив, завышение размера оборотных средств замораживает средства в любом виде (складские запасы, приостановленное производство, излишние сырье и материалы), тем самым препятствуя вложению средств в расширение и обновление производства.

В практике внутрипроизводственного планирования предприятия используют следующие методы нормирования оборотных средств.

Аналитический метод предполагает расчет потребности в оборотных средствах в размере их фактических средних остатков с учетом роста объема производства продукции в плановом периоде. Предварительно проводится детальный анализ эффективности использования оборотных средств в базисном периоде, выявляются факторы и резервы ускорения их оборачиваемости. Применяется на предприятиях, в структуре оборотных средств которых большую долю занимают производственные запасы.

Коэффициентный метод основан на делении элементов оборотных средств на две группы в зависимости от изменения объема производства. Оборотные средства, входящие в первую группу, зависят от объема производства. Расчет потребности в них производится аналитическим методом исходя из их размера в прошлом периоде и предполагаемого роста объема производства (сырье, материалы, готовая продукция, незавершенное производство). Вторая группа включает расходы будущих периодов, запчасти, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, т.е. все виды оборотных средств, величина которых не зависит от изменения объема производства. Нормирование оборотных средств второй группы производится на основе фактических средних остатков за прошлый период.

Метод прямого счета заключается в расчете потребности в нормируемых оборотных средствах по каждому их элементу. Достоинство этого метода заключается главным образом в том, что он позволяет точно определить потребность в оборотных средствах. Однако он достаточно трудоемок, требует высокой квалификации экономистов и в основном применяется при узкой номенклатуре материальных ресурсов. Метод используется с целью уточнения потребности в оборотных средствах действующего предприятия или при организации нового предприятия, когда нет еще ни статистических данных, ни ритмично действующего производства, ни сформированной производственной программы.

Метод прямого счета требует определения норм запаса и среднедневного расхода по отдельным видам оборотных средств. При нормировании оборотных средств необходимо учитывать зависимость норм и нормативов от длительности производственного цикла, условий материально-технического снабжения (интервалов между поставками, размеров поставляемых партий, удаленности поставщиков, скорости перевозок) и условий реализации продукции.

Методика расчета потребности в оборотных средствах способом прямого счета представлена ниже.

Общий норматив оборотных средств представляет собой сумму частных нормативов:

где Нп.з – норматив производственных запасов;

Нн п – норматив незавершенного производства;

Нг.п – норматив готовой продукции;

Нб.р – норматив расходов будущих периодов.

Все слагаемые общего норматива оборотных средств должны быть представлены в денежном выражении.

Норматив производственных запасов определяется по формуле:

где Q cyт – среднедневной расход материалов, руб.;

N – норма запаса для данного элемента оборотных средств, дни.

Норма запаса оборотных средств представляет собой период (количество дней), в течение которого оборотные средства отвлечены в производственные запасы. Норма запаса складывается из текущего, подготовительного, страхового, транспортного и технологического запасов:

Текущий запас – основной вид запаса, обеспечивающий непрерывность процесса производства продукции. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок по договорам и объем потребления материалов в производстве. Он принимается обычно на уровне половины среднего интервала между поставками. Средний интервал между равномерными поставками (цикл снабжения) определяется путем деления 360 дней на число планируемых поставок.

Страховой, или гарантийный, запас необходим на случай непредвиденных обстоятельств (например, в случае недопоставки сырья) и устанавливается, как правило, в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоев.

Транспортный запас создастся лишь в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота. Документооборот – время на высылку расчетных документов и сдачу их в банк, время на обработку документов в банке, время почтового пробега документов. На практике транспортный запас определяется на основе фактических данных за предшествующий период.

Технологический запас создастся в период подготовки материалов к производству, включая анализ и лабораторные испытания. Технологический запас учитывается лишь в том случае, если не является частью процесса производства.

Подготовительный запас устанавливается на основании технологических расчетов или посредством хронометража и относится к материалам, которые не могут сразу идти в производство (сушка древесины, обработка зерна).

В ряде случаев устанавливается также норма сезонного запаса, когда сезонный характер носит вид заготовляемых ресурсов (сахарная свекла) или способ доставки (водным транспортом).

Норматив оборотных средств по незавершенному производству определяется по формуле:

где V cyт – плановый среднесуточный объем выпуска продукций по производственной себестоимости;

Т ц – длительность производственного цикла, дни;

Кн.з – коэффициент нарастания затрат.

На предприятиях с равномерным выпуском продукции коэффициент нарастания затрат можно определить по формуле:

где а – затраты, производимые единовременно в начале процесса производства (сырье, основные материалы, полуфабрикаты);

в – последующие затраты до окончания производства готовой продукции (например, заработная плата, амортизационные отчисления).

Норматив оборотных средств по расходам будущих периодов определяется по формуле:

где П – переходящая сумма расходов будущих периодов на начало планируемого года (берется из бухгалтерского баланса);

Р – расходы будущих периодов в предстоящем году (определяются на основе плана научно-технического развития предприятия);

С – расходы будущих периодов, подлежащие списанию на себестоимость продукции предстоящего года в соответствии с плановой сметой затрат на производство.

Норматив оборотных средств по запасам готовой продукции:

где Т ф.п – время, необходимое для формирования партии для отправки готовой продукции потребителю, дни;

Т о.д – время, необходимое для оформления документов для отправки груза потребителю, дни.

 

 

Билет № 10
1) Управление дебиторской задолженностью
2) Роль финансового анализа в принятии решений. Объект финансового анализа.
3) Методы оптимизации денежных потоков
4) Виды профессиональной деятельности на финансовом рынке
5) Принципы и методы финансового планирования

 

 

1.

Основными целями управления дебиторской задолженностью являются:

· ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

· выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

· определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

· ускорение востребования долга;

· уменьшение бюджетных долгов;

· оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью состоит из тех же не специфических любым другим видом управленческих функций:

· планирование,

· организация,

· мотивация;

· контроль и анализ.

Планирование дебиторской задолженности - это процесс предварительных финансовых расчетов, оценки управленческих решений. Чтобы планирование дебиторки было реальным, а значит - эффективным, необходимо сформулировать стратегию организации, определить политику сбыта, выбрать рациональные параметры дебиторки. Планирование величины дебиторской задолженности - был, есть и будет одним из важнейших.

Организация управления дебиторской, текущая работа с дебиторской задолженностью, должен стать обязательным моментом сбытового подразделения и потребует пристального внима­ния руководителей и менеджеров. Определение подходов к управлению дебиторской задолженностью, этапов и методов - проблема, которая не имеет однозначного реше­ния, зависит от специфики деятельности предприятия и личных качеств руководства. Так как управление дебиторской задолженностью является составляющей системы управления предприятием, то сам процесс управления ею можно осуществлять этапа­ми. Кроме того, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его необходимо представлять в виде некоторой этапной системы.

Для управления дебиторской задолженностью необходима прозрачная, цельная, своевременная и актуальная информа­ция о дебиторах, платежах и задолженности: данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на данный момент; время просрочки платежа по каждому из счетов; размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных фирмой нормативов; кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита). Как правило, такие сведения можно получить при исследовании системы бухгалтерского учета.

Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:

· учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;

· диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;

· разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;

· контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Особую актуальность проблема дебиторской задолженности приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок.

 

2.

Финансовый анализ является важным составным элементом финансового менеджмента. Финансовый менеджмент это искусство управления финансами предприятий, т. е. денежными отношениями, связанными с формированием и использованием их капитала и доходов. Данное искусство управления проявляется в разработке рациональной финансовой стратегии и тактики с помощью диагностики внутренней и внешней экономической среды.

Анализ внешней среды осуществляется по следующим параметрам:

- изучение динамики цен на товары и услуги;

- ставок налогообложения и процентных ставок по банковским кредитам и депозитам, курс эмиссионных ценных бумаг;

- деятельности конкурентов на товарном и финансовом рынках и др.

Объектами финансового анализа являются субъекты хозяйствования (предприятие, фирма, организация и т. д.), конкретные финансово-экономические показатели финансового состояния.

Субъектами анализа являются экономические службы предприятия, а также заинтересованные в его деятельности внешние пользователи информации. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов.

Банки-кредиторы заинтересованы в информации, позволяющей определить целесообразность предоставления кредитов, условия их выдачи, оценить риск по возвратности кредитов и уплате процентов. Заимодавцев, предоставляющих долгосрочные ссуды клиентам, интересует ликвидность предприятия не только по краткосрочным обязательствам, но и его платежеспособность с позиции ее сохранения в будущем.

Инвесторов (в том числе потенциальных собственников) интересует оценка доходности и риска осуществляемых и прогнозируемых инвестиций, способность предприятия формировать прибыль и выплачивать дивиденды.

Поставщики и подрядчики заинтересованы в том, чтобы предприятие в срок рассчиталось по своим обязательствам за поставленные товары, оказанные услуги и выполненные для него работы, т. е. финансовая устойчивость как фактор стабильности партнера.

Покупатели и заказчики заинтересованы в информации, подтверждающей надежность сложившихся деловых связей и определяющей перспективы их дальнейшего развития.

Налоговые органы пользуются данными бухгалтерской отчетности для реализации своего права, предусмотренного Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств перед бюджетами всех уровней. Критерием для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий является финансовая устойчивость и ликвидность предприятия.

Информация бухгалтерской отчетности служит исходной базой для принятия решений по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

С помощью финансового анализа принимаются решения по:

1) краткосрочному финансированию предприятия (пополнение оборотных активов);

2) долгосрочному финансированию (вложение капитала в эффективные инвестиционные проекты и эмиссионные ценные бумаги);

3) выплате дивидендов владельцам акций;

4) мобилизации резервов экономического роста (роста объема продаж и прибыли).

Поскольку текущий финансовый анализ осуществляется на основе данных бухгалтерского баланса, то можно установить его взаимосвязь с принятием финансовых решений Дирекцией предприятия

 

3.

Оптимизация денежных потоков представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления его хозяйственной деятельности.

Основными целями оптимизации денежных потоков предприятия являются:
•обеспечение сбалансированности объемов денежных потоков;
•обеспечение синхронности формирования денежных потоков во времени;
•обеспечение роста чистого денежного потока предприятия.

Основными объектами оптимизации выступают:
•положительный денежный поток;
•отрицательный денежный поток;
•остаток денежных активов;
•чистый денежный поток.

Эти факторы можно подразделить на внешние и внутренние. В системе внешних факторов основную роль играют следующие:
1. Конъюнктура товарного рынка.

Изменение конъюнктуры этого рынка определяет изменение главной компоненты положительного денежного потока предприятия — объема поступления денежных средств от реализации продукции. Повышение конъюнктуры товарного рынка, в сегменте которого предприятие осуществляет свою операционную деятельность, приводит к росту объема положительного денежного потока по этому виду хозяйственной деятельности. И наоборот — спад
конъюнктуры вызывает так называемый " спазм ликвидности", характеризующий вызванную этим спадом временную нехватку денежных средств при скоплении на предприятии значительных запасов готовой продукции, которая не может быть реализована.
2.Конъюнктура фондового рынка.

Характер этой конъюнктуры влияет прежде всего на возможности формирования денежных потоков за счет эмиссии акций и облигаций предприятия. Кроме того, конъюнктура фондового рынка определяет возможность эффективного использования временно свободного остатка денежных средств, вызванного несостыкованностью объемов положительного и отрицательного денежных потоков предприятия во времени. Наконец, конъюнктура фондового рынка влияет на формирование объемов денежных потоков, генерируемых портфелем ценных бумаг предприятия, в форме получаемых процентов и дивидендов.
3. Система налогообложения предприятий.

Налоговые платежи составляют значительную часть объема отрицательного денежного потока предприятия, а установленный график их осуществления определяет характер этого потока во времени. Поэтому любые изменения в налоговой системе — появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение графика внесения налоговых платежей и т.п. — определяют соответствующие изменения в объеме и характере отрицательного денежного потока предприятия.
4. Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции.

Эта практика определяет
сложившийся порядок приобретения продукции — на
условиях ее предоплаты; на условиях наличного платежа (" платежа против документов"); на условиях отсрочки
платежа (предоставления коммерческого кредита). Влияние этого фактора проявляется в формировании как
положительного (при реализации продукции), так и
отрицательного (при закупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п.) денежного
потока предприятия во времени.
5. Система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов.

Характер расчетных операций влияет на формирование денежных потоков во времени: если расчет наличными деньгами ускоряет осуществление этих потоков, то расчеты чеками, аккредитивами и другими платежными документами эти потоки соответственно замедляют.
6. Доступность финансового кредита.

Эта доступность во многом определяется сложившейся конъюнктурой кредитного рынка (поэтому этот фактор рассматривается как внешний, не учитывающий уровень кредитоспособности конкретных предприятий). В зависимости от конъюнктуры этого рынка растет или снижается объем предложения " коротких" или " длинных", " дорогих" или " дешевых" денег, а соответственно и возможность формирования денежных потоков предприятия за счет этого источника (как положительных — при получении финансового кредита, так и отрицательных — при его обслуживании и амортизации суммы основного долга).
7. Возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования. Такой возможностью обладают в основном государственные предприятия различного уровня подчинения. Влияние этого фактора проявляется в том, что формируя определенный дополнительный объем положительного денежного потока, он не вызывает соответствующего объема формирования отрицательного денежного потока. Это создает положительные предпосылки к росту суммы чистого денежного потока предприятия.

 

 

4.

Профессиональные участники финансового (фондового) рынка – юридические лица – осуществляют следующие виды деятельности: брокерскую, дилерскую, управление ценными бумагами, определение взаимных обязательств (клиринг), депозитарную, ведение реестра владельцев ценных бумаг, организацию торговли на рынке ценных бумаг.

Брокерской признают деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (включая эмитента корпоративных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с ним. Профессионального участника фондового рынка, проводящего брокерскую деятельность, называют брокером.

Профессионального участника фондового рынка, осуществляющего дилерскую деятельность, называют дилером. В роли последнего может выступать только юридическое лицо – корпорация. Дилер совершает сделки по купле-продаже ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи по объявленным дилером ценам. Деятельностью по управлению ценными бумагами признают осуществление юридическим лицом – от своего имени, за вознаграждение, в течение определенного срока – распоряжения финансовыми активами, переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу (в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц).

В состав финансовых активов включают:

• ценные бумаги;

• денежные средства, предназначенные для вложения в эти бумаги;

• денежные средства и ценные бумаги, полученные в процессе доверительного управления.

Клиринговая деятельность связана с определением взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачетом по поставкам ценных бумаг и расчетов по ним. Корпорации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам в связи с расчетами по операциям с этими бумагами, принимают к исполнению подготовленные для определения взаимных обязательств бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками фондового рынка, для которых производят расчеты. Клиринговая корпорация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана создавать специальные фонды для понижения рисков неисполнения сделок с финансовыми инструментами.

Профессионального участника фондового рынка (юридическое лицо), осуществляющего депозитарную деятельность, называют депозитарием. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг, именуют депонентом. Взаимоотношения между депозитарием и депонентом регулируют депозитарным договором (о счете депо). Его заключают в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, которые составляют неотъемлемую часть депозитарного договора. Заключение такого договора не влечет за собой перехода к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента. Депозитарий выполняет следующие функции:

• регистрирует факты обременения ценных бумаг депонента обязательствами;

• ведет отдельно от других счет депо депонента с указанием даты и основания каждой операции по этому счету;

• передает депоненту всю информацию о ценных бумагах, которую депозитарий получил от эмитента или держателя реестра владельцев ценных бумаг.

Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг подразумевают совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, обеспечивающих идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг и учет их прав в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг и в отношении этих бумаг.

Деятельность по организации торговли ценными бумагами включает предоставление услуг, способствующих заключению гражданско-правовых сделок с этими бумагами между профессиональными участниками фондового рынка. Данным видом деятельности занимаются фондовые биржи и фондовые отделы валютных бирж, называемые организаторами торговли ценными бумагами.

 

5.

В процессе финансового планирования следует придерживаться следующих принципов, определяющих характер и содержание плановой деятельности в экономической организации.

Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие " система" означает:

а) существование системы элементов (подразделений);

б) взаимосвязь между ними;

в) наличие одного направления развития элементов, ориентированного на общие цели предприятия.

Принцип координации планов отдельных подразделений выражается в том, что:

а) нельзя планировать эффективно деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими;

б) всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений.

Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции.

Принцип непрерывности заключается в том, что:

а) процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла;

6) разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план закупок - план производства план по маркетингу).

Принцип гибкости тесно связан с предыдущим и заключается в придании планам и процессу планирования в целом особенности изменять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Принцип точности предусматривает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние условия деятельности фирмы.

Принцип финансового соотношения сроков (" золотое банковское правило"). Получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т.е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.

Принцип платежеспособности. Планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года.

Принцип рентабельности капитальных вложений. Для капиталовложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный кредит, структурированные финансовые инструменты и др.). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа).

Принцип сбалансированности рисков. Особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).

Принцип приспособления к потребностями рынка. Для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

Принцип предельной рентабельности. Целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена ее прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет).

Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента и др.

Федеральные нормативы являются обязательными для всей территории России.

Региональные и местные нормативы действуют в отдельных субъектах РФ и утверждаются представительными и исполнительными органами власти. Они охватывают, как правило, ставки региональных налогов и сборов.

Отраслевые нормативы применяются в рамках отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (малые предприятия, акционерные общества, предприятия с иностранными инвестициями).

Нормативы предприятия разрабатывают сами хозяйствующие субъекты - это нормативы, принимаемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля использования финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Причем большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, влияющими на их величину.

 

 

Билет № 11
1) Экономическое содержание и классификация затрат предприятия.
2) Прогнозирование денежных потоков и формирование платежного баланса корпорации
3) Курсовая стоимость корпоративных ценных бумаг и факторы, ее определяющие
4) Инвестиционная политика корпораций.
5) Что такое финансы как стоимостная категория

 

1.

Все затраты предприятия можно классифицировать по различным направлениям в зависимости от того, что положено в основу той или иной классификации. Все затраты предприятий условно можно разделить на три основных направления:

♦ затраты капитального характера, т. е. инвестиционные затраты (затраты на воспроизводство основного и увеличение оборотного капитала), в основном связанные с расширением производства и приростом оборотных активов;

♦ затраты, связанные с текущей деятельностью, относимые на себестоимость продукции (затраты на производство и реализацию товаров, продукции, работ, услуг);

♦ затраты на социально-культурные мероприятия.

Источником финансирования этих затрат в основном является чистая прибыль предприятий. Затраты на производство и реализацию продукции (услуг) занимают значительный вес в общей сумме затрат предприятий. Они полностью возмещаются после завершения кругооборота средств за счет выручки от реализации продукции. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). При этом с точки зрения бухгалтерского учета не признается расходами организации выбытие активов: в связи с обретением (созданием) внеоборотных активов; вклады в уставные капиталы других организаций; приобретение акций и иных ценных бумаг не с целью перепродажи; в погашение кредита, займа, полученных организацией и т. п., так как эти расходы (выбытия) регулируются другими нормативными документами в области бухгалтерского учета. Классификация расходов предприятия рассматривается следующим образом: 1. расходы по обычным видам деятельности;

2. прочие расходы:

♦ операционные pacxoды

♦ внереализационные расходы.

 

2.

Прогноз денежных потоков тесно связан как со стратегическим развитием корпорации, так и с текущим финансовым планированием (на квартал, год). Прогноз денежных потоков включает вычисление возможных источников поступления и направлений расходования денежных средств.

Такой прогноз осуществляют в несколько этапов:

1) расчет денежных поступлений за период;

2) определение возможного оттока (выплат) денежных средств;

3) расчет чистого денежного потока (излишка или недостатка денежных средств);

4) вычисление общей потребности в краткосрочном финансировании.

На практике предприятие вынуждено учитывать средний период, который необходим покупателям для оплаты товаров. Исходя из этого, можно установить долю выручки от реализации, поступающую в данном периоде, и ту, которая поступит в следующем. Далее с помощью балансового метода (цепным способом) рассчитывают денежные поступления и изменение дебиторской задолженности:

тогда

где ВР – выручка (нетто) от реализации продукции за период (квартал); ДЗнп и ДЗКП – дебиторская задолженность за товары (работы, услуги) на начало и конец расчетного периода (квартала); ДП – денежные поступления от покупателей в данном периоде.

Более детальный расчет предполагает классификацию дебиторской задолженности по срокам ее погашения, которая может быть выполнена путе






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.