Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебные заведения, научные и культурные учреждения. Здравоохранение. 21 страница






Лит.: Палтерович Д. М., Развитие химического машиностроения в СССР и основных капиталистических странах. (1958 -1964 гг.), М., 1965; Б р е х о в К. И., Химическое и нефтяное машиностроение в восьмой пятилетке, М.. 1971; Экономика химического машиностроения, М., 1971; Касаткин А. Г.. Основные процессы и аппараты химической технологии, М., 1973.

Ф. М. Морозов.

ХИМИЧЕСКОЕ И ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система овладения в уч. заведениях знаниями по химии и химической технологии, способами применения их к решению инженерно-технологич. и исследовательских задач. Подразделяется на общее хим. образование, обеспечивающее овладение знаниями основ хим. науки, и спец. X. и х.-т. о., вооружающее знаниями химии и хим. технологии, необходимыми специалистам высшей и ср. квалификации для производств, деятельности, н.-и. и преподавательской работы как в области химии, так и в связанных с ней отраслях науки и техники. Общее хим. образование даётся в средней общеоб-разоват. школе, средних проф.-технич. и средних спец. учебных заведениях. Спец. X. и х.-т. о. приобретается в различных высших и средних спец. уч. заведениях (ун-тах, ин-тах, техникумах, уч-щах). Его задачи, объём и содержание зависят от профиля подготовки в них специалистов (хим., горная, пищевая, фармацевтич., металлургич. пром-сть, с. х-во, медицина, теплоэнергетика и т. д.). Содержание X. и х.-т. о. изменяется в зависимости от развития химии и требований произ-ва.

Общее химическое образование. В дореволюц. России общее хим. образование получило развитие преим. со 2-й пол. 19 в., когда в реальных училищах (до 1872 - реальные гимназии) химия стала преподаваться как самостоятельный уч. предмет. В общегимназич. курсе сведения по химии сообщались лишь в связи с изучением естествознания и физики; с конца 19 в. стали даваться учащимся ср. технических (механич., хим., горнозаводских, с.-х.) уч-щ и нек-рых других средних спец. уч. заведений.

После Окт. революции 1917 химия преподаётся во всех общеобразоват. школах и ср. спец. уч. заведениях, она стала одним из средств политехнического образования, связи обучения с социалистич. произ-вом. За годы Сов. власти уч. программы по химии в школе [7-10 (11)-е классы] неоднократно перестраивались с учётом важнейших достижений хим. науки, требований социалистич. произ-ва и научно-технич. революции. В них получили отражение основы неор-ганич. [7-9 (10)-е классы] и органич. [10 (11)-е классы] химии, введены обязат. лабораторные эксперименты, различные практич. занятия, экскурсии на произ-во и в науч. лаборатории. В создание сов. школьных учебников и развитие методики преподавания химии большой вклад внесли В. Н. Верховский, П. А. Глорио-зов, Я. Л. Гольдфарб, Д. М. Кирюшкин, В. В. Левченко, А. Д. Смирнов, Л. М. Сморгонский, В. В. Фельдт, Ю. В. Ходаков, Л. А. Цветков, С. Г. Шаповаленко, Д. А. Эпштейн и др.

В технич. ср. спец. учебных заведениях нехимич. профиля и мед. уч-щах дается, в зависимости от направления подготовки специалистов, больший (по сравнению со ср. общеобразоват. школой) объём знаний по отд. разделам и темам курса химии. Ср. уч. заведения хим. профиля работают по особым уч. программам изучаемых в них хим. дисциплин.

В зарубежных социалистич. странах общее хим. образование развивается на единых с СССР научно-методологич. и организационно-пед. основах. В капиталистич. странах оно даётся в различных ср. уч. заведениях внутри одного уч. заведения в разном объёме в зависимости от принятой фуркации. Основат. изучение химии как самостоятельного предмета ведётся лишь на академич. и естественно-математич. профилях и отделениях (США, Великобритания, Франция, Япония и др.), в естественно-математич. гимназиях (ФРГ), открывающих путь в ун-ты или технич. высшие уч. заведения.

Специальное химическое и химик о-т синологическое образование. С кон. 17 в. на филос. ф-тах зап.-европ. ун-тов началось преподавание химии. В России она впервые стала изучаться в Академическом университете по инициативе М. В. Ломоносова, с 1748 читавшего курс физ. химии, сопровождавшийся опытами. Практич. занятия студентов велись в н.-и. хим. лабораториях. С 1755 по его предложению преподавание физ. химии вводилось на мед. ф-те Моск. ун-та как имеющее важнейшее значение для аптекарского дела.

С нач. 19 в. химия изучается на отделениях физ. и матем. наук филос. ф-тов и на мед. ф-тах ун-тов. Первые в России инженеры-химики подготовлены Петерб. ирактич. технология, ин-том (осн. в 1828, с 1862 высшее уч. заведение, ныне Ленин-градский технологический институт им. Ленсовета) - единственным до кон. 19 в. высшим уч. заведением России, имевшим самостоятельный хим. ф-т. С 1863 на физико-матем. ф-тах ун-тов создаются кафедры технич. и агрономич. химии. Со 2-й пол. 19 в. содержание спец. X. и х.-т. о. расширяется, приобретает ясно выраженную проф. направленность на подготовку исследователей в области химии и смежных с ней наук, инженеров-химиков, преподавателей высших и ср. уч. заведений.

Сформировавшаяся в 19 в. русская хим. школа получает мировое признание. Н. Н. Зинин, А. А. Воскресенский, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, В. В. Мар-ковников, А. М. Зайцев, Д. П. Коновалов, Н. С. Курнаков, Н. А. Меншуткин, Н. Д. Зелинский и др. стали основоположниками новых направлений в химии и хим. технологии, в развитии X. и х.-т. о. В кон. 19 в. хим. ф-ты для подготовки инженеров-химиков открылись также в 6 технич. вузах: Киевском, Варшавском и Рижском политехнич. ин-тах, Харьковском практич. технологическом и Томском технологич. ин-тах, Моск. технич. уч-ще (ныне Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана).

После Окт. революции 1917 развитие социалистич. произ-ва потребовало расширения сферы практич. приложения химии, повышения роли спец. X. и х.-т. о., поднятия уровня подготовки как исследователей и преподавателей, так и инженеров-химиков. В нач. 1920-х гг. организуются самостоятельные хим. отделения в составе физико-матем. ф-тов ун-тов. На этих отделениях введены специализации по неорганич., физич., органич., аналитич. химии, биохимии и агрохимии. В 1920 создан Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева. С 1929 на базе хим. отделений в ун-тах открываются самостоятельные хим. ф-ты для подготовки специалистов для н.-и. учреждений и лабораторий хим. произ-в, создаются но-вые химико-технологические институты.

С сер. 1950-х гг. в химии и хим. технологии создаются тончайшие методы исследования различных веществ, производятся новые материалы - хим. волокна, пластмассы, ситаллы, полупроводники, новые физиологически активные вещества и лекарств, препараты, хим. удобрения и инсектофунгициды. Химия проникла во все отрасли науки и нар. х-ва. Хим. образование поэтому стало составной частью подготовки специалистов в политехнич., индустриальных, метал-лургич., энергетич., электротехнич., ма-шино- и приборостроительных, геологич., горных, нефтяных, с.-х., лесотехнич., мед., вет., пищевой, лёгкой пром-сти и др. высших и средних спец. уч. заведениях.

Специалистов для науч. и пед. деятельности готовят гл. обр. хим. ф-ты ун-тов и пед. ин-ты (105 из 188), а также ф-ты химико-биологические, биолого-химические, естествознания и др. В 1977 из 65 ун-тов СССР самостоятельные химич. ф-ты имеются в 38, химико-биологические и биолого-химические в 16, в 4 ун-тах специализация по химии ведётся на ф-тах естеств. наук, в Тартуском ун-те - на физико-химич. ф-те, в Туркменском -на биолого-географическом. Инженеров химиков-технологов для химической и смежных с ней отраслей пром-сти (угле-, лесо-, нефтехимия., пищевой, фармацевтич. и др.) готовят в технологич. и химико-технологич. ин-тах (17 в 1977) и на химико-технологич. ф-тах и отделениях др. высших технических учебных заведений. В состав спец. X. и х.-т. о. во всех вузах вошло изучение высшей математики и физики. Овладение философско-методологич. дисциплинами, введёнными в высших уч. заведениях, создало фундамент для материалистич. подхода в понимании мира.

Подготовка специалистов-химиков в сов. ун-тах длится 5 лет (на вечерних и заочных отделениях - до 6). Здесь изучаются спец. курсы неорганич., органич., аналитич., физич., коллоидной химии, кристаллохимии, общей хим. технологии, химии высокомолекулярных соединений. Свыше половины уч. времени по спец. дисциплинам занимает работа студентов в лабораториях. Студенты проходят произв. практику (28 нед) на предприятиях, в н.-и. учреждениях и лабораториях.

Подготовка специалистов по химии и химич. технологии и преподавателей для высших уч. заведений продолжается в аспирантуре. Наиболее крупными центрами подготовки специалистов-химиков, кроме ун-тов, являются ин-ты: Моск. химико-технологический им. Д. И. Менделеева, Ленингр. технологический им. Ленсовета, Моск. ин-т тонкой хим. технологии им. М. В. Ломоносова, Белорусский технологический им. С. М. Кирова, Воронежский технологический, Днепропетровский химико-технологический им. Ф. Э. Дзержинского, Ивановский химико-технологический, Казанский химико-технологический им. С. М. Кирова, Казахский химико-технологический и др.

Специалисты-химики (техники-технологи) готовятся также в средних спец. уч. заведениях - в хим. и химико-технологич. техникумах, расположенных, как правило, в центрах хим. пром-сти, при крупных хим. комбинатах. В 1977 св. 120 таких уч. заведений готовили техников св. 30 хим. и химико-технологич. специальностей (хим. технология нефти, газа, угля, стекла и изделий из него, технология хим. волокон и др.). Окончившие эти уч. заведения используются на хим. произ-вах в качестве мастеров, бригадиров, лаборантов, аппаратчиков и др. Химико-технологич. проф.-технич. уч-ща удовлетворяют потребность в квалифицированных рабочих для различных отраслей хим. пром-сти.

Совершенствование структуры и содержания X. и х.-т. о. связано с науч. и пед. деятельностью многих сов. учёных -А. Е. Арбузова, Б. А. Арбузова, А. Н. Баха, С. И. Вольфковича, Н. Д. Зелинского, И. А. Каблукова, В. А. Каргина, И. Л. Кнунянца, Д. П. Коновалова, С. В. Лебедева, С. С. Намёткина, Б. В. Некрасова, А. Н. Несмеянова, А. Е. Порай-Кошица, А. Н. Реформатского, С. Н. Реформатского, Н. Н. Семёнова, Я. К. Сыркина, В. Е. Тищенко, А. Е. Фаворского и др. Новые достижения хим. наук освещаются в спец. химических журналах, помогающих в совершенствовании науч. уровня курсов химии и хим. технологии в высшей школе. Для учителей издаётся журн. " Химия в школе".

В других социалистич. странах подготовка специалистов с X. и х.-т. о. осуществляется в ун-тах и специализированных вузах. Крупными центрами такого образования являются: в НРБ - Софийский ун-т, Софийский хим.-технологич. ин-т; в ВНР - Будапештский ун-т, Веспремский хим.-технологич. ин-т; в ГДР - Берлинский, Дрезденский технический, Ростокский ун-ты, Магдебург-ская высшая технич. школа; в ПНР -Варшавский, Лодзинский, Люблинский ун-ты, Варшавский политехнич. ин-т; в СРР - Бухарестский, Клужский ун-ты, Бухарестский, Ясский политехнич. ин-ты; в ЧССР - Пражский ун-т, Пражский хим.-технологич. ин-т, Пардубиц-кая высшая химико-технологич. школа; в СФРЮ-Загребский, Сараевский, Сплит-ский ун-ты и др.

В капиталистич. странах крупными центрами X. и х.-т. о. являются: в Великобритании - Кембриджский, Оксфордский, Батский, Бирмингемский ун-ты, Манчестерский политехнич. ин-т; в Италии - Болонский, Миланский ун-ты; в США - Калифорнийский, Колумбийский, Мичиганский технологические ун-ты, Толедский ун-т, Калифорнийский, Массачусетсский технологич. ин-ты; во Франции - Гренобльский 1-й, Марсельский 1-й, Клермон-Ферранский, Компьенский технологический, Лионский 1-й, Монпельеский 2-й, Парижские 6-й и 7-й ун-ты, Лоранский, Тулуз-ский политехнич. ин-ты; в ФРГ - Дорт-мундский, Ганноверский, Штутгартский ун-ты, Высшие технич. школы в Дарм-штадте и Карлсруэ; в Японии - Киот-ский, Окаямский, Осакский, Токийский ун-ты и др.

Лит.: Фигуровский Н. А., Б ы-к о в Г. В., Комарова Т. А., Химия в Московском университете за 200 лет, М., 1955; История химических наук, М., 1958; Репейников Б. М., Ушаков Г. И., Университетское образование в СССР, М., 1960; Зиновьев С. И., Р е м е н н и-ков Б. М., Высшие учебные заведения СССР, [М.], 1962; П а р м е н о в К. Я., Химия как учебный предмет в дореволюционной и советской школе, М., 1963; Преподавание химии по новой программе в средней школе. [Сб. ст.], М., 1974; Д ж у а М., История химии, пер. с итал., М., 1975.

С. В. Кафтанов.

ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, см. Химическое и химико-технологическое образование.

ХИМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО имени Д. И. Менделеева Всесоюзное, научное общество. Находится в ведении Всесоюзного совета научно-технич. обществ (ВСНТО) при Всесоюзном центральном совете профессиональных союзов (ВЦСПС). Организовано в 1932 по постановлению VI Менделеевского съезда по общей и прикладной химии как добровольное объединение химиков - научных работников, инженеров, техников, преподавателей, рабочих- новаторов произ-ва вне зависимости от их ведомственной принадлежности. X. о. - преемник Русского хим. об-ва (Р. х. о.), осн. при Петерб. ун-те в 1868 по решению собрания хим. отдела 1-го съезда русских естествоиспытателей и врачей и преобразованного в 1878 в Рус. физико-хим. об-во (Р. ф.-х. о.). Устав Р. х. о. был составлен при деятельном участии Д. И. Менделеева и Н. А. Мен-шуткина. Первым президентом Р. х. о. был избран Н. Н. Зинин; редактором " Журнала Русского химического общества" (переименованного в 1879 в " Журнал Русского физико-химического общества") с 1869 по 1900 был Н. А. Меншуткин. В период 1868-1917 об-во состояло в основном из профессоров и преподавателей высших учебных заведений и очень немногих работников пром-сти (10-12%). Число членов об-ва в 1869 составляло 60 чел. (129 в 1879, 237 в 1889, 293 в 1899. 364 в 1909, 565 в 1917). Президентами об-ва были А. М. Бутлеров (1878-82), Д. И. Менделеев (1883-84, 1891-92, 1894) и др. крупнейшие учёные-химики. С науч. докладами в об-ве выступали Д. И. Менделеев, Н. А. Меншуткин, Д. П. Коновалов, М. Г. Кучеров и др.

После Великой Окт. социалистич. революции резко увеличилось число членов об-ва, изменились содержание, форма и объём его работы. Главным в его деятельности стало: привлечение химиков и др. специалистов, учащейся молодёжи и передовых рабочих к науч. и технич. творчеству, совершенствованию социалистич. производства; всемерное повышение квалификации работников науки и пром-сти; пропаганда успехов химии среди широких масс трудящихся. Для объединения и развития творческой инициативы и обществ, деятельности членов X. о., для разработки актуальных комплексных научно-технич. вопросов, подготовки конференций, совещаний и др. мероприятий при центральном и местных правлениях об-ва работают научно-технич. и специализированные секции, комитеты, комиссии и бригады. Большую популярность приобрели обществ, ун-ты технич. прогресса, повышения науч. и технич. знаний членов X. о. Совместно с АН СССР и др. организациями об-во проводит Менделеевские съезды по общей и прикладной химии. Таких съездов с 1907 (в Петербурге) по 1975 (в Алма-Ате) состоялось 11. С докладами на съездах выступали: А. Е. Арбузов, А. Н. Бах, Н. Д. Зелинский, Н. С. Кур-наков, Л. Д. Ландау, Н. Н. Семёнов, А. Е. Ферсман, В. Г. Хлопин и др. сов. учёные, а также иностранные учёные Ф. Жолио-Кюри, Г. Сиборг, Р. Робинсон, С. Хиншелвуд, А. Тодд и др. Труды Менделеевских съездов публикуются в виде сборников. X. о. созывает также тематич. конференции, симпозиумы, совещания, организует дискуссии, многие из к-рых устраиваются при участии др. заинтересованных науч. и хоз. учреждений.

X. о. организует конкурсы науч. и производственно-технич. работ своих членов. С 1965 Президиум X. о. вместе с Президиумом АН СССР присуждают по конкурсам золотую медаль им. Д. И. Менделеева за работы в области хим. наук и технологии, имеющие важное теоретич. или практическое значение. Президиум X. о. совместно с отраслевыми мин-вами и профсоюзами ежегодно проводит смотры выполнения планов внедрения достижений науки и техники в нар. х-ве и мероприятий по повышению технич. уровня, качества и надёжности хим. продукции.

В 1976 в состав X. о. входили 86 местных отделений (правлений) в республиках и крупных городах СССР. X. о. насчитывает (1976) ок. 320 000 членов и свыше 140 000 юных химиков - учащихся средних школ.

X. о. имеет свои печатные органы: " Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева" (6 номеров в год) и журн. " Каучук и резина" (издаваемый совм. с Мин-вом нефтехим. и нефтеперераб. пром-сти СССР).

Лит.: Козлов В. В., Очерки истории химических обществ СССР, М., 1958; его ж е. Всесоюзное химическое общество им. Д. И. Менделеева. 1868-1968, М., 1971; Всесоюзное химическое общество им. Д. И. Менделеева. Информация и обмен опытом, М., 1972., В. В. Козлов.

ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ, отравляющие вещества и средства их боевого применения (ракеты, арт. снаряды, мины, авиац. бомбы, хим. фугасы, ручные хим. гранаты, ядовито-дымные шашки). Поражающее действие X. о. основано на токсичных свойствах хим. соединений, к-рые, находясь в парообразном, жидком или аэрозольном состоянии, могут проникать в организм через органы дыхания, кожные покровы, слизистые оболочки, пищевой тракт (см. Отравляющие вещества). X. о.- оружие массового поражения. Оно предназначено для уничтожения живой силы; может быть использовано и для заражения местности, вооружения, боевой техники и различных тыловых объектов; обладает рядом боевых свойств, отличающих его от др. видов оружия. Отравляющие вещества (ОВ) способны распространяться в больших объёмах воздуха на значит, площадях, проникать в различные укрытия и сооружения, не оборудованные в противохим. отношении, а также в танки и др. боевые машины. ОВ сохраняют поражающее действие от неск. десятков минут (нестойкие ОВ) до неск. часов и суток (стойкие ОВ). Эффективность X. о. в значит, степени зависит от метеорология, условий и характера местности. Напр., при наличии ветра заражённый воздух может перемещаться на большие расстояния и поражать живую силу вне р-на непосредственного хим. нападения. К X. о. можно также отнести хим. средства уничтожения растений - гербициды и дефолианты.

Впервые X. о. (хлор) было применено во время 1-й мировой войны 1914-18 нем. войсками 22 апр. 1915 в р-не г. Ипр (Бельгия). В ходе войны ОВ широко использовали армии и др. гос-в. Применение X. о. было запрещено Женевским протоколом (1925), к-рый ратифицировали (или присоединились к нему) многие гос-ва, в т. ч. и СССР. Однако нек-рые гос-ва нарушали этот протокол (напр., Италия использовала X. о. в войне против Эфиопии в 1935-36). Во время 2-й мировой войны 1939-45 фаш. Германия широко развернула подготовку X. о., ежегодная мощность её хим. пром-сти (к 1943) составляла 180 тыс. т ОВ. Однако, опасаясь ответного удара, она не решилась его применить. Сов. Союз всегда выступал решительным противником использования X. о.

После войны, несмотря на запрещение X. о., в капиталистич. странах были найдены высокотоксичные ОВ, во много раз превышающие по своей токсичности ОВ периода 1-й мировой войны. США применяли X. о. во Вьетнаме.

В совр. вооруж. силах стран агрессивного блока НАТО X. о. состоит на вооружении и постоянно совершенствуется. Нек-рые иностр. воен. теоретики считают, что X. о. в отдельных случаях может быть более эффективным, чем ядерное, и имеет перед ним ряд преимуществ: оно способно поражать человека без уничтожения материальных ценностей, является оружием " низкой себестоимости".

Угроза применения X. о. требует подготовки эффективных мер защиты войск и населения (см. Защита от оружия массового поражения, Защитные сооружения гражданской обороны).

Лит.: Степанов А. А., Отравляющие вещества, " Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева", М., 1968, т. 13, в. 6; У Тан, Химическое и бактериологическое (биологическое) оружие и последствия его возможного применения. [Доклад на XXIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН], М., 1970; Е ф и м о в П., Химическое оружие вооруженных сил США, " Зарубежное военное обозрение", 1976, № 1. См. также лит. при статье Отравляющие вещества. А. Д. Москалев.

ХИМИЧЕСКОЕ СРОДСТВО, термин, применяющийся для характеристики способности данных веществ к хим. взаимодействию между собой или для характеристики степени устойчивости получающегося при этом соединения к разложению на исходные вещества. В разное время X. с. пытались оценивать по разным параметрам реакций. В середине 19 в. в качестве меры X. с. начали использовать кол-во тепла, выделяющегося при реакции. Однако существование самопроизвольно протекающих эндотермич. реакций показало ограниченную применимость этого положения. Я. ВантГофф, исходя из второго закона термодинамики, доказал (1883), что направление самопроизвольной реакции определяется не тепловым её эффектом, а макс, полезной работой. При этом он вывел уравнение, количественно выражающее зависимость указанной величины от концентрации веществ, участвующих в реакции, и зависимость направления реакции от соотношения между этими концентрациями. В наст, время вместо макс, работы рассматривают изменения изобарно-изо-термич. потенциала (гиббсова энергия) ДО - для реакций, происходящих при постоянных темп-ре и давлении, или изменение изохорно-изотермич. потенциала (гельмголъцева энергия) ДА -для реакций, происходящих при постоянных темп-ре и объёме. Понятие < Х. о при этом уже не применяется.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.