Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебные заведения, научные и культурные учреждения. Здравоохранение. 3 страница






Лит.: Агахи А. М., Распространение идей марксизма-ленинизма в Иране, Баку, 1961, с. 27 - 28; Иванова М. Н., Национально-освободительное движение в Иране в 1918 -1922 гг., М., 1961; Т а р и - В е р д ы М. А., Магерамов А. И., Хайдархан Аму-оглы, " Народы Азии и Африки", 1971, № 5.

ХАЙДАРАБАД, в 1724-1950 одно из крупнейших княжеств в Индии, в 1950-1956 штат (в 1951 пл. 215005 км2, нас. 18, 7 млн. чел.). Княжество X. включало терр., населённые национальностями телугу, маратхи, каннара и др. Возникло в результате распада державы Великих Моголов; в 1724 наместник мо-гольских владений Биджапур и Голконда, носивший титул низам-уль-мульк (" устроитель гос-ва"), провозгласил себя независимым правителем. В 1798 он вынужден был подписать " субсидиарный" договор с Ост-Индской компанией (см. " Субсидиарные договоры"), в результате чего княжество потеряло право на самооборону, самостоят, дипломатич. связи. В княжество был назначен англ, резидент. С провозглашением независимости Индии (1947) низам после нек-рого сопротивления под давлением масс подписал соглашение о включении X. в Индийский Союз. В соответствии с конституцией в 1950 княжество X. было преобразовано в штат, главой исполнит, власти (радж-прамукхом) назначен низам. В 1956 по адм. реформе штат X. был ликвидирован. Терр. вошла в штаты Андхра-Прадеш, Майсур, Бомбей (в 1960 разделён на шт. Гуджарат и Махараштра). Ни-заму были сохранены недвижимое имущество, сокровища, назначена пенсия (в нач. 70-х гг. пенсии князьям были отменены).

Лит.: Девяткина Т. Ф., Ликвидация княжеств в современной Индии, М., 1961; White paper on Indian states, New Delhi, 1950; M e n о n V. P., The story of the integration of the Indian states, Bombay, 1956.

ХАЙДАРАБАД, город в Индии, расположен на р. Муси. Адм. ц. штата Андхра-Прадеш. 1, 8 млн. жит. (1971). Торг.-трансп. узел и пром. центр Юж. Индии. Текст., кож., пищ., фармацевтич., стекольная, табачная, бумажная пром-сть; машиностроение (паровозо- и вагоно-строит. з-ды в предместье). Кустарное изготовление предметов домашнего обихода, тканей, художеств, изделий. Османский ун-т. X. основан после 1589 как столица Голконды. С 1724 по 1956 был столицей одноимённого княжества и резиденцией низамов, затем адм. ц. штата Хайдарабад, с 1956 - штата Андхра-Прадеш. Среди арх. пам.: гл. мечеть Мекка-Масджид (17 в.). В 20 в. сооружены комплекс Османского ун-та (с 1918, достройки 1960-х гг.), театр (1962, арх. М. Файязаддин и др.), многие пром., деловые, торговые и жилые здания. К 3. от X.- крепость Голконда (16-17 вв.) с комплексом купольных мавзолеев правителей Голконды. Музей Салар Джанг (европ. и вост. иск-во), археол. музей (местные древности).

Хайдарабад. Триумфальные ворота Чар-Минар. 1591.

ХАЙДАРАБАД, город в Пакистане, на р. Инд. Адм. ц. в провинции Синд. 624 тыс. жит. (1972). Крупный узел жел. и шосс. дорог, речной порт; газопровод Суй-Хайдарабад. Центр текст, пром-сти. Кож.-обув., хим., пищевкусовые предприятия; с.-х. машиностроение и судостроение. Ремёсла (ткацкое, ювелирное, гончарное). Синдхский ун-т.

ХАЙДАРКЕН, посёлок гор. типа во Фрунзенском р-не Ошской обл. Кирг. ССР. Расположен на сев. склонах Алай-ского хр., на вые. 2000 м, в 83 км к Ю.-З. от ж.-д. станции Фергана. Добыча ртутных руд.

ХАЙДАР-ХАН, Хайдар Амуоглы (1880-1921), деятель рабочего и нац.-освободит, движения Ирана. См. Хайдар Амуоглы.

ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (26.9. 1889, Мескирх, Баден, - 26.5.1976, там же), немецкий философ-экзистенциалист. Учился во Фрейбургском ун-те у Г. Риккерта. С 1916 ассистент Э. Гуссерля. Проф. Марбургского (1923-28) и Фрейбургского (1928-51, в 1933-34 - ректор) ун-тов. В 1945 был уволен за сотрудничество с нацистами.

В мировоззрении раннего X. слились различные тенденции идеалистич. философии кон. 19 - нач. 20 вв.: феноменология Гуссерля и М. Шелера, философия жизни В. Дилътея, отд. мотивы диалектической теологии. В соч. " Бытие и время" (1927) X. ставит вопрос о смысле бытия, к-рый, по его мнению, оказался " забытым" традиц. европ. философией. Пытаясь строить онтологию на основе гуссерлевской феноменологии, X. хочет раскрыть " смысл бытия" через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия (" открыто" бытие). По X., онтологич. основу человеческого существования составляет его конечность, временность; поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия. X. стремится переосмыслить европейскую фил ос. традицию, рассматривавшую чистое бытие как нечто вневременное. Причину такого " неподлинного" понимания бытия X. видит в абсолютизации одного из моментов времени - настоящего, " вечного присутствия", когда подлинная временность как бы распадается, превращаясь в последовательный ряд моментов " теперь", в физическое (по X., " вульгарное") время. Осп. пороком совр. науки, как и европ. миросозерцания вообще, X. считает отождествление бытия с сущим, с эмпирич. миром вещей и явлений.

Переживание временности отождествляется у раннего X. с острым чувством личности. Сосредоточенность на будущем даёт личности подлинное существование, тогда как перевес настоящего приводит к тому, что " мир вещей", мир повседневности заслоняет для человека его конечность. Такие понятия, как " страх", " решимость", " совесть", " вина", " забота" и т.п., выражают у X. духовный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность и смертность. В дальнейшем, с сер. 30-х гг., на смену им приходят понятия, выражающие реальность не столько личностно-этическую, сколько безличностно-космическую: бытие и ничто, сокрытое и открытое, основа и безосновное, земное и небесное, человеческое и божественное. Теперь X. пытается постигнуть самого человека, исходя из " истины бытия". Анализируя происхождение метафизич. способа мышления и мировосприятия в целом, X. пытается показать, как метафизика, будучи основой всей европ. жизни, постепенно подготовляет новоевроп. науку и технику, ставящих своей целью подчинение всего сущего человеку, как она порождает ирре-лигиозность и весь стиль жизни совр. общества, его урбанизацию и омассовление.

Истоки метафизики восходят, по X., к Платону и даже к Пармениду, внёсших принцип понимания мышления как созерцания, постоянного присутствия и неподвижного пребывания бытия перед глазами. В противоположность этой традиции X. употребляет для характеристики истинного мышления термин " вслу-шиваниек бытие нельзя видеть, ему можно только внимать. Преодоление метафизического мышления требует, по X., возвращения к изначальным, но не реализованным возможностям европейской культуры - к той " досократовской" Греции, которая ещё жила " в истине бытия". Такое возвращение, по X., возможно потому, что (хоть и " забытое") бытие всё же живёт ещё в самом интимном лоне культуры - в языке: " Язык - это дом бытия" (" Platons Lehre von der Wahrheft", Bern, 1947, S. 61). При совр. отношении к языку как к орудию язык технизируется, становится средством передачи информации и тем самым умирает как подлинная " речь", как " речение", " сказание"; теряется та последняя нить, к-рая связывала человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мёртвым. Поэтому задача " прислушивания к языку" рассматривается X. как всемирно-историческая; не люди говорят " языком", а язык " говорит" людям и " людьми". Открывающий " истину бытия" язык продолжает жить прежде всего в произв. поэтов, не случайно X. обращается к исследованию творчества Гёльдерлипа, Р. М. Рильке, Г. Тракля, С. Георге. Свою " спекулятивную филологию" X. развивал в русле традиций нем. романтизма (И. Г. Гамана, Новалиса, позднего Ф. В. Шеллинга), выражая романтич. отношение к иск-ву как хранилищу бытия, дающему человеку " защищённость" и " надёжность".

В последние годы X. в поисках бытия всё чаще обращал свой взор на восток, в частности к дзэн-буддизму (см. Дзэн), с к-рым его роднила тоска по " невыразимому" и " неизречённому", склонность к мистич. созерцанию и метафорич. способ выражения.

Т. о., если в первых своих работах X. попытался построить филос. систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В целом иррационалистич. философия X. является одним из острых проявлений кризиса совр. бурж. сознания.

Соч.: Kant und das Problem der Metaphy-sik, Bonn, 1929; Holderlin und das Wesen der Dichtung, Munch., [1937]; Platon's Lehre von der Wahrheit, Bern, 1947; Holzwege, 2 AufL, Fr./M., 1952; Einfuhrung in die Metaphysik, Tubingen, 1953; Was heiBt denken, Tubingen, 1954; Vom Wesen desGrundes, 4 Aufl., Fr./M., 1955; Was ist Metaphysik?, 7 Aufl., Fr./M., 1955; Der Satz vom Grund, Pfullingen, 1958;

Unterwegs zur Sprache, Pfullingen, 1959; Vom Wesen der Wahrheit, 4 Aufl., Fr./M., 1961; Nietzsche, Bd 1-2, [Pfullingen, 1961]; Die Frage nach dem Ding, Tubingen, 1962; Kants These iiber das Sein, [Fr./M., 19631; Erlaute-rungeh zu HolderlinsDichtung. 4 Aufl., Fr./M., 1971.

Лит.: Гайденко П. П., Экзистенциализм и проблема культуры (критика философии М. Хайдеггера), М., 1963; Г а б и т о-в а Р. М., Человек и общество в немецком экзистенциализме, М., 1972; В г е с h t F. J., Heidegger und Jaspers. Die beiden Grundfor-men der Existenzphilosophie, Wuppertal, [1948]; К r a f t J., Uon Husserl zu Heidegger, 2 Aufl., [Fr./M., 1957]; L 6 w i t h K., Heidegger. Denker in durftiger Zeit, 2 Aufl., Gott., [I960]; Poggeler O., Der Denkweg M. Heideggers, [Pfullingen, 1963]; King M., Heidegger's philosophy. A guide to his basic thought, Oxf., 1964; Sass H. M., Heidegger - Bibliographic, Meisenheim am Glan, 1969. Л. П. Гайденко.

ХАЙДУБЁСЁРМЕНЬ (Hajduboszorme-ny)| город на В. Венгрии, в медье Хайду-Бихар. 31 тыс. жит. (1976). Мельницы, кирпичный з-д. Центр с.-х. р-на.

ХАЙДУ-БИХАР (Hajdu-Bihar), медье в Венгрии, в басе. р. Тиса, 6. ч. в пределах Альфельда. Пл. 5, 8 тыс. км2. Нас. 358 тыс. чел. (1975). Адм. ц. - г. Де-брецен. Экономика имеет аграрно-индустр. характер. В с. х-ве занято 36, 3%, а в пром-сти 33, 9% экономически активного нас. (1970). Распахано ок. 60%, под пастбищами и лугами - ок. 25% терр. Посевы пшеницы, кукурузы, ржи, картофеля, подсолнечника, сах. свёклы и табака (по сбору к-рых Х.-Б. занимает 2-е место среди медье Венгрии). Тисалёк-ское водохранилище на р. Тиса и система каналов, орошающих и обводняющих массивы засушливых и засоленных земель на 3. медье (Хортобадь и др.), обеспечили создание рисоводческого х-ва. Свиноводство, разведение кр. рог. скота, овцеводство. Добыча природного газа (Хайдусобосло). Мукомольная, мясная, табачная, плодоконсервная, фармацев-тич. (пенициллиновый з-д) пром-сть; произ-во подшипников, с.-х. машин, мед. инструментов, швейных изделий.

ХАЙДУСОБОСЛО (Hajduszoboszlo), город в Венгрии, в медье Хайду-Бихар. 23 тыс. жит. (1976). Центр добычи природного газа. Бальнеологии. курорт с термальными водами.

ХАЙЕК (Науек) Фридрих Август (р. 8.5.1899, Вена), английский экономист, представитель Лондонской школы бурж. политич. экономии. Окончил Венский ун-т (1921). В 1927-31 директор Австр. ин-та экономич. исследований. Проф. Лондонского (1931 - 50), Чикагского (1950-62), Фрейбургского ун-тов (ФРГ, 1962-69). С 1970 проф.-консультант Зальцбургского ун-та (Австрия). X. пытается совместить в едином учениц пси-хологич. метод, австрийской школы с ма-тематич. теорией и идеалистич. философией. Рассматривает капитал как вечную категорию, присущую всем обществ.-экономич. формациям. Отрицает существование в капиталистич. обществе эксплуатации, классовых антагонизмов. Выдвинул теорию, согласно к-рой причина экономич. кризисов перепроизводства заключается якобы в чрезмерных инвестициях капитала и неправильной денежно-кредитной политике банков. В качестве средства предотвращения кризисов X. предлагает снижение (особенно в периоды спадов и депрессий) уровня потребления трудящихся и сокращение их заработной платы, а также стимулирование добровольных сбережений. X.- ярый противник всякого вмешательства бурж. гос-ва в экономич. жизнь, самых скромных уступок трудящимся. Грубо извращает теорию и практику коммунистич. строительства. Нобелевская пр. (1974).

С о ч.: Prices and production, L., 1931; Monetary theory and the trade cycle, N. Y., 1933; The pure theory of capital, Chi., 1942; Individualism and economic order, Chi., 1948; Studies in philosophy, politics and economics, Chi., 1967; Freiburger studien, Tubingen, 1969; Profits, interest and investment..., 3 ed., N. Y., 1969.

Лит.: Б л ю м и н И. Г., Критика буржуазной политической экономии, т. 2-3. М., 1962; Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, пер. с amvb, М., 1968. М. П. Евтпхиев.

ХАЙКАЛЬ, Xейкал Мухаммед Хусейн (10.8.1888, Кафр-Ганнам, -8.12.1956, Каир), арабский прозаик (Египет). Адвокат по образованию (Сорбонна, 1912). В 1937-44 мин. просвещения. Один из основателей либерально-конституционалистской партии, к-рую возглавлял в 1943-1952, председатель егип. сената (1945-1950). Автор первого написанного в реалистической манере араб, романа " Зай-наб, или Картины сельской жизни и нравов Египта" (1914; рус. пер. 1973), лирического, местами сентиментального произведения, построенного по европ. образцам. Во 2-й пол. 10-х и 20-е гг. разрабатывал концепцию егип. исключительности; позднее перешёл на позиции тра-диц. ислама, что совпало с упадком интереса X. к науке и зап. цивилизации. Автор биографич. произведений о героях раннего ислама, в т. ч. широко известной в мусульм. мире " Жизни Мухаммеда" (1929) (см. Мухаммед). В романе " Так она создана" (1955) " духовность Востока" противопоставляет " меркантилизму Европы". Дневники X. " Воспоминания о египетской политике" (т. 1-2, 1951-53)-ценный источник по истории Египта XX в.

Лит.: Коцарев Н. К., Писатели Египта (XX век), М., 1976 (лит.); Johanson В., М. Н. Haikal. Europa und der Orient im Weltbild eines agyptischen Liberalen, Beirut - Wiesbaden, 1967; Wessels A. A., A modern Arabic biography of Muhammad, Leiden, 1972; Semah D., Four Egyptian literary critics, Leiden, 1974, pt. 2.

С. А. Шуйский.

ХАЙКИН Борис Эммануилович [р. 13(26). 10.1904, Минск], советский дирижёр, нар. арт. СССР (1972). Чл. КПСС с 1940. В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу фп. (у А. Ф. Гедике) и дирижирования (у К. С. Сара джева). В 1928-1935 дирижёр, с 1933 зав. муз. частью, с 1935 гл. дирижёр Оперного театра им. К. С Станиславского (Москва). В 1936-1943 художеств. руководитель и гл. дирижёр Ленингр. малого оперного театра, в 1944-53-Ленингр. театра оперы и балета им. С. М. Кирова, с 1954 дирижёр Большого театра. Искусство X. отличают высокая художеств, культура, артистич. темперамент, тонкая отделка деталей партитуры. Осуществил постановки опер " Поднятая целина" Дзержинского (1937), " Кола Брюньон" Кабалевского (1938), " Мятеж" Ходжа-Эйнатова (1938), " Бо.-рис Годунов" Мусоргского (1939, 1949), " Иоланта" (1943), " Орлеанская дева" (1945) Чайковского, " Дуэнья" Прокофьева (1946), " Семья Тараса" Кабалевского (1950), " Декабристы" Шапорина (1953), " Фра-Дьяволо" Обера (1955), " Мать" Хренникова (1957), " Летучий голландец" Вагнера (1963), " Неизвестный солдат" Молчанова (1967) и др. Выступает как симф. дирижёр. С 1935 проф. Ленинградской, с 1954 - Моск. консерваторий. Гастролирует за рубежом. Ставил спектакли в Италии и ГДР. Гос. пр. СССР (в 1946 дважды; 1951). Награждён орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Б. Э. Хайкин.

Лит.: Кондрашин К., Большой мастер, " Советская музыка", 1974, № 12.

ХАЙКИН Семён Эммануилович [8(21). 8.1901, Минск, - 30.7.1968, Ленинград], советский физик, д-р физико-матем. наук (с 1935). Чл. КПСС с 1942. Окончил МГУ (1928), в 1930-46 работал там же (проф. с 1935). В 1945-54 руководил лабораторией колебаний Физич. ин-та АН СССР, с 1954 - сектором радиоастрономии Гл. астрономич. обсерватории АН СССР (Пулково). X. внёс большой вклад в развитие теории колебаний и теоретич. радиотехники. Он является также основоположником сов. экспериментальной радиоастрономии. В 1947 открыл радиоизлучение солнечной короны. Изобрёл новый тип радиотелескопа - т. н. антенну переменного профиля. Исследовал природу сухого трения.

С о ч.: Теория колебаний, 2 изд., М., 1959 (совм. с А. А. Андроновым и А. А. Виттом); Механика, М. - Л., 1940; Физические основы механики, 2 изд., М., 1971; Силы инерции и невесомость, М., 1967; Исследования радиоизлучения Солнца Бразильской экспедицией АН СССР по наблюдению солнечного затмения 20 мая 1947, " Доклады АН СССР", 1947, т. 58, № 9 (совм. с Б. М. Чихачевым); Новый радиотелескоп высокой разрешающей силы, " Приборы и техника эксперимента", 1959, МЬ 2 (совм. с Н. Л. Кайдановским и Н. А. Есепкиной); Радиотелескоп РАТАН-600, " Изв. Главной астрономической обсерватории в Пулкове", 1972, № 188 (совм. с др.).

ХАЙКОУ, город в Китае, на С. о. Хай-нань, в пров. Гуандун. Св. 100 тыс. жит. (1970). Экономич. центр острова. Мор. порт, узел шосс. дорог. Судостроение и судоремонт, произ-во двигателей, с.-х. орудий, хим. и резиновых изделий, строит, материалов, текст., пищ. (консервы, сахар, чай, кокосовое масло) пром-сть.

ХАЙКУ, жанр японской поэзии. См. Хокку.

ХАЙЛАР, река в Китае, образует верхнее течение р. Аргунь. Дл. 555 км, пл. басе. 53 тыс. км *. Берёт начало в горах Б. Хингана, ср. и ниж. течение на плоскогорье Барга. В долине - г. Хайлар.

ХАЙЛАР, X у л у н ь, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян, в долине р. Хайлар (на реке Иминьхэ). Предприятия мясо-молочной, муком., рыбоконсервной, кож.-меховой и текст, пром-сти. Кустарные промыслы.

ХАЙЛЕ СЕЛАССИЕ I (23.7.1892, Ыджэрса-Горо, пров. Харэр, -27.8.1975, Аддис-Абеба), император Эфиопии в 1930-1974 (до коронации - Тафари Макон н е н). Род. в семье гос. деятеля Маконнена, двоюродного брата имп. Менелика II. В 1916 объявлен регентом при императрице Заудиту, после смерти к-рой короновался имп. Эфиопии (2 нояб. 1930) под именем X. С. I. Ввёл централизованное управление страной, отменил рабство и работорговлю, осуществил нек-рые прогрессивные мероприятия в области образования, здравоохранения, провозгласил (1931) первую в Эфиопии конституцию и др. В 1923 добился принятия Эфиопии в Лигу Наций. Во время итало-эфиопской войны 1935-36 эмигрировал за границу, где вёл активную деятельность по привлечению иностр. держав к освобождению Эфиопии. 5 мая 1941, когда б. ч. страны была очищена от итальянских захватчиков, вернулся в Аддис-Абебу. X. С. I-один из инициаторов создания Организации африканского единства. Выразитель интересов феод, класса, X. С. I не стремился к проведению глубоких социально-экономич. реформ, отвечающих требованиям времени. Резкое углубление социально-экономич. и политич. кризиса в Эфиопии в нач. 1974 послужило толчком к революц. перевороту, в результате к-рого 12 сент. 1974 X. С. I был низложен.

ХАЙЛЕНД-ПАРК (Highland Park), город на С. США, в шт. Мичиган, сев. пригород Детройта. 35 тыс. жит. (1975). Автомоб. з-ды. Технологич. ин-тим. Э. О. Лоуренса.

ХАЙЛУФЫШСКАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ БАЗА, первый в Китае советский район, существовавший с конца окт. 1927 до апр. 1928 в вост. части пров. Гуандун (в основном уезды Хайфын и Луфын). 30 окт. 1927 восставшие крестьяне вместе с пробившимся в этот район отрядом участников Наньчанского восстания 1927 заняли Хайфын. 7 ноября 1927 съезд Советов в Хайфыне избрал правительство, руководимое Пэн Баем. Были созданы отряды кит. Красной армии; помещичья земля передавалась крестьянам. Гоминь-дановские войска, перейдя в наступление, 20 февр. 1928 заняли Хайфын и вскоре X. р. б. перестала существовать.

ХАЙME I Завоеватель (Jaime I el Conquistador) (2.2.1208, Монпелье, -27.7.1276, Валенсия), король Арагона с 1213. В ходе Реконкисты расширил границы Арагона, отвоевав у арабов ряд терр., в т. ч. Балеарские о-ва (1229-35), Валенсию (1238); эти события описаны X. I в его " Хронике...". В 1258 X. I добился отказа франц. короля Людовика IX от суверенных прав на Руссильон и Барселону в пользу арагонских королей, а сам отказался от притязаний на южнофранцузские территории (исключая Монпелье). Женил своего сына (будущего Педро III) на наследнице короля Сицилии, создав т. о. юридич. основания для притязаний Арагонского дома на Сицилию. В длительной борьбе с арагонской и каталонской знатью значительно укрепил королев, власть. Частично унифицировал законодательство. Покровительствовал торговле. Основал ряд ун-тов. Перед смертью разделил королевство Арагон между сыновьями, что существенно задержало объединение государства и вновь обострило борьбу различных группировок знати.

ХАЙМЕ II Справедливый (Jaime II cl Justiciero) (ок. 1264 - 2 или 3. 11.1327, Барселона), король Арагона с 1291, Сицилии в 1285-1295/96 (отказался от Сицилии под нажимом папы Бонифация VIII, стремившегося восстановить на острове власть Анжуйской династии). В 1297 получил от Бонифация VIII в лен Сардинию (завоевание её Арагоном завершилось в 1323-24). Правительство X. II продолжало в Арагоне кодификацию права, начали составляться сборники законов. При X. II были упрочены юж, границы Арагона, на С. присоединён ряд территорий.

ХАЙНАЛ (Hajnal) Иштван (3.7.1892, Надькикинда, ныне Кикинда, Югославия, -16.6.1956, Будапешт), венгерский историк, в 1939-49 академик (чл.-корр. с 1928) Венг. АН. В 1921-56 проф. Будапештского ун-та. Осн. работы по вспомогательным историч. дисциплинам (в частности, палеографии); соавтор коллективного труда " Всеобщая история".

Лит.: Wellmann J., Hajnal Istvan, " Szazadok a magyar tortenelme tarsulat koz-lonyi", 1956, 4-6 sz.

ХАЙНАНЬ, остров в Южно-Китайском море, отделён от материка прол. Хай-нань. Терр. Китая. Пл. 34 тыс. км2. Нас. ок 2, 5 млн. чел. (1970, оценка). На С.- аллювиальные равнины, на Ю. и в центре - низкогорья и среднегорья (вые. до 1879 м - г. Учжишань). Климат тропический, муссонный; на равнинах ср. темп-pa янв. 16-19 °С, июля - ок. 29°С, осадков 1200-1500 мм в год, в горах до 3000 мм (максимум - летом). В горах-муссонные тропич. леса (пальмы, панданусы, камфарное и тунговое деревья, бамбук), равнины возделаны (рис, хлопчатник и др.). На С.- г. Хайкоу.

X., осн. население к-рого в древности составляли предки совр. народностей ли и мяо, был завоёван кит. правителями и включён в состав кит. гос-ва во 2 в. до н. э. В 7-12 вв. прибрежные равнинные р-ны X. усиленно заселялись кит. переселенцами, оттеснившими аборигенов в центр, гористую часть острова. Ли и мяо боролись против гнёта кит. феодалов. По Чифуской конвенции 1876 цинское пр-во Китая открыло на X. порт Хайкоу для иностр. торговли. В 1890-1891 на X. произошло крупное восстание народности ли против цинских властей. В 1927-36 X. являлся одним из р-нов вооружённой борьбы под руководством компартии Китая против гоминьдановских властей. В 1939-45 был оккупирован япон. войсками, против к-рых местное население вело партиз. борьбу. В 1946-49 X. стал одним из р-нов активной партиз. войны против гоминьданов-ской реакции. Полностью освобождён от гоминьдановцев в результате совместных действий Нар.-освободит, армии Китая и местных партиз. отрядов 30 апр. 1950. В 1952 на X. был создан авт. округ народностей ли и мяо, входящий в пров. Гуандун. В. П. Илюшечкин.

ХАЙНАНЬ, пролив между о. Хайнань и п-овом Лэйчжоу, у берегов Китая. Соединяет Южно-Китайское м. с сев. частью зал. Бакбо. Дл. 93 км, наименьшая шир. 18, 5 км. Глубина на фарватере 36-108 м. Скорость приливных течений до 6 км/ч. Порт Хайкоу (о. Хайнань).

ХАЙНДБЕРН (Hyndburn), адм. округ в Великобритании, в графстве Ланкашир. Образован в 1973-75 из гг. Грейт-Харвуд, Риштон, Осуалдтуисл, Акрингтон, Клей-тон-ле-Мурс, Черч. 80, 1 тыс. жит. (1973).

ХАЙНЕМАН (Heinemann) Густав (23.7. 1899, Швельм, - 7.7. 1976, Эссен), государственный деятель ФРГ. По профессии юрист. В 1928 - 36 юрист-консультант, затем чл. правления концерна " Рейнише штальверке". В 1945 вступил в Христианско-демократический союз (ХДС). В 1949-50 мин. внутр. дел в пр-ве К. Аденауэра. Вышел в отставку из-за несогласия с правительств, курсом. В 1949-55 президент синода евангелич. церкви ФРГ. В 1952 вышел из ХДС н создал пацифистскую Общегерм. нар. партию. С 1957 чл. С.-д. партии Германии. В 1966-69 мин. юстиции. В 1969-1974 президент ФРГ.

ХАЙ-ПОЙНТ (High Point), город в США, в шт. Сев. Каролина. 67 тыс. жит. (1975), вместе с соседними городами Гринсборо, Дарем и общей пригородной зоной 770 Trfc. чел. В пром-сти 142 тыс. занятых (1974). Мебельная, деревообр., текст., трикот., швейная, хим., металлообр., пищ. пром-сть.

ХАЙПУДЫРСКАЯ ГУБА, залив юго-вост. части Баренцева м. Дл. 46 км, шир. у входа ок. 15 км, в ср. части - 33 км. Глуб. 1-2 м. Зап. берега высокие, обрывистые, восточные - низкие, окаймлённые осыхающими отмелями. Впадают pp. Хайпудыра, Коротаиха и др. Приливы полусуточные, величина их ок. 1 м.

ХАЙРАДДИН АТ-ТУНИСИ, X а й р е д д и н ат-Туниси (1826-1889, Стамбул), тунисский просветитель и гос. деятель; автор тунисской конституции 1861. По происхождению черкес. В 1840 попал невольником к тунисскому бею Ахмеду. Получил образование в Стамбуле и Тунисе. В 1853-57 жил во Франции, затем вернулся в Тунис. В 1857-62 мин. воен.-мор. флота, в 1861-62 пред, парламента. В 1867-73 пред. Междунар. финанс. комиссии в Тунисе. В 1873-1877 глава тунисского пр-ва; провёл ряд реформ в области экономики (поощрение нац. торговли, распределение гос. земель среди мелких и ср. землевладельцев и др.), просвещения (учредил в 1875 нац. колледж, реорганизовал религ.-богословский ун-т аз-Зитуна). Доказывал необходимость для стран Востока усвоения достижений Европы в области научно-технич. прогресса; отстаивал принципы конституц. правления и свободу личности, утверждая, что они соответствуют основам мусульм. права. Взгляды X. а.-Т. нашли отражение в его соч. о политич. устройстве европ. стран " Аквам аль-Масалик..." (-" Вернейший путь...", 1867; предисловие к нему переведено на франц. яз., а также на тур. и нек-рые др. языки).

Лит.: Петросян Ю. А., Из истории общественно-политической мысли в Турции в XIX в., в сб.: Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР, т. 71, М., 1964: Левин 3. И., Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972 (лит.).

ХАЙРАДДИН БАРБАРОССА [ок. 1483, о. Митилена (Лесбос), -4.7.1546, Стамбул], правитель Алжира с 1519. Морской пират и флотоводец. Сын гончара. Использовав борьбу алжирского населения против йен. захватчиков, X. Б. вместе со своим братом Аруджем захватил власть в Алжире. После смерти Аруджа (1518), стремясь удержать власть, X. Б. обратился за помощью к тур. султану Селиму I и отдал Алжир под сюзеренитет Турции, получив (1519) титул паши. В 1520-25 вёл борьбу с испанцами, племенами Кабилии и Хафсидами. С 1538 гл. адмирал тур. флота. Во время вене-циано-тур. войны 1538-40 разгромил (1538) при Превезе флот европ. коалиции под команд. А. Дориа. В 1541 под Алжи-роминанёс поражение Карлу V.

ХАЙРИ (псевд.; наст. фам. X а и р е т-д и н о в) Гайнан Бадретдинович [2(15). 6.1903, дер. Старокулёво, ныне Нури-мановского р-на Башк. АССР, - 16.10. 1938, Уфа], башкирский советский писатель. Учился в Оренбургском башк. пед. техникуме. С 1924 на комсомольской и журналистской работе. Печатался с 1922. В повестях " Кооператоры" (1926), " Жена" (1931), в сб-ках очерков " В башкирской деревне" (1927), " Забытая сказка" (1927), " Лапти" (1928) изображена борьба с кулачеством, созданы образы новых людей села. В стихах и поэмах (сб. " Наша весна", 1927) X. стремился к новой для башк. поэзии форме, к разговорной интонации стиха. Самое крупное произв. X.- первый роман в башк. лит-ре " Поворот" (изд. в 1967).

Лит.: Писатели Советской Башкирии. Биобиблиографический справочник, Уфа, 1969.

ХАЙРИЛ АНВАР (Chairil Anwar) (26. 7.1922, Медан, - 28.4.1949, Джакарта), индонезийский поэт. Глава " Поколения 1945 года" (см. Индонезия, раздел Литература). Испытал влияние творчества голл. поэтов-экспрессионистов, а также Р. М. 'Рильке и Т. С. Элиота. В патрио-тич. стихах выступал против япон. военщины, англ, и голл. интервентов (" Мы готовы", " Договор с Сукарно" и др.). Автор сб-ков, опубликованных посмертно: " Гром и пыль", " Острый гравий и отброшенные и отчаявшиеся" (оба -1949), " Трое против судьбы" (1950; в соавторстве с Асрулом Сани и Риваи Апи-ном). Любовная и филос. лирика X. А., проникнутая глубоким трагизмом, отразила " разорванность сознания" личности в эпоху крушения устоявшихся ценностей и инстинктивных поисков новой " точки опоры", но уже не во внешних традициях, а в самом человеке как в существе абстрактном, а порой и асоциальном. Раскрыл изобразит, возможности индо-нез. яз. и оказал большое влияние на развитие совр. индонез. лит-ры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.