Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 34 страница. К новому, необычному техническому средству фиксации изображений с первых дней своего существования обратились представители изобразит






К новому, необычному " техническому" средству фиксации изображений с первых дней своего существования обратились представители изобразит. иск-ва. Один из изобретателей фотографии Л. Ж. М. Дагер был художником, и первые фотографич. снимки (дагеротипы) создавались в русле традиционных для живописи жанров портрета, пейзажа и натюрморта. Ранняя фотография открыто имитировала произв. живописи; каждое направление в изобразит. иск-ве 19 в. (романтизм, критич. реализм, импрессионизм) имело своего двойника в пик-ториальной (т. е. подражающей живописи) фотографии. Приверженцы пик-ториализма, получившего назв. художественной фотографии, немало сделали для того, чтобы Ф. обрело высокую изобразит. культуру, ощутило свою ор-ганич. связь с пластич. иск-вами. К наиболее примечат. результатам подобные поиски привели в фотопортрете. Г. Ф. На-дар во Франции, Дж. М. Камерон в Великобритании, А. И. Деньер и С. Л. Левицкий в России и др., восприняв от живописи мастерство анализа человеческой индивидуальности, вместе с тем сделали важный шаг на пути использования различных съёмочных эффектов (освещения и т. д.) для достоверной передачи документально воссозданных черт личности портретируемого человека.

Если в портретном жанре уже в сер. 19 в. разрабатывались образные возможности, специфические только для Ф., то произведения др. жанров первоначально целиком принадлежали к пикториальному направлению. Фотографы-пикториалисты, в большинстве случаев в прошлом живописцы и графики, создавали очень сложные по замыслу и исполнению композиции; нередко при этом фотографу приходилось монтировать произведение из неск. негативов [так, помпезная аллегорич. композиция " Два жизненных пути" англ. мастера О. Рейландера (1856) была смонтирована из 30 негативов]. Процесс работы над фотокомпозициями зачастую включал в себя создание графич. набросков - так, как это принято при создании живописных полотен.

Параллельно с направлениями Ф., развивавшимися в искусств. среде ателье, уже с 1860-х гг. распространилась техника натурной фотосъёмки. Однако и фотопейзаж вплоть до 1920-х гг. развивался в духе имитации пейзажа живописного (француз Р. Ламар, бельгиец Л. Миссон, англичанин А. Кейли, русский С. А. Саврасов и др.). Подобно тому как в портретном жанре Ф. получило распространение т. н. рембрандтовское освещение, в фотопейзаже кон. 19 - нач. 20 вв. использовались принципы импрессионистич. живописи.

Этнографич. натурная фотография 2-й пол. 19 в. была своеобразным подобием записной книжки путешественника: она ставила перед собой целью достоверную фиксацию жизненного материала. Результаты ранних натурных этнографических съёмок показали плодотворность этого метода, ибо послужили основой для возникновения репортажной фотографии. Широкий общественный отклик имели (нередко отмеченные суровой правдивостью) фотографии с фронтов Крымской 1853-56 (Р. Фентон), Гражданской в США 1861-65 (М. Б. Брейди, А. Гарднер), русско-турецкой 1877- 1878 (А. И. Иванов, Д. Н. Никитин, М. В. Ревенский) войн.

Чрезвычайно большое, в нек-рых отношениях решающее, значение для становления Ф. имели технич. и науч. достижения в фотографии. Открытие способа приготовления сухих бромо-желатиновых пластин (Р. Мэддокс, Великобритания, 1871) позволило отказаться от т. н. мокроколлодионного метода и производить фотоматериалы фабричным способом, что значительно упростило процесс фотографирования. Предложенный в 1883 рус. фотографом С. А. Юрков-ским, а затем усовершенствованный австрийцем О. Аншюцем шторно-щелевой затвор, приспособленный к коротким экспозициям, позволил фотографировать людей и предметы в движении. Создание Дж. Истменом портативной камеры " Кодак" (США, 1886-88) дало новый толчок для развития репортажной фотографии. На протяжении 2-й пол. 19 в. и в 20 в. создавались новые, всё более совершенные и разнообразные фотографические объективы и др. элементы фотооптики (напр., приставки и спец. объективы для панорамной съёмки). Работы Л. Дюко дю Орона (Франция, 1868-69), Ф. Айвса (США, 1881), Г. Липмана (Франция, 1891), Б. Гомольки в 1907 и Р. Фишера в 1912 (Германия) заложили основы цветной фотографии.

Важной вехой в истории Ф. явились исполненные Э. Майбриджем (США) циклы фотографий, снятых неск. камерами с разных точек зрения (" Галопирующая лошадь", 1878; " Фигура в движении", " Прыгающая девушка" - оба 1887), к-рые обнаружили необычайную красоту пластики реальных движений. Во многом благодаря этим новшествам в 1-й четверти 20 в. усилился интерес к интерпретации в Ф. форм реального мира (а не образных принципов, выработанных в иной области иск-ва, т. е. в живописи). Наряду с пикториализмом в Ф. 1910-х гг. всё большее значение получал доку-ментализм (Э. Атже во Франции, П. Мартин в Великобритании, А. Стиглиц в США, М. П. Дмитриев в России и др.), в русле к-рого создавались произв., посвящённые прозе повседневной городской или сел. жизни, проникнутые горячим сочувствием к " маленькому человеку".

Важную роль в эволюции Ф. на этом этапе сыграли такие тесно связанные с успехами журналистики приёмы фотографирования, как репортажная съёмка " скрытой камерой", длит. фотонаблюдение (т. н. привычная камера), создание фотосерий (т. е. фотоочерков или цикла фотографий на одну тему). Становление и развитие этих форм документального Ф. во многом было связано с появлением лёгкой, работающей на киноленте камеры " Лейка" (изобретена немцем О. Барнаком в 1914, массовый выпуск налажен в 1925). Характерные для 1920-х гг. обогащение возможностей репортажной фотографии и достижения документального Ф. во многом способствовали окончат. признанию самостоятельной эстетич. ценности фотографич. изображений. Внимание обращалось теперь преимущественно на создание правдивых образов, воспроизводящих жизнь " в формах самой жизни ".

Преодолевая черты этнографической или чисто жанровой созерцательности, характерные для многих социальных наблюдений в документальной Ф. нач. 20 в., лучшие представители зарубежного фоторепортажа 20-30-х гг. сумели создать обобщённые образы разлагающейся бурж. демократии, её капитуляции перед надвигающимся фашизмом (нем. мастера А. Айзенштадт и Э. Заломон), впечатляющие картины обнищания нар. масс (произведения У. Эванса, Д. Ланге, Р. Ли, Б. Шана и др. мастеров, работавших в нач. 30-х гг. в США).

В 1910-20-е гг. интенсивно проводились исследования выразит. возможностей фотоматериалов: среди мастеров Ф. популярность обрели композиции (т. н. фотограммы венгра Л. Мохой-Надя и рейограммы американца Мэн Рея; подобными экспериментами занимались также А. Ренгер-Патч в Германии, Я. Функе в Чехословакии и др.), полученные без применения фотоаппарата с помощью различных предметов, накладываемых на чувствит. бумагу и оставляющих на ней свои следы под воздействием света. Эти опыты послужили основой для развития фотографики, обогатившей арсенал художеств. средств Ф.; однако решительный отказ от принципа изобразительности открывал путь для вторжения в Ф. модернистских концепций (близких дадаизму, сюрреализму и др. авангардистским течениям).

Подлинным триумфом документального Ф. явился сов. фоторепортаж 20-х - нач. 30-х гг., возникший из потребности в конкретном рассказе о происходивших в стране грандиозных социальных преобразованиях. Фотокомпозиции 20-х гг., появившиеся в газетах и журналах (" Огонёк", " Советское фото" и др.), сразу же заняли видное место в ряду бурно развивавшихся форм революц. иск-ва. Открывая в сов. действительности черты, непосредственно выявляющие пафос социалистического строительства, мастера документального Ф. 20-х гг. (М. В. Альперт, Б. В. Игнатович, Е. И. Лангман, А. М. Родченко, С. О. Фрид-лянд, Я. Н. Халип, А. С. Шайхет и другие) виртуозно использовали новаторские приёмы создания фотографич. выразительности (необычные ракурсы и т. д.), отнюдь не превращая их в самоцель (напр., эффектная верхняя точка съёмки позволяла передать на снимке истинные масштабы происходящих в стране преобразований).

Наряду с документальным Ф. успешно развивалась студийная фотография. Виднейшим мастером фотопортрета был М. С. Наппельбаум (ему принадлежит первый в советское время фотопортрет В. И. Ленина; среди др. мастеров, фотографировавших Ленина, ведущее место занял П. А. Оцуп). В 20-30-е гг. выдвинулись также фотопортретист А. П. Штеренберг, фотопейзажисты Н. П. Андреев, Ю. П. Ерёмин, С. К. Иванов-Аллилуев, К. А. Лишко, А. В. Скурихин, применявшие т. н. мягкорисующую оптику и особые способы печати, позволяющие детально разрабатывать тональные отношения.

Создателями сов. прикладного Ф. (часто использующего технику фотомонтажа) явились Родченко и Л. М. Лисиц-кии, обогатившие художеств. возможности книжной иллюстрации, плаката, оформительского иск-ва.

Новым этапом развития сов. документального Ф. стал репортаж периода Великой Отечеств. войны 1941-45. Вместе с мастерами старшего поколения активно выступали Д. Н. Бальтерманц, А. С. Гаранин, И. Е. Озерский, М. С. Редькин, М. И. Савин, Г. 3. Санько, М. А. Трах-ман, Е. А. Халдей, И. М. Шагин и др. Пользуясь портативными камерами (" Лейка", " ФЭД"), воен. репортёры сохранили для будущих поколений правдивый образ всенародной борьбы с фашизмом. Свой вклад в создание фотолетописи 2-й мировой войны 1939-45 внесли и репортёры др. стран антигитлеровской коалиции (американец Д. Дункан и др.).

Зарубежное документальное Ф. 1950- 1970-х гг. характеризуется многообразным развитием жанровой фотографии, обычно создаваемой в результате путешествий фоторепортёров, посылаемых крупными агентствами, по различным странам. Среди документальных снимков, поставляемых объединением " Магнум", редакциями иллюстрированных журналов типа " Лайф" и агентствами печати (Юнайтед пресс интернэшонал, Ассошиэйтед пресс, Рейтер, Франс пресс и т. д.), наряду с обезличенной фотоинформацией, рассчитанной на удовлетворение самых невзыскательных вкусов, встречаются подлинные произв. иск-ва. Яркой антимилитаристской направленностью отличались воен. фоторепортажи В. Бишофа, Р. Капы, Д. Сеймура, созданные во время американской агрессии во Вьетнаме и др. войн 60-х гг. Фотокниги франц. мастера А. Картье-Брессона, созданные в результате его путешествий 40-50-х гг., привлекают виртуозным умением автора проникать в характер жизни разных народов средствами документального Ф. Прогрессивные тенденции совр. документального Ф. капиталистич. стран представлены также творчеством Б. Дейвидсона, А. Кертеса, Д. Уинера, Д. Фрида и др. Яркими достижениями отмечено развитие документального Ф. социалистич. стран [среди ведущих мастеров - Т. Лер (ГДР), Л. Ложиньский (Польша), Э. Пардубски (Чехословакия), Л. Альмаши (Венгрия), А. Михаило-пол (Румыния), И. Скринский (Болгария)].

Художеств. фотография, к-рая в 19 - нач. 20 вв. (т. е. в пору отсутствия малоформатных съёмочных камер и особо светочувствительных материалов, мешавшего развитию документального Ф.) представлялась главным и даже единственным путём развития фотографич. творчества, в сер. 20 в. заняла более скромное место в совр. Ф. В отличие от фотодокументализма, основанного на принципе непосредств. воспроизведения впечатлений " потока жизни", художеств. фотография продолжала существовать как особая форма фотографич. творчества, в к-ром автор интерпретирует натуру посредством создания искусств. среды (фотоателье) или посредством различного рода лабораторных преобразований (фотомонтаж, фотографика, подчёркивающая лежащий в основе фотографич. изображения чёрно-белый контраст, соляризация, различные модификации позитивного процесса и т. д.). Как и на рубеже 19-20вв., художеств. фотография развивается, чутко отражая многообразные направления изобразит. иск-ва, в т. ч. и многие кризисные его тенденции.

П. Брассаи во Франции, X. Каллаган, Д. Кипис, А. Сискайнд, А. Уэстон (все - США) и др., фотографируя штукатурку старых стен, обрывки плакатов, трещины на асфальте и т. д., изменяя при этом масштабы и фактуру до неузнаваемости, создают композиции в духе абстрактного искусства. Тенденции к эпич. величавости в трактовке дикой природы (А. Адаме, США), психологизму сюрре-алистич. толка (Т. дель Тин в Италии, Д. Харисиадис в Греции), экспрессионистич. напряжённости образов (Б. Брандт в Великобритании) свойственны совр. зарубежному фотопейзажу. Гуманистич. пафосом проникнуты произв. лучших мастеров зап.-европ. и амер. фотопортрета (Р. Аведон, Брассаи, Ю. Карш, Э. Стайхен, Ф. Халсман и др.). Мастерами фотографики зарекомендовали себя Ф. Ройтер (Италия), В. Раух (ФРГ), Э. Хартвиг (Польша).

Продолжает интенсивно развиваться прикладное Ф., где чисто коммерч. задачи порой переплетаются с подлинно художеств. творчеством, тяготеющим к созданию средствами фотомонтажа, рекламного фото и т. д. своеобразных фрагментов гротескно-сатирич. летописи совр. эпохи.

В 1970-е гг. чрезвычайно усилилось влияние фотографич. форм художеств. видения на живопись и графику, что привело к появлению различных видов т. н. гиперреализма (представители к-рого имитируют Ф., надеясь найти выход из тупика новейших модернистских течений).

Совр. этап в развитии сов. документального Ф. (начавшийся в первые послевоен. годы) характеризуется особым многообразием жанровых форм и творч. манер. Появление новой аппаратуры способствует специализации многих мастеров в области определённых тем и направлений фототворчества. Постоянный интерес к темам музыки (О. В. Макаров), балета (Е. П. Умнов), драматич. театра (А. С. Гаранин), спорта (И. П. Уткин, B.C. Шандрин), авиации (В. М. Лебедев) позволяет авторам достигать большой глубины в образном раскрытии жизненного материала; тема памяти о героях Великой Отечеств. войны впечатляюще интерпретируется фотомастерами, прошедшими по её дорогам (М. П. Ананьин, В. М. Мастюков). Создание Агентства печати Новости (АПН), деятельность фотохроники ТАСС, издание большого количества иллюстрированных журналов (" Огонёк", " Советский Союз", " Смена", " Советский экран" и др.) расширили " географию" советского фоторепортажа (В. А. Генде-Роте, Г. А. Колосов, В. С. Резников, В. С. Тарасевич, Л. Н. Шер-стенников и др.). В образах документального Ф. (прежде всего в крупных фотожанрах, например фотоочерке) всё чаще предстают не только события, но и отдельные люди, трактованные с глубоким проникновением в их индивидуальную психологию. Современное советское документальное Ф. отмечено расцветом т. н. репортажного портрета, в к-ром человек снят не в спец. условиях фотоателье, но в процессе труда, на улицах города, в домашней обстановке. С 1969 (в связи с созданием изд-ва " Планета") развивается новый жанр сов. документального Ф. [создание фотокниг - ежегодников (" Фото-70" и т. д.), региональных альманахов (" Северное сияние", 1974, и др.), авторских изданий]. Среди нац. школ сов. документального Ф., окончательно оформившихся в 60-70-е гг., одно из ведущих мест занимает литовская (А. Кунчюс, А. Мацияускас, А. Суткус и др.)

В области сов. художеств. фотографии в 50-70-е гг. успешно выступали В. А. Малышев (цветной фотопортрет), А. Кочар, Р. Л. Баран (использующий для акцентировки черт портретируемого различные эффекты печати), фотопейзажисты А. М. Перевощиков и успешно применяющие возможности цвета А. Г. Бушкин, В. Е. Гиппенрейтер, Л. Л. Зиверт, Н. Ф. Козловский. Методы фотомонтажа, фотографики, негативно-позитивного комбинирования, печати посредством цветных фильтров и масок разрабатывают Л. Балодис, В. С. Бутырин, Р. Ди-хавичюс, П. Карпавичюс, П. Тооминг и др. Новые эстетич. критерии вырабатывает совр. сов. прикладное Ф., привлекающее внимание мн. фотохудожников (В. Ф. Плотникова и др.).

Илл. см. на вклейках, табл. XXVIII- XXXI (стр. 528-529).

Лит.: Морозов С., Русская художественная фотография, М., 1955; его же, Советская художественная фотография, М., 1958; его же. Искусство видеть, М., 1963; его же, Фотография среди искусств, [М., 1971]; Наппельбаум М., От ремесла к искусству, М., 1958; Photographis. The international annual of advertising and editorial, Z., 1966-; Pawek K., Das Bild aus der Maschine. Skandal und Triumph der Photographic, Olten - Freiburg im Breisgau, 1968; Gernsheim H. and A., The history of photography from the camera obscura to the beginning of modern era, N. Y., [1969]; The encyclopedia of photography, v. 1-20, N. Y.- Toronto-L., [1974]; One hundred years of photographic history, Albuquerque (New Mexico), 1975. А. С. Вартанов.

ФОТOКАМЕРА, см. Фотографический аппарат.

ФОТОКАРТЫ, карты с комбинированным графич. и фотографич. изображением местности. По сравнению с др. картами обладают большей детальностью и объективностью, являются наилучшими для ориентирования в натуре. Первые Ф. были изготовлены в СССР и за рубежом в сер. 20 в., но широкое практич. применение получили в 70-х гг. Основной их тип - топографич. Ф., для к-рых установлены та же проекция, разграфка, номенклатура и приняты те же масштабы, точности и условные знаки, что для топографических карт. В СССР создаются как чёрно-белые Ф., так и, в меньшей мере, многоцветные. Первые представляют собой полутоновые фотопланы с сокращённой штриховой нагрузкой (геодезич. точки, гидрография, горизонтали, гл. дороги, границы и географич. названия, т. е. без выделения знаками населённых пунктов и угодий) и предназначены для использования в любых районах в комплекте (преимущественно) с обычными топографич. картами. Вторые имеют полную штриховую нагрузку в топографических условных знаках и фотографич. изображение, передаваемое различными цветами в зависимости от характера растительности, грунтов, возделываемых земель, застройки населённых пунктов и др.; рекомендованы для работ в районах с разнообразными ландшафтами, где эти Ф. могут быть эффективно использованы взамен топографич. карт. Ф. размножают полиграфическим или фотографическим путём; в последнем случае штриховая нагрузка в условных знаках воспроизводится по серому фотографич. фону чёрным или белым цветом. Для обеспечения сложных многоплановых исследований взамен однолистных Ф. могут изготавливаться двухлистные, причём нижний (на жёсткой основе) из совмещаемых листов отводят для передачи фотоизображения местности и географич. названий, а сменный верхний (на прозрачном пластике) - для различных штриховых обозначений. К числу экспериментальных Ф. относятся стереофотокарты, рассчитанные на объёмное восприятие по ним изучаемой территории с помощью стереоскопов, и т. н. " говорящие" Ф., в комплект к-рых входят магнитные ленты с пронумерованными текстами, дополнительно характеризующими те или иные избранные участки карты.

В СССР в соответствии с требованиями нар. х-ва выпускаются Ф. двух вариантов: универсальные (общегеографические) и специализированные. Последние отличаются включением таких топографических условных знаков, к-рые существенны только для той или иной отрасли экономики (или группы смежных отраслей). Наибольшее распространение из специализированных карт получили мелкомасштабные топографич. Ф., предназначенные для геологоразведочных работ, среднемасштабные - для мелиорации и с.х-ва, крупномасштабные - для градостроительства. Эффективность применения Ф. определяется тем, что в одних случаях они могут быть изготовлены и использованы значительно раньше, чем завершится полный комплекс топографич. съёмки, в других - позволяют в сочетании с обычными картами поднять качество и значительно сократить объём дорогостоящих проектно-изыскательских работ. Ф. создаются в основном по материалам новейшей аэрофотосъёмки принятыми в топографии методами изготовления карт.

Всё большее применение получают Ф., составляемые на основе космических и подводных фотоснимков, произведённых как путём непосредств. съёмки, так и с использованием дистанционных сканирующих систем (см. Фотоэлектронная аэросъёмка). Фрагменты фотокарт см. на вклейке к стр. 480-481.

Лит.: Создание топографических фотокарт, М., 1972 (Тр. Центр. н.-и. ин-та геодезии, аэросъемки и картографии, в. 194); Руководство по созданию топографических фотокарт, М., 1974; Гольдман Л. М., О назначении, содержании и особенностях изготовления фотокарт, " Геодезия и карто-графил", 1975, №1; Киенко Ю. П., Проблемы космического природоведения, там же, 1976, № 4; Proceedings of the International Symposium on Photo Maps and Ortophoto

Maps (held in Ottawa, Canada, 1967), " The Canadian Surveyor", 1968, v. 22, № 1.

Л. М. Гольдман.

ФОТОКАТОД, катод электровакуумного прибора, эмиттирующий электроны под действием света (см. Фотоэлектронная эмиссия). Для изготовления Ф. обычно используют вещества на основе соединений элементов I группы периодич. системы Менделеева с элементами V или VI группы. Наибольшее распространение получили след. Ф.: кислородно-серебряно-це-зиевые (состоят из Cs2O с примесью свободного Cs и вкраплениями чистого Ag); сурьмяно-цезиевые (Cs3Sb); многощелочные Ф. (состоят из соединений Sb с Cs и Sb с К и Na). Вещество наносят в виде мономолекулярного слоя на металлич. или стеклянную пластинку (подложку). Ф. бывают непрозрачные (они освещаются со стороны вакуума) и полупрозрачные (освещаются со стороны подложки).

Осн. параметр, характеризующий эффективность Ф..- интегральная чувствительность (ИЧ), равная отношению фототока к вызывающему его световому потоку. Напр., у непрозрачных ки-слородно-серебряно-цезиевых и сурьмяно-цезиевых Ф. ИЧ составляет 100- 120 мка/лм; у непрозрачных многощелочных Ф. ИЧ достигает 1000 мка/мл, у полупрозрачных - 600 мка/лм.

В 60-х гг. 20 в. разработаны Ф. нового типа, получившие назв. Ф. с отрицательным электронным сродством (см. Сродство к электрону). К ним относятся Ф., выполненные на основе соединений типа Аш Bv, напр. Ga As (чувствительные к видимому свету), InAsP и InGaAs (чувствительные к видимому свету и инфракрасному излучению с длиной волны до 1, 5 мкм). ИЧ непрозрачных Ф. нового типа достигает 1500 мка/лм и более. ИЧ полупрозрачных новых Ф. сравнительно невелика. Так, у Ф. с толщиной плёнки 1-2 мкм из GaAs ИЧ не превышает 400 мка/лм, т. е. меньше, чем у полупрозрачных многощелочных Ф. Технология изготовления Ф. нового типа значительно сложнее, чем обычных, поэтому Ф. с отрицат. электронным сродством ещё не получили широкого распространения.

Лит. см. при ст. Фотоэлектронная эмиссия. П. В. Тимофеев.

ФОТОКИНОПУЛЕМЁТ, специальный киносъёмочный аппарат, обеспечивающий при стрельбе из пулемёта (пушки) непрерывную покадровую съёмку одновременно двух изображений - цели и сетки прицела (см. Прицелы). На киноленту иногда впечатываются показания приборов времени (например, часов, установленных внутри Ф.). Привод Ф. электрический, частота съёмки не превышает 15 кадр /сек. Ф. применяют в основном при обучении авиац. стрелков (для оценки точности попадания при учебных воздушных стрельбах и при обучении на кинотренажёрах в наземных условиях).

ФОТОКОПИРОВАНИЕ, копировальный процесс, использующий методы и технич. средства фотографии. Ф. производится как по обычной фотографич. технологии (для получения высококачеств. фотокопий с тоновых оригиналов и изготовления офсетных печатных форм), так и с упрощённым технологич. циклом (для получения фотокопий текстов, таблиц, чертежей, графич. изображений и т. п.- т. н. технич. Ф.). Технич. Ф. осуществляется как прямым (рефлексное Ф.), так и переносным (контактно-диффузное и матрично-переносное Ф.) способом. Рефлексное Ф.- получение фотокопий с непрозрачных односторонних и двусторонних оригиналов при непо-средств. контакте их со светочувствит. материалом - т. н. рефлексной (прямой или обратимой) фотобумагой, подложка к-рой прозрачна для световых лучей. Экспонирующий свет падает со стороны фотоматериала и на возникающую при этом равномерную засветку накладывается засветка отражёнными от оригинала лучами. Рефлексное Ф. используется для получения копий технической документации, выполненной карандашом, тушью, чернилами, типографским и машинописным способами. Копии на рефлексных фотоматериалах можно использовать в качестве промежуточных оригиналов для размножения методом светокопирования.

Контактно-диффузное Ф. производится методом переноса с предварительно экспонированной спец. негативной фотобумаги на несветочувствит. приёмную бумагу. Оригинал экспонируют контактным способом на рефлексную негативную фотобумагу, к-рую затем проявляют совместно с приёмной бумагой. После этого негативную и приёмную бумагу плотно прижимают друг к другу. В результате диффузии галогенидов серебра негативной фотобумаги в желатиновый слой приёмной бумаги на ней образуется прямая позитивная копия (с одного негатива можно получить только одну позитивную копию). Процесс во многом аналогичен процессу быстрого получения позитивных изображений с использованием фотокомплекта " Момент" (см. ст. Фотография, раздел Основные виды процессов на AgHal-СЧС).

Матрично-переносное Ф. осуществляется с использованием т. н. матричной фотобумаги, к-рая в результате экспонирования и последующей обработки раствором-активатором (осуществляющим также дубящее проявление или дубящее отбеливание фотографическое) превращается в матрицу: неэкспонированные участки светочувствит. слоя, соответствующие элементам изображения оригинала, выделяют краситель, часть к-рого при плотном контакте переносится на приёмную бумагу, образуя прямую позитивную копию (см. также Гидротипия). С одной матрицы можно получить до 10 копий.

Ф. может осуществляться с помощью фотографических и фотокопировальных аппаратов, комплекта спец. оборудования для контактного Ф. (копировальный станок, набор ванн для проявления и фиксирования отпечатков и сушильное устройство) и др. До 70-х гг. 20 в. Ф. широко использовалось для получения копий с различных оригиналов; с развитием более производительных и экономичных способов копирования технич. документации применение Ф. сокращается.

Разновидность Ф.- микрофильмирование.

Лит.: Засов В. Д.. Юрин В. Н., Размножение технической документации, М., 1968; Алферов А. В., Резник И. С., Шорин В. Г., Оргатехника, М., 1973; Оргтехника в управлении, М., 1975.

А. Я. Манцен.

ФОТОЛАБОРАТОРИЯ, защищённое от наружного света помещение (или неск. помещений), предназначенное для работы со светочувствит. фотографическими материалами. Оборудование Ф. весьма разнообразно и зависит от предъявляемых к ним требований.

Стационарные Ф. имеют подводку электроэнергии и воды, оборудованы канализацией и вентиляцией (часто системами кондиционирования воздуха). В Ф. устанавливают столы для зарядки кассет фотографических и фотографических аппаратов, для проявления, фиксирования, усиления, ослабления, промывки и т. п. фотографич. операций, а также шкафы для хранения необходимых хим. веществ, растворов, фотоматериалов и хим. посуды. Ф. оснащают установками для печати изображений, репродукц. установками, сушильными устройствами, на-греват. приборами, лабораторными фонарями с неактиничным, (см. Актинич кость) светом, фототаймерами, термометрами, весами, наборами хим. посуды и др. принадлежностями. Стены и потолки Ф. окрашивают, как правило, в белые или светло-жёлтые тона.

В крупных Ф. (состоящих из неск. помещений) используют оборудование, обеспечивающее поточность и стандартность процессов обработки фотоматериалов, а также высокую производительность труда: проявочные машины, в к-рых осуществляется весь процесс обработки фотоматериалов - от проявления до сушки; установки для контактной и проекционной печати позитивов и диапозитивов, снабжённые устройствами автома-тич. фокусировки объектива, определения времени экспонирования, поддержания стабильности светового потока и пр.; цветоанализаторы для определения режима печати цветных фотоснимков; репродукц. установки - фотостаты, аппараты для микрофильмирования и др.; устройства для окончат. отделки готовой продукции (напр., для глянцевания, нанесения защитных покрытий); установки для извлечения серебра из отработанных растворов и т. д. В таких Ф. растворы для обработки фотоматериалов приготовляют в сосудах, имеющих механизмы, к-рые обеспечивают полное растворение применяемых хим. веществ, фильтрацию растворов, а также подачу последних к рабочим местам по трубопроводам. Качество растворов и параметры режима процессов контролируются хим. и сенситометрич. методами.

В Ф. при науч. учреждениях, фотоателье, клубах и т. п. используют оборудование, рассчитанное на полуавтоматич. выполнение процессов обработки: герметичные бачки и кюветы большой ёмкости с устройствами, поддерживающими постоянную темп-ру растворов и обеспечивающими их перемешивание; копировальные станки и фотографические увеличители; установки для репродуцирования; экспонометрич. приборы; электрич. аппараты для глянцевания и сушки позитивов и др. В Ф. такого типа рабочие растворы приготовляют в небольших количествах и подают к рабочим местам вручную. В любительской фотографии Ф. оборудуют в жилых или подсобных помещениях.

Передвижные Ф. устраивают на автомобилях, самолётах, космич. ле-тат. аппаратах и т. п. Их оснащают спец. малогабаритным оборудованием. В большинстве случаев в передвижных Ф. используют устройства, позволяющие вести процесс обработки фотоматериалов автоматически и быстро. Особый вид передвижной Ф.- экспедиционная Ф., представляющая собой портативный ящик-чемодан и позволяющая производить перезарядку кассет и обработку фотоматериалов в полевых условиях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.