Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 32 страница. Нек-рые Ф. а. рассчитаны на применение сменных объективов, имеющих различные фокусные расстояния, или оснащаются объективом с переменным фокусным расстоянием






Нек-рые Ф. а. рассчитаны на применение сменных объективов, имеющих различные фокусные расстояния, или оснащаются объективом с переменным фокусным расстоянием (панкратическим объективе м). Фокусировка объектива осуществляется посредством разворота фокусировочного кольца, обеспечивающего перемещение всего оптич. блока либо отд. его компонентов вдоль оптической оси; при этом достигается совмещение плоскости оптич. изображения объекта съёмки с плоскостью фотоматериала. Наиболее простой способ фокусировки сводится к совмещению индекса на оправе объектива с одним из делений на шкале расстояний, при этом расстояние до объекта съёмки обычно оценивается на глаз. Для ускорения фокусировки по шкале расстояний последняя иногда разбивается на неск. участков (зон), соответствующих тому или иному характеру съёмки (напр., съёмка портрета, группы людей, пейзажа); каждому сюжету присваивается определённый символ, наносимый на шкалу расстояний. Фокусировка в этом случае осуществляется совмещением одного из символов с индексом на оправе объектива. Часто фокусировку производят по изображению на матовом стекле, образуемому самим съёмочным объективом (см., напр., Зеркальный фотоаппарат) или вспомогат. объективом. При фокусировке по матовому стеклу фокусировочное кольцо разворачивают до тех пор, пока наблюдаемое оптич. изображение объекта съёмки, образуемое на матированной поверхности, не будет наиболее резким. Т. к. при фокусировке объектива по матовому стеклу световое отверстие объектива желательно открывать полностью (в этом случае изображение на матовом стекле имеет наибольшую освещённость), то нек-рые объективы принято оснащать т. н. прыгающей диафрагмой, к-рая максимально раскрыта при фокусировке и автоматически быстро уменьшает своё отверстие до заранее установленного значения перед срабатыванием затвора. Фокусировка с помощью монокулярного дальномера производится разворотом фокусировочного кольца до тех пор, пока два оптич. изображения объекта съёмки, соответствующие двум ветвям дальномера и наблюдаемые через его окуляр, не совместятся в одно изображение.

Иногда Ф. а. используют для съёмки в невидимых для глаза (но фиксируемых фотослоем) ультрафиолетовых (УФ) или инфракрасных (ИК) лучах. В этих случаях применяют или зеркальные объективы, или объективы, линзовые компоненты к-рых изготовлены из материалов, прозрачных для соответствующих лучей: кварца, флюорита, фторида лития и др.- при съёмке в УФ-лучах; хлорида натрия, кремния, германия, флюорита, фторида лития, иодида цезия и др.- при съёмке в ИК-лучах.

Для получения изображения объекта в к.-л. узком спектральном интервале или для цветокорректировки изображения в целях усиления художеств. выразительности снимка при фотосъёмке применяют различные светофильтры, выполняемые в виде насадок на объектив. Применение светофильтров обязательно при получении т. н. цветоделённых негативов в цветной фотографии (см. Цветоделение).

Видоискатель Ф. а. служит для определения границ изображаемого на кадре пространства объектов съёмки и выбора точки съёмки.

Фотографический затвор обеспечивает пропускание световых лучей к светочувствительному слою в течение заданного промежутка времени, наз. выдержкой. Для автоматической отработки различных по своей продолжительности выдержек затворы имеют спец. устройства, наз. механизмами выдержек. В качестве механизма выдержек широко применяются анкерные тормозные регуляторы и электронные устройства.

Кассета представляет собой светонепроницаемый кожух, в к-ром размещают светочувствит. материал. В любительских полуформатных и малоформатных Ф. а. в основном применяют цилиндрич. кассеты: обычные - с сердечником и типа " Рапид" - без сердечника. В сред-неформатных Ф. а. обычно применяют т. н. приставные кассеты, а в крупноформатных - ящичные кассеты, заряжаемые фотопластинками.

Механизм перемотки фотоплёнки обычно сблокирован с фотозатвором и счётчиком кадров. Приводом служат цилиндрич. головка-маховичок, поворотный рычаг-курок, клавиша, встроенный пружинный двигатель или электродвигатель.

Нек-рые Ф. а. оснащают встроенным автоспуском, синхроконтактом, экспонометром или экспонометрич. устройством и др. приспособлениями. Автоспуск обеспечивает автоматич. срабатывание затвора через небольшой промежуток времени после его включения (10-15 сек). Синхроконтакт служит для включения лампы-вспышки (как правило при фотосъёмке в условиях недостаточной освещённости). Экспонометрич. устройство предназначено для установки необходимых значений диафрагмы и выдержки (т. н. экспозиц. параметров) в зависимости от светочувствительности фотоплёнки и освещённости (или яркости) объекта съёмки. Экспонометрич. устройством является фотоэлектрический экспонометр, кинематически связанный с механизмами диафрагмы и затвора. По своему действию экспонометрические устройства подразделяются на полуавтоматические и автоматические. Автоматич. установка экспозиционных параметров осуществляется или по одной программе (т. н. жёсткой программе) или по нескольким программам.

Особые разновидности Ф. а.- такие специализированные фотоаппараты, как фоторужьё - преим. для фотоохоты, " Горизонт" - для панорамной фотосъёмки (см. Панорамный фотоаппарат), " Фотон" - для получения фотоснимков без лабораторной обработки фотоматериала (с помощью фотокомплектов " Момент" - см. ст. Фотография, раздел Основные виды процессов на Ag Hal-СЧС), стереоскопический фотоаппарат (для получения стереопар) и др.

Совершенствование Ф. а. идёт в направлении как автоматизации различных операций, предшествующих процессу экспонирования (перемотка фотоплёнки и взвод фотозатвора, установка выдержки и диафрагмы, включение лампы-вспышки, фокусировка объектива), так и совершенствования конструкций объективов, фотозатворов и др. узлов Ф. а.

Лит.: Шульман М. Я., Современные фотографические аппараты, М., 1968; Кулагин С. В., Проектирование фото- и киноприборов, 2 изд., М., 1976.

С. В. Кулагин.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ЗАТВОР, устройство, представляющее собой составную часть фотографического аппарата и открывающее световым лучам доступ к светочувствит. слою фотоматериала в течение определённого, заранее устанавливаемого промежутка времени, наз. выдержкой. Ф. з. содержит световые заслонки (в виде непрозрачных для света лепестков, шторок, дисков и др.), открывающие и закрывающие световое отверстие объектива или кадровое окно; механизм изменения выдержек (механизм выдержек), устанавливаемый заранее в то или иное положение, определяющее длительность выдержки; приводной двигатель, обеспечивающий перемещение как световых заслонок, так и деталей механизма выдержек.

В совр. фотографич. аппаратах применяются две осн. разновидности Ф. з.: лепестковые и шторные (шторно-щелевые). В лепестковом Ф. з. световые заслонки выполнены в виде тонких металлич. лепестков (обычно сложной конфигурации), расположенных симметрично относительно оптической оси объектива. Эти лепестки обычно открывают световое отверстие объектива в направлении от центра отверстия к его краям (поэтому такие Ф. з. наз. также центральными), а закрывают в обратном направлении; при этом экспонирование фотослоя происходит одновое-менно в пределах всего поля кадра. Лепестковые Ф. з. устанавливают, как правило, внутри объектива, около апертур-ной (действующей) диафрагмы; поэтому их относят к т. н. апертурным затворам.

Шторный Ф. з. содержит одну или две металлич. или матерчатые шторки, к-рые перемещаются около кадрового окна фотоаппарата в плоскости, перпендикулярной оптич. оси объектива. Световые лучи попадают на светочувствит. слой через щель (сделанную в шторке или образуемую двумя шторками), к-рая при срабатывании Ф. з. перемещается вдоль одной из сторон кадрового окна; при этом экспонирование светочувствит. слоя фотоматериала осуществляется последовательно, участок за участком по мере перемещения шторок относительно кадрового окна. Шторные Ф. з. располагаются вблизи фокальной плоскости объектива; поэтому их относят к т. н. фокальным затворам.

Механизмы выдержек подразделяются на механические (преим. с анкерными тормозными регуляторами), пневматические и электронные. Наиболее совершенны электронные механизмы выдержек. В них механич. узел закрывания затвора управляется электронным реле, срабатывающим при зарядке конденсатора до определённого напряжения; продолжительность выдержки регулируется при помощи резистора путём изменения его сопротивления, что приводит к изменению времени зарядки конденсатора. В СССР для Ф. з. установлен след. ряд численных значений выдержек (в сек): 30, 15, 8, 4, 2, 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000, 1/4000.

Ф. з. иногда дополняют автоспуском, обеспечивающим срабатывание затвора спустя определённое время после нажатия пусковой кнопки, и синхроконтактом, обеспечивающим согласованное действие затвора и лампы-вспышки. Нек-рые апертурные Ф. з., связанные с экспонометрич. устройствами (см. Фотоэлектрический экспонометр), в процессе срабатывания открываются на различную величину, выполняя одновременно и функцию диафрагмы (такие Ф. з. наз. затворамидиафрагмами).

Лит.: Оптико-механические приборы, М., 1975; Кулагин С. В., Проектирование фото- и киноприборов, 2 изд., М., 1976.

С. В. Кулагин.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТИВ служит для получения оптич. изображений объектов фотографич. съёмки на светочувствительном материале. Чаще всего Ф. о. - весьма сложные конструкции. Подробно о Ф. о. см. в ст. Объектив, раздел Фотографические объективы; см. также лит. при этой статье.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ УВЕЛИЧИТЕЛЬ, оптико-механич. устройство, предназначенное для проецирования увеличенного изображения негатива на фотобумагу, т. е. позволяющее осуществлять т. н. проекционную фотопечать. В состав простейшего Ф. у. входят (см. рис.) осветитель, держатель негатива, проекционный объектив (см. Объектив, раздел Фотографические объективы), стол (экран) и вертикальная стойка (штанга). Световой поток, создаваемый осветителем, проходит через негатив и попадает в объектив, к-рый образует изображение кадра негатива на свето-чувствит. слое фотобумаги, помещаемой на столе. При этом в светочувствит. слое возникает скрытое фотографическое изображение, к-рое в результате последующей фотографич. обработки (проявления и фиксирования) получается видимым и позитивным. Таким образом, Ф. у. предназначен в основном для осуществления одного из этапов позитивного процесса. Нередко вместо негатива в держатель вставляют диапозитив. Печать с диапозитивов применяется гл. обр. в технич, целях (получение графиков, чертежей и т. д.). Ф. у. можно использовать и для проецирования изображения диапозитива на экран (см. ниже). При этом Ф. у. работает как проекционный аппарат.

Осветитель представляет собой фонарь с источником света (обычно в виде лампы накаливания с колбой из матового стекла). Для увеличения светового потока, направляемого в сторону негатива, за лампой размещают сферический отражатель. В большинстве Ф. у. применяют линзовый конденсор, служащий для концентрации светового потока, излучаемого телом накала лампы, благодаря чему увеличивается освещённость изображения негатива. Держатель негатива состоит из двух планок, имеющих кадровое окно и направляющие для фотоплёнки.

Осветитель, держатель негатива и объектив конструктивно объединяют в один узел, наз. проекционной головкой. Величина размеров изображения на фотобумаге зависит как от фокусного расстояния объектива, так и от расстояния между негативом и столом, которое изменяется путём перемещения проекц. головки относительно стола по вертикальной стойке. Фокусировка объектива при изменении масштаба изображения производится вручную либо автоматически. В нек-рых Ф. у. предусмотрена возможность поворота проекц. головки на 180° вокруг вертикальной оси (для проецирования изображения на пол, при больших масштабах увеличения) или на 90° вокруг горизонтальной оси (для проецирования на стену). В Ф. у., предназначенных для получения цветных фотоотпечатков, проекц. головка имеет гнездо, в к-рое вставляют коррекционные светофильтры (см. Цветная фотография). Иногда Ф. у. оснащают т. н. щелевым приспособлением, облегчающим фокусировку объектива. Наиболее совершенные Ф. у. имеют экспонометр для определения или автоматич. установки экспозиции при фотопечати, цветокорректор для подбора светофильтров и др. Для автоматич. выключения лампы в процессе фотопечати к Ф. у. подключают фототаймер. Лит.: Иофис Е. А., Техника фотографии, М., 1973. С. В. Кулагин.

ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ТОНОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, передача в фотографич. изображении соотношения яркостей (В) деталей объекта съёмки. Это соотношение передаётся в виде соотношения оптических плотностей (D) почернения фотографического в изображении. В окончательном позитивном изображении (отпечатке, диапозитиве) при идеальном Ф. т. соотношение D для любой пары деталей объекта должно быть таким, чтобы отношение их яркостей в объекте и в изображении при одинаковых условиях рассматривания было одинаковым. Такое Ф. т. осуществимо лишь при условии, что вся последовательность преобразований набора яркостей в набор освещённостей на негативном фотослое и далее в почернения негатива, освещённости на позитивном фотослое, почернения позитива и т. д. (напр., в набор почернений копии, набор освещённостей на просмотровом экране) будет линейной, а диапазон, в к-ром эти линейные преобразования осуществляются, - неограниченным. Однако фактически все стадии фотографич. процесса в большей или меньшей степени нелинейны и ограничены по диапазону: так, характеристическая кривая фотослоя всегда нелинейна, а его фотографическая широта ограничена и невелика даже в сравнении с полным интервалом передаваемых экспозиций. Ф. т. ещё более усложняется, если оценка изображения проводится не с помощью объективно измеряемых характеристик, а визуально: в этом случае в число искажающих факторов дополнительно входят особенности глаза как приёмника, в том числе неодинаковая оценка им одного и того же набора значений В при разных размерах деталей, различных уровнях освещённости изображения и объекта, неодинаковом затемнении помещения для просмотра и т. д. Поэтому основными задачами теории Ф. т. вместо установления условий идеального Ф. т. постепенно по необходимости стали подбор условий, при к-рых Ф. т. ещё удовлетворительно для возможно большего интервала значений В, анализ того, как фотографически воспроизвести данный объект с наименьшей степенью искажения соотношений В, а также установление количеств. оценок этой степени. А. Л. Картужанский.

ФОТОГРАФИЯ (от фото... и...графия), совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов и оптических сигналов на светочувствительных слоях (СЧС) путём закрепления фотохимич. или фотофизич. изменений, возникающих в СЧС под действием излучения, испускаемого или отражаемого объектом Ф.

Общая последовательность действий в Ф. не зависит от выбора СЧС и процесса получения стабильного изображения на нём и включает след. стадии: создание на поверхности СЧС распределения освещённостей, соответствующего изображению или сигналу; появление в СЧС вызванных действием излучения химич. или физич. изменений, различных по величине в разных участках СЧС и однозначно определяемых экспозицией, подействовавшей на каждый участок; усиление произошедших изменений, если они слишком малы для непосредственного восприятия глазом или прибором; стабилизация непосредственно возникших или усиленных изменений, к-рая позволяет длительно сохранять полученные изображения или записи сигналов для последующего рассматривания или анализа; извлечение информации из полученного изображения - рассматривание, считывание, измерение и т. д. Эта общая схема может быть дополнена (напр., такой стадией, как размножение изображений), отдельные из перечисленных стадий могут быть разделены на более дробные или совмещены, но в целом схема сохраняется во всех процессах Ф.

Первоначально Ф. создавалась как способ фиксации портретных или натурных изображений за периоды времени, много меньшие, чем требуются для той же цели художнику. Однако по мере расширения возможностей Ф. стал увеличиваться и круг решаемых ею задач, чему особенно способствовало появление кинематографии и цветной фотографии; соответственно возрастали роль и значение Ф. в жизни человечества. В 20 в. Ф. стала одним из важнейших средств информации и документирования (фиксация лиц, событий и т. п.), технич. основой самого массового вида искусства - киноискусства, входит в число осн. технич. средств полиграфии, служит орудием исследования во мн. отраслях науки и техники. Это разнообразие задач, решаемых с помощью Ф., позволяет считать её одновременно разделом науки, техники и искусства.

Независимо от области применения Ф. можно подразделить на более частные виды по мн. признакам, напр.: по временному характеру изображения - на статическую и динамическую (наиболее важным примером к-рой служит кинематография); по химич. составу СЧС - на серебряную (более строго - галогенидо-серебряную) и несеребряную; по способности передавать только яркостные или также и цветовые различия в объекте - на чёрно-белую и цветную; в зависимости от того, передаются ли изменения яркостей в объекте различиями поглощения света в изображении или различиями оптической длины пути света в нём - на амплитудную и фазовую; по пространственному характеру изображений - на плоскостную и объёмную. Последнее разделение, впрочем, требует оговорки: любое фотографич. изображение само по себе является плоским, а его объёмность (в частности, в стереоскопической Ф.) достигается одновременной съёмкой объекта с двух близких точек и последующим рассматриванием сразу двух снимков (при этом каждого из них только одним глазом). Совершенно особым видом объёмной Ф. можно считать голографию, но в ней способ записи оп-тич. информации об объекте и его пространственных свойствах принципиально иной, чем в " обычной" Ф., и похож на Ф. только использованием СЧС для записи информации.

Исторический очерк. История Ф. начинается с опытов, в к-рых на бумагу или холст с помощью камеры-обскуры проектировали изображение объекта и зарисовывали его. Эти опыты начались не позднее конца 15 в.; о них знал и сам воспроизводил их ещё Леонардо да Винчи. Однако Ф. в собственном смысле слова возникла значительно позднее, когда не только стало известно о светочувствительности мн. веществ, но и появились приёмы использования и сохранения изменений в таких веществах, вызванных действием света. В числе первых светочувствительных веществ в 18 в. были открыты и исследованы соли серебра. В 1802 Т. Уэджвуд в Великобритании смог получить изображение на слое AgNO3, но ещё не сумел его закрепить. Датой изобретения Ф. считают 1839, когда Л. Ж. М. Дагер сообщил Парижской академии о способе Ф., названном им в собственную честь дагеротипией, хотя авторство его было спорным и мн. важнейшие особенности этого способа являются достижениями Ж. Н. Ньепса, разработанными им единолично или в сотрудничестве с Дагером. Почти одновременно с Дагером о др. способе Ф.- калотипии (от греч. kalos - красивый, превосходный и typos - отпечаток) сообщил в Великобритании У. Г. Ф. Тол-бот (патент на этот способ выдан в 1841). Сходство обоих названных способов ограничивалось использованием Agl в качестве СЧС, различия же велики и принципиальны: в дагеротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии изготовлялся негатив, с к-рого можно было делать любое число отпечатков. В этом отношении калотипия более близка к совр. Ф., чем дагеротипия; кроме того, в первой из них, как и в совр. Ф., проявление использовалось не только для того, чтобы сделать скрытое фотографическое изображение видимым для глаза, но и для того, чтобы его усилить.

Из дальнейших открытий, принципиально важных для развития Ф., надо отметить прежде всего переход от камеры-обскуры со случайно выбранным объективом низкого качества к камере со спец. хорошо исправленным съёмочным объективом (его создал венг. оптик И. Пец-валь в 1840; от. н. условии Пецваля см. ст. Кривизна поля) и переход от мокрых СЧС, приготовляемых непосредственно перед съёмкой, к заранее приготовляемым сухим СЧС, способным длительно храниться в темноте без существенных изменений. В этом отношении решающую роль сыграли замена колло-дионных (см. Коллодий) СЧС желатиновыми (желатину в Ф. впервые широко использовал англичанин Р. Мэддокс, 1871), а также применение вместо чистого Agl др. галогенидов Ag, более удобных с практич. точки зрения. Наиболее распространённый вид СЧС - сухие желатиновые слои с диспергированными в них микрокристаллами AgHal (Hal = = С1, Br, Cl + Br, Cl + I, C1 + Вr + I, Вr + I, причём содержание Agl ни в одном случае не превышает неск. %). Именно такие СЧС стали массово выпускаться промышленностью с сер. 1870-х гг. Первоначально их изготовляли на стеклянной подложке (пластинки), а затем также на бумажной и плёночной. Хотя массовый выпуск плёнок начался на полтора десятилетия позже, чем пластинок (после изобретения гибкой нитроцеллю-лозной подложки амер. изобретателем Г. Гудвином, 1887), этот вид материалов постепенно стал преобладающим, чему сильно способствовало создание малогабаритных плёночных камер, со временем вытеснивших громоздкие пластиночные камеры (за исключением спец. репродукционных). К 70-м гг. 20 в. ок. 90% всех выпускаемых AgHal-СЧС составляют плёнки, а на долю пластинок приходится менее 1%. В совр. ассортименте фотографических материалов плёнки обычно являются негативными СЧС (кроме кинопозитивных и обращаемых - см. ниже), бумаги - позитивными (за исключением спец. копировальных), пластинки - только негативными (см. Бумага фотографическая, Пластинки фотографические, Плёнка кино- и фотографическая).

Важнейшую роль в развитии Ф. на AgHal-СЧС сыграло открытие оптической сенсибилизации (нем. учёный Г. Фогель, 1873), т. е. расширения спектральной области чувствительности СЧС путём введения в них красителей, поглощающих свет больших длин волн, чем AgHal [к-рые поглощают только в ультрафиолетовой (УФ) области и на коротковолновом участке видимой облас-сти, не дальше синей части]. Этим был преодолен крупный недостаток прежних СЧС. Уже в 1880-х гг. большинство выпускаемых СЧС стали ортохроматическими (см. Ортохроматические материалы), чувствительными к жёлтому цвету, а с 1920-х гг. осн. место среди массово выпускаемых СЧС заняли панхроматические материалы, чувствительные к оранжево-красной части спектра. Затем появились и AgHal-СЧС, чувствительные до длин волн 1, 2-1, 3 мкм, соответствующих смежному с видимой областью участку инфракрасной (ИК) области, однако не для любительской съёмки, а только для научно-технич. целей (см. Инфрахроматические материалы). Дальнейшее продвижение чувствительности СЧС в длинноволновую сторону невозможно, т. к. равновесное тепловое излучение окружающих тел сосредоточено как раз в ИК-области. Непрерывно действуя на сенсибилизируемые СЧС в течение всего времени между их изготовлением и использованием, оно вуалирует их до недопустимого уровня (см. Вуаль фотографическая) уже в первые сутки или даже часы их хранения. Преодолеть это ограничение для любого вида Ф. на AgHal-СЧС принципиально невозможно.

Напротив, в коротковолновую сторону чувствительность AgHal-СЧС не ограничена ничем. На AgHal-СЧС оказывают действие не только уже упоминавшиеся излучения видимой и близкой УФ-области, но и более коротковолновые, включая рентгеновское и гамма-излучения, а также ядерные частицы и электронные пучки. Благодаря этому AgHal-СЧС уже давно применяются для получения изображений в рентгеновских лучах и пучках электронов (см. Рентгенограмма, Радиография, Электронная микроскопия); они стали также одним из распространённых средств для регистрации и измерения дозы ионизирующих излучений. Более того, нек-рые из этих излучений, как и ряд элементарных частиц, были открыты именно с помощью AgHal-СЧС (см. Ядерная фотографическая эмульсия).

Изготовление светочувствительных материалов на основе AgHal (см. также Фотографическая эмульсия). AgHal-СЧС получают нанесением (т. н. поливом) светочувствительной эмульсии - взвеси частиц AgHal в желатине или др. защитном коллоиде - на подложку. Наиболее важные характеристики СЧС с такими эмульсиями, кроме физико-ме-ханич. и геометрических, формируются преимущественно до полива. К ним относятся прежде всего параметры, связанные с характеристической кривой, - светочувствительность, вуаль, контрастности коэффициент, а также спектральная чувствительность и структурные характеристики, обусловленные размерами микрокристаллов (МК) AgHal. Основные этапы изготовления AgHal-СЧС:

1) Эмульсификация и первое (т.н. физическое) созревание. На этом этапе происходит образование и рост твёрдой фазы эмульсии, т. е. МК AgHal. Образование AgHal является результатом реакции между AgNO3 и соответствующими галогенида-ми (по б. ч. калия) в растворе, содержащем желатину, к-рая предотвращает слипание образующихся МК. Одновременно с образованием и ростом МК в растворе начинается перекристаллизация, т. е. преимущественный рост более крупных МК за счёт растворения более мелких. На скорость и результаты перекристаллизации существенно влияет наличие желатины. К концу реакции образования AgHal перекристаллизация становится преобладающим процессом. Чёткая граница между эмульсификацией и созреванием существует не всегда, и разделение этапа на 2 процесса иногда является формальным. В результате обоих процессов формирование твёрдой фазы полностью завершается и ни одна из последующих стадий не оказывает почти никакого влияния на размеры МК. Поэтому ряд свойств будущего СЧС (зернистость, отчасти разрешающая способность и др.) задаются именно на первом этапе; заметную роль в их формировании играет также соотношение масс желатины и AgHal: от него зависит рассеяние света в СЧС при экспонировании, а тем самым и краевая резкость деталей изображения, получаемого на СЧС. Вместе с тем сен-ситометрич. характеристики будущего СЧС зависят от условий и результатов первого этапа лишь косвенно (в частности, потому, что МК, сформировавшиеся без дефектов структуры, практически не светочувствительны и мало влияют на светочувствительность фотоматериала даже после дальнейшей его обработки) и формируются в основном на последующих этапах; светочувствительность же эмульсий после первого созревания всегда мала.

2) Второе (т. н. химическое) созревание. На этом этапе эмульсию выдерживают определённое время при повышенной темп-ре, способствующей протеканию реакций на поверхности МК между AgHal и микрокомпонентами желатины - соединениями двухвалентной серы, восстановителями и т. д. Часто в таких реакциях участвуют специально вводимые вещества, прежде всего соединения серы (если их содержание в желатине мало), а также соли золота. В результате этих реакций и второго созревания в целом на поверхностях МК, в первую очередь на поверхностных дефектах, образуются примесные центры - малые частицы веществ, отличных от AgHal; ими могут быть сульфиды Ag, Au, совместные золото-серебряные сульфиды, металлич. частицы Ag и Au и др. Во время экспонирования МК на таких частицах закрепляются подвижные фотоэлектроны; с этого и начинается образование скрытого изображения. Т. о., именно наличие примесных центров в основном определяет способность МК к дальнейшему участию в фотографич. процессе, а природа и размеры примесных центров определяют эффективность этого процесса, т. е., в конечном счёте, светочувствительность всей эмульсии; не случайно их принято наз. центрами чувствительности. То обстоятельство, что они расположены на поверхности МК, чрезвычайно важно; центры скрытого изображения при последующем проявлении сразу вступают во взаимодействие с проявляющими веществами и принимают электроны от их молекул. Однако если проводить второе созревание слишком долго или при излишне высокой темп-ре, реакции желатины с МК заходят слишком далеко, примесные центры становятся избыточно большими и способными принимать электроны от проявляющих веществ без участия скрытого изображения. Такая эмульсия может восстанавливаться в проявителе без экспонирования; в этом случае примесные центры наз. центрами вуали. При умеренном втором созревании центры вуали также образуются, но лишь в слабой мере, на немногих МК. Оптимальным можно считать такое второе созревание, в к-ром достигается макс. светочувствительность при миним. вуали. Это условие выполнимо тем труднее, чем больше различаются между собой отд. МК, и именно здесь сказывается роль предшествующего этапа - первого созревания, определяющего степень разнородности МК по размерам и совершенству кристаллич. структуры. Разнородностью МК, как до, так и после второго созревания, в основном определяется также коэффициент контрастности будущего СЧС, в среднем тем меньший, чем разнородность МК больше.

3) Подготовка эмульсии к поливу. На этом этапе заканчивается формирование сенситометрич. свойств будущего СЧС и задаются его осн. физи-ко-механич. характеристики. С этими целями при подготовке к поливу в эмульсии вводят многочисленные добавки, из к-рых важнейшими являются: оптические красители-сенсибилизаторы, адсорбирующиеся на МК и расширяющие спектральную область чувствительности СЧС; компоненты цветного проявления (только в цветофотографических материалах), участвующие в образовании красочных изображений; стабилизаторы, препятствующие изменению светочувствительности и вуали во время хранения готовых СЧС до экспонирования; дубители, повышающие механич. прочность, упругость и темп-ру плавления желатины, а тем самым и всего СЧС; пластификаторы, снижающие хрупкость СЧС после дубления; смачиватели, улучшающие контакт эмульсии с подложкой при поливе и позволяющие получить более равномерные СЧС.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.