Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Исторический очерк. Первобытнообщинный строй на терр






Первобытнообщинный строй на терр. Ф. (до 9 в.). Древнейшие следы человека на терр. Ф. относятся к послеледниковому периоду (мезолитич. культура Аскола на побережье Ф., 8-е тыс. до н. э.). Обнаружены стоянки ямочно-гребенча-той культуры (3-е тыс. до н. э.). Во 2-м тыс. до н. э. в Юго-Зап. Ф. появляются носители культуры ладьевидных топоров и культуры шнуровой керамики, знакомые со скотоводством и земледелием. В конце эпохи бронзы развивается торг. обмен (Скандинавия, вост. области). Переход к культуре железа (нач. 1-го тыс. н. э.) совпал с первыми переселениями прибалт.-фин. племён с терр. Сев.-Вост. Эстонии в Юго-Зап. Ф. В сер. 1-го тыс. н. э. сформировались р-ны пер-вонач. расселения фин. племён: еми (хяме) - в Центр. и суми (суоми) - в Юго-Зап. Ф. К 9 в. фин. племена достигают оз. Сайма. Карельский перешеек и Сев. Приладожье к кон. 1-го тыс. были заселены корелами. К С. от линии Пори - Тампере - Миккели кочевали саамские племена (саамы). Фин. племена жили первобытнообщинным строем, занимались охотой, рыболовством, животноводством, земледелием.

Становление на терр. Ф. раннеклассового общества, завоевание её Швецией (9 - кон. 13 вв.). Походы викингов (кон. 8 - сер. 11 вв.) непосредственно не коснулись терр. Ф., но общее оживление экономич. жизни на Балтике оказало существенное влияние на развитие фин. племён. В 9 в. в устье р. Аура-Йоки (на месте будущего г. Турку) возник крупный пункт меновой торговли Корой-нен (находки визант., англо-саксонских, герм. монет); торг. поселения возникали и в др. р-нах Ф. Родовой строй, несмотря на замедленный характер процессов, всё более изживался. Происходило становление раннеклассового общества, о чём свидетельствовали упрочение наследств. власти вождей, социально-экономич. расслоение в среде крестьян-общинников, введение регулярного обложения лопарей (предки совр. саамов) данью, обострение борьбы с норвежцами и корелами за об ладание незанятыми терр. С. страны. На основе слияния плем. групп суми, еми, корелов складывалась фин. народность. Однако политич. консолидации Ф. не было достигнуто, она распалась на ряд провинций - маакунта. В сер. 12 в. начинается завоевание Ф. швед. феодалами, господство к-рых утверждалось путём насильств. христианизации и введения постоянной системы налогообложения местного населения. В результате трёх крестовых походов (1155 или 1157, 1249, 1293) шведы овладели всей Юж. Ф. до Карельского перешейка.

Ф. под шведским господством (ков. 13 в.-1809). Генезис феод. отношений в Ф. (кон. 13 - кон. 16 вв.). По Ореховскому миру 1323, впервые определившему гос. границу между Швецией и Русью, терр. совр. Ф. (швед. Finland, т. е. земля финнов) вошла в состав швед. королевства. Завоевание сопровождалось процессом феодализации фин. населения. Во 2-й пол. 13 в. к швед. короне переходят функции управления и налогообложения, ранее находившиеся в ведении католич. церкви. На основе старых племенных границ проводится адм. деление терр. Ф.: центрами гражд. управления становятся крепости Выборг, Тавастгус (Хяменлинна), Або (Турку). Появляются привилегированные сословия, в основном швед. происхождения, - дворяне и духовенство. Фин. крестьянство, оставаясь лично свободным и сохраняя землевладельческие права, попадает в феод. зависимость от господств. класса, облагается новыми гос. повинностями: по стр-ву крепостей, содержанию гарнизонов (руокаруотси); налоги с крестьян составляли подавляющую часть шедших в Стокгольм поступлений.

В период унии королевств Дании, Норвегии и Швеции под верх. властью дат. королей - официально в 1397-1523 (см. Кальмарская уния) - терр. Ф. пользовалась относительно широкой внутр. автономией. Во время антидат. восстания 1434-36 в Швеции фин. дворянство выступило в роли посредника между враждующими сторонами. В связи с этим было закреплено его участие (с 1362) в общешвед. королев. выборах. Упорное сопротивление дат. проникновению в Ф. оказывали крестьяне (восстания 1438- 1439 в Сатакунте, Тавастланде и Карелии). С 1523 Ф.- последний оплот датчан в борьбе против швед. короля Густава Вазы - вновь оказалась под полным швед. контролем. В 16 в. швед. корона значительно увеличила свои землевладения в Ф. за счёт католич. церкви (в связи с Реформацией) и фин. крестьянства; началось освоение сев. и сев.-вост. р-нов страны (в 1542 объявлены коронной собственностью). Реформация, не имевшая в Ф. ярко выраженной политич. окраски, не вызвала широких нар. движений, а лютеранство, успехи к-рого связаны с деятельностью М. Агриколы, пустило в Ф. не столь глубокие корни, как в др. северных странах. Разделение в 1554 терр. Ф. на Абоскую и Выборгскую церк. епархии ещё более усилило позиции королев. власти в ущерб авторитету церкви. В 1556 экономически наиболее развитая юго-зап. часть Ф. была передана в качестве герцогства сыну Густава Вазы Юхану, проводившему почти независимую от Стокгольма политику. Однако попытка последнего превратить Ф. в самостоят. гос-во окончилась неуда чей (в 1563 статус герцогства упразднён). Постоянные войны Швеции против России во 2-й пол. 16 в. губительно сказались на положении Ф. и её крестьянства, поднявшего крупнейшее в истории страны восстание (см. Дубинная война 1596-97). В ходе развернувшейся борьбы за власть в Швеции (между польск. королём Сигизмундом III и швед. герцогом Карлом) фин. дворянство встало на сторону Сигизмунда. В 1599 шведы разбили сторонников Сигизмунда в Ф. и ликвидировали оппозицию Стокгольму.

Ф. в период шведского великодержавия (17 - нач. 18 вв.). После Столбовского мира 1617 на терр. Ф. долгое время не было воен. действий, что способствовало восстановлению экономики страны, развитию местной администрации. В Ф. были созданы придворный суд высшей инстанции (1623), почтовая служба, основано ок. десяти городов, открыты приходские школы, гимназии (в 30-50-е гг. 17 в.), ун-т (Академия) в Або [Турку (1640)]. С сер. 17 в. усилилась шведизация Ф., к-рая при короле Карле XI (правил в 1660-97) была фактически превращена в совокупность рядовых губерний. В 30-70-х гг. 17 в. св. 2/3 всех зем. угодий в Ф. становится феод. собственностью дворянства, возникает крупное господское х-во, появляется барщина, крестьяне частично прикрепляются к земле. Редукция, не улучшив существенно положения фин. крестьянства, ликвидировала угрозу его закрепощения. Разрушающее влияние на экономику Ф. оказала Северная война 1700-21, известная в её истории как " великое лихолетье": 60 тыс. чел. (1/5 населения Ф.) было мобилизовано в армию, 1 /4 крест. х-в оказалась заброшенной. По Ништадтскому мирному договору 1721 (завершил Сев. войну) Швеция возвратила России в числе др. терр. Юго-Зап. Карелию и Выборг.

Кризис феод. строя и зарождение капиталистич. отношений в Ф. (2-я чет в. 18 - нач. 19 в в.). С ослаблением Швеции после Сев. войны в Ф. усилились антишвед. настроения. Заметное влияние на формирование нац. самосознания оказал обнародованный 18 марта 1742 (в ходе рус.-швед. войны 1741-43) манифест рус. императрицы Елизаветы Петровны к фин. народу с призывом к образованию при поддержке России независимой Ф. По Абоскому мирному трактату 1743, окончившему войну, к России перешла Юго-Вост. Ф. (с гг. Фридрихсгам, Виль-манстранд, Нейшлот). В условиях роста оппозиц. настроений в Ф. швед. пр-во вынуждено было в 50-60-е гг. провести нек-рые мероприятия, способствовавшие экономич. развитию Ф. В 1765 фин. города на побережье Ботнич. зал. получили торг. привилегию (стапельное право), что открывало им дорогу на внеш. рынок. Ген. межевание земель (1757) содействовало возникновению в Ф. крупных товарных х-в. В 1775 издан указ о передаче " излишков" земли короне; в 18 в. возникло ок. 7400 крест. х-в (половина из к-рых после 1775). Было разрешено дробить крест. владения, основывать на них торпы (см. Торпари), число к-рых к 1805 достигло 25, 3 тыс. Развитию с. х-ва способствовала деятельность фин. Экономич. об-ва (осн. в 1797). Однако швед. пр-во рассматривало Ф. прежде всего как сырьевой придаток метрополии; развитие немногочисл. мануфактур (железоделат., лесопил., текст., стек.) сковывалоеь цеховыми регламентациями, недостаточным финансированием и др. В идеологии, жизни фин. населения усилиями экономиста А. Чюдениуса, профессоров Академии в Або (Турку) К. Ф. Менандера, П. Калма, П. А. Гадда, X. Г. Портана было подготовлено движение за нац. возрождение фин. народа - фенноманство (возникло в 20-40-е гг. 19 в.); антишвед. тенденции дворянско-офицерских кругов Ф. (см. Аньялъский союз) достигли наивысшего развития во время рус.-швед, войны 1788-90.

Ф. в составе России (1809 - 1917). Развитие и укрепление капиталистич. отношений. В результате рус.-швед. войны 1808-09 терр. Ф. была присоединена к России. Собрание представителей сословий Ф., созванное рус. пр-вом в г. Борго (см. Боргоскгш сейм 1809), одобрило условия вхождения Ф. в состав Росс. империи. Главой Ф. (Вел. княжества Финляндского) являлся росс. император (вел. кн. финляндский), представителем к-рого в Ф. был ген.-губернатор - пред. местного пр-ва 1816-сената). Высшая администрация Ф. подчинялась непосредственно императору, представление дел к-рому в Петербурге осуществлял до 1891 К-т (в 1809-11 - комиссия) по делам Ф. [в 1826-57 функции к-та исполнял его статс-секретарь (с 1834 - мин. статс-секретарь)]. В компетенцию 4-сословного сейма входило законодательство по внутр. делам; вопросы внеш. политики сеймом не обсуждались. Без согласия сейма царь не мог ввести новый или отменить старый закон, вводить налоги. Внутр. адм. автономия дополнялась эко-номич.: Ф. имела свою таможню по торговле с Россией и зап.-европ. странами, доходы княжества не вливались в общеимперскую казну, в 1860-78 Ф. получила свою денежную систему. Своеобразное положение Ф. в составе России было продиктовано политич. и стратегич. соображениями самодержавия, стремившегося в условиях общеевроп. кризиса, - как писал В. И. Ленин, - "...привлечь на свою сторону финляндцев, бывших подданных шведского короля..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 355), рядом уступок нейтрализовать возможные оппозиц. выступления; с этой же целью в 1811 к Ф. была присоединена Выборгская губ. В освобождённой от содержания армии и воен. расходов Ф. сложились предпосылки для быстрого экономич. развития, наблюдавшегося с 20-х гг. 19 в. После отмены ограничений на свободу предпринимательства и использование природных богатств (1857-68) капиталистич. отношения одержали в Ф. окончательную победу. Ведущей отраслью её экономики становится лесопиление (в 1890 давало 22% объёма произ-ва страны, в нём был занят 21% всех рабочих Ф.), к-рое наряду с фабрично-заводским произ-вом пиломатериалов (20% от общего объёма произ-ва Ф.) нанесло удар по патриарх. замкнутости крест. х-ва. Продукция пром-сти выросла в 60- 80-х гг. в 16 раз, акц. капитал с 2, 1 млн. до 33, 3 млн. марок. С. х-во к кон. 19 в. приобрело гл. обр. молочную специализацию. Огромную роль в экономич. развитии Ф. играл росс. рынок, уд. вес к-рого в торг. оборотах княжества равнялся 30-50%.

В 20-60-х гг. 19 в. автономия Ф. формально сохранялась, но сейм не созывался до 1863, была усилена цензура, запрещено (в 1850) издание книг на фин. яз. (кроме с.-х. и религ. лит-ры). В 20- 40-е гг. 19 в. в связи с формированием фин. нации(см. Финны) развилось фенно-манское движение (политич. течением становится в 60-е гг. 19 в.), боровшееся за равноправие фин. яз. со швед., за развитие нац. культуры. В 1863, в обстановке начавшегося Польского восстания 1863-64, царизм был вынужден пойти на созыв финл. сейма, провозгласить равноправие фин. и швед. языков. Школьная реформа (1866) ликвидировала церк. контроль над нач. образованием и ввела обучение на фин. яз.; новый сеймовый устав (1869) ввёл периодичность созывов сейма (5 лет, с 1882- 3 года); гор. реформа (1873) установила выборность органов самоуправления; воен. реформой (1878) создавались в Ф. нац. воинские части и подразделения (входили в состав рус. армии). Проведённые преобразования в целом удовлетворили буржуазию и дворянство Ф., упрочили вместе с тем позиции царизма в княжестве. Успехи, достигнутые к 80-м гг. 19 в. в развитии нац. культуры, в значит. мере ослабили остроту языкового вопроса. Содержание начавшейся в кон. 70-х - нач. 80-х гг. политич. борьбы шведоманов, старофиннов и младофиннов определялось в основном проблемами гос.-правового положения Ф. в составе России, торг. политики княжества и тактики во взаимоотношениях с царизмом. В нач. 80-х гг. появляются первые проф. и рабочие союзы, сразу подпавшие под влияние буржуазии; в 1899 была осн. Фин. рабочая партия (с 1903 - Социал-демократическая партия Финляндии, СДПФ). В условиях усиления в Росс. империи после убийства царя Александра II политич. реакции царизм начинает с сер. 80-х гг. ущемлять авт. права Ф., а в 90-е гг. берёт курс на полное уничтожение особого статуса Ф. в составе Росс. империи. Февр. манифестом 1899, к-рый был квалифицирован В. И. Лениным как " государственный переворот" (там же, с. 356), царь присвоил себе право издавать для Ф. законы без согласия сейма. Экономич. подъём в Ф. продолжался в нач. 20 в. (в 1885 в Ф. было 4333 пром. предприятия с 38 075 рабочими, к 1905 соответственно 9054 и 107 828); валовая продукция пром-сти возросла со 117 млн. марок в 1885 до 392 млн. марок в 1905. В 1897 в Ф. было 623 акц. об-ва с капиталом в 170 млн. марок, в 1910 - 2214 об-в с капиталом в 551 млн. марок. В нач. 20 в. проникает и расширяет влияние в экономике Ф. герм. капитал. Развитие капитализма привело к сдвигам в классовой структуре фин. общества: увеличилось число безземельных (в 1900 - 48% всего сел. населения), пополнявших ряды пролетариата. Св. 200 тыс. семейств составляли к нач. 20 в. пролет. и полупролет. слои деревни (торпари, " бобыли", батраки), на долю к-рых приходилось ок. 1/2 посевных площадей, в то время как 29 тыс. крупных, гл. обр. кулацких, х-в располагали св. 1/2 посевных площадей. Эмиграция населения, гл. обр. в США, составила в 1896-1910 св. 190 тыс. чел. (при населении 2656 тыс. чел. в 1900). Наступление на автономию привело к новой расстановке политич. сил в Ф.: старофинны встали на путь соглашательства с царизмом; шведоманы и младофинны образовали " конституционалистский блок", придерживавшийся политики пассивного сопротивления царскому самодержавию; часть конституционалистов осн. в 1904 Партию " активного сопротивления" с эсеровской тактикой индивидуального террора. Насильств. подавление оппозиции, усилившееся с передачей ген.-губернатору чрезвычайных полномочий (1903), значительно обострило политич. обстановку в Ф.

Под воздействием Революции 1905-07 в России развернулось революц. движение в Ф. В янв., окт.- нояб. 1905 в Ф. прошли митинги, демонстрации и забастовки солидарности с рус. пролетариатом, была создана Красная Гвардия. 1 нояб. 1905 в Таммерфорсе рабочие приняли программный документ фин. пролетариата - Таммерфорсский манифест, выдвигавший требования демократич. преобразований. " Конституционалисты " выступили за " восстановление законности", т. е. отмену всех законов царского пр-ва, принятых после февр. 1899 без согласия сейма [манифест об отмене этих законов был подписан Николаем II 22 окт. (4 нояб.) 1905]. Под натиском революц. событий царь утвердил принятый сеймом 20 июня 1906 новый сеймовый устав (фактически конституцию), предусматривавший введение однопалатного парламента, избираемого на основе всеобщего равного избират. права всеми гражданами с 24-летнего возраста. В 1906 оформились новые политич. партии Ф: швед. крыло " конституционалистов" создало Шведскую нар. партию, зажиточное фин. крестьянство - Союз сельского населения Финляндии (в 1908- 1965- Аграрный союз, с 1965 - Партия центра). Развернувшееся в Ф. в 1906-07 забастовочное движение (весной 1906 на Таммерфорсской мануфактуре, осенью 1906 сплавщиков на р. Кеми и др.) возглавлялось СДПФ, внутри к-рой оформилось (в 1905) левое крыло (О. В. Куусинен, Ю. Э. Сирола и др.). Кульминацией революц. выступлений в Ф. явилось Свеаборгское восстание 1906 рус. солдат и матросов, поддержанное фин. пролетариатом. В апр. 1907 было осн. Центр. объединение профсоюзов Ф. Поражение революции в России привело к реакции и в Ф.: в 1907-11 парламент систематически распускался, в 1910-14 царское пр-во разработало программу полной ликвидации автономии Ф. [царский указ от 17 (30) июня 1910]. В силу этого в годы 1-й мировой войны 1914-18 в Ф. усилились прогерм. тенденции. В пром-сти, связанной с росс. рынком воен. поставками, происходила быстрая концентрация произ-ва (на крупных предприятиях, выпускавших до 77% всей продукции, было занято 79% рабочих). Борьбой рабочих за улучшение своего положения руководили профсоюзы (в 1910 -св. 15 тыс. чел., в 1916 - св. 40 тыс. чел.); росло влияние СДПФ, что отражалось на результатах парламентских выборов (в 1907 с.-д. получили 80 из 200 мест в парламенте, в 1916 - 103 места).

Значит. рост политич. активности в Ф. вызвала Февр. революция 1917 в России. В марте 1917 фин. пролетариат создал в Хельсинки сейм рабочих орг-ций (сыграл подобно Советам рабочих депутатов в России большую роль в Ф. в период революции 1918), сеймы рабочих орг-ций создавались и в др. городах Ф. Врем. пр-во России, восстановив [7(20) марта 1917] авт. права Ф., резко выступило против усилившихся тенденций к её полной внутр. самостоятельности, поддерживавшихся СДПФ. По предложению с.-д. фракции 18 июля 1917 финл. парламент принял " Закон о власти", провозглашавший его носителем верх. власти в стране. 18(31) июля Врем. пр-во распустило парламент; новые выборы (окт. 1917) дали большинство в парламенте бурж. партиям. Окт. революция в России принесла фин. народу нац. независимость. 6 дек. 1917 парламент принял декларацию об объявлении Ф. независимым гос-вом. Совет Народных Комиссаров РСФСР 18(31) дек. 1917 в соответствии с ленинской нац. политикой признал независимость Ф.; 22 дек. 1917 (4 янв. 1918) постановление СНК было утверждено В ЦИК.

Окт. революция в России оказала сильнейшее влияние на развитие революц. движения в Ф. 13-19 нояб. 1917 в Ф. прошла всеобщая забастовка, но СДПФ не воспользовалась возникшей в нояб. 1917 революц. ситуацией в стране. 26 нояб. 1917 парламент утвердил состав бурж. сената во главе с П. Свинхувудом, приступившего к подавлению революц. движения. Была создана белая гвардия (см. Шюцкор), вооружённая с помощью Германии. 16 янв. 1918 сенат, получивший 12 янв. диктаторские полномочия, назначил бывшего ген. царской армии К. Г. Э. Маннергейма главнокомандующим белой гвардией.

Революция 1918 в Ф. В ночь на 28 янв. в Ф. началась рабочая революция (см. Финляндская революция 1918): по призыву руководства рабочих орг-ций пролетариат Хельсинки захватил правительств. учреждения, банки. За короткое время сопротивление белых было сломлено во всей юж. части страны. Север и б. ч. Центр. Ф. (куда бежали члены бурж. пр-ва) были заняты белой гвардией. В Ф. началась гражданская война. Программа сформированного 28 янв. революц. пр-ва - Совета нар. уполномоченных (СНУ) по содержанию была демократич., но на практике СНУ осуществил ряд преобразований социалистич. характера: национализировал часть пром. и коммерч. предприятий, крупных имений, заменил бурж. гос. аппарат, взял в своё ведение Финл. банк и поставил под гос. контроль частные банки, установил рабочий контроль на предприятиях, безвозмездно передал землю крестьянам-арендаторам и др. Значит. помощь революц. Ф. оказала Сов. Россия. 1 марта 1918 в Петрограде с участием В. И. Ленина был подписан Договор об укреплении дружбы и братства между РСФСР и Финл. социалистич. рабочей республикой (названа так в тексте договора по предложению В. И. Ленина). Для подавления революции контррево-люц. силы призвали на помощь герм. империалистов. 7 марта 1918 в Берлине между пр-вом Свинхувуда и герм. пр-вом были заключены договоры, ставившие Ф. в политич. и экономич. зависимость от Германии. С помощью высадившихся в Ф. герм. войск революция была в начале мая подавлена. Несмотря на поражение, революция 1918 в Ф. имела большое значение для истории страны, дальнейшего развития рабочего движения. Из её уроков лучшие представители финл. социал-демократии сделали вывод о необходимости создания подлинно революционной марксистско-ленинской партии и 29 авг. 1918 на базе левого крыла СДПФ основали Коммунистическую партию Финляндии (КПФ).

Ф. в 1918-45. После подавления революции в Ф. установился режим белого террора. 15 мая 1918 парламент принял решение о разрыве отношений с Сов. Россией. В августе со стороны Ф. было заявлено, что мирные отношения между обеими странами могут быть установлены лишь после присоединения к Ф. Карелии и Кольского п-ова. Для оформления политич. союза с Германией парламент принял законы: 1 авг. об установлении в Ф. монархии, а 9 октября 1918 об избрании королём Ф. герм. принца Фридриха Карла Гессенского. Герм. революция 1918 и поражение Германии в 1-й мировой войне 1914-18 фактически спасли Ф. от окончат. превращения в герм. вассала. 17 июля 1919 Ф. была провозглашена республикой; президентом бурж. Финл. республики Избран К. Столъберг. В 1918 - 20 Ф. поддерживала интервенционистские планы империалистич. держав, хотя сама не приняла участия в них. Победы Красной Армии, усиление рабочего движения в стране и экономич. трудности вынудили Ф. принять мирные предложения Сов. правительства. 14 окт. 1920 между РСФСР и Ф. был подписан мирный договор (см. в ст. Советско-финляндские соглашения). Тем не менее в последующие годы во внеш. политике Ф. преобладала антисов. направленность (белофин. отряды " добровольцев" до 1922 неоднократно совершали нападения на Сов. Карелию), вытекавшая из классовых позиций буржуазии, а также из стремления реакц. кругов создать " Великую Финляндию". Политич., экономич. и культурные связи с СССР были минимальными. Внутри страны ограничивалась деятельность демократич. сил. Находившаяся с 1918 в подполье КПФ вела работу в массах, парламентскую и обществ. деятельность в защиту интересов трудящихся через Социалистич. рабочую партию (существовала с 1920 до 1924), профсоюзы, др. легальные левые рабочие и молодёжные орг-ции, и др.

Внутриполитич. обстановка в Ф. в 20-е гг. не отличалась стабильностью. С 1919 по 1930 сменилось 14 пр в. В экономике, особенно в лесной и деревообра-бат. пром-сти, в 1920-28 наблюдалось оживление, но жизненный уровень фин. рабочих оставался одним из самых низких в Европе. В руководимых профсоюзами забастовках участвовало в 1924 2 тыс. рабочих, в 1927 - 13 тыс., в 1928-37 тыс. Мировой экономич. кризис 1929-33, захвативший и Ф., сильно подорвал её экономику. Пром. произ-во в 1928-31 сократилось на 32, 5%, число безработных превысило 100 тыс. чел., происходило массовое разорение крестьян. Используя миф о " коммунистической опасности", буржуазия перешла в наступление на права трудящихся. Осенью 1929 возникло фаш., т. н. лапуаское движение. В 1930 был распущен парламент, левые рабочие-депутаты арестованы, запрещено Центр. объединение профсоюзов Ф. В 1930-31 у власти находилось пра-вобурж. пр-во П. Свинхувуда, ставшего затем (в 1931-37) президентом Ф. Парламент нового созыва принял в окт. 1930 ряд чрезвычайных антикоммунистич. законов. В 1932 оформилась фаш. партия Патриотич. нар. движение (существовала до 1944). Принятые в 1934-35 новые законы ограничивали гражд. права; в 1936 была учреждена политич. полиция. Реакц. круги стали выступать с требованиями " жизненного пространства" и расширения терр. Ф. до Урала. В 1932 между Ф. и СССР был заключён Договор о ненападении. В 1935 парламент заявил, что во внеш. политике Ф. будет придерживаться нейтралитета (" объективный нейтралитет" носил формальный характер, и фактически в политике правящих кругов продолжала преобладать антисов. направленность). В сер. 30-х гг. началось сближение Ф. с фащ. Германией, хотя продолжали поддерживаться тесные связи Ф. с Великобританией, Францией и США. Пребывание у власти в 1937-39 пр-ва А. Каяндера (Прогрессивная нар. партия, осн. в 1918), в к-рое входили и с.-д., не изменило общего направления политики Ф., хотя на парламентских выборах 1936-37 благодаря активной деятельности КПФ по созданию нар. фронта против угрозы фашизма и войны проявились определённые сдвиги обществ. мнения Ф. влево.

После экономич. спада в 1929-33 в Ф., к-рая оставалась агр.-индустр. страной, быстро развивалась пром-сть (особенно металлообрабат., возросшая к 1938 по сравнению с 1922 в 4 раза). В 1938 пром. произ-во достигло наивысшего для до-воен. периода уровня, в пром-сти было занято 231 тыс. чел. В нац. доходе в 1938 доля пром-сти составляла 25, 8%, стр-ва- 4, 5%, с. х-ва - 19, 6%, лесного х-ва - 15, 5%. Ф. стала одним из гл. в мире производителей и экспортёров лесобум. товаров. В с. х-ве была достигнута самообеспеченность в произ-ве мяса и молока, почти достигнута - в произ-ве зерна. Несмотря на репрессии, трудящиеся активно выступали в защиту своих интересов. В 1936-39 в Ф. состоялось 127 забастовок, в к-рых участвовало св. 19 тыс. чел.

В связи с усилением угрозы использования империалистич. державами терр. Ф. для агрессии против СССР Сов. правительство предложило пр-ву Ф. весной 1938 заключить договор о взаимопомощи. Однако пр-во Ф. отклонило это предложение. Оно также отказалось участвовать в системе коллективной безопасности. Ф. отклонила предложения Сов. правительства весной 1939 об укреплении безопасности границ Ф. и границ Ленинграда, прервала сов.-финл. переговоры, происходившие в окт.- нояб. 1939 в Москве, об укреплении взаимной безопасности. Одновременно в Ф. велись активные воен. приготовления (осенью 1939 в Ф. проведена мобилизация). 28 нояб. 1939 Советское правительство было вынуждено денонсировать договор о ненападении с Ф. 30 нояб. 1939 между обеими странами начались воен. действия (см. Советско-финляндская война 1939-40). Война окончилась поражением Ф., 12 марта 1940 в Москве был подписан сов.-финл. мирный договор (см. в ст. Советско-финляндские соглашения). Правящие круги Ф., рассматривавшие его лишь как вооружённое перемирие, возобновили политику сближения с фашистской Германией. Прогрессивные орг-ции и деятели Ф., в т. ч. члены Об-ва мира и дружбы с СССР (осн. в мае 1940), подверглись репрессиям. Осенью 1940 Германия получила фактич. право ввода своих войск в Ф. В кон. 1940 между финл. и герм. командованием была достигнута договорённость о сотрудничестве в подготовке войны против СССР. 17 июня в Ф. началась всеобщая мобилизация. 22 июня 1941 Ф. вступила в войну против СССР на стороне фаш. Германии, хотя формально объявила войну только 26 июня. 30 июня 1941 финл. армия перешла в наступление на С. сов.-герм. фронта, оккупировала б. ч. Сов. Карелии и ряд р-нов Ленингр.обл. В нояб. 1941 Ф. присоединилась к " Антикоминтерновскому пакту". В 1941 с Ф. разорвала дипломатич. отношения Великобритания, в 1944 - США. В сент. 1944 в результате побед Сов. Армии в Великой Отечеств. войне Ф. прекратила воен. действия на стороне фаш. Германии. 19 сент. 1944 в Москве было подписано соглашение о перемирии между Ф. и гос-вами, находившимися с ней в состоянии войны. В соответствии с соглашением в Ф. были освобождены из тюрем и концлагерей антифашисты, легализована деятельность КПФ и др. демократич. орг-ции, распущены фаш. орг-ции. В окт. 1944 по инициативе КПФ и левых с.-д. был образован Демократический союз народа Финляндии (ДСНФ). В марте 1945 Ф. объявила войну фаш. Германии.

Ф. после 2-й мировой войны 1939-45. После выхода из войны значит. спада произ-ва в Ф. не произошло (индекс пром. произ-ва в 1944 составлял 96; в 1938 - 100), но приостановился его рост, что в значит. степени вызывалось структурными изменениями в пользу воен. пром-сти (результат перевода экономики на воен. рельсы). С.-х. произ-во сократилось до 2/3 довоенного, гос. долг возрос в 20 раз, снизился жизненный уровень населения. Парламентские выборы 1945 ознаменовались успехом демократич. сил. После выборов было заключено соглашение о сотрудничестве между ДСНФ, партией Агр. союз и СДПФ. В период пребывания в 1945-48 у власти пр-в, созданных на основе этого соглашения, было обеспечено восстановление экономики (в 1946 пром. произ-во достигло довоен. уровня), осуществлён ряд реформ (в области социального обеспечения, трудового законодательства и др.). В 1946 осуждены гл. фин. виновники войны - Р. Рюти, В. Таннер и др. В 1947 в Париже гос-вами, находившимися в состоянии войны с Ф., подписан мирный договор с Ф. (см. в ст. Парижские мирные договоры 1947). В апр. 1948 между СССР и Ф. подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (продлён в 1955, затем в 1970; см. в ст. Советско-финляндские соглашения). Пр-во СССР в 1948 уменьшило Ф. на 50% (на 73, 5 млн. долларов) сумму оставшихся невыплаченными репараций. После расторжения СДПФ в мае 1948 соглашения о сотрудничестве демократич. сил реакция добилась приостановки прогрессивного развития страны. В июле 1948 было создано однопарт. пр-во во главе с правым с.-д. К. Фагерхольмом. Используя это пр-во, антидемократич. силы предприняли попытку изменить внешнеполитич. курс Ф. вправо, что вместе с ухудшением положения трудящихся привело к обострению в кон. 1940-х - нач. 1950-х гг. внутриполитич. обстановки. Трудящиеся Ф. оказали упорное сопротивление политике пр-ва, к-рое в 1950 было вынуждено уйти в отставку. К власти пришло коа-лиц. пр-во (состояло в основном из представителей партии Аграрный союз и Швед. нар. партии) во главе с У. К. Кекконеном (Аграрный союз). В области внеш. политики оно взяло курс на развитие отношений добрососедства и сотрудничества с СССР. Существ. вклад в их укрепление внесли президент Ф. Ю. К. Паасикиви, избранный в марте 1946, и сменивший его на этом посту в марте 1956 У. К. Кекконен. По их именам послевоен. внешнеполитич. курс Ф., основанный на дружбе с СССР, получил название " линия Паасикиви - Кекконена". В его становлении и укреплении значит. роль принадлежит КПФ, с момента своего основания последовательно выступающей за дружбу обеих стран. В сер. 60-х гг. к поддержке " линии Паасикиви - Кекконена" перешла также СДПФ. Укрепление взаимного доверия обоих гос-в нашло отражение в досрочном (1955) отказе СССР от арендных прав на терр. Порккала-Удд, предоставленную Ф. Сов. Союзу по соглашению о перемирии 1944 для создания военно-мор. базы (оборудование базы СССР безвозмездно передал Ф.), и выводе сов. вооруж. сил с этой терр. Ещё в 1950 сов.-финл. торговля была переведена на основу долгосрочных (5-летних) соглашений, впервые в практике торг. отношений между социалистич. и капиталистич. странами. В 1955 было заключено сов.-финл. соглашение о научно-технич. сотрудничестве. В кон. 1955 Ф. была принята в ООН; в том же году Ф. вступила в Северный совет.

В 1950-65 ведущие политич. силы Ф.- ДСНФ, СДПФ, партия Аграрный союз - обладали достаточно прочными позициями в парламенте (в среднем в эти годы они получали на парламентских выборах соответственно 22%, 25% и 23% голосов избирателей), однако отсутствие сотрудничества между ними, а также усиление влияния правых сил способствовали сохранению неустойчивости внутриполитич. обстановки в Ф. (в 1950-65 сменилось 17 пр-в, неоднократно, как и позднее, у власти находились " служебные кабинеты"). Активно выступали в эти годы в защиту своих прав и интересов трудящиеся Ф. (ок. 500 тыс. чел. участвовало во всеобщей забастовке 1956). Политика тесного сотрудничества с буржуазией и антисоветизм руководства СДПФ вызвали раскол в её рядах (в 1959 левая оппозиция основала С.-д. союз рабочих и мелких земледельцев Ф.), привели к ослаблению позиций партии и её правительств. изоляции. В 1959-65 у власти находились бурж. коалиц. пр-ва, в к-рых ведущую роль играла партия Аграрный союз.

Экономич. развитие Ф. после 2-й мировой войны происходило в основном в благоприятных условиях. Расширение тор-гово-экономических связей с СССР и др. социалистическими странами, проведение миролюбивой внешней политики способствовали созданию многоотраслевой экономики и более быстрым, чем в большинстве гос-в Зап. Европы, темпам роста промышленного производства; повысился уровень механизации и интенсификации с. х-ва, характерной чертой экономики стала высокая степень централизации и концентрации капитала и произ-ва (см. раздел Экономико-географич. очерк). После парламентских выборов 1966, на к-рых рабочие партии получили большинство голосов избирателей, было сформировано коалиц. пр-во (СДПФ, ДСНФ, С.-д. союз рабочих и мелких земледельцев Ф., Партия центра) во главе с с.-д. Р. Паасио. Такую же парт. базу имели пр-во 1968 - 70 во главе с с.-д. М. Койвисто и пр-во 1970-71 во главе с А. Карьялайненом (Партия центра). Гл. направлением развития гос.-монополистич. капитализма в Ф. начиная с 1968 стало осуществление в различных формах " политики доходов" с целью регулирования процессов развития как в области экономики, так и в социальной сфере. Её проведение встретило растущее сопротивление трудящихся. На парламентских выборах 1970 правительств. партии потеряли ок. 15% голосов избирателей и 29 мандатов. Весной 1971 представители ДСНФ были удалены из состава пр-ва, в 1971-75 основу правительств. коалиции составляли СДПФ и Партия центра (в т. ч. и в пр-ве 1972-75 во главе с с.-д. К. Сорсой). Начало 1970-х гг. характеризуется углублением кризисных процессов, охвативших не только экономику, но и политич. жизнь Ф., обострением социальных противоречий, внутрипарт. и межпарт. борьбы, что вызвало в 1972 и 1975 роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Рост цен и инфляция (в 1972 индекс стоимости жизни вырос на 7, 1%, в 1973 -на 11, 7%, в 1974 - на 11, 4%, в 1975 - на 17, 8%), увеличение безработицы (в 1975 число безработных в среднем за год составило 2, 2% от всего самодеят. населения, в 1976-6%) вызвали массовое движение трудящихся; в 1971 состоялось 838 забастовок, в к-рых участвовало 408 тыс. чел., в 1973 - 1009 забастовок с 678 тыс. участников, в 1974 - 1800 забастовок с 371 тыс. участников, в 1976 - 3200 забастовок (в основном без согласия руководства профсоюзов). В условиях углубления кризиса капиталистической экономики, роста интеграционных процессов в мировом хозяйстве и обострения классовых противоречий в стране основное место в деятельности правительств Ф. занимали в 1-й пол. 1970-х гг. вопросы усиления регулирующей роли гос-ва. Принятые пр-вами Ф. меры (увеличение ассигнований на обеспечение занятости, временная регламентация цен, улучшение нек-рых социальных льгот и др.) не дали сколько-нибудь существенных результатов. В сер. 1970-х гг. наступило ослабление темпов роста экономики Ф., продолжала возрастать стоимость жизни, ухудшалось положение трудящихся, хотя прибыли монополий сохранялись на высоком уровне. Существовавшее с июня 1975 т. н. служебное пр-во чиновников во главе с с.-д. К. Линама сменило в нояб. 1975 коалиц. пр-во (СДПФ, ДСНФ, Партия центра, Швед. нар. партия, Либеральная нар. партия и т. н. министры-специалисты) во главе с М. Миеттуненом. Осенью 1976 это пр-во распалось из-за возникших разногласий по вопросам экономической и социальной политики. Сформированное Миеттуненом новое пр-во, в к-рое вошли представители Партии центра, Либеральной нар. партии и Швед. нар. партии, действовало до мая 1977. На смену ему пришло коалиц. пр-во большинства (СДПФ, ДСНФ, Партия центра, Шведская нар. партия, Либеральная нар. партия) во главе с Сорсой. Демократия, силы, выступающие за прогрессивное развитие Ф. и укрепление её миролюбивой внеш. политики, добиваются ус-. тановления действенного сотрудничества ведущих политич. сил, представляющих трудящиеся слои населения, - ДСНФ, СДПФ и Партии центра (на досрочных парламентских выборах 1975 получили соответственно 18, 9%, 24, 9%, 17, 7% голосов избирателей). Этой цели служат предложения к программе такого сотрудничества, принятые 17-м съездом КПФ (май 1975).

Дружеств. отношения между Ф. и СССР, стремление к развитию и расширению взаимовыгодного сотрудничества нашли отражение в 60-70-х гг. в ряде соглашений: о культурном сотрудничестве (1960), о передаче Ф. в аренду сов. части Сайменского канала (1962), об образовании постоянной межправительств. сов.-финл. комиссии по экономич. сотрудничеству (1967), о развитии экономич., технич. и пром. сотрудничества (1971), о мор. судоходстве, о сотрудничестве в области энергетики, по правовым вопросам (все в 19/4), о сотрудничестве в стр-ве Костомукшского горно-обогатит. комбината, а также перспективные программы сотрудничества в области науки и техники (1974), естеств. и обществ. наук (1975). В мае 1977 в Москве была подписана Долгосрочная программа развития и углубления торг.-экономич., пром. и науч.-технич. сотрудничества между Ф. и СССР до 1990. Наряду с развитием связей по гос. линии активно развивается сотрудничество обществ. организаций обеих стран. Кроме КПФ, связи с КПСС установили СДПФ (в 1968), Партия центра (в 1970). В мае 1973 Ф. заключила соглашение о сотрудничестве с Советом экономической взаимопомощи.

Ф. поддерживает тесные связи с зап. странами, особенно со Швецией, ФРГ, Великобританией и США. В 1961 Ф. вступила на правах ассоциированного члена в Европ. ассоциацию свободной торговли, в 1968 - в Орг-цию экономич. сотрудничества и развития. В 1973 заключила соглашение с Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) о свободной торговле пром. товарами, заявив, что это соглашение не связывает Ф. политически и не затрагивает её внешнеполитич. линии, гл. содержанием к-рой является поддержание и всестороннее развитие финл.-сов. отношений в соответствии со всеми положениями Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Ф. 1948 и сов.-финл. Заявления от 6 апр. 1973 (принято в 25-ю годовщину договора 1948). Пр-во Ф. отметило также, что Ф. расторгнет соглашение с ЕЭС, если в ходе его осуществления выяснится, что оно наносит ущерб отношениям Ф. с СССР. В 1973 Ф. заключила также соглашение с Европ. объединением угля и стали.

Ф. принадлежит ряд важных инициатив в плане укрепления мира и безопасности в Европе: об объявлении терр. стран Сев. Европы безъядерной зоной (1933, 1967, 1974), о заключении соглашения об обеспечении мира на финл.-норв. границе (1965), о готовности выступить организатором Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1969). Первый (июль 1973) и третий (июль - авг. 1975) этапы этого совещания проходили в Хельсинки. 8 авг. 1963 Ф. подписала Моск. договор о запрещении ядерных испытаний в трёх сферах, 1 июля 1968 - Договор о нераспространении ядерного оружия. 1 авг. 1975 от имени Финл. Республики президент У. К. Кекконен подписал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Лит.: Ленин В. И., Протест финляндского народа, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 5; его же, Приближение развязки, там же, т. 12; его же, Царь против финского народа, там же, т. 19; его ж е, Поход на Финляндию, там же, т. 19; его же, Резолюция VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП, там же, т. 21; его ж е, Финляндия и Россия, там же, т. 32; Куусинен О. В., Избр. произв., М., 1966; Лайдинен А. П., Очерки истории Финляндии второй пол. XVIII в., Л., 1972; Жербин А. С., Формирование промышленного пролетариата в Финляндии во второй пол. XIX в., М.- Л., 1963; С у-н и Л. В., Финляндско-русские торговые отношения во второй пол. XIX в. (1858- 1885), Тарту, 1963; Бобович И. М., Русско-финляндские экономические отношения накануне Великой Октябрьской социалистической революции, Л., 1968; Кяйвяряйнен И. И., Международные отношения на севере Европы в нач. XIX в. и присоединение Финляндии к России в 1809 г., Петрозаводск, 1965; Корнилов Г. Д., Русско-финляндские таможенные отношения в кон. XIX - нач. XX вв., Л., 1971; Власова М. Н., Пролетариат Финляндии в годы первой русской революции (1905-07), Петрозаводск, 1961; Коронен М. М., Финские интернационалисты в борьбе за власть Советов, Л., 1969; И н-гульскаяЛ. А., В борьбе за демократизацию Финляндии (1944-1948), М., 1972; Сюкияйнен И. И., Революционные события 1917 - 1918 гг. в Финляндии, Петрозаводск, 1962; Холодковский В. М., Революция 1918 в Финляндии и германская интервенция, М., 1967; Петров В., Финляндия в планах империалистических держав в 1918-1920 гг., Петрозаводск, 1961; Похлёбкин В., СССР - Финляндия:

260 лет отношений. 1713-1973, М., 1975; Бартеньев Т., Комиссаров Ю. Д., Тридцать лет добрососедства, М., 1976 (лит.); Из истории Коммунистической партии Финляндии, [пер. с фин.], М., 1960; Кекконен У., Финляндия и Советский Союз. Речи, статьи, интервью. 1952-1975, пер. с фин., М., 1975; Smirnоv V., Lenin Suomen vaiheissa, Hels., 1970; Suomen ulko-politiikka, Hels., 1975; Jutikkala E., Pirinen K., A history of Finland, N. Y., 1962; Suomen historia, osa 1 - 10, Hels., 1944-67; Suomen historian kasikirja. Toim. A. Korhonen, t. 1 - 2, Hels., 1949; Lundin C., Finland in the second world war, Bloomington, 1957; Huttonen V., Taysivaltainen kan sakunta 1917 - 1939, Porvoo, 1968; его же, Taysi - ikainen kansakunta 1939-1973, Porvoo-Hels., 1974; Кahkо1a P., Pih1ajaniemi Т., Pyyluoma S., Toinen tasavalta, Hels., 1976.

Библиографические справочные материалы: Maliniemi A., Kivikoski E., Suomen historiallinen bibliografia. 1901- 1925, osa 1 - 2, Hels., 1940; Va11inkоski J., Schauman H., Suomen historiallinen bibliografia. 1926-1950, t. 1-2, Hels., 1955-56; их же, Suomen historiallinen bibliografia 1544-1900, Hels., 1961; L araininen P., Suomen historiallinen bibliografia. 19 51 - 1960, Hels., 1968; Ju1kinen M., LehikoinenA., A select list of books and articles in English, Freinch and German on Finnish politics in the 19-th and 20-th century, Turku, 1967; Kolari V., Suonsуrja 1.. Political history of the Scandinavian countries and Finland in the 19-th and 20-th Centuries. A bibliography of literature in Russian language, Tampere, 1973. Л. В. Суни (до 1918), В. Г. Фёдоров (с 1918).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.