Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 5 страница. Соч.: Europa im Lichte der Vorgeschichte und die Ergebnisse der vergleichenden indo-germanischen Sprachwissenschaft






Соч.: Europa im Lichte der Vorgeschichte und die Ergebnisse der vergleichenden indo-germanischen Sprachwissenschaft, В., 1910; Kultur, Ausbreitung und Herkunf t der Indoger-manen. В., 1913; Indogermanen und Gertnanen, 3. Aufl., Halle, 1924.

Лит.: Порциг В., Членение индоевропейской языковой области, пер. с нем., М., 1964, с. 61-62.

ФЕЙТ (Feith) Рейнвис (7.2.1753, Зволле, -8.2.1824, Босвейк, близ Зволле), нидерландский писатель. Доктор права (1770). Автор трагедий в духе просветит. классицизма " Тирса, или Победа веры" (1784), " Инес де Кастро" (1793), " Муций Кордус, или Освобождение Рима" (1795) и др., сентимент. романсов, цикла од " Фанни" (1787), эпистолярных романов " Юлия" (1783, рус. пер. 1803) и " Фердинанд и Констанция" (1785), поэм в стиле предромантизма. Отстаивал принципы сентиментализма (лит.-теоретич. и эстетич. соч. " Письма о различных предметах", 1784-93, и др.).

Лит.: Bruggeneate H. G. ten, Mr. R. Feith, Wageningen, 1911; Brandt

Corstius J. C., Rhijnvis Feith als overgangsfi-guur, " Nieuwe Taalgids", 1957, biz. 241 - 47.

ФЕЙТ (Fijt, Fyt) Ян (крещён 15.3.1611, Антверпен, -11.9.1661, там же), фламандский живописец. Учился у Ф. Снейдерса. Между 1631 и 1641 путешествовал (в частности, был в Париже и Риме). Писал гл. обр. натюрморты и картины с изображением животных (человеч. фигуры на полотнах Ф. исполняли обычно Э. Квеллинус и др. художники). Произв. Ф. отличаются декоративной эффектностью композиций, тонкостью живописной передачи оперения птиц, шерсти животных, поверхности плодов и т. д., изысканностью серебристого колорита.

Лит.: Либман Д. С., Картины Яна Фейта и мастеров его круга в- ГМИИ им. А. С. Пушкина, в сб.: Сообщения Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в. 5, М., 1975.

ФЕЙХОА (исп. Feijoa), акка (Асса), род кустарниковых вечнозелёных растений сем. миртовых. Известно 3 вида в субтропич. р-нах Юж. Америки, из них в культуре 1 вид - Ф. Селлова (F. sellowiana), в Европе - с кон. 19 в. Возделывается во многих странах с субтропич. климатом; в СССР - в Зап. Грузии, р-не Сочи, на Юж. берегу Крыма. Кустарник выс. до 3 л с раскидистой густой кроной. Листья супротивные, цель ные, короткоэллиптич., снизу серебристо-опушённые, с ароматич. желёзками. Цветки пазушные, одиночные, парные или в соцветиях, обоеполые, с пунцовыми или розовыми тычинками. Цветение начинается в мае и продолжается ок. 2 мес. Плоды - тёмно-зелёные ягоды дл. 4-7 см, шир. 3-5 см, с восковым налётом; мякоть плотная, сочная, кисло-сладкая, с запахом земляники и ананаса; созревают в октябре - ноябре. В плодах (в %): 5, 12-10, 46 Сахаров, 1, 5-3, 6 яблочной к-ты, ок. 2, 5 пектина, 2, 06- 3, 9 мг иода в 1 кг. Плоды используют в свежем и переработанном (варенье, вино и др.) виде; хранятся не более месяца. Взрослые растения выдерживают темп-ру до -12 0С, устойчивы против засухи, не выносят избытка извести и влаги в почве. В СССР выведены урожайные высококачеств. сорта: № 89-ВИР, Никитский ароматный, Крымский ранний и др. Ф. размножается семенами, черенками, прививкой; начинает плодоносить на 4-5-й год. Урожайность ок. 10 m с 1 га. Ф. Селлова применяется для озеленения парков.

Лит.: Екимов В. П., Субтропическое плодоводство, М., 1955; Жуковский

П. М., Культурные растения и их сородичи, 3 изд., Л., 1971. А. Д. Александров.

ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger) Лион (7.7.1884, Мюнхен, -21.12.Г958, Лос-Анджелес, США), немецкий писатель. Получил филологич. образование в Мюнхене и Берлине; доктор философии (1907). Занимался журналистикой, театр. критикой. Антивоен. позиция Ф. в 1914- 1918 выразилась в стихах, обработках " Персов" по Эсхилу (1917), " Мира" по Аристофану (1918), в пьесах " Военнопленные" (1919) и др. Эмигрировав из Германии (1933), жил во Франции, участвовал в междунар. движении в защиту культуры, редактировал совм. с В. Бределем и Б. Брехтом издававшийся в Москве в 1936-39 журн. " Ворт" (" Das Wort"), Посетив СССР, написал кн. " Москва 1937" (1937, рус. пер. 1937). В 1940 был интернирован во Франции, застигнут нем. войсками и с трудом спасся. Последние годы жизни провёл в США. Осн. проблематика творчества Ф.- альтернатива действия и филос. созерцания, - впервые обозначившись в " драматическом романе" " Томас Вендт" (1920), была продолжена в ист. романах " Еврей Зюсс" (1920-22, опубл. 1925, рус. пер. 1929) и " Безобразная герцогиня" (1923, рус. пер. 1935). В 1930 появился роман " Успех" (рус. пер. 1935), составивший 1-ю часть трилогии " Зал ожидания"; др. романы -" Семья Оппенгейм" (1933, рус. пер. 1935; в позднейших изд.- " Семья Опперман") и " Изгнание" (1939, рус. пер. 1939). По глубине социального анализа " Успех" - выдающееся реали-стич. произв., разоблачавшее гитлеризм уже в его ранних проявлениях. Изобразив в " Семье Оппенгейм" крах бурж. гуманизма, в романе " Изгнание" Ф. критически пересматривает свою принципиальную обособленность от политич. борьбы, показывая осознанную тягу лучшей части нем. эмиграции к новой, социально преображённой жизни на родине. Центр. проблема ист. романов Ф. 30-х гг.- проблема личности, к-рая, воплощая в себе гуманистич. духовные ценности, находится в определённом отношении к народу и социальной практике (трилогия об Иосифе Флавии - " Иудейская война", 1932, рус. пер. 1937; " Сыновья", 1935, рус. пер. 1937; " Настанет день", 1942). Историч. романам Ф. присущ остроактуальный подтекст (" Лже-Нерон", 1936, рус. пер. 1937). Подлинные историч. лица и события накануне фаш. переворота в романе " Братья Лаутензак" (1943) придают социально-политич. анализу происходящего большую конкретность и глубину. Роман " Симона" (1944) рассказывает о юной героине франц. Сопротивления. Обогащённый ист. опытом победоносной антифаш. войны и со-циалистич. преобразований в ряде европ. стран, Ф. в принципе приемлет и путь, к-рым эта победа была достигнута, - ре-волюц. активность нар. масс. Эти идеи нашли выражение в произв. Ф., тематически связанных с Великой франц. революцией: в романах " Лисы в винограднике" (1947, рус. пер. 1959), " Гойя, или Тяжкий путь познания" (1952, рус. пер. 1955), " Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо" (1952, рус. пер. 1956) и пьесе " Вдова Капет" (1956).

Ф. создал новый тип ист. двупланового романа (в известной степени рационали-стич.). Мн. произв. Ф. экранизированы. Нац. премия ГДР (1953).

Соч.: GesammelteWerke in Einzelausgaben, Bd 1 - 10, 12 - 14, В., 1959 - 64; в рус. пер.- Собр. соч., вступ. ст. Б. Сучкова, т. 1 - 12, М., 1963 - 68.

Лит.: Фрадкин И. М.. Пафос истории, творимой народом, в его кн.: Литература новой Германии, М., 1961; Рачинская Н. Н., Лион Фейхтвангер, М., 1965; Сучков Б., Лики времени, т. 1, М., 1976; Leuро1d Н., Lion Feuchtwanger, Lpz., 1967; Николаева Т. С., Разум против варварства, Саратов, 1972. И.М.Фрадкин.

ФЕКАЛИИ (от лат. faex, род. п. faecis - отбросы), фекальные удобрения, органические удобрения, состоящие из мочи и кала человека. Содержат примерно 7% сухих в-в, в т. ч. 1, 1% N, 0, 26% Р2О5, 0, 22% К2О. Входят в состав бытовых сточных вод. Ф. применяют в качестве основного удобрения (в виде пудрета, получаемого обработкой Ф. хлором и сушкой) под кормовые культуры, коноплю, картофель (запрещено использовать под ягодные и овощные культуры), для приготовления компостов.

ФЕКЕТЕ (Fekete) Лайош (Людвиг) (22.10.1891-16.5.1969), венгерский тур-колог, специалист в области тур. истории, палеографии, дипломатики и археологии, действит. чл. Венг. АН (1946). Проф. Будапештского ун-та (с 1940). Изучая архивы Турции и Венгрии, Ф. одним из первых составил методику чтения и классификации тур. архивных документов. Его труды стали классич. руководством по тур. палеографии как в Европе, так и в Турции. Пр. им. Кошута.

Соч.: Einfuhrung in die osmanisch-turki-sche Diplomatik der turkischen Botmassigkeit in Ungarn, Bdpst, 1926; Uber Archivalien und Archivwesen in der Turkei, " Acta orientalia hungarica", 1953, t. 3, fiiz. 3; в рус. пер. - Торговля в Буде в период турецкого господства во второй пол. XVI в., в сб.: Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы, т. 1, М., 1964.

ФЕЛЕО (Feleo) Хуан (1.5.1896, Санта-Роса, пров. Нуэва-Эсиха, -24.8.1946), деятель рабочего и крест. движения на Филиппинах. Учитель. В 1917 основал Союз арендаторов в пров. Нуэва-Эсиха. В 1922-24 зам. пред. Нац. конфедерации издольщиков и с.-х. рабочих, в 1924-. 1931 зам. пред. Нац. конфедерации крестьян, в 1945-46 зам. пред. Нац. крест. союза. Ф.- один из основателей компартии Филиппин (1930), бессменный чл. Политбюро её ЦК. Во время 2-й мировой войны 1939-45 боролся против япон. оккупантов в рядах Хукбалахап, в 1945 был губернатором пров. Нуэва-Эсиха. В 1945-46 входил в Исполком Демократии, альянса как представитель Нац. крест. союза. Убит наёмниками помещичьей реакции.

Лит.: Жизнь, отданная борьбе, 2 изд., М., 1966, с. 533-40.

ФЕЛИБРЫ (прованс. felibres, происхождение и первонач. значение слова неизв.), представители литературного движения, ставившего своей целью возрождение и развитие литературы на прованс. языке. Движение возникло и развивалось в юж. областях Франции под влиянием лит. и ист. романтизма. В 1854 во главе с Ж. Руманилем и Ф. Мистралем учредилось общество поэтов-Ф., к-рое в 1876 приняло особый устав; оно проводило лит. конкурсы и конгрессы, выпускало периодич. издания. Смысл своей деятельности Ф. видели в защите прованс. культуры и лит-ры, к-рая представлялась им преемницей поэзии трубадуров. Осн. ист. заслуга Ф.- в создании лит. нормы провансальского языка. Признание, к-рое получило творчество отд. Ф. (прежде всего Мистраля, Т. Обанеля), ввело ново-прованс. лит-ру в европ. культурный обиход, заложив основу, на к-рой развивается совр. провансальская литература. Лит.: Драгоманов М., Новокельтское и провансальское движение во Франции, " Вестник Европы", 1875, кн. 8-9; Lafont R., AnatoleCh., Nouvelle histoire de la litterature occitane, t. 2, P., 1970.

H. В. Котрелев.

ФЕЛИНГ (Fehling) Герман (9.6.1812, Любек, -1.7.1885, Штутгарт), немецкий химик-органик и технолог. В 1837 окончил Гейдельбергский ун-т и работал в лаборатории Ю. Либиха в Гисене. С 1839 проф. высшей технич. школы в Штутгарте. Ф. изучал многоосновные органич. кислоты, получил паральдегид (1838), бензонитрил и сукцинимид (1844). В 1850 предложил реактив (см. Фелинга реактив) для определения простых Сахаров (моносахаридов). В области технич. химии занимался изучением минеральных вод, дубильных веществ, процессов хлебопечения и др. Ф. участвовал в обработке ряда разделов книги Г. Кольбе " Учебник органической химии" (3тт., 1854-77), был редактором (с 1871) известного руководства " Новый настольный химический словарь".

ФЕЛИНГА РЕАКТИВ, Фелингова жидкость, смесь равных объёмов 7%-ного раствора сульфата меди и 34, 6%-ного раствора сегнетовой соли в 10%-ном растворе едкого натра. Применяется для качественного и количественного определения альдегидов жирного ряда и в особенности моносахаридов. Действие Ф. р. основано на восстановлении иона двухвалентной меди до одновалентной за счёт окисления альдегидных групп исследуемых соединений. При этом на холоде выпадает оранжево-жёлтый осадок гидрата закиси меди СиОН, а при нагревании - красный осадок закиси меди СиО. Предложен в 1850 нем. химиком Г. Фелингом.

ФЕЛИПЕ, Фелипе Камино Галисия (Felipe Camino Galicia) Леон (11.4.1884, Табара, пров. Самора, - дек. 1968, Мехико), испанский поэт. В сб. " Стихи и молитвы путника" (ч. 1-2, 1920-30) ощущалось влияние символизма. Ненавистью к социальной несправедливости пронизаны сб-ки " Знак отличия" (1938), " Испанец исхода и плача" (1939), " Великая ответственность" (1940), " Завоюешь свет" (1953). В кн. " О, эта старая разбитая скрипка" (1965) гражд. пафос и непримиримость к фашизму сочетаются с мотивами трагич. одиночества.

Соч.: Obras completes, В. Aires, 1963; Antologia у homenaje, Мех., 1967; в рус.пер. - [Стихи], в сб.: Современная испанская поэзия, М., 1963; [Стихи], " Иностранная литература", 1964, № 12; [Стихи], там же, 1971, № 2.

Лит.: Rius L., Leon Felipe, poeta de barro, Мех., [1968].

ФЕЛЛАХИ (араб. фаллах - крестьянин, земледелец, от фалаха - обрабатывать землю, пахать), в араб. странах сельское оседлое (в отличие от бедуинов- кочевников) население, занятое земледелием.

ФЕЛЛЕМА (от греч. phellos - пробковое дерево, пробка), вторичная покровная ткань растений, составляющая наружную часть перидермы; то же, что пробка.

ФЕЛЛЕР (Feller) Уильям (Вильям) (7.7. 1906, Загреб, - 14. 1. 1970, Нью-Йорк), американский математик, чл. Национальной АН США. Окончил Загребский ун-т (1925). Доктор философии Гёттингенского ун-та (1926). С 1950 проф. Прин-стонского ун-та (США). Осн. науч. труды относятся к теории вероятностей и её приложениям (в генетике, физике, экономике). Получил ряд первостепенных результатов в области предельных теорем теории вероятностей и теории диффузных случайных процессов. Автор получившего мировое признание учебника по теории вероятностей.

Соч. в рус. пер.: Введение в теорию вероятностей и её приложения, 2 изд., т. 1-2, М., 1967.

Лит.: Сramеr H., William Feller, " Revue de 1'Institut international de statistique", 1970, v. 38, №3, p. 435-36.

ФЕЛЛИНИ (Fellini) Федерико (р. 20.1. 1920, Римини), итальянский кинорежиссёр и сценарист. В кино с 1942, вначале как автор сюжетов и сценариев; участвовал в создании неореалистич. фильма " Рим - открытый город" (1945) и др. Первые режиссёрские работы (автор либретто и соавтор сценария)-" Белый шейх" (1952), " Маменькины сынки" (1953). Картина " Дорога" (1954, в сов. прокате " Они бродили по дорогам") принесла Ф. и исполнительнице гл. роли Дж. Мазине мировую известность. Этот фильм-притча, где особенно ярко прозвучала характерная для режиссёра тема разобщённости людей в бурж. обществе.

" Ночи Кабирии" (1956) и последующие картины Ф. обладают большой силой эмоционального воздействия, отражают контрасты совр. западного мира, глубоко и тонко раскрывают сущность человеческой психологии. Одновременно в ряде его фильмов подчас прорываются иррациональные, религиозные мотивы, ноты всепрощения. Иногда их формы условно усложнены, преобладает абстрактный подход к действительности. Наиболее социально заострён фильм " Сладкая жизнь" (1959). Среди работ: " Восемь с половиной" (1962, Гл. пр. 3-го Между-нар. кинофестиваля в Москве), " Джульетта и духи" (1965), экранизация романа Петрония " Сатирикон" (1969), " Клоуны" (1970, телефильм), " Рим" (1972). В 1974 Ф. по повести, созданной совместно с Т. Гуэрра, поставил фильм " Амаркорд" (" Я вспоминаю"), в к-ром особенно проявились автобиографич. мотивы, вообще присущие творчеству режиссёра. Впервые его картина носит такую чёткую политич. окраску - средствами сатиры беспощадно разоблачает итал. фашизм, его жестокость, демагогич. пропаганду. Работы Ф. удостоены премий многих междунар. фестивалей. Портрет стр. 269.

Соч.: Амаркорд, [пер. с итал.], " Искусство кино", 1976, № 3-4 (совм. с Т. Гуэрра).

Лит.: Федерико Феллини. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания, [пер. с итал., М., 1968]. Г. Д. Богемский.

ФЕЛЛОГЕН (от греч. phellos - пробка и ...ген), п р обковый камбий, вторичная образовательная ткань растений, состоящая из вакуолизированных тонкостенных паренхимных клеток. Делясь тангентальными (параллельными поверхности органа) перегородками, клетки Ф. наружу откладывают клетки пробки, внутрь - клетки феллодермы. Ф. и его производные составляют перидерму. В стеблях ивы, яблони Ф. закладывается в эпидермисе, у бузины, ясеня- в субэпидермальном слое, у смородины и лиственницы - в первичной коре, у винограда-в центр. цилиндре; в корнях хвойных и двудольных - в сохраняющих способность к делению клетках пе-рицикла, расположенного вокруг проводящих тканей. Глубокое заложение Ф. во вторичной флоэме древесных растений и развитие внутренних перидерм - причина образования корки.

ФЕЛЛОДЕРМА (от греч. phellos - пробка и derma - кожа), внутренний слой перидермы растений, возникающий вследствие деления клеток феллогена в тангентальном (параллельном поверхности органа) направлении. По форме клетки Ф. напоминают клетки феллогена, по строению оболочек и содержимому они сходны с паренхимными клетками первичной коры или лубяной паренхимы, но в отличие от них всегда располагаются радиальными рядами. В корнях со вторичным утолщением (напр., у сосны) Ф. часто разрастается, превращаясь в запасающую ткань.

ФЕЛЛОИД (от греч. phellos - пробка и eidos - вид), пробковидные клетки, слои клеток в пробковой ткани растений, оболочки к-рых в той или иной степени одревесневают, но не пропитываются суберином. Внешне сходны с клетками пробки; присутствие Ф. можно обнаружить по фиолетовому окрашиванию после кипячения среза в смеси крепкой азотной к-ты с бертоллетовой солью и последующей обработки хлор-цинкиодом (пробка цвета не изменяет).

ФЕЛНЕР (Fellner) Уильям (р. 31.5. 1905, Будапешт), американский экономист. Получил образование в ун-тах Будапешта, Берлина, в Технологич. ин-те в Цюрихе. Преподаватель и проф. экономики Калифорнийского ун-та (1939-52), проф. Йельского ун-та (с 1952). Был эко-номич. консультантом ряда правительств. учреждений.

Работы в области теории ден. обращения, монополистич. конкуренции, эконо-мич. роста. Применяя положения теории игр к анализу поведения нескольких монополистов на рынке, считал, что ценообразование монополий диктуется стремлением к максимизации совокупной отраслевой прибыли, а затем корректируется конкуренцией. Исследуя структуру монополистич. рынка в отрыве от важнейших факторов (производств., социальных, финанс. и пр.), Ф. тем самым снимал проблему обострения противоречий совр. капитализма. Полагал, что экономич. рост зависит от явлений чисто психологич. характера - совпадения ожидания доходов с планами инвестиционной деятельности предпринимателей, связывал его с эффективным контролем ден. обращения. Концепция Ф. объективно направлена на апологию капитализма.

Кадр из фильма " Восемь с половиной", 1962. Реж. Ф. Феллини.

Со ч.: Atreatise on war inflation, Los Ang., 1942; Monetary policies and full employment, Hamden, 1966; Competition among the few, N. Y., 1949; Trends and cycles in economic activity, L., [1956]; Emergence and content of modern economic analysis, N. Y., 1960; Fiscal and debt management policies, N. Y., [1963] (соавтор); Probability and profit, Homewood (III.), 1965. Г. Г. Абрамишвили.

ФЕЛПС (Phelps) Антони (p. 1928, Порто-Пренс), гаитянский поэт. Пишет на франц. яз. Образование получил в Канаде и США. Первые сб-ки Ф. " Лето" (1960), " Присутствие" (1961), " Сияние тишины" (1962) отмечены интеллектуализмом и нек-рой камерностью. Позднее Ф., как и другие передовые поэты Гаити, выразил возмущение прогрессивных сил против террора диктатора Дювалъе, В 1964, после недолгого тюремного заключения, эмигрировал в Канаду. Монреалю посв. поэма " Четыре стороны света" (1964). В сб. " Ты, страна моя" (1968) Ф. создал трагич. и лирич. образ прекрасной страны, задавленной нищетой, но хранящей память о героич. прошлом и надежду на освобождение. Свободный стих Ф. сложен, ритмически многообразен. Автор пьес и романа о совр. Гаити " Минус бесконечность" (1973, рус. пер. 1975).

Соч. в рус. пер.: [Стихи], " Иностранная литература", 1963, № 3; [Две поэмы и стихи], в сб.: Взорванное молчание. Современная поэзия Гаити, [послесл. Е. Гальпериной, М., 1968].

Лит.: Ваксмахер М., Начинается время надежды, " Иностранная литература", 1969, № 11; Гальперина Е., Минус бесконечность - трагедия Гаити, " Иностранная литература", 1974, № 1. Е. Л. Гальперина.

ФЕЛПС (Phelps) Сэмюэл (13.2.1804, Девонпорт, - 6.11.1878, Куперсейл), английский актёр и режиссёр. В 1837 впервые выступил в театре " Хеймаркет" (Лондон), где позднее исполнял заглавные роли в пьесах У. Шекспира -" Венецианский купец", " Гамлет", " Отелло", " Ричард III", " Король Лир", выступал в комедиях этого драматурга - Фальстаф (" Виндзорские проказницы"), Мальво-лио (" Двенадцатая ночь") и др. Игра Ф. отличалась простотой, естественностью, мастерством перевоплощения. В 1844-62 руководил театром " Сэдлерс-Уэллс". Поставил почти все пьесы Шекспира. Ф. был одним из крупнейших англ. режиссёров 19 в. Его творчество имело большое значение для формирования реалистич. принципов в англ. режиссёрском иск-ве, утверждало воспитательную роль театра. Ф. опубликовал под своей редакцией 2-томное издание пьес Шекспира (1852-54).

Лит.: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 3, М., 1963; Phelps W. М., Forbes-Robertsоn J.,

Life and work of Samuel Phelps, L., 1886; Sprague A. C., Shakespeare and the actors, Cambr. (Mass.), 1945. Ф. М. Крымко.

ФЕЛЬГЕНА РЕАКЦИЯ, способ гисто-химич. выявления дезоксирибонуклеиновой к-ты (ДНК) в клетках животных и растит. организмов, а также у бактерий. Ф. р. предложена в 1924 нем. химиком Р. Фёльгеном (R. Feulgen). Состоит из двух этапов. Сначала проводят кислотный гидролиз (обычно 8-12 мин), в результате к-рого отщепляются азотистые основания и образуются альдегидные группы. Затем препараты помещают в светло-жёлтый реактив Шиффа (фук-синсернистая к-та), связывающий эти группы. По образующемуся при таком взаимодействии красно-фиолетовому продукту реакции судят о наличии ДНК. Ф. р. возможна после применения любого фиксатора (кроме жидкости Буэна, содержащей пикриновую к-ту). Ф. р. используют для количеств. определения ДНК (см. Цитофотометрия). Имеются разные модификации Ф. р. для выявления локализации и структуры ДНК на электронно-микроскопич. уровне.

ФЕЛЬДМАРШАЛ (нем. Feldmarschall), высшее воинское звание в сухопутных войсках нек-рых гос-в. См. Генерал-фельдмаршал.

ФЕЛЬДСВЯЗЬ, фельдъегерская связь, один из способов связи, заключающийся в пересылке важных, преим. секретных, документов через спец. воен. курьеров (фельдъегерей). Ф. сначала была введена в армиях (в России с кон. 18 в.), а затем стала применяться и в гражд. органах управления.

ФЕЛЬДФЕБЕЛЬ (нем. Feldwebel), в русской и нек-рых иностр. армиях звание старшего из унтер-офицеров (кроме кавалерии), являвшегося непосредственным пом. командира роты (батареи) по адм. и хоз. вопросам и его заместителем в отсутствие офицеров.

ФЕЛЬДШЕР [нем. Feldscher, от Feldscherer, первонач.- полевой цирюльник, хирург, от Feld - поле (боя) и Sche-rer - цирюльник], медицинский работник со средним образованием. В СССР в гор. и районных лечебно-профилактич. учреждениях Ф.- помощник врача и работает под его руководством. В сел. местности (на фельдшерско-акушерском пункте) Ф. самостоятельно оказывает мед. доврачебную (стационарную и амбулаторную) помощь, ведёт профилактич. и сан.-противоэпидемич. работу. Подготовка Ф. проводится в мед. уч-щах.

" ФЕЛЬДШЕР И АКУШЕРКА", ежемесячный научно-практич. мед. журнал; орган Мин-ва здравоохранения СССР и Мин-ва здравоохранения РСФСР. Издаётся с 1936. Предназначен для повышения квалификации фельдшеров и акушерок, преим. самостоятельно работающих в сел. местности. Тираж (1976) св. 280 тыс. экз.

ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИЙ ПУНКТ, мед. учреждение, являющееся первичным (доврачебным) звеном здравоохранения в сел. местности. Входит в состав сел. врачебного участка и осуществляет под руководством сел. участковой больницы лечебно-профилактич. и сан.-противоэпидемич. мероприятия на определённой территории. В штат входят фельдшер (заведующий), акушерка и санитарка. Ф.-а. п. находится на бюджете сельсовета.

ФЕЛЬДШПАТИДЫ (от нем. Feldspat - полевой шпат и греч. eidos - вид), группа щелочных породообразующих минералов (алюмосиликатов), недосыщенных по сравнению с полевыми шпатами кремнекислотой. Для Ф. характерно вхождение в структуру добавочных анионов (С1-, СО32-, SО42-, S2-, иногда Н2О). В щелочных и нек-рых основных горных породах играют роль заместителей полевых шпатов. Гл. минералы: нефелин, лейцит, содалит, нозеан, гаюин, канкри-нит, анальцим и др.

ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ (нем. Feldjager), военный или правительственный курьер для доставки важных, преим. секретных, документов.

ФЕЛЬЕТОН (франц. feuilleton, от feuil1е - лист, листок), жанр художественно-публицистической литературы; ему присуще критическое, нередко комическое, в т. ч. сатирическое, начало. Общие приметы - актуальность и подвижность предмета сообщения или рассуждения, видимая " бесплановость", лёгкость, непринуждённость композиции, пародийное использование художеств. и внехудожеств. жанров и стилей. Своеобразие Ф. связано преим. с тем, что он относится к " смешанному" художеств.-публицистич. жанру по методам обработки фактов и по отношению к факту, по целям. Контуры жанра, его содержание и функции исторически изменчивы.

Рождение Ф. относят к 28 янв. 1800, когда в парижскую газ. " Журналь де деба" (" Journal des Debats") был впервые вложен дополнит. листок (feuilleton), в к-ром стали печататься объявления, театр. и муз. рецензии, сообщения о модах, шарады, словом, не политич., не офиц. материалы. Точнее, это было рождение рубрики, а не жанра. С увеличением формата газеты Ф. стали называть её " подвал". Под рубрикой Ф. печатались даже романы (" Парижские тайны" Э. Сю, " Три мушкетёра" А. Дюма), давшие начало " роману-фельетону", ориентированному на вкусы массового читателя. Материалы под рубрикой Ф. нарушали офиц. серьёзность, шаблонность и абстрактность казённого стиля, хотя нередко тяготели к развлекат. нравоописательности.

Истоки Ф., пронизанного социальными и политич. мотивами, относятся к журналистике Великой франц. революции (памфлеты, статьи К. Демулена, Лустало, Ж. П. Марата). Развитие жанра политич. Ф. на Западе в 19 в. связано с именами Л. Берне, Г. Гейне, В. А. Рошфора, Г. Веерта, Ф. Фрейлшрата.

В России само звание фельетониста долго имело уничижит. оттенок, воспринималось как синоним нечистоплотного газетного подёнщика. Рубрика Ф. " русифицировалась" в 20-е гг. 19 в. в газ. " Северная пчела" Ф. В. Булгарина, Ф. к-рого свойственны охранит. и полицейские тенденции, педантичная нравоучительность. Фельетоны Барона Брамбеуса (О. И. Сенковского) в журн. " Библиотека для чтения" высмеивали бездарность и пошлость в лит-ре; вместе с тем нередко им были присущи художеств. консерватизм и беспринципность.

Лучшие образцы фельетонной лит-ры 1-й пол. 19 в. представлены сатирически заострёнными лит.-критич. статьями А. А. Бестужева и блестящими, безупречного вкуса и слога статьями А. С. Пушкина (под псевд. Феофилакт Косичкин).

В сер. 19 в. этапным явлением в развитии жанра стали Ф. писателей натуральной школы, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова, И. И. Панаева, М. Е. Салтыкова-Щедрина (воспринявших опыт сатирич. журналов кон. 18 в. Н. И. Новикова и И. А. Крылова); питаясь фактами из лит-ры и периодики, они вели к глубоким социально-политич. обобщениям, в то же время разоблачая конкретных виновников злоупотреблений и преступлений. Политич. Ф. стал одним из ведущих жанров в демократич. изд. 2-й пол. 19 в. (" Искра", " Гудок", " Будильник"), где печатались Д. Д. Минаев, Н. С. Курочкин, Г. И. Успенский и др. На развитие стиля рус. Ф. повлияло творчество Салтыкова-Щедрина и А. И. Герцена (заметки, памфлеты в ч Колоколе"). В традициях революцион-но-демократич. журналистики вёл поли-тич. Ф. в 1895-96 на страницах " Самарской газеты" М. Горький (под псевд. Иегудиил Хламида). Политич. остротой и идейной чёткостью отмечены Ф. критиков-марксистов В. В. Воровского и М. С. Ольминского (1900-10-е гг.).

Видные фельетонисты кон. 19 - нач. 20 вв.- А. А. Яблоновский, А. Р. Кугель, А. В. Амфитеатров и особенно В. М. Дорошевич, придававший Ф., близкому к юмористич. рассказу, актуальное публицистич. звучание. Существенно для развития рус. Ф. творчество сотрудников " Сатирикона" и " Нового Сатирикона" - А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, Саши Чёрного. В " Новом Сатириконе" были напечатаны фельетонные стихи В. В. Маяковского (чГимн судье", " Гимн взятке" и др.), к-рый вместе с Д. Бедным сыграл важную роль в становлении сов. Ф.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.