Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Исторический очерк. ФРГ возникла в границах оккупационных зон США, Великобритании и Франции в Германии






ФРГ возникла в границах оккупационных зон США, Великобритании и Франции в Германии. Её создание было подготовлено политикой раскола Германии и саботажа решений Потсдамской конференции 1945, проводившейся после окончания 2-й мировой войны 1939-45 зап. державами при поддержке монопо-листич. кругов зап.-герм. буржуазии.

Решение о создании сепаратного зап.-герм. гос-ва было принято на проходившем в февр.- марте и апр.- июне 1948 Лондонском совещании 6 зап. держав (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). 20 июня 1948 в Зап. Германии была проведена сепаратная ден. реформа. 1 июля 1948 воен. губернаторы США, Великобритании и Франции дали указание премьер-министрам зап.-герм. земель приступить к подготовке созыва Учредит. собрания и выработке конституции будущей ФРГ. В авг. 1948 особая группа экспертов разработала проект Осн. закона, к-рый был передан на обсуждение 65 представителей западногерм. земель (Парламентский совет). Совет в мае 1949 принял конституцию зап.-герм. гос-ва, к-рая с нек-рыми оговорками была утверждена воен. гу-. бернаторами США, Великобритании и Франции и обнародована 23 мая 1949.

В августе 1949 в Западной Германии состоялись первые выборы в бундестаг, к-рый собрался 7 сентября в Бонне для избрания президента (совместно с представителями земель) и создания пр-ва. Первым президентом ФРГ стал Теодор Хейс [Свободная демократнч. партия (СвДП, осн. в 1948)]. Коалиц. пр-во в составе представителей Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (ХДС и ХСС, осн. в 1945), СвДП, Нем. партии (НП, осн. в 1946; в 1961 объединилась с основанным в 1949 Общегерм. блоком в Общегерм. партию) возглавил К. Аденауэр (ХДС; пр-во сформировано 20 сент.).

С образованием ФРГ была создана гос.-полит. основа для восстановления и укрепления власти герм. монополий. Были возрождены крупнейшие концерны и банки [концерны Круппа, Тиссена, Ха-ниеля, Маннесмана, Клёкнера, Хёша, " ИГ Фарбениндустри" (неск. компаний-преемниц, из них 3 - крупнейшие); " Дейче банк", " Дрезденский банк", " Коммерц-банк" (т. н. Большая тройка) и др.].

С помощью амер. дотаций и кредитов (Зап. Германия в нач. 1948 была включена в систему помощи по плану Маршалла) и мобилизации внутр. ресурсов в ФРГ началось быстрое восстановление экономики. К кон. 1949 валовой объём пром. произ-ва ФРГ приблизился к уровню 1936, а к кон. 1950 достиг довоен. уровня. Восстановление пром. произ-ва (при этом отмечалось ускоренное развитие машиностроения, приборостроения, оптики и др. отраслей промышленности) обеспечивалось за счёт крупных капиталовложений, поддержания на сравнительно низком уровне нар. потребления при одноврем. форсированном накоплении, а также большими резервами высококвалифицир. рабочей силы (в 1949 безработица достигала 10, 3% ко всему самодеят. ласелению) и незначительными в те годы прямыми расходами на воен. нужды.

В 1950 объём произ-ва в ФРГ вырос на 25, 8%, в 1951 - на 18%. С 1952 экс-лорт из ФРГ стал превышать импорт, и положит. сальдо торгового баланса неуклонно возрастало. За 1954-56 пром. произ-во увеличилось на 39%. К 1954 8 концернов владели 72% производственных мощностей всей металлургии, пром-сти ФРГ. В руках 15 монополистич. групп концентрировалось 82% зап.-герм. добычи угля. Мо-лополии " АЭГ" и " Сименс" контролировали 75% осн. капитала электротех-лич. пром-сти. В кон. 1953 на предприятиях ФРГ с числом занятых 500 и более (2, 3% от общего числа предприятий) работало 49, 2% занятых в промышленности и производилось ок. 1/2 пром. продукции страны.

Укрепляя господство монополистич. капитала, пр-во Аденауэра стремилось подавить демократич. силы. В нояб. 1951 оно возбудило суд. дело о запрещении Коммунистической партии Германии, Преследованиям подверглись многочисл. демократич. орг-ции (Союз свободной нем. молодёжи, Демократич. жен. союз, Культурбунд, К-т борцов за мир и др.). Госаппарат, из к-рого устранялись " политически неблагонадёжные" граждане, наводнялся бывшими нацистами, офицерами, чиновниками и судьями " третьего рейха". Возрождались многочисл. тграворадикальные партии и орг-ции.

В основу внешнеполитич. программы зап.-герм. правящих кругов был положен курс на пересмотр итогов 2-й мировой войны 1939-45 при опоре на тесный союз с зап. державами, прежде всего с США. Эта программа вошла в качестве органич. составной части в осн. поли-тич. документы и нормативные юридич. акты ФРГ. Осн. закон ФРГ характеризовал Федеративную республику как гос-во " переходного периода", созданное от имени " всех немцев", и предусматривал (ст. 23) присоединение остальных частей Германии. Пр-во ФРГ выступало (при поддержке зап. держав) с претензиями на юрисдикцию над всеми немцами (ст. 116), независимо от их действит. гражданства; оно не признавало существующих в Европе послевоен. границ и официально претендовало на расширение терр. ФРГ до границ бывшего " третьего рейха" на 1 янв. 1937. Тем самым ФРГ домогалась ликвидации ГДР, присоединения Берлина Западного, претендовала на терр., входящие в состав СССР и ПНР. Эту программу вместе со всеми бурж. партиями, представленными в бундестаге, по существу поддерживала также находившаяся в оппозиции Социал-демократич. партия Германии (СДПГ; как политич. партия Зап. Германии создана в 1946).

Первоначально в ФРГ продолжал сохраняться оккупац. режим, зап.-герм, гос. органы имели лишь право самоуправления под контролем союзнич. Верховной комиссии. С междунар.-правовой точки зрения ФРГ была не полностью дееспособна: она не имела собств. загранпредста-вительств, не могла быть членом междунар. орг-ции и т. п. Оккупац. власти сохраняли право вмешательства во внутр. жизнь страны, контроля над пром. произ-вом. Оккупац. режим был, однако, постепенно смягчён. По Петерсбергскому соглашению от 22 нояб. 1949 зап. державы отказывались от демонтажа военно-пром. предприятий. Нью-Йоркская конференция министров иностр. дел зап. держав в сент. 1950 сняла нек-рые ограничения для ФРГ в области судостроения, мореплавания, химии, науч. исследований. ФРГ получила право создания крупных полицейских формирований. 7 авг. 1950 ФРГ стала членом Европейского совета, а 18 апр. 1951 - членом Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В Бонне представители США, Великобритании, Франции и ФРГ подписали " Общий договор" 1952, к-рый провозгласил суверенитет ФРГ и прекращение оккупац. режима; 27 мая был подписан Парижский договор о создании " Европ. оборонит. сообщества" - воен. блока 6 гос-в, входящих в ЕОУС. Заключение этих договоров, открывавших путь к ремилитаризации ФРГ, вызвало широкую волну нар. протеста в ФРГ и за её пределами. Массовые выступления состоялись в Мюнхене, Нюрнберге, Дарм-штадте и ряде др. городов. К кон. 1952 15 млн. жителей ФРГ высказались против " Общего договора" и милитаризации страны. Выступления зап.-герм. рабочих в 1952 (в т. ч. забастовки докеров и работников гор. транспорта Гамбурга, горняков и металлургов Рура и др.) были тесно связаны с борьбой за улучшение условий жизни. В ходе этой борьбы рабочим удалось вырвать некоторые уступки у предпринимателей и пр-ва (в частности, в области социального законодательства). В мае 1953 голосами правительств. большинства " Общий договор" и Парижский договор были ратифицированы. Однако, в связи с отказом франц. Нац. собрания 30 авг. 1953 одобрить Парижский договор, в согласованную в Париже и Бонне систему были внесены коррективы и подписаны Парижские соглашения 1954, предусматривавшие вступление ФРГ в НАТО и Западноевропейский союз.

В 1954-55 массовые выступления против вовлечения ФРГ в группировки зап. держав продолжались. В этих выступлениях участвовали профсоюзы, члены СДПГ и коммунисты, представители самых различных социальных слоев. 70% забастовок в те годы проходило под лозунгами борьбы против Парижских соглашений. Осенью 1954 конференции ряда отраслевых профсоюзов, а также федеральная конференция профсоюзов высказались против ремилитаризации в любой форме. В окт. 1954 против вооружения ФРГ выступил 3-й конгресс Объединения нем. профсоюзов. На митинге во Франкфурте-на-Майне, созванном Центр. правлением СДПГ 29 янв. 1955, был принят Нем. манифест, в к-ром содержался призыв бороться против вступления ФРГ в зап. воен. блоки. Однако руководители СДПГ, выступавшие в бундестаге против Парижских соглашений, приняли решение после их ратификации бундестагом (27 февр. 1955) о прекращении сбора подписей под Нем. манифестом.

После ратификации Парижских соглашений и вступления ФРГ в НАТО (9 мая 1955) происходит быстрое возрождение воен. пром-сти, укрепление политич. и экономич. позиций ФРГ в капиталистич. Европе, широкая экспансия на внеш. рынках. На междунар. арене делается ставка на политику с позиций силы в отношении СССР и др. социалистич. гос-в. К 1961 ФРГ заняла по объёму пром. произ-ва 2-е (с нач. 1970-х гг.- 3-е, после США и Японии) место в капиталистич. мире. Активное сальдо её торг. баланса в 1963 составило 6 млрд. марок. Золотой запас ФРГ уступал среди капиталистич. стран только США и превышал 7 млрд. долл. С 1957 по 1966 прямые капиталовложения ФРГ в Лат. Америке возросли с 514 до 1615 млн. марок, в Африке - с 93 до 565 млн. марок, в Азии - с 76 до 314 млн. марок. Одновременно росли иностр. капиталовложения в экономику ФРГ, прежде всего капиталовложения США, составлявшие в 1967 ок. 34% всех иностр. капиталовложений (Нидерланды - 17%, Швеция - 16%, Великобритания - 10%, Франция - 7%). Опираясь на свою экономич. мощь, ФРГ приобретала доминирующее положение среди европейских союзников США, в частности в основанных в 1957-58 Европейском экономическом сообществе и Европейском сообществе по атомной энергии, использовала идею " европ. интеграции" для проведения реваншистской внешнеполитич. программы.

7 июля 1956 бундестаг, вопреки оппозиции СДПГ, проф. и молодёжных орг-ции, принял закон о всеобщей воинской повинности. К кон. 1966 регулярная армия ФРГ составляла ок. 468 тыс. чел. Всё большую роль стала играть ФРГ в системе НАТО. Её генералы и офицеры заняли ряд ключевых постов в командных инстанциях этого союза. Широко развёртывалось воен. произ-во. К 1967 воен. пром-сть ФРГ обеспечивала примерно 65% потребности бундесвера в воен. технике. Зап. державы ослабляли ограничения на произ-во воен. техники в ФРГ, к-рые были предусмотрены Парижскими соглашениями (в 1958 разрешено произ-во противотанк. ракет, в 1959 пересмотрены ограничения на тоннаж воен. судов и т. д.). По соглашению Хассель-Макна-мара (1964) США обязались продавать ФРГ амер. вооружение на сумму 675 млн. долл. в год, а также передавать информацию по вопросам использования атомного оружия. 25 марта 1958 бундестаг принял решение о вооружении бундесвера ракетно-ядерным оружием. Пытаясь его приобрести, пр-во ФРГ стало настойчиво выступать за создание т. н. многосторонних или европ. ядерных сил. Одновременно в ФРГ были развёрнуты работы по созданию собственной атомной пром-сти.

Во 2-й пол. 50-х гг. в ФРГ обострилась классовая борьба в связи с ростом цен и налогов, снижением темпов прироста пром. произ-ва в ряде отраслей (угольная, металлургии., судостроит.). В февр.- марте 1958 прошли длит. массовые забастовки в Ниж. Саксонии, Бремене, Гессене. Широкое стачечное движение охватило Рур. В стране развернулось движение " против атомной смерти", вызванное курсом на оснащение бундесвера атомным оружием.

Правящие круги отвечали на эти выступления новыми репрессиями. Только в 1951-58 в ФРГ была запрещена деятельность св. 200 демократич. орг-ций, в 1956 запрещена КПГ. В 1958 пр-во приступило к разработке " чрезвычайных законов", призванных обеспечить в случае необходимости установление режима диктатуры и отмену бурж.-демократич. свобод. Происходила активизация правора-дик., националистич. сил; в нояб. 1964 была основана неонацистская Национал-демократич. партия, добившаяся в 1966- 1968 избрания своих представителей в ландтаги Гессена и Баварии, Ниж. Саксонии, Баден-Вюртемберга, Рейнланд-Пфа-льца, Шлезвиг-Гольштейна, Бремена (в результате последующих выборов партия повсеместно лишилась своих мандатов).

В СДПГ, несмотря на ряд выступлений за нормализацию отношений с социали-стич. странами (7-й съезд, июль 1956), против оснащения бундесвера ядерным оружием, за безатомную зону в Европе и европ. безопасность (8-й съезд, май 1958), за признание существования ГДР и переговоры с ней (т. н. " План СДПГ по герм. вопросу", март 1959), получила преобладание линия на сотрудничество с ХДС/ХСС. Утверждению этой линии сопутствовала идейная эволюция партии в сторону окончат. разрыва с марксизмом, к-рая нашла своё концентрированное выражение в " Принципиальной программе СДПГ", принятой 15 нояб. 1959 на чрезвычайном съезде партии в Бад-Годес-берге.

В сент. 1955 по предложению Сов. пр-ва были установлены дипломатич. отношения между СССР и ФРГ (с этой целью в Москву приезжала правительств. делегация ФРГ во главе с канцлером Аденауэром). Однако подлинная нормализация отношений не могла быть достигнута в связи с нежеланием руководства ФРГ отказаться от курса на непризнание итогов 2-й мировой войны и европ. реальностей. Пр-во ФРГ отвергло все предложения о нормализации отношений с ГДР, активно пыталось мешать социалистич. строительству и ущемлять права ГДР на междунар. арене. В кон. 1955 оно провозгласило т. н. " доктрину Хальштейна", согласно к-рой признание ГДР другими гос-вами рассматривалось как " недружественный акт" в отношении ФРГ. В 1957, следуя этой доктрине, оно разорвало дипломатич. отношения с Югославией (восстановлены в 1968), а в 1963 - с Кубой (восстановлены в 1975). ФРГ выдвигала незаконные притязания на Зап. Берлин, используя его терр. для экономич. и по-литич. диверсий против ГДР, не принимала предложений об обеспечении безопасности в Европе. Сильным ударом по планам правящих кругов ФРГ явилось установление пр-вом ГДР 13 авг. 1961 эффективного контроля на границе с Зап. Берлином. В окт. 1963 Аденауэр, бесперспективность политич. курса к-рого становилась всё более очевидной, вышел в отставку. Его сменил Л. Эрхард (ХДС).

С кон. 1965 в ФРГ стали всё более отчётливо выявляться симптомы экономич. затруднений. В 1966 экономич. рост практически прекратился, а в 1967 произошло падение произ-ва. В коалиц. пр-ве Эрхарда (ХДС/ХСС и СвДП) возникли трения, и оно распалось (окт. 1966). 1 дек. 1966 было создано пр-во " большой коалиции" (ХДС/ХСС и СДПГ) во главе с К. Г. Кизингером (ХДС); мин. иностр. дел стал пред. СДПГ В. Брандт. Реальное содержание политич. курса ФРГ оставалось, однако, неизменным, что грозило политич. изоляцией ФРГ даже в рядах собств. союзников. В сент. 1969 на выборах в бундестаг блок ХДС/ХСС потерпел поражение. В окт. был создан коалиц. кабинет (СДПГ - СвДП) во главе с В. Брандтом, провозгласивший политику " преемственности и обновления". ФРГ подписала (28 нояб. 1969) договор о нераспространении ядерного оружия и приняла предложение СССР о проведении переговоров, к-рые завершились 12 авг. 1970 подписанием в Москве Советско-западногерм. договора (см. в ст. Советского Союза - Федеративной Республики Германии соглашения). Договор зафиксировал обязательство сторон неукоснительно соблюдать терр. целостность всех гос-в в Европе, нерушимость их границ (в т. ч. зап. границы ПНР по Одеру-Нейсе, а также границы между ФРГ и ГДР). Стороны приняли на себя обязательство разрешать свои споры мирными средствами, воздерживаться от угрозы силой и её применения. В ходе переговоров была достигнута договорённость также по ряду актуальных вопросов укрепления мира в Европе (т. н. " Заявление о намерениях сторон"). Пр-во ФРГ обязалось строить свои отношения с ГДР на основе полного равноправия, уважения независимости и самостоятельности каждого гос-ва в вопросах его внутр. компетенции, заявило о готовности содействовать вступлению ГДР и ФРГ в ООН (оба гос-ва приняты в ООН в сентябре 1973). Было условлено, что вопросы, связанные с недействительностью Мюнхенского соглашения 1938, будут урегулированы между ФРГ и ЧССР в приемлемой для обеих сторон форме.

7 дек. 1970 подписан Польской Народной Республики - Федеративной Республики Германии договор 1970, важнейшее положение к-рого - признание нерушимости зап. границы Польши.

Против договоров с СССР и ПНР выступил блок ХДС/ХСС, к-рый пытался препятствовать их ратификации в бундестаге. Подписанное 3 сент. 1971 соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Зап. Берлину (см. Четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину) содействовало укреплению позиций сторонников договоров в ФРГ. Знаменат. событием в развитии отношений между СССР и ФРГ явилась встреча 16-18 сент. 1971 в Крыму Ген. секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с канцлером В. Брандтом. 17 мая 1972 бундестаг одобрил договоры ФРГ с СССР и Польшей. В авг. 1972 представители ГДР и ФРГ приступили к подготовке договора о нормализации их взаимоотношений.

Острая политич. борьба вокруг вопроса о договорах с социалистич. странами привела к тому, что СДПГ - СвДП временно утратили большинство в бундестаге. Новые (досрочные) выборы 19 нояб.

1972 принесли победу правящей коалиции (СДПГ - 45, 8% голосов, СвДП - 8, 4%). Позиции ХДС/ХСС были ослаблены, что свидетельствовало о поддержке нового политич. курса широкими слоями населения. 21 дек. 1972 в Берлине был подписан Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ, ставящий отношения этих стран на базу общепринятых норм междунар. права. 11 дек. 1973 подписан договор между Чехословакией и ФРГ, заложивший основу нормальных отношений между этими гос-вами. Важной вехой в развитии сов.-западногерм. отношений явился визит Ген. секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в ФРГ 18-22 мая 1973, в ходе к-рого были намечены новые рубежи сотрудничества, а также подписан ряд соглашений, расширяющих сферу этого сотрудничества.

Реакц. силы, группировавшиеся вокруг ХДС/ХСС, не прекращали, однако, попыток подорвать позиции коалиции, добиться возрождения в политике ФРГ прежних националистич., а по существу реваншистских установок. Они пользовались тем, что антикоммунизм и национализм продолжают отравлять сознание части населения ФРГ. Не была свободна от проявления этих тенденций и политика правящих партий. В июле 1973 федеральный конституц. суд по жалобе баварского зем. пр-ва (ХСС) принял решение о толковании договора между ГДР и ФРГ, извращающее его смысл. Это решение было пронизано стремлением оправдать претензии на восстановление " германского рейха", вмешательство во внутр. дела ГДР, включение Зап. Берлина в состав ФРГ. Пр-во ФРГ солидаризовалось с этим решением. В области внутр. политики оно продолжало (с определёнными вариациями) преследования левых элементов за политич. убеждения (используя, в частности, принятое в 1972 постановление премьер-министров земель о " запретах на профессии").

В мае 1974 канцлер В. Брандт ушёл в отставку, сохранив за собой пост пред. СДПГ. Коалиц. пр-во возглавил X. Шмидт (СДПГ), заявивший о намерении продолжать курс своего предшественника. Одновременно новое пр-во подчеркнуло своё стремление уделять первостепенное внимание развитию отношений с Западом, укреплению НАТО, ускорению т. н. европ. интеграции. При пр-ве Шмидта численность бундесвера впервые приблизилась к 500 тыс. чел. (по уровню воен. расходов на душу населения ФРГ намного превосходит все др. страны НАТО, кроме США). Кризисные явления, начавшиеся в экономике капиталистич. гос-в в 1973, охватили и ФРГ, где отмечались сокращение произ-ва и рост безработицы; однако западногерм. экономика пострадала меньше, чем экономика др. западных стран. Зап.-герм. правящие круги использовали это обстоятельство для укрепления своих позиций в НАТО и ЕЭС за счёт своих европ. союзников. В 1975-76 на долю ФРГ приходилось уже ок. 46% пром. продукции ЕЭС. ФРГ заняла 2-е после США в капиталистич. мире место по объёму внеш. торговли. Её золотовалютные резервы составили более 80 млрд. зап.-герм. марок. В окт. 1974 Шмидт посетил с офиц. визитом Сов. Союз. В результате переговоров было подтверждено, что Моск. договор останется и впредь надёжной основой улучшения отношений между двумя странами и будет последовательно претворяться в жизнь.

В нояб. 1975 состоялся первый в истории сов.-западногерм. отношений визит в СССР президента (В. Шеель) ФРГ. Разрядка междунар. напряжённости, нашедшая своё концентрированное выражение в подписании 35 гос-вами Заключит. акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, создаёт, вопреки противодействию её противников в ФРГ, благоприятные предпосылки для дальнейшего развития связей между СССР и ФРГ. В окт. 1976 ХДС/ХСС удалось несколько потеснить коалицию СДПГ-СвДП на очередных выборах в бундестаг. Однако правящая коалиция сохранила большинство, необходимое для создания пр-ва.

Лит.: Федеративная Республика Германии, М., 1975; Сидоров Н. А., Центральные государственные органы Федеративной Республики Германии, М., 1961; Ежов В. Д., Классовые бои на Рейне. Рабочее движение в Западной Германии 1945-1973, М., 1973; Иноземцев Н., Американский империализм и германский вопрос (1945-1954), М., 1954; Милюкова В. И., Дипломатия реванша, М., 1966; Империализм ФРГ, М., 1973; Герст В. К., Федеративная Республика Германии под властью Аденауэра, пер. с нем., М., 1958; Берч Г., Западная Германия - государство монополий. Бундестаг и правительство, пер. с нем., М., 1962; Grosser А., L'Allemagne de notre temps, P., 1970; Die Aus-wartige Politik der Bundesrepublik Deutrch-land, Koln, 1972; Regierung Adenauer 1949 - 1963, Wiesbaden, 1963; Bavendamm D., Bonn unter Brandt, W. -Munchen-Z., 1971; Brand t W., Der Wille zum Frieden, Fr./M., 1973; его же, Reden und Interviews, hrsg. vom Presse- und Informationsamt der Bundes-regierung, Melsungen, 1971. Ю. Ржевский.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.