Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 9 страница.






ТЮТЧЕВ Алексей Иванович [ок. 1800 - 21.1(2.2). 1856], декабрист. Сын помещика Орловской губ. В 1815 начал службу в лейб-гвардии Семёновском полку; после Семёновского полка восстания 1820 был переведён в Пензенский пех. полк. В 1825 вступил в Общество соединённых славян, был одним из деятельных его участников, сыграл видную роль в подготовке слияния общества с Южным обществом декабристов. Приговорён в 1826 к 20 годам каторги, к-рую отбывал в Чите и в Петровском Заводе. С 1835 на поселении в Минусинском округе.

ТЮТЧЕВ Николай Сергеевич [10(22 ). 8. 1856, Москва, - 31.1.1924, Ленинград], русский революционер, народник. Из дворян. Учился в Петербурге в Медико-хирургической академии (1874-77 ) и на юрид. ф-те ун-та (1877-78 ). В 1875 арестован по делу Н. И. Кибальчича. С кон. 1876 член " Земли и воли ", вёл пропаганду среди рабочих. Арестован 2 марта 1878 и выслан в Вост. Сибирь. По возвращении из ссылки (1891 ) участвовал в создании " Народного права" партии. В апр. 1894 вновь арестован и выслан в Вост. Сибирь. В 1904 примкнул к эсерам, член боевой орг-ции. В 1906-14 в эмиграции. С 1918 работал в историко-революц. архиве в Петрограде, возглавлял Комиссию по раскрытию секретных агентов охранки. Член Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, сотрудничал в журн. " К ат о рга и ссылка".

С о ч.; Статьи и воспоминания, ч. 1-2, М., 1925.

ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович [23.11(5.12 ). 1803, с. Овстуг, ныне Брянской обл., - 15(27 ). 7.1873, Царское Село, ныне г. Пушкин Ленингр. обл.], русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи; в 1819 выступил в печати с вольным переложением из Горация. В 1819-21 обучался на словесном отделении Моск. ун-та. По окончании курса зачислен на службу в Коллегию иностр. дел. Состоял при рус. дипломатич. миссиях в Мюнхене (1822-37 ) и Турине (1837-39 ). В бытность Т. за границей его стихи и переводы (в т. ч. из Г. Гейне ) появлялись в моск. журналах и альманахах. В 1836 А. С. Пушкин, восхищённый стихами Т., доставленными ему из Германии, напечатал их в " Современнике". Вернувшись в Россию (1844 ), Т. с 1848 занимал должность старшего цензора Министерства иностр. дел, а с 1858 и до конца жизни возглавлял Комитет иностр. цензуры.

Как поэт Т. сложился на рубеже 20- 30-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: " Бессонница", " Летний вечер", " Видение", " Последний катаклизм", " Как океан объемлет шар земной", " Цицерон", " Silentium! ", " Весенние воды", " Осенний вечер" и др. Проникнутая страстной, напряжённой мыслью и одновременно острым чувством трагизма жизни, лирика Т. художественно выразила сложность и противоречивость действительности. В кон. 40 - нач. 50-х гг. Т. испытал подъём поэтич. творчества; в 1854 вышел первый сборник его стихов, получивший признание современников.

В студенч. годы и в начале пребывания за границей Т. находился под влиянием свободолюбивых политич. идей. Однако с развитием революц. событий в Европе укрепляются его консервативные настроения. В 40-х гг. политич. взгляды поэта приобретают панславистскую окраску: самодержавная Россия, призванная объединить все слав. народы, мыслится им в качестве оплота против революц. Запада (политич. статья " Россия и революция", 1849, и др., стихи " Море и утёс", " Рассвет", " Пророчество" и др.). Боясь революции, Т. испытывал в то же время острый интерес к " высоким зрелищам" социальных потрясений. В самом себе поэт ощущает " страшное раздвоенье", " двойное бытие", составляющее, по его убеждению, отличит. свойство человека той эпохи (" Наш век", 1851, " О вещая душа моя! ", 1855, и др.).

Филос. взгляды Т. формировались под воздействием натурфилос. построений Ф. Шеллинга. Лирика Т. пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил. Человек обречён на " безнадёжный", " неравный" бой, " отчаянную" борьбу с жизнью, роком, самим собой. Однако фаталистич. мотивы сочетаются в поэзии Т. с мужественными нотами, славящими подвиг сильных духом натур (" Два голоса", 1850). Особое тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. Представлением о всеобщей одушевлённости природы, о тождестве явлений внеш. и внутр. мира обусловлены особенности поэтики Т. Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них нац.-рус. колоритом. Т.- наряду с Е. А. Баратынским-крупнейший представитель рус. филос. лирики 19 в. Художеств. метод Т. при всём его своеобразии отражает общее для рус. поэзии движение от романтизма к реализму.

В 50-60-х гг. создаются лучшие произв. любовной лирики Т., потрясающие психологич. правдой в раскрытии человеческих переживаний.

Проникновенный лирик-мыслитель, Т. был мастером рус. стиха, придавшим традиц. размерам необыкновенное рит-мич. разнообразие, не боявшимся необычных и в высшей степени выразительных метрич. сочетаний. Мн. стихи Т. положены на музыку (" Весенние воды" С. В. Рахманинова и др.), переведены на иностр. языки.

Жизнь и творчество Т. отражены в музейных экспозициях подмосковной усадьбы Мураново и в с. Овстуг Брянской обл.

Соч.: Стихотворения. Письма. [Вступ. ст. К. В. Пигарева], М., 1957; Стихотворения. [Вступ. ст. и подгот. текста Н. Я. Берковско-го], М.- Л., 1962; Лирика. [Изд. подготовил К. В. Пигарев], 2 изд., т. 1-2, М., 1966.

Лит.: Благой Д., Гениальный русский лирик (Ф. И. Тютчев), в его кн.: Литература и действительность, М., 1959; П и г а р е в К., Жизнь и творчество Тютчева, М., 1962; Гиппиус В. В., Ф. И. Тютчев, в его кн.: От Пушкина до Блока, М.- Л., 1966, К а-саткина В. Н., Поэтическое мировоззрение Ф. И. Тютчева, Саратов, 1969; Б у х ш т а б Б. Я., Ф. И. Тютчев, в его кн.: Русские поэты, Л., 1970; Зунделович Я. О., Этюды о лирике Тютчева, Самарканд, 1971; Озеров Л., Поэзия Тютчева, М., 1975; Чу л ков Г., Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева, М.- Л., 1933; Gregg R. A., Fedor Tiutchev. The evolution of a poet, N. Y.- L., 1965.

К. В. Пигарев.

ТЮТЮННИК Григорий Михайлович (6.5.1920, с. Шиловцы, Полтавской обл., - 29.8.1961, Львов ), украинский советский писатель. Окончил Харьковский ун-т (1946 ), работал учителем. Печатался с 1940. Автор сб. рассказов " Распаханные межи" (1951 ), повестей " Тучка солнца не закроет" (1956, рус. пер. 1959 ), " Буг шумит" (1965 ), романа " Водоворот" (кн. 1-2, 1960-62; Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1963; рус. пер. 1962 ) - о жизни укр. села в предвоен. десятилетие и борьбе народа против нем.-фаш. захватчиков в годы Великой Отечеств, войны 1941-45; сб. стихов " Журавлиные ключи" (опубл. 1963 ). Произв. Т. переведены на языки народов СССР.

Соч.: Твори, т. 1 - 2, Киев, 1970.

Лит.: Воловець Л., Григорiй Тютюн-ник, К., 1967; Семенчук I., Григорiй Тютюнник. [Майстершсть письменника], Киiв, 1971.

ТЮШЕНЫ (франц. tuchins-лесные люди, возможно, от среднефранц. touche - рощица, лесок ), участники крест. восстания во Франции в 60-80-х гг. 14 в. Восстание началось в 1363 в Оверни; в 80-х гг. охватило также Лангедок, Пуату, Лимузен, Руэрг, Прованс, Дофине. К движению присоединились жители многих мелких городов, ремесленники крупных городов (Монпелье, Тулузы, Нарбонна, Нима и др. ). Восставшие отказывались платить налоги, убивали сборщиков налогов, разрушали феод. замки, усадьбы. В 1384 гл. силы т. были разбиты; отдельные отряды действовали ещё в 1390.

Лит.: Себенцова М. М., Восстание тюшенов, " Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина", 1954, т. 68, в. 4.

ТЯБЛИКОВ Сергей Владимирович (7.9. 1921, Клин, - 17.3.1968, Москва ), советский физик, доктор физико-матем. наук (1954 ). Окончил МГУ (1944 ). С 1947 работал в Матем. ин-те АН СССР. Проф. МГУ (с 1964 ). Осн. труды по статистич. механике и теории твёрдого тела. Заложил основы совр. квантовой теории ферро- и антиферромагнетизма. В 1959 совм. с Н. Н. Боголюбовым разработал метод двухвременных температурных функций Грина. Гос. пр. СССР (1970 ).

Соч.: Методы квантовой теории магнетизма, 2 изд., М., 1975; Метод функций Грина в статистической механике, М., 1961 (совм. с В. Л. Бонч-Бруевичем).

Лит.: Сергей Владимирович Тябликов. [Некролог], " Успехи физических наук", 1968, т. 95, в. 4.

ТЯВЗИНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1595, договор о мире между Россией и Швецией, подписанный в Тявзино (р-н Нарвы ) в мае 1595. По Т. м. д. к России отошли Ям, Копорье и Ивангород, потерянные в конце Ливонской войны 1558-83 и отвоёванные у шведов в 1590, а также Корела и др. Россия отказалась от своих притязаний на швед. владения в Ливонии. По Т. м. д. купцам из др. гос-в запрещалось посещать рус. порты на Балтийском побережье, они могли вести торговлю с русскими только в Ревеле (Таллине ) и Выборге. Т. м. д. не был ратифицирован рус. правительством вплоть до заключения в 1609 в Выборге нового соглашения между Швецией и Россией.

Лит.: Шаскольский И. П., Стол-бовский мир 1617 г. и торговые отношения России со Шведским государством, М.- Л., 1964.

ТЯГА в технике, 1 ) в машиностроении и строительстве - часть машины или сооружения, подверженная растягивающим нагрузкам; обычно стержень круглого или прямоугольного сечения, а также из фасонного проката (уголкового, таврового и др. профиля ). 2 ) В топочных и вентиляционных устройствах - разрежение в участке канала или трубопровода топочных и вентиляц. устройств, под действием к-рого создаётся поток газа. Т. бывает естественная, когда движущая сила возникает из-за разности плотностей газов различной темп-ры (естественная Т. возрастает с увеличением высоты вытяжной или дымовой трубы, с уменьшением темп-ры атм. воздуха и т. п. ), и искусственная, когда движущая сила создаётся дымососом или вентилятором (см. Тягодутъевое устройство). 3 ) На транспорте - сила, передаваемая движителю транспортной машины (наземной, водной, воздушной или космической ). См. также Тяговое усилие.

ТЯГА в архитектуре, горизонтальный профилированный поясок, вы ступ (обычно штукатурный или каменный ), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов.

[ris]

Фасад с горизонтальными тягами.

ТЯГА, весенний брачный полёт самца вальдшнепа, отыскивающего самку. Т. начинается после прилёта вальдшнепов и длится 25-30 сут. Холодная и ветреная погода задерживает начало Т. Вечером, вскоре после захода солнца, а в разгар Т. незадолго до захода вальдшнепы начинают летать - " тянуть" -над лесом, издавая характерные звуки - " хор-канье". Стрельба вальдшнепов на Т.- распространённая весенняя любительская охота. Стрелять разрешается только самцов.

ТЯГАЧ, колёсная или гусеничная самодвижущаяся машина (на базе трактора или грузового автомобиля ) для транспортировки прицепных повозок и систем (напр., прицепов, прицепных сельскохозяйственных машин, дорожных машин). Имеет тягово-сцепное (буксирные Т. ) или опорно-сцепное (седельные Т. ) устройство. У буксирных Т. необходимое для получения высокого тягового усилия давление гусениц или колёс на грунт (сцепной вес ) обеспечивается массой самого Т. У седельных Т. дополнительный сцепной вес создаётся давлением одноосного прицепа (полуприцепа ), передаваемым через т. н. седло на раму Т., либо балластом в кузове. Для повышения тягового усилия иногда в трансмиссии Т. предусматривается несколько (обычно 1-2 ) дополнит. передач с увеличенным передаточным отношением.

ТЯГЛО, система денежных и натуральных гос. повинностей крестьян (см. Т яглы е крестьяне) и посадских людей в Рус. гос-ве 15 - нач. 18 вв. Осн. окладная единица тяглого населения наз. сохой. Помимо прямых налогов, крестьяне и посадские люди исполняли др. тяглые повинности (нередко переводившиеся в деньги). В 17 в. наиболее тяжёлыми налогами являлись т. н. стрелецкий хлеб или стрелецкие деньги, ямские, данные и оброчные деньги. В 1679 система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог - стрелецкую подать. Термин " Т. " после введения подушной подати был заменён словом " подать", но употреблялся как условная единица обложения в 18-19 вв. После крест.реформы 1861 термин " Т." исчезает.

Лит.: Лаппо-ДанилевскиЭ А. С., Организация прямого обложения в Московском государстве со времён смуты до эпохи преобразований, СПБ, 1890; Милюков П. Н., Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII ст. и реформа Петра Великого, СПБ, 1892; Веселое-. с кий С. Б., Сошное письмо, т. 1 -2, М., 1915-16.

ТЯГЛЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, в России 15- 18 вв. назв. крестьян, обязанных платить гос. налоги и выполнять гос. повинности (см. Тягло). В разряд Т. к. входили частновладельческие и черносошные крестьяне, со 2-й пол. 17 в.- бобыли, а с нач. 18 в.- холопы. С введением подушной подати термин " Т. к." вышел из употребления и заменился терминами " податное население" или " население, положенное в оклад".

ТЯГОВАЯ МОЩНОСТЬ, мощность, развиваемая транспортной машиной на буксирном устройстве: произведение тягового усилия на среднюю скорость движения транспортной машины. Т. м. зависит от мощности двигателя, кпд трансмиссии и типа движителя. Макс. Т. м. обычно ограничивается сцепным весом транспортных машин (см. Тягач) и является одним из осн. эксплуатац. показателей.

ТЯГОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ, сооружение, в к-ром расположено оборудование, предназначенное для трансформации, преобразования и распределения электрической энергии, используемой на электрифицированных жел. дорогах, трамвайных и троллейбусных линиях, в метрополитене.

На магистральных жел. дорогах общего пользования и путях пром. транспорта, работающих на переменном токе пром. частоты, Т. п. выполняются в виде трансформаторных подстанций и служат для понижения напряжения трёхфазного тока, получаемого от энергосистем, до необходимого значения - 27, 5 кв на магистральных жел. дорогах и 6-10 кв на путях пром. транспорта. На электри-фицир. участках, работающих на переменном токе пониженной частоты (162/3 и 25 гц), Т. п. предназначены для понижения напряжения однофазного тока, получаемого от спец. электр о станций, или преобразования трёхфазного тока пром. частоты, получаемого от энергосистем, в однофазный ток пониженной частоты (см. Преобразовательная подстанция). На линиях, работающих на постоянном токе, Т. п. преобразуют трёхфазный переменный ток в постоянный ток напряжением 275 в (подземная электровозная откатка ), 600 и 825 в (городской и пром. транспорт ), 1650 в (пром. транспорт ), 3300 в (магистральные жел. дороги ).

В СССР Т. п. ж.-д. транспорта обычно используются также и для питания электроэнергией нетяговых потребителей различных ж.-д. служб, пром., с.-х. и коммунально-бытовых предприятий, расположенных в районах, прилегающих к электрифицир. жел. дорогам.

Т. п. бывают без постоянного обслуживающего персонала - с автоматич. и телеуправлением (на магистральных жел. дорогах, в метрополитене, на трамвайных и троллейбусных линиях ) и с постоянным обслуживающим персоналом (на путях пром. транспорта и др. ).

По конструктивному выполнению различают Т. п. открытого типа, в к-рых осн. оборудование размещается на открытом воздухе, и закрытого типа - с основным оборудованием, находящимся в здании. Применяют также передвижные Т. п. с оборудованием, обычно размещённым на ж.-д. подвижном составе, к-рые предназначены гл. обр. для резерва на случай выхода из строя стационарных Т. п.

Лит.: Грубер Л. О., Засорин С. Н., Перцовский Л. М., Электрические станции и тяговые подстанций, М., 1964. Л. О. Грубер.

ТЯГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, комплекс зависимостей тяговой мощности, скорости движения, расхода топлива, частоты вращения вала двигателя и др. характеристик тяговой или транспортной машины от тягового усилия. Т. х. позволяет оценивать динамич., экономич. и др. показатели машин и определяется (например, для трактора ) расчётным путём (теоретич. Т. х. ) или при тяговых испытаниях. Т. х. зависит от мощности двигателя, типа движителя, веса транспортной машины и от физико-механических свойств поверхности, по к-рой происходит движение. На основе Т. х. также производят расчёты по рациональному сочетанию тяговых машин с различными с.-х. и пром. машинами-орудиями.

ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ, горизонтальная составляющая силы сопротивления движению, преодолеваемой транспортной машиной. В СССР и др. странах СЭВ Т. у. положено в основу классификации тракторов в типаже.

ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, двигатель электрический, предназначенный для приведения в движение трансп. средств (электровозов, электропоездов, тепловозов и теплоходов с электроприводом, трамваев, троллейбусов, электромобилей и т. п. ). Т. э. классифицируют по роду тока (Т. э. постоянного и переменного тока ), системе передачи вращающего усилия от вала двигателя к движущему механизму (Т. э. с индивидуальным и групповым электроприводом ), системе вентиляции (Т. э. с самовентиляцией - при мощности двигателя до 250 квт, независимой и смешанной вентиляцией; см. Охлаждение электрических машин). Наиболее употребительны в качестве Т. э. постоянного тока электродвигатели, однофазные коллекторные переменного тока электродвигатели (см. Коллекторная машина) и трёхфазные асинхронные электродвигатели. Т. э., предназначенные для трансп. средств, работающих во взрывоопасных условиях, выпускаются в закрытом (герметичном ) исполнении. Мощность совр. Т. э.- от неск. квт до неск Мвт.

Лит.: Подвижной состав электрических железных дорог. Тяговые электромашины и трансформаторы, 3 изд., М., 1968.

Н. А. Ратанов.

ТЯГОДУТЬЕВОЕ УСТРОЙСТВО, комплекс механизмов и сооружений, обеспечивающий подачу воздуха в топку котлоагрегата или печи и удаление дымовых газов из топки. Дутьевые вентиляторы засасывают воздух и направляют его в топку под давлением до 5 кн/м2. Тяговые устройства, состоящие обычно из дымососов и дымовой трубы, создают в газоходах разрежение до 3-4 кн/м2, под воздействием к-рого газы удаляются в атмосферу. У котлоагрегатов, работающих под наддувом, Т. у. включает лишь вентиляторы, подающие воздух под давлением ок. 10 кн/м2. Дымососы и вентиляторы Т. у. обычно приводятся в действие электродвигателями, а на мощных котлоагрегатах - паровыми турбинами. Т. у. тепловых электростанций потребляют 1-2% всей вырабатываемой станцией энергии.

Лит.: Левин И. М., Боткачик И. А., Дымососы и вентиляторы мощных электростанций, М.- Л., 1962.

И. Н. Розенгауз.

ТЯГОТЕНИЕ, гравитация, гравитационное взаимодействие, универсальное взаимодействие между любыми видами материи. Если это взаимодействие относительно слабое и тела движутся медленно (по сравнению со скоростью света ), то справедлив з а-кон всемирного тяготения Ньютона. В общем случае Т. описывается созданной А. Эйнштейном общей теорией относительности. Эта теория описывает Т. как воздействие материи на свойства пространства и времени; в свою очередь, эти свойства пространства-времени влияют на движение тел и др. физ. процессы. Т. о., совр. теория Т. резко отличается от теории других видов взаимодействия - электромагнитного, сильного и слабого.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.