Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. Тур. муз. фольклор родствен музыке других тюрк






Тур. муз. фольклор родствен музыке других тюрк. народов. Напр., мани (незатейливые песни частушечного склада ), кошма тюркю (мелодически развитая песня лирич. содержания ) напоминают аналогичные жанры, существующие в Ср. Азии, Казахстане, Азербайджане. Традиционная тур. музыка связана с арабо-иран. культурой: бытование сходных ладов (макамов ), больших циклич. форм - фасиль, напоминающих по структуре араб. нубы. В тур. нар. музыке различаются произведения с мелодией небольшого диапазона, с равномерным ритмом- кирик хава (короткая мелодия ) и развитые произведения с мелодией широкого диапазона, не укладывающиеся в чёткие метроритмич. схемы (преобладает меняющееся тактовое членение ) - уэун хава (длинная мелодия ). Для тур. мелоса характерны частые сопоставления хроматически изменяющихся ступеней, в результате перехода из одного лада в другой. Отсюда особая " цветистость" мелодий. В тур. музыке существует большое количество ладов (макамов ) - хиджаз, зен-гуле, курды, гулистан и др., но они сводятся к 13-15 основным. Своеобразна ритмика. Существуют ритмы из 3-4 и даже более 20 долей (внутри цикла ноты группируются в различные ритмич. сочетания - усули ). Зачастую циклы состоят из часто меняющихся неравномерных тактов, используются нечётные размеры. Популярен аксак-ритм (" хромой" ритм ). В Т. распространено унисонное пение (иногда с инструм. сопровождением, также в унисон ).

Произведения такого типа - бесте - в прошлом исполнялись только мужскими хорами. Многочисленные бесте созданы в 17 в. комп. Бухури-заде Мустафой Итри-эфенди. Развитой сложной формой отличаются инструм. произведения: пешрев (вступление ) - рбндообразная пьеса, к-рой открывается фасиль; таксим - пьеса им-провизац. характера, также включающаяся в фасиль. Из муз. инструментов в Т. распространены кеманча, ребаб, тамбур, уд, ковар, дюдюк, зурна, дэф, давул. Большой вклад в развитие тур. музыки внёс учёный-энциклопедист Д. К. Кантемир (в 1687-1710 находился в Константинополе ). Его произв., написанные в различных жанрах тур. клас-сич. музыки, пользовались популярностью до кон. 19 в. В 16 в. в Т. проникает европ. иск-во (гл. обр. итальянское и французское ). В 1828-56 в Стамбуле работал Дж. Доницетти (брат знаменитого композитора), воспитавший многих тур. музыкантов. Его ученики явились основоположниками тур. композиторской школы - Осман Ибрахим, Али Рза-бей Каптан-заде, Неджип Везир-заде и др. Однако подлинное развитие проф. музыки началось после провозглашения Тур. Республики (1923). Были открыты Стамбульская (1923), Анкар-ская (1936), Измирская (1951) консерватории, Анкарский театр оперетты (1928). Большим событием в культурной жизни страны явилось создание оперных театров в Анкаре (1950-е гг.) и Стамбуле (I960). В 30-40-е гг. выдвинулась группа композиторов, т. н. тур. пятёрка - Джемаль Рашид Рей, Хасан Фарид Алнар,

Улви Джемаль Эркин, Ахмет Аднан Сай-гун, Неджиль Кязим Аксес. Среди совр. музыкантов: комп. Бюлент Тарджан, Илхан Усманбаш, Невит Кодаллы, Фе-рит Тюзюн; скрипачка Айля Эрдуран, пианистка Идил Бирет, певица Лейла Айше Генджер, певец Айхан Баран.

В Т. работают: симф. оркестры - президентский (в Анкаре, создан на базе придворного воен. оркестра, осн. в 1826), Стамбульский городской (осн. в 1943), Измирского филармонического об-ва (осн. в 1962), инструментальные, вокальнке коллективы. В Стамбуле проводится Ме-ждунар. муз. фестиваль (2-й - в 1974).

Лит.: Виноградов В., На фестивале в Стамбуле, " Советская музыка", 1975, № 6.

Рустам-заде Заур Паша оглы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.