Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XI. Научные учреждения. Науч. работы в Т. финансируются гос-вом






Науч. работы в Т. финансируются гос-вом. На науч. исследования и подготовку науч.-технич. кадров выделяется 1 % нац. дохода (в т. ч. на естественно-науч. и технич. исследования, проводимые в вузах, - 205 тыс. динаров ). Науч. учреждения (большинство их - в столице ) нах о дятся в ведении министерств. Крупнейшая науч. opг-ция - Тунисский ун-т (подчинён Мин-ву просвещения ); в его составе Центр экономич. и социальных исследований, Ин-т науч. и технич. исследований (осн. в 1969 ), Центр по ядерным исследованиям (1966; изучает, в частности, проблемы использования солнечной энергии ) с ядерным реактором, Нац. онкологич. ин-т (1969 ), Нац. ин-т пед. исследований (1971 ). В системе Мин-ва культуры и информации находится Нац. ин-т археологии и иск-ва (1957; история, изучение и охрана архит. памятников и т. п. ); Мин-ва с. х-ва - Нац. ин-т агрономич. исследований (1914 ), Нац. науч. и технич. ин-т океанографии и рыболовства (1924 ), Центр по использованию мор. воды и ирригации (1963 ), Нац. ин-т вет. исследований, Нац. ин-т лесоводства; Мин-ва здравоохранения - Ин-т Пастера (осн. в 1906 как филиал Пастеровского ин-та в Париже ), Ин-т планирования семьи и охраны материнства и младенчества (1906 ) и др. Имеется геологич. служба (1945 ). В 1963 заключено соглашение с СССР о культурном и науч. сотрудничестве.

Лит.: Пономарёв Д. К., Организация и развитие научных исследований в Африке (1960-1970), М., 1974; " Journal officiel de la Repablique Tunisienne", 1972, № 52, p. 1857 -1865. Н. И. Ворончанина.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1975 в Т. издавалось 5 ежедневных газет общим тиражом св. 180 тыс. экз. и неск. десятков журналов. Газеты: " Аксьон" (" L' Action"), с 1932, на франц. яз., тираж 32 тыс. экз., орган Социалистич. дустуровской партии (СДП ); " Аль-Амаль", с 1934, на араб, яз., тираж 25 тыс. экз., орган СДП; " Пресс де Тюни-зи" (" La Presse de Tunisie" ), с 1956, на франц. яз., тираж 35 тыс. экз., официоз; " Ас-Сабах", с 1951, на араб. яз., тираж 50 тыс. экз.; " Тан" (" Le Temps" ), с 1975, на франц. яз. Журналы: " Аш-Шааб", с 1957, на араб. яз., тираж 5 - 6 тыс. экз., выходит 1 раз в 2 недели, орган Всеобщего тунисского объединения труда; " Диалог" (" Le Dialogue" ), с 1974, на франц. яз., орган ЦК СДП; " Аль-Мараа", ежемесячный журнал, с 1961, на араб. яз., тираж 10 тыс. экз., орган Нац. союза тунисских женщин; " Аш-Шабаб", ежемесячный журнал, на араб. яз., тираж 6 тыс. экз., орган Тунисского союза молодёжных орг-ций.

Информац. агентство - Тунис Африк пресс (ТАП ), осн. в 1961. Радиопередачи с 1936, на араб., франц., англ., итал. яз. Телепередачи с 1966.

XIII. Литература

Письменность и лит-pa существовали в Т. ещё в 1-м тыс. до н. э. на пуническом языке (см. Финикийский язык); в период рим. господства ряд представителей мировой лит-ры (Апулей, Августин Блаженный и др. ) были выходцами из Сев. Африки, однако собств. лит-pa Т. сложилась только в арабо-мусульм. период и существует на араб. (с 1950-х гг.- отчасти на франц. ) яз.

Средневековая лит-pa Т., в к-рой представлены все жанры классич. араб. лит-ры (см. Арабская культура, разд. Литература ), была связующим звеном между культурами мусульм. Востока и мусульм. Сев. Африки и Испании. Черты самобытности появились в ней в 10-11 вв. в творчестве поэтов-панегиристов Ибн Хани аль-Андалуси (931-73 ) и Али ат-Туниси (10 в. ), поэтов и прозаиков гедонистич. направления Ибрахима аль-Хусри (ум. 1022 ), Ибра-хима ар-Ракика (ум. 1027 ), Абд аль-Азиза ат-Тарифи (нач. 11 в. ) и поэтов и филологов Ибн Рашика (1000 - 1064 ) и Ибн Шарафа аль-Кайравани (1000-67 ), труды к-рых вошли в число осн. ср.-век. араб. поэтик. В 12-14 вв. на фоне упадка классич. араб, поэзии преобладали прозаич. жанры, гл. обр. религ. и филос. дидактики. На 2-ю пол. 14 в. приходится творчество магрибин-ского мыслителя Ибн Халъдуна и шейха ан-Нафзауи, автора науч.-художеств. трактата о чувственной любви " Благоухающий сад для развлечения души". В 15 в. возникла богатая житийная лит-ра суфийского толка (см. Суфийская литература) и лит-pa по истории городов, оказавшие влияние на формирование стиля совр. прозы Т. В 18 в. в условиях укрепления власти тунисских беев в Т. наблюдается нек-рое оживление придворной панегирич. поэзии, просуществовавшей до кон. 19 в.

С 15-16 вв. прослеживается народная лит-pa на тунисском диалекте араб. языка, в к-рой преобладают стихотворные жанры и до наст. времени сильны традиции др.-араб. бедуинской поэзии; влияние андалусской поэзии (с 15 в. ) сказалось исключительно в песне Сев. Т. В 19-20 вв. в творчестве нар. поэтов (Ларби Нажжар, ум. 1916, Ахмад Баргуси, 1878-1934, и др. ) звучат мотивы нац.-освободит. борьбы.

Основы современной лит-ры Т. были заложены во 2-й пол. 19 в. Идеологами преодоления социально-политич. и культурной отсталости Т. были Махмуд Кабаду (1814-71 ) и Хайраддин ат-Туниси (1826-89 ), соч. к-рого " Наипрямейший путь к познанию состояний государств" (1867 ) в равной мере опирается как на социологич. учение Ион Хальдуна, так и на наследие франц. Просвещения. Новые идейные запросы и художеств. вкусы, формированию к-рых способствовало развитие светского образования и прессы, появились в творчестве прозаиков, работавших в неклассич. жанрах - историч. биографии и описания путешествий (Мхаммед Байрам, 1830-89; Мхаммед Снуси, 1850-1900 ), филос. повести (Салех Свиси, 1880-1940 ).

1920-30-е гг. отмечены в лит-ре Т. творчеством поэта-новатора Абулкасима аш-Шабби (1909-34 ), принёсшего в араб. поэзию идеалы романтизма, новеллиста Али ад-Дуажи (1909-49 ), в произв. к-рого, лирически раскрывающих мир простых людей, видно зарождение реалистич. стиля, и провозвестника социалистич. идей в Т. публициста Тахара Хаддада (1901-36 ). В обстановке обществ.-политич. подъёма 2-й пол. 30-х гг. и становления демократич. культуры было создано наиболее известное произв. лит-ры Т. 20 в.- филос. пьеса для чтения Махмуда аль-Месади (р. 1911) " Плотина" (1939-40, опубл. в 1955), в к-рой символич. осмысление борьбы за нац. освобождение и социальный прогресс дано с опорой на раннесуфийские концепции мистич. пути (см. Суфизм), что привело автора к идеям, близким франц. экзистенциализму.

В отличие от лит-р Алжира и Марокко в лит-ре Т. франкоязычная проза, давшая первые образцы современного тунисского романа (Альбер Мемми, р. 1929; " Соляной столп", 1953, и " Агарь", 1955), не получила большого развития. Становление нац. романа связано с именами Бшира Храйефа (р. 1917; " Банкротство", 1956- 1958; " Барг ал-Лил", 1960; " Гроздь фиников", 1969), идеализирующего нац. прошлое и простонародный быт, и Мхам-меда Ларуси аль-Мутви (р. 1920; " Халима", 1964; " Горькая ягода тута", 1967), обращающегося к тематике нац.-освободит. борьбы. В 1960-х гг. в лит-ру Т. вступила плеяда писателей прогрессивной ориентации, пишущих на двух языках: как прозаики и драматурги - по-арабски, как поэты - по-французски (Муста-фа аль-Фарси, р. 1931; Садах Гермади, р. 1933, и др. ). В их поэзии сильно влияние франц. символизма и поэзии франц. Сопротивления, в прозе и драматургии ставятся проблемы социально-политич. и культурного развития Т., осмысляемые как проблемы " третьего мира". Кон. 60 - нач. 70-х гг. отмечены появлением молодых прозаиков и драматургов, сгруппировавшихся вокруг Клуба новеллы и журнала " Аль-Кысас" (" Рассказы", 1966 ): Иззеддина Медани (р. 1938 ), Мхаммеда Салеха Джабри (р. 1940 ), Махмуда Тунси (р. 1944 ), Хасана Насра (р. 1937 ) и др., произв. к-рых отличают интенсивные идейные и стилевые искания и широкие заимствования как из традиционной арабской, так и из совр. европ. культуры.

Лит.: Пантучек С., Тунисская литература, М., 1969; Прожогина С. В., Литература Марокко и Туниса, М., 1968; Ghazi F., Le roman et la nouvelle en Tu-nisie, Tunis, [1970]; Pantuсek S., Tunesische Literaturgeschichte, Wiesbaden, 1974.

М. С. Киктев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.