Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка торфяных месторождений. 7 страница






Возникновение Т. в СССР относится к 1923 (первый выпуск тракторов " Фордзон-Путиловец" з-дом " Красный путиловец", ныне Ленинградское объединение " Кировский завод"). Первые специализированные тракторные з-ды - Сталинградский (ныне Волгоградский тракторный завод) и Харьковский тракторный завод, выпускали колёсные тракторы марки СТЗ-ХТЗ. Произ-во тяжёлых гусеничных тракторов (С-60) начато на Челябинском тракторном з-де в 1933. На нём же освоен выпуск (1936) гусеничных тракторов с дизельным двигателем (С^65). Перевод в 1937 Сталинградского и Харьковского з-дов на произ-во гусеничных СХТЗ-НАТИ вывел СССР (1948) на 1-е место в мире по выпуску гусеничных тракторов. В 1-й пятилетке (1929-32) произведено 100, 4 тыс. тракторов, во 2-й (1933-37) - 444, 1 тыс. шт. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 были построены и введены в строй (1942-44) Алтайский тракторный завод, Владимирский тракторный завод и Липецкий тракторный завод, в 1945 возобновили работу разрушенные Сталинградский и Харьковский з-ды. В послевоен. годы вступили в строй Харьковский тракторосборочный з-д (1950), Минский тракторный завод (1951), Онежский и Узбекский (ныне Ташкентский ) тракторные з-ды (1956 ). Особое внимание уделялось увеличению произ-ва мощных с.-х. тракторов общего назначения. Кировский з-д начал выпуск трактора К-700 (1964 ), Павлодарский тракторный з-д (пущен в 1967 ) - ДТ-75М (1968 ). В 1962 организовано произ-во гусеничных пропашных тракторов, унифицированных с тракторами МТЗ, на Кишинёвском тракторном з-де (реконструирован в 1961 ). В кон. 60-х гг. завершается переход на выпуск тракторов с дизельными двигателями. Происходит создание унифицированных моделей тракторов. Широкая унификация узлов, агрегатов и деталей тракторов и двигателей способствовала выделению их в специализированные произ-ва (моторные з-ды в Волгограде, Минске, Барнауле, Харькове, з-ды топливной аппаратуры, тракторных трансмиссий, гидроагрегатов, шестерён, поршней и поршневых колец и др.). В 9-й пятилетке (1971-75) начато перевооружение тракторных з-дов и обновление осн. моделей тракторов. Строятся Чебоксарский з-д пром. тракторов и Харьковский з-д тракторных двигателей. За 1966-75 производительность труда возросла более чем в 2 раза. Годовой выпуск тракторов в СССР см. табл. 1. В 1957-75 выпуск тракторов имел среднегодовой прирост ок. 6%; в 1960 СССР вышел на 1-е место в мире по произ-ву тракторов (238, 5 тыс. шт.); в 1975 произведено 2, 2 трактора на 1000 чел. населения. Растёт технич. уровень тракторов: увеличивается их энергонасыщенность, снижается материалоёмкость, улучшаются условия труда тракториста, повышаются универсальность, качество и надёжность. Проводятся работы по автоматизации управления механизмами и вождения тракторных агрегатов. Новые модели тракторов К-701, Т-150, Т-150К, МТЗ-80/82 и др., поставленные на произ-во в 9-й пятилетке, оснащены высокоэкономичными дизельными двигателями, многоступенчатыми коробками передач, в т. ч. с переключением на ходу, кабинами с очисткой и охлаждением (подогревом ) воздуха, с подрессоренными сиденьями и т. д.


Табл. 1. - Производство тракторов в СССР
Годы Выпуск тыс. шт. Суммарная мощность двигателя млн. л. с.* Годы Выпуск тыс. шт. Суммарная мощность двигателя млн. л. с.*
  0, 6 0, 01   238, 5 11, 4
  1, 3 0, 03   458, 5 29, 4
  31, 6 1, 5   550, 4 41, 8
  116, 7 5, 5      
* 1 л. с. =0, 736 квт.


В тракторном произ-ве применяются высокопроизводит. автоматизированные и автоматич. поточные линии, агрегатные станки-автоматы и др. совр. оборудование.

Для решения инженерно-технич. задач в проектировании машин, орг-ции и управлении произ-вом используются электронно-вычислит. техника и автоматизированные системы управления. При отработке конструкций новых тракторов и двигателей применяются методы ускоренных стендовых и полигонных испытаний. На базе передового зарубежного и отечеств. опыта в 9-й пятилетке разработана и внедрена (Минский и Владимирский тракторные з-ды ) система управления качеством продукции на стадиях создания, произ-ва и эксплуатации конструкции. Продукция аттестуется по категориям качества с присуждением изделиям высшей категории качества и Гос. знака качества. За 1971-75 экспорт тракторов в страны - члены СЭВ увеличился на 60%, в капиталистич. страны (39 стран ) - на 52%.

В зарубежных социалистич. странах Т. развивается особенно быстрыми темпами в послевоен. годы (см. табл. 2 ).

Табл. 2. - Выпуск тракторов в отдельных социалистических странах (без садово-огородных), тыс. шт.
Страны      
НРБ     5
ВНР     0, 6
ГДР      
ПНР      
СРР      
ЧССР      
СФРЮ      


Сокращение произ-ва тракторов ВНР и ГДР проводится в соответствии с принятой странами-членами СЭВ программой социалистич. интеграции, предусматривающей специализацию стран на выпуске тракторов и различной сельскохозяйственной техники с целью обеспечения экономически целесообразных объёмов произ-ва.

В развитых капиталистич. странах крупное Т. имеют США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия и Франция (см. табл. 3).


       
Табл. 3. - Производство тракторов в некоторых капиталистических странах (без садово-огородных), тыс. шт.
Страны      
США      
Великобритания      
ФРГ      
Япония      
Италия      
Франция 63 69 57
       


Для капиталистич. стран характерна высокая степень монополизации.

В США крупнейшая тракторостроит. фирма - " Дир энд Ко" (Deere and Company ); в Великобритании - " Масси-Фергюсон" (Massie-Ferguson ); во Франции- " Режи насьональ дез юзин Рено" (Regie Nationale des Usines Renault ); в ФРГ - " Фенд энд К" " (X. Fend and Co ); в Италии - " ФИАТ С. п. А" (FIATS, p. А. ); в Японии-" Комацу лтд" (Komatsu Ltd ).

В 70-е гг. 20 в. произошло слияние капиталов ряда тракторопроизводящих фирм США и Зап. Европы. В связи с насыщением парка развитых капиталистич. стран и резким увеличением цен на тракторы спрос на них непрерывно сокращается, соответственно сокращается ипроиз-во.

Лит.: Трепененков И. И., Развитие советской тракторной техники, М., 1953; Гуревич А. М., Краткая история отечественного тракторостроения, Сталинград, 1954; Смирнов А. И.,... Ценой громадной технической эволюции, М., 1971.

Н. ф. Чухчин.

" ТРАКТОРЫ И СЕЛЬХОЗМАШИНЫ", ежемесячный науч.-технич. и производств. журнал, орган Мин-ва тракторного и с.-х. машиностроения СССР. Осн. в Москве в 1930. В 1930 - 41 выходил под назв. " Сельскохозяйственная машина", в 1947-57 -" Сельхозмашина", с 1958-" Т. и с.". Освещает вопросы конструирования, технологии, надёжности, экономики, организации производства и т. п. тракторов и сельхозмашин для комплексной механизации с. х-ва. Тираж (1975 ) 27, 5 тыс. экз.

ТРАКТРИСА (от лат. tractus - вытянутый ), плоская трансцендентная кривая; см. Линия.

ТРАЛ (англ. trawl ), специальное приспособление (устройство ) на кораблях- тральщиках и вертолётах, служащее для обнаружения и уничтожения мин (см. Траление мин). Различают корабельные, катерные, авиационные и береговые Т.; приспособленные для использования на реках наз. речными. Т. в зависимости от конструкции и способов использования бывают одинарными, парными, поверхностными, глубоководными, придонными. По способу воздействия на мины Т. делятся на контактные и неконтактные. Контактные Т. предназначены для уничтожения контактных якорных мин (могут быть буксирующими, обозначающими, подсекающими ). Неконтактные Т. предназначены для уничтожения неконтактных донных мин. К неконтактным принадлежат Т., образующие при движении различные поля (магнитное, электромагнитное, гидродинамическое ), имитирующие движение корабля и соответствующим образом воздействующие на взрыватели мин.

ТРАЛ рыболовный, отцеживающее сетное орудие лова, буксируемое в воде спец. судном- траулером; предназначен для лова рыбы (треска, пикша, морской окунь и т. д. ) и нерыбных объектов промысла. Т. представляет собой конусообразный мешок из сетного полотна, удерживаемый в раскрытом состоянии либо жёсткими элементами (т. н. бим-Т. ), либо гидродинамич. силами, возникающими при движении Т. (в совр. рыболовстве применяются гл. обр. Т. 2-го типа ). При траловом лове рыба попадает в устье Т. и увлекается в его куток (узкую концевую часть ). После подъёма Т. на борт траулера куток развязывается и рыба выгружается в трюм или на палубу. Т. бывают: донные, придонные, пелагические (облавливающие рыбу в толще воды - пелагиали), универсальные. У наиболее крупных Т. (рис. ) длина верх. подборы достигает 150 м, вертикальное раскрытие 30-35 м, а горизонтальное - 50 м; подобный Т. процеживает (облавливает ) до 6 тыс. м3 воды в сек. Для предотвращения ухода рыбы из зоны действия Т. используются методы воздействия на рыбу светом, электрич. током.

[ris]

Эффективность лова повышается благодаря применению приборов контроля параметров Т., с помощью к-рых можно следить за раскрытиями Т., горизонтом его хода, накоплением в нём рыбы. Изготовление Т. из синтетич. материалов (полиолефинов, полиамидов и др. ) позволяет снизить гидродинамич. сопротивление Т., повышает его износоустойчивость и срок службы.

Лит.: Фридман А. Л.. Розенштейн М. М., Лукашов В. Н., Проектирование и испытание тралов, М., 1973.

В. В. Раненко.

ТРАЛЕНИЕ МИН, обнаружение и уничтожение мин; один из видов боевых действий тральщиков, специально выделенных кораблей н вертолётов, имеющих целью обеспечить безопасность плавания кораблей и транспортов на морях, озёрах и реках. Для обнаружения минных заграждений, определения их границ и проверки степени безопасности плавания своих кораблей в определ. р-не моря предварительно производится разведывательное или контрольное траление. При уничтожении минных заграждений первоначально протраливаются фарватеры, необходимые для плавания кораблей. Всплывшие мины расстреливают из орудий или взрывают с помощью подрывных патронов. Т. м., стоящих на якоре, наз. контактным, донных мин - неконтактным. При контактном Т. м. тралы, буксируемые кораблями на заданном углублении, при встрече с минами буксируют их в мелководные р-ны, перебивают их минрепы, позволяя минам всплыть на поверхность, или взрывают мины. При неконтактном Т. м. на взрыватель мин оказывается магнитное, акустическое или комбинированное воздействие. При этом учитывается возможность установки в минах приборов, а также других приспособлений, затрудняющих траление.

ТРАЛОВЫЙ ЛОВ, способ добычи рыбы, осуществляемый при помощи мешкообразного сетного орудия лова - трала, буксируемого в воде спец. судном - траулером. Т. л. стал интенсивно развиваться со 2-й пол. 19 в., когда для лова начали применять пароходы. В настоящее время (1976 ) Т. л. занимает ведущее место в пром. рыболовстве. В СССР на долю Т. л. приходится более 70% добываемой рыбы. Т. л. ведётся в основном на глуб. до 800 м донными и разноглубинными тралами с одного судна. При нек-рых видах лова используются и близнецовые тралы (с 2 судов ). Развитие Т. л. идёт по пути увеличения размеров трала в результате использования крупноячейных делей (сетного полотна) и оснастки с высокими гидродинамич. характеристиками, создания универсальных разноглубинных тралов, внедрения электрифицированных и световых тралов, а также тралов для тяжёлых грунтов и лова рыб на больших (до 2000-2500 м) глубинах.

Г. К. Войтоловский.

ТРАЛЬЩИКИ, боевые корабли, предназначенные для обнаружения и уничтожения мор. мин с помощью тралов к для проводки кораблей за тралами (см. Траление мин). Т. делятся на эскадренные (морские), предназначенные для проводки кораблей в море и для тральных работ в р-нах, отдалённых от своих баз; базовые и рейдовые - для траления в своих ведах; катерные - для траления на рейдах и в прибрежных р-нах; речные - для траления мин и проводки кораблей на реках. Водоизмещение больших Т. до 800 т, скорость хода 15-20 узлов. Большие Т. оснащены мощными энергетич. установками, имеют гидроакустич. и телевизионную аппаратуру для обнаружения мин, приспособления для буксировки тралов. Гл. оружие Т.- тралы различного типа, используемые в зависимости от того, какие мины поставлены противником. Для самообороны Т. имеют зенитные орудия малого калибра.

ТРАМ, самодеятельный или полупрофессиональный театр в СССР в сер. 1920 - нач. 1930-х гг.; см. Театр рабочей молодёжи.

ТРАМБАЛЛ (Trumbull) Джон (6.6.1756, Лебанон, шт. Коннектикут, - 10.11.1843, Нью-Йорк), американский живописец. Учился в Лондоне у Б. Уэста. Участник Войны за независимость 1775-83, адъютант Дж. Вашингтона. В 1794-1804 и 1808-15 жил в Лондоне. В 1817- 1836 возглавлял Амер. академию изящных иск-в в Нью-Йорке. Автор небольших тонких реалистич. портретов участников освободит, борьбы (портрет Р. Изарда, 1793, Художеств. гал. Йельского ун-та, Нью-Хейвен) и патриотических исторических картин на современные темы, в к-рых академическая традиционная композиция и театральность движений сочетаются с искренним воодушевлением и реализмом портретных образов (" Сражение при Банкерс-Хилле", " Декларация независимости", 1786-94, там же).

Лит.: Sizer Т., The works of colonel John Trumbull, artist of the American revolution, New Haven, 1950.

ТРАМБЛЕ (Trembley) Абраам (З.9. 1710, Женева, - 12.5.1784, там же), швейцарский натуралист, чл. Лондонского королев. об-ва (1743), чл.-корр. Парижской АН (1749). Открыл явление регенерации целого организма из его части: разрезая гидру на неск. частей, установил, что каждая из отрезанных частей восстанавливается, образуя целый организм. Его исследования по регенерации, опубликованные в труде " Мемуары к истории одного рода пресноводных полипов с руками в форме рогов" (1744, рус. пер. 1937 ), способствовали внедрению экспериментального метода в биологию.

Лит.: Канаев И. И., Абраам Трамбле, Л., 1972; Baker J. R., Abraham Trambley of Geneva. Scientist and philosopher. 1710- 1784, L., 1952.

ТРАМБЛЁР (франц. trembleur ), прерыватель - распределитель зажигания, прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрич. тока высокого напряжения к свечам зажигания. Состоит из прерывателя тока низкого напряжения и распределителя тока высокого напряжения, к-рые приводятся в действие от распределит. вала двигателя. Прерыватель в определ. момент размыкает первичную цепь катушки зажигания, что вызывает индуктирование тока высокого напряжения в её вторичной обмотке. Через распределитель (ротор с токораз-носной пластиной и крышка с электрич. контактами ) ток высокого напряжения подаётся к свечам зажигания соответствующих цилиндров. Регулирующие устройства распределителя автоматически изменяют момент опережения зажигания в зависимости от режима работы двигателя. См. также Зажигание.

ТРАМБОВКА (от нем. trampeln - топать, топтать ногами ), ручная машина для уплотнения грунта, бетонной смеси и т. п., применяемая при небольших рассредоточенных объёмах работ, в труднодоступных и стеснённых местах, для уплотнения формовочной смеси в литейном произ-ве. Привод Т. (электрич. или пневматич. ) сообщает возвратно-поступательное движение ударному механизму с трамбующим башмаком. Рукоятка управления имеет амортизатор. Масса выпускаемых в СССР электрич. Т. до 150 к г, макс. производительность до 80 м 3/ч. В литейном произ-ве используют Т. (гл. обр. пневматич. ) массой до 25 кг, производительностью до 20 м3/ч.

ТРАМБУЮЩАЯ МАШИНА, машина для послойного уплотнения грунта периодически падающим рабочим органом. Уплотняет грунты различного состава и состояния (в т. ч. в естественном залегании ). По энергии единичного удара различают Т. м.: тяжёлые (энергия удара до 5*104 д ж ), средние (энергия удара 103 - 104 дж) и лёгкие - ручные трамбовки (энергия удара до 103 д ж ). К тяжёлым относятся машины на базе стрелового экскаватора-крана или трактора. Рабочий орган выполняется обычно в виде плиты массой до 3 т, сбрасываемой с выс. до 2, 5 м. К средним Т. м. относятся дизель-трамбовки на базе самоходного шасси или в виде навесного оборудования на тракторе (механич., взрывного действия и с использованием паровоздушного привода ).

Схема трамбующей машины: 1 - гусеничный трактор; 2 - редуктор; 3 - полиспастный механизм; 4 - передняя подвеска; 5 - канатный компенсатор; 6 - тяга; 7 - канат; 8 - задняя подвеска; 9 - направляющие штанги; 10 - подвижные удлинители; 11 - трамбующая плита.
[ris]

По способу взаимодействия рабочего органа с уплотняемым грунтом различают Т. м., у к-рых удар передаётся через плиту, лежащую на поверхности грунта, и Т. м., у к-рых удар рабочего органа наносится непосредственно по поверхности грунта.

Распространены навесные Т. м., смонтированные на гусеничном тракторе (рис. ), с рабочим органом-дизель-трамбовкой (до 5 поочерёдно работающих трамбовок ) или падающей плитой. Рабочая скорость 0, 2-0, 3 км/ч, производительность до 450 м 3/ч, толщина уплотняемого слоя до 1, 5 м.

Лит.: Справочник конструктора дорожных машин, 2 изд., М., 1973; Справочник инженера-механика дорожника, М., 1973.

Л. А. Соколенка.

ТРАМВАЙ (англ. tramway, от tram - вагон, тележка и way - путь ), средство гор. наземного транспорта, моторный вагон (или моторный с прицепными вагонами ), получающий электроэнергию от контактного провода, передвигающийся по рельсовому пути.

Идея использования электрич. тока для передвижения экипажей возникла в 30-40-х гг. 19 в., осуществление её стало практически возможным в 70-е гг. 19 в. с созданием первых электростанций. Прототипом Т. можно считать предложенный в 1876 рус. изобретателем Ф. А. Пироцким " рельсовый экипаж" с электродвигателем. В 1880 Пироцкий построил и испытал вагон с подвесным тяговым электродвигателем постоянного тока. За рубежом работы по созданию Т. проводились в Германии (фирма " Сименс и Гальске" ) и др. странах. В 1881 Т. был пущен в Лихтерфельде, близ Берлина. Вагон, вмещавший 20 пассажиров, развивал скорость 30 км/ч, совершал рейсы на участке 2, 5 км. В 80-х гг. трамвайное сообщение было распространено во мн. странах Европы и в США. Регулярная эксплуатация Т. в России началась в 90-е гг. (в 1892 - в Киеве, в 1896 - в Н. Новгороде, в 1899 - в Москве ).

Совр. трамвайное х-во представляет собой сложный комплекс, в к-рый входят технич. средства - рельсовый путь (см. Верхнее строение пути), системы автоблокировки, тяговая сеть, подвижной состав, службы эксплуатации - депо, ремонтные з-ды, линейные службы движения. Питание Т. энергией- от тяговой сети. Электрич. ток через тяговые подстанции, на к-рых переменный ток преобразуется в постоянный напряжением 500-750 в, поступает в контактную сеть. На моторном вагоне расположен токосъёмник, к-рый при движении скользит по проводу контактной сети. Обратным проводом служат рельсы.

В трамвайных сетях применяют цепную контактную подвеску, в к-рой контактный провод подвешивается над рельсовым путём с помощью изоляторов непосредственно к опорам контактной сети или к натянутым между опорами поперечным (несущим ) проводам на высоте 3, 75-5, 4 м. Совершенное электрооборудование позволяет отказаться от пусковых сопротивлений, применять электрич. торможение, значительно снижающее шум. Ходовая часть снабжена звукопоглощающими приспособлениями (напр., колёсные тележки с подрезиненными элементами ). Перспективно применение Т. как внеуличного вида гор. транспорта. В 70-е гг. 20 в. в СССР и за рубежом наметилась тенденция к использованию скоростного Т. (скорость движения в 1, 5-2 раза выше, чем у обычного ). Особенно эффективен скоростной Т. на т. н. вылетных линиях, связывающих центр. гор. р-ны с окраинными и загородными, отдалёнными пром. р-нами и зонами отдыха. Для движения скоростного Т. необходим усовершенствованный путь, часто в черте города уходящий в туннель или поднимающийся на эстакаду (при пересечении с линиями др. видов транспорта ). Сооружение пути, эксплуатация пути и средств обслуживания скоростного Т. требуют меньших капиталовложений, чем метрополитен, от к-рого он выгодно отличается и тем, что позволяет более рационально организовать пассажиропотоки. Совершенствование Т. направлено на повышение комфортабельности вагонов, снижение шума и расхода электроэнергии. В конструкции вагонов улучшаются система подвешивания и система регулирования тяговых двигателей. Вагоны малой вместимости заменяются 6-осными вагонами, что позволяет повысить провозную способность до 30-40 тыс. пассажиров в час.

Лит.: Кутыловский М. П., Федотов А. И., Подвижной состав трамвая, М.-Л., 1948. Н. А. Грунёнышев.

ТРАМПЛИН (франц. tremplin, от итал. trampoline, от trampolo - ходули), спортивное сооружение (устройство) для увеличения пути полёта тела спортсмена при прыжках на лыжах, в воду и гимнастических. Т. для прыжков на лыжах- сооружение в виде искусств. горы, состоящей из стартовых площадок, горы разгона (выс. 20-80 м, дл. 60-11О м, шир. 3-4 м, угол наклона 27-38°), стола отрыва (шир. 4-6 м, выс. 1-4 м), горы приземления (шир. 15-20 м) и площадки остановки. Общая высота Т. от стартовой площадки до площадки остановки обычно превышает расчётную длину прыжка в 1, 5 раза. Т. подразделяются по мощности (расчётной длине прыжка) на учебные (до 20 м), малые (20-50 м), средние (50-70 м), большие (70-90 м) и для полётов на лыжах (св. 120 м). Т. оборудуются подъёмными устройствами (лифт, канатная дорога и пр. ) для транспортировки спортсменов на стартовую площадку. В бесснежный период на ср. Т. применяют искусств. синтетич. покрытие. Наиболее мощные Т. в СССР - в Красноярске (св. 120 м), Ниж. Тагиле, Южно-Сахалинске, Бакуриани (90 м), Кировске, Свердловске, Бакуриани (70 м); за рубежом - в Планице (СФРЮ ), Оберстдорфе (ФРГ ), Кульме (Австрия ) - 120 м, Закопане (ПНР ) - 90 м, Хольменколлене (Норвегия ) - 70 м, олимпийские Т. (70, 90 м) сооружены в Скво-Вэлли (США ), Инсбруке (Австрия ), Кортина-д'Ампеццо (Италия ), Гренобле (Франция ), Саппоро (Япония ).

Т. для прыжков на водных лыжах - пологий наклонный помост с гладкой поверхностью дл. 6, 4 - 6, 7 м (над водой ) и шир. 3, 7 - 4, 3 м. Высота верх. среза стола Т. над водой 1, 5 - 1, 8 м. Наклонная часть стола Т. дл. 1 м уходит под воду на глуб. 0, 3 м. С прав. стороны Т.- боковой щит. Т. крепится 4 якорными тросами.

Т. для прыжков в воду-подкидная упругая площадка (доска ) дл. 4, 8 - 5 м, шир. 0, 5 м, преим. из дюралюминиевых сплавов фигурного профиля, с шероховатой поверхностью или с закреплённой на ней деревянной (кокосовой ) дорожкой. Высота доски Т. от поверхности воды 1; 3; 5; 7, 5; 10 м.

Т. гимнастический - пружинящая наклонно поставленная доска (с прочным основанием ) для усиления отскока при гимнастич., акробатич. и тренировочных легкоатлетич. прыжках. Между доской и основанием крепится клин или пружина, перемещение к-рых изменяет упругость доски.

ТРАМПОВОЕ СУДОХОДСТВО (от англ. tramp, букв.- бродяга ), нерегулярное судоходство, осуществляемое преим. по случайным направлениям, без определ. расписания движения. Т. с. перевозятся массовые и малоценные штучные грузы, не требующие срочной доставки. Большой уд. вес в Т. с. занимают перевозки попутных грузов. Отличит. особенности трамповых судов: умеренная скорость хода и возможность перевозки разнородных грузов. В Т. с. используются также специализированные типы сухогрузных, наливных и комбинированных судов. Во внеш. торговле капиталистич. стран Т. с. играет важную роль.

В Сов. Союзе и др. социалистич. странах Т. с. не имеет широкого распространения и перевозки осуществляются преим. на основе линейного судоходства (см. Морские линии).

ТРАНЕ (Thrane ) Маркус (14.10.1817, Кристиания, ныне Осло, - 30.4.1890, О-Клэр, Висконсин, США ), один из зачинателей норв. рабочего движения. Род. в семье торговца. По профессии журналист. Находясь во Франции и Германии, испытал влияние утопич. социализма (особенно А. Сен-Симона, В. Вейтлинга ). В 1848-50 ездил по Норвегии, организуя рабочие объединения, развернувшие массовое движение (см. Транитариев движение 1848-51). Т. выступал за введение всеобщего избират. права и всеобщей воинской повинности, улучшение положения хусменов (батраков с наделом), отмену ввозных пошлин, демократизацию суда и школы. Выдвигал идеи нравств. усовершенствования в духе христ. социализма. В 1851 был арестован властями и осуждён на 4 года тюремного заключения. В 1863 эмигрировал в США, где сотрудничал в местной скандинавской рабочей печати.

Соч.: Marcus Thrane og thraniterbevegelsen, Oslo, [1949].

Лит.: Nissen B. A., Thrane, в кн.: Norsk biografisk leksikon, bd 16, Oslo, 1949; Bjorklund O., Marcus Thrane, [Oslo], 1951. А. С. Кан.

ТРАНЗИСТОР (от англ. transfer - переносить и resistor - сопротивление ),

электронный прибор на основе полупроводникового кристалла, имеющий три (или более ) вывода, предназначенный для генерирования и преобразования электрич. колебаний. Изобретён в 1948 У. Шокли, У. Браттейном и Дж. Бардином (Нобелевская пр., 1956 ). Т. составляют два осн. крупных класса: униполярные Т. и биполярные Т.

В униполярных Т. протекание тока через кристалл обусловлено носителями заряда только одного знака - электронами или дырками (см. Полупроводники). Подробно об униполярных Т. см. в ст. Полевой транзистор.

В биполярных Т. (к-рые обычно наз. просто Т. ) ток через кристалл обусловлен движением носителей заряда обоих знаков. Такой Т. представляет собой (рис. 1 ) монокристаллич. полупроводниковую пластину, в к-рой с помощью особых технологич. приёмов созданы 3 области с разной проводимостью: дырочной (р) и электронной (n).

[ris]

Рис. 1. Схематическое изображение транзисторов п- р-n- типа (а) и р- п- р- типа (б) в схеме усилителя электрических колебаний н условные обозначения их на электрических схемах (в, г): Э - эмиттер; Б - база; К - коллектор; Rн - нагрузка; U - напряжение источников питания; i - ток; стрелками обозначено направление движения электронов (противоположное направлению тока).

В зависимости от порядка их чередования различают Т. р-п-р -типа и п-р-n -типа. Средняя область (её обычно делают очень тонкой ) - порядка неск. мкм, наз. базой, две другие - эмиттером и коллектором. База отделена от эмиттера и коллектора электронно-дырочными переходами (р-n -переходами ): эмиттерным (ЭП ) и коллекторным (КП ). От базы, эмиттера и коллектора сделаны металлич. выводы.

Рассмотрим физич. процессы, происходящие в Т., на примере Т. п-р-n -типа (рис. 1, а). К ЭП прикладывают напряжение Uбэ, к-рое понижает потенциальный барьер перехода и тем самым уменьшает его сопротивление электрич. току (т. е. ЭП включают в направлении пропускания электрич. тока, или в прямом направлении ), а к КП - напряжение Uкб, повышающее потенциальный барьер перехода и увеличивающее его сопротивление (КП включают в направлении запирания или в обратном направлении ). Под действием напряжения Uбэ через ЭП течёт ток iэ, к-рый обусловлен гл. обр. перемещением (инжекцией ) электронов из эмиттера в базу. Проникая сквозь базу в область КП, электроны захватываются его полем и втягиваются в коллектор. При этом через КП течёт коллекторный ток i к. Однако не все инжектированные электроны достигают КП: часть их по пути рекомбинирует с осн. носителями в базе - дырками (число рекомбинировавших электронов тем меньше, чем меньше толщина базы и концентрация дырок в ней ). Т. к. в установившемся режиме количество дырок в базе постоянно, то это означает, что часть электронов уходит из базы в цепь ЭП, образуя ток базы i б. Т. о., i э = i к + i б. Обычно i б < < iк, поэтому i к = i э и d i k = d i э. Величина а = = d i k/d i э наз. коэффициентом передачи тока (иногда - коэфф. усиления по току ), зависит от толщины базы и параметров полупроводникового материала базы и для большинства Т. близка к 1. Всякое изменение Uбэ вызывает изменение i э (в соответствии с вольтамперной характеристикой р - п- перехода ) и, следовательно, i k. Сопротивление КП велико, поэтому сопротивление нагрузки R H в цепи КП можно выбрать достаточно большим, и тогда Дг'к будет вызывать значит. изменение напряжения на нём. В результате на Rн можно получать электрич. сигналы, мощность к-рых будет во много раз превосходить мощность, затраченную в цепи ЭП. Подобные же физич. процессы происходят и в Т. р - n - р -типа (рис. 1, б ), но в нём электроны и дырки меняются ролями, а полярности приложенных напряжений должны быть изменены на обратные. Эмиттер в Т. может выполнять функции коллектора, а коллектор - эмиттера (в симметричных Т. ), для этого достаточно изменить полярность соответствующих напряжений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.