Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 132 страница






Т. к. почти всё добываемое Т. сжигается (лишь ок. 10% нефти и газа потребляется в виде сырья), ежегодный выброс в атмосферу Земли веществ, образующихся при сжигании Т., достигает огромных кол-в: золы ок. 150 млн. т, окислов серы ок. 100 млн. т, окислов азота ок. 60 млн. т, двуокиси углерода ок. 20 млрд. т. Для защиты окружающей среды разрабатываются различные методы улавливания вредных веществ из продуктов сжигания, а также такие способы сжигания, при к-рых эти вещества (окислы азота и СО) не образуются.

Лит. см. при статьях об отд. видах Т. И. Н. Розенгауз.

ТОПЛИВО УСЛОВНОЕ, единица учёта органич. топлива, применяемая для сопоставления эффективности различных видов топлива и суммарного учёта их. В качестве единицы Т. у. принимается 1 кг топлива с теплотой сгорания 7000 ккал/кг (29, 3 Мдж/кг). Соотношение между Т. у. и натуральным топливом выражается формулой:

[ris]

где [ris] - масса эквивалентного количества условного топлива, кг; Вн -масса, натурального топлива, кг (твёрдое и жидкое топливо) или м 3 (газообразное); [ris] -низшая теплота сгорания данного натурального топлива, ккал/кг или ккал/м3; [ris]- калорийный эквивалент.

Значение Э принимают: для нефти 1, 4; кокса 0, 93; торфа 0, 4; природного газа 1, 2. Использование Т. у. особенно удобно для сопоставления экономичности различных теплоэнергетич. установок. Напр., в энергетике используется след. характеристика - кол-во Т. у., затраченное на выработку единицы электроэнергии. Эта величина д, выраженная в г Т. у., приходящихся на 1 кв т*ч электроэнергии, связана с кпд установки [ris] соотношением [ris] С помощью Т. у. можно составить топливный баланс или суммарный энергетич. баланс отрасли, страны и мира в целом (см. Топливная промышленность).

В нек-рых странах принят иной подсчёт Т. у., напр. во Франции в качестве Т. у. принято топливо, имеющее либо низшую теплоту сгорания 6500 ккал/кг (27, 3 Мдж/кг), либо высшую теплоту сгорания 6750 ккал/кг (28, 3 Мдж/кг); в США и Великобритании в качестве крупной единицы Т. у. принимают единицу учёта, равную 1018 брит. тепловых единиц (36 млрд. т Т. у.).

И. Н. Розенгауз.

ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК, бензозаправщик, самоходный или прицепной агрегат для транспортировки жидкого топлива и заправки двигателей летательных аппаратов. На ходовой части Т. (шасси автомобиля, прицепа или полуприцепа с автотягачом) расположены цистерна, насос с приводом, приёмо-раздаточная арматура, топливные фильтры, контрольно-измерит. приборы, кабина с механизмами управления, заземляющее устройство и средства противопожарной защиты. Вместимость цистерн Т. 4000-50000 л. В нек-рых случаях Т. используют для заправки топливом танков и др. самоходных машин (гл. обр. военных), а также в районах, где нет топливозаправочных станций и топливо-раздаточных колонок.

ТОПЛИВОРАЗДАТОЧНАЯ КОЛОНКА, бензораздаточная колонка, предназначена для измерения и отпуска жидкого топлива в баки трансп. и др. самоходных машин или в тару потребителя. Устанавливается на автозаправочной станции или в пунктах заправки. Для подачи больших объёмов топлива используют центробежные или роторные насосы с электроприводом; для выдачи небольших доз топлива - ручные поршневые или крыльчатые насосы. Отпускаемое топливо измеряется мерными сосудами или объёмными счётчиками и регистрируется контрольным устройством. Т. к. могут иметь ручное, дистанционное и комбинированное управление. На Т. к. с автоматич. управлением выдача топлива производится после того, как в соответствующее гнездо панели вставлен ключ, опущены перфокарта, жетон или монета. Наиболее распространены Т. к. производительностью 5-40 л/мин с минимальной дозой отпуска топлива 2 л (точность измерения ±0, 2-0, 5% от действит. объёма выданного топлива). Наконечник заправочного шланга и заправляемая машина заземляются.

Н. Ф. Кайдаш.

ТОПОГРАФИИ БАРИЧЕСКОЙ МЕТОД, метод графич. представления давления, темп-ры, влажности и ветра в тропосфере и стратосфере при помощи карт топографии барической, составленных по данным радиозондирования атмосферы (см. Синоптические карты) в целях анализа атм. процессов и прогноза погоды. Мерой высоты при построении карт барич. топографии служит геопотенциал [ris] представляющий работу, совершаемую при поднятии единицы массы воздуха в поле силы тяжести [ris] от исходного уровня с давлением [ris] на высоту [ris] с давлением [ris] ([ris] выражено в линейных, а [ris] - в динамич. метрах).

За единицу геопотенциала принят динамический метр, представляющий собой работу, к-рую необходимо затратить для подъёма единицы массы воздуха от уровня моря на 1 м на широте [ris]. Значение ускорения силы тяжести [ris] для любой широты до высоты 30 км в расчётах геопотенциала принимают постоянной и равной 9, 8 м /се к 2. Для того чтобы выразить положение изобарической поверхности в единицах работы таким же числом, что и её геометрич. высота г, было введено понятие геопотенциальной высоты [ris]. Геопотенциальные высоты вычисляют по барометрич. формуле геопотенциала:

[ris]

где [ris] - геопотенциальные высоты на нижнем и верхнем уровне, a p1 и р 2 - соответственно давление на этих уровнях, [ris] - средняя виртуальная темп-pa слоя воздуха, заключённого между уровнями

Н1и Н 2.

Если высота к.-л. изобарической поверхности отсчитывается от уровня моря, то геопотенциал наз. абсолютным, а если от ниже расположенной изобарич. поверхности - относительным. Поэтому абс. геопотенциал любой изобарич. поверхности зависит от давления на уровне моря и средней виртуальной темп-ры в слое воздуха, заключённого между уровнем моря и интересующей изобарич. поверхностью, а относительный геопотенциал - только от Tvm (т. к. давление на нижнем и верхнем уровнях принимается постоянным ).

Карты, на к-рые нанесены значения абс. геопотенциала, темп-ры и влажности воздуха, направления и скорости ветра на данной изобарич. поверхности, наз. картами абс. барич. топографии, а карты с данными относит. геопотенциала - картами относит. барич. топографии. На картах абс. барич. топографии проводятся линии равных значений геопотенциала (обычно через 40 геопотенциальных метров ), наз. изогипсами и представляющие собой линии пересечения изобарич. поверхности с поверхностями уровня. Поскольку изобарич. поверхности в циклонах имеют вогнутую к земной поверхности форму, а в антициклонах - выпуклую, то циклоны и антициклоны на этих картах представляют собой области с замкнутыми изогипсами, соответственно с низкими и высокими значениями геопотенциала в центре. Расстояние между соседними изогипсами пропорционально величине градиента давления и, следовательно, скорости ветра; чем гуще изогипсы, тем больше скорость ветра; направление ветра примерно параллельно изогипсам, причём ветер дует так, что низкое значение давления в Северном полушарии будет слева, а высокое - справа.

На картах относит. барич. топографии, характеризующих среднее поле темп-ры между двумя изобарич. поверхностями, области холода и тепла очерчиваются также изогипсами, при этом местоположение очагов холода чаще всего совпадает с циклонами и ложбинами, а очагов тепла - с антициклонами и гребнями.

Совместный анализ карт абс. и относит. барич. топографии, а также приземных карт погоды позволяет установить вертикальную структуру барич. систем, их возникновение, перемещение и эволюцию, интенсивность переноса теплоты и влаги на различных высотах; по сгущению изогипс на картах абс. барич. топографии - расположение струйных течений, по сгущению изогипс на картах относит. барич. топографии - фронтов атмосферных. На основании такого анализа представляется возможным прогнозировать развитие атм. процессов и составлять прогнозы погоды.

Основы Т. б. м. были разработаны В. Ф. К. Бъеркнесом (1912 ), а его практическое применение в службах погоды различных стран стало возможным с развитием сети радиозондирования атмосферы. Регулярное составление карт барической топографии в СССР начато в 1938.

Лит.: Бугаев В. А., Карты барической топографии, Л., 1950; Руководство по краткосрочным прогнозам погоды, 2 изд., ч. 1, Л., 1964; Зверев А. С., Синоптическая метеорология и основы предвычисления погоды, Л., 1968. И. В. Кравченко.

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ, направление анатомии, изучающее взаиморасположение органов и систем организма в условиях нормы и патологии с учётом его возрастных, половых и конституциональных особенностей. Данные Т. а. обосновывают рациональные оперативные доступы к различным органам. В СССР Т. а. вместе с оперативной хирургией составляет самостоят. теоретич. (подготовительную к клинич. хирургии ) мед. дисциплину и предмет преподавания. Помимо методов нормальной анатомии, в Т. а. применяют распилы замороженного или фиксированного трупа, рентгенологич. и др. методы исследования человека. Основоположник науч. Т. а.- Н. И. Пирогов, деятельности к-рого предшествовали работы И. В. Буялъского и др. Дальнейшее развитие Т. а. в России и СССР связано с трудами анатомов и хирургов А. А. Боброва, П. И. Дьяконова, В. Н. Шевкуненко, С. И. Спасокукоцкого, А. В. Мартынова, А. В. Вишневского, Б. В. Петровского, В. В. Ко-ванова, Ю. М. Лопухина, Б. В. Огнева и др. За рубежом исследования по Т. а. и преподавание её проводятся на хирур-гич. кафедрах.

Лит.: Пирогов Н. И., Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций, пер. с нем., в. 1 - 5, СПБ, 1881 - 82; Лекции топографической анатомии и оперативной хирургии, 2 изд., М., 1908; Краткий курс оперативной хирургии с топографической анатомией, [Л.], 1951; Огнев Б. В., Фраучи В. X., Топографическая и клиническая анатомия, М., 1960; Удерман Ш. И., Избранные очерки истории отечественной хирургии XIX столетия, Л., 1970; Островерхов Г. Е., Лубоцкий Д. Н., Бомаш Ю. М., Оперативная хирургия и топографическая анатомия, 3 изд., М., 1972. А. В. Краев.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ - подробные, единые по содержанию, оформлению и математич. основе географические карты, на к-рых изображаются природные и социально-экономич. объекты местности с присущими им качественными и количественными характеристиками и особенностями размещения. Предназначены для многоцелевого хоз., науч. и воен. (см. Военная топография) применения. Т. к. строятся по законам проектирования физич. тел на плоскость, имеют опорную геодезическую сеть и стабильную систему обозначений, что в совокупности обусловливает возможность получения по ним наглядной, точной и сопоставимой (для различных масштабов, районов и лет съёмки ) общегеографич. информации о местности. Документальность Т. к. позволяет использовать их как источник детальных данных о той или иной территории и надёжное средство ориентирования в натуре, вести по ним изучение местности и многих проявлений естеств. процессов и человеческой деятельности, устанавливать содержание, границы и площади угодий, плановое и высотное положение точек, расстояния и уклоны между ними и выполнять др. измерения и расчёты (см. Картометрия). Т. к. необходимы для проведения различных исследований и инж. изысканий и как основа при нанесении их результатов, для составления отраслевых тематич. карт (см. Картография) и проектов преобразования территории, для рационального ведения х-ва и охраны природы.

Т. к. разделяются на обзорно-топографич., собственно топографич. и топографич. планы. По каждей из данных групп масштабы карт, их проекции, содержание и точность в различных странах в основном сходны (включая карты США и Великобритании, часть к-рых - не в метрич. системе ). В СССР к первой группе относят карты масштабов 1: 1 000 000, 1: 500 000, ко второй - 1: 200 000, 1: 100000 (мелкомасштабные Т. к. ), 1: 50 000, 1: 25 000 (среднемасштабные Т. к. ), 1: 10 000, 1: 5000 (крупномасштабные Т. к. ), к третьей - 1: 2000, 1: 1000, 1: 500. Обзорно-топографич. карты создаются преим. методами карто-составления по Т. к. более крупных масштабов; для тех же целей начато использование материалов высотной аэросъёмки и космической съёмки. Собственно Т. к. изготовляют или обновляют в основном аэрофототопографич. методами (см. Т о пография), а топографич. планы - как этими же методами, так и с применением наземной, в особенности мензульной съёмки.

T. к. составляют в таких картографических проекциях, к-рые позволяют получать полное геометрич. подобие очертаний местности и практически сохранять по любым направлениям постоянство масштаба. Обусловлено это тем, что искажения за счёт проектирования остаются в данном случае за пределами возможной точности измерений по картам. В Сов. Союзе и странах - членах СЭВ для Т. к. принята равноугольная попе-речно-цилиндрич. проекция Гаусса - Крюгера, вычисленная по элементам Красовского эллипсоида (исключение - карта масштаба 1: 1 000 000, к-рая во всём мире строится в видоизменённой поликонич. проекции, используемой как многогранная ). Применительно к созданию обзорно-топографич. и собственно топографич. карт поверхность Земли проектируют по шестиградусным зонам, топографич. планов - по трёхградусным, в каждой из к-рых строят самостоят. систему прямоугольных координат, имеющую в качестве осей средний меридиан зоны и экватор. Соответственно на Т. к., в отличие от др. географич. карт, даётся не только градусная сетка долгот и широт, но и километровая квадратная сетка. Геодезич. опорой сов. Т. к. являются в плановом отношении пункты триангуляции и полигонометрии в единой системе координат 1942 г., в высотном отношении пункты нивелирования в Балтийской системе высот (от нуля Кронштадтского футштока ). При изготовлении Т. к. эту опору развивают инструментальными методами, принятыми в геодезии и фотограмметрии, и создают т. н. планово-высотную основу карт. Величины средних и предельных ошибок в положении точек этой основы относительно пунктов геодезич. опоры, а также в положении контуров и местных предметов, отметок высот и горизонталей относительно ближайших к ним точек самой планово-высотной основы являются критериями точности карт. Допустимые ошибки различны для Т. к. разных масштабов и разных территорий (напр., открытых и залесённых ).

Каждый лист Т. к. представляет собой ограниченную выпрямленными дугами меридианов и параллелей трапецию, размер к-рой обусловлен масштабом карты и широтой местности. Т. к. издают, как правило, многолистными сериями, имеющими ту или иную схему разграфки и порядкового обозначения листов (т. н. номенклатуру ). В качестве основы этих схем принят лист карты масштаба 1: 1 000 000 в междунар. разграфке (с размерами: 4° - по широте, 6° - по долготе ), обозначаемый буквой лат. алфавита и араб. цифрой. Для листов карт более крупных масштабов на ту же территорию, в соответствии с разделением листа более мелкого масштаба на определ. число частей, к исходной номенклатуре добавляют др. буквенные и цифровые значки. По схеме, действующей в СССР, Т. к. присвоены, напр., такие обозначения: лист карты масштаба 1: 1 000 000-N-37, 1: 500 000- N-37-Г, 1: 200 000 - N-37-XXXVI, 1: 100 000- N-37-144, 1: 50 000 - М-37-144-Г, 1: 25 000 - N-37-144-Г-г, 1: 10 000- N-37-144-Г-г-4, I: 5000 - N-37-144(256 ). По номенклатуре обзорно-топографич. и собственно Т. к. всегда можно определить не только их масштаб, но также геогра-фич. положение и площадь территории, изображённой на данном листе. Применительно к перечисленным листам она составляет в км2: 175 000, 43 780, 4860, 1220, 305, 76, 19 и 4, 8. Топографич. планы, изготовляемые на ограниченные участки, в отличие от остальных Т. к., принято давать с разграфкой не на трапеции, а на стандартные квадраты 50 X 50 с м. Для их обозначения в качестве исходного берётся лист карты масштаба 1: 5000, разделяемый на 4 части; затем так же делятся эти соответствующие части и т. д. В результате топографич. планы получают, напр., такую номенклатуру: 1: 2000 - 1-Г, 1: 1000-1-Г-IV, 1: 500-1-Г-16.

Содержание Т. к., то есть совокупность сведений о местности, выражаемая топографическими условными знаками, в целом характеризуется высокой степенью унификации. Однако оно имеет и ряд частных особенностей, определяющихся масштабом карты, конкретным её назначением и типом местности. На этих картах показываются: гидрографич. сеть и приуроченные к ней природные образования (мели, наледи и др. ), выходы подземных вод, рельеф поверхности - горизонталями, отметками высот и дополнит. обозначениями (для обрывов, бровок, промоин и др. ), растительность - древесная, кустарниковая, травянистая - с подразделением по сомкнутости покрова, грунты каменистые, песчаные и др., ледники и снежники, болота и солончаки с показом их проходимости, осн. с.-х. угодья (пашни, плантации, сады и др. ), населённые пункты с передачей их структуры, типа (город, рабочий посёлок и др. ), политико-адм. значения и численности населения, различные строения и сооружения, геодезич. пункты и местные предметы-ориентиры, железные и автогужевые дороги, линии проволочных передач, трубопроводы и ограждения, границы разных рангов. На Т. к. даются также числовые характеристики объектов, пояснительные надписи и географич. наименования. Детальность изображения местности регулируется спец. цензами; особое значение из них имеют принятые для воспроизведения рельефа (см. табл. ). Применительно к передаче контуров также разработана система их отбора и обобщения, т. е. выделения наиболее существ. элементов за счёт исключения подробностей, упрощения начертания, замены группы знаков одним общим, объединения ряда характеристик и т. д. Напр., на карте масштаба 1: 5000 в городах выделяется каждое здание, 1: 25 000 - застроенная часть квартала, 1: 100 000 - квартал в целом, 1: 500 000 - общий контур и осн. планировка города (см. также Генерализация картографическая). В СССР требуемое содержание Т. к. обеспечивается единой системой их редактирования, выполняемого на всех осн. этапах создания или обновления карт, начиная от составления проекта аэросъёмки данного участка и кончая редакционным контролем издательских оттисков.

За рамкой листа Т. к. помещают его номенклатуру, название соответствующей политико-адм. единицы и главного населённого пункта, численный и линейный масштабы, сведения о системах координат и высот, сечении рельефа, методе и годе изготовления. Кроме того, на зарамочных полях обзорно-топографич. карт дают условные знаки к данному листу, шкалу ступеней высот, схему границ; собственно Т. к.- схему сближения меридианов и магнитного склонения, шкалу заложений, дополнит. обозначения объектов; топографич. планов - название площадки, схему всего участка съёмки и тексты о назначении плана, увязке урезов вод и т. п. Для обзорно-топографич., мелко- и среднемасштабных Т. к. предусмотрено многоцветное полиграфич. издание (см. Картоиздателъские процессы), крупномасштабных - многоцветное и одноцветное, топографич. планов - размножение в неск. экземплярах фотографич., электрографич. или др. упрощённым способом.

В Сов. Союзе обзорно-топографич. карты используются для общегеографич. изучения крупных районов страны, генерального планирования мероприятий союзного и респ. значения по освоению природных ресурсов и хоз. строительству, а также в качестве полётных карт. Собственно Т. к. необходимы для всех стадий проектно-изыскательских работ, выполняемых в целях обеспечения таких отраслей, как мелиорация, сельское и лесное х-во (устройство и учёт земель и лесов ), геологич. разведка, разработка полезных ископаемых (горнодобывающая и нефтегазодобывающая пром-сть ), планировка и застройка населённых пунктов, пром., гидроэнергетич., сельское, транспортное и др. строительство. По топографич. планам составляют рабочие чертежи и ведут разбивку участков, разработку недр и различные строит. работы. Во всех странах - членах СЭВ наряду с универсальными (многоцелевыми) стали выпускать специализированные Т. к., предназначенные для преимущественного использования в той или иной отрасли. Требующееся содержание данных крупномасштабных карт и планов в одних случаях несовместимо (по цензам и объёму) со стандартным содержанием обычных карт, что ведёт к их параллельному изготовлению (напр., Т. к. для с. х-ва, добывающей пром-сти), в других - может быть получено путём дополнения нагрузки обычной карты (напр., Т. к. для мелиорации ). К внедряемым в практику Т. к. нового типа относятся также фотокарты, сочетающие аэрофотографич. и штриховое (в условных знаках ) изображение местности; ведётся разработка морских топографич. карт на зону шельфа. Образец Т. к. см. на вклейке к стр. 64-65. Лит. см. при ст. Топография.

Л. М. Гольдман.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ, символич. штриховые и фоновые условные обозначения объектов местности, применяемые для их изображения на топографических картах. Для Т. у. з. предусмотрена общность обозначений (по начертанию и цвету ) однородных групп объектов; при этом осн. знаки для топографич. карт разных стран не имеют между собой особых различий. Как правило, Т. у. з. передают облик (форму, размеры ), местоположение и нек-рые качественные и количественные характеристики воспроизводимых на картах предметов, контуров и элементов рельефа. Т. у. з. принято разделять на масштабные (или площадные ), внемасштабные, линейные и пояснительные.

Масштабные Т. у. з. служат для воспроизведения таких топографич. объектов, очертания и размеры к-рых в плане могут быть выражены в масштабе данной карты. При этом занимаемую масштабным знаком площадь ограничивают и закрашивают (леса, водоёмы, кварталы населённых пунктов ), заштриховывают (болота, солончаки, разливы вод ), заполняют графич. обозначениями (преим. в шахматном порядке - травянистая и полукустарниковая растительность, глинистая и кочковатая поверхности ) или выделяют сочетанием этих приёмов (мели на реках, сады, виноградники и т. п. ). Внемасштабные Т. у. з. используются для передачи объектов, не выражающихся в масштабе карты, т. е. гл. обр. местных предметов, и воспроизводят их вид сверху или сбоку. Положению этих объектов в натуре должны соответствовать на карте след. точки Т. у. з.: для знака правильной формы (напр., треугольника, обозначающего пункт геодезич. сети, круга - цистерну, скважину ) - центр фигуры; для знака в виде перспективного рисунка объекта (фабричная труба, монумент ) - середина основания фигуры; для знака с прямым углом в основании (ветряной двигатель, бензоколонка ) - вершина этого угла; для знака, сочетающего неск. фигур (радиомачта, нефт. вышка ), - центр нижней из них.


Высота сечения рельефа горизонталями на советских топографических картах
Характеристика местности   Высота основного сечения в метрах на картах различных масштабов
1: 1000000 1: 500000 1: 200000 1: 100000 1: 50000 1: 25000 1: 10000 1: 5000 1: 2000 1: 1000 1: 500
Плоскоравнинная с уклонами до 2°           2, 5 1; 2 0, 5; 1 0, 5; 1 0, 5 0, 25; 0, 5
Равнинная и всхолмлённая с уклонами до 6°             2(2, 5) 1; 2 0, 5; 1; 2 0, 5; 1 0, 5; 1
Предгорная и горная               2; 5      
Высокогорная                      


Линейные Т. у. з. предназначены для изображения с возможной графич. точностью таких объектов, как береговые линии, ручьи и канавы, дороги, просеки, ограждения, линии проволочных передач, границы угодий и политико-адм. границы. Если к.-л. из данных объектов воспроизводится на карте только с преувеличением по ширине, то его плановое положение фиксируют осью соответствующего знака. Линейными Т. у. з. изображаются также горизонтали. Пояснительные Т. у. з. применяются в целях дополнит. характеристики показываемых на карте объектов. Напр., точка - для фиксации места определения абсолютных отметок рельефа или относительных превышений (высота кургана, глубина обрыва ), различные стрелки - для передачи направления течения рек, пункта измерения глубины болота и др., знаки древесных пород - для показа состава лесонасаждений.

На топографич. картах, по мере умельчения их масштаба, однородные Т. у. з. объединяются в группы, последние - в один обобщённый знак и т. д.; в целом систему данных обозначений можно представить в виде усечённой пирамиды, в основании к-рой лежат знаки для топографич. планов масштаба 1: 500, а на вершине - для обзорно-топографич. карт масштаба 1: 1000000. Цвета Т. у. з. едины для карт всех масштабов. Штриховые знаки угодий и их контуров, строений, сооружений, местных предметов, опорных пунктов и границ печатаются при издании чёрным цветом, элементов рельефа - коричневым; водоёмы, водотоки, болота и ледники - синим (зеркало вод - светло-синим ); площади древесно-кустарниковой растительности - зелёным (карликовые леса, стланики, кустарники, виноградники - светло-зелёным ), кварталы с огнестойкими строениями и шоссе - оранжевым, кварталы с неогнестойкими строениями и улучшенные грунтовые дороги - жёлтым.

Наряду с Т. у. з. для топографич. карт установлены условные сокращения собственных названий политико-адм. единиц (напр., Московская область - Моск. ) и пояснительных терминов (напр., электростанция - эл.-ст., юго-западный - ЮЗ, рабочий посёлок - р. п. ). Стандартизованные шрифты для надписей на топографич. картах позволяют дополнительно к Т. у. з. давать существ. сведения. Напр., шрифты для наименований населённых пунктов отображают их тип, политико-адм. значение и населённость, для рек - величину и возможность судоходства; шрифты для отметок высот, характеристик перевалов и колодцев дают возможность выделить главные из них и т. д.

Т. у. з., условные сокращения надписей и шрифты для топографических карт объединены по группам масштабов в ряд таблиц, модернизируемых в среднем каждые десять лет. Основные из примерно 400 Т. у. з. (применительно к карте масштаба 1: 25 000 ) показаны на вклейке к стр. 64-65. Л. М. Гольдман.

ТОПОГРАФИЯ (от греч. topos - место и ...графия), научно-техническая дисциплина, занимающаяся географическим и геометрическим изучением местности путём создания топографических карт на основе съёмочных работ (наземных, с воздуха, из космоса ). По одним представлениям, Т.- самостоят. раздел картографии, охватывающий проблемы детального общегеографического картографирования территории, по другим - раздел геодезии, посвящённый проблемам измерений на земной поверхности и по аэроснимкам (см. Фотограмметрия) для определения положения, формы и размеров снимаемых природных и социально-экономич. объектов. В сферу Т. входят вопросы классификации, содержания и точности топографич. карт, методики их изготовления и обновления и получения по ним различной информации о местности. В каждой стране все эти вопросы регламентируются собств. стандартами (связанными с хоз.-политич. факторами, организационно-технич. возможностями картографо-геодезич. служб и характером ландшафтов ), но поскольку в целом они достаточно близки, это позволяет создавать сопоставимые топографич. карты. Периодич. модернизация данных стандартов, а также совершенствование базирующихся на них топографических условных знаков и осн. положений по отбору и обобщению элементов нагрузки карт (в соответствии с их масштабами и особенностями территории - см. Генерализация картографическая) составляют одну из важнейших задач Т.

Первые съёмочные работы для изготовления топографич. карт были выполнены в 16 в. Наземные съёмки, наглядно передающие размещение и особенности объектов местности и базирующиеся на точных инструментальных измерениях, получили развитие в 18 в., аэрофототопо-графич. съёмки - в 1-й трети 20 в., космические - в последней трети 20 в. В наст. время наземные методы применяются в Т. преим. на таких участках, картографирование к-рых др. путём нерентабельно из-за их малой площади или затруднительно по характеру территории. В первом случае производят мензульную съёмку, выполняемую целиком в натуре, во втором - для ряда горных р-нов - фототеодолитную съёмку (наземную фотограмметрическую ), при к-рой часть работ ведут на местности с помощью фототеодолита, а часть - камерально на фотограмметрических приборах. Использование в Т. материалов космической съёмки пока ограничивается изготовлением обзорно-топографических и мелкомасштабных топографич. карт преим. на неосвоенные и малоизученные территории полярных стран, пустынь, джунглей, выявлением и отбором по космич. снимкам таких участков земной поверхности, для к-рых обычная аэрофотосъёмка, с целью создания или обновления средне- и крупномасштабных топографич. карт, должна быть поставлена в первую очередь. Основными в совр. Т. являются аэрофототопографич. методы (см. Аэрофототопография) - комбинированный и стереотопографический.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.