Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Амнистия и помилование.






В УК РФ 1996 г. впервые включена отдельная статья, посвящённая порядку объявления и правовым последствиям акта амнистии (ст. 84). Правом издания такого акта, согласно ст. 103 Конституции РФ 1993 г., обладает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Рассмотрим основные особенности амнистии как правового явления. Для принятия актов амнистии необходимы специальные условия. Во-первых, перед объявлением амнистии надо убедиться, что общеправовая ситуация в стране позволяет без ущерба для граждан простить определённое количество правонарушителей, освободив их от ответственности или наказания, либо смягчив это наказание. Во-вторых, лица, совершившие преступления, для которых предусмотрена амнистия, не должны представлять общественной опасности. И, в-третьих, перед объявлением амнистии государство должно провести определённые социально-профилактические мероприятия, направленные на оказание помощи амнистируемым лицам, решение их трудовых, бытовых и жилищных проблем.

Правовые последствия амнистии могут быть различными: освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания; сокращение назначенного наказания; замена назначенного наказания более мягким видом; освобождение от дополнительного вида наказания; снятие судимости (ч. 2 ст. 84 УК).

Будучи актом высшего органа государственной власти, амнистия имеет нормативный характер. Её предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально неопределённый круг лиц. Акт амнистии – это специфический правовой документ. Его особенности, в первую очередь, связаны с порядком действия такого акта во времени. По общему правилу амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были закончены до момента вступления в законную силу акта об амнистии. Актом амнистии лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от наказания. Такое освобождение может применяться к лицам, которым обвинительный приговор был вынесен до вступления в силу Постановления Государственной Думы РФ об амнистии. Если лицо уже отбывает наказание за совершение преступления, то актом амнистии оно может быть освобождено от отбытия оставшейся части наказания, либо оставшаяся часть наказания может быть сокращена на определённую часть; либо оставшаяся неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания.

Сам по себе акт амнистии не освобождает от уголовной ответственности или наказания, не смягчает наказание и не снимает судимости. Он является нормативным основанием реализации предписаний акта амнистии, обязательных для правоприменительных органов. Решения этих органов на различных стадиях уголовного процесса имеют различную процессуальную форму: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; постановление о прекращении уголовного дела; определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания и судимости; постановление начальника исправительного учреждения или постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.

В заключении обозначим основные признаки, характеризующие акт амнистии:

· амнистия носит нормативный характер, т. е. распространяется на индивидуально неопределённый круг лиц;

· применяется высшим представительным органом государственной власти - Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

· акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые их применяют, так и для тех лиц, которые подпадают под амнистию;

· акт амнистии является лишь нормативным основанием для освобождения лица от ответственности или наказания, определяет категории лиц, которые попадают под амнистию, порядок и условия её применения.

В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ Президент России наделён компетенцией осуществлять помилование. В уголовном законодательстве нет каких-либо ограничений этого правомочия, поэтому данный институт, также как и амнистия, является государственно-правовым.

В ч. 2 ст. 85 УК РФ указано, что актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. В данной норме границы акта помилования необоснованно сужаются. На практике актами помилования определялось и освобождение от уголовной ответственности и условное освобождение от наказания.

Акт помилования, в отличие от акта амнистии, не носит нормативный характер. Он является актом применения права в конкретном случае, имеет индивидуальный характер, так как применяется к конкретному лицу или конкретным лицам.

Это положение вытекает из ст. 50 Конституции РФ, в соответствии с которой о помиловании или смягчении наказания может просить каждый осуждённый. Поэтому не вполне верным представляется утверждения некоторых авторов о том, что с ходатайством о помиловании могут обратиться родственники осуждённого, адвокаты, общественные организации или администрация исправительного учреждения.

В Российской Федерации помилование применяется:

а) в отношении лиц, осуждённых судами в РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ;

б) в отношении лиц, осуждённых судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ;

в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осуждённых: а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; е) которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким видом наказания.

Правовыми последствиями помилования являются: освобождение от отбывания оставшейся неотбытой части наказания; сокращение неотбытого наказания на определённую часть; замена неотбытого наказания или неотбытой части наказания более мягким видом наказания; освобождение от дополнительного наказания, если оно ещё не было исполнено; снятие судимости.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание различные обстоятельства: характер и степень общественной опасности совершённого преступления; поведение осуждённого во время отбывания или исполнения наказания; срок отбытого (исполненного) наказания; данные о личности осуждённого (состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст); данные о возмещении материального ущерба, причинённого преступлением и др.

Практика обращений с прошениями по вопросам помилования показала, что чаще всего прошения удовлетворяются в случае, если: судимость первая; возраст осуждённого свыше 50 лет; судимость не связана с совершением тяжких преступлений против личности, последствиями которых является смерть потерпевших или же их инвалидность; осуждённый стал инвалидом в местах лишения свободы, и его содержание там обходится государству дороже, чем в интернате для инвалидов; если умерла жена осуждённого и оказались брошены малолетние дети. В практике применения помилования возник вопрос о том, может ли лицо, которому смертная казнь была заменена пожизненным лишением свободы, вторично подать прошение о помиловании, поскольку единственная возможность для него освободиться из мест лишения свободы до своей смерти – это условно досрочное освобождение, но оно может быть применено по отбытии не менее 25 лет (ч. 5 ст. 79 УК РФ). В некоторых государствах законодательство запрещает повторное помилование. В российском законодательстве такого указания нет. Решение вопроса об отмене обвинительного приговора или переквалификации преступления, совершённого осуждённым лицом, не входит в компетенцию Президента России. Эти вопросы решаются в порядке обращения в вышестоящую судебную инстанцию в порядке кассации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.