Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 89 страница






Тесная связь Т. э. с социальной практикой приводит к тому, что статус этой дисциплины оказывается весьма различным в разных социальных условиях. Совр. капиталистич. общество, с одной стороны, вынуждено развивать Т. э. и использовать её достижения, т. к. они непосредственно влияют на конкурентоспособность практически всех отраслей пром-сти. С др. стороны, стихийный характер буржуазной экономики ставит непреодолимые препятствия на пути последовательного и планомерного использования данных Т. э., а законы рекламы нередко толкают художественно-конструкторскую мысль к созданию вещей, в к-рых модный внешний вид скрывает устаревшую конструкцию. В противоположность этому, при социализме Т. э. играет важную роль в создании наилучших условий труда, быта и отдыха людей, в воспитании гармонически развитого человека, его коммунистич. отношения к материальным, культурным и эстетич. ценностям. Т. э. непосредственно участвует в формировании условий, при к-рых " художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека" (Программа КПСС, 1976, с. 130 ).

Формирование условий для возникновения дизайна и его теории связано с эпохой разделения и обособления сфер техники и искусства, с распадом ремесленного и становлением пром. произ-ва. При этом предметный мир постепенно утрачивал единство, становился всё более разнородным и эклектичным: художеств, ценность признавалась лишь за произв. искусства, технич. функция закреплялась за продуктом пром. произ-ва. Однако на рубеже 19-20 вв. возникает представление о собственной красоте машин и технич. сооружений. Одновременно осознаётся необходимость упорядочения и перестройки всего предметного мира на основе принципов гармонизации. Под влиянием этих идей во мн. странах зародилось движение за единство искусства и техники, возникли художественно-пром. союзы, сформировались творческие группы и школы (напр., Немецкий Веркбунд, Австрийский Веркбунд и др. ).

В широком социальном плане проблемы Т. э. впервые были осмыслены и получили глубокую и чёткую разработку после Великой Октябрьской социалистич. революции. Большое внимание Сов. гос-ва к этим проблемам нашло отражение, напр., в постановлении ВСНХ от 16 октября 1920 о создании при ВСНХ Художественно-производств. комиссии, на к-рую возлагалось руководство всей художеств, деятельностью в пром-сти. С организацией Высших гос. художественно-технич. мастерских (Вхутемас) развернулась деятельность " производственников" (см. Производственное искусство), ставивших своей целью слить иск-во с произ-вом, перестроить жизнь по законам красоты (худ. В. Е. Татлин, А. М. Родченко, Л. М. Лисицкий, арх. М. Я. Гинзбург, братья Веснины и др. ). Одновременно велись исследования в области научной организации труда (А. К. Гостев), закладывались основы эргономики. В последующие годы по мере развития отечеств, индустрии теоретич. представления об использовании методов художеств. конструирования в пром-сти обогащались опытом работ в области судостроения, автомобилестроения, ж.-д. транспорта и др. отраслей.

За рубежом крупнейшим н.-и. и идейно-педагогич. центром Т. э. в 20-30-е гг. стал " Баухауз*, возглавлявшийся В. Гропиусом, X. Мейером и Л. Мис ван дер РОЭ. После прихода к власти в Германии фашизма " Баухауз" был закрыт. Почти все его основатели эмигрировали в разные страны; науч. разработка проблем Т. э. велась лишь отд. исследователями. В послевоен. период разработка вопросов Т. э. возобновилась в Улъмской высшей школе художественного конструирования (ФРГ ), Королевском колледже искусств (Великобритания), в ряде ун-тов США.

Теоретич. поиски 20-х гг. во многом предвосхитили совр. развитие Т. э. Однако становление её как самостоятельной науч. дисциплины, тесно связанной с запросами практики, происходит лишь в 60-е гг. В этот период в СССР формируется гос. система организации художеств, конструирования, включающая Всесоюзный н.-и. ин-т технич. эстетики (ВНИИТЭ), его филиалы, отраслевые спец. художественно-конструкторские бюро (СХКБ), подразделения художеств, конструирования на пром. предприятиях, в проектных и н.-и. орг-циях. В результате формирования этой системы не только расширился объём исследований, но и произошли существенные качеств, изменения в области художеств, конструирования. Его объектом всё в большей мере становятся не отд. предметы, а системы вещей, сложные связи между ними и целыми группами людей. Это поставило перед Т. э. задачи межотраслевого характера, потребовало системного подхода к исследуемым проблемам.

Ведущие орг-ции по Т. э. социалистич. стран, в т. ч. и СССР, являются членами Междунар. совета орг-ций по художеств, конструированию (ИКСИД). В СССР вопросы Т. э. освещаются в информац. бюллетене " Техническая эстетика" и др. спец. изданиях, за рубежом - в журналах " Промишлена естетика" (София, с 1969), " Wiadompsci" (Warsz., с 1958), " Design v teori a praxi. Bulletin" (Praha, c 1969), " Industrijsko oblikovanje i marketing" (Beograd, c 1971), " Form + Zweek > (В., c 1969), " Forms. (Opladen, c 1957), " Form" (Stockh., c 1905), " Design Industrie" (P., c 1952), " Design" (L., c 1949), " Industrial Design" (N. Y., c 1954) и др.

Лит.: Вопросы технической эстетики. Сб. ст., в. 1 - 2, М., 1968-70; Основы технической эстетики. Расширенные тезисы, М., 1970; Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика, в. 1 - 9, М., 1971 - 75; Б е ген а у 3. Г., Функция, форма, качество, пер. с нем., М., 1969; Нельсон Д ж., Проблемы дизайна, пер. с англ., М., 1971; Archer L. В., Techno ogical innovation - a methodology, L., 197"!; Dorfles G., Introduzione al disegno industriale. Linguaggio e storia della produzione di serie, Torino, 1972; М a 1 d onado Т., Avanguardia e razional.ta. Articoli, saggi, pamphlets 1946-1974, Torino, 1974; Nob let J., Design. Introduction a 1'histoire de 1'evolution des formes industrielles de 1820 a aujourd'hui, P., 1974. Ю. Б. Соловьёв.

" ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА", ежемесячный информационный бюллетень Всесоюзного н.-и. ин-та технической эстетики Гос. комитета Сов. Мин. СССР по науке и технике. Выходит в Москве с 1964. " Т. э." освещает вопросы теории, истории и совр. практики сов. и зарубежного художественного конструирования, эргономики, художественно-конструкторского образования, публикует обзорные материалы по выставкам, рецензии на книги, посвящённые технич. эстетике. Тираж (1976) 29 500 экз.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ВИДЫ СПОРТА. собирательное название различных комплексов общефизич. упражнений, навыков и умений в области владения, управления спорт, технич. снарядами, в т. ч. снарядами-аппаратами, и система проведения соревнований по этим комплексам; каждый Т. в. с. имеет конкретное прикладное значение.

К Т. в. с. относят авиац. виды спорта (вертолётный, парашютный, планёрный, самолётный), авто-, мото-, радиоспорт, стрелковый, водно-моторный, подводный, виды спорт, моделирования (авиа-, авто-, судомодельный) и др.

В СССР Т. в. с. получили развитие с 50-х гг., с 1958 проводятся всесоюзные соревнования. В кон. 50 - нач. 60-х гг. образованы всесоюзные федерации по Т. в. с., к-рые с 1963 объединены Бюро спорт, федераций ДОСААФ СССР. В 1975 было св. 5 тыс. спортивнотехнич. клубов, Т. в. с. занимались 19, 6 млн. чел. Ежегодно св. 2 млн. чел. выполняют разрядные нормы по Т. в. с. См. отд. статьи о Т. в. с., напр. Радиоспорт, Самолётный спорт.

ТЕХНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ, возделываемые растения, к-рые используют как сырьё для различных отраслей пром-сти. В зависимости от получения из них того или иного продукта подразделяются на неск. групп. Крахмал оносные культуры содержат крахмал в клубнях (картофель, батат, ямс и др.), сахароносные растения - сахар в стеблях (сах. тростник, сах. клён и др. ), корнеплодах (сах. свёкла), соцветиях (сах. и винная пальмы ). У масличных культур масла растительные накапливаются в семенах и плодах (подсолнечник, арахис, соя, клещевина, рапс, кунжут, горчица, лён масличный, кокосовая и масличная пальмы, маслина, тунг и др. ), у эфирномасличных культур эфирные масла - в надземной части (мята, герань, базилик евгенольный и др. ), цветках (роза эфирномасличная, лаванда, тубероза, сирень и др. ), плодах (кориандр, анис, фенхель и др. ), корнях и корневищах (ветиверия, ирис и др. ). Прядильные, в т. ч. лубяные культуры, содержат волокна текстильные в стеблях (лён-долгунец, джут, кенаф, конопля и др. ), листьях (новозеландский лён и др. ), семенах (хлопчатник ), плодах (сейба ). Из др. групп Т. к. большое значение имеют каучуконосные растения (гевея, гваюла и др. ), гуттаперченосные (бересклет, эвкоммия, палаквиум, пайена и др. ), дубильные (скумпия, бадан, нек-рые виды дуба, ель, лиственница и др. ), красильные (марена, вайда, софора японская, шафран, сафлор, нек-рые виды индигоферы и др. ), л екарственные (валериана, наперстянка, белладонна, хинное дерево, женьшень и др. ), наркотические (табак, махорка, индийская конопля, мак опийный и др. ), пробконосные (бархат амурский, пробковый дуб и др. ), прочие Т. к. (хмель, ворсянка и др. ). Нек-рые Т. к. являются растениями двойного использования. Напр., лён-долгунец, конопля и хлопчатник, кроме волокна, дают жирное масло; марена и мак опийный являются также лекарственными, из кориандра, тмина и аниса получают эфирное и жирное масла.

Т. к.- однолетние (напр., лён, картофель, подсолнечник, тмин ) и многолетние (маслина, роза эфирномасличная, гевея, хмель, женьшень ) растения и относятся комн. ботанич. семействам: паслёновых (картофель, табак ), сложноцветных (подсолнечник, сафлор ), крестоцветных (рапс, горчица ), розоцветных (роза эфирномасличная ) и др. Зоны произрастания их различны: пальмы, маслина, тунг, сах. тростник и др. -растения тропич. и субтропич. областей земного шара, подсолнечник, лён, сах. свёклу и др. выращивают в основном в ср. и умеренных широтах. В СССР из Т. к. возделывают картофель, подсолнечник, сах. свёклу, хлопчатник, лён, коноплю, табак, махорку, лекарственные растения и мн. др. Площадь посева их (в млн. га): 11, 8 в 1940, 15, 3 в 1965, 14, 5 в 1970, 14, 7 в 1974. См. также статьи о группах Т. к.

Лит. см. при статьях Масличные культуры, Лубяные культуры, Красильные растения и др.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ, приборы, устройства и технич. системы, предназначенные для автоматизации производства. Т. с. а. обеспечивают автоматич. получение, передачу, преобразование, сравнение и использование информации в целях контроля и управления производств, процессами. В СССР системный подход к построению и использованию Т. с. а. (их группировка и унификация по функциональному, информац. и конструктивно-технологич. признакам ) позволил объединить все Т. с. а. в рамках Гос. системы пром. приборов и средств автоматизации - ГСП.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. По функциональному назначению Т. с. о. обычно делят на три осн. класса: информационные, контролирующие и обучающие.

К информационным относятся в основном аудиовизуальные Т. с. о.: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статич. диапроекция (см. Диаскоп, Эпидиаскоп), лингафонное оборудование (см. Лингафонный кабинет). Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций ), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные Т. с. о. могут быть успешно использованы также и при самостоят, обучении. В качестве информац. Т. с. о. могут применяться электронные вычислительные устройства.

Контролирующие Т. с. о. предназначены для определения степени и качества усвоения уч. материала. Такие устройства используются во всех фазах уч. цикла. Контроль - неотъемлемая часть процесса обучения, он выполняет функции обратной связи между обучаемым и преподавателем. Осн. формы контроля, реализуемые с помощью контролирующих Т. с. о., - текущий контроль усвоения учащимися нек-рого объёма уч. материала и итоговый контроль на определённой стадии уч. процесса. Контролирующие Т. с. о. бывают индивидуальные и групповые и различаются по типу обучающих программ и методам ввода ответа обучаемого. Такие Т. с. о. бывают различной сложности: от простейших карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных электронных контролирующих автоматов и ЭВМ включительно. В наиболее совершенных контролирующих устройствах используются разветвлённые обучающие программы с конструируемым ответом. При автоматизированном контроле качества усвоения материала преподаватель в значит, степени освобождается от трудоёмких операций, присущих обычным методам опроса, что даёт ему возможность уделять больше внимания творческим аспектам обучения и индивидуальной работе с учащимися. Контроль становится более регулярным, достоверным, экономным (с точки зрения затрат времени ). В высших и средних уч. заведениях используются классы или аудитории, оснащённые контролирующими устройствами (см. Автоматизированного обучения класс), с помощью к-рых преподаватель имеет возможность управлять процессом контроля и получать необходимые статистические данные о качестве усвоения уч. материала.

Дидактич. возможности обучающих, так же как и контролирующих Т. с. о., определяются степенью совершенства программ, к-рые в них реализуются. Программа и Т. с. о. органически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Какими бы совершенными ни были Т. с. о., без соответствующей программы, разработанной на основе принципов теории обучения и с учётом достижений в области изучаемого предмета, они утрачивают свою ценность в дидактическом плане и становятся малоэффективными при контроле знаний. В то же время любая совершенная обучающая программа требует для своей реализации устройства с высокими технич. данными. Наиболее полно требованиям, предъявляемым к Т. с. о., удовлетворяют автоматизированные обучающие системы (АОС ). АОС - функционально взаимосвязанный набор подсистем учебно-методич., информац., математич. и инж.-технич. обеспечения на базе средств вычислительной техники, предназначенный для оптимизации процессов обучения в различных его формах и работающий в диалоговом режиме коллективного пользования. АОС дают возможность использовать быстродействие ЭВМ, её способность хранить большое кол-во информации, логич. возможности, дистанционный доступ к информац. массивам, возможность накапливать и обрабатывать статистич. материал об уч. процессе с требуемым уровнем обобщения. Применение АОС в уч. процессе позволяет решить ряд фундаментальных проблем педагогики, основные из к-рых - индивидуализация обучения в условиях массовости образования; развитие творческой активности и способностей учащихся к познават. деятельности; унификация учебно-методического материала в связи с открывшейся возможностью " тиражирования" опыта лучших преподавателей. Оснащение уч. рабочего места устройством отображения информации (см. Отображения информации устройство) на электроннолучевой трубке (дисплеем) позволяет организовать диалог с ЭВМ, близкий к еетеств. форме общения учащихся с преподавателем.

Комплексное использование Т. с. о. всех видов создаёт условия для решения осн. задачи обучения - улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями совр. научно-технич. прогресса (см. также Учебное оборудование).

Лит.: МолибогА. Г., Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе, М., 1971; Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972. H. Ф. Краснов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ТУ), документ, входящий в комплект технической документации на пром. продукцию (изделие), в к-ром указываются комплекс технич. требований к продукции, правила приёмки и поставки, методы контроля, условия эксплуатации, транспортирования и хранения. Технические требования определяют осн. параметры и размеры, свойства или эксплуатац. характеристики изделия, показатели качества продукции, комплектность изделия и т. д. В правилах приёмки и поставки указываются порядок и условия проведения контрольных испытаний при предъявлении продукции к сдаче заводом-изготовителем и приёмке её заказчиком. В разделе о методах контроля (испытаний, анализов, измерений ) устанавливаются: способы определения всех параметров и характеристик продукции, соответствующих норм, требований; правила отбора образцов или проб, выбора оборудования, приборов, материалов и реактивов; методика подготовки и проведения испытаний, анализов, измерений и способы обработки результатов. В разделе об условиях эксплуатации, транспортирования и хранения содержатся: указания о монтаже, установке и применении продукции; правила её упаковки и транспортирования; место, условия и сроки хранения. Существуют ТУ как на отд. виды продукции (изделий), так и на неск. видов (т. н. групповые ТУ).

В СССР ТУ составляются в соответствии с ГОСТом, утверждаются и регистрируются органами Госстандарта СССР. ТУ имеют огранич. срок действия и по достижении определённого уровня произ-ва заменяются созданными на их основе ГОСТами. В. H. Квасницкий.



ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА в С С С Р, профессионально-технич. уч. заведения для молодёжи, окончившей среднюю школу, готовят квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного общеобразовательного уровня. Созданы в 1954 (в кон. 50-х гг. реорганизованы, в 1966 восстановлены). Готовят кадры по более чем 400 рабочим профессиям (наладчики автоматических линий, машинисты проходческих комбайнов, операторы по добыче нефти и газа, монтажники радио- и радиолокац. установок, аппаратчики химич. производств и др.). Срок обучения 1-2 года. В 1975 было ок. 700 Т. у. (364 тыс. уч-ся), выпуск составил 254 тыс. чел., приём - 308 тыс. чел. См. также Профессионально-технические учебные заведения, Профессионально-техническое образование.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ и словари, научно-справочные издания, содержащие систематизированный свод сведений по технике (технологич. оборудованию и процессам, предметам труда и т. п.), технич. и смежным наукам. Т. э. подразделяются на общие (охватывающие всю совокупность техники) и специальные (посвящённые конкретной отрасли или направлению в развитии техники). Распространённый вид общего технического словаря - политехнический словарь. Подобно др. энциклопедиям, Т. э. могут быть по построению систематическими или - что чаще - алфавитными.

Возникновение Т. э. подготавливалось энциклопедическими по охвату своей тематики памятниками технич. лит-ры, развитием энциклопедий и технич. словарных изданий. Ранними предшественниками Т. э. были труды Витрувия " Десять книг об архитектуре" (1 в. до н, э.), учёных эпохи Возрождения: Франческо ди Джордже Мартини " Об архитектуре гражданской и военной" (Giorgio Martini F. di, Trattato d'architettura civile e militare, написана в 1476, изд. 1841) и др. Большое значение для формирования Т. э. имел выход первых печатных технич. энциклопедич. изданий на лат. яз.- трудов В. Бирингуччо " О пиротехнике" (1540), Г. Агриколы " О горном деле и металлургии" (1556). В течение двух столетий эти книги служили незаменимыми справочными, производств, и уч. пособиями по технике. В 17-18 вв. появились энциклопедические по характеру труды англ, математика Дж. Моксона-" Практическая механика" (Moxon J., Mechanik exercises, L., 1677-79; обобщённые сведения по строит, делу), нем. инж. Я. Лёйпольда -" Зрелище машин..." (Leupold I., Theatrum machinarum generale. Schauplatz des Grundes mechanischer Wissenschaften, Bd 1-9, Lpz., 1724-39) и др. Часть подобной лит-ры осталась рукописной, напр. труд польск. учёного Ю. Нароновича-Нароньского " Военное строительство" (" Architektura militaris, to est budownictwo wojenne", 1659) - свод знаний по артиллерии, фортификации, измерениям, инструментам и т. п. В 18 в. появились (тогда ещё мало дифференцированные от др. типов технич. книги) технич. отраслевые словари: напр. англ. " Словарь рудокопа" У. Хусона (Hooson W., The miners dictionary, Wrexham, 1747), нем., изд. под псевд. Minerophilus Freibergensis (букв. Фрейбергский любитель минералов), " Новый систематизированный минералогический и горнозаводской словарь" (" Neues und wohleingerichtetes Mineral- und Bergwerks-Lexikon", Chemnitz, 1730) и др. и общетехнические, напр, франц. " Словарь искусств и ремёсел" П. Жобера (Jambert P., Dictionnaire raisonne universe! des arts et metiers, v. 1-5, P., 1773). Технич. тематика стала занимать видное место и в англ, универсальных энциклопедиях, напр. " Техническом лексиконе" Дж. Харриса (" Lexicon technicum or an universal English dictionary of arts and sciences", L., 1704), " Циклопедии..." Э. Чеймберса (" Cyclopaedia or an universal dictionary of arts and sciences", v. 1-2, L., 1728). В этих изданиях заметно стремление удовлетворить требованиям, выдвинутым пром. переворотом и развитием машинного произ-ва. Преимуществ, внимание здесь уделялось вопросам техники, математики и естествознания. Усиление обществ, роли науки и техники, рост интереса к ним побуждали издателей выпускать к общим энциклопедиям спец. дополнения, имевшие также и самостоят, значение, напр. " Занимательный и практический лексикон природы, искусств, горного дела, ремёсел и торговли" (" Curieuses und reales Natur-Kunst-Berg-Gewerck und Handlungs-Lexikon", Lgz., 1712) в дополнение к энциклопедии И. Хюбнера.

Большое значение для популяризации науки и техники имела ^Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел*. Помимо научно-технических сведений в тексте, издание содержало 11 тт. " гравюр", многие из них - хорошо выполненные изображения технических устройств, приборов и технологических процессов. Выявились и многообразные трудности, связанные с систематическим освещением техники во многих её социальных и экономич. аспектах. Напр., задуманная берл. предпринимателем И. Г. Крюницем " Экономико-технологическая энциклопедия" (Kriinitz J. G., Okonomische-technologische Enzyklopadie, Tl. 1-242, В., 1773-1858) в процессе выпуска эволюционизировала в сторону издания универсального типа. Формирование собственно Т. э. относится ко 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., когда сложилась фундаментальная научная база техники, развились технич. науки, что способствовало подлинно науч. энциклопедическому обобщению предмета. Назначение Т. э. - быстрое получение падёжных сведений для ориентации в многообразии явлений техники, расчётов сложных технологич. процессов, технич. проектирования с применением науч. данных и т. п.

В этот период сложился тип многотомных Т. э. Одним из ранних примеров был франц. " Технологический словарь" (" Dictionnaire technologique", v. 1-22, P., 1822-35). В 1837-39 шотл. химик и экономист Э. Юр выпустил " Словарь искусств, ремесел и горного дела" (Ure, A., " A dictionary of Arts, Manufactures and Mines"). Нем. изданием этого труда пользовался К. Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 47, с. 624-25, 654). Позже вышли " Общетехнический лексикон Люгера" (" Lueger's Lexikon der gesamten Technik und ihrer Hilfswissenschaften", Bd 1-7, Stuttg., 1894-99) алфавитного построения, амер. " Энциклопедия машин" (" Machinery's encyclopedia", v. 1-7, N. У., 1917), " Техническая и научная энциклопедия Хатчинсона" (" Hutchinson's technical and scientific encyclopedia", v. 1-4, L., 1935), итал. -" Энциклопедический словарь промышленной техники" Дж. Альбенги и Э. Перукки (Albenga G., Perucca E., Dizionario tecnico industriale enciclopedico, v. 1-2, Torino, 1937).

В условиях возрастания темпов научно-технич. прогресса, углубления дифференциации произ-ва и отраслей техники, неравномерности их развития в 1-й пол. 20 в. общие Т. э. быстро устаревали. Возникла относительно самостоят, энциклопедич. лит-pa по отд. отраслям произ-ва и техники (см., напр., Сельскохозяйственные энциклопедии, Химические энциклопедии). Наиболее целесообразным и перспективным типом технич. энциклопедич. изданий оказались отраслевые Т. э.

Одним из средств повышения оперативности и " живучести" Т. э. стал выпуск серий энциклопедич. изданий по технике. Динамичность и актуальность достигается выпуском Т. э. с т. н. " мобильными листами" (статьи, справочные таблицы и т. п. печатаются на отд. листах, к-рые можно группировать в любом удобном для специалиста порядке, заменяя устаревший материал ). Практикуется также относительно частое переиздание Т. э., материал к-рых, предварительно сгруппированный по циклам, перерабатывается, напр., в течение года, с учётом новейших достижений в отд. отраслях. Совр. техника отражается в научнотехнических энциклопедиях, освещающих как достижения естеств. и технич. наук, так и их использование в пром-сти, с. х-ве, транспорте, связи и т. д. Наряду с технич. энциклопедич. изд. для получения нек-рых справок используются многочисл. лингвистич. и терминологич. словари.

Т. э. в России. Обобщению технич. знаний и созданию рус. технич. терминологии способствовали рукописи 16-17 вв. (" Типик Нектария", " Сказание о всяких промыслах и указы об иконном мастерстве и серебряном рукоделии и о иных вещах" и др. ). Этот процесс усилился в связи с началом издания технич. лит-ры в 1-й четв. 18 в. Первые рус. справочные технич. пособия были переводными или создавались путём переработки иностр. трудов. Таковы, напр., " Термины, употребляемые в фортификации" (в книге Вобана " Истинный способ укрепления городов", СПБ, 1724 ), энциклопедич. издание в 10 чч. " Зрелище природы и художеств" (СПБ, 1784-90 ) - 90 статей о производственных профессиях, орудиях труда, отраслях естествознания и прикладных наук, о материалах, применяемых в пром-сти, и т. п. В 1767 был издан сборник переводов из энциклопедии Дидро и Д'Аламбера.

С нач. 19 в. появились энциклопедич. издания производственно-бытового назначения: " Полная хозяйственная книга" В. А. Левшина (т. 1-5, М., 1813-15 ), " Лексикон городского и сельского хозяйства" И. А. Двигубского (т. 1-12, М., 1836-39 ) и др. Широким охватом материала отличался " Горный словарь" Г. И. Спасского (т. 1-3, М., 1841-43 ). Подобные отраслевые пособия энциклопедического типа издавались и позднее: " Справочная книга для горных инженеров и техников по горной части, т. 1 -Горнозаводская механика" И. А. Тиме (СПБ, 1879 ), " Справочная книжка по электротехнике" В. H. Чиколева (СПБ, 1885 ) и др. В 1911-18 изд-во " Просвещение" выпускало " Техническую энциклопедию" (СПБ-П., т. 1-8 ). Это была существенная переработка немецкого общетехнического лексикона Люгера. С учётом новейших достижений науки и техники были изменены многие статьи, составлены новые, материалы насыщались данными о русской действительности и т. п. В подготовке энциклопедии участвовали А. А. Байков, Г. П. Передерни, А. А. Скочинский, Г. Ф. Депп, H. А. Белелюбский и др. В 1901-11 вышла в переводе с немецкого систематич. популярная энциклопедия " Промышленность и техника" (СПБ, т. 1 - 11 ).

Т. э. в С С С Р. За годы Сов. власти появились оригинальные рус. издания, отличавшиеся широтой охвата и глубиной науч. обобщения материала. Принципиально новым стало читательское назначение Т. э., превращавшихся в массовые издания. Уже в первые годы Сов. власти выпущены многотомные энциклопедические " Химико-технический справочник", " Справочник Отдела химической промышленности ВСНХ". Крупным достижением сов. науки и издательского дела стала " Техническая энциклопедия" (под ред. Л. К. Мартенса, т. 1-26, М., 1927-36 ), призванная дать специалистам материал для работы в условиях социалистич. строительства (ок. 4 тыс. одних только крупных статей ). В 1927-1933 к этой Т. э. издан " Справочник физических, химических и технологических величин" (т. 1-10 и предметный указатель, 1936 ), который содержал ок. 500 тыс. цифровых и др. справок по 80 тыс. различных материалов и соединений. 2-е изд. " Технической энциклопедии" (при увеличении объёма на 10% предусматривалось обновление 60% материала ) было прервано Великой Отечеств, войной 1941-45 (в 1937-41 выпущено 14 тт. ). В подготовке сов. Т. э. участвовали И. И. Артоболевский, М. А. БончБруевич, С. И. Вавилов, И. М. Губкин, М. В. Кирпичёв, В. H. Образцов, М. А. Павлов, П. А. Ребиндер и др. Были выпущены технические словари под ред. А. А. Арманда и Г. П. Браило (1934 ) и Л. К. Мартенса (1939 ). После 1945 вышли в свет энциклопедический справочник " Машиностроение" (т. 1-16, М., 1946-51 ), " Технический справочник железнодорожника" (т. 1-13, М., 1949-1957 ), справочник " Горное дело" (т. 1 - 11, М., 1957-60 ), " Краткий политехнический словарь" (главный ред. Ю. А. Степанов, М., 1956 ), " Политехнический словарь" (гл. ред. И. И. Артоболевский, М., 1976). Важнейшим направлениям в развитии совр. техники посвящены научно-технич. энциклопедич. издания: 5-томный справочник " Приборостроение и средства автоматики" (М., 1963-65), " Атомная энергия" (М., 1958), популярная маленькая энциклопедия " Космонавтика" (М., 1968, 2 изд., 1972), " Энциклопедия кибернетики" (т. 1-2, К., 1974). Появились серии сов. Т. э., призванные обеспечить потребность в обобщающих справочных пособиях по наиболее актуальным для страны отраслям и направлениям развития техники. В серии " Энциклопедия современной техники" был предпринят одновременный выпуск изданий: " Автоматизация производства и промышленная электроника" (т. 1-4, М., 1962-65), " Конструкционные материалы" (т. 1-3, М., 1963-65), " Строительство" (т. 1-3, М., 1964-65). Особое место занимает " Энциклопедия измерений, контроля и автоматизации", выпускаемая по методу " мобильных листов".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.