Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 15 страница






ТАРИФЫ СВЯЗИ в С С С Р, разновидность гос. плановых цен, по к-рым предприятия связи реализуют услуги различным потребителям по передаче писем, телеграмм, посылок, осуществлению междугородных телефонных разговоров и т. д. В процессе передачи сообщений, как правило, участвует неск. предприятий связи. Поэтому доходы, получаемые отд. предприятиями связи по установленным, тарифам (тарифные доходы ), характеризуют в ден. выражении стоимость продукции всех предприятий, участвующих в передаче сообщений.

Построение и дифференциация Т. с. осуществляются на основе принципов социалистич. ценообразования. Экономич. основа Т. с.- стоимость услуг связи. Независимо от категории потребителей (население, предприятия отраслей материального произ-ва и др. ) Т. с. включают два элемента - себестоимость и прибыль. При этом по отношению к населению тарифы выполняют функции розничных цен, а по отношению к потребителям нар.-хоз. сектора - оптовых цен. Действующая система Т. с. по всем отраслям связи (почтовая связь, телеграфная связь и др. ) включает более 300 ставок. Тарифы дифференцируются с учётом влияния различных факторов (расстояние, продолжительность, скорость, вес почтовых отправлений и др. ) на себестоимость передачи соответствующих видов сообщений. Применяются льготные Т. с., напр. для оплаты междугородных телефонных разговоров в определённые часы суток, поздравит, телеграмм, заблаговременно поданных. Т. с. разрабатываются Мин-вом связи СССР и утверждаются Гос. комитетом цен при Сов. Мин. СССР. При планировании доходов, учитывая значит, дифференциацию Т. с., применяется укрупнённый показатель - средняя доходная такса (доходы, в среднем приходящиеся на одно сообщение ).

Лит.: Финансы предприятий и отраслей хозяйства, 2 изд., М., 1973; Экономика связи, 2 изд., М., 1974. О. С. Срапионов.

ТАРИФЫ ТРАНСПОРТНЫЕ, система цен (ставок ), по к-рой взимается плата за перевозки. Т. т. подразделяются на r р узовые и пассажирские. В СССР грузовые тарифы - часть общей системы плановых оптовых цен, по к-рым осуществляются взаимные расчёты между государственными предприятиями (удельный вес личных грузов мал ). Исходная база для построения Т. т.-себестоимость перевозок (см. Издержки транспортные). Кроме того, в тарифы включается определённая прибыль в большем или меньшем размере в зависимости от гос. политики цен. При этом учитываются: назначение перевозимой продукции для нар. х-ва и населения, фондоёмкость и трудоёмкость тех или иных перевозок и ряд др. факторов. Грузовые Т. т. в целом обеспечивают рентабельность работы трансп. предприятий, но уровень её неодинаков. Напр., Т. т. на перевозки высокоценной продукции обеспечивают значительно большую рентабельность, чем тарифы на перевозки массовых грузов производств, назначения. Грузовые Т. т. различаются по видам транспорта общего пользования. На ж.-д. транспорте грузовые Т. т. устанавливаются едиными для всей сети жел. дорог на базе среднесетевой себестоимости перевозок. По общим тарифам провозная плата взимается, как правило, за кратчайшее расстояние между станциями отправления и назначения груза. Тарифные ставки дифференцированы по видам грузов, расстояниям, скорости перевозки, размерам отправок (повагонные, контейнерные, мелкие ) и др. условиям. Кроме того, используются местные тарифы для ветвей, не включённых в общую сеть жел. дорог. С 1 июля 1967 были введены т. н. двуставочные тарифы примерно на половину грузооборота (с 1 янв. 1974 - на весь грузооборот ) жел. дорог СССР. В действующих тарифных схемах они установлены: за начально-конечные операции (в копейках за 10 т) и за передвижение (в копейках за 10 т -км). Плата за перевозки массовых грузов взимается по повагонному тарифу из расчёта нормального использования грузоподъёмности вагона независимо от фактической его загрузки грузоотправителем. Минимальное расстояние, за к-рое взимается плата за перевозки грузов по жел. дорогам, - 50 км (только для сахарной свёклы и торфа - 25 км). Это способствует разгрузке жел. дорог от нерациональных короткопробежных перевозок. При перевозке грузов " большой скоростью" плата повышается на 100%. Применяются и пониженные тарифы, в частности стимулирующие развитие смешанных перевозок, использование порожних направлений (см. Рационализация грузовых перевозок).

На водном транспорте Т. т. дифференцированы по бассейнам рек и морей ввиду больших различий в себестоимости перевозок. На речном транспорте Т. т. дифференцированы не только по видам грузов, но и по видам перевозок (напр., тариф на перевозки круглого леса в плотах иной, чем в судах ). На морском транспорте различают фрахты и тарифы. В отличие от тарифов, к-рые являются плановыми, заранее объявленными ценами длит, действия, применяемыми гл. обр. на перевозки между портами СССР, фрахт - единовременная цена на перевозку, размер к-рой устанавливается по соглашению между владельцами судна и его нанимателем, в заграничном плавании.

На автомобильном транспорте Т. т. дифференцированы по союзным республикам. В них предусмотрены начисления на стр-во автомоб. дорог. На период бездорожья тарифы могут быть повышены на 20%. Для отд. областей и р-нов установлены поясные коэфф., на к-рые умножается осн. тариф. Они отражают порайонные различия в себестоимости перевозок (напр., для р-нов Заполярья он равен 3, для р-нов Севера - 2 ). Плата взимается за выполняемый объём перевозок, измеряемый в т ' км. В зависимости от степени использования грузоподъёмности автомобиля различают грузы 4 классов. Тарифы 4-го класса вдвое выше 1-го. Наряду с этим применяются и повременные тарифы, т. е. плата взимается за автомобиле-чае, величина её устанавливается с учётом грузоподъёмности и типа автомобиля.

Т. т. на воздушном транспорте делятся на 2 осн. тарифных пояса: первый относится к р-нам, обеспеченным ж.-д. транспортом, второй - к отдалённым р-нам, в к-рых себестоимость перевозок по ряду причин выше. В среднем тарифы второго пояса на 70% выше первого. Пассажирские тарифы - часть общей системы розничных цен на продукцию личного потребления. На ж.-д. транспорте они дифференцированы по видам сообщений (дальнее, пригородное ), категориям поездов (скорые, пассажирские ), типам вагонов (мягкие, жёсткие, купированные, общие и т. д. ). Наиболее низкими являются абонементные пригородные Т. т., к-рые покрывают лишь 20-30% расходов на перевозки. Льготные тарифы ежегодно сберегают трудящимся СССР св. 200 млн. руб. Тарифы дальнего сообщения и разовые билеты для поездок в пригородном сообщении в целом обеспечивают необходимую рентабельность пасс, перевозок. На мор. транспорте тарифы дифференцированы по судам, классам кают и их расположению на судне. Широко применяется особый тариф для туристов. Примерно такие же принципы построения пасс, тарифов на речном транспорте. На возд. транспорте пасс, тарифы, как и грузовые, дифференцированы по двум поясам. Тарифы на гор. транспорте (метро, троллейбус, автобус, трамвай ) подразделяются на единые (одноставочные ) Зкоп., 4 коп., 5 коп. за одну поездку, независимо от расстояния перевозки, и поучастковые. На всей терр. СССР, кроме нек-рых отдалённых р-нов, применяется единый тариф за пользование легковыми такси.

В др. социалистич. странах Т. т. по принципам их построения близки к Т. т. СССР. Вкапиталистич. странах применяются разнообразные системы Т. т., в основе к-рых - капиталистич. издержки транспорта и цена произ-ва, включающие прибыль. В совр. условиях ослабление монопольного положения жел. дорог и усиление конкуренции автомобильного и воздушного транспорта влияют на уровень Т. т., что относится в первую очередь к частным трансп. предприятиям. В ряде стран (Франции, ФРГ, Великобритании и др. ), в к-рых транспорт является гос. собственностью, тарифы на перевозки мн. массовых грузов убыточны. Дефицит жел. дорог покрывается за счёт госбюджета, т. е. практически за счёт трудящихся-налогоплательщиков.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24, гл. 6; Ч у п р о в А. И., Железнодорожное хозяйство, М., 1878; Система пассажирских тарифов на транспорте СССР и пути ее совершенствования, М., 1969; Основы взаимодействия железных дорог с другими видами транспорта, М., 1972, гл. 20; А б р ам о в А. П., Затраты железных дорог и цена перевозки, М., 1974. Е. Д. Хануков.

ТАРИХА (Tarija ), город на Ю. Боливии, адм. центр деп. Тариха, в верховье р. Тариха. 35, 7 тыс. жит. (1970 ). Торг, центр с.-х. р-на. Сах. з-д, винодельч. и др. предприятия пищ. пром-сти. Ун-т. Осн. в 1574. Вблизи Т.- добыча нефти.

ТАРИЧ Юрий Викторович [12(24 ). 1. 1885, Полоцк, -21.2.1967, Москва], советский кинорежиссёр и сценарист, засл. деятель иск-в РСФСР (1935 ). Один из основоположников кинематографии Белоруссии. Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та (1903-05 ). Работал актёром в театре, снимался в кино. С 1923 киносценарист, затем режиссёр. Крупнейшие работы- " Крылья холопа" (1926 ), " Лесная быль" (1927 ), " Одиннадцатое июля" (1938 ). В годы Великой Отечеств, войны участвовал в создании " Боевых киносборников", в 1943-45 возглавлял киностудию " Монголкино", где поставил " Степных витязей". Позже работал на киностудии " Белорусьфильм", с 1954 - на Моск. студии научно-популярных фильмов. Награждён 2 орденами, а также медалями.

ТАРКВА (Tarkwa ), город на Ю. Ганы, в Западной обл. 11 тыс. жит. (1970 ). Ж.-д. узел. Близ Т.- шинный з-д. В р-не Т - добыча золота, марганцевой руды, алмазов.

ТАРКВИНИИ (лат. Tarquinii, этрусск. Tarchuna ), древний этрусский город к С. от Рима (терр. совр. г. Таркуиния ) в Италии. Памятники вилланова культуры свидетельствуют о раннем возникновении поселения. Сохранились остатки оборонит, стен 5- 4 вв. до н. э., фундамент и терракотовые рельефы большого храма, саркофаги, украшенные скульптурами, и многочисл. росписи в подземных усыпальницах (7-1 вв. до н. э. ). Согласно легенде, Т., основанные выходцем из Лидии Тархоном, входили в этрусский союз 12 городов, были родиной Тарквиния Приска. После войн 359-351 и 310-308 до н. э. с Римом в нач. 3 в. до н. э. потеряли самостоятельность.

Фрагмент росписи склепа в Тарквиниях. 5 - 4 вв. до н. э.

ТАРКВИНИЙ ГОРДЫЙ Луций (Lucius Tarquinius Superbus ), согласно рим. преданию, последний (7-й ) царь Др. Рима, 534/533-510/509 до н. э. Традиция приписывает Т. Г. характерные черты правителя-тирана, своей жестокостью вызвавшего восстание в Риме, поводом к к-рому послужило насилие, совершённое сыном Т.Г. над Лукрецией - женой Тарквиния Коллатина - родственника Т. Г. После этого Т. Г. был изгнан из Рима. Легенда об изгнании Т. Г. отразила ист. факт освобождения Рима от этрус. владычества.

ТАРКВИНИЙ ПРИСК, Тарквиний Древний Луций (Lucius Tarquinius Priscus ), согласно рим. преданию, 5-й царь Др. Рима, 616/615-578/577 до н. э. Ему приписывается обширная строит, деятельность (отведение места для Форума, устройство канализации, возведение храма Юпитеру Капитолийскому, цирка ), а также успехи в войнах с сабинами и латинами, введение в Риме многих этрус. обычаев и культов.

ТАРКИ, посёлок гор. типа в Даг. АССР. Подчинён Советскому райсовету г. Махачкала. Расположен в 3 к м от ж.-д. ст. Махачкала. Производство швейных изделий. Возник на землях кумыков на торг, пути из Поволжья в Закавказье и Иран. Через Т. в 1396 проходил Тимур. В кон. 15- нач. 19 вв. столица Тарковского шамхальства, неоднократно подвергался воен. нападениям. В 1668 был занят отрядами С. Т. Разина. В 1821 на месте Т. была построена рус. крепость Бурная; ок. Т. в 1844 заложено укрепление Петровское (совр. г. Махачкала).

ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович [р. 12(25 ). 6.1907, Елизаветград, ныне Кировоград], русский советский поэт, переводчик. Учился на Высших лит. курсах (1925-29 ). В период Великой Отечеств, войны 1941-45 работал в армейской газете. Печатается с 1926. В лирич. книгах " Перед снегом" (1962 ), " Земле -земное" (1966 ), " Вестник" (1969 ) Т. утверждает целостность духовной жизни человека, связанной с историей и современностью. Известны переводы Т. с туркм., каракалп., груз., араб., евр. языков. Автор ряда статей о поэзии и проблемах художеств, перевода. Гос. пр. Туркм. ССР им. Махтумкули (1971 ). Награждён орденом Красной Звезды, медалями.

С о ч.: Стихотворения. [Предисл. М. Алигер], М., 1974.

Лит.: Степанов H., Поэзия беспокойной мысли, " Москва", 1967, М" 4; У р б а н А., Конфликты в поэзии Арсения Тарковского,

" Звезда", 1966, № 11; Рунин Б., Власть слова, " Вопросы литературы", 1967, № 5; Филиппов Г., Перекличка памяти с судьбою, " Звезда", 1970, № 7.

ТАРКОВСКОЕ ШАМХАЛЬСТВО, феод, владение в сев.-вост. части Дагестана с центром Тарки. Образовалось в кон. 15 в. на терр., населённой кумыками. Осн. занятием населения было с. х-во. С 1-й пол. 17 в. Т. ш. неоднократно находилось в подданстве России. К нач. 18 в. в результате борьбы с Грузией, кабардинскими князьями и Россией территория Т. ш. сократилась до небольшого владения вдоль Каспийского м. Окончат, присоединение Т. ш. и др. терр. Дагестана к России было закреплено Гюлистанским мирным договором 1813. В 1867 на терр. бывшего Т. ш. образован Темир-Хан-Шуринский округ.

Лит.: История Дагестана, т. 1 - 2, М., 1967-68.

ТАРЛАК (Tarlac ), город на Филиппинах, на о. Лусон. Адм. центр провинции Тарлак. 30 тыс. жит. (1970 ). Связан автострадой с Манилой. Рисоочистка, кустарные промыслы.

ТАРЛЕ Евгений Викторович [27.10(8.11 ). 1875, Киев, -5.1.1955, Москва], советский историк, акад. АН СССР (1927 ). В 1896 окончил ист.-филологич. ф-т Киевского ун-та. Ученик И. В. Лучицкого. В 1903-1917 приват-доцент Петерб. ун-та. В 1913-18 проф. Юрьевского ун-та. С 1917 проф. Петрогр. ун-та, затем ЛГУ и МГУ. В годы перед Революцией 1905-07 создал галерею ист. портретов: Руайе-Коллара, Дж. Каннинга, Ч.Парнелла, Л.Гамбетты, А. Розбери и др. Магистерскую диссертацию (защищена в 1901 в Киеве ) посвятил анализу " Утопии" Т. Мора. Под влиянием первой рус. революции Т. первым среди историков " русской школы" в центр своих исследований поставил историю рабочего класса. В 1911 защитил докторскую диссертацию " Рабочий класс во Франции в эпоху революции" (т. 1-2, 1909-11 ). В капитальных трудах " Континентальная блокада" (1913 ) и " Экономическая жизнь королевства Италии в царствование Наполеона I" (1916 ) впервые ввёл в науч. оборот многочисл. документы парижских, лондонских, гаагских архивов; доказал, что континентальная блокада не оправдала надежд, возлагавшихся на неё Наполеоном. После Окт. революции 1917 (смысл к-рой Т. понял не сразу ) наступил самый значит, период его творчества. Его кн. " Европа в эпоху империализма" (1927 ), базирующаяся на огромном конкретном материале, несмотря на наличие в ней спорных и даже ошибочных положений, явилась первой попыткой исторически осмыслить предысторию и историю 1-й мировой войны 1914-18. Большое науч. значение имели работы о революц. борьбе франц. рабочего класса (" Рабочий класс во Франции в первые времена машинного производства. От конца Империи до восстания рабочих в Лионе", 1928; " Жерминаль и прериаль", 1937 ). С 30-х гг. Т. вернулся к жанру ист. портретов (" Наполеон", 1936, " Талейран", 1939 ). Участвовал также в подготовке коллективных трудов: " Французская буржуазная революция 1789-1794", " История дипломатии", учебников для вузов и др. Накануне и в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 Т. написаны работы большого патриотич. значения о нашествии Наполеона на Россию, о Нахимове, Ушакове, Кутузове; закончено исследование " Крымская война" (т. 1-2, 1941-43 ). Большую исследовательскую работу Т. сочетал с большой публицистич. и пропагандистской работой (статьи в прессе, лекции ). Гос. пр. СССР (1942, 1943, 1946 ). Награждён 3 орденами Ленина и 2 др. орденами.

Е. В. Тарле.

Соч.: Соч., т. 1 - 12, М., 1957 - 62.

Л ит.; Е. В. Тарле, М.- Д., 1949; Из истории общественных движений и международных отношений. Сб. ст. в память акад. Е. В. Тарле, М., 1957; Ч а п к е в и ч Е. И., Жизнь и деятельность Е. В. Тарле в дореволюционный период, в сб.: Некоторые проблемы классовой борьбы в период капитализма, М., 1966; его ж е, О жизни и деятельности Е. В. Тарле в советский период, в сб.: Некоторые вопросы истории СССР, М., 1967. А. 3. Манфред.

ТАРН (Tarn ) Уильям Вудторп (26.2.1869, Лондон, -7.11.1957, Инвернесс ), английский историк античности. Гл. работы посвящены истории эллинизма.

Соч.: Antigonos Gonatas, Oxf., 1913; Alexander the Great, v. 1-2, Camb., 1948; Octavian, Antony and Cleopatra, L., 1965 (совм. с М. Р. Charlesworth); The Greeks in Bactria and India, Camb., 1966; в рус. пер.-Эллинистическая цивилизация, М., 1949.

ТАРН (Tarn), река во Франции, прав, приток Гаронны. Дл. 375 км, пл. басе, ок. 15 тыс. к м 2. Берёт начало в Севеннах; протекает через известняковое плато Кос, образуя ущелье (дл. ок. 50 км и глуб. до 500 м); выше г. Альби - водопад Сабо. В низовьях течёт по равнине. Весеннее половодье, осенью отд. дождевые паводки. Ср. расход воды ок. 250 л3/сек, макс. - 8200 м3/сек. Судоходна ниже г. Альби. ГЭС (Ле-Пуже, Пине, Ривьер и др.). На Т. -гг. Монтобан, Альби.

ТАРН (Tarn), департамент на Ю. Франции в басе. р. Тарн, в юж. части Центр. Франц. массива (вые. до 1266 м). Пл. 5, 8 тыс. к м 2. Нас. 335 тыс. чел. (1975). Адм. ц.- г. Альби. В пром-сти занято 26% экономически активного населения, в с. х-ве - 24% (1968). Машиностроение (гг. Альби, Кастр), швейная пром-сть (Кастр), обработка овечьих шкур (Мазаме ), произ-во сафьяна (Гроле ), цемента (Рантей ), пищ. пром-сть. Виноградарство, овощеводство. Животноводство (кр. рог. скот ), овцеводство.

ТАРН И ГАРОННА (Tarn-et-Garonne ), департамент на Ю. Франции в басе, рек Гаронна и Тарн на Ю.-З. Центр. Франц. массива. Пл. 3, 7 тыс. к м 2. Нас. 183 тыс. чел. (1975 ). Адм. ц.- г. Монтобан. 37% экономически активного населения занято в с. х-ве, 17% - в пром-сти (1968 ). Овощеводство, плодоводство и виноградарство. Пищ., машиностроит. пром-сть.

ТАРНОВСКЕ-ГУРЫ (Tarnowskie Gory ), город на Ю. Польши, в Катовицком воеводстве. 61, 3 тыс. жит.(1974 ). Ж.-д. узел. Машиностроение (химическое, горное, электротехнич. и др. ), хим., пищ. пром-сть. Выплавка цинка и свинца.

ТАРНОВСКИЙ Вениамин Михайлович [9(21 ). 7.1837, с. Ниж. Даймен ныне Золотухинского р-на Курской обл., -5(18 ). 5.1906, Париж], русский дермато-венеролог. В 1859 окончил мед. ф-т Моск. ун-та. С 1869 проф., в 1894-97 зав. кафедрой дерматологии и сифилидологии Петерб. медико-хирургич. академии. Считал сифилис общим заболеванием организма и доказал возможность повторного заражения им после излечения препаратами иода и ртути. Уточнил представления о механизмах развития т. н. злокачественного врождённого сифилиса. Предложил ряд препаратов для лечения мягкого шанкра и гонореи. Организатор (1885 ) и первый пред, (до 1903 ) рус. сифилидологич. и дерматологич. науч.об-ва.

Соч.; Распознавание венерических болезней у женщин и детей, 2 изд., СПБ, 1867; Курс венерических болезней, СПБ, 1870; Излечимость сифилиса, СПБ, 1900.

Лит.: Архангельский С. П., В. М. Тарковский, Л., 1966.

ТАРНОВСКИЙ Николай Николаевич [р. 20.12.1894 (1.1.1895 ) с. Коцюбинцы, ныне Тернопольской обл.], украинский советский поэт. В 15 лет отправился в Америку в поисках заработка; работал на заводах и фабриках. Писать начал в 1914. В 1919-58 чл. Коммунистич. партии США. Принимал участие в работе прогрессивной укр. прессы. Первый сб. стихов " Патриоты" (1918 ) - памфлет против укр. националистов. Затем появляются сб-ки стихов, разоблачающие лицемерие бурж. демократии, поев, тяжёлой жизни трудящихся в США, в частности укр. трудовой эмиграции, - " Дорогой жизни" (1921 ), " В коридорах вечности" (1926 ), " Поэма про Гарри Симса" (1932 ) и др. Т. подвергался преследованиям, тюремному заключению. Вернулся в 1959 на родину. Издал стихотв. роман " Эмигранты" (1958 ) и неск. сб-ков стихов. Награждён 2 орденами, а также медалями.

С о ч.: Вибранi noesii, К., 1953; Братам на Украшу, Львiв, 1957; 3 далекоi дороги, К., 1961; Мости над океанами, К., 1967; Бурхливий плин, К., 1973; в р у с. п е р.- Я вернулся. Стихи разных лет, М., 1961.

Лит.: Буркатов Б., Ветеран революшйного слова, К., 1964. Б. Л. Корсунская.

ТАРНОГРОДСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ (Konfederacja Tarnogrodzka ), магнатскошляхетский союз в Речи Посполитой, направленный против короля Августа II, стремившегося использовать введённые в Польшу саксон. войска для установления абсолютизма. Образована 26 нояб. 1715 в г. Тарногруд. Планам Т. к. низложить Августа II воспротивился Пётр I, настоявший на принятии Августом II осн. требований Т. к.: вывод из Польши саксон, войск, ограничение самостоятельных (без санкции сейма и сената ) действий короля, сокращение армии и др. Условия соглашения были утверждены " Немым сеймом" (1717 ).

ТАРНОГРОДСКИЙ Николай Павлович [16(28 ). 8.1894 -31.1.1938], участник борьбы за Сов. власть на Украине. Чл. Коммунистич. партии с 1915. Род. в с. Залесцах, ныне Дунаевецкого р-на Хмельницкой обл., в крест, семье. С 1914 учился на мед. ф-те Киевского ун-та, участвовал в работе гор. с.-д. орг-ции. В 1916 арестован, заключён в тюрьму. После Февр. революции 1917 пред. Винницкого к-та РСДРП(б ), с июля член обл. к-та партии Юго-Зап. края. В октябрьские дни 1917 пред. Винницкого ревкома. В 1918 чл. Киевского подпольного обкома КП(б ) У. В 1919 пред. Подольского губисполкома и чл. бюро губкома партии, затем работал в Зафронтовом бюро ЦК КП(б ) У, зав. отделом ЦК КП(б ) У. В 1920-22 пред. Подольского губревкома; секретарь Полтавского губревкома и губкома КП(б ) У. С 1922 на отвегств. парт, работе на Урале, Сев. Кавказе, Д. Востоке, в Исполкоме Коминтерна. Делегат 12, 13, 16-го съездов ВКП(б ). Был чл. ВЦИК и ВУЦИК.

ТАРНОПОЛЬ, прежнее название г. Тернополь, центра Тернопольской обл. УССР.

ТАРНУВ (Tarnow ), город на Ю. Польши, на р. Дунаец. Адм. ц. Тарнувского воеводства. 94, 6тыс. жит.(1974 ). Пром. центр (34 тыс. занятых ). Крупный хим. комбинат (азотные удобрения, полимеры, хлор и др. ); электротехнич., станкостроит., стек., швейная, пищ. пром-сть. Памятники 14-16 вв. (ратуша, собор, костёл ).

ТАРО (Colocasia esculenta ), тропическое многолетнее растение сем. ароидных, один из видов колоказии. Крупные клубни Т. (весят до 4 к г ) употребляют в пищу варёными или жареными аналогично картофелю; молодые этиолированные листья отваривают подобно спарже. Т.-одно из древнейших культурных растений, выращиваемое преим. во влажных районах тропиков и субтропиков, гл. обр. в Вост. полушарии; в Океании - один из популярных пищевых продуктов. Может культивироваться на Черноморском побережье Кавказа.

ТАРОМСКОЕ, посёлок гор. типа в Днепропетровской обл. УССР. Подчинён Ленинскому райсовету г. Днепропетровска. Расположен на правом берегу р. Днепр. Ж.-д. ст. Сухачёвка (на линии Днепропетровск - Пятихатки ). 18 тыс. жит. (1975 ). Карьеры по разработке гранита. Совхоз " Декоративные культуры". Государственная опытная станция животноводства.

ТАРПАН, европейская дикая лошадь (Equus caballus gmelini ), подвид домашней лошади. Вероятно, предок нек-рых пород домашних лошадей. Т. ранее был широко распространён в степях Европ. части СССР и ряда стран Европы. Встречался на Украине до 70-х гг. 19 в. Исчез в результате вытеснения в естественных условиях стадами домашних животных и в незначит. степени истребления человеком. Приручению поддавался с трудом. Отличался небольшим ростом (вые. в холке 116-136 см), плотным телосложением, серой " мышастой" окраской с чёрной полосой вдоль спины и чёрными же стоячей гривой и хвостом.

Лит.: СоколовИ.И., Копытные звери (отряды Perissodactyla и Artiodactyla), М.-Л., 1959 (Фауна СССР. Млекопитающие, т. i, в. 3); Млекопитающие Советского Союза, под ред. В. Г. Гептнера и H. П. Наумова, т. 1, М., 1961.

ТАРПЕЙСКАЯ СКАЛА (Saxum Tarpeium ), в Др. Риме отвесный утёс с зап. стороны Капитолийского холма, с к-рого сбрасывали осуждённых на смерть гос. преступников. Согласно преданию, название произошло от имени Луция Тарпея, сброшенного с этого утёса за оппозицию царю Ромулу. По др. версии, -от имени дочери начальника Капитолийской крепости Спурия Тарпея - предательницы Тарпейи, к-рая впустила сабинян на Капитолий.

ТАРПОНЫ (Megalopidae ), семейство рыб отряда сельдеобразных. Чешуя очень крупная, до 5-7 см. 1 род - Megalops с 2 видами. Атлантический Т. (М. atlanticus ) распространён у берегов тропич. Америки и Африки, иногда заходит в устья рек; дл. до 2, 4 м, весит до 150 кг, обычно меньше. И н д о - т ихоокеанский Т. (М. cyprinoides) обитает в тёплых водах Индийского и Тихого ок. от Кореи до Австралии; дл. не более 1 м. Т.- один из излюбленных объектов спортивного рыболовства.

ТАРРАГОНА (Tarragona), город и порт в Испании, в Каталонии, на побережье Средиземного м. Адм. центр провинции Таррагона. 78, 2 тыс. жит. (1970). Ж.-д. узел. Судоремонтные верфи. Плодоконсервная, бум., таб." пром-сть. Вывоз вина, фруктов. Рыболовство.

ТАРРАКОН (лат. Таггасо), древнее поселение иберов на побережье Средиземного м., на месте совр. г. Таррагона. В 218 до н. э. завоёван римлянами; при Цезаре (2-я пол. 1 в. до н. э. ) в Т. основана рим. колония. С кон. 1 в. до н. э. Т.- центр провинции Тарраконская Испания. В 264 н. э. разрушен франками, в 469 завоёван вестготами, в 714 - арабами.

ТАРРАCA (Tarrasa ), город в Испании, в Каталонии, в провинции Барселона. 138, 7 тыс. жит. (1970 ). Город-спутник Барселоны. Производство сукна, хл.бум. тканей и электротехнич. пром-сть.

ТАРРОК (Thurrock ), город в Великобритании, в графстве Эссекс, на р. Темза. 126, 8 тыс. жит. (1974 ). Судоремонтная, цем., автомоб., бум., обув., нефтеперераб. пром-сть. В пределах Т.- бассейны Лондонского порта (Тилбери ).

ТАРС, Гёзлю-Куле, остатки поселения 6-го тыс. до н. э.- 3-4 вв. н. э. на окраине совр. г. Тарсуса в Турции. Раскопками (1934-38 ) установлено, что в 6-5-м тыс. до н. э. Т.- неолитич. посёлок. В 4-м тыс. до н. э. распространяется влияние элъ-обейдской культуры. В 3-м тыс. до н. a. Т.- укреплённый городок с развитым металлургич. произ-вом, по-видимому, вошедший во 2-м тыс. до н. э. в состав гос-ва хеттов (найдены хеттские печати). В 1100-850 до н. э. в Т. появились первые железные изделия, к-рые получили массовое распространение в 850-700 (топоры, тёсла, оружие). В 7 в. до н. э. Т. входил в состав Ассирии. В верхних слоях Т. раскопаны могилы эллинистич. и рим. времени (4 в. до н. э.- 3-4 вв. н. э.).

Лит.: Excavations at Gozlii Kule. Tarsus,, v. 1 - 3, Princeton, 1950-63 (лит.).

ТАРСКИЙ (Tarski) Альфред (р. 14.1. 1902, Варшава ), польский логик и математик (с 1939 живёт в США ). Полученные Т. результаты относятся к теории множеств, теории булевых алгебр, логикам с формулами бесконечной длины и др. разделам математич. логики и оснований математики. Основополагающий характер имеют работы Т. в моделей теории, логической семантике, металогике и методологии дедуктивных наук.

Соч.: Undecidable theories, N. Y., 1954 (соавтор); Logics, semantics, metamathematics, Oxr., 1956; в рус. пер, - Введение в логику и методологию дедуктивных наук, М., 1948.

ТАРСУС (Tarsus), город на Ю. Турции, в иле Ичель, на жел. дороге и шоссе Адана - Мерсин. 75 тыс. жит. (1970). Торг, центр крупного хлопководч. р-на. Хлопкоочистит., текст., цем. и пищ. пром-сть.

ТАРТАКОВ Иоаким Викторович (1860, Одесса, -23.1.1923, Петроград ), русский советский певец (баритон ) и режиссёр, засл. арт. Республики (1923 ). Окончил Петерб. консерваторию (1881, класс К. Эверарди ). Пел в провинциальных оперных театрах. В 1882-84 и 1894-1923 солист, с 1909 также гл. режиссёр Мариинского театра в Петербурге. Бархатистый, в то же время мужественно звучащий голос, искренность исполнения, сценич. пластичность отличали артиста. Среди партий - Демон (" Демон" Рубинштейна ), Онегин (" Евгений Онегин" Чайковского ), Риголетто, Яго (" Риголетто", " Отелло" Верди ), Тонио (" Паяцы" Леонкавалло ). Выступал в концертах (исполнял романсы П. И. Чайковского ). В 1920-23 проф. Петрогр. консерватории.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.