Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народное образование после Октябрьской революции 1917






Основы политики Коммунистич. партии и Сов. власти в области нар. образования были определены Программой партии, принятой 8-м съездом РКП(б) (1919), в к-рой поставлена задача огромной социальной значимости - создать новую, социалистич. систему нар. образования, превратить школу из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистич. преобразования общества. «Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества» (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 301).

Первоочередной задачей стала ликвидация массовой неграмотности населения. В соответствии с декретом «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (26 дек. 1919) в 1920 при Наркомпросе РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, руководившая всей работой в этом направлении. Повсеместно открывались школы взрослых и пункты ликвидации неграмотности (ликпункты); массовыми тиражами издавались на родных языках буквари и уч.-методич. лит-pa. К этой работе привлекались учителя, работники культ.-просвет, учреждений и обществ, орг-ций, командиры и политработники Красной Армии, коммунисты и комсомольцы. Активно работал руководимый Н. К. Крупской Главполитпросвет, основанный в 1920 при Наркомпросе. Декретом СНК в 1923 было создано об-во «Долой неграмотность». Систематически проводились съезды и конференции по проблемам внешкольного образования взрослых. За 1920-40 было обучено грамоте ок. 60 млн. чел. взрослого населения. В 1939 (по данным переписи) грамотные среди населения в возрасте от 9 до 49 лет составили 87, 4%. Перепись населения 1959 показала, что неграмотность практически ликвидирована полностью.

На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918-19, организация дела нар. образования была перестроена на новых, социалистич. началах: все общеобразоват. школы стали общенародными; существование частных школ запрещено; введены бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь - от гос-ва; запрещалось преподавание в уч. заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религ. культа; отменялись физич. наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию сов. системы обществ, дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы, открывшие двери для рабочих и трудящихся крестьян.

Всеросс. органом по руководству и управлению нар. образованием стал Наркомат просвещения, в ведение к-рого перешли уч. заведения всех ведомств. В июне 1918 СНК РСФСР принял «Положение об организации дела народного образования в Российской республике». Важнейшее значение имело ч Положение о единой трудовой школе РСФСР» (опубл. 16 окт. 1918), в соответствии с к-рым создавалась основанная на подлинно демократич. принципах единая трудовая 9-летняя школа, состоящая из 2 ступеней, обязательная для детей и подростков в возрасте 8-17 лет, с бесплатным и совместным обучением детей обоего пола на родном яз. Огромное значение для развития школы на родных языках имело создание в 20-30-х гг. письменности для десятков народов и народи остей (киргизы, башкиры, буряты, народы Дагестана, Крайнего Севера и др.), перевод старой письменности отд. народов Ср. Азии и Кавказа с арабской на латинскую, а затем на рус. графич. основу (узбеки, таджики, туркмены, казахи, азербайджанцы и др.).

Коренным образом изменились содержание образования и воспитания, методы уч.-воспитат. работы, началась подготовка новых уч. планов, программ и учебников. Общеобразоват. школа сближалась с жизнью, учение увязывалось с трудом и обществ, работой учащихся. В речи на 3-м съезде РКСМ (октябрь 1920) В. И. Ленин в качестве гл. задач выдвигал воспитание подрастающего поколения в духе коммунистич. морали, формирование у молодёжи материалистич. мировоззрения, коммунистич. взглядов и убеждений, вооружение её подлинно науч. знаниями о природе и обществе, соединение образования с практикой социалистич. строительства, с общественно полезным, производит, трудом. Призывая молодёжь учиться, Ленин подчёркивал, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (там же, т. 41, с. 305). Проведение в жизнь ленинских идей в области нар. образования и культурного строительства неразрывно связано с деятельностью первых руководителей Наркомпроса РСФСР - А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, М. Н. Покровского. Создание сов. школы проходило в трудных условиях Гражд. войны и военной интервенции, хоз. разрухи.

В нач. 30-х гг. изданы постановления, укрепившие организационные и научно-пед. основы сов. школьной системы: «О начальной и средней школе» [пост. ЦК ВКП(б), сентябрь 1931], «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» [пост. ЦК ВКП(б), август 1932], «Об учебниках для начальной и средней школы» [пост. ЦК ВКП(б), февраль 1933], «О структуре начальной и средней школы в СССР» [пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б), май 1934], «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» [пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б), сентябрь 1935] и др.

Право граждан Сов. Союза на образование закреплено Конституцией СССР. Сов. государство создало прочные материальные гарантии, обеспечивающие гражданам СССР реальные возможности использования этого права. Впервые в истории человечества в СССР осуществлена истинно демократич. система воспитания и образования, результаты к-рой во многом способствовали победе сов. народа в Великой Отечеств, войне 1941- 1945 против нем.-фаш. захватчиков. В послевоенный период сов. система нар. образования получила дальнейшее развитие. В кратчайший срок страна справилась с трудностями, оставленными войной. Уже в 1950 работало св. 220 тыс. школ. Усиленно велось школьное строительство. С 1950 по 1965 построено 30 тыс. школ, кроме того, введено в действие 36 тыс. школ по инициативе и на средства колхозов. Быстрый социальный и научно-технич. прогресс предъявил повышенные требования к культурному и общеобразоват. уровню молодёжи, вливающейся в нар. х-во. Совершенствовались содержание и методы работы ср. и высших уч. заведений. Гигантские планы перестройки всего нар. х-ва потребовали расширения высш. и ср. спец. образования, и эта задача успешно решается в стране.

В 1973 Верх. Советом СССР утверждены «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». В этом документе нашли отражение достижения сов. народа в строительстве развитого социалистич. общества и задачи нар. образования на совр. этапе. «Целью народного образования в СССР, - указывается в «Основах законодательства», - является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать Социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека» («Народное образование в СССР. Сб. документов 1917 - 1973 гг.», 1974, с. 93). «Основы законодательства» направлены на дальнейшее совершенствование дела нар. образования в развитом социалистич. обществе. В них записаны руководящие принципы нар. образования в СССР: равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и нац. принадлежности, пола, отношения к религии, имуществ. и социального положения; обязательность образования для всех детей и подростков; гос. и обществ, характер всех учебно-воспитат. учреждений; свобода выбора языка обучения (на родном языке или на языке др. народа СССР); бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном гос. обеспечении, выплата стипендий учащимся и студентам; единство системы нар, образования и преемственность всех типов уч. заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим; единство обучения и коммунистич. воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистич. строительства; науч. характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры; гуманистич. и высоконравств. характер образования и воспитания; совместное обучение лиц обоего пола; светский характер образования, исключающий влияние религии.

Система нар. образования в СССР включает: дошкольное воспитание; общее ср. образование; внешкольное воспитание; проф.-технич. образование; ср. спец. образование; высшее образование.

Коммунистич. партия и Сов. пр-во проявляют постоянную заботу о нар. образовании, мобилизуют силы общества для его улучшения. Воспитание и образование в СССР стало делом общенародным, в его совершенствовании участвуют все обществ, орг-ции; используются средства массовой информации, литература и искусство. При местных Советах работают постоянные комиссии по нар. образованию, науке и культуре. ЦК КПСС и местные парт, органы в своих аппаратах имеют отделы науки и уч. заведений. Развитие нар. образования в СССР опирается на передовой пед. опыт и достижения сов. педагогики.

Дошкольное воспитание. Первое звено системы нар. образования - дошкольные учреждения (ясли, детские сады, ясли-сады), предназначенные для детей в возрасте до 7 лет. В. И. Ленин назвал организацию сов. детских садов «ростками коммунизма», указывал на их важную роль в раскрепощении женщины (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 24). В целях создания наиболее благоприятных условий для воспитания детей этого возраста начиная с 60-х гг. обеспечивается преимущественное развитие единых дошкольных учреждений - детских яслей-садов. В тесном сотрудничестве с семьёй они осуществляют всестороннее гармонии, развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, прививают им элементарные практич. навыки, любовь к труду, заботятся об их эстетич. воспитании, подготавливают к обучению в школе, воспитывают в духе уважения к старшим, любви к Социалистич. Родине и родному краю. Дошкольные учреждения организуются исполкомами районных, городских, сельских и поселковых Советов, а также (с их разрешения) гос. предприятиями, учреждениями и орг-циями, колхозами, кооперативными и др. обществ, орг-циями. (О развитии сети дошкольных учреждений см. табл. 1.)

Табл. 1. - Рост сети дошкольных учреждений

             
Число постоянных дошкольных учреждений - всего            
в т. ч. детских садов и яслей-садов            
Численность детей в постоянных дошкольных учреждениях - всего, тыс. 5, 4          
в т. ч. в детских садах и яслях-садах 4, 0          

Работа в дошкольных учреждениях строится на науч. основе. Для подготовки воспитателей и руководителей созданы пед. уч. заведения. Пед. руководство и обеспечение кадрами (независимо от их ведомств, подчинённости) осуществляют мин-ва просвещения (нар. образования) СССР и союзных республик и их местные органы. Лечебно-профилактич. работу с детьми ведут учреждения здравоохранения. Издаются журн. «Дошкольное воспитание» и др.

Общеобразовательная школа - осн. форма получения общего ср. образования. С первых лет Сов. власти она развивается как единая, трудовая и политехническая. Её единство обеспечивается общностью принципов организации учебно-воспитат. процесса, единым в своей основе содержанием образования и воспитания учащихся при учёте нац. особенностей народов Сов. Союза. Политехнич. и трудовое обучение ведётся в процессе изучения учащимися основ наук, а также в процессе внеурочной, внеклассной и внешкольной работы.

По мере экономич, и культурного роста страны школьная система претерпевала изменения в типах и структуре уч. заведений, сроках обучения, формах связи и преемственности общего и проф. образования. С 1921 наряду со ср. школой (9-летней, позже 10-летней) существовала 7-летняя школа. С 1923 в деревне получили распространение школы крестьянской молодёжи (с 1930 - школы колхозной молодёжи) и с 1926 в городе - фабрично-заводские семилетки. К 1930 во всех союзных республиках были созданы необходимые условия для введения всеобуча. ЦК ВКП(б) 25 июля и ЦИК и СНК СССР 14 авг. 1930 приняли постановления о введении с 1930/31 уч. г. повсеместного всеобщего обязательного нач. обучения детей в возрасте 8-10 лет, а в городах и рабочих посёлках - всеобщего обязательного 7-летнего обучения. С 1930 по 1940 число учащихся 1-4-х классов дневных школ возросло на 6 млн., 5-7-х классов- на 8, 8 млн. чел. В 1940/41 уч. г. общее число учащихся общеобразоват. школ всех видов достигло 35, 6 млн. Особенно разительны были достижения школьного образования в ср.-азиат, республиках. Так, в 1940/41 уч. г. по сравнению с 1914/15 уч. г. число учащихся общеобразоват. школ в Туркм. ССР увеличилось в 37 раз, в Кирг. ССР - в 47 раз, в Узб. ССР - в 75 раз, в Тадж. ССР - в 854 раза.

В период Великой Отечеств, войны 1941-45 нем.-фаш. захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся нем. оккупации, 82 тыс. школ, в к-рых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Нои в эти годы Коммунистич. партия и Сов. пр-во делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразоват. школы. Были созданы школы для рабочей и сел. молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.

По окончании войны осн. задачами в области просвещения были восстановление и укрепление общеобразоват. школы в городах и районах, освобождённых от оккупации, введение всеобщего обучения детей во всей стране. 19-й съезд КПСС (1952) принял решение о завершении перехода от 7-летнего образования ко всеобщему среднему в крупных пром. и культурных центрах СССР и подготовке условий для осуществления в последующие годы всеобщего ср. образования в остальных городах и сел. местности. В 50-е гг. получили развитие школы-интернаты. В 1958 Верх. Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», на основе к-рого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершённое повсеместно в 1962. Значительно расширилась сеть школ, дающих молодёжи ср. образование без отрыва от произ-ва. Перспективы развития народного просвещения наметил 22-й съезд КПСС (1961) в новой Программе партии.

Большое значение для общеобразоват. школы в условиях развитого социалистич. общества имели постановления ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966), «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972) и «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (1973).

25-й съезд КПСС указал на необходимость дальнейшего серьёзного совершенствования всей общеобразовательной системы и в первую очередь средней школы.

Динамика развития школьного образования характеризуется данными, приведёнными в табл. 2.

В соответствии с Уставом ср. общеобразоват. школы (1970) в зависимости от местных условий создаются отдельно нач. школы в составе 1-3-х классов, 8-летние школы в составе 1-8-х классов и ср. школы в составе 1 -10(11)-х классов, при сохранении единства и преемственности всех ступеней общего ср. образования. Срок обучения в ср. школах 10 лет; в школах Литов. ССР, Латв. ССР и Эст. ССР продолжительность обучения составляет 11 лет.

Сеть общеобразоват. школ включает также ср. школы с производств, обучением, ср. школы с углублённым изучением отд. предметов, школы-интернаты, ср. общеобразоват. школы работающей молодёжи, школы для обучения детей с физич. и умственными недостатками, спец. школы.

Школы с производств, обучением и школы с углублённым теоретич. и практич. изучением отд. предметов создаются для удовлетворения различных интересов и развития способностей учащихся, а также для их проф. ориентации. Объём общеобразоват. знаний в этих школах соответствует требованиям единых уч. планов и программ.

Общеобразоват. школы с продлённым днём имеют целью дальнейшее развитие обществ, воспитания учащихся. Это перспективный путь совершенствования системы общего среднего образования. В 1975/76 уч. г. в школах и группах с продлённым днём находилось 7, 3 млн. учащихся.

Школы-интернаты обеспечивают благоприятные условия для всестороннего развития учащихся из семей, не имеющих необходимых условий для воспитания детей. В 1975/76 уч. г. в 2, 2 тыс. школ-интернатов обучалось и воспитывалось 777, 6 тыс. чел. Для детей, лишившихся родителей и попечения, создана сеть детских домов.

Табл. 2. - Общеобразовательные школы всех видов и численность учащихся в них (на начало уч. года)

  1914/15 1940/41 1950/51 1960/61 1970/71 1975/76
Число общеобразовательных школ всех видов, тыс. 123, 7 198, 8 222, 1 224, 4 190, 3 167, 0
В том числе:            
начальные, неполные средние и средние школы 123, 7 191, 5 201, 6 199, 2 174, 6 149, 5
вечерние (сменные) общеобразовательные школы (включая обучающихся заочно)* - 7, 3 20, 5 25, 2 15, 7 17, 5
Численность учащихся, млн. 9, 7 35, 6 34, 7 36, 2 49, 4 48, 8
В том числе:     14, 0 14, 2 15, 3 12, 7
в 1- 3-х классах 8, 1 16, 1        
в 4- 8-х классах 1, 5 18, 2 19, 8 19, 4 26, 3 24, 1 12, 0
в 9- 10(11)-х классах. 0, 1 1, 3 0, 9 2, 6 7, 8  

* Включая дневные общеобразовательные школы, при к-рых организованы классы для обучения работающей молодёжи, самостоятельные заочные школы и средние профтехучилища; за 1940/41 уч. г.- включая рабфаки и школы взрослых. Для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении, имеющих недостатки в физич. развитии (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с дефектами речи), задержки или аномалии в умственном развитии, организованы спец. общеобразоват. школы (классы) в основном интернатного типа. В 1975/76 уч. г. работало 2, 4 тыс. таких школ (436, 3 тыс. уч-ся).

Ср. общеобразоват. школы работающей молодёжи, как правило, в составе 8-11-х классов создаются для рабочих, колхозников и служащих, к-рые по тем или иным причинам не смогли получить среднее (а в отд. случаях 8-летнее) образование. Эти школы имеют 2 формы обучения - вечернюю (сменную) и заочную. За годы 9-й пятилетки (1971-75) в них получило ср. образование 3, 4 млн. чел., что составляет немногим более 1/4 окончивших общеобразоват. школы всех видов.

Уч. год во всех общеобразоват. школах страны начинается 1 сент. и заканчивается в 1-7-х классах 30 мая, в 8-х классах 10 июня, в 9-10(11)-х классах 25 июня. Уч. год делится на уч. четверти: 1-я - с 1 сент. по 4 нояб., 2-я - с 10 нояб. по 29 дек., 3-я - с 11 янв. по 23 марта, 4-я - с 1 апр. до конца уч. года. Соответственно устанавливаются и каникулы (осенние, зимние, весенние и летние).

В типовом уч. плане школы допускается след, максимальное количество обязат. уч. часов в неделю: в 1-4-х классах- 24 ч, в 5-8-х классах - 30 ч и для 9-10 (11)-х классов - 32 ч. В 10-летних школах с нерус. языком обучения допускается увеличение недельной уч. нагрузки на 2-3 ч.

Осн. форма организации учебно-воспитат. работы в школе - урок продолжительностью в 45 мин. В процессе обучения и воспитания применяются разнообразные виды самостоят, работы школьников, лабораторно-практич. занятия, экскурсии, труд в мастерских, на учебно-опытном участке, в ученич. производств, бригаде, а также производств, практика на предприятиях, в колхозах и т. д.

Знания учащихся по большинству уч. предметов определяются по 5-балльной системе, а поведение оценивается как «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». В 8-х и 10(11)-х классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. В отд. союзных республиках в среднем и старшем концентрах школы введены переводные экзамены из класса в класс. Лица, окончившие 8 классов, получают свидетельство о 8-летнем образовании, дающее право на поступление в 9-й класс общеобразоват. школ, в ср. спец. и профессионально-технич. уч. заведения; окончившим ср. школу выдаётся аттестат о ср. образовании. Учащиеся школ, достигшие значит, успехов по всем уч. предметам и активно участвующие в обществ, жизни школы, награждаются похвальными листами; учащиеся, достигшие особых успехов по отд. предметам - похвальной грамотой ч За особые успехи в изучении отдельных предметов»; особо отличившиеся выпускники ср. школы - золотой медалью " За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение".

За годы 8-й и 9-й пятилеток (1966-75) в соответствии с постановлениями партии и пр-ва проведена реформа содержания ср. образования: разработаны и внедрены новые научно обоснованные программы и учебники, учитывающие достижения совр. науки, культуры, экономики и социального прогресса и вместе с тем освобождённые от излишней детализации и второстепенного материала, установлено начало систематич. преподавания основ наук с 4-го года обучения, уч. планы школ изменены в направлении более рационального соотношения гуманитарного и естественно-математич. циклов дисциплин, преодоления чрезмерного концентризма в обучении основам наук и правильного размещения уч. материала по годам обучения. В целях дальнейшего развития всесторонних интересов и способностей школьников, начиная с 7-х классов проводятся факультативные занятия по выбору. Учитывая важность овладения совр. техникой, во мн. школах введено изучение автодела, с.-х. машин. Школы оснащаются совр. оборудованием, приборами, технич. средствами обучения, учебно-наглядными пособиями. В уч. процессе больше внимания стало уделяться использованию лабораторно-практич. занятий, политехнич. практикумов, опытничества, летним практич. работам. Создаются межшкольные многопрофильные учебно-производств. комбинаты.

Важнейшие задачи совр. сов. школы - формирование у молодого поколения марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание учащихся в духе высокой коммунистич. нравственности, сов. патриотизма и социалистич. интернационализма. В школах повышается идейно-воспитат. направленность уроков и бесед классных руководителей, активизирована деятельность комсомольских и пионерских орг-ций школ и ученического самоуправления.

Спортивный зал (1), актовый зал (2) и один из классов школы-новостройки в Ленинграде (3),

Ист. победа ленинской политики КПСС в области развития нар. образования состоит в том, что в основном завершён переход ко всеобщему ср. образованию. В 1975 97% выпускников 8-х классов поступили в уч. заведения, дающие ср. образование.

За годы Сов. власти создана система подготовки и повышения квалификации учительских кадров. В 1975 подготовка учителей и воспитателей велась в 200 пед. ин-тах и 404 пед. уч-щах, а также в 65 ун-тах. В 1975 в общеобразоват. школах работало 2, 7 млн. учителей и воспитателей. Учителя 4-10 (11)-х классов в абсолютном большинстве имеют высшее пед. или университетское образование; из учителей нач. классов каждый 5-й окончил пед. ин-т. Для повышения квалификации пед. кадров создана сеть методич. учреждений, в т. ч. 186 ин-тов усовершенствования учителей и св. 4, 5 тыс. методич. кабинетов (см. также Педагогическое образование).

За выдающиеся успехи в области коммунистич. воспитания учителям присваивается почётное звание заслуж. учителя школы республики. Работники органов нар. образования, учителя, особо отличившиеся в обучении и воспитании подрастающего поколения, награждаются медалью Н. К. Крупской. Нагрудным значком «Отличник просвещения СССР» награждаются лучшие учителя, воспитатели и др. работники учреждений Мин-ва просвещения СССР за большие успехи в области нар. образования и активное участие в обществ.-политич. жизни. С 1975 введены проф. звания старшего учителя и учителя-методиста, присваиваемые лучшим учителям. «Народный учитель - гордость советского общества. Он снискал всеобщее уважение беззаветным служением делу народного просвещения, щедростью своего сердца, благородными духовными качествами, любовью к детям. Партия высоко ценит идейную убежденность, самоотверженный труд учителя, его великий вклад в формирование нового человека» (Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 5, 1976, с. 148). Забота об улучшении материального положения учителей отражена в многочисл. постановлениях партии и пр-ва. К нач. 1977 среди учителей имеется 83 Героя Социалистич. Труда, св. 280 тыс. награждены орденами и медалями СССР, 35 тыс. носят звание заел. учителя школы.

Постоянно укрепляется учебно-материальная база школ. За 1918-70 за счёт гос. и кооп. предприятий и орг-ций (без колхозов) введены в действие почти 98 тыс. школ на 31, 7 млн. ученич. мест. Колхозы страны только за 1946-70 построили 59 тыс. общеобразоват. школ на 8 млн. ученич. мест. За годы 9-й пятилетки вошло в строй ещё более 16 тыс. новых школ, в т. ч. ок. 13 тыс. в сел. местности. В каждой союзной и авт. республике издаётся необходимое количество учебников и уч. пособий. Ежегодно издаётся на языках народов СССР св. 2 тыс. наименований школьных учебников тиражом св. 300 млн. экз. В библиотеках ср. школ созданы фонды учебной и методической литературы, достигшие почти 100 млн. экз.

В 1966 образовано союзно-респ. Мин-во просвещения СССР. Для всестороннего учёта нац. особенностей в союзных республиках при Мин-ве просвещения СССР учреждён Совет по вопросам ср. общеобразоват. школы, в к-рый входят министры просвещения (нар. образования) всех союзных республик. При Мин-ве просвещения СССР создана Академия педагогических наук СССР. Издаются журн. «Народное образование», науч.-методич. журналы, «Учительская газета» (орган Мин-ва просвещения СССР и ЦК Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений). В союзных и автономных республиках непосредств. руководство и управление нар. образованием осуществляют мин-ва просвещения (нар. образования), в краях, областях, округах, городах и районах - соответствующие отделы нар. образования. Респ. и местные органы нар. образования имеют свои н.-и. учреждения, ин-ты усовершенствования учителей, методич. кабинеты, пед. периодич. издания. См. также Средняя общеобразовательная школа.

Внешкольные детские учреждения деятельно участвуют во всестороннем развитии способностей детей и подростков - воспитывают обществ, активность, укрепляют интерес к труду, науке, искусству, спорту, организуют досуг и способствуют укреплению здоровья. На нач. 1976 действовали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, св. 7 тыс. детских секторов при дворцах и домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, 155 детских парков, 38 детских жел. дорог, 6 тыс. детских муз., хореографич. и художеств, школ, 5 тыс. детско-юношеских спортивных школ, 7, 6 тыс. детских библиотек и др. Миллионы детей и подростков ежегодно отдыхают в пионерских лагерях, в лагерях труда и отдыха, на городских и загородных детских площадках, в домах санаторного типа. Внешкольные учреждения находятся в ведении мин-в просвещения, культуры и др. и работают в тесном контакте со школой, пионерской и комсомольской орг-циями, решая вместе с ними задачи коммунистич. воспитания детей и подростков. См. также Внешкольные учреждения.

Пионерский парад в «Артеке». 1974.

Профессионально-техническое образование. Начало развитию сов. профессионально-технич. образования было положено в 1919 декретом СНК РСФСР «О мерах к распространению профессионально-технических знаний». В 1921 утверждено положение о школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). ФЗУ за 1929-40 подготовлено св. 2, 3 млн. квалифициров. рабочих. В 1940 создана система Гос. трудовых резервов СССР, к-рой переданы школы ФЗУ, реорганизованные в ремесленные, ж.-д. уч-ща и школы фаб.-зав. обучения (ФЗО). В 1959 Гл. управление трудовых резервов преобразовано в Гос. комитет Сов. Мин. СССР по профессионально-технич. образованию, в систему к-рого входят след. осн. типы профессионально-технич. уч. заведений: 1-2-годичные гор. и сел. профтехучилища (ПТУ), ср. профтехучилища (3-4 г. обучения), работающие на базе 8-летней общеобразоват. школы, технич. уч-ща (1 -1, 5 г.) для молодёжи, окончившей полную ср. школу.

Профессионально-технич. уч. заведения готовят для народного х-ва культурных, технически образованных, квали-фициров. рабочих, владеющих проф. мастерством, отвечающим требованиям совр. произ-ва и науч.-технич. прогресса. Уч. заведения специализированы по группам родственных профессий (всего ок. 1100 профессий) и тесно связаны с базовыми предприятиями. Окончившим профессионально-технич. уч. заведения присваивается соответствующая квалификация и выдаётся аттестат. (См. табл. 3.)

Уч. заведения профессионально-технического образования за 1941-75 подготовили 33 млн. квалифициров. рабочих; в 1975 - 2 млн.

Новый этап в развитии профессионально-технич. образования ознаменован организацией с кон. 60-х гг. ср. профтехучилищ, в к-рых молодёжь получает профессию и общее ср. образование. Это перспективная форма подготовки молодого поколения рабочего класса и осуществления всеобщего ср. образования. Пути улучшения системы профессионально-технич. образования определены пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования» (1972), в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (1973). Особое внимание уделяется подготовке молодых квалифициров. технич. кадров в с. х-ве, что отражено в пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы» (1975). В профессионально-технич. уч. заведениях широко развито технич. и художеств, творчество уч-ся. Физкультурно-спортивную работу с учащимися организует Всесоюзное добровольное спортивное общество «Трудовые резервы». Издаётся ежемесячный журн. «Профессионально-техническое образование».

Преподавателей и мастеров производств, обучения готовят (1975) 13 инженерно-педагогич. ф-тов политехнич. ин-тов, 69 индустриально-педагогич. техникумов. В 1966 создан Всесоюзный ин-т повышения квалификации инженерно-педагогич. работников профтехобразования (Ленинград). См. также Профессионально-техническое образование.

На занятиях в учебном магазине Тульского ПТУ, готовящего работников торговли и общественного питания на селе.

Табл. 3. - Рост числа профессионально-технических учебных заведений и численности учащихся в них (на 1 янв.)

             
Число профессионально-технических учебных заведений           6272*
Численность уч-ся, тыс. чел..            

* Из них 2713 средних ПТУ.

Среднее специальное образование- один из основных путей осуществления всеобщего ср. образования и подготовки квалифициров. кадров в различных областях нар. х-ва и культуры. Их готовят средние спец. учебные заведения промышленности, строительства, транспорта и связи, с. х-ва, здравоохранения и физической культуры, просвещения, культуры, искусства и др. В 1914 в России насчитывалось 450 ср. спец. уч. заведений с 54 тыс. уч-ся. За годы Сов. власти подготовлено св. 20 млн. специалистов со ср. спец. образованием. Рост числа ср. спец. уч. заведений и учащихся в них представлен в табл. 4.

Ср. спец. уч. заведения строятся на базе 8-летнего образования (3-4 г. обучения) и на базе 10-летней школы (2- 3 г. обучения). Ср. спец. образование складывается из общего ср. образования и комплекса теоретич. и практич. знаний, проф. умений и навыков по специальности. Оно ведётся более чем по 450 специальностям, объединённым в отраслевые группы (горные, энергетич., метал лургич., маш.-строит., электротехнич., трансп., с.-х., торг., мед., педагогич., муз., художеств, и т. д.). Для каждой специальности установлены определ. комплекс и объём уч. дисциплин, разделённых на 3 цикла - общеобразоват., общетехнич. (общемедицинский, общепедагогич. и т. д.) и специальный в соответствии с уч. планами и уч. программами, утверждаемыми Мин-вом высшего и ср. спец. образования СССР. Осн. типы уч. заведений в системе ср. спец. образования - техникумы и училища, обучение в к-рых имеет 3 формы: дневную, вечернюю и заочную (длительность обучения на вечерних и заочных отделениях обычно на 1 год больше, чем на дневном) и ведётся с отрывом и без отрыва от работы на произ-ве (по ряду специальностей). Окончившим техникумы и уч-ща присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдаётся диплом и нагрудный знак.

ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР в 1974 приняли пост. «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки спе-

циалистов со средним специальным образованием», на основании к-рого руководство техникумами и уч-щами сосредоточивается в меньшем числе мин-в и ведомств, ср. спец. уч. заведения специализируются по отраслевому принципу с учётом необходимой кооперации в подготовке специалистов; при Мин-ве высшего и ср. спец. образования СССР созданы Совет по ср. спец. образованию и Гос. инспекция; расширена подготовка в вузах инженеров-педагогов для техникумов и т. п. Издаётся журн. «Среднее специальное образование». См. также Среднее специальное образование.

Будущие киномеханики на практических занятиях. Брянское ПТУ.

Высшее образование. Создание сов. системы высшего образования и подготовка кадров нар. интеллигенции - одно из крупнейших завоеваний Окт. революции 1917. В 1914/15 насчитывалось 105 высших уч. заведений, в к-рых обучалось 127 тыс. студентов, гл. обр. из имущих слоев населения. Большинство этих уч. заведений находилось в Петрограде, Москве, Киеве и нек-рых др. городах Европ. части страны; в Ср. Азии, Белоруссии, на Кавказе и в ряде др. районов страны высших уч. заведений не было.

В первые годы Сов. власти система высшего образования была перестроена в соответствии с подписанным В. И. Лениным и утверждённым СНК РСФСР «Положением о высших учебных заведениях РСФСР» (1922). В основу организации уч. процесса в вузах была положена ленинская идея об органич. связи теории и практики [пост. ЦК РКП(б) «О ближайших задачах в деле установления связи вузов с производством», 1925]. Коммунистическая партия и Советское пр-во уделили много внимания демократизации высшей школы, привлечению к высшему образованию представителей пролетариата и беднейшего крестьянства. Большую роль в формировании нар. интеллигенции сыграли правила приёма в вузы (1918), создание в 1919 рабочих факультетов (рабфаков) к-рые позволяли молодёжи из рабочих и крестьян завершить общее ср. образование и готовили к обучению в вузах. Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к получению образования и квалификации без отрыва от работы на произ-ве, была создана система вечернего и заочного высшего образования.

Табл. 4.- Рост числа средних специальных учебных заведений и учащихся в них (на начало учебного года)

  1940/41 1965/66 1970/71 1975/76
Всего средних специальных учебных заведений        
В них учащихся, тыс.        
В том числе обучающихся:        
на дневных отделениях        
на вечерних отделениях        
на заочных отделениях        

К высшим уч. заведениям в СССР относятся ун-ты, политехнич., индустриальные и др. отраслевые ин-ты, академии, консерватории, высшие уч-ща и школы со сроками обучения 4-6 лет (вечерняя и заочная формы обучения предусматривают соответственно срок на 6-12 мес больше). Вузы организуются гос-вом и обществ. орг-ци ям и.

Обучение в вузах бесплатное. Преподавание ведётся на родном языке студентов. Студентам выплачивается в зависимости от успеваемости гос. стипендия, иногородним предоставляется общежитие. Для обучающихся без отрыва от работы на произ-ве установлены дополнит, оплачиваемые отпуска и сокращённый рабочий день. При вузах организованы курсы по подготовке в вузы, а для передовых рабочих и колхозников и для демобилизованных из Вооруж. Сил СССР созданы подготовит, отделения. Таким образом, в СССР высшее образование стало реально доступным всем гражданам, имеющим законченное ср. образование.

Табл. 5.- Р а с п р е д е л е н и е числа вузов и количества студентов по союзным республикам (на начало 1975/76 учебного года)

  Число уч. заведений Количество студентов, тыс. чел.
РСФСР   2856, 9
Украинская ССР   831, 3
Белорусская ССР   159, 9
Узбекская ССР   246, 6
Казахская ССР   216, 1
Грузинская ССР   82, 8
Азербайджанская ССР   99, 0
Литовская ССР   62, 6
Молдавская ССР   44, 4
Латвийская ССР   45, 3
Киргизская ССР   50, 1
Таджикская ССР   50, 4
Армянская ССР   54, 1
Туркменская ССР   31, 1
Эстонская ССР   23, 4

В результате проведения ленинской нац. политики за годы Сов. власти во всех союзных республиках созданы высшие уч. заведения (см. табл. 5). В 1975 имелось 856 вузов (в т. ч. 65 ун-тов), в к-рых обучалось св. 4, 9 млн. студентов. Сов. Союз по численности студентов на 10 тыс. населения значительно превзошёл такие развитые капиталистич. страны, как Великобритания, ФРГ, Франция, Япония и мн. др.

Подготовка кадров высшей квалификации различных профилей ведётся в соответствии с планами развития нар. х-ва страны и потребностями отд. отраслей х-ва и культуры в специалистах.

Численность студентов высших учебных заведений по отраслевым группам (1975/76 уч. г., тыс. чел.): в вузах пром-сти и стр-ва 1950, транспорта и связи 277, 6, с. х-ва 460, экономики и права 354, 7, здравоохранения, физич. культуры и спорта 351, 6, просвещения 1415, 3, иск-ва и кинематографии 44, 8.

В высших и ср. спец. уч. заведениях СССР обучаются лчца из 134 стран, гл. обр. из братских социалистических, а также из развивающихся. В Москве работает Ун-т дружбы народов им. Патриса Лумумбы, в к-ром учится молодёжь из стран Африки, Юго-Вост. Азии, Ближнего и Ср. Востока, Лат. Америки. В вузах и техникумах в 1975 обучалось 44 тыс. иностр. граждан; СССР ежегодно командирует за рубеж более 17 тыс. профессоров, преподавателей, аспирантов, студентов и принимает столько же граждан из др. стран.

Сов. вузы призваны готовить высоко-квалифициров. специалистов, владеющих марксистско-ленинским мировоззрением, глубокими теоретич. знаниями и практич. навыками; воспитывать у студентов высокие моральные качества, коммунистич. сознательность, культуру, социалистич. интернационализм и патриотизм; постоянно совершенствовать качество подготовки специалистов с учётом требований совр. произ-ва, науки, техники, культуры и перспектив их развития; выполнять н.-и. работу; подготавливать научно-педагогич. кадры; повышать квалификацию преподават. состава высших и ср. уч. заведений, а также специалистов с высшим образованием, занятых в соответств. отраслях нар. х-ва.

При ун-тах и мн. др. высших уч. заведениях имеется аспирантура для подготовки науч. и научно-педагогич. кадров, факультеты повышения квалификации профессорско-преподават. состава, н.-и. подразделения (см. раздел Научно-технический потенциал).

Церемония посвящения в студенты в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана.

На занятиях биологического факультета. Ощский педагогический институт.

Марш бойцов строительных студенческих отрядов высших учебных заведений Рязани.

Науч. труды и опыт работы вузов освещаются в науч. отраслевых журналах - «Вестнике высшей школы», «Научных докладах высшей школы», «Известиях высших учебных заведений», «Трудах» и «Учёных записках» отд. вузов.

Расширяются науч. связи сов. высшей школы с вузами зарубежных стран. Сов. учёные избраны почётными профессорами и докторами зарубежных вузов; выдающиеся зарубежные учёные, прогрессивные обществ, деятели состоят почётными профессорами и докторами ряда сов. вузов.

Т а б л. 6.- Численность специалистов, занятых в народном хозяйстве, тыс. чел.

             
Всего специалистов            
В том числе:            
с высшим образованием            
со средним специальным образованием            

В сов. вузах получили широкое развитие студенческие стройотряды, спортивные об-ва, студенческие театры, ансамбли и пр. Сов. студенты активно участвуют в междунар. молодёжном и студенческом движении. Сов. студенчество представлено в Междунар. союзе студентов Студенческим советом СССР.

Высшим образованием в стране руководит Мин-во высшего и ср. спец. образования СССР, при к-ром создан Совет по высшей школе, разрабатывающий научно обоснованные рекомендации по улучшению учебно-воспитат. и н.-и. работы; по вопросам перспективного планирования подготовки специалистов, их распределения и использования; по повышению квалификации научно-педагогич. кадров. Управление большинством вузов страны осуществляют мин-ва высшего и ср. спец. образования союзных республик, а также отраслевые мин-ва и ведомства, в ведении к-рых они находятся. Каждое высшее уч. заведение имеет свой устав, разрабатываемый на основе Положения о высших уч. заведениях СССР и утверждаемый мин-вом или ведомством, а также правила внутр. распорядка. См. также Высшее образование.

Уровень образования населения. Переход ко всеобщему ср. образованию и развитие высшего и ср. специального обеспечили высокий уровень образованности населения. Численность населения СССР, имеющего законченное высшее и ср. спец. образование (включая пенсионеров, военнослужащих и домашних хозяек), на кон. 1975 составляла 30, 6 млн. чел. Динамика численности специалистов с высшим и ср. спец. образованием, занятых в нар. х-ве, представлена в табл. 6.

В 1975 из общего числа специалистов с высшим и ср. спец. образованием, занятых в нар. х-ве (22796 тыс. чел.), работало (тыс. чел.): на пром. предприятиях 5460, в с. х-ве 1383, на предприятиях транспорта 907, в строит, орг-циях 2060, в учреждениях здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения 2870, в учреждениях просвещения и культуры 4513, в учреждениях науки и науч. обслуживания 1975 и т. д. В 1975 среднее и высшее образование имели 77% населения, занятого в нар. х-ве.

Сов. гос-во отпускает на развитие народного образования огромные денежны-е средства и материальные ресурсы (см. табл. 7).

Расходы на содержание учебно-воспитат. учреждений производятся на средства гос. бюджета, кооп., профсоюзных и др. обществ, орг-ций, а также на средства колхозов.

См. также раздел Народное образование и культурно-просветительные учреждения в статьях о союзных и авт. республиках в соответствующих томах БСЭ. ф. Г. Паначин.

Табл. 7.- Расходы на народное образование из государственного бюджета (без капитальных вложений, млн. руб.)

       
Общее образование и воспитание детей и подростков, общеобразоват. работа среди взрослых      
Проф.-технич. образование      
Техникумы, уч-ща и школы по подготовке кадров ср. квалификации      
Высшие уч. заведения      

ПЕЧАТЬ

Первые свидетельства распространения рус. книжности относятся к 11 в. В 11-13 вв. в Новгороде, Киеве, Пскове, Смоленске и др. местах существовали центры рукописной книги. Древнейшие из дошедших до нас рукописных книг -«Остромирово евангелие» (1056- 1057), «Изборник Святослава» (1073 и 1076), «Архангельское евангелие» (1092), высокое мастерство письма и художеств, оформление к-рых даёт основание утверждать, что рус. рукописные книги имеют древнюю традицию. В сер. 16 в. в Москве возникла первая, т. н. Анонимная типография (ныне известно 7 изданий, не имеющих выходных сведений). Первая точно датированная рус. печатная книга - «Апостол» - выпущена 1 марта 1564 Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в гос. моек, типографии Печатный двор. Книга представляет собой образец высокого типографского искусства, а её художеств, оформление оказало большое влияние на развитие книжной графики. После вынужденного отъезда из Москвы Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца на московском Печатном дворе работали печатники Никифор Тарасиев, Андроник Невежа и его сын Иван, Аникита Фофанов, Анисим Радишевский и др. До кон. 17 в. здесь было напечатано ок. 500 книг, среди к-рых были и светские (напр., Букварь В. Ф. Бурцева-Протопопова, 1634, и др.).

В нач. 18 в. московская и петербургская (осн. в 1711) типографии выпускали издания, содействующие проведению реформ Петра I. С янв. 1703 начала выходить первая печатная рус. газета «Ведомости». В 1708 вместо кирилловского был введён гражданский шрифт для печатания светских книг, облегчивший чтение более широкому кругу читателей. При Петре I издано ок. 650 оригинальных и переводных книг светского содержания. В 18 в. центром книгоиздательской деятельности стала АН в Петербурге и её типография (осн. в 1727). Изданные АН труды М. В. Ломоносова, С. П. Крашенинникова, Г. Ф. Миллера и др. получили мировую известность. В 1728 приложением к газ. «Санкт-Петербургские ведомости» (быв. «Ведомости») вышел первый рус. журнал «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях»; начинают выходить «Комментарии» - первые науч. периодич. сборники; печатались художеств, литература, словари, календари, учебники и др. Во 2-й пол. 18 в. возникли новые типографии - при Моск. ун-те, при Сухопутном кадетском корпусе, в ряде губернских городов и др. В 1759 в Петербурге вышел первый частный журнал - «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова. Самыми значительными были сатирич. журналы Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец», в к-рых он впервые в истории рус. журналистики показал злоупотребления крепостного права. За 26 лет своей просветительской деятельности Новиков выпустил ок. 1000 изданий. В 1779-89 он арендовал типографию Моск. ун-та и значительно расширил её; это десятилетие получило название «новиковского». Указом «О вольных типографиях» (1783) частным лицам разрешалось заниматься книгоиздательской деятельностью. Однако Екатерина II, напуганная революц. событиями в Зап. Европе, крест, восстаниями и ростом оппозиционных настроений рус. дворянства, вскоре предприняла репрессии против прогрессивных писателей и издателей. В 1796 издан указ о закрытии вольных типографий, введена суровая цензура. В 18 в. было издано св. 9, 5 тыс. названий книг, выходило ок. 200 периодич. изданий.

Книжное дело и развитие периодич. печати в 19 в. связаны с обществ, движениями и становлением капиталистич. отношений в стране. В 1802 предварительная цензура заменена последующей (после выхода печатной продукции), в 1804 утверждён первый цензурный устав. Было разрешено открывать вновь частные типографии. Изданием книг занимались меценаты из дворян, но постепенно издательское дело перешло гл. обр. в руки книгопродавцев, к-рые обзаводились типографиями. Наиболее видные из них - В. А. Плавильщиков, С. И. Сели-вановский, И. В. Слёнин, Глазуновы. Среди книгоиздателей 1-й пол. 19 в. выделялся А. Ф. Смирдин, широко печатавший произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Крылова, В. А. Жуковского и мн. др. рус. писателей. Популяризация рус. совр. литературы путём удешевления книг и повышения их тиражей, распространение книг и журналов в провинции - в этом заслуга Смирдина, по имени к-рого В. Г. Белинский назвал целый период истории рус. литературы. Смирдин напечатал около 70 изданий соч. рус. писателей.

В условиях жёсткой цензуры после 1825 особую роль играла лит. критика; в ней, да и то при помощи «эзопова языка», можно было сказать правдивое слово. В 20-е гг. начинает распространяться новый тип книги - альманах. В 30-40-х гг. в связи с усилением идейной борьбы приобрели исключительное значение лит. журналы - «Телескоп» Н. И. Надеждина, «Московский телеграф» Н. А. Полевого. Крупнейшей фигурой в рус. журналистике этого времени был Белинский (работал в «Телескопе», «Московском наблюдателе», «Отечественных записках», «Современнике»).

С образованием особого т. н. Бутурлинского комитета по наблюдению за печатью в истории издат. дела наступило «мрачное семилетие» (1848-55). Насущной потребностью рус. революц. движения было создание вольной бесцензурной печати за рубежом. В 1853 в Лондоне А. И. Герцен основал Вольную русскую типографию. Он «...первый поднял великое знамя борьбы путем обращения к массам с вольным русским словом», «... создал вольную русскую прессу за границей...» (Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 262, 258). Издания Герцена и Н. П. Огарёва - альманах «Полярная звезда» и газета «Колокол» накануне и в годы революц. ситуации 1859-61 способствовали революц. пробуждению рус. общества. Вольная рус. печать была предшественницей рабочей печати в России.

С обострением в сер. 19 в. классовых противоречий возросло влияние революц.-демократич. печати. Центром революц. пропаганды в России стал журн. «Современник» при участии в нём Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. После закрытия журнала (в 1866) демократич. направление продолжили «Отечественные записки» под редакцией Н. А. Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Г. 3. Елисеева. С революц.-демократич. позиций выступал сатирич. журн. «Искра» (1859-73) B.C. Курочкина и др. В последней четверти 19 в. появились народнические журналы («Русское богатство», «Слово»), либерально-бурж. журналы («Вестник Европы», «Русская мысль» и др.). Однако с 70-х гг. бурж. журналы всё отчётливее приобретали коммерческий характер, поставляя гл. обр. развлекательное чтение (т. н. семейные журналы - «Нива», «Родина», «Огонёк» и др.).

В нач. 19 в. возникли первые провинц. газеты, нек-рые специализированные газеты; несколько позднее стали выходить частные газеты, наиболее влиятельной из них была «Северная пчела», к-рая придерживалась монархич. ориентации. К нач. 60-х гг. оформляется сеть офиц. газет в губерниях - «губернские ведомости». С оживлением общественной жизни после 1861 наблюдался рост числа газет. Если в 1860 выходило 15 обще-ственно-политич. газет, то в 1865 - 28, в 1870 - 36, в 1881 - 83. Для обслуживания газет в 1866 было создано первое нац. информац. агентство - Рус. телеграфное агентство (РТА). Во 2-й пол. 19 в. в газетное дело всё сильнее проникают капиталистич. отношения. Газета, рассчитанная на вкусы обывателей, становится выгодным коммерческим предприятием («Петербургский листок», «Московский листок», реакционная «Газета-копейка»). Всего в 1900 издавалось 125 газет.

После крест, реформы 1861 книжное дело приобретает типичные для капиталистич. предприятий черты. Крупнейшие фирмы 2-й пол. 19 - нач. 20 вв.: М. О. Вольфа, А. Ф. Маркса, А. С. Суворина в Петербурге, И. Д. Сытина в Москве. Все эти фирмы не имели ясно выраженной специализации, их деятельность носила универсальный характер. Существовали также коммерческие фирмы, издававшие литературу по определённым отраслям знаний: К. Л. Риккер (мед. лит-pa), А. Ф. Девриен (естествознание и география). Наряду с коммерческими издательствами существовали издательства просветит, направления. В течение 50 лет в Москве продолжалась просветит, издат. деятельность К. Т. Солдатенкова (гл. обр. лит-pa по истории, социологии, истории лит-ры и иск-ва). Из числа петербургских изд-в просветительского направления наибольшую популярность завоевало изд-во Ф. Ф. Павленкова, достигшее расцвета в 80-90-е гг.; наибольший успех выпал на долю его однотомного энциклопедич. словаря, выдержавшего 6 изданий. Появившиеся просветительские изд-ва несколько изменили характер массовой лит-ры для народа; так, изд-во «Посредник» (с 1884) за годы своей деятельности выпустило более 1 тыс. названий художеств, лит-ры, книг по истории, медицине, с. х-ву и др. В 60-х гг. возникают революционно-демократические издательства Н.А. Серно-Соловьевича, Н. П. Полякова и др. В 70-80-х гг. в ряде городов России активно работали нелегальные типографии народнических орг-ций «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел». Увеличился выпуск социально-политич. марксистской лит-ры (изд-ва М. Н. Водовозовой, М. Малых и др.). Распространялась первая общерус. политич. нелегальная марксистская газета «Искра», основанная В.И. Лениным в 1900 за границей; газета сыграла решающую роль в борьбе за создание марксистской партии в России. Революция 1905-07 вынудила царизм провозгласить гражд. свободы, в т. ч. свободу печати. Возникло св. 350 изд-в, из них ок. 60 занималось изданием с.-д. лит-ры массовыми тиражами. В 1906 в Петербурге были созданы легальные большевистские изд-ва «Вперёд» и «Зерно». Новым явлением стала легальная массовая политич. брошюра. По словам В. И. Ленина, «миллионы дешевых изданий на политические темы читались народом, массой, толпой, „низами", так жадно, как никогда еще дотоле не читали в России» (там же, т. 22, с. 83). Общий тираж изданных в 1905- 1907 политич. и экономич. брошюр определяется в 200-220 млн. экз. Возникли легальные большевистские органы печати - газ. «Новая жизнью, «Волна», «Эхо» и др. Выходили: легальный большевистский журн. «Вестник жизни», проф. журналы, сатирич. журн. «Жало», «Пулемёт» и др.

Бурж. партии организовали в этот период свои изд-ва: кадеты-«Народное право», «Свободная мысль»; эсеры - «Молодая Россия», «Сеятель» и др.

В годы реакции (1907-10) большевистские и др. прогрессивные изд-ва были разгромлены, усилена цензура. Вместе с тем развернулась деятельность декадентских изд-в «Скорпион», «Шиповник», «Мусагет» и др.

В связи с новым подъёмом революц. движения активизировалась издат. деятельность большевиков. В 1910-12 издавалась большевистская газ. «Звезда». 22 апр. (5 мая) 1912 вышел 1-й номер газеты «Правда», этот день стал отмечаться как праздник - День печати (впервые в 1914, а с 1922 ежегодно). В июле 1913 начало работать изд-во ЦК РСДРП «Прибой» (закрыто в кон. 1914). Выходили журналы «Просвещение», «Вопросы страхования», «Работница» и др. См. Большевистская печать.

Накануне 1-й мировой войны 1914-18 Россия занимала 2-е место в мире (после Германии) по выпуску книг (30 079 названий в 1913). Основную массу изданий составляла лит-pa религ. содержания. Св. 90% всех книг выпускалось на русском яз.

С историей рус. книжного дела и пери одич. печати связано развитие издат. дела др. народов, впоследствии вошедших в состав СССР. Книгопечатание Украины, Литвы, Белоруссии в 16-17 вв.- пример братского взаимодействия культур родственных народов.

На Украине рус. первопечатник Иван Фёдоров заложил основу типографского дела. Во Львове в 1574 он отпечатал второе издание «Апостола» и Букварь (Азбуку). В 1616 осн. типография Киево-Печерской лавры; здесь в 1627 типограф Памва Берында выпустил «Лешлкон славеноррссийсюй и именъ тълковаше» - энциклопедич. словарь, первенец восточнославянской лексикографии. Среди изданий этой типографии «Синопсис» (1674) - первое на укр. яз. сочинение историч. характера, в к-ром проводится идея историч. единства рус. и укр. народов. Периодич. печать на Украине получила распространение в 1-й пол. 19 в. (газ. «Харьковские известия», «Одесский вестник», «Киевские объявления» и др., журн. «Харьковский Демокрит» и др.). В 90-х гг. 19 в. появились газеты революц. пролетариата - «Вперёд» (1896) и «Рабочая газета» (1897) в Киеве и др. В период Революции 1905-07 выходили большевистские газ. «Работник» (Киев, 1906), «Донецкий колокол» (Луганск, 1906) и др. После Февр. революции 1917 были созданы большевистские газ. «Пролетарий» (Харьков), «Звезда» (Екатеринослав), «Донецкий пролетарий» (Луганск) и др.

Начало книгоизданию в Белоруссии и Литве положил белорус, просветитель Франциск Скорина, основавший в Вильнюсе в 1-й четв. 16 в. первую типографию на терр. СССР. Он напечатал здесь книги на слав. яз. («Апостол» и «Малую подорожную книжицу»), сопроводив их своими послесловиями. Для развития книгопечатания в Белоруссии важное значение имели типография в Несвиже (где в 1562 Симон Будный издал «Катехизис» на белорус, яз.), типография в Заблудове - дело моек, печатников Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца. Периодич. печать возникла в 30-х гг. 19 в. и носила в основном официозный характер (издавались гл. обр. «губернские ведомости»), В 1862-63 выходила первая нелегальная революц. газета на белорус, яз. «Мужицкая правда». В 1917 в Минске, Витебске и др. городах появились газеты Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. С 27 июля (9 авг.) 1917 начала выходить большевистская газета «Звязда» (издаётся и ныне).

Первыми книгами на литов. яз. явились протестантский «Катехизис» (с первым литовским букварём) М. Мажвидаса (изд. в 1547 в Кенигсберге) и католич. «Катехизис» М. Даукши (изд. в 1595 в Вильнюсе). Особое значение имела деятельность вильнюсской типографии Мамоничей в 70-х гг. 16 в., когда здесь работал моек, печатник Пётр Мстисла-вец. Периодич. печать до нач. 20 в. издавалась на нем. яз., первая газета на литов. яз.- «Вильнюсские известия» - вышла в 1904, а первый литов. журнал - «Радуга» - в 1913. После Февр. революции 1917 в Петрограде стала издаваться первая литов. большевистская газ. «Теса» («Правда»; выходит и ныне).

Старейшие сохранившиеся памятники латышской печати - «Катехизис католический» П. Канизия (Вильнюс, 1585) и «Малый катехизис» М. Лютера (Кенигсберг, 1586). Первая типография в Риге осн. в 1588. Вплоть до 60-х гг. 18 в. выпускались гл. обр. богословские книги. Первый журнал на латышском яз.- «Латышский ежегодник» (1797-98), первая газета - «Латышская газета» (1822- 1915). В 1893-97 издавалась газ. «Ежедневный листок» (редакторы П. Стучка и Я. Райнис), проводившая с.-д. идеи. С марта 1904 нелегально выходила с.-д. газ. «Циня» («Борьба»). В 1905-06 в Петербурге издавалась первая легальная латышская с.-д. газета «Петербургский латыш».

Первая напечатанная в Эстонии книга («Шестой диспут» X. Бойсманна) датируется 1631. Она издана в Тарту академич. типографией, выпускавшей гл. обр. книги на лат. яз. Для развития эст. культуры более значительной была деятельность типографии при гимназии в Таллине (осн. в 1634). Первая газета вышла в Таллине в 1689 на нем. яз. («Ревельская почтовая газета»); на эст. яз. первое периодич. издание типа календаря появилось в 1766 («Краткое наставление»). В 19 в. газеты и журналы на эст. яз. получили значит, развитие. В 1912-14 в Нарве выпускалась первая эст. большевистская газ. «Кипр» («Луч»).

В Закавказье книжное дело началось в глубокой древности. Арм. алфавит был создан ещё в нач. 5 в., книгопечатание на арм. яз. возникло в нач. 16 в. за рубежом, в арм. колониях (в Венеции, Риме, Константинополе); в самой Армении первый типографский станок (в Эчмиадзинской типографии) начал работать лишь в 1771. После присоединения Вост. Армении к России (1828) книги и периодич. издания на арм. языке стали издаваться в Ереване, а также в Петербурге, Москве, Астрахани, Тбилиси, Баку. В сер. 19 в. прогрессивные силы арм. интеллигенции группировались вокруг выходившего в Москве журн. «Юсисапайл» («Северное сияние», 1858-64). Из периодич. изданий 2-й пол. 19 в. выделялась также газ. «Мегу Айастани» («Пчела Армении», выходила в Тбилиси, 1858-86). Первая легальная большевистская газ. на арм. яз. - «Кайц» («Искра», Тбилиси, 1906).

Первые печатные книги на груз. яз. также были изданы за рубежом (Рим, 1629). В 1705 в Москве впервые на терр. России вышла печатная книга на груз. яз. В 1709 в Тбилиси была оборудована первая груз, типография, здесь в 1712 была напечатана книга Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». С 1629 по 1921 было издано ок. 6 тыс. книг на груз, языке. Периодич. печать на родном яз. появилась в нач. 19 в. Первая газета - «Газета Грузии» - вышла в 1819. В 1852-75 выходил журн. «Цискари» («Заря»), в 1866- 1885 газ. «Дроеба» («Время»). В 1877-85 издавался сначала журнал, а затем (в 1886-1906) газета «Иверия» под ред. И. Г. Чавчавадзе. В 1901 вышла первая нелегальная груз, газета ленинско-искровского направления - «Брдзола» («Борьба», печаталась в Баку). Первая легальная большевистская газета в Закавказье- «Кавказский рабочий листок» - вышла в 1905.

Возникновение книгопечатания на азерб. яз. в России относится ко 2-й пол. 18 в. Первые книги в Азербайджане были изданы в 20^х гг. 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.