Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Политическое деление 55 страница






Наиболее важными в геохимич. отношении являются тионовые бактерии, к к-рым относятся мелкие псевдомонады рода Thiobacillus. Энергия окисления восстановленных соединений серы используется этими микроорганизмами для автотрофной ассимиляции углекислоты. Т. thioparus развивается при рН> 5, Т. thiooxidans и Т. ferrooxidans в сильнокислых средах - вплоть до рН 1. Развитие тионовых бактерий приводит к образованию серной к-ты и связанному с этим сернокислотному выветриванию, вызывающему разрушение (в открытых разработках) серных месторождений. С. могут повреждать также инженерные сооружения (напр., Ангкор-Ват). Т. thiooxidans окисляет только серу, Т. ferrooxidans способен окислять также сульфиды и Fe2+ и служит причиной образования кислых шахтных вод. Способность этой бактерии разлагать сульфиды металлов используется для бактериального выщелачивания металлов из руд и основанной на этом бактериальной гидрометаллургии. Ср. Десульфурирующие бактерии.

Лит.: ЗаварзинГ. А., Литотрофные микроорганизмы, М., 1972; Каравайко Г. И., Кузнецов С. И., Голомзик А. И., Роль микроорганизмов в выщелачивании металлов из руд, М., 1972.

Г. А. Заварзин.

СЕРОВ Александр Николаевич [ 11(23).1. 1820, Петербург, - 20.1(1.2).1871, там же], русский композитор, музыкальный критик. Род. в семье чиновника. В 1835-1840 обучался в Училище правоведения, где сблизился с В. В. Стасовым. В 1840-1868 служил в различных ведомствах мин-в юстиции и внутр. дел. Много занимался музыкой (играл на фп., виолончели), самостоятельно овладевал композиторской техникой; изучал философию, художеств. и муз. лит-ру. К 40-м гг. относятся первые композиторские опыты (неоконч. опера ч Мельничиха из Марли" и др.). С 1851 С. постоянно выступал в печати в качестве муз. критика (впервые на страницах некрасовского " Современника"), С нач. 50-х гг. был участником муз. вечеров у М. И. Глинки (знакомство с ним состоялось ещё в 1842), общение с к-рым сыграло большую роль в формировании эстетич. и творч. принципов С, В 1856-57 сблизился с молодыми композиторами, ставшими впоследствии чл. творч. объединения '' Могучая кучка''. Позже резко разошёлся с ними. Во время заграничных поездок (с 1858) С. познакомился с Ф. Листом, Г. Берлиозом, Р. Вагнером и др. Был приверженцем и пропагандистом творчества и принципов муз. драмы Вагнера. В 1867 совм. с женой В. С. Серовой издавал журн. " Музыка и театр''

Осн. область творчества С.- опера. Он боролся за реализм, за расширение круга оперной тематики и освоение новых жанров (историко-легендарная, народно-бытовая опера). С. отличали знание законов муз. драматургии, умение сочетать музыку со сценич. действием. Однако его муз. стилю присущи нек-рая пестрота и эклектичность. С. принадлежат оперы: " Юдифь" (на сюжет библейской легенды, 1863, Мариинский театр), " Рогнеда" (на сюжет из рус. истории, 1865, там же), " Вражья сила" (по пьесе А. Н. Островского " Не так живи, как хочется", завершена Серовой и Н. Ф. Соловьёвым, пост. посмертно, 1871, там же). Написал также симф., хоровые и др. произв.
С.- один из крупнейших представителей рус. классич. муз. критики. Поборник реализма, он в своей лит.-муз. деятельности сочетал боевую публицистичность с мастерством эстетич. анализа и научно-историч. обоснованностью суждений. С. во многом следовал принципам В. Г. Белинского, однако порой позиции С. были непоследовательны и противоречивы. Среди его трудов - работы о Глинке (в т. ч. " Опыт технической критики над музыкою М. И. Глинки", 1859), в к-рых он обосновал его значение как создателя рус. нац. муз. школы (но С. не понял своеобразия драматургии оперы " Руслан и Людмила"), о А. С. Даргомыжском, В. А. Моцарте, Л. Бетховене, Вагнере. Для С. были характерны прямота суждений, лит. темперамент, блеск и острота изложения, полемичность.

С о ч.: Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95; Избр. статьи, т. 1-2, М.- Л., 1950-57.

Лит.: Серова В. С., Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович. [Воспоминания], СПБ, 1914; Xубов Г., Жизнь А.Серова, М.- Л., 1950: К р е м л е в Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 2, в. 3-4, М., 1969 - 73.

СЕРОВ Анатолий Константинович [7(20).3.1910, Воронцовский медный рудник Верхотурского у. Пермской губ., ныне пос. Воронцовск г. Краснотурьинска Свердловской обл., - 11.5.1939, Москва], советский воен. лётчик, Герой Сов. Союза (2.3.1938), комбриг. Чл. КПСС с 1931. Род. в семье рабочего, был подручным сталевара. С 1929 в Красной Армии. Окончил воен. школу лётчиков и лётнабов (1931) и один курс Военно-возд. инж. академии им. Н. Е. Жуковского (1936). Служил в истребительной авиации, был лётчиком-испытателем. Добровольцем участвовал в борьбе с фашизмом в Испании (1937-38), командуя истребит. авиаотрядом, затем эскадрильей. Участвовал в 40 возд. боях, лично сбил 8 самолётов противника. С 1938 был нач. Гл. лётной инспекции ВВС Красной Армии. Погиб во время авиац. катастрофы. Награждён орденом Ленина и 2 орденами Красного Знамени. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

СЕРОВ Валентин Александрович [7(19). 1.1865, Петербург, - 22.11(5.12). 1911, Москва], русский живописец. Сын А. Н. Серова. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петерб. АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. Творчество С. раннего периода формировалось под влиянием реалистич. иск-ва Репина и строгой пластич. системы Чистякова.

Большое воздействие на С. оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Зап. Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка (см. Абрамцево), с к-рым был тесно связан молодой С. Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины " Девочка с персиками" (1887), " Девушка, освещённая солнцем" (1888; обе в Третьяковской гал.). В этих произв. С., воспевая юность и красоту, передавая чувство счастья и радости бытия, видел гл. свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедит. пластич. истолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего рус. импрессионизма. С нач. 1890-х гг. портрет стал осн. жанром в творчестве С., приобретая новые черты: психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистич. начало. Излюбленными моделями С. становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, - все в Третьяковской гал.). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи 2-й пол. 1880-х гг., С. теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистич. черты сказываются подчас лишь в композиц. построении портрета, характере движения портретируемого.

Получив широкую известность, став в 1894 чл. Товарищества передвижных художеств. выставок (см. Передвижники), С. вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты вел. кн. Павла Александровича, 1897, Третьяковская гал.; С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, - оба в Рус. музее в Ленинграде). В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произв., С. всё более последовательно использовал линейно-ритмич. начала и декоративные цветовые сочетания. Одновременно в творчестве С. развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преим. детей и женщин. В портретах детей С. стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутр. движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка (" Дети", 1899, Рус. музей; " Мика Морозов", 1901, Третьяковская гал.). С. часто обращался к различным графич. техникам - акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, Третьяковская гал.), пастели, литографии и пр. Рисунок С. постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразит. средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, - оба в Третьяковской гал.; многочисл. рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, Третьяковская гал., Рус. музей и др. собрания). В 1890-х -нач. 1900-х гг. С. часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крест. темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествоват. элементов - скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности (" Октябрь. Домотканово", 1895, Третьяковская гал.; " Баба в телеге", 1899, Рус. музей). В дальнейшем в картинах на крест. сюжеты нарастало активно-романтич. начало, выявленное в декоративном решении (" Стригуны на водопое", пастель, 1904, Третьяковская гал.). В поздний период (нач. 1900-х гг.) С. связан с " Миром искусства" (чл. объединения С. стал с момента его возникновения). На рубеже столетий происходит перелом в стилистич. исканиях С.: в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля " модерн'', неизменнно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистич. постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологич. характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности. В сер. 1900-х гг. С. создаёт неск. героич. портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, С. развивает прежнюю тему артистич. личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его обществ. значимости [портреты М. Горького (1904, музей А. М. Горького, Москва); М. Н. Ермоловой (1905), Ф. И. Шаляпина (уголь, 1905) - оба в Третьяковской гал.]. В портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911; все в Третьяковской гал.), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911; оба в Рус. музее) С., выявляя нек-рые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально-обусловл. черт в человеке.

В, А. Серов, Портрет работы художника И. Е. Репина. Уголь. 1901. Третьяковская галерея. Москва.

В. А. Серов. " Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава? ". Темпера. 1905. Русский музей. Ленинград.

В. А. С ер о в. Портрет балерины Т. П. Карсавиной. Карандаш. 1909. Третьяковская галерея. Москва.

Демократич. убеждения С. ярко проявились в годы Революции 1905-07: он создал ряд сатирич. рисунков, разоблачающих карателей; будучи действит. членом петерб. АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Большое место в позднем творчестве С. занимала ист. живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значит. ист. событий, она близка ист. живописи художников " Мира искусства", отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (" Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, Рус. музей), глубиной постижения ист. содержания эпохи (" Пётр I", темпера, 1907, Третьяковская гал.; илл. см. т. 10, табл. XL, стр. 560-561). В последние годы жизни С. создал неск. вариантов картин на сюжеты из антич. мифологии. Сочетая условность мифологич. образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греч. архаики, С. даёт собств., свободную от классицистич. нормативности интерпретацию античности. Лучшие произв. С. принадлежат к вершинам рус. реали-стич. иск-ва. Преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.

Илл. см. на вклейке к стр. 320-321, а также т. 7, табл. XII (стр. 208-209), т. 9, вклейка к стр. 185, т. 11, стр. 427.

С о ч.: В. А. Серов. Переписка, Л.- М.,

Лит.: Грабарь И. Э., В. А. Серов, М., 1965 (лит. и произв.); В. Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, [т.] 1-2, [Л., 1971]; [Сарабьянов Д. В.], В. А. Серов, М., 1974.

Д. В. Сарабьянов.
СЕРОВ Василий Матвеевич (29.12.1878, Хвалынск, ныне Саратовской обл., -сент. 1918, Чита), участник революц. движения в России, один из руководителей борьбы за Сов. власть в Бурятии. Чл. Коммунистич. партии с 1902. Род. в семье кустаря. Окончил Казанский учительский ин-т (1899), работал учителем в Аткарске. С 1902 вольнослушатель Петерб. ун-та, руководил с.-д. студенч. кружком. Участник Революции 1905-07. В 1907 избран деп. 2-й Гос. думы от Саратовской губ., чл. большевистской части с.-д. фракции. Делегат 5-го съезда РСДРП (1907). В кон. 1907 вместе с др. с.-д. депутатами Думы приговорён к 5-летней каторге, затем - ссылке в Вост. Сибирь, где продолжал революц. деятельность. С марта 1917 до авг. 1918 пред. Верхнеудинского совета. В авг. 1918 схвачен белогвардейцами в Чите и после зверских пыток казнён. В 1959 в Улан-Удэ С. установлен памятник.

Лит.: [Вартанова А. А., М и р о н о в Н. А.], Борцы за власть Советов в Бурятии, Улан-Удэ, 1958; С е р о в а Н. В., Василий Серов, М., 1958.

СЕРОВ Владимир Александрович [8(21). 7.1910, с. Эммаус, ныне Калининской обл., - 19.1.1968, Москва], советский живописец и график, нар. художник СССР (1958), действит. чл. АХ СССР (1954). Чл. КПСС с 1942. Учился в ленингр. АХ у В. Е. Савинского (1927-31), в аспирантуре у И. И. Бродского (1931-1933). Преподавал в ленингр. АХ (1933-1942). 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР (1960-68). Президент АХ СССР (1962-68). Оставаясь в период блокады Ленинграда 1941- 43 на посту председателя Ленингр. отделения Союза сов. художников, активно участвовал в обороне города и мобилизации художников на борьбу с врагом (маскировка объектов, создание плакатов и листовок). С. работал преим. в области историко-революц. живописи, создавая произведения, отмеченные идейной целеустремлённостью, ясностью композиции и чёткостью рисунка (" В. И. Ленин провозглашает Советскую власть", 1947, КНР, вариант -1962, Третьяковская гал., Гос. пр. СССР, 1948; " Ходоки у В.И.Ленина", 1950, Центр, музей В. И. Ленина, Москва, Гос. пр. СССР, 1951; " Зимний взят", 1954, илл. см. т. 4, вклейка к стр. 377; " Декрет о мире", " Декрет о земле", обе - 1957, Третьяковская галерея). С. выступал также как автор портретов (портреты участников боёв под Ленинградом, 1942-44, Русский музей, Ленинград, и другие музеи), пейзажей [" Горки Ленинские (Зимний день)", 1953, Костромская областная картинная галерея], плакатов (" Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его! ", хромолитография, 1944), книжных иллюстраций (к поэме Н. А. Некрасова " Кому на Руси жить хорошо", чёрный карандаш, соус, гуашь, 1948-49, к роману Л. Н. Толстого " Война и мир", преим. темпера, 1951-53). Чл. Центр. ревизионной комиссии КПСС. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Вл. А. Серов. " Ждут сигнала (Перед штурмом)". 1957. Третьяковская галерея. Москва.

Вл. А. Серов.

Соч.: В борьбе за социалистический pea" лизм. Сб. ст., М., 1963.

Лит.: Л е б е д е в А. К., В. А. Серов, М„ 1965.

СЕРОВ (до 1939 - Н а д е ж д и н с к), город областного подчинения, центр Серовского р-на Свердловской обл. РСФСР. Расположен на вост. склоне Урала, на левом берегу р. Каква, в 7 км от её впадения в р. Сосьва (басс. Оби). Узел ж.-д. линий на Свердловск, Алапаевск, Сергино, Карпинск, Североуральск. 100 тыс. жит. в 1975 (в 1926 было 33, 3 тыс. жит., в 1939 - 64, 7, в 1959 - 98 тыс.). Возник в 1894 в связи со стр-вом металлургич. з-да, к-рый производил рельсы для Транссибирской магистрали. За годы Сов. власти з-д реконструирован и расширен, выпускает легированную сталь. Имеются: ферросплавный з-д, деревообр. комбинат, Серовская ГРЭС, з-д железобетонных изделий, ремонтно-механич. з-д, предприятия пищ. пром-сти и др. Через С. проходит трасса газопровода Игрим -Нижний Тагил. Ф-т Уральского политехнич. ин-та, металлургич. техникум, мед. и пед. училища, филиалы лесотехнич. и строит. техникумов. Драм. театр, крае-ведч. музей. Город переименован в память А. К. Серова.

Лит.: Дзюбинский Л., Пудваль А., Город Серов, Свердловск, 1972.

СЕРОВЕ (Serowe), город в Ботсване, на Ю. Африки. 43, 2 тыс. жит. (1971). Торг. центр р-на отгонного скотоводства и поливного земледелия.

СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.

СЕРОВОДОРОДНАЯ КИСЛОТА, слабая, двухосновная кислота, раствор сернистого водорода H2S в воде. С. к. неустойчива: H2S медленно окисляется кислородом воздуха с выделением серы. Образует соли 2 типов - сульфиды и гидросульфиды.

СЕРОВОДОРОДНЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА, метод химического качественного анализа смеси ионов металлов(гл. обр. катионов) в водных растворах. Метод основан на неодинаковой растворимости хлоридов, гидроокисей, карбонатов и сульфидов металлов.

С. м. а. предполагает классификацию ионов металлов, представленную в таблице. Существуют и другие классификации ионов металлов. Применяя т. н. групповые реагенты - осадители (НС1, H2S, (NH4)2S, (NH4)2C03), последовательно разделяют сложную по составу смесь ионов металлов на пять аналитических групп.

Аналитическая группа Состав группы Групповой реагент Растворимость солей  
I К+, Na+, NH4+ и др. Нет Растворимы  
II Ва2+, Sr2+, Ca2+ и др. (NH4), C03 Сульфиды растворимы, карбонаты практически нерастворимы в воде  
III А13+, Cr3+, Fe2+, Fe3+, Zn2+, Co2+и др. (NH4)2 S Сульфиды (или гидроокиси) растворимы в разбавленных к-тах  
IV 1-я подгруппа: Cu2+, Cd2+, Bi3+, РЬ2+ и др. H2S (в присутствии НС1) Сульфиды нерастворимы в (NH4)2Sn, разбавленных к-тах  
  2-я подгруппа: As (III), As (V), Sb (III), Sn(Il) и др. то же Сульфиды нерастворимы в разбавленных к-тах, растворимы в (МН4)2Sn  
V Ag+, [Hg2]2+, Cu(II) и др. НС1 Хлориды мало растворимы в воде и разбавленных к-тах  


Ход систематического анализа следующий: добавлением НС1 выделяют ионы V группы. Из фильтрата (рН ок. 3) осаждают катионы IV группы пропусканием H2S. Затем действием избытка (NH4)2S переводят в осадок катионы III группы. Оставшуюся в растворе смесь катионов II и I групп разделяют прибавлением раствора (NH4)2CO3. После этого каждую группу катионов разделяют на подгруппы и обнаруживают ионы химическими реакциями.

С. м. а. применяется для предварительной идентификации неизвестного по составу вещества с целью выбора наиболее рационального пути его количественного анализа. Количественный С. м. а. иногда используется при анализе сложных по составу материалов.

Лит.: Алексеев В. Н., Курс качественного химического полумпкроанализа, 5 изд., М., 1973. А. И. Бусев.

СЕРОДИАГНОСТИКА (от лат. serum -сыворотка и диагностика), метод распознавания заболеваний человека, животных и растений, осн. на способности антител сыворотки крови специфически реагировать с соответствующими антигенами. В медицине применяется для диагностики, в т. ч. экспресс-методами (иммунолюминесценция), инфекционных и нек-рых неинфекционных заболеваний. К С. относятся также определение антигенов в биол. жидкостях (крови, моче и т. п.) и тканях при помощи реакций связывания комплемента, торможения пассивной гемагглютинации и т. п., определение вида бактерий и вирусов, выделенных от больных, и установление видовой принадлежности белков и групп крови человека при помощи специфич. сывороток. Особая разновидность С.- диагностика заболеваний путём регистрации характерных изменений сыворотки крови при воздействии на неё определёнными неспецифич. реактивами (напр., осадочные реакции с липидами при сифилисе, желатинизация сыворотки под воздействием формальдегида при лейшманиозе и т. п.). См. также Серология, Иммунодиагностика.

В. И. Покровский, Б. А. Годованный.

В ветеринарии С. применяется для массовой диагностики инфекционных болезней животных. Позволяет диагностировать болезнь до появления клинич. признаков. В зависимости от исследуемого материала и предполагаемого заболевания применяют реакции агглютинации, преципитации, связывания комплемента и др.; часто комбинируют с аллергическими реакциями.

В растениеводстве С. используется для определения заражённости растений возбудителями различных болезней, видовой диагностики грибов, бактерий, вирусов, а также Для ориентировочной оценки устойчивости растений к различным заболеваниям. Основана на применении диагностич. сывороток, для приготовления к-рых чаще всего используют кроликов. Серологич. метод позволяет распознавать вирусы и бактерии как у растений с явными признаками болезни, так и при отсутствии видимых симптомов, что облегчает диагностику скрыто заражённых растений и отбор здорового посадочного и прививочного материала. В С. вирусов, а также бактерий и грибов применяется иммунолюминесцентный метод, основанный на использовании диагностич. сывороток, содержащих антитела, соединённые (конъюгированные) с люминесцирующими веществами. Антитела, вступив в реакцию с соответствующим вирусом, бактерией или грибницей, своим свечением позволяют обнаружить и распознать возбудителя даже в смеси его с др. микроорганизмами непосредственно в клетках и тканях растений.

М, С. Дунин.

СЕРОЕ ТЕЛО, тело, поглощения коэффициент к-рого меньше 1 (коэфф. черноты С. т.) и не зависит от длины волны X излучения. Коэфф. поглощения ал(лямбда), Т всех реальных тел зависит от л(лямбда) (их поглощение селективно), поэтому их можно считать серыми лишь в интервалах л(лямбда), где ал(лямбда), т приблизительно постоянен. В видимой области спектра свойствами С. т. обладают уголь (ал(лямбда), т = 0, 80 при 125-625 °С), угольные нити ламп накаливания (ал(лямбда), т = 0, 526 при 1040-1405 °С), сажа (ал(лямбда), т = 0, 94 - 0, 96 при 100-200 °С).

Платиновая и висмутовая черни поглощают и излучают как С. т. в наиболее широком интервале л(лямбда) - от видимого света до 25-30 мкм (ал(лямбда), т = 0, 93-0, 99).

С. т. является источником т. н. серого излучения - теплового излучения, одинакового по спектральному составу с излучением абсолютно чёрного тела, но отличающегося от него меньшей энергетической яркостью. К серому излучению применимы законы излучения абсолютно чёрного тела (в них заменяются лишь константы) - Планка закон излучения, Вина закон излучения, Рэлея - Джинса закон излучения. Понятие С. т. применяется в оптической пирометрии.

Лит. см. при ст. Пирометры.

СЕРОЗЁМЫ, тип почв, формирующихся под субтропич. полупустынной растительностью. Образуется на лёссах, лёссовидных суглинках и древних аллювиальных отложениях, содержащих гипс, карбонаты, легкорастворимые соли, в условиях непромывного и выпотного водного режима. Для С. характерна годовая цикличность почвообразоват. процесса: во время его весенней активной фазы интенсивно развивается растительность (благодаря осенне-зимнему накоплению влаги в почве), в верхних горизонтах происходит накопление растит. остатков и их гумификация, часть карбонатов и минеральных солей передвигается в нижние горизонты; в летнюю фазу гумусовые вещества минерализуются - легкорастворимые соли поднимаются в верхние горизонты с капиллярной влагой. В профиле С. выделяют горизонты: А - гумусовый (содержит 1-4, 5% гумуса) мощностью 40-120 см, серого или серо-палевого цвета, с плохо выраженной комковатой структурой; В - элювиально-карбонатный; С - материнская порода; ниже её (на глубине 1, 5-2 м) - скопления легкорастворимых солей.

С. обладают хорошими водно-физич. свойствами, высокой биол. активностью, достаточно плодородны, дают высокие урожаи при орошении. Подразделяются на подтипы: светлые, обыкновенные (типичные), тёмные и северные. Распространены в Передней Азии, в Сев. Америке (Ю.-З. США, С. Мексики), в Сев. Африке, Австралии; в СССР - в Ср. Азии. Светлые и обыкновенные С. используются в орошаемом земледелии (посевы хлопчатника, сах. свёклы, зерновых, сады и виноградники). В р-нах распространения С. обнаружены наиболее древние очаги орошения.

Лит.: Розанов А. Н., Сероземы Средней Азии, М., 1951; Минашина Н. Г., Розанов А. Н., Щувалов С. А., Почвы, в кн.: Средняя Азия, М., 1968.

Н. Г. Минашина.

СЕРОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ (от лат. serum - сыворотка), прозрачная белковая жидкость, выделяемая серозными оболочками, к-рые выстилают внутр. полости тела человека и животных. Образуется путём ультрафильтрации из кровеносных сосудов; содержит, кроме белка, небольшое кол-во различных клеточных элементов (лейкоциты, отпавшие клетки мезотелия и др.). Накопление С. ж. при нарушениях крово- и лимфообращения наз. транссудатом.

СЕРОЗНАЯ ОБОЛОЧКА, соединительнотканная мембрана, покрытая эпителиальным слоем; имеет толщину ок. 1 мм, выстилает полости тела человека и животных. В зависимости от местоположения наз. брюшиной, плеврой, перикардом, эпикардом. Развивается из производного мезодермы - спланхнотома, ограничивающего вторичную полость тела - целом. С. о. продуцирует и абсорбирует серозную жидкость, облегчает движения внутр. органов, к-рые окружает, разделяет или соединяет, удерживает их форму. Выполняет защитную функцию в качестве серозно-гемато-лимфатич. барьера (см. Барьерная функция). Основу С. о. составляет плотная волокнистая соединит. ткань, складывающаяся в неск. слоев. Самый поверхностный слой С. о., обращённый в полость тела, состоит из однослойного плоского эпителия, наз. мезотелием. Общая протяжённость С. о. весьма значительна (у человека площадь одной брюшины составляет ок. 20 400 см2). Обычно гладкая, блестящая, прозрачная и эластичная С. о. становится шероховатой, мутной и плотной при воспалении (перитонит, плеврит, перикардит), когда функции её нарушаются. При патологич. процессах С. о. разрастается, что сопровождается образованием спаек или слипанием и срастанием её листков.

В. В. Куприянов.

СЕРОЛОГИЯ (от лат. serum - сыворотка и ...логия), букв. учение о свойствах сыворотки крови; обычно под С. понимают раздел иммунологии, изучающий взаимодействие антител сыворотки с антигенами. Серологич. реакции могут быть прямыми (двухкомпонентными) - агглютинация, пассивная гемагглютинация, преципитация и др., и косвенными (трёхкомпонентными) - реакция нейтрализации (например, микроба), реакция торможения гемагглютинации. Из неск. " простых" складываются сложные серологич. реакции: бактериолиз, реакция связывания комплемента и др. Распространены также иммунофлюоресцентные методы, осн. на окраске антител (антигенов) флюорохромами. Особый вид серологич. реакций - выявление иммобилизации подвижных форм микроорганизмов (напр., реакция иммобилизации бледных трепонем при сифилисе). Нек-рые серологич. исследования проводят не в пробирке, а непосредственно в организме экспериментальных животных (вводят им иммунную сыворотку в серийных разведениях и летальную дозу микробов).

Серологические реакции применяют в науч. и диагностич. (см. Серодиагностика) целях в инфекционной и неинфекционной иммунологии: их используют, напр., при переливании крови, для определения групп крови, установления видовой и индивидуальной специфичности белков. Серологич. исследования применяют также в эпидемиологии и эпизоотологии для выявления источника инфекции, путей её передачи, иммунитета у людей и животных, эффективности вакцинации и т. п. Реакция между антигенами и антителами лежит в основе серопрофилактики и серотерапии. Среди осн. задач С.- разработка методов получения высокоспецифич. диагностич. и леч. сывороток, оценка их активности и выяснение механизма действия. См. Иммунология.

Лит.: Резникова Л. С., Э п ш т е и н-Л и т в а к Р. В., Л е в и М. И., Серологические методы исследования при диагностике инфекционных болезней. М., 1962; Handbook of experimental immunology, Oxf., 1967.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.