Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Политическое деление 47 страница






Большинство науч. учреждений находится в Белграде: н.-и. ин-ты федерального подчинения - ядерной физики им. Б. Кидрича (осн. в 1947), растениеводства (1945), механизации с. х-ва (1947) и др.; высшее науч. учреждение республики -Сербская академия наук и искусств (1886, реорганизована в 1944, имеет 7 отделений, св. 25 НИИ); исследовательские подразделения Белградского ун-та - геологич. ин-т (1880), ботанич. ин-т и сад и др.; работают также Сейсмологич. ин-т (1906), Ин-т здравоохранения (1924), астрономич. и метеорологич. обсерватории (основаны в 1887), науч. об-ва и ассоциации, федеральные (физико-математич., фи-зич., инженеров и техников и др.) и региональные (педагогич., химич., биологич., геологич. и др.). В г. Нови Сад - Матица сербская; при ун-те имеются н.-и. ин-ты права, биологич., химич., технологич. и др. При ун-те в Нише - также несколько н.-и. ин-тов.

В 1974 в С. насчитывалось 1102 нар. библиотеки, 433 науч. и спец. б-ки, 101 музей.

В 1975 в С. издавалось 9 ежедневных газет общим тиражом св. 90 тыс. экз. и более 600 журналов и др. периодич. изданий. Наряду с выходящими в Белграде центр. газетами " Борба", " Политика", " Комунист" (" Komunist"; еженедельная, орган Союза коммунистов Югославии и Союза коммунистов Сербии) и др. в С. выходят: " Дневник", ежедневная газета на сербо-хорв. яз., издаётся в Нови-Саде, орган краевой орг-ции Социалистич. союза трудового народа Воеводины; " Мадьяр со" (" Magyar Szo"), ежедневная газета на венг. яз., издаётся в Нови-Саде, орган краевой орг-ции Социалистич. союза трудового народа Воеводины; " Единство" (" Jedinstvo"), издаётся в Приштине 2 раза в неделю, орган краевой орг-ции Социалистического союза трудового народа Косово; " Рилиндя" (" Rilindja"), ежедневная газета, издаётся в Приштине на алб. яз., орган краевой орг-ции Социалистич. союза трудового народа Косово, и др.

В С. св. 40 радиостанций, телевизионные центры в Белграде (телевидение с 1958), Приштине и Нови-Саде (телевидение с 1972).

В 1972 было 105 больничных (44, 3 тыс. коек) и св. 4 тыс. амбулаторно-поликлинич. учреждений; работали 6, 7 тыс. врачей, 1, 5 тыс. стоматологов. Бальнеологич. курорты Врнячка-Баня, Нишка-Баня. Туризм.

Литература. Истоки серб, лит-ры восходят ко 2-й пол. 9 в., ко времени деятельности Кирилла и Мефодия и их учеников. Ср.-век. лит-pa имела преим. церк.-дидактич. характер: жития, " похвалы", песни. Первые выдающиеся памятники серб. письменности - Мирославово евангелие (12 в.), соч. Стефана Первовен-чанного (ок. 1165-1227), Саввы (1175-1235), Доментиана (ок. 1210- после 1264) и др. Ценные ист. и географич. сведения о С. периода феод. междоусобиц и наступления турок содержит " Житие деспота Стефана Лазаревича" (1431-35) Константина Философа (Костенческого; кон. 14 в.- после 1439). Серб, лит-ра развивалась во взаимодействии с др. европ. лит-рами; сербо-болг. и сербо-рус. лит. контакты, известные уже с 11 в., были особенно плодотворны в 13-15 вв.

В последнем десятилетии 15 - нач. 16 вв. зародилось книгопечатание на сербском языке.

Тур. иго задержало развитие серб. лит-ры. В 16-17 вв. появлялись немно-гочисл. переработки визант. и рус. хронографов и др. сочинения. Наиболее полно духовная жизнь серб. народа выражалась в фольклоре.

В 18 в. в результате миграции сербов из земель, занятых турками на севере, центр духовной жизни переместился на терр. юж. Венгрии. Усиливается связь сербов с Россией. Под влиянием рус. церк. книг и учебников складывается славяно-серб. яз., сыгравший заметную роль в становлении литературы серб. Просвещения. Процесс культурного возрождения сербов в 18 в. наиболее полно отразил просветитель Доситей Обрадович (около 1742-1811), заложивший основы светской литературы.

Нац.-освободит. и антифеод. движение, становление гос. и культурной самостоятельности сербов определили подъём духовной жизни 1-й пол. 19 в. Возникли культ.-просвет. и научные об-ва (старейшее из них - Матица сербская, осн. 1826), появилась лит. периодика. Лит-ра живо усваивает европейские традиции -классицистические (патриотические поэмы Л. Мушицкого, 1777-1837), сентименталистские (романы М. Видаковича, 1780-1841, драмы И. Вуйича, „1772-1847). Реалистические комедии И. Стерия-Поповича (1806-56) закладывают основы нац. театр. репертуара. Выдающаяся роль в лит-ре этого периода принадлежит филологу, фольклористу и историку В. С. Караджичу (1787-1864)-идеологу нац. возрождения, выступавшему за нац. самобытность лит-ры, её связь с жизнью народа. Идеи Караджича восприняли романтики. Связь с нац.-освооодит. движением определила тяготение романтиков к лит-ре героич., нац.-патриотич. плана. Наиболее ярко серб. романтизм выразился в кон. 40 -70-х гг. в творчестве поэта-черногорца П. Негоша (1813-51; драматич. поэма " Горный венец", 1847), поэтов Б. Радиче-вича (1824-53), Дж. Якшича (1832-78), И. Йовановича-Змая (1833-1904), Л. Кс-стича (1841-1910). Якшич и Костич выступили также с трагедиями на сюжеты из нац. истории. Центром лит. жизни стал Нови-Сад (Воеводина). Ведущие журналы-" Даница" (1860-71), " Явор" (1862-1863), " Матица" (1866-70).

В условиях обострения классовых противоречий (60-е гг.) в лит-ре отмечаемся поворот к реализму, программу к-рсго содержали статьи революционера-демократа С. Марковича (1846-75). В становлении сербского реализма важен опыт русской реалистической литературы. Реалистич. тенденции заметны уже у романтиков (сатира Змая, проза Якшича). Первые реалисты - М. Глишич (1847-1908), Л. Лазаревич (1851-90), Я. Веселинович (1862-1905) - тяготеют к жанрам социально-бытовой прозы. Становление романа связано с творчеством Я. Игнятовича (1824-89). В кон. 19 в. творчество С. Матавуля (1852-1908), С. Сремца (1855-1906), С. Ранковича (1863-99) расширяет сферу художеств. содержания реализма, усложняет его социально-ист. проблематику, обнаруживает тяготение к большим повествоват. жанрам, к роману. Яркую страницу в развитие реализма вписывает сатира -проза Р. Домановича (1873-1908), остросоциальные комедии Б. Нушича (1864-1938), поэзия В. Илича (1860-1894). С кон. 90-х гг. лит. процесс осложняется в результате взаимодействия различных идейно-художеств. тенденций. Принципы реализма отстаивает выдающийся критик и историк лит-ры И. Скерлич (1877-1914). В творчестве писателей-реалистов И. Чипико (1869-1923), Б. Станковича (1876-1927), П. Кочича (1877-1916) идёт дальнейшее нарастание социального критицизма; углубляется психологизм, расширяются жанровые и стилистич. рамки. Модернистское течение представлено творчеством символистов-парнасцев И. Дучича (1871-1943), М. Ракича (1876-1938), В. Петковича-Диса (1880-1917). Традиции демократия, поэзии продолжают А. Шантич (1868-1924), В. Петрович (1884-1967). С творчеством К. Абрашевича (1879-98) и плеяды рабочих поэтов связано становление пролет. лит-ры.

Создание после окончания 1-й мировой войны 1914-18 Югосл. гос-ва (1918) ознаменовало новый период и в развитии серб. лит-ры. Наряду с поэтами старшего поколения (Шантич, Петрович, Дучич, Пандурович), продолжавшими традиции реализма и символизма, появляются поэты-экспрессионисты (И. Андрич, р. 1892, М. Црнянский, р. 1893, С. Винавер, 1891-1955). Видное место в серб. прозе занимала воен. тема. В произв. Чипико, Нушича, Петровича наряду с прославлением героизма серб. народа звучит гуманистич. осуждение войны, несущей народу бедствия и разорение. Писатели младшего поколения (Црнянский, Д. Васич, 1885-1945) воссоздают переживания " потерянного поколения''. Для нек-рых экспрессионистов характерны переход к историч. тематике и усвоение реалистич. принципов (Андрич, Црнянский и др.). Проблематику послевоен. жизни разрабатывали писатели-реалисты. Нушич создал юмористич.-сатирич. повесть " Автобиография" (1924), комедии " Госпожа министерша" (1929), " Мистер доллар" (1932) и др. Новые социальные мотивы внесли в лит-ру Петрович, И. Секулич (1877-1958), Б. Чосич (1903-34; роман " Скошенное поле", 1934).

В кон. 20-х гг. выдвигаются опирающаяся на революц. идеологию " социальная литература" и сюрреализм. В 30-е гг. как течение сюрреализм распался: часть левых сюрреалистов (Дж. Йованович, 1909-43; О. Давичо, р. 1909; А. Вучо, р. 1897; К. Попович, р. 1908) присоединяется к " социальной литературе", приняв осн. принципы марксистской эстетики и поэтики социалистич. реализма. Во 2-й пол. 30-х гг. " социальная литература" освобождается от нек-рых черт схематизма и упрощенчества. Вершиной социальной поэзии этого периода является творчество поэта-черногорца Р. Зоговича (р. 1907; сб-ки " Кулак", 1936, " Огненные голуби", 1939). Заметных успехов добились революц. писатели И. Попович (1905-52), Ч. Миндерович (1912-68). Укреплению реалистич. тенденций способствовала публицистич. и лит.-критич. деятельность Йовановича, В. Глигорича (р. 1899) и др.

В период фаш. оккупации Югославии мн. писатели, включившись в нар.-освободит. войну против захватчиков, продолжали лит. деятельность (Зогович, Попович, Б. Чопич, р. 1915, М. Лалич. р. 1914, Миндерович и др.).

Часть писателей (Д. Максимович, р. 1898, Андрич, Петрович и др.) бойкотировала коллаборационистские издания. Только небольшая группа писателей реакц. толка выступила против нар.-освободит. войны или прямо сотрудничала с оккупантами (Дучич, С. Стефанович, 1874-1944, Васич и др.).

После освобождения С. и победы нар. революции организуется Об-во серб. писателей (1945), объединившее писателей, стоявших на антифаш. позициях и признавших завоевания нар. революции. В 1946 состоялся 1-й съезд писателей Югославии. В нач. 50-х гг. центр. место занимает тема нар.-освободит. войны, революции и новой жизни. Яркой публицистичностью отличаются послевоен. стихи Зоговича; приближается к реализму поэзия Давичо, М. Дединаца (1902-66). Романтич. восприятием действительности отличается творчество поэтов молодого поколения - С. Вукосавлевича (р. 1927), С. Марковича (р. 1928). Крупным событием в серб. прозе стал выход в 1945 романов Андрича " Мост на Дрине", " Травницкая хроника", " Барышня".

В нач. 50-х гг. в серб. лит-ре происходит резкое размежевание между сторонниками реализма (группировались вокруг журн. " Современник") и различных модернистских течений (группировались вокруг журн. " Дело"). В поэзии возникают новые течения. В значит. мере меняются тематика, идейная направленность, эмоциональная окраска, формы выражения. Наряду с революц. оптимизмом, характерным для первых послевоен. лет, появляются настроения пессимизма. Выявляется тенденция " романтического интимизма" (С. Раичкович, р. 1928, Маркович), отрывавшего повзию от мн. животрепещущих проблем обществ. жизни; развивается " абстрактный интеллектуализм" (В. Попа, р. 1922; М. Павлович, р. 1928; И. Христич, р. 1933). Интимную лирику, сатирико-публицистич. стихи, бичующие снобизм и мещанское опошление идеалов коммунизма, создаёт Зогович. Зрелости и высокого мастерства достигает в 50-60-е гг. поэзия Максимович (сб-ки " Говори тихо", 1961, " Прошу помилования", 1964), несущая гуманистич. и обществ. звучание. В эстетике и лит. критике 50-60-х гг. наряду с концепциями сюрреализма и др. модернистских течений имеют место попытки синтеза реализма и модернизма.

Серб. проза 50-60-х гг. представлена различными художеств. тенденциями и творческими методами.

Центр. место занимает проблематика революции: романы писателей-реалистов " Прорыв" (1952) Чопича, " Лелейская гора" (1957, 2 изд. 1962) Лалича, а также романы писателей, стремящихся эклектически соединить реализм с сюрреалистич. приёмами -" Песня" (1952) Давичо, " Солнце далеко" (1951), " Разделы" (1961) Д. Чосича (р. 1921). Важное место в прозе занимает и проблематика послевоен. жизни страны (романы Чопича, сатирич. романы Э. Коша, р. 1913, Давичо). Среди произв., дающих своеобразный синтез реализма, экспрессионизма и натурализма, -романы Црнянского ('' Переселение", книга вторая, 1957); крайний абстракционизм в прозе представляют произв. Р. Константиновича (р. 1928). Совр. серб. драматургия представлена творчеством М. Джурджевича (р. 1920), Дж. Лебовича (р. 1928), Б. Михайловича (р. 1922) и др. Зарождается новый жанр - радиодрама. Для лит. критики и литературоведения характерно существование разнообразных течений эстетич. мысли (Д. Еремич, р. 1925; 3. Гаврилович, р. 1926, и др.). Р. Ф.Доронина, М. В. Богданов. Изобразительное искусство и архитектура. На территории С., расположенной на стыке культурных влияний Средиземноморья, Ближнего Востока, Эгейского мира и Западной Европы, образовались богатейшие напластования древних и ср.-век. культур. К эпохе неолита (5-3-е тыс. до н. э.) относятся углублённые в землю жилища, многообразные по формам керамич. сосуды, украшенные расписными геом. узорами, каннелюрами, гравировкой, инкрустацией, обобщённые по формам статуэтки людей и животных (культуры Старчево, Винча и др.). Культуры эпохи бронзы (2-е тыс. до н. э.) связаны с эгейским миром, но сохраняют и местные традиции (низкие широкогорлые сосуды из глины с инкрустированным геом. узором; глиняные статуэтки с нарядной геом. орнаментацией, в т. ч. " Кличевацкий идол"; колесница из Дупляи с фигурой птицеголового божества, и др.). К 1-му тыс. до н. э. относятся укреплённые поселения, ювелирные изделия и мелкая бронзовая пластика фракийцев, иллирийцев, кельтов. Во 2 в. до н. э.-4 в. н. э. сооружаются рим. воен. лагеря с обществ. зданиями, дворцами, термами - Сингидунум (ныне Белград), Наиссус (ныне Ниш); сохранились др.-рим. статуи, портреты, стелы. В 5-6 вв. строятся визант. города (Царичин-Град) с храмами, дворцами, жилыми и торг.зданиями; замечательны визант. и древнеславянские золотые филигранные украшения и серебряная утварь 6-9 вв.

1. Керамический сосуд из Омолицы. 1-я пол. 2-го тыс. до н. э. 2. Керамическая колесница из Дупляи. Конец 2-го тыс. до н. э. 3. Мраморная голова девушки из Сингидунума. Конец 1 в. (Все - в Народном музее, Белград.)

В 9-10 вв. с образованием сербских феод. гос-в и принятием христианства (православия) началось стр-во крепостей (деревянных и каменных) и кам. купольных центрич. храмов и базилик, расписывавшихся фресками.

Ср.-век. города С. имели торг. площадь в центре, радиальные улицы, жилую 2-3-этажную застройку; деревянные, каменные, саманные дома - с двускаткой крышей, крытой дранкой или кам. плитками. Города и монастыри окружались кам. стенами. На торг. путях строились крепости с массивными зубчатыми стенами, башнями разной высоты и княжескими дворцами. В горах план их следует рельефу (Звечан, 11 -12 вв., Маглич, 14 в.), на равнинах крепости имеют регулярный план (Смедерево, 1428-56).

В едином гос-ве Неманичей (2-я пол. 12-14 вв.) сложилась архит. школа Ра-шки: монастыри (" задужбины"), массивные кам. церкви с притворами в монастырях Сгуденица (церковь Успения богородицы; 1183-96), Жича (1208-15), Милешева (ок. 1234-36), имевшие единое вытянутое пространство и купол над средокрестием; общий византийский характер сочетается с романскими аркатурными поясами и перспективными порталами, с богатой декоративной резьбой по мраморной облицовке (растительный узор со стилизованными фигурками зверей, птиц, фантастических существ, оплетающий порталы и окна). Во 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. большую стройность и нарядность приобретают храмы - базилики (в монастыре Сопоча-ни, 1264-65), имеющие подчас купол на высоком барабане (в монастыре Дечани, 1327-35, арх. Вит из Котора). Фрески в храмах следовали канонам визант. иконографии, но имели свои особенности (портреты ктиторов, в том числе групповые). Фрескам 13 в. (в Милешеве, ок. 1235-36, Сопочани, ок. 1265) присущи лиризм, ясность и одухотворённость, спокойный величеств. характер, сдержанная выразительность поз и жестов, певучий ритм линий, гармоничность светлых, чистых красок. В 1-й пол. 14 в. усиливается влияние визант. культуры - в крестово-купольных храмах косово-метохийской школы (церковь св. Димитрия в Пече, 1321-24, пятикупольная церковь в монастыре Грачаница, 1315-21), красиво выложенных из кирпича и камня, во фресках церкви Иоакима и Анны в Студенице(после 1314), в Грачанице (1321-22) с развёрнутыми сюжетными циклами, многофигурными детализированными композициями, выразительными динамичными фигурами. Во 2-й пол. 14 в. с перемещением под натиском турок сербской культуры к северу формируется моравская архит. школа: лаконичные по формам крестово-купольные храмы - четырёхстолпные (в монастыре Манасия, 1407-18) и бесстолпные (в монастыре Каленич, 1405-1413), с апсидами по трём сторонам, с западным притвором и башней над входом - украшались в фольклорном духе, обильно и причудливо, узорной кирпичной кладкой, плоской резьбой по камню, глазурованной керамикой. Фрески кон. 14 - нач. 15 вв. (в Манасии, Калениче, 1-я четв. 15 в.) более декоративны, их рисунок более детален, а светлый колорит утончённее, мягче, чем в ранних росписях. Иконопись 13- сер. 15 вв. отличается суровой выразительностью образов, строгой сдержанностью колорита, обобщённостью рисунка, а затем приобретает черты декоративной орнаментальности.

В миниатюре визант. влияния переплетаются с романскими. Золотая и серебряная утварь, кресты, оклады евангелий украшались чеканкой, филигранью, гравировкой. Развиты были резьба по дереву (иконостасы с растит. узором), шитьё золотом и серебром (плащаницы), гончарство (кувшины и миски с зелено-коричневой и жёлтой поливой). Со 2-й пол. 15 в. тур. завоеватели строили в городах мечети, минареты, караван-сараи, крытые рынки, бани. Распространились 2-3-этажные каркасные дома с глухими стенами и выступающими верхними этажами. С кон. 17 в. в Воеводине (вошедшей в состав Австрии) строились церкви и гор. дома в формах барокко, а позже классицизма, исполнялись патриотич. гравюры (X. Жефарович); живопись 18 в. (иконы, портреты) испытала влияние барокко (Т. Крачун) и рококо (Т. Чешляр). В центр. областях С. в 17 -нач. 19 вв. строились деревянные церкви с высокой двускатной крышей.

В 19 в. в С. появляются элементы регулярного градостроительства, строятся здания в традициях местного ср.-век. зодчества (дом княгини Любицы в Белграде, 1829-36, арх. X. Н. Живкович), в духе европ. эклектики (Нар. театр в Белграде, 1868-69, арх. А. Бугарский), а в нач. 20 в. также в стиле " модерн" (отель " Москва" в Белграде, 1906, арх. И. Илкич) и неовизант. стиле (церковь Александра Невского в Белграде, 1918, арх. Е. Надич). Классицизм начала 19 в. в живописи связан с просветит, и нац.-освободит. движением (картины А. Теодоровича на темы нац. истории, строгие, мужеств. портреты К. Данила). Романтич. настроения, ощутимые в живописи Д. Аврамовича, одухотворяют драматичные картины Дж. Якшича на темы освободит. борьбы. Реалистич. ист., жанровые картины и пейзажи Дж. Крстича динамичны по живописи, полны романтич. волнения. В 70-80-х гг. развивается жанровая живопись (У. Предич, П. Йованович), не чуждая, однако, черт идеализации и поверхностного бытописательства. Реалистич. восприятие нац. жизни сочетается со свободной экспрессией и звучностью цвета в картинах Н. Петрович, с декоративной выразительностью - в портретах М. Пьяде. Влияние импрессионизма и фовизма проявилось в пейзажах М. Миловановича.

После 1-й мировой войны 1914-18 с ростом пром-сти и городов обостряется контраст между благоустроенными гор. центрами и стихийно растущими р-нами трущоб. В 1930-х гг. в работах арх. Д. Брашована и Н. Добровича появляются простые геом. формы, функционально оправданные планы, что сочеталось с изысканностью декора (здание Исполнительного веча в Нови-Саде, 1938, арх. Брашован). В скульптуре выделялись динамичные, обобщённые стилизованные статуи Т. Росандича, пластически цельные и психологичные работы С. Стояновича. В живописи влияния кубизма, фовизма и экспрессионизма сочетались с острым ощущением красочности и материальности мира в портретах и пейзажах П. Добровича, М. Конёвича, И. Биелича; к несклассич. простоте жанровых композиций и пейзажей тяготел С. Шуманович, к интимности и изысканности - " поэтич. реалисты" И. Табакович и М. Челебонович. Сторонники реалистич., социально направленного иск-ва объединились в 1934 в группу " Жизнь"; её основатель Дж. Андреевич-Кун темпераментно запечатлел трагедии жизни пролетариата и гор. бедноты, партиз. борьбу 1941-44.

Дж. Андрееви-К у н. " Похороны". Гравюра на дереве из цикла " Кровавое золото". 1934.

После 1945 в Нар. Республике С. были разработаны ген. планы Белграда (1947-1950, арх. Н. Добрович и др.) и др. городов, предусматривавшие рост и зонирование терр., озеленение, стр-во новых жилых р-нов, развернулось сооружение заводов, фабрик, рабочих посёлков, школ, больниц, спортивных центров. В 1950-х гг. создаётся строит. индустрия, распространяется сборное стр-во, в т. ч. сборные металлич. и железобетонные каркасы. Башенные дома с лоджиями и балконами сочетаются с невысокими протяжёнными домами в застройке новых р-нов Белграда, Нови-Сада и др. Создан свободный по планировке комплекс Нового Белграда. С кон. 1960-х гг. ведутся комплексные работы по районной планировке С.; усилилось стремление к пластичности и декоративной выразительности зданий, использованию синтеза иск-в. Среди крупных сооружений - ансамбль пл. Партизан в Титово-Ужице (1957-61, арх. С. Мандич, М. Пантович), здания Союзного исполнит. веча (1950-е гг., арх. В. Поточняк и др.) и Президиума Союза коммунистов Югославии (1960-е гг., арх. М. Янкович и др.) в Белграде. Романтической символикой проникнуты мемориальные комплексы в память борцов против фашизма (в Сремска-Митровице, 1959-60, арх. Б. Богданович).

События нац.-освободит. борьбы, соци-алистич. стр-во отражены в картинах Андреевича-Куна, М. Челебоновича, Б. Илича. В 1950-60-х гг. в иск-ве С. распространяются формально-пластические искания, модернистские течения - абстракционизм (С. Челич, Л. Сокич), сюрреализм (Л. Шейка, В. Величкович), " оп-арт" (А. Томашевич) и др. Выделяются жизнерадостные картины Л. Вуяклии, близкие к поэтической сказочности фольклора, детские образы К. Дивяк, в скульптуре - монументальные композиции Н. Глида, И. Кратохвила, Р. Станковича в память погибших героев, в декоративном иск-ве - керамич. панно Табаковича, ковры Вуяклии, Конёвича, М. Зорич, керамика, металл, стекло К. Джорджевича и др.

В нар. зодчестве сохраняются деревянные, каменные, саманные дома с высокой черепичной или гонтовой кровлей, часто с открытой галереей; на севере деревянные дома украшаются резьбой и росписью. Среди нар. ремёсел - вышивка (геометризованный растит. узор), ковроделие (оезворсовые ковры с геом., растит., зооморфным орнаментом), резьба по дереву (розетки, сетчатые и спиральные мотивы), керамич. произ-во (фигурные сосуды, узкогорлые кувшины), резьба и роспись по камню (надгробия, придорожные стелы).

Музыка. В нар. быту сербов распространено гл. обр. песенное творчество. Его носителями были странствующие нар. певцы-сказители, т. н. гуслары, - исполнители эпич. " юнацких" песен, аккомпанировавшие себе на нар. смычковом инструменте - гусле. Муз. и поэтич. красотой отличаются лирич. песни (преим. женские), популярны хороводные. Характерные черты серб. муз. фольклора -интервалы увеличенной секунды, широкая распевность, ритмич. разнообразие. Первые композиторы С.- капельмейстер И. Шлезингер, работавший в сер. 19 в. в Белграде и организовавший там воен. оркестр (писал произв. для этого оркестра и музыку к спектаклям драм. театра), и Н. Джуркович (патриотич. хоры, особенно популярные в 1848), к-рый был также певцом, актёром и хормейстером. В 1838 в Панчево возник первый хоровой кружок, в 1853 организовано Белградское певч. об-во. В формирование нац. муз. культуры значит. вклад внёс композитор и пианист К. Станкович -руководитель Белградского певч. об-ва (с 1863) и церк. певч. общества " Корнелие" (с 1881); знаток серб. муз. фольклора, он опубликовал обработки нар. песен для голоса и фп. В дальнейшем выдвинулся Д. Енко, автор театр. музыки и патриотич. песен, осн. на нац. мелодике. Большую роль в развитии музыки С. сыграли И. Маринкович, создатель серб. сольной песни и романса, и композитор С. Мокраняц, собиратель муз. фольклора (хоровые сюиты " Руковети" - обработки серб., макед., черногорских и др. нар. напевов). Мокраняц руководил ок. 30 лет (с 1887) Белградским хоровым об-вом, совершил с его хором поездки в др. страны Европы, в т. ч. в Россию (1896); он организовал Союз хоровых об-в и Ассоциацию серб. музыкантов. Во 2-й пол. 19 в. муз. жизнь в С. определялась гл. обр. работой хоровых об-в, крупнейшее из них - Академич. певч. об-во (осн. в 1884; с 1887 наз. " Обилии"). В 1899 в Белграде открылась первая Серб, школа музыки (ныне Гос. ср. муз. школа " Мокраняц"). В Нац. театре (" Народно позориште") в Белграде шли т. н. пьесы с пением (" комад с певанем"). В 1882 здесь поставлена первая серб. оперетта " Колдунья" Енко, в 1902 Б. Йоксимович написал первую серб. оперу " Женитьба Милоша Обилича", в 1903 поставлена опера С. Бинички " На заре". Среди др. оперных композиторов - И. Баич (" Князь Иван из Сомберии"), П. Крстич. Под рук. Бинички и С. Христича в Нац. театре в 1920 была организована самостоят. оперная труппа, в 1922- балетная, репертуар к-рых составляли гл. обр. соч. П. Конёвича, М. Милоевича, Христича и др. югосл. композиторов, выдвинувшихся после 1-й мировой войны 1914-18. Популяризации их музыки способствовали также Белградское филармонии. об-во (с 1923), имевшее симф. оркестр, Белградский фп. квартет, Белградское трио, камерный оркестр " Коллегиум музикум" при ун-те (рук. Милоевич). В 1937 в Белграде была основана Муз. академия. В кон. 1930-х гг. выдвинулся В. Вучкович (коммунист, убит фашистами в 1942), музыковед, композитор и дирижёр. В Нар. Югославии началось интенсивное развитие сербской муз. культуры.

Получили известность композиторы М. Ристич, С. Райичич, В. Перичич, Любица Марич, А. Обрадович и др. В 1945 возобновила работу оперная труппа Нац. театра (до 1963 рук. О. Данон) в Белграде; среди солистов - М. Чангалович, А. Маринкович, 3. Зикова. С 1957 работает Ин-т музыковедения Сербской АН. В 1967 открылся концертный зал Филармонии (её руководитель в 1952-61 К. Баранович). Выступают симф. и камерный оркестры (рук. Л. Якич, Ж. Здравкович), различные муз. коллективы Белградского радио и Дома Югосл. нар. армии, ансамбль нар. танца " Коло" и др. проф. и самодеятельные оркестры, инструментальные и вокальные ансамбли. Среди музыкантов 1960 - 70-х гг.-композиторы П. Бергамо, П. Озгиян, Э. Иосиф, Д. Радич, В. Мокраняц; дирижёр Ж. Здравкович; пианист 3. Марасович; скрипач Л. Марьянович; певцы Цвеич (семья), певица В. Хейбал; музыковед С. Джурич-Клайн (её труды публикуются с 1950-х гг.).

Н. М. Ямполъский.

Театр. Первые сведения о серб. театре относятся к 13 в., когда в праздничные дни устраивались нар. уличные представления. Тур. иго прервало развитие театра, возобновилось оно на терр. Воеводины (представление в 1736 учениками Лат. школы в Карловце историч. пьесы " Трагедокомедия" Э. Козачинского и др. школьные спектакли, к-рые показывались от случая к случаю). Возникновение светского театра связано с именем И. Вуйича, актёра, драматурга и переводчика, основателя неск. передвижных трупп на терр. С. и Воеводины (1810-е гг.). В 1825 в Нови-Саде любительской труппой под рук. А. Николича была поставлена первая серб. пьеса - трагедия " Смерть царя Уроша V" С. Стефановича. В нач. 40-х гг. 19 в. возникали передвижные труппы (" Передвижное любительское общество" и др.) и первые постоянные театры (Княжеско-серб. театр, театр " В таможне" в Белграде и др.). Основу репертуара составляли романтич. трагедии (" Милош Обилич", " Смерть Стефана Дечанского" и др.) и реалистич. комедии (" Ворона в павлиньих перьях", " Патриоты" и др.) И. Стерии-Поповича, а также переводные пьесы (А. Коцебу, В. Гюго и др.). Новый этап в развитии серб. театра начинается после основания в 1861 в Нови-Саде Серб. нац. театра, а затем в 1868 Нац. театра (" Народно позориште") в Белграде. На сцене утверждается нац. драматургия, идёт процесс выработки единых художеств. принципов, совершенствования актёрского мастерства. Ставятся героич. пьесы на историч. сюжеты, написанные отечеств. авторами (Дж. Якшичем, Л. Костичем и др.), а также драмы У. Шекспира, Ф. Шиллера и др. Складывается иск-во актёров романтич. направления (М. Гргурова, Т. Йованович, Д. Милутинович и др.). В то же время социальная драма и комедия (М. Глишич и др.), а затем сатирич. комедии Б. Нушича, рус. классич. драматургия (Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький), пьесы Г. Ибсена, Г. Гауптмана способствуют утверждению реалистич. стиля игры (В. Нигринова, П. Дрбринович, И. Станоевич, М. Гаврилович, И. Джорджевич и др.). В период между 1-й и 2-й мировыми войнами продолжается процесс творческого развития серб. театра.

Большое значение имела деятельность реж. Б. Гавеллы (в 1926-29 директор драматич. труппы Нац. театра в Белграде). Утверждению прогрессивных обществ. тенденций на серб. сцене способствовали пьесы М. Крлежи. В репертуар включалась также драматургия Б. Шоу, Л. Пиранделло, К. Чапека, произв. сов. авторов. В этот период известность приобретают актёры М. Таборская, П. Павлович, Н. Гошич, Ж. Стокич, Р. Плзович, М. Милошевич, М. Живанович и др., режиссёры М. Исайлович, И. Кулунджич, В. Живойинович и др., художник М. Шербан.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 мн. деятели театра приняли участие в нац.-освободит. борьбе. После освобождения от фаш. оккупации и образования ФНРЮ возобновляется деятельность ранее существовавших театров, создаются новые: Белградский драматич., Современный театр и др. С 1948 в Белграде работает Югославский драматич. театр, объединивший ведущих мастеров различных республик Югославии. В 1956 в Белграде создан экспериментальный театр " Ателье 212". Открыты новые театры, в т. ч. детские (" Бошко Буха" в Белграде и др.), кукол, сатирич. (в Белграде, Нови-Саде н др.). Основу репертуара ведущих театров С.- Национального в Белграде и Сербского в Нови-Саде составляет югосл. н зарубежная классика, часто ставятся совр. югосл. пьесы. Ведущие театр. деятели С. в 40 - 70-е гг.: в Нац. театре в Белграде - режиссёры X. Клайн, Б. Борозан, Б. Ступица, актёры С. Северова, Д. Милутииович, Л. Йованович, М. Ступица, К. Йованович, Л. Бобич, И. Миличевич, М. Пузич, М. Алексич; в Серб. нац. театре в Нови-Саде - режиссёры Б. Ханауска, Д. Джуркович, актёры Л. Раваси, Д. Шокица, М. Радакович, В. Животич, С. Ша-лаич и др., художник В. Маренич.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.