Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение атомной структуры по данным дифракции рентгеновских лучей. 15 страница






А. А. Леонтъев.

Физиология речи. Физиологич. функции, обеспечивающие общение между людьми с помощью звуков Р., заключаются в речеобразовании и восприятии Р. Для её продуцирования используется ряд органов. Совокупность органов, участвующих в речеобразовании, наз. речевым аппаратом (см. Органы речи). Лёгкие с дыхат. мускулатурой, являясь исходным источником энергии, обеспечивают развитие давлений и воздушных потоков в речевом тракте, представленном гортанью, глоткой, ртом, носом, мягким нёбом и губами. Совокупность действий органов речевого тракта (артикуляция) строго координирована, в результате чего образуется членораздельная звуковая Р. Процесс речеобразования в целом организуется нервной системой и подчиняется иерархич. принципу управления. Основные уровни речеобразования: синтез предложения, к-рое должно быть сказано; организация программы артикуляции; реализация этой программы в последовательности артикуляторных движений; собственно образование звукового сигнала.

В процессе восприятия Р. участвуют слуховой анализатор и нервная система, в к-рых происходят преобразования акустич. сигнала, в конечном итоге обеспечивающие понимание смысла речевого сообщения. Процесс организован по принципу иерархии: выделение слухом спектральных и временных особенностей сигнала, являющихся различит, признаками звуков Р.; фонетич. анализ, обеспечивающий преобразование потока признаков сигнала в последовательность дискретных элементов сообщения (фонем или слогов); анализ синтаксиса и семантики сообщения.

Речь в акустике. С физич. точки зрения устная Р. состоит из последовательности звуков речи (гласных и согласных), произносимых, как правило, слитно, с паузами только после отдельных слов или групп звуков. Слитность произношения звуков Р., вследствие непрерывности ар-тикуляц. движений органов Р., вызывает взаимное влияние смежных звуков друг на друга. Артикуляц. органы имеют неодинаковые размеры у разных людей, и каждому человеку свойственна своя манера произнесения звуков Р., поэтому для каждого человека звуки Р. имеют индивидуальный характер (своего рода устный почерк). Но при всём их многообразии они являются физич. реализациями (произнесением) небольшого числа фонем (наименьшая звуковая единица данного языка, существующая в Р. в целом ряде конкретных звуков). В русской Р. их насчитывается 41: 6 гласных (" а", " о", " у", " э", " и", " ы"), 3 твёрдых согласных (" ш", " ж", " ц"), 2 мягких (" ч", " й") и 15 в твёрдом и мягком видах; звуки Р. " я", " ю", " е", " ё" относятся к составным (" йа", " йу", " йэ", " йо").

Звуки Р. неодинаково информативны. Так, гласные звуки содержат малую информацию о смысле Р., а глухие - наиболее информативны. Напр., слово " посылках последовательность " о. ы. а" ничего не говорит, а - " п. с. лк." даёт почти однозначный ответ о смысле слова. Точность передачи Р. (напр., в системах связи) оценивают с помощью артикуляц. метода: передают набор элементов Р., напр, слов или слогов, отражающий состав звуков Р. данного языка, и определяют относит, количество принятых элементов. Разборчивость Р. при этом в значит, мере определяется разборчивостью глухих согласных.

[ris]
Рис. 1. Спектральная огибающая фонемы " ть": 1, 2, 3-форманты; 4, 5, 6 - антиформанты.

[ris]
Рис. 2. Спектральная огибающая фонемы " з": 1, 2, 3, 4 - форманты; 5, 6 - антиформанты.

[ris]
Рис. 3. Спектральная огибающая фонемы " а": 1, 2, 3, 4 - форманты.

Импульсы потока воздуха, создаваемые голосовыми связками (см. Голосовой аппарат) при произнесении звонких звуков Р., с достаточной точностью могут считаться периодическими. Соответствующий период колебаний наз. периодом осн. тона голоса, а обратная величина - частотой осн. тона, она лежит обычно в пределах от 70 до 450 гц. При произнесении звуков Р. частота осн. тона изменяется. Это изменение наз. интонацией. У каждого человека свой диапазон изменения осн. тона (обычно немного более октавы) и своя интонация. Последняя имеет большое значение для узнаваемости голоса. Импульсы осн. тона имеют пилообразную форму и поэтому при их периодич. повторении получается дискретный спектр с большим числом обертонов или гармоник. При произнесении взрывных и щелевых звуков Р. поток воздуха проталкивается через узкие участки (щели) речевого тракта, образуя завихрения, создающие шумы с широкополосным сплошным спектром. Таким образом, при произнесении звуков Р. через речевой тракт проходит сигнал с тональным или шумовым, или с тем и другим спектром. Речевой тракт представляет собой сложный фильтр акустический с рядом резонансных полостей, создаваемых артикуляц. органами Р., в результате чего выходной сигнал, т. е. произносимая Р., имеет спектр с огибающей сложной волнообразной формы. Максимумы концентрации энергии в спектре звука Р. наз. формантам и, а резкие провалы - антиформантами. В речевом тракте у каждого звука Р. свои резонансы и антирезонансы, поэтому огибающая спектра этого звука имеет индивидуальную форму. Для большинства гласных звуков Р. характерно своё расположение формант, антиформант и соотношение их уровней; для согласных важен также ход изменения формантных частей во времени (см. рис. 1, 2, 3).

У звонких звуков Р., особенно гласных, высокий уровень интенсивности, у глухих - самый низкий. Поэтому при произнесении Р. громкость её непрерывно изменяется, особенно резко при произнесении взрывных звуков. Диапазон уровней Р. находится в пределах 35-45 дб. Длительность гласных звуков Р. в среднем ок. 0, 15 сек, согласных - ок. 0, 08 сек, звука " п" - ок. 0, 03 сек.

Образование звуков Р. происходит в результате подачи команд в виде биоэлектрич. сигналов мышцам артикуляц. органов Р. от речевого центра Мозга. Этих сигналов не более 10, изменяются они медленно (в темпе смены звуков Р., т. е. от 5 до 10 звуков в 1 сек); в результате общий поток этих сигналов составляет 50-100 информац. единиц (бит/сек), тогда как весь речевой сигнал - в 1000 раз больше. Объясняется это тем, что речевой сигнал представляет собой своего рода модулированную несущую (см. Модуляция колебаний). Вся информация заключается в спектральной модуляции (в изменении формы огибающих спектра и уровня Р.), а в самой несущей информация о смысле Р. отсутствует.

Основное назначение Р.- передача информации от человека к человеку как при их непосредств. общении, так и с помощью средств связи. Т. к. для передачи натуральной Р. требуется пропускная способность тракта связи ок. 50 000- 70 000 бит/сек, то с целью её экономии и соответственно увеличения количества возможных переговоров стремятся сжимать поток речевого сигнала на передающем конце тракта с последующим его расширением на приёмном конце. Напр., ослабляя уровень громких звуков Р., уменьшают разность уровней между громкими и слабыми звуками (сжимают динамический диапазон). Так же можно сжимать частотный диапазон речевого сигнала. Наконец, можно исключать из Р. участки сигнала, не несущие информации (средние участки длительных звуков), т. е. компрессировать Р. во времени. На приёмном конце соответственно восстанавливают диапазоны и заполняют исключённые участки звуков.

Если отделить модулирующий сигнал от несущей, то потребуется ещё меньшая пропускная способность тракта связи для передачи Р. Подобную задачу в системах связи решают т. н. вокодеры.

В совр. исследованиях по общению человека с машиной решаются две проблемы: автоматич. управление машинами и процессами с помощью Р. (устный ввод в ЭВМ, автоматич. пишущая машинка и т. п.) и синтез Р. по различным кодовым сигналам (устный вывод из ЭВМ, говорящие машины для чтения текста слепыми и т. п.). М. А. Сапожков.

Исследования механизмов слухового и фонетич. анализа Р. относятся к акустике, психоакустике и фонетике; исследования синтаксич. и семантич. анализа сообщения относятся к лингвистике, психолингвистике и физиологии второй сигнальной системы. Речеобразование исследуют методами рентгенокиносъёмки, электромиаграфии, спец. датчиками воздушных давлений и потоков, акустич. явлений и движений речевого аппарата. Ведущий метод исследования восприятия Р.- определение его особенностей в зависимости от физич. свойств естеств. или синтетич. звуков Р. Большое значение имеет физич. и математич. моделирование; данные важны для языкознания, логопедии, сурдологии, техники связи, конструирования систем автоматич. распознавания и синтеза Р.

Лит.: Фант Г., Акустическая теория ре-чеобразования, пер. с англ., М., 1964; Речь. Артикуляция и восприятие, М.- Л., 1965; Фланаган Дж. Л., Анализ, синтез и восприятие речи, пер. с англ., М., 1968; Чистов и ч Л. А., Кожевников В. А., Восприятие речи, в кн.: Физиология сенсорных систем, ч. 2, Л., 1972 (Руководство по физиологии); С а п о ж-ков М. А., Речевой сигнал в кибернетике и связи, М., 1963.

Расстройства речи. К расстройствам Р. относят нарушения функций её восприятия и образования. Их причины: анатомич. дефекты периферич. речевого аппарата, нарушения его иннервации, а также органич. и функциональные изменения нек-рых отделов центр, нервной системы, обеспечивающих речевую деятельность. Расстройства образования Р. проявляются в нарушениях синтаксич. структуры фраз, в изменениях словаря, звукового состава, методики, темпа и плавности речи. При расстройствах восприятия Р. нарушаются процессы распознавания речевых элементов, грамматич. и смыслового анализа воспринимаемых сообщений (нарушения восприятия, обусловленные поражениями периферич. слуховой системы, к речевой патологии не относятся). При изучении нарушений процесса речеобразования используют физиол. и биофизич. методы, фонетич. и лингвистич. анализ речевой продукции больных, приёмы акустич. анализа речевых сигналов; при нарушениях восприятия - психоакустич. и психолингвистич. методики.

При классификации речевых расстройств учитывают осн. их проявления, сопутствующие неврологич. симптомы, характер анатомич. изменений речевого аппарата. Нарушения процессов анализа и синтеза сообщений и нарушения речевой памяти, возникающие при локальных поражениях головного мозга, относят к группе афазий. Аналогичные поражения центр, нервной системы у детей, возникшие до освоения ими речи, приводят к алалии. К группе афазий примыкают нарушения речеобразования, обусловленные утратой сложных речевых координации (речевая апраксия). Нарушения речеобразования, вызванные поражениями черепно-мозговых нервов, ядер этих нервов, нек-рых подкорковых образований, составляют группу дизартрии. Расстройства, обусловленные анатомич. особенностями речевого аппарата (его скелета и мягких тканей), образуют группу дислалий (см. Косноязычие); они могут быть следствием врождённых расщелин губ и нёба, неправильного прикуса, травм и т. п. К этой группе нарушений примыкают расстройства голосообразования, обусловленные параличами и парезами голосовых связок, Рубцовыми их изменениями, новообразованиями гортани и др. фониатрич. заболеваниями; наиболее тяжёлые из них возникают после полного удаления гортани (ларингэктомии). К функциональным нарушениям речи относят: заикание, функциональное косноязычие, мутизм, а также нарушения речи, обусловленные дисфункциями гортани (афонии психогенного происхождения и др.). Вторичные нарушения речи возникают при глухоте и тугоухости: их характер и тяжесть зависят от степени снижения слуха и времени возникновения заболевания (утрата слуха до овладения речью может привести к глухонемоте). Расстройства речи зачастую сопровождаются нарушениями чтения (дислексия) и письма (дисграфия) вплоть до полной утраты этих способностей (алексия и аграфия). Диагностика речевых расстройств осуществляется невропатологами и логопедами. Лечение: амбулаторное - в логопедич. кабинетах и стационарное - в психоневрологич. и спец. речевых клиниках. Комплекс леч. мероприятий включает медикаментозную терапию, хирургич. вмешательства, психотерапию и спец. речевую тренировку (логопедич. занятия). Обучение детей с выраженными дефектами речи производится в спец. речевых школах (см. Логопедия).

Лит.: Л у р и я А. Р., Высшие корковые Функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1962; Правдина О. В., Логопедия, М., 1969; Handbook of speech pathology ed by L. E. Travis, N. Y., [1957]; Luchsinger R., Arnold G. E., Lehrbuch der Stimm- und Sprachheilkunde, 2 Aufl., W., 1959. Ю. И. Кузьмин.

" РЕЧЬ", ежедневная газета с приложениями, центр, орган партии кадетов. Выходила в Петербурге с февр. 1906 под фактич. ред. П. Н. Милюкова и И. В. Гес-сена; издатели: Ю. Б. Бак, В. Д. Набоков, И. И. Петрункевич и др. Была популярна в среде либерально-оурж. интеллигенции. После Февр. революции 1917 выступала против большевиков. Закрыта Петрогр. ВРК 26 окт. (8 нояб.) 1917, после чего выходила под назв. " Наша речь", " Свободная речь", " Век", " Новая речь", " Наш век", сохраняя антисоветскую направленность. Окончательно закрыта в авг. 1918.

РЕЧЬ ПОСПОЛИТА (польск. Rzeczpospolita - республика), традиц. наименование польск. гос-ва в кон. 15-18 вв., представлявшего собой специфич. форму сословной монархии во главе с избираемым сеймом королём. Со времени Люблинской унии 1569 до 1795 - офиц. назв. польско-литовского гос-ва.

РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, языковая форма выражения образного содержания произведений словесного искусства (см. Поэзия и проза). Художеств, выразительность образа (см. Художественный образ) зависит от мотивированности в конкретном контексте использованных автором речевых средств, материально же они могут ничем не отличаться от словарных и грамматич. средств общенародного языка, а также от отд. фактов диалектной речи, просторечия и жаргонов, деловой и науч. прозы, возможных и в Р. х. Так как творч. характер в той или иной степени отличает всякую " живую" речь, противопоставленность ей Р. х. обнаруживается лишь в плане содержат, применения, глубинного функционирования языка в художеств, произв. Для Р. х. типично непрерывное использование эстетич. (поэтич.) функции языка, подчинённой задачам воплощения авторского замысла, тогда как в иных видах речи она проявляется лишь спорадически. Это отличает, напр., Р. х. в таких минимальных текстах, как пословицы, поговорки, загадки, от случаев их воспроизведения в обычной коммуникации, а также от образности отд. афоризмов, нек-рых " крылатых слов", " бонмо" и др. фактов игры со словом. Однако чётко разграничить Р. х. и, напр., красноречие в ораторском искусстве едва ли возможно.

В Р. х. язык выступает не только в качестве средства отображения внеязыковой действительности, но и в качестве предмета изображения. В драме, напр., " речи персонажей" нередко получают характерология, функции, но и за её пределами для Р. х. типично активное воспроизведение и преобразование действительности самого языка, сознат. воздействие на неё. При этом особенности Р. х. проявляются и в самих способах организации наличных и вновь создаваемых языковых элементов, в их отборе, сочетании и употреблении. Те " приращения смысла" (В. В. Виноградов), к-рые они получают в динамич. структуре художественного текста, зависят как от их потенциальной выразительности в системе языка, так и от приобретаемых ими внутритекстовых связей в композиции и сюжете произведения. С этой точки зрения, например, акцентируются связи слов в позиции рифмы, а на собственно семантическом уровне - связи собственных имён с их перифразами. В составе произв. должны быть целенаправленно объединены и подчинены замыслу все уровни языка, поэтому в Р. х. становится относительной автономность таких явлений, как синтаксич. инверсии, контрастные сопоставления в лексике, преобразование фразеологизмов, использование сравнений и иносказаний, метафор и каламбуров, звукописи и парономазии и т. д. вплоть до смысловых функций у метра. Там, где нек-рый художеств, текст не обнаруживает семантич. тропов, может усиливаться роль прямых значений слов и связей между ними, лексич. и иных повторов, роль интонации и ритма и др. способов выражения образов автора и персонажей. [Ср., напр., особый " тон" стих. А. С. Пушкина " Я вас любил...", " внутренние диалоги" (М. М. Бахтин) героев в романах Ф. М. Достоевского, особую многоплановую значимость подбора обычных слов и фраз в драматургии и прозе А. П. Чехова, оппозицию авторского и " чужого" слова (цитатного или иного типа; напр. Сказ, Стилизация, несобственно-прямая речь) в творчестве А. А. Блока.]

Специфика Р. х. обусловлена её подчинением задачам духовного освоения мира. С первых шагов художеств, познания оно было направлено на наиболее сложные явления жизни и общества и не могло осуществляться без выхода за пределы уже известного языка. В новое время ни язык науки, ни один только нормированный литературный язык не удовлетворяют требованиям литературы - ей необходима более широкая, свободная и подвижная система языковых средств. Такую систему имеют в виду, когда говорят о поэтич. (художеств.) языке (см. Язык поэтический) и о Р. х. как "...особом модусе языковой действительности" (Винокур Г. О., Избр. работы по русскому языку, 1959, с. 256). От первонач. коллективного мифотворчества до совр. многообразия личностных форм лит. произведений Р. х. развивается в условиях взаимодействия традиций и новаторства. На протяжении веков она сохраняет мн. фигуры стилистические и тропы, лишь постепенно освобождается от отд. безымянных устойчивых беллетристич. формул. Однако если фольклор с его " поэтикой тождества" культивировал т. н. постоянные эпитеты, зачины и т. п. приёмы (см. Народное творчество), то эволюция лит-ры связана с возрастанием роли индивидуально-нового в функциях и структуре отд. традиц. средств Р. X.

Это особенно заметно в переломные эпохи, когда становление нового художеств, метода непосредственно связано с далеко идущими собственно языковыми преобразованиями. Так, развитие реализма в рус. лит-ре 19 в. было органически связано с преодолением старого " поэтич. языка" как относительно жёстко регламентируемой системы средств (применение к-рых было ограничено, в частности, жанром и " высоким" или " низким" сюжетом), с последоват. снятием ряда обязат. предписаний и ограничений. Борьба, сопровождавшая в 20 в. осознание эстетики социалистнч. реализма, также велась и против произвольных запретов в области Р. х., типичных для нереали-стич. и модернистских течений кон. 19 - 20 вв., напр, против антидемократич. узости словаря и нарочито зыбкой много-смысленности слова у символистов, против попыток ряда футуристов отбросить весь прошлый художеств, опыт, установок имажинизма на самоценный " каталог" образов и др. Позднейшие манифесты итал. герметизма или франц. " нового романа" (с его требованием порождения текста из случайных связей между словами) явно противоречат определившимся тенденциям совр. Р. х. к " обмирщению". Показательно, что мн. крупнейшие художники слова в 20 в. ломают рамки тех норм Р. х., к-рые провозглашались ими в групповых декларациях. Совр. Р. х. развивается прежде всего как индивидуально-авторская, и писатель сам вырабатывает " норму" своей Р. х. Он может значительно менять её от произведения к произведению, но обычно сохраняет существ, ядро языковых особенностей, позволяющее и в Р. х. опознать его стиль. Эти особенности читатели соотносят не только с нормами общелитературного языка, но и с нормами др. писателей, а также с нек-рым средним беллетристич. уровнем Р. х. Испытывая сильное влияние разговорной речи и тонко преобразуя её, Р. х. нередко затушёвывает индивидуальное в тексте и требует особо активного читательского восприятия. Для отдалённых эпох приходится восстанавливать то " чувство нормы", естественное для современника, к-рое уже утрачено потомками, т. е. осознавать чоооснованные отступления" от разных видов норм в Р. х. (см. Л. В. Щерба, " Спорные вопросы русской грамматики", в журн. " Русский язык в школе", 1939, № 1, с. 10).

По сходствам и различиям между индивидуальными нормами Р. х. опознаются и творч. течения и направления. В совокупности эти нормы отражают весь спектр художеств, " видения мира", характерный для данного общества, поэтому нек-рые исследователи рассматривают такую совокупность как один из признаков понятия " стиль эпохи". Это понятие остаётся спорным, но несомненно перспективно историко-типологическое изучение Р. х., в к-ром науч. история лит-ры заинтересована как в изучении лит. форм и к-рое составляет одну из задач лингвистической поэтики. Другая её задача - разработка теории Р. х. Объективной трудностью на этом пути является, во-первых, сложность Р. х., не допускающая отвлечения от индивидуального, что было типично для собственно лингвистич. подходов к любым видам текста, во-вторых - традиц. ограничение объекта лингвистики рамками предложения. В последние годы заметно сближение т. н. " лингвистики текста" с той частью поэтики, к-рую условно именуют " транслингвистикой" (имеющей дело с анализом более крупных фрагментов текста и текстом в целом). Ещё одна трудность - необходимость систематизировать сам материал Р. х., прежде всего в отношении слова. Уже подготовка " Словаря языка Пушкина" (1956-61) обнаружила исключит, трудоёмкость подобных работ и принципиальное различие между обычным лингвистич. словом и словом - носителем образного содержания. Поэтому наряду с такими фундаментальными трудами издаются (чаще всего с помощью ЭВМ) десятки более простых " цитатных сумм", или конкорданций, к произв. писателей разноязычных культур, а также словоуказателей (" индексов"). Их быстро растущий корпус позволяет сопоставлять лексику писателей и функции различных слов в огромном кол-ве контекстов. ЭВМ используются и в исследовании нек-рых характеристик стихотворной речи (см. Стиховедение), однако в изучении мн. др. особенностей Р. х. машины пока мало могут помочь филологам. Наконец, трудность, к-рую преодолевают лишь немногие работы по поэтике, состоит в необходимости обобщения результатов анализа как отд. сторон Р. х., так и их взаимодействия и связей с действительностью. Отношения между формой и содержанием в отд. контекстах и целостном тексте могут быть полностью осмыслены только на фоне всего многообразия типов таких отношений, одни из к-рых освоены поэтич. языком (писатели-" беллетристы"), а другие - только осваиваются им (" новаторы") или уже выходят из употребления (" архаисты").

В изучение особенностей Р. х. и в определение общих контуров её теории большой вклад внесли такие отечеств, и зарубежные учёные, как А. А. Потебня, А. Н. Веселовский, Б. М. Эйхенбаум, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, Б. И. Ярхо, В. В. Виноградов, В. М. Жирмунский, Г. О. Винокур, М. М. Бахтин; К. Фосслер, Л. Шпитцер, Я. Мукаржов-ский, Р. О. Якобсон и мн. др. Тем не менее во взглядах на сущность Р. х. и в методах её анализа сохраняются значит, расхождения. Важную роль при этом играют различные оценки общелингвистич. дихотомии " язык - речь" (см. Ф. де Соссюр) и её критика в совр. языкознании. С другой стороны, эти расхождения связаны с различиями общеэстетич. взглядов на соотношение в произведениях иск-ва " технологии" и идеологии, с переоценкой или недооценкой " внутренних законов" развития поэтич. языка, с тенденциями " имманентного" анализа Р. х. и с трудностями целостного, системного анализа, требующего преодоления иллюстративного подхода к специфике Р. х. [См. ОПОЯЗ, Пражский лингвистический кружок. Структурализм, Семиотика. В СССР исследованием Р. х. занимаются коллективы учёных в Москве, Ленинграде, Саратове, Тарту и др. городах. За рубежом различные школы в изучении Р. х. сложились в Польше, Чехословакии, США (" новая критика" и др.), Франции, ФРГ, Швейцарии и др. странах.] Опираясь на всю историю поэтики - от Аристотеля до возрождающихся исследований в смежной области общей риторики, осн. совр. тенденции в развитии комплексного учения о Р. х. направлены на создание такой теории, к-рая синтезировала бы достижения литературоведения и языкознания.

Лит.: Белый А., Поэзия слова, П., 1922; Тынянов Ю. Н., Архаисты и новаторы, Л., 1929; Бахтин М. М.. Проблемы поэтики Достоевского, 3 изд., М., 1972; Виноградов В. В., Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, М., 1963; его же, О теории художественной речи, М,, 1971; Ларин Б. А., Эстетика слова и язык писателя, Л., 1974; Ш м е л е в Д. Н., Слово и образ, М., 1964; Чичерин А. В., Идеи и стиль, 2 изд., М., 1968; Леонтьев А. А., Исследования поэтической речи, в кн.: Теоретические проблемы советского языкознания, М., 1968 (есть лит.); Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., М., 1971; Л о т м а н Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Поэт и слово. Опыт словаря, М., 1973; Словарь автобиографической трилогии М. Горького, в. I, [Л.], 1974; Style in language, ed. by Th. Sebeok, N. Y, -L., 1960; " Langages", P., 1968, No 12; L е е с h G. N., A linguistic guide to English poetry, L., 1969; Ihwe J., Litera-turwissenschaft und Linguistik..., Bd 1 - 3, Fr./M., 1971 - 72; Beitrage zur Textlinguistik, Munch., 1971; Oomen U., Linguistische Grundlagen poetischer Texte, Tubingen, 1973; A concordance to the poems of Osip Mandel-stam, ed. by D. J. Koubourlis, Ithaka - L., 1974. В. П. Григорьев.

РЕШАЮЩИЙ УСИЛИТЕЛЬ в аналоговых вычислительных машинах, комплексное устройство, состоящее из постоянного тока усилителя и внеш. элементов, образующих цепь обратной связи; предназначен для выполнения нек-рых мате-матич. операций над аналоговыми величинами (как, напр., суммирование, интегрирование, дифференцирование, умножение на постоянные коэфф. и др.). Отсюда собственно усилитель без цепи обратной связи получил назв. операционного усилителя (ОУ). Р. у. могут быть пневматическими, гидравлическими, магнитными и др.; наиболее распространены электронные Р. у., в которых в качестве сигналов используется электрическое напряжение или ток.

При появлении на входах Р. у. (рис. 1) одного или неск. входных напряжений через входные сопротивления протекают токи I1,..., In, суммирующиеся в точке 2 на входе ОУ. Поскольку коэфф. усиления ОУ делают очень большим, напряжение в точке 2 практически равно 0.

[ris]
Рис. 1. Структурная схема решающего усилителя: (Uвх1..., Uвхn- напряжения (сигналы) на входах решающего усилителя; Z1,..., Zn - входные сопротивления; Е - суммирующая точка; Zос - сопротивление цепи обратной связи; Uвых - выходное напряжение (сигнал); ОУ-операционный усилитель.

[ris]

активные сопротивления, то суммирование осуществляется с одноврем. умножением слагаемых на постоянные коэфф. ki. В случае включения в цепь обратной связи комплексных сопротивлений происходит более сложное преобразование входных сигналов во времени. Напр., если Zi - активные сопротивления (равные Ri), а цепь обратной связи образована ёмкостью Сос, то Uвых (t) =
[ris]

т. е. происходит интегрирование суммы входных напряжений по времени. При использовании в цепях обратной связи нелинейных сопротивлений Р. у. позволяют выполнять нелинейные операции (возведение в степень, нахождение тригонометрич. функций, перемножение и др.).

Погрешность при выполнении операций Р. у. обусловлена неточностью номиналов элементов цепи обратной связи, их нестабильностью и неидеальностью ОУ. Погрешность тем меньше, чем больше коэфф. усиления ky и входное сопротивление ОУ и чем меньше его выходное сопротивление. Значительное влияние на увеличение погрешности оказывают паразитный входной ток Iп, генерируемый ОУ, сдвиг нуля Eп и их нестабильность - дрейф во времени и при изменении темп-ры (см. Дрейф нулевого уровня), а также шумы. Динамич. погрешность Р. у. тем меньше, чем шире полоса пропускания и больше частота среза fcp (при к-рой ky ~ 1), а также чем больше скорость нарастания Uвых.

Высококачеств. ОУ обычно строят с неск. параллельными каналами усиления (рис. 2). Такие ОУ обеспечивают ky = = 108-109, Iп = 10-12-10-10 а, Еп = = 1-50 мкв, fcp = 1 - 100 Мгц. ОУ с одним каналом усиления имеют Ry= 104-106, In = 10-11-10-6a, fcp = 1-20 Мгц.. Лит.: Полонииков Д. Е., Решающие усилители, М.. 1973; Проектирование и применение операционных усилителей, пер. с англ., М., 1974. Д. Е. Полонников.

Рис. 2. Структурная схема операционного усилителя: Вх - вход операционного усилителя; С - разделительные конденсаторы: У1 - усилитель низкой частоты и постоянного тока; У2 - высокочастотный усилитель с Ry~l; Уз - усилитель средней частоты; У4 - выходной широкопо- лосный усилитель; Вых - выход операционного усилителя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.