Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение атомной структуры по данным дифракции рентгеновских лучей. 5 страница






РЕПОЛОВ, птица сем. вьюрковых отряда воробьиных; то же, что коноплянка.

РЕПОРТ (франц. report), биржевая сделка на срок, заключаемая спекулянтами, играющими на фондовой бирже на повышение курса ценных бумаг с целью получения курсовой разницы. Противоположна депорту.

РЕПОРТАЖ (франц. reportage, от англ, report - сообщать), информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о к.-л. событии, очевидцем или участником к-рого является автор. В зависимости от канала массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение), для к-рого предназначен Р., способы подачи материала имеют нек-рые специфич. особенности. Р. в печати (гл. обр. в газете) может быть как событийным, так и тематическим, описывающим события, объединённые одной темой, но происходящие в разное время; обычно иллюстрируется фотоснимками с места событий, широкое распространение получают и самостоятельные фоторепортажи. Р., передаваемый по радио, всегда придерживается хронологич. последовательности событий, стремясь образным словом воспроизвести картину происходящего. Р. на телевидении зачастую перерастает в комментирование события, демонстрируемого на экране (см. Комментарий).

В марксистской журналистике Р. правдиво информирует о наиболее значит, и интересных событиях обществ.-политич., экономич. и культурной жизни.

В реакц. бурж. журналистике, особенно в " жёлтом печати", Р. обычно сообщают о сенсационных, скандальных происшествиях с целью отвлечь внимание трудящихся от острых социальных и политич. вопросов.

РЕПОРТАЖНАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ УСТАНОВКА, разновидность передвижной телевизионной станции, отличающаяся повышенной оперативностью, мобильностью и автономностью в работе. Р. т. у. используют для проведения репортажей с места событий (напр., спортивных), телевизионных интервью и т. п. Часто Р. т. у. работает совместно с типовой передвижной телевизионной станцией, дополняя внестудийную передачу репортажными сюжетами. Нек-рые Р. т. у. могут работать в движении, сопровождая, напр., группу бегунов, велогонщиков и т. д. Обычно Р. т. у. бывает готова к ведению передачи уже через неск. минут после доставки на место события. Р. т. у. вошли в практику с нач. 70-х гг., когда была создана облегчённая телевизионная аппаратура на полупроводниковых приборах. Различают автомобильные Р. т. у., аппаратура к-рых смонтирована в кузове микроавтобуса, и р а н ц е в ы е Р. т. у., размещаемые в заплечном ранце оператора (см. рис.) или его ассистента.

В Р. т. у. обычно применяют 1-2 малогабаритные телевизионные камеры (передающие чёрно-белое изображение имеют массу 2-3 кг, цветное - 6-10 кг). Камера находится в руках оператора (т. н. пистолетная конструкция) либо на плечевом или лёгком малогабаритном передвижном штативе. Камеры связаны с телевизионной аппаратурой, находящейся в микроавтобусе, коаксиальным кабелем (дл. 100-200 м) или линией радиосвязи. Для передачи репортажных сюжетов с Р. т. у. на телецентр используют либо каналы радиосвязи типовой передвижной телевизионной станции (при совместной с ней работе Р. т. у.), либо ретранслятор (смонтированный в спец. автобусе), к-рый принимает сигналы от маломощного радиопередатчика Р. т. у. и затем передаёт их на телецентр по радиорелейной линии, либо, наконец, видеозапись портативным видеомагнитофоном, к-рый размещается в микроавтобусе или в заплечном ранце. В. Г. Маковеев.

ранцевая репортажная телевизионная установка с видеомагнитофоном.

РЕППЕ РЕАКЦИИ, синтезы на основе окиси углерода и ацетилена, разработанные нем. химиком В. Реппе (W. Reppe) в Германии в период 2-й мировой войны 1939-45; важнейшие из них приведены ниже.

Карбонилирование - совместное воздействие СО и Н2О (или спиртов, аминов, меркаптанов, кислот) на ацетилены (1), олефины (2), спирты и простые эфиры (3) с образованием карбоновых кислот и их производных (катализаторы - соединения № или Со):
[ris]

Винилирование - присоединение ацетиленов к спиртам (1), кислотам (2), аминам (3) или меркаптанам (4) с образованием простых и сложных виниловых эфиров, виниламинов, винилсульфидов (катализаторы - алкоголяты и соли щелочных металлов):
[ris]

Этинилирование - конденсация ацетилена с альдегидами (катализаторы - соли тяжёлых металлов):
[ris]

Циклополимеризация ацетилена с образованием циклооктатетраена (катализатор - цианид или ацетилацетонат никеля):
[ris]

Р. р. лежат в основе пром. способов получения многих важнейших продуктов основного органического синтеза, а также исходных продуктов для производства нек-рых видов пластмасс и каучуков.

Б. Л. Дяткин,

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от франц. representatif - представляющий собой что-либо, показательный) в статистике, главное свойство выборочной совокупности, состоящее в близости её характеристик (состава, средних величин и др.) к соответствующим характеристикам генеральной совокупности, из к-рой отобрана (с соблюдением определённых правил) выборочная (см. Выборочное наблюдение). Суждение о степени Р. выносится на основании рассмотрения выборочной совокупности в двух направлениях. Во-первых, она сравнивается с генеральной совокупностью в отношении всех признаков, зафиксированных как в той, так и в другой. Так, для суждения о Р. совокупности семей, отобранных для наблюдения семейных бюджетов, сравнивают их распределение по уровню заработной платы работников с аналогичным распределением по общим статистич. данным или (при отсутствии общих данных о распределении) сравнивают средние уровни заработной платы и т. д. Во-вторых, суждение о степени Р. может быть вынесено на основании колеблемости исследуемых характеристик в выборочной совокупности. Так, если по данным обследования семейных бюджетов, напр., душевое потребление хлеба от семьи к семье колеблется гораздо меньше, чем потребление мяса, то это даёт основание считать Р. данной выборки в отношении потребления хлеба большей, чем в отношении мяса.

Р. измеряется " ошибкой репрезентативности", т. е. разностью между характеристиками выборочной и генеральной совокупностей. Однако фактическая (действительная) величина указанной разности остаётся неизвестной, вследствие чего мерой Р. служит определяемая по правилам математич. статистики её вероятная величина или же средняя квадратическая её возможных значений (см. также Выборочный метод). А. Я. Боярский.

РЕПРЕССАЛИИ (позднелат. represaliae, от лат. reprehendo - удерживаю, останавливаю, порицаю), в междунар. праве одно из средств правовой защиты в межгос. отношениях. Заключается в применении к.-л. гос-вом индивидуальных санкций в ответ на незаконные действия др. гос-ва с целью побудить последнее к возмещению ущерба или к воздержанию от правонарушений в будущем. Р. должно предшествовать требование о возмещении ущерба; они допустимы только в случае, если противная сторона отказывается от возмещения ущерба, и должны быть немедленно прекращены, если ущерб возмещён. Кроме того, Р. должны быть соразмерны тем незаконным действиям, против к-рых они направлены. Однако ни при каких условиях потерпевшее гос-во не может прибегать к Р. с применением вооружённой силы, оккупировать территорию гос-ва-нарушителя, захватывать корабли в открытом море и т. п. Такие действия по совр. междунар. праву квалифицируются как агрессия. В Декларации о принципах междунар. права, принятой 25-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1970, закреплено положение о том, что гос-ва должны воздерживаться от актов Р., связанных с применением силы.

РЕПРЕССИЯ (позднелат. repressio - подавление, от лат. reprimo - подавляю), наказание, применяемое гос-вом.

РЕПРЕССОР, специальный регуляторный белок, образующийся в клетках бактерий и служащий для прекращения транскрипции, т. е. синтеза матричной, или информационной, рибонуклеиновой кислоты (и-РНК) с определённого опе-рона (группы генов, ведающих синтезом функционально родственных ферментов). Число различных Р. соответствует числу оперонов. В отличие от др. белков, Р. присутствует в клетке в кол-ве всего 10 - 20 молекул. Когда Р. присоединён к оператору (регуляторный участок оперона), синтез и-РНК останавливается. Эффектор (напр., лактоза, в случае лактозного оперона), взаимодействуя с Р., образует с ним комплекс, в результате чего происходит обратимое пространственное изменение в молекуле Р. и его инактивация. Такой Р. уже не может соединяться с оператором, поэтому синтез и-РНК восстанавливается. Подробнее см. в статьях Ген, Молекулярная генетика, Оперон.

РЕПРИЗА (франц. reprise, от reprendrе - брать обратно, возобновлять) в музыке, повторение к.-л. раздела произведения. Большое значение имеют различные трёхчастные репризные структуры, в к-рых повторение раздела отделено от его первого проведения иным по характеру средним разделом. Наряду с точной Р. часто используется и видоизменённая. См. Музыкальная форма.

РЕПРИЗА в цирке и на эстраде, 1) словесная, словесно-действенная или пантомимическая шутка, острота, исполняемая клоунами или артистами разговорного жанра. 2) Комбинация связанных между собою трюков, после к-рых следует пауза. 3)В конном цирке - движение лошади одним и тем же аллюром.

РЕПРОГРАФИЯ (от репродукция и ...графия), факсимильное копирование документальной информации прямой или косвенной репродукцией (см. Репродукционные процессы) на светочувствительном или др. воспринимающем материале. Методы и средства Р. обеспечивают получение копии практически любого изображения, соответствующей оригиналу по виду, форме и содержанию (см. Копирование документов).

РЕПРОДУКТИВНЫЕ ОРГАНЫ, органы воспроизведения, органы растений и животных, выполняющие функции размножения. У мн. низших и всех высших растений в циклах развития осуществляется смена ядерных фаз, приводящая к чередованию бесполого (спорофит) и полового (гаметофчт) поколений. У таких растений Р. о. представлены как органами бесполого (спорового) размножения - спорангиями (изо-, или микро-, и мегаспорангиями), так и органами полового воспроизведения - гаметангиями - половыми, или генеративными органами. У растений к Р. о. относят и органы вегетативного размножения. О Р. о. животных см. в ст. Половые органы, Размножение. Ср. Вегетативные органы.

РЕПРОДУКТОР, 1) устройство для громкого воспроизведения звука. Термин " Р." применялся в разговорной речи в 20-40-е гг. 20 в. как синоним громкоговорителя (чаще всего-сетей проводного вещания). 2) Перфоратор, предназначенный для перезаписи информации с одного носителя (перфокарты, перфоленты) на другой такой же или для перегруппировки массивов перфокарт.

РЕПРОДУКЦИОННАЯ ТЕХНИКА, совокупность полиграфических машин и устройств, применяемых при изготовлении иллюстрационных печатных форм. По принципу работы Р. т. подразделяется на фотомеханическую и электронную. На фотомеханическом оборудовании выполняют отдельные технологич. операции репродукционных процессов (получение негативов и диапозитивов, их ретушь и монтаж, изготовление и обработка копий). Для получения негативов применяются репродукционные фотоаппараты, приспособленные для съёмки плоскостных изображений. По конструкции они бывают вертикальные и горизонтальные. Известны крупногабаритные подвесные горизонтальные фотоаппараты, крепление к-рых к потолку облегчает подход к оригинало-держателю (экрану), осветителям и объективу. Все совр. репродукционные фотоаппараты оснащены электроприводом и устройствами, автоматизирующими операции наводки на резкость, экспонирования и др. Диапозитивы, как правило, изготавливаются с негативов в кантактно-копировальных станках, устройство к-рых аналогично устройству станков для контактной печати фотоснимков (см. Фотокопирование, Светокопирование). Ретушь фотоформ (негативов и диапозитивов) выполняется на ретушёрных столах, верхняя крышка к-рых с вмонтированным матовым стеклом может быть наклонена под нужным углом. Монтаж фотоформ производится на столах, имеющих стекло, освещаемое снизу рассеянным светом. Очувствление формных пластин (нанесение светочувствительного слоя на их поверхность) происходит в центрифугах вертикального (реже - горизонтального) типа. Перенос изображения с фотоформ на очувствлённые пластины производят в копировальных рамах, снабжённых мощными источниками актиничного света (см. Актиничность), напр, дуговыми фонарями, ксеноновыми лампами. Контакт фотоформ с копировальным слоем обеспечивается созданием вакуума внутри рамы. Обработку копий рабочими растворами обычно производят в кюветах или раковинах-мойках вручную, однако в офсетной печати на крупных произ-вах возможно применение автоматизированных поточных линий, состоящих из ряда ванн, в к-рые копии подаются транспортирующим устройством по заданной программе. Для травления подготовленных копий в высокой печати используют травильные машины закрытого типа, обеспечивающие подачу растворов к пластине с необходимой скоростью.

На электронном оборудовании, характеризующемся большой сложностью, выполняют комплексы операций по получению форм, поэтому оно наиболее эффективно применяется для репродуцирования многокрасочных изображений. Для получения цветоделённых растровых диапозитивов или печатных форм чаще других на практике используют электронные цветоделители-цветокорректоры, дающие минимальные цветовые искажения. При использовании подобных устройств исключаются трудоёмкие стадии фотографирования оригиналов, получения копий и их отработки, что упрощает и резко сокращает процесс изготовления печатных форм, обеспечивая в то же время высокое качество репродукций.

Лит.: Г у д и л и н Ю. Н., Измайлов К. Ф., Оборудование для изготовления печатных форм, М., 1971 (Полиграфические машины, кн. 2). И. А. Жуков.

РЕПРОДУКЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ, совокупность технологических операций по изготовлению печатных форм с иллюстрационных оригиналов. Наиболее распространены фотомеханич. Р. п., в ходе к-рых последовательно получают фотоформы (негативы и диапозитивы), изготовляют с них копии на формном материале, обрабатывают эти копии и затем печатают контрольные (корректурные, пробные) оттиски с форм (см. Репродукционная техника). Различают прямой и косвенный способы репродуцирования многоцветных изображений. При прямом способе фотографирование оригинала ведётся в типографии, одновременно через растр и светофильтр, осуществляющий цветоделение. Недостатки цветоделения в этом случае исправляют вручную, что вносит субъективизм в передачу цвета. Более сложный косвенный способ позволяет фотографировать оригинал на месте. Превращение первоначального цветоделённого полутонового изображения в растровое, пригодное для копирования, производят в этом случае на более поздней стадии работы, что даёт возможность применить для устранения искажений фотомеханич. способ цветокорректуры - т. н. маскирование. Из-за длительности выполнения и высокой стоимости косвенный способ рентабелен только при воспроизведении оригиналов наивысшей сложности, напр, произв. живописи.

Существуют Р. п. с использованием электронных устройств (напр., электронных гравировальных автоматов), позволяющие получать изображение на формном материале или цветоделённые фотоформы, минуя стадии фотографирования и копирования. Большинство подобных устройств является одновременно и цвето-делителем, и цветокорректором, что обеспечивает высокое качество репродукций.

Лит.: 3 е р н о в В. А., Фотографические процессы в репродукционной технике, М., 1969; Синяков Н. И., Технология изготовления фотомеханических печатных форм, 2 изд.. М., 1974. И. А. Жуков.

РЕПРОДУКЦИЯ (от ре... и лат. рrоduco - произвожу), 1) воспроизведение и размножение изображений (рисунков, чертежей, картин, фотоснимков, документов и т. п.). Выполняется фотографич. или полиграфич. способами (см. Репродукционная техника, Репродукционные процессы). 2) Воспроизведённый посредством печати рисунок, картина или фотографический снимок. При точной передаче не только содержания, но и всех особенностей воспроизводимого объекта Р. наз. факсимильной. Обычно Р. характеризуется числом красок на оттиске (одно-, двух- и многокрасочные) и применённым способом печати (офсетная, глубокая, фототипная и др.), иногда дополнительно - материалом, на к-ром получен отпечаток (на мелованной бумаге, жести, коленкоре, целлофане и т. п.).

РЕПРОДУКЦИЯ (биол.), воспроизведение организмами себе подобных; то же, что размножение.

РЕПТИЛИИ, класс позвоночных животных; то же, что пресмыкающиеся.

РЕПУЛЬСИОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (от позднелат. repulsio - отталкивание), однофазный двигатель переменного тока с трансформаторной связью между обмотками статора и ротора. На статоре неявнополюсной конструкции имеются две последовательно соединённые обмотки, оси к-рых образуют угол 90°. Ротор выполнен подобно якорю машины постоянного тока. Щётки коллектора замкнуты накоротко, а щёточную траверзу можно поворачивать относительно оси двигателя. Когда линия щёток направлена вдоль оси одной из обмоток статора, в обмотке ротора, как во вторичной обмотке трансформатора, наводится ток. Этот ток, взаимодействуя с магнитным потоком второй обмотки статора, создаёт момент, приводящий ротор во вращение. Перемещением щёток по коллектору можно изменять вращающий момент от нуля до макс, значения, используя это для пуска в ход, регулирования частоты вращения и реверсирования двигателя. Существуют также Р. э. с одной обмоткой статора. Принцип действия такого Р. э. аналогичен рассмотренному выше, т. к. магнитный поток обмотки статора можно рассматривать как сумму двух взаимно перпендикулярных потоков. Достоинством Р. э. является возможность регулирования частоты вращения в широких пределах без использования вспомогательной аппаратуры, его недостаток - усложнённая конструкция. Р. э. применяются в регулируемых приводах однофазного переменного тока небольшой мощности.

Лит.: КостенкоМ. П., П и о т р о в с к и й Л. М., Электрические машины, 3 изд., ч. 1-2, Л., 1972-73. М. Д. Находки".

РЕРБЕРГ Иван Иванович [22.9(4.10). 1869, Москва, - 1932, там же], советский инженер и архитектор, засл. деят. науки и техники РСФСР (1932). Окончил петерб. Военно-инж. академию (1896). Преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества - Гос. свободных художеств, мастерских (1906-19). В постройках Р. передовые для своего времени металлич. и железобетонные конструкции, рациональная, функционально обусловленная планировка часто эклектически сочетаются с декорацией фасадов в духе архитектуры рус. классицизма [здание Северного страхового об-ва (ныне адм. здание; 1910-11); Киевский вокзал (1914-17) - оба с соавторами; здание Школы красных командиров им. ВЦИК (ныне здание Президиума Верховного Совета СССР; 1932-34) - все в Москве].

И. И. Р е р б е р г. Центральный телеграф в Москве. 1925-27.

Лит.: А. П., Памяти большого строителя, " Строительство Москвы", 1932, № 10.

РЁРИХ, Рерих Николай Константинович [27.9(9.10).1874, Петербург, -13.12. 1947, Нагар, долина Кулу, шт. Пенджаб, Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893-97) у А. И. Куинджи и одновременно на юрид. ф-те в ун-те (окончил в 1898), прослушал курс ист.-филологич. ф-та. Совершенствовался в живописи в студии Ф. Кормона в Париже (1900-01). Секретарь Об-ва поощрения художеств (с 1901) и директор Рисовальной школы при нём (1906-18). Действит. чл. петерб. АХ (с 1909). Чл. объединения Мир искусства (председатель в 1910-19). С кон. 1890-х гг. характер творчества Р. во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой слав, и сканд. старине. Истоки художеств, метода Р.- постижение истории в неразрывной связи с вечной природой - ощутимы уже в его ранней работе " Гонец" (" Восста род на род"; 1897, Третьяковская гал.), открывающей цикл " Начало Руси. Славяне". В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произв. (" Заморские гости", 1901; " Город строят", 1902; оба в Третьяковской гал.) сменяется стремлением Р. осмыслить прошлое в его символич. созвучии с современностью, представить осн. вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой " космической" эволюции (" Небесный бой", илл. см. т. 19, табл. XII, стр. 208-209; " 3намение", 1915, Одесский художеств, музей). Зрелой (с сер. 1910-х гг.) манере Р., впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие ".модерна" (плоскостная орнаментальность, декоративная стилизация), а также визант. и др.-рус. иск-ва (застылость форм, иератичность стаффажных фигур), присущи усиление черт символизма, напряжённая эмоциональность образов, лапидарность выразит, средств - чёткость, контурность рисунка, контрастность локальных ярких тонов (с 1906 Р. писал темперой; с 20-х гг.- преим. синтетич. красками). К 1910-м гг. также относятся работы Р. в области театрально-декорационной живописи (оформление балета " Весна священная" И. Ф. Стравинского, 1913, оперы " Князь Игорь" А. П. Бородина, 1914, - в Русских сезонах С. П. Дягилева) и монументального иск-ва (эскизы для церковных росписей и мозаик, напр, в церкви св. Духа в Талашкине, 1914, а также для майоликовых фризов и живописных панно в частных особняках).

С 1918 Р. жил за рубежом (в нач. 20-х гг. в основном - в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно - в Индии). Совершил 2 большие экспедиции (1924-28 и 1934-35) по Центр, и Вост. Азии. Особенно ценна по собранным археол. и этногр. материалам была 1-я экспедиция (совм. с женой Е. И. Рерих и сыном Ю. Н. Рерихом), дважды пересекшая Центр. Азию из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум, Таримскую впадину, Джунгарию к оз. Зайсан и Омску) и из Монголии в Индию (через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926) посетил Москву, а также Алтай. Центром изучения археол. и этногр. материалов в 1929-42 являлся Ин-т гималайских исследований (" Урусвати"), осн. Р. в Нагаре совм. с сыном Ю. Н. Рерихом. Для живописи Р. 20-40-х гг. (монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символич. композиции) характерны эпич. звучание, величественность и романтич. приподнятость образов, впечатляющая острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов (" Гуга Чохан", 1931, Третьяковская гал.; " Знаки Гэсера", 1940, " Гималаи. Нанда-Деви", 1941, " Тибет. Монастырь", 1942, " Помни", 1945, все 4 произв.- в Рус. музее). Нек-рым работам Р. этого периода присущ усложнённый, нередко претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрению Р. с его близостью к буддийской философии, его утопич. надеждам на глобально-мессианскую роль иск-ва).

С 20-х гг. Р. вёл обширную просветит, деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им т. н. Пакта Р. в 1954 в Гааге был подписан Заключит, акт Междунар. конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный мн. странами, в т. ч. и СССР). Известны патриотич. выступления Р. во время Великой Отечеств, войны 1941-45. Значителен вклад Р. в культурное сближение сов. и инд. народов. Болезнь не дала Р. возможности вернуться на Родину. Более 400 произв., исполненных им в Индии, было передано в музеи СССР.

Соч.: Письмена, М., 1974; Из литературного наследия, М., 1974; Алтай - Гималаи, М., 1974.

Лит.: Рерих, П., 1916; Князева В. П., Н. К. Рерих, 1874-1947, Л.- М., 1963; её ж е, Н. Рерих, М., 1968; Беликов П., Князева В., Рерих, М., 1972; Полякова Е., Н. Рерих, [М.], 1973.

В. А. Марков.

РЁРИХ, Рерих Святослав Николаевич [р. 23.10(5.11). 1904, Петербург], живописец, русский по национальности. Работает в Индии. Сын Н. К. Рериха. Учился архитектуре: с 1919 в Королевской академии иск-в в Лондоне, затем в Колумбийском и Гарвардском ун-тах в США. В 1923 впервые посетил Индию, с 1936 живёт там постоянно (Бенгалуру, шт. Майсур). Продолжая традиции позднего творчества отца, пишет портреты, символич. и жанровые композиции и особенно много - пейзажи (" Гималаи. Закат солнца", портрет отца, оба произв.- 1937, Третьяковская гал.; " Вечнаяжизнь", 1954; " Утёсы", 1969; " Мой дом", 1971; " Моя страна прекрасна", 1974, все произв.- собственность автора). Посетил СССР в 1960 и в 1974-75 (в связи с юбилейной выставкой отца).

Лит.: Святослав Рерих. [Каталог выставки], М., 1974.

РЁРИХ, Рерих Юрий Николаевич [3(16).8.1902, Окуловка, ныне Новгородской обл., -21.5.1960, Москва], советский учёный-востоковед, доктор филологических наук (1957), профессор. Сын Н. К. Рериха. Получил разностороннюю филологич. подготовку в крупнейших востоковедческих центрах мира. В 1923- 1957 жил и работал в Индии. В 1930-42 директор Ин-та гималайских исследований в Нагаре. Вместе с отцом участвовал в научных экспедициях в Китае (Тибет, Синьцзян), МНР и др. После приезда в 1957 в СССР заведовал сектором истории религии и философии Ин-та народов Азии АН СССР. Осн. труды по истории Тибета и тибето-монгольских отношений, этнографии, материальной культуре народов Центр. Азии, тибетской историографии и языкознанию, иконографии, эпосу о Гэсэр-хане (" Гэсэриаде"), буддийской философии и религии. Перевёл крупнейшее тибетское ист. соч. 15 в. " Синий тэп-тхэр" (ч. 1-2, 1949-53). Член Королевского азиатского об-ва в Лондоне, Азиатского об-ва в Бенгалии, амер. ар-хеологич. и этнографич. обществ и др. Лит.: Ю. Н. Рерих, " Народы Азии и Африки", 1962, № 4 (лит.). В. А. Богословский.

" РЕРУМ НОВАРУМ" [от первых слов лат.текста послания: " Rerum novarum..." - " Новых вещей (касаюсь я)..." ], энциклика папы Льва XIII от 15 мая 1891. Отразила процесс приспособления католич. церкви и папства (защищавших и поддерживавших на протяжении веков феод.-абсолютистские режимы) к капитализму и перехода к защите основ бурж. общества. Направлена против социализма и рабочего движения. " Р. н." отмечала новые явления в мире в экономич. области и в отношениях между людьми: развитие индустриализма, концентрацию капитала в руках немногих и рост нищеты в широких массах народа, углубление социальных конфликтов. Выражая сочувствие трудящимся, энциклика в то же время проповедовала извечность существования частной собственности и классового деления общества, решительно выступала против социализма, призывала к отказу от классовой борьбы и к классовому сотрудничеству. Все бедствия в мире " Р. н." приписывала последствиям т. н. " первородного греха", страдания объявляла уделом человечества. В противовес классовым рабочим opr-циям " Р. н." призывала создавать под руководством церкви клерикальные рабочие орг-ции, осн. на принципах сотрудничества труда и капитала. Осн. положения " Р. н." с учётом новых явлений в мире легли в основу последующих социальных энциклик папства (" Квадрагезимо анно", 1931-к 40-летию " Р. н."; " Матер эт магистра", 1961 - к 70-летию " Р. н.") и апостолического послания " Октогезимо адвениенс", 1971 - к 80-летию " Р. н.".

РЕСЕКВЕНТНЫЕ ДОЛИНЫ (от ре... и лат. sequens, род. падеж sequentis - следующий), долины рек, текущих в сторону, согласную с падением слоев горных пород. См. также Консеквентные долины.

РЕСИВЕР (англ, receiver, от receive - получать, принимать, вмещать), сосуд для скапливания газа или пара, поступающего в него и расходуемого через трубы меньшего сечения, а также для сглаживания колебаний давления, вызываемых пульсирующей подачей и прерывистым расходом. В компрессионной установке Р. предназначается также для охлаждения газа и отделения капель масла и влаги. В паровых машинах Р.- теплоизолиро-ванная труба, соединяющая цилиндры высокого и низкого давлений.

РЕСИСТЕНСИЯ (Resistencia), город на С.-В. Аргентины, адм. ц. пров. Чако. 142, 7 тыс. жит. (1970). Ж.-д. узел. Торг, центр главного в стране р-на хлопководства и разработок дерева кебрачо. Хлопкоочистительный, маслоб., лесопил. з-ды. Произ-во кебрачевого экстракта.

РЕСИФИ (Recife), Пернамбуку (Pernambuco), город на С.-В. Бразилии, адм. центр шт. Пернамбуку. Расположен в устьях р. Капибериби и Бебериби, частично на материке, частично на полуострове и на острове (в лагуне), соединённых между собой мостами. Важнейший мор. порт на Атлантич. ок. и экономич. центр С.-В. страны. Узел жел. и шосс. дорог, аэропорт. 1046, 4 тыс. жит. (1970, с пригородами). Предприятия пищевой (произ-во сахара, спирто-водочных изделий), текст., маш.-строит, (в т. ч. судоверфь), цем., хим., кож.-обув., табачной пром-сти. Вывоз сахара, хлопка, кож, леса, фруктов. Ун-т. Осн. в 1-й пол. 16 в. Город разделён на неск. частей: на острове расположены деловые и коммерческие здания; квартал Санту-Антониу (осн. ок. 1640) с дворцом губернатора, классици-стич. театром Санта-Изабел (ок. 1845, арх. Л. Вотье); на материке - Боа Виста (осн. в кон. 17в.)-квартал богатых вилл, окружённых садами и парками; на п-ове Сан-Жозе - квартал бедноты. Сооружения 17 в. (монастыри и пр.) сильно перестроены.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.