Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. Hap. португ. музыка, как и испанская, с к-рой она имеет общие истоки, обладает древними традициями, отличается богатством и разнообразием






Hap. португ. музыка, как и испанская, с к-рой она имеет общие истоки, обладает древними традициями, отличается богатством и разнообразием. В её ладовом строе наряду с мажороминором сохраняются средневековые лады. Для мет-роритмич. структуры характерно преобладание симметричных периодов; в р-нах, граничащих с Испанией, встречаются переменные и смешанные метры. Песенные и песенно-танц. жанры развиты больше, чем инструментальные. Наиболее древние песни - трудовые, календарные (рождественские - вильянсикуш, новогодние - жанейраш, весенние - май-яш), а также связанные с церк. праздниками (ромариаш). Самая распространённая песенная форма - фаду (сольная лирич. песня под аккомпанемент гитары), популярный танец - вира. Осн. песенно-танц. жанры: шула, мальян, маррафа, канинья-верде, эшталадинью, фаррапей-ра. Нар. муз. инструменты: струнные щипковые-гитара, виола, кавакинью; духовые - гайта (продольная флейта), волынка; ударные - забумба (большой цилиндрич. барабан), тамборил (барабан меньшего размера), пандейру и адуфи (круглый и квадратный бубны). Сел. танцам аккомпанируют небольшие инструментальные ансамбли, в к-рые входят гитары, скрипки и тамборилы, а иногда гайта и треугольник. Проф. музыка также имеет древние традиции. 12-13 вв.- эпоха иск-ва трубадуров; к выдающимся представителям этого иск-ва принадлежали короли Альфонс III и Ди-ниш I. В 15-16 вв. большого развития достигает вокальная и инструментальная полифония. Крупнейшие полифонисты: Д. ди Гоиш, М. Кардозу, М. Р. Коэлью (автор сб.-" Цветы музыки", 1620), Ф. Кор-реа ди Араужу (сб. сочинений для органа, 1626), М. Перейра. С 1733 в Лисабоне выступили итал. оперные труппы. Оперное иск-во Италии оказало сильнейшее влияние на музыку П., сохранявшееся до 20 в. Выдающиеся композиторы 18 в.: К. Сейшаш (соч. для органа и клавесина), Ф. А. д'Алмейда (автор первой в П. оперы " Терпение Сократа", 1733), Ж. ди Соза Карвалью (оперы и инструментальные сочинения). Самый известный оперный композитор - М. Португал, написавший св. 50 опер. Преим. в жанре оперы работали также композиторы 19 -нач. 20 вв. А. Кейл, А. Машаду, Ж. Ар-рою. Наиболее значит. композиторы 1-й пол. 20 в.: Ж. Виана да Мота (известен и как пианист, дирижёр, музыковед), О. да Силва, Л. ди Фрейташ Бранку, Р. Коэлью, К. Карнейру, Ф. Лопиш Граса (также прогрессивный обществ. деятель, муз. публицист). Среди исполнителей выделяется пианист С. Кошта. Центр муз. жизни - Лисабон, где имеются оперный театр " Сан-Карлуш" (осн. в 1793), Нац. консерватория (осн. в 1835), муз. академия, 2 симфонич. оркестра, хоровая капелла " Полифония", несколько муз. об-в. Крупными музыкальными центрами являются также Порту и Коимбра.

П. Ахундов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.