Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. От эпохи палеолита сохранились наскальные росписи (в Сантьягу-ду-Эшко-рал), близкие первобытному иск-ву Кан-табрии (Испания) и Аквитании (Франция)






От эпохи палеолита сохранились наскальные росписи (в Сантьягу-ду-Эшко-рал), близкие первобытному иск-ву Кан-табрии (Испания) и Аквитании (Франция), от эпохи неолита - дольмены, керамика, антропоморфные фигурки из пластинок шифера.

Церковь Сан-Педру в Ферейре, близ Алижо. Кон. 12 в.

В 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. племена лузитан возводили на холмах укреплённые поселения (" ситанья") с круглыми в плане домами из блоков песчаника (этот тип жилища сохранился к С. от р. Дору). Многочисленные завоеватели обогащали местные традиции кам. зодчества: от римлян дошли руины т. н. храма Дианы в Эворе (2-Звв. дон. э.) и др. зданий, от вестготов - трёхнефные базилики 7 в. Арабская строит, культура оставила след гл. обр. в нар. жилище юга страны (глинобитные постройки, объединяющие жилые и хозяйственные помещения под одной плоской крышей). Бывшие поселения лузитан к 12 в. вырастают в города с иррегулярной планировкой.

Наличник окна нефа монастыря Жезу в Томаре. Между 1508 и 1521.

Романское зодчество, распространявшееся в П. вслед за продвижением Реконкисты с С. к Ю. [огромные гор. соборы, по композиции аналогичные постройкам Клюни (в Браге, Визеу, Эворе, Лисабоне, илл. см. т. 14, табл. XXXIII, стр. 544), многочисленные монастыри и приходские церкви], было проникнуто духом крепостной архитектуры и совершенно лишено тенденций к декоративной пышности, рано проявившихся в архитектуре Испании. Романский внеш. облик сохраняется в монастырских храмах 12-14 вв., готических по плану и пространств. композиции интерьера. Поздняя готика стала конструктивной основой для нац. декоративного стиля " мануэли-но" (достигшего апогея при короле Мануэле I; 1495-1521), своей сочной пластичностью резко отличающегося от совр. ему испанского платереско и сочетающего причудливо-натуралистич. детали (изображения корабельных канатов, раковин, кораллов и т. д.) с готическими, мавританскими и даже инд. мотивами [перестройка и стр-во монастырей: Санта-Мария да Витория в Баталье (1490-1522, арх. Боитак и Матеуш Фернандиш Старший), Жеронимуш в Лисабоне (1502-20; илл. см. т. 14, табл. XXXIII, стр. 544) и др.]. Развитие " мануэлино", отразившего эпоху Вел. геогр. открытий и превращения П. в колон, империю, было прервано распространением ренессансных форм, вошедших в моду при дворе с 1520-х гг. (арх. Диогу ди Торралва и др.). В период испанского господства (1581 -1640) зодчество приходит в упадок.

Скульптурный декор романских храмов П. по технике исполнения напоминает резьбу по дереву. На 13-15 вв. приходится расцвет готич. пластики (крупнейший центр - Коимбра). Беспокойной живописью и напряжённой динамикой отмечены ренессансные произведения, создаваемые преим. выходцами из Франции (Никола Шантерен, Филипе Ударте и др.). В португ. живописи 15-16 вв., проникнутой сильнейшим влиянием ранненидерл. иск-ва, выделяются " алтарь св. Винцента", отличающийся острой индивидуализацией характеристик [2-я пол. 15 в., Нуну Гон-салвиш (?); илл. см. т. 5, стр. 277", т. 7, стр. 68], архаичные, но насыщенные суровой одухотворённостью произведения мастеров школы Визеу (Вашку Фернандиш, Гашпар Ваш), более светские по духу композиции лисабонской школы (Грегориу Лопиш, Жоржи Афонсу), придворные портреты, близкие творчеству А. Мора (Криштован ди Мораиш и др.). Яркой самобытностью отличается декоративно-прикладное иск-во 16-17 вв., где скрещиваются европ. и вост. традиции [мебель, ковры, ткани, керамика лузитано-восточного и индо-португаль-ского стилей, азулежу (майоликовые плитки)].

В кон. 17-18 вв. возобновляется градостроительство, развиваются регулярные планировочные системы (застройка Лисабона после землетрясения 1755). Эк-лектич. творчеству Ф. Лудовиси противостоит нац. вариант барокко на С. страны (арх. Ж. Антуниш, Н. Назони), где постройкам были присущи компактность и рациональность композиции, относит. сдержанность декора (во 2-й пол. 18 в. обретающего рокайльный характер). В отделке зданий применяются азулежу, нередко покрывающие фасады сплошным ковром. В зодчестве П. 19 в. преобладает классицизм. Идеи совр. архитектуры получают развитие в основном после 2-й мировой войны 1939-45, когда симметрич. планировочные схемы сменяются асимметричными, применяются новейшие строит. конструкции и смелые пространств, решения (арх. Ф. К. ду Амарал, А. Ж. Песоа и др.)- В 1950-е гг. проведена реконструкция ряда р-нов Лисабона и Порту, построены типовые жилые дома с лоджиями и солнцезащитными устройствами, в плане иногда полукруглые и извилистые, следующие изгибу улицы.

1. Резное ярмо из бассейна р. Минью. Де рево. 19 в. Национальный музей археологии и этнографии. Лисабон. 2. Поли хромное панно из азулежу в лузитано-восточном стиле. Рубеж 16-17 вв. На циональный музей старинного искусства Лисабон.

В изобразит. иск-ве 17-18 вв. барочные тенденции проявляются в монументальной деревянной и кам. скульптуре, а также в терракотовых алтарных статуэтках - " презепиу" (Ж. Машаду ди Каштру, А. Феррейра). В живописи 18-нач. 19 вв. традиции позднего итал. барокко (Ф. Виейра Лузитану) сменяются классицизмом академич. толка (Ф. Виейра Портуэнси). С бурж. революцией 1820 связано творчество Д. А. Сикейры, крупнейшего представителя португ. романтизма. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в иск-ве преобладает реалистич. направление (скульптура А. Соариж душ Рей-ша, пейзажи и жанровые композиции А. К. да Силва Порту и Ж. М. да Силва Оливейры, станковая и монументально-декоративная живопись К. Бордалу Пиньейру). С парижской школой связана живопись кубиста А. Созы Кардозу и представительницы абстракционизма М. Э. Виейры ди Силва. В 1947 сложилось течение неореалистов (Ж. Помар и др.), обратившихся к темам из нац. истории и нар. жизни. После свержения фаш. режима ряд мастеров стремится внести своим творчеством активный вклад в процесс прогрессивно-демократич. преобразований (живописец-монументалист Р. Рибейру, график М. Жил).

Среди традиц. видов нар. творчества: изготовление майоликовой утвари, кру-жевоплетение, ткачество, резьба по дереву (" презепиу", мебель, ярма).

Илл. см. на вклейках, табл. XIV-XV (стр. 400-401).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2 (кн. 1), т. 3, М., 1960-62; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.- М., 1966, т. 5, М., 1967, т. 7, М., 1969; Pamplona F. d e, Dicionario de pintores e escultores Portugueses, ou que trabalharam em Portugal, v. 1 -4, Lisboa, 1954-59; Кub1er G., Sоria M., Art and architecture in.Spain and Portugal and their American dominions 1500 to 1800, [Harmondsworth - a. o.], 1959; Gоnса1ves A. M., Historiografia da arte em Portugal, Coimbra, 1960; Smith R. C., The art of Portugal, 1500-1800, L., 1968.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.