Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 17 страница






ПОРСАНГЕР-ФЬОРД (Porsanger Fjord), залив Баренцева м., на С. Норвегии, между п-овами Порсангер и Сверхольт. Дл. 120 км. Ширина в ср. части до 20 км. Преобладающие глуб. 50-100 м. Берега высокие, крутые. Много скалистых островов. Приливы полусуточные, их величина до 2, 2 м.

ПОРСГРУНН (Porsgrunn), город и порт в Юж. Норвегии, в фюльке Телемарк, на берегу Лангесунс-фьорд. 31, 7 тыс. жит. (1971). Известен произ-вом фарфоровых изделий. Лесопиление и деревообработка; электрометаллургия и электрохимия.

ПОРСЕЛЛИС (Porcellis) Ян (ок. 1584, Гент, -29.1.1632, Зутервауде, Юж. Голландия), голландский живописец-маринист. Работал в Антверпене, Харлеме, Амстердаме, Зутервауде. Преодолевая композиц. дробность и колористич. пестроту ранних голл. морских пейзажей, П. стремился к убедительной передаче свето-воздушной среды. Марины П. (" Кораблекрушение", 1631, Нац. морской музей, Гринвич) выдержаны в строгой тональной гамме, построенной преим. на тонких градациях серого цвета.

Я. Порселлис. " Море с кораблями в пасмурную погоду". Эрмитаж. Ленинград.

ПОРСЕНА, Порсенна (лат. Роrsena) (6 в. до н. э.), царь этрусского г. Клузий. Согласно преданию, вёл войну с Римом в 508-507 до н. э. за восстановление власти этрусской династии Тарквиниев, изгнанных из Рима в кон. 6 в. до н. э. Рим. традиция об этой войне восхваляет героизм защитников Рима, заставивший якобы П. снять осаду города и заключить почётный для Рима мир. Согласно иной, более достоверной версии, сохранённой римским автором Тацитом (" История", III, 72, 1), П. взял Рим.

ПОРТ Март Янович (р. 4.1.1922, Пярну), советский архитектор, засл. деят. иск-в Эст. ССР (1965). Учился в Таллинском политехнич. ин-те (1940-41 и 1945-50). Преподаёт в Художеств, ин-те Эст. ССР (с 1961). Председатель Союза архитекторов Эст. ССР (с 1955). Работы: планировка жилых районов Мустамяэ (1963-1974) и Ласнамяэ (с 1964), здание ЦК Коммунистич. партии Эст. ССР (1968), гостиница " Виру" (1972; Гос. пр. Эст. ССР, 1972) - все с соавторами, в Таллине; ген. план Таллина (с соавторами; утверждён в 1971). Награждён 2 орденами, а также медалями.

М. Я. П о р т и др. Здание Центрального Комитета Коммунистической партии Эстонской ССР в Таллине. 1968.

ПОРТ (франц. port, от яат. portus - гавань, пристань), участок берега моря, озера, водохранилища или реки и прилегающая водная площадь, естественно или искусственно защищённые от волнения и оборудованные для стоянки и обслуживания судов, выполнения перегрузочных и др. операций. Различают П. морские, обслуживающие морское судоходство, и речные - на внутр. водных путях.

Краткая историческая справка. Возникновение П. относится к глубокой древности. Первоначально стоянками судов служили естественно защищённые от волнения места (залив, губа, устье реки, прикрытый островом берег). По мере развития торговли и судоходства возникла необходимость в возведении причальных и оградительных сооружений; этим было положено начало портострое-нию. Известно о существовании мор. П. у г. Месара на о. Крит (3400 до н. э.), двух больших П. у гг. Сидон и Тир на Средиземном море. В период Римской империи были основаны П. на о-вах Сицилия и Сардиния. Обширным П. (с внешними и внутр. бассейнами) обладал Карфаген. Одним из крупнейших римских П. был П. Остия, сооружённый в устье р. Тибр. В ср. века развитию порто-строения способствовали Великие географические открытия, расширение торговли и судоходства, сосредоточение больших количеств грузов в портовых пунктах на морских побережьях. Были созданы крупные П. в Нидерландах, Испании, позднее в Англии.

На территории СССР одни из первых П., через к-рые осуществлялась торговля со странами Зап. Европы, возникли в 11 -12 вв. на месте совр. Таллина и Риги. Ряд крупных мор. П. был основан при Петре I: Таганрогский, Петровский (ныне Махачкала), Петербургский (Ленинградский, в устье р. Невы), Кронштадтский (на о. Котлин в Финском заливе), Петропавловский (на Камчатке). Однако значит/ развитие портостроение (как в России, так и в др. странах) получило лишь с нач. 19 в. в связи с появлением парового флота, увеличением размеров судов, их грузоподъёмности и осадки, а также использованием землечерпательных машин для создания искусственно углублённых акваторий П. и подходов к ним. Строительство железных дорог существенно облегчило доставку грузов к П. и во многом содействовало их интенсивному развитию.

Общие характеристики порта. Основные элементы порта (рис. 1): акватория (водная часть) и территория (береговая часть). В состав акватории обычно входят водные подходы к П., рейды и внутренние бассейны. Водные подходы могут быть естественными (в виде участка моря или реки) или искусственными (с устройством подходных каналов, связывающих П. с естеств. глубинами). Рейды - участки акватории, защищённые от сильного волнения, где суда могут стоять на якорях в ожидании разрешения на подход к причалам или на выход из П. При отсутствии в П. глубоководных причалов, на рейдах также производят перегрузочные операции, для чего используют вспомогат. мелкосидящие суда - лихтеры и баржи. Внутр. бассейны (иногда наз. гаванями или портовыми бассейнами), прилегающие непосредственно к портовой территории, предназначаются для стоянки судов у причалов; в них производят основные и нек-рые вспомогательные грузовые операции. Судоходная трасса к П. оборудуется знаками навигационной обстановки.

Рис. 1. Схема крупного порта: 1 - акватория порта: 2 - территория порта; 3 -волнолом; 4 - мол; 5 - пирс; 6 -набережная; 7 - бассейн; 8 - маяк; 9 - портовые огни; 10 - предпортовая железнодорожная станция.

Территория П. включает: сухопутные подходы к П. (ж.-д. пути, автомобильные дороги, трубопроводы транспортного назначения); прикордонную часть, примыкающую к причальной линии, на к-рой размещаются т. н. при кордонные ж.-д. линии и автомобильные проезды, перегрузочные устройства и механизмы, склады и площадки для кратковрем. хранения грузов, пасс, вокзал (морской вокзал, речной вокзал), тыловую часть, обычно занимаемую внутрипортовыми ж.-д. путями, автомобильными дорогами (в т. ч. для гор. транспорта), складами долгосрочного хранения грузов, подсобными предприятиями П., служебными и адм. зданиями.

Гидротехнические сооружения П.: оградительные сооружения - молы, волноломы', причальные сооружения - пирсы, портовые набережные; судоподъёмные и судоремонтные сооружения - эллинги, слипы, доки. К портовым гидротехнич. сооружениям относятся также морские маяки и знаки судоходной обстановки, расположенные в пределах акватории П.

В состав основного оборудования П. входят: перегрузочные устройства и механизмы цикличного действия (портальные, гусеничные, козловые и мостовые краны, вагоноопрокидыватели) и непрерывного действия (передвижные и стационарные транспортёры, пневматические и гидравлические установки и насосные станции); устройства для бункеровки (снабжения судов топливом), энергосиловые установки, системы освещения и связи, противопожарные устройства и т. д.

Внутри портовый транс-пор т П.: железная дорога (обычно норм, колеи), грузовой автотранспорт, спец. безрельсовый транспорт (самоходные тележки, погрузчики, автолесовозы и др.). Внутрипортовые водные перевозки осуществляются служебно-вспомогат. флотом (гл. обр. баржами с буксирами).

Основные технические характеристики П.: глубина у причала, длина причальной линии и отметка портовой территории. Глубина у причала отсчитывается от наинизшего судоходного уровня воды и определяется расчётными осадками судов и запасом глубины под килем судна. В совр. мор. П. глубина у причалов для сухогрузных судов составляет 10-15 м, нефтеналивных-15-20л. Дли-на причальной линии определяет кол-во судов, к-рые могут одновременно стоять у причалов и подвергаться обработке. Количество причалов устанавливается отдельно по каждой категории грузов. Кроме причалов, необходимых для выполнения грузовых и пассажирских операций, в П. предусматриваются также вспомогат. причалы, обслуживающие бункеровку, стоянку служебно-вспомо-гат. флота и судоремонт. Отметка портовой территории (возвышение над уровнем воды) выбирается с таким расчётом, чтобы территория П. при высоком стоянии уровня не затоплялась и были созданы наиболее благоприятные условия для выполнения грузовых и др. операций. Отметка прикордонной части портовой территории, как правило, постоянна, что облегчает движение ж.-д. транспорта.

План П. - общее взаимно увязанное расположение всех его частей - составляется с учётом рельефа, метеорологич., гидрологич. и др местных условий и согласуется с планом примыкающего города. Так, напр., мор. П. не должен " отрезать" город от моря и в то же время необходимо, чтобы в городской застройке была оставлена свободной часть прибрежной территории для дальнейшего развития П. Пассажирская часть П., располагаемая, как правило, поблизости от центр. части города, должна обеспечивать удобный для гор. транспорта доступ к морскому (или речному) вокзалу.

Причальные линии могут располагаться фронтально (вдоль берега), вдоль молов, на выступающих в акваторию пирсах, а также вдоль внутр. береговых бассейнов. Размещениепричалов должно обеспечивать, с одной стороны, удобство подхода и швартовки судов, а с другой -возможность обслуживания причалов ж.-д. и автомобильным транспортом.

Основные транспортно-экономические характеристики П.: его грузооборот, пропускная способность, судооборот. Грузооборот (главный показатель работы П.) -суммарное кол-во грузов (в тоннах), прошедших через П. в обоих направлениях (с суши на воду и наоборот) в течение года. Пропускная способность П. - наибольшее количество грузов, к-рое П. может пропустить (переработать) в течение года в обоих направлениях при его заданных технич. характеристиках, определённом режиме перевозки грузов и при использовании прогрессивной технологии перегрузочных работ. Под судооборотом П. понимается кол-во судов, посещающих П. в течение данного периода (год, месяц, сутки).

Классификация современных портов Морские порты разделяются в основном на гражданские (торговые, рыбные и др.) и военные. Торговые П. обычно служат перевалочными пунктами для грузов, направляемых мор. путём за границу (экспорт) или обратно (импорт), а также для грузов, перевозимых между П. одной страны (каботаж). Среди торговых П. различают П. общего назначения, выполняющие разнообразные грузовые операции (к ним относится большинство крупных П. международной торговли -Ленинград, Владивосток, Лондон, Марсель, Нью-Йорк и др.), и специализированные П., предназначенные гл. обр. для операций с грузом одной категории, определяющим характер всей работы П., напр., с углем (Кардифф), лесом (Архангельск), нефтью (Абадан); сюда же могут быть отнесены пассажирские П. (напр., Ялта, Сочи, франц. П. Кале), для к-рых грузовые операции имеют второстепенное значение. Особый вид морских П. -морские станции, обеспечивающие снабжение проходящих судов топливом, пресной водой, продовольствием. Рыбные П. (напр., Калининградский или Мурманский, рис. 2)служат базами рыболовецкого флота; в них помимо складов-холодильников нередко размещаются и предприятия по переработке рыбы.

Рис. 2. Общий вид Мурманского рыбного порта.

Рис. 3. Схемы расположения морских портов: а - в лагуне; 6 - в защищённой бухте; в - в полузащищённой бухте; г - на открытом побережье; 1 - территория порта; 2 - акватория порта; 3 -мол; 4 - подходный канал; 5 - направление господствующего волнения.

П.-убежища представляют собой рейды, на к-рых во время штормов под искусств, или естеств. защитой могут становиться на свои якоря или спец. бочки суда каботажного плавания, траулеры, промысловые шхуны, моторные боты. В П.-убежищах обычно имеются судоремонтные мастерские и судоподъёмные средства для оказания помощи судам, получившим повреждения. Военные П. служат для базирования соединений кораблей военного флота и обычно являются составной частью баз военно-морских. По месту расположения мор. П. делятся на устьевые, лагунные, береговые, внутренние (рис. 3). Устьевые П. (наиболее распространённые)сооружаются при выходе в море водного пути, проникающего глубоко внутрь страны и несущего большие потоки грузов. Крупнейшие П. мира - Роттердам, Лондон, Нью-Йорк, Ленинград, Архангельск, Гамбург -находятся в устьях рек. Характерная особенность таких П. - расположение причальных устройств по берегам рек, на нек-ром удалении от моря, что исключает необходимость возведения оградительных сооружений. Лагунные П. устраивают на береговых озёрах (лагунах), отделённых от моря естественно возникшими песчаными косами и соединённых с ним каналами (П. Ильичёвск близ Одессы, иранский П. Пехлеви). Береговые П., создаваемые непосредственно на открытом мор. берегу (напр., Марсельский и Одесский П.), обычно требуют устройства достаточно развитых оградит. сооружений (молов и волномолов); при расположении их в бухтах, имеющих естеств. защиту (напр., в Севастополе, Владивостоке, Рио-де-Жанейро, Сан-Франциско), оградит. сооружения, как правило, не устраивают. Внутренние П. размещают на значит, расстоянии от моря на низовых (глубоководных) участках рек (напр., Херсон, Николаев, Руан) либо на искусств, каналах, прорытых от моря внутрь страны (Манчестер, Амстердам, Брюссель).

По транспортному значению различают П.: мировые (центры мировой торговли), представляющие собой узлы мощных грузовых потоков, направляющихся с океана внутрь материка и обратно; международные, обслуживающие обмен грузов между различными странами; местные, посещаемые преим. судами каботажного плавания или служащие укрытиями для мелких судов. В СССР мор. П. по грузообороту и административным признакам подразделяются на 3 разряда.

Речные порты по назначению делятся на общие, специальные, аванпорты, П.-убежища. Общие и специальные П. предназначены для передачи грузов с судов на берег и обратно. В аванпортах, расположенных на водохранилищах (в верхних бьефах шлюзов), составы судов или плоты переформировываются перед вводом их в камеру шлюза; аванпорты используются также для отстоя судов и плотов, прибывающих из нижнего бьефа в верхний во время шторма. Иногда под защитой одних и тех же оградит, сооружений находятся одновременно аванпорт и П. общего назначения (Куйбышевский, Цимлянский и др.). П.-убежища служат лишь для отстоя судов и плотов во время шторма; они создаются обычно в естеств. бухтах; причальные сооружения в них, как правило, не устраиваются.

По расположению различают П.: на свободных реках, характерной особенностью к-рых являются значит, колебания уровня воды (до 15 м и более); на судоходных каналах, в к-рых амплитуда колебаний уровня всегда невелика; водохранилищные и озёрные, подвергающиеся воздействию ветровых волн и требующие, как правило, устройства оградит. сооружений (эти П. имеют много общего с морскими). Русловые П. на свободных реках обычно имеют на акватории 2 рейда (рейд прибытия и рейд отправления), на к-рых соответственно расформировываются или формируются буксируемые составы и откуда отд. баржи подаются буксирами к причалам для грузовых операций. Рейды обычно располагаются выше или ниже причалов с тем, чтобы не стеснять транзитного судового хода и акватории у причалов. Значит. колебания уровня воды определяют характер причальных устройств в речном П. и обусловливают применение дебаркадеров и в нек-рых случаях т. н. весенних причалов. Внерусловые П. на свободных реках и П. на судоходных каналах располагаются в естеств. бухтах, в искусств. бассейнах и на уширениях каналов.

Осн. элементы, гидротехнич. сооружения и технич. характеристики речных П. те же, что и у мор. П. По навигац. грузообороту речные П. СССР подразделяются на 5 классов.

Лит.: Ляхницкий В. Е., Проектирование портов, Л., 1956; Порты и портовые сооружения, ч. 1-2, М., 1964-67; Горюнов Б. Ф. и Шихиев Ф. М., Морские порты и портовые сооружения, М., 1970; Брюм А. И., Технологическое проектирование морских портов, М., 1971.

М. Э. Плакида.

ПОРТА (Porta) Джакомо делла (ок. 1540, Рим, -1602, там же), итальянский архитектор. Ученик Микеланджело; испытал также влияние Винъолы. Строил преим. в Риме. Переосмысливая принципы ренессансного зодчества, П. тяготел к более напряжённым пространственным решениям и подчёркивал внутр. динамику масс. Руководил стр-вом собора св. Петра (с 1573); возвёл гл. купол, придав ему (в отличие от замысла Микеланджело) эллипсовидную форму (1586-93; илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48-49). Завершил по проекту Виньолы церковь Иль Джезу и создал в 1575 её барочный фасад, послуживший образцом для мно-гочисл. католич. церквей 17-18 вв.; участвовал в стр-ве ансамбля пл. Капитолия (1563-1590-е гг.). Среди самостоят, произв. П.: ун-т в Риме (" Сапиен-ца", начат ок. 1575) и вилла Альдобран-дини во фраскати (1598-1600; достроена К. Фонтанен).

Дж. делла Порта. Фасад церкви Иль Джезу в Риме. 1575.

ПОРТА (Porta) Карло (15.6.1775, Милан, -5.1.1821, там же), итальянский поэт. Писал на миланском диалекте. Ранняя политич. сатира П. направлена против наполеоновского господства; позже П. резко нападал на политич. режим реакции, на австр. монархию. П.-мастер социальной карикатуры, высмеивал ари-стократич. чванство, выступал против социального неравенства. Прославился своими нападками на церковь - остросоциальные карикатуры " Приключения отца Диодата", " Чудо", " Молитва", " Видение", " Война священнослужителей", написанные в традициях Ф. Рабле и Дж. Боккаччо. П. писал и ли-рич. стихи, забавные бытовые сценки, где с большой симпатией рисовал простых людей. Его стихи отличаются колоритным языком, по лексике близким к разговорному, изобилуют фольклорными образами.

С о ч.: Le poesie, v. 1 - 2, Mil., 1964.

Лит.: A u г ё a s H., Carlo Porta, P., 1959 (лит.); Роrtinari F., Strumenti del realismo portiano, в кн.: Da Dante al Novecento, [Mil., 1970].

И. К. Полуяхтова.

ПОРТА (франц. Porte, итал. Porta, букв.- дверь, врата), употреблявшееся в европ. дипломатич. документах и литературе название пр-ва Османской империи (" Оттоманская П.", " Блистательная П.", " Высокая П."), а иногда и самой Османской империи.

ПОРТАЛ (Portal) Чарлз Фредерик Алджернон (21.5.1893, Хангерфорд, Беркшир, -22.4.1971, Чичестер, Суссекс), виконт (1946), британский воен. деятель, маршал королевских ВВС (1944). Окончил Оксфордский ун-т (1914), в 1914 добровольно вступил в армию, был лётчиком во время 1-й мировой войны 1914-18. В 1937-38 нач. отдела Мин-ва авиации, с 1939 чл. совета ВВС. В начале 2-й мировой войны 1939-45 возглавлял бомбардировочную авиацию. С окт. 1940 нач. штаба ВВС (фактически главнокомандующий ВВС), с 1946 - в отставке, работал в органах контроля за атомной энергией, был директором одного из крупнейших англ, банков.

Портал Успенского собора во Владимире. 1185-89.

ПОРТАЛ (нем. Portal, от лат. porta -вход, ворота), архитектурно оформленный проём, чаще всего являющийся входом в здание. Для зодчества Др. Египта и античности наиболее характерны простые по убранству П. с плоскими перемычками, для архитектуры древней Месопотамии -арочные П., для Бл. и Ср. Востока - П .-пештаки. С 11 в. в романской, готич. и др.-рус. архитектуре распространяются арочные, т. н. перспективные, П., оформленные в виде уступов, в углах к-рых помещались колонки, соединённые архивольтами. Ренессансные и барочные П. обычно обрабатывались пилястрами и колоннами, несущими антаблемент или фронтон. Илл. см. т. 5, табл. VII (№ 4), стр. 48-49.

ПОРТАЛ в технике, металлич. несущая конструкция П-образной формы, состоящая из 2 боковых или 4 попарно соединённых между собой стоек (ног) и верхней балки или рамы; является частью некоторых машин, напр. портального подъёмного крана, портального станка и др. П. применяется при установке на постоянной высоте рабочего органа машины и др. узлов. П. бывают неподвижными или передвигающимися по направляющим или рельсовому пути.

ПОРТАЛ сцены, архитектурное обрамление сцены, отделяющее её от зрительного зала; образует портальное отверстие - т. н. зеркало сцены. В совр. театре П. обычно имеет форму прямоугольника. Применяется также временный декоративный П. (нередко подвижный), к-рый составляет часть декорац. оформления спектакля и одновременно используется для сокращения зеркала сцены.

ПОРТАЛЬНЫЙ КРАН, см. в ст. Подъёмный кран.

ПОРТАМЕНТО (итал. portamento, букв.- перенесение, от portare - переносить), напевное исполнение мелодии с помощью замедленного скольжения от одного звука к другому, близко к глиссандо; применяется в пении и при игре на смычковых инструментах.

ПОРТАН (Porthan) Хенрик Габриель [8.11.1739, Витасари, -16.3.1804, Або (Турку)], финский просветитель, историк, этнограф. В 1754 окончил ун-т в Або, с 1777 проф. этого ун-та. В 1766-1804 издал произв. фин. фольклора (5 тт.), документы по истории Финляндии. П.-автор работ по истории фин. церкви, культурным связям фин. и швед. народов. Осн. просветит. об-во " Аура" (" Aura") в Або и первую в Финляндии газ. " Тиднингар утгифне аф эт сельскап и Або" (" Tidningar utgifne af et sallskap i Abo"); её гл. ред. в 1771-78 и 1782-85. Внёс значит. вклад в развитие нац. самосознания фин. народа.

С о ч.: Opera selecta, v. 1 - 5, Hels., 1859 -1873.

ПОРТ-АНТОНИО (Port Antonio), город и порт на сев. побережье Ямайки. 12 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Центр района по произ-ву бананов. Вывоз бананов и сахара. Туризм.

ПОРТ-АРТУР, город в Китае; см. Люйшунь.

ПОРТ-АРТУР (Port Arthur), часть г. Тандер-Бей в Канаде, к-рый образовался в 1970 при слиянии городов Форт-Уильям и Порт-Артур.

ПОРТ-АРТУР (Port Arthur), город на Ю. США, в шт. Техас. Мор. порт на лагунном оз. Сабин, соединённом каналом с Мексиканским зал. 57 тыс. жит. (1970; с соседним г. Бомонт и общей пригородной зоной 316 тыс.). Центр важного района добычи нефти и серы. Нефтеперерабат. и химич. пром-сть, произ-во оборудования для нефт. пром-сти, судостроение, пищ. пром-сть; вывоз нефти.

ПОРТ-АРТУРА ОБОРОНА, героическая оборона крепости Порт-Артур 27 янв. (9 февр.)-20 дек. 1904 (2 янв. 1905) во время русско-японской войны 1904-05. В 1898 царское пр-во России арендовало на 25 лет часть Ляодунского п-ова (Квантунский п-ов) с Порт-Артуром (ныне Люйшунь). Стр-во укреплений в Порт-Артуре (проект полк. К. И. Величко) из-за отсутствия средств началось только в 1901 (к янв. 1904 на приморском направлении из 25 батарей было построено 9 долговременных и 12 временных; на сухопутном - из 6 фортов, 5 укреплений и 5 долговременных батарей были закончены лишь 1 форт, 3 укрепления и 3 батареи). Из 552 орудий в боевой готовности было 116. Гарнизон Квантун-ского п-ова состоял из 4-й и 7-й Вост.-Сиб. стрелк. дивизий. Нач. Квантунского укреплённого района был ген.-лейт. А. М. Стессель, комендантом крепости -ген.-лейт. К. Н. Смирнов, нач. сухопутной обороны - ген.-лейт. Р. И. Кондратенко, явившийся организатором и вдохновителем П.-А. о. В Порт-Артуре к началу войны находилась 1-я Тихоокеанская эскадра под команд, вице-адм. О. В. Старка [7 броненосцев, 9 крейсеров (в т. ч. 3 старых), 24 миноносца, 4 канонерские лодки, 2 минных заградителя, 2 минных крейсера]. В ночь на 27 янв. (9 февр.) 1904 10 япон. миноносцев внезапно атаковали рус. эскадру, стоявшую из-за беспечности командования без охранения на открытом
внеш. рейде, и повредили 2 броненосца и 1 крейсер. Утром к Порт-Артуру подошли гл. силы япон. флота под команд, адм. X. Того (6 броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 4 крейсера), рассчитывая уничтожить ослабленную рус. эскадру, но под огнём её кораблей и береговых батарей вынуждены были отойти. 24 февр. (8 марта) прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адм. С. О. Макаров, принявший решительные меры по усилению обороны базы и повышению боевой активности эскадры. Но уже 31 марта (13 апр.) Макаров погиб. Пассивность принявшего командование эскадрой контр-адм. В. К. Витгефта позволила японцам беспрепятственно начать 22 апр. (5 мая) в районе Бицзыво высадку 2-й армии ген. Я. Оку, к-рая, не встретив сопротивления, перерезала ж. д. на Порт-Артур, 13 (26) мая япон. войска, благодаря значит. превосходству в силах (ок. 35 тыс. чел. против 3800 чел. у русских), захватили рус. позиции на Цзиньчжоуском перешейке, прикрывавшие дальние подступы к Порт-Артуру. Рус. войска отступили на позиции по линии зал. Лунвантань, дер. Суанцайгоу. Опасаясь удара гл. сил рус. армии с С., противник оставил против Порт-Артура одну дивизию, а 3 передислоцировал на С. Направленный для поддержки Порт-Артура 1-й Сибирский корпус под команд, ген. Г. К. Штакельберга (ок. 30 тыс. чел.) из-за неумелого руководства потерпел поражение под Вафангоу 1-2 (14-15) июня. Для захвата Порт-Артура японцами была создана 3-я армия ген. М. Ноги, к-рая 13(26) июня начала наступление и к 17(30) июля вышла на ближние подступы к крепости, начав её осаду. К этому времени её гарнизон насчитывал ок. 50, 5 тыс. чел. (из них 8 тыс. моряков), 646 орудий (в т. ч. 350 крепостных) и 62 пулемёта. Противник имел ок. 70 тыс. чел., ок. 400 орудий (в т. ч. 198 осадных) и 72 пулемёта. 28 июля (10 авг.) рус. корабли вновь предприняли попытку прорваться во Владивосток [первая попытка была проведена 10(23) июня], но после неудачного боя в Жёлтом море вернулись в Порт-Артур, где активно поддерживали своим огнём сухопутные войска при обороне крепости, передавали в войска артиллерию и людской состав для усиления обороны. 6(19) авг. противник начал штурм рус. позиций. В ожесточённых боях, продолжавшихся до 11(24) авг., ему ценой больших потерь (ок. 15 тыс. чел.; рус. потеряли св. 6 тыс. чел.) удалось лишь в отд. местах вклиниться в гл. линию обвода крепости. 6-9(19-22) сент. япон. войска предприняли 2-й штурм. Понеся большие потери (7, 5 тыс. чел. против 1, 5 тыс. чел. у русских), враг захватил 3 укрепления - Кумирненский и Водопроводный редуты и высоту Длинную; гл. объект их атаки -господствовавшая над городом гора Высокая - устоял. С 18 сент. (1 окт.) начался обстрел Порт-Артура из 11-дюймовых гаубиц, разрушавших бетонные казематы крепости, не рассчитанные на такой калибр орудий. Во время 3-го штурма 17-18 окт. (30-31 окт.) япон. войска смогли занять лишь неск. второстепенных укреплений. Получив пополнение, противник 13(26) нояб. возобновил штурм, направив главный удар против горы Высокой, 22 нояб. (5 дек.), несмотря на героизм защитников, овладел ею и начал уничтожение арт. огнём уцелевших кораблей эскадры, запертой на внутр. рейде. 2(15) дек. погиб ген. Р. И. Кондратенко со своими ближайшими помощниками. Начальником сухопутной обороны был назначен ген. А. В. Фок - сторонник капитуляции крепости. 16(29) дек. состоялось заседание воен. совета, большинство участников к-рого высказалось за продолжение обороны. Однако, несмотря на это, Стессель подписал 20 дек. 1904 (2 янв. 1905) капитуляцию. В плен попало ок. 25 тыс. чел. Героич. оборона Порт-Артура отвлекла ок. 200 тыс. чел. с маньчжурского стратегич. направления. Потери япон. войск составили св. 110 тыс. чел. и 15 боевых кораблей; 16 кораблей получили серьёзные повреждения.

В ходе боёв под Порт-Артуром получила дальнейшее развитие оборона с применением инж. сооружений и заграждений, впервые были сконструированы и применены миномёты и ручные гранаты, а при отражении ночных штурмов -прожекторы. Политич. значение падения Порт-Артура В. И. Ленин оценил как свидетельство кризиса самодержавия. " Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть поолог капитуляции царизма" (Поли, собо. соч., 5 изд., т. 9, с. 158).

Лит.: Ленин В. И., Падение Порт-Артура, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 9; его ж е, Доклад о новой экономической политике, там же, т. 44; Сорокин А. И., Оборона Порт-Артура, 3 изд., М., 1954; Шварц А. В., РомановскийЮ.Д., Оборона Порт-Артура, ч. 1 - 2, СПБ, 1908 -1910; Русско-японская война 1904 - 1905, т. 8, ч. 1-2, СПБ, 1910. В. П. Глухое.

ПОРТАТИВ (франц. orgues portatives, от лат. porto - ношу, переношу), небольшой ручной (переносный) орган. Наибольшее распространение получил в 15 в.

ПОРТАТИВНЫЙ (франц. portatif, от лат. porto - ношу), небольшой по размерам, удобный для ношения при себе к.-л. предмет, легко передвигаемый с одного места на другое.

ПОРТ-БЛЭР, город и порт в Юж. Индии, на о. Юж. Андаман. Адм. ц. Союзной территории Андаманские и Никобарские о-ва. 15 тыс. жит. (1970). Судостроение, рыболовство; лесопильный з-д; кустарное произ-во изделий из пальмовых волокон, дерева, кож, металла.

ПОРТВЕЙН [нем. Portwein, от назв. г. Порту (Porto) в Португалии и нем. Wein - вино], крепкое вино виноградное, вырабатываемое из белых, розовых или красных сортов винограда путём спиртования бродящего виноградного сусла или мезги этиловым спиртом.

В России произ-во вин типа П. впервые началось в 90-х гг. 19 в. на Юж. берегу Крыма (Массандра и Магарач). В СССР вина типа П. (марочные и ординарные) готовятся во всех винодельческих р-нах со след, кондициями: содержание спирта 17-19% (объёмных), сахаристость -5-13%, титруемая кислотность 4 -6 г/л (в пересчёте на винную кислоту). Лучшие вина типа П. в СССР -" Ливадия", " Массандра", " Фархад" (красные), " Южнобережный", " Крымский" (красные и белые), " Сурож", " Карданахи 14", " Айгешат", " Акстафа", " Алабашлы", " Кизляр" (белые). За рубежом лучшие П. вырабатывают в Португалии (" Порто Баррос", " Порто Колхейта", " Порто Далва" и др.). 3. Н. Кишковский.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.