Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Драматический театр. Ранние формы театральных зрелищ в П.- литургич






Ранние формы театральных зрелищ в П.- литургич. представления (сохранились отдельные сценарии 2-й пол. 13 в.). С развитием мистериального театра в 15 в. в религ. сюжеты стали проникать светские, сатирич. нар. мотивы (напр., " История о славном воскресении господнем" Николая из Вильковецка, между 1570-80). С кон. 16 в. получили распространение школьные театры, создававшиеся в дидактич. целях монашескими орденами. Однако и в их нази-дательно-схоластич. спектакли проникали реалистич. мотивы. В эпоху Возрождения возник придворный театр, упрочивший связи П. с театр, культурой др. стран. В 1633 в королев, замке в Варшаве было открыто первое постоянное театр, помещение с лучшей театр, техникой того времени. При короле Станиславе Августе Понятовском, любителе театра и просвещённом меценате, были построены в Варшаве (парк Лазенки) театр " В апельсиновой оранжерее" (1788) и открытый амфитеатр " На острове" (1790). Во 2-й пол. 18 в. крупные магнаты, подражая королев. двору, создавали в своих поместьях театры, развитие к-рых, проходившее под влиянием просветительских идей, способствовало формированию нац. театра П. В Варшаве 19 нояб. 1765 начал работать польский " Театр Народовы" -первый публичный театр П., ставивший пьесы польск. драматургов и иностр. авторов. В конце 18 в. борьбу за передовое нац. театральное иск-во возглавил В. Богуславский - режиссёр, актёр, драматург, теоретик и педагог, на протяжении мн. лет руководивший " Театром Народовы"; его деятельность способствовала организации и упрочению театров в Кракове, Вильнюсе, Познани и др. городах. Постановка им на сцене " Театра Народовы" на собств. либретто оперы-водевиля " Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" (муз. Я. Стефани, 1794) была выражением передовых идей нац. освобождения. Богуславский воспитал плеяду актёров, выступавших на сцене " Театра Народовы": К. Б. Свежавский, К. Ов-синьский, М. Шиманьский, Т. и А. Трусколаские, Ю. Ледуховская, Л. Дмушевский, А. Жулковский-отец и др.

1810-40-е гг. характеризуются разрывом между театральной практикой (репертуаром) и лит. драмой, достигшей своего расцвета в произв. выдающихся польск. романтиков (А. Мицкевича, Ю. Словацкого, 3. Красиньского и др.), но не нашедшей сценич. воплощения в то время. Значит, завоеванием театрального иск-ва стала постановка пьес Ю. Коженёвского, А. Фредро, отмеченных демократич. настроенностью, и европ. классики. В 1829 открылся театр " Розмаитости" (как филиал " Театра Народовы", к-рый слился с ним в 1836). Первый его руководитель - Б. Кудлич, воспитавший мн. известных актёров, среди к-рых Я. Круликовский, А. Жулковский-сын, Л. Гальперт, Ю. Рыхтер.

С кон. 60-х гг. 19 в. ведущим в стране становится Краковский театр, руководимый С. Козьмяном. Здесь сформировалась т. н. краковская школа - школа передового реалистич. сценич. мастерства, чуждого внешней декламационности, основанного на проникновении в психологию персонажа, на сдержанности внешних средств выражения. Её принципы нашли воплощение в творчестве А. Гофман, Ф. Бенды, В. Рапацкого, Б. Ладновского, Р. Желязовского, Л. Сольского. С краковской школой было связано творчество крупнейшей польск. актрисы X. Мод-жеевской. Опыт режиссуры краковской школы был развит в творчестве Т. Пав-ликовского и Ю. Котарбиньского. Традиции сценич. реализма продолжали мн. виднейшие мастера кон. 19 - нач. 20 вв., в т. ч. К. Каминьский, М. Френкель, М. Пшибылко-Потоцкая, В. Семашко, А. Зельверович, К. Адвентович, Ю. Венг-жин, Б. и Е. Лещиньские, С. Высоцкая.

В 1913 в Варшаве открылся " Театпр Польски", к-рый стремился противостоять проникновению в сценич. иск-во бур-жуазно-коммерч. влияния. Созданный по инициативе А. Шифмана, театр утверждал высокое качество репертуара, принцип подчинения всех компонентов действия единому замыслу, новаторство режиссёрских и декорац. решений. С его деятельностью в той или иной степени были связаны виднейшие мастера сцены, осуществлявшие в 20-30-е гг. (опираясь на принципы К. С. Станиславского) прогрессивные творческие начинания и продолжавшие их затем после создания народной П. Среди них: актёры и режиссёры Ю. Остэрва, С. Ярач, С. Высоцкая, а также Л. Шиллер, проводивший в своём творчестве концепцию " огромного театра" - театра монументального, поэтического и высокогражданственного, выражавшего идеи А. Мицкевича и С. Выспяньского.

После освобождения П. от фаш. оккупации (1944) начался процесс активного строительства нового нар. театра. В июне 1946 состоялась первая сессия Театр, совета, наметившая осн. направление работы театров как средства духовного воспитания широких масс. Были восстановлены и заново организованы театры в Варшаве, Кракове, Вроцлаве, Познани, Катовице, Гданьске, Лодзи, Ополе, Торуни и др. В 1949 завершилась национализация театров. Важной вехой, отметившей первые успехи театра, возрождённого после войны и оккупации, явился фестиваль пьес У. Шекспира (1947), в числе лучших спектаклей к-рого были работы виднейших режиссёров старшего поколения (Л. Шиллера, В. Хожицы, И. Галля). В 1949 был проведён фестиваль рус. классич. и сов. драмы, имевший важное значение в утверждении принципов социалистич. эстетики. В 1951 во Вроцлаве был организован фестиваль совр. польск. пьесы, проводимый затем ежегодно (регулярно с I960). Догматич. тенденции, выразившиеся в произв. нек-рых польск. драматургов и театров (кон. 40 - нач. 50-х гг.) в суженном представлении о путях развития социалистич. иск-ва, позднее преодолевались прежде всего в пьесах Л. Кручков-ского, а также Е. Лютовского, Е. Брош-кевича, Т. Ружевича, С. Гроховяка, в нач. 70-х гг.- Э. Брылля и др. Получили широкое и разностороннее воплощение произв. А. Мицкевича, Ю. Словацкого, 3. Красиньского, С. Выспяньского.

Таблица I

К ст. Пномпень. 1. Ват Пном. Ступа. 15 в. 2. Мост через р. Тонлесап. 3. Тронный зал Королевского дворца. 2-я пол. 19 - нач. 20 вв. 4. Главный корпус Высшего технического института. 1962-64. Архитекторы С. Н. Михайлов, А. В. Мочалов, В. П. Наумов. 5. Улица Сангкак. 6. Современный жилой дом.

Таблица II

К ст. Познань. 1.Костёл Девы Марии. 1431-48. 2. Доминиканский костёл. Западный портал (сер. 13 в.). 3. " Псалтерия". 1512. 4. Ратуша. 1550-60. Архитектор Дж. Б. Куадро. 5. Ратуша. Зал Совета. 1555-60. 6. Застройка улицы имени Красной Армии. Нач. 1960-х гг. Архитекторы Е. Лищневич, Г. Грохульский и др. 7. Дворец Дзялыньских. 1773-1815. 8. Кармелитский костёл св. Юзефа. 2-я пол. 17 в. 9. Гауптвахта. 1787. 10. Гостиница " Меркурий". 1964. Архитекторы Я. Чесьлиньский, Я. Венцлавский и Г. Грохульский.

Таблица III

К ст. Польша. 1. Побережье балтийского моря. 2. Озорно-лесной ландшафт в окрестностях г. Су валки на северо-востоке страны. 3. Формы вмвстрипаиия в горах Крконоше. 4. Гребневая зона Татр. 5. Озеро Гопло. 6. Межгорная котловина Подгале на юге Полыни. 7. В беловежской пуще.

Таблица IV

К ст. Польша. 1. Общий вид центра Варшавы. 2. Щецин. Центр города. 3. Вроцлав. 4. Торунь, 5. Гданьск. Один из рукавов дельты Вислы. 6. Ансамбль зданий Ягелланского университета в Кракове. 7. Лодзь. 8. Горный курорт Закопане.

Таблица V

К ст. Польша. 1. Костел св. Якуба в Торунн. Нач. 14-15 вв. 2. " Суксннице" в Кракове. 13-14 вв. (Аттик и лестница -1555 - 59, арх. Дж. М. Падовано; наземная галерея фасада пристроена в 1875-79). 3. Костёл в Туме. Ок. 1141-61. 4. Костёл Троицы в Радэыне Подляски. Западный фасад (1641). 5. Айорец " Под бляхой" в Варшаве. 17-18 вв. 6. А. Корацци. Дворец Статика в Варшаве. 1820-23. 7. К. Мерошевский. Костёл бернардинцев на Страдоме в Кракове. 1670-80. 8. М. Лейкам. Универсальный магазин в Познани. 1952. 9. К. Фрыч. Кондитерская Михалика в Кракове. 1911. 10. В. Брызеки др. Дом студенток в Кракове. 1964. Бар. 11. С. Ющик. Высшая сельскохозяйственная школа в Кракове. 1963.

Таблица VI

К ст. Польша. 1. " Распятие из Кожеиной". 2-я четверть 15 в. Фрагмент. 2. Вит Стош. " Взятие Христа под стражу". Фрагмент алтаря костёла Девы Марии в Кракове (дерево, 1477-89). 3. Станислав Самост тельник. Портрет Анны Шидлоиецкой. Миниатюра генеалогической книга семьи Шидловедких. До 1530. Библиотека в Курнике. 4. М. Кобер. Портрет Стефана Батория. 1583. Монастырь миссионеров. Краков. 5. П. Михаловский. " Крестьянин в шляпе". Ок. 1846. 6. Ф. Рушиц. " Земля". 1898. 7. Я. Матейко. " Прусская дань". 1882. Фрагмент. 8. К. Дуниковский. " Оруженосец". Ил цикла " Вавельские головы" (дерево, 1925--29). " Посольский" зал королевского замка на Ванеле. Краков. 9. Я. Цибис. " Старый Сонч". 1959--60. Национальный музей. Познань. 10. А. Нахт Самборский. " Натюрморт". Ок. 1960. (1, '7 - Национальный музей, Краков; 5, 6 - Национальный музей, Варшава.)

Таблица VII

К ст. Польша. 1-6. Сцены из спектаклей: 1. " Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" В. Богуславского. " Театр Народовы". Варшава. 1794. С акварели А. Лормана. 2. " Дзяды" А. Мицкевича. " Театр Польски". Варшава. 1934. 3. " Мария Стюарт" Ю. Словацкого. " Театр Польски". Варшава. 1958. 4. " История о славном воскресении господнем". " Театр Народовы". Варшава. 1962. 5. " Свадьба" С. Выспяньского. " Театр Повшехны". Варшава. 1963. 6. " Беневский" Ю. Словацкого. " Театр Народовы". Варшава. 1974. 7. Сцена из балета " Пан Твардовский" Л. Ружицкого. " Театр Вельки". Варшава. 1957. 8. Сцена из оперы " Галька" С. Монюшко. Познанский театр олеры и балета. 9-12. Кадры из фильмов: 9. " Пепел и алмаз". Реж. А. Вайда. 1958. 10. " Мать Иоанна от ангелов". Реж. Е. Кавалерович. 1961. 11. " Пассажирка". Реж. А. Мунк. 1963. 12. " Структура кристалла" (в советском прокате - " Размышление"). Реж. К. Занусси. 1969.

Таблица VIII

К ст. Помпеи. 1. Форум. 2 в. до н. э. 2. Улица Стабий. 3. Храм Исиды. 4. Перистиль дома Веттиев. 5. Ноланские ворота. 6. Роспись т. н. Виллы Мистерий близ Помпеи (" 2-й помпеянский стиль"). Сер. 1 в. до н. э. Фрагмент. 7. Роспись дома Веттиев в Помпеях (" 4-й помпеянский стиль"). Фрагмент. 8. Образец росписи " 3-го помпеянского стиля". (2-5, 7, 8 -1 в. н. э.)

Наряду с представителями старшего поколения - Л. Сольский, А. Зельверович, К. Адвентович, М. Цвиклиньская, Я. Кречмар, Э. Барщевская, И. Эйхле-рувна, В. Брыдзиньский, Я. Курнакович, Ю. Венгжин, Е. Лещиньский, Я. Вощерович, М. Выжиковский, К. Опалиньский, В. Ханьча, Л. Семполиньский, И. Квятковская, - большой вклад в развитие актёрского иск-ва внесли представители среднего поколения - X. Миколайская, 3. Мрозовская, А. Сленская, Б. Крафтувна, 3. Куцувна, X. Скаржанка, Я. Свидерский, Т. Фиевский, Г. Холоубек, Т. Ломницкий, В. Семён, М. Дмо-ховский, И. Гоголевский, Ч. Воллейко, А. Лапицкий, Д. Ольбрыхский, М. Ко-моровская, А. Полони, В. Пшоняк, Ю. Новицкий и др. В числе крупнейших режиссёров, помимо названных, -А. Ханушкевич (руководитель " Театра Народовы", выступает и как актёр), Э. Аксер (руководитель театра " Вспулчесны", Варшава), К. Скушанка, Е. Красовский, Е. Яроцкий, К. Деймек, А. Бардини, Л. Замков, М. Окопиньский, Л. Рене, 3. Хюбнер, Ю. Шайна, К. Браун, Е. Гро-товский (создатель известного " Театра-лаборатории"), X. Томашевский (вроц-лавский Театр пантомимы), К. Свинарский, Я. Варминьский. Среди молодого поколения режиссёров - М. Прус, Е. Гжегожевский, Р. Кордзиньский. Крупнейшие достижения польск. театрально-декорационного иск-ва связаны с творчеством художников А. Пронашко, В. Дашевского, О. Аксера, Я. Косиньского, Т. Рошковской, К. Захватович, М. Колодзей, Ю. Шайна.

Среди ведущих театров П. (1974): " Народовы", " Польски", " Атенеум", " Драматычны", " Вспулчесны" - в Варшаве; Театр им. Ю. Словацкого, " Стары" имени X. Моджеевской- в Кракове; " Новы" - в Лодзи, " Выбжеже" - в Гданьске, им. Ю. Остэрвы - в Люблине, им. В. Хо-жицы - в Торуни, им. С. Выспяньско-го - в Катовице, Драматич. театры (объединение) - во Вроцлаве, " Польски" - в Познани и др. Приметное место в театр, жизни П. занимают студенч. театры, мн. из к-рых достигли заслуженной популярности (" СТС" - в Варшаве- ныне проф. театр, " Каламбур" - во Вроцлаве, " Бим-бом" - в Гданьске и др.). В Варшаве, Кракове и Лодзи работают высшие театр, школы. Науч. работа в области театрального иск-ва ведётся в отделе театра Ин-та иск-ва Польской АН в Варшаве. В Варшаве имеется Театральный музей. Среди ведущих театроведов и критиков: 3. Рашевский, С. Марчак-Оборский, Ю. Щублевский, Т. Сиверт, К. Пузына, Р. Шидловский и др. Выходят периодич. издания по театру: журналы " Teatr" (с 1945), " Dialog" (с 1956), " Scena" (с 1970), квартальник " Pamietnik teatralny" (с 1952), ежегодник " Almanach Sceny Pol-skiej" (с 1961). Театральные деятели объединены в Союз артистов театра (осн. в 1919).

Лит.: Игнатов С., Польский театр, в кн.: История западноевропейского театра, т. 2, 4, М., 1957-64; Ростоцкий Б. И., Театр и кино, в кн.: История Польши, т. 3, М., 1958; его же, Театр, в кн.: Очерки истории Народной Польши, М., 1965; его ж е, Польский театр, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972; Сольский Л., Воспоминания, [пер. с польск.], М., 1961; Шидловский Р., Театр в Польше, Варшава, 1972; EstreicherK., Teatr w Polsce, t. 1 - 3, 2 wyd., Warsz., 1953; StrzeleckiZ., Polska plastyka teat-ralna, t. 1-3, Warsz., 1963; Сsat 6 E., Pplski teatr wspolczesny pierwszej pofowy XX wieku, Warsz., 1967; Marczak-Oborski S., Teatr czasu wojny, Warsz., 1967; его же, Zycie teatralne w Latach 1944-1964, Warsz., 1968; Slownik biograficzny teatru polskiego. 1765-1965, Warsz., 1973. Б.И.Ростоцкий.

Цирк. До кон. 80-х гг. 19 в. на ярмарках и улицах городов П. выступали бродячие цирковые труппы, акробаты, жонглёры, фокусники. Первый крупный передвижной цирк создал А. Пинсель. В 1883 в Варшаве был построен стационарный цирк (антреприза В. Чинизелли, позже А. Чинизелли), в к-ром работали гл. обр. иностранные артисты; в нач. 20 в. цирк перешёл к С. Мрочковскому. В годы 2-й мировой войны 1939-45 здание цирка было разрушено, прекратил деятельность и передвижной цирк бр. М. и Б. Станевских (работал в 1932-39). Деятельность цирка в ПНР восстанавливается с 1945, возрождаются нек-рые передвижные цирки. В 1945 создаётся гос. Объединение зрелищных предприятий (ОЗП); работают 15 шапито, среди них - Первый гос. цирк в Лодзи (с 1945; директор и художеств. руководитель Э. Манц), " Арена", " Варшава", " Полония", Театр-цирк " Сказка". В кон. 50-х гг. в Юлинске (под Варшавой) организована учебно-производств. база для подготовки новых номеров и программ. С 1954 развёртывается гастрольная деятельность артистов польск. цирка за рубежом. В 1956 в Варшаве был проведён Первый междунар. фестиваль циркового иск-ва. Среди мастеров польск. цирка: М. и С. Бараньски, Йолес (велофигуристы), Б. и П. Баста (дрессировщики лошадей), К. Балшак, Э. Двораковский, Е. Кордиум (клоуны), Браун, Бруских (жонглёры), Збышко-Цыганевич, Пытлясиньские (атлеты-борцы), дуэт клоунов Дин-Дон (В. Манц и Э. Манц) и др.

А. Я. Шнеер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.