Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение. В 1974 в П. издавалось 87 ежедневных газет (общий тираж 10,17 млн






В 1974 в П. издавалось 87 ежедневных газет (общий тираж 10, 17 млн. экз.) и 2850 др. периодич. изданий (общий тираж 30, 5 млн. экз.). Во всех воеводствах выходят газеты воеводских к-тов ПОРП (общий тираж всех газет, издаваемых ПОРП, 4212 тыс. экз.). Важнейшие газеты (издаются в Варшаве; тираж на 1974): " Трибуна люду" (" Trybuna Lu-du"), c 1948, ЦО ЦК ПОРП, тираж 633, 3 тыс. экз.; " Хлопска дрога " (" Chiopska Droga"), c 1945, орган ЦК ПОРП, тираж 152, 7 тыс. экз.; " Глос працы" (" Gtos Pracy"), c 1951, орган Центр, совета проф. союзов, тираж 164, 8 тыс. экз.; " Громада-рольник польски" (" Gromada-Rolnik Polski"), c 1947, тираж 404, 5 тыс. экз.; " Дзенник людовы" (" Dziennik Lu-dpwy"), c 1945, орган Гл. к-та Объединённой крест, партии, тираж 179, 8 тыс. экз.; " Жиче Варшавы" (" Zycie Warszawy"), с 1944, тираж 320 тыс. экз.; " Жол-неж вольносьци" (" Zotnierz Wolnosci"), с 1943, орган Мин-ва нац. обороны, тираж 99, 1 тыс. экз.; " Курьер польски" (" Kurier Polski"), c 1957, орган Демо-кратич. партии, тираж 161, 3 тыс. экз.; " Пшеглёнд спортовы" (" Przegld Sportowy"), c 1921, тираж 205, 6 тыс. экз.; " Свят млодых" (" Swiat Mlodych"), c 1949, орган польских харцеров (пионеров), тираж 421, 7 тыс. экз.; " Штандар млодых" (" Sztandar Mtodych"), c 1950, орган Федерации Социалистич. союзов польск. молодёжи, тираж 206, 7 тыс. экз. Крупнейшие еженедельники (издаются в Варшаве; тираж на 1974): " Политика" (" Polityka"), c 1957, тираж 244, 3 тыс. экз.; " Культура" (" Kultura"), с 1963, тираж 109 тыс. экз.; " Доокола свята" (" Dooko-la Swiata"), с 1953, орган Федерации Социалистических союзов польской молодёжи, тираж 301, 5 тыс. экз.; " Жолнеж польски" (" Zolnierz Polski"), c 1945, орган Гл. политического управления Войска Польского и Гл. правления Лиги обороны страны, тираж 113, 9 тыс. экз.; " Пшиязнь" (" Przyjazri"), с 1948, орган Об-ва польско-сов. дружбы, тираж 119, 1 тыс. экз.; " Тыгодник демократычны" (" Tygodnik Demokratyczny"), c 1953, орган ЦК Демократич. партии, тираж 22, 6 тыс. экз.; " Шпильки" (" Szpilki"), с 1935, тираж 124 тыс. экз. Крупнейшие ежемесячные журналы (издаются в Варшаве; тираж на 1974): " Нове дроги" (" Nowe Drogi"), c 1947, теоретич. и политич. орган ЦК ПОРП, тираж 79, 4 тыс. экз.; " Виднокренги" (" Widnokregi"), с 1951, орган Всепольск. комитета мира, тираж 89, 1 тыс. экз.

Осн. источник внутр. и междунар. информации П.- Польск. агентство печати (ПАП), осн. в 1944. Информацию о политич., экономич. и культурной жизни П. за рубеж передаёт Польск. агентство Интерпресс (ПАИ), осн. в 1967.

Радиовещание осуществляется К-том по делам радио и телевидения " Польск. радио и телевидение", осн. в 1944. Внутр. вещание ведётся по 3 программам; работают 36 радиостанций, насчитывается ок. 5, 8 млн. абонентов. Иностр. служба ведёт передачи на страны Европы, Америки, Африки и Араб. Востока на польск., англ., франц., нем., дат., итал., исп., фин., швед., араб, и эсперанто языках.

Телепередачи (с 1952, регулярно -с 1953) с 1970 ведутся по 2 программам. В П. 19 телестанций и св. 56 радиотрансляц. станций.

Ц. Н. Левашова.

XIII. Литература

Старопольская литература обычно делится на 3 периода: средневековье (12-15 вв.), Возрождение (16 в.) и барокко (до сер. 18 в.). Наличие в П. крупных древнейших памятников фольклора не зафиксировано. Существование древней фольклорной традиции подтверждается, однако, использованием нар. преданий, песен, пословиц и т. д. или упоминаниями об их бытовании, к-рые встречаются в старопольск. письменности. Первые памятники польск. ср.-век. письменности на лат. яз. имели как религ.-церк., так и светский характер. Светской по духу была первая историч. хроника капеллана Галла Анонима (нач. 12 в.); кульминация в развитии этого жанра - многотомная " История Польши" Я. Длугоша (1415-1480). На польск. яз. появляются сначала переводы церк. текстов, религ. песнопения, а затем светские соч. поучит, характера, диалоги, вирши, песни. В эпоху Возрождения, отмеченную острой политич. борьбой, распространением идей гуманизма и Реформации, лит-pa достигает расцвета, обогащается произв. исключительно художеств, назначения. Польск. яз. вытесняет латынь, хотя в это же время учёная лат. поэзия отличается совершенством (К. Яницкий, 1516-1542/43, и др.). Только по-польски писал М. Рей (1505-1569), автор диалогов, драм, трактатов, сатирич. стихов и т. д., выразитель интересов шляхты, активный участник вероисповедной борьбы (кальвинист). Образец высокой поэтнч. культуры, блестящей образованности являет творчество Я. Ко-хановского (1530-84; поэмы, " фрашки" -эпиграммы, песни, элегии и " трены" -надгробные плачи; драма на антич. сюжет " Отказ греческим послам", пост. 1578). Поэт яркой индивидуальности, Коханов-ский заложил основы нац. стихосложения, способствовал дальнейшему совершенствованию лит. языка. Глубиной переживаний, напряжённостью мировоззренческих исканий отличается лирика М. Сэмп Шажиньского (ок. 1550-81). В лит-ре широко отразились быт, нравы, стремления шляхетского и др. сословий, придворной среды (" Польский придворный", 1566, Л. Гурницкого, 1527-1603). Весьма богата переводная лит-pa того времени (диалоги, притчи, анекдоты, авантюрные романы, повести и т. д.), часто через П. попадавшая на Русь. Радикальные обществ, идеи высказывались в публицистике (" Об исправлении государства", 1551, А. Моджевского, 1503-1572, выступления идеологов польск. арианства).

Кон. 16 - 1-я пол. 17 вв.- время расцвета гор. лит-ры, создаваемой как учёным состоят, мещанством (С. Клёнович, ок. 1545-1602; III. Шимонович, 1558-1629, " Селянки", 1614), так и плебейскими низами (т. н. " совизжальская" сатира, " рыбалтовская" комедия, лирич. стихи и песни, часто отмеченные фольклорным влиянием, цикл " Крестьянских жалоб" и т. д.).

В 17 в. в лит-ре преобладает барокко. Появляются рифмованные хроники и трактаты, соч. религ. и мистич. содержания, выражающие торжество Контрреформации, возникают образцы галантно-любовной и медитативной лирики (Я. А. Морштын, ок. 1620-93, и др.). В лучших произв. выражается обеспокоенность авторов-патриотов положением страны, истерзанной войнами и политич. анархией (В. Потоцкий, 1621, по др. данным, 1625-96, поэты-сатирики и др.), ощущается стремление глубже проникнуть в психологию человека, доводится до виртуозности стихотв. мастерство. События и нравы получают яркое воспроизведение в мемуарной лит-ре (" Воспоминания" Я. X. Пасека, ок. 1636-1701, и др.). Политич. упадку феод. гос-ва (кон. 17 - нач. 18 вв.) сопутствует и относит, застой в лит. развитии.

В эпоху Просвещения (сер. 18 в.) в лит-ре находят отражение борьба за реформы и нац. независимость, распространение передовых обществ.-филос. идей, идущих гл. обр. из предреволюц. и революц. Франции, укрепляются связи с общеевроп. лит. процессом. Появляются лит.-художеств. и обществ.-политич. журналы, нац. театр, совершенствуется лит. язык. Виднейшие писатели-классицисты (И. Красицкий, 1735-1801, А. Нару-шевич, 1733-96, С. Трембецкий, 1739-1812, Т. К. Венгерский, 1756-87, и др.) подчиняют своё творчество решению нац. задач, в боевых жанрах сатиры, басни, ироикомич. поэмы обличая обществ, пороки, невежество, клерикализм. Наряду с переводами и переложениями зарубежных образцов зарождается оригинальная комедия (Ф. Заблоцкий, 1752-1821; " Возвращение посла", 1790, Ю. У. Нем-цевича, 1757, по др. данным, 1758-1841, и др.), делаются попытки ввести в драму простонародный элемент (" Мнимое чудо, или Краковцы и горцы", 1794, В. Богуславского, 1757-1829). Создаётся роман нового времени, синтезирующий элементы дидактического, приключенческого, нравоописат. и фантастико-уто-пич. жанров (" Приключения Николая Досвядчиньского", 1776, Красицкого). Видное место занимает поэзия сентиментализма (лирика Ф. Карпиньского, 1741-1825, Ф. Д. Князьнина, 1750-1807); сентименталистская проза полностью разовьётся позже, в 19 в. На рубеже 80-90-х гг. видную роль в политич. борьбе играют радикальная публицистика, анонимная " якобинская поэзия", выступления революционно настроенных писателей (Я. Ясиньский, 1761-94, и др.).

Романтизм в польск. лит-ре считается вершиной её развития в новое время и охватывает эпоху нац. восстаний 19 в. вплоть до поражения восстания 1863-64. После утраты П. независимости (1795) лит-ре отводится важная роль в освободит. борьбе, развитии нац. самосознания и сохранении нац. культуры. Романтич. направление складывается на рубеже 10-20-х гг., первым его образцом, и манифестом стали 2 тома " Поэзии" (1822-23) А. Мицкевича (1798-1855); к романтич. направлению примкнули участники пат-риотич. организаций в Варшаве, Литве, на Украине. В польск. романтизме решительно преобладали революц.-патриотич. тенденции. На первый план выдвигаются баллада и лиро-эпич. поэма, или " по-этич. повесть" (" Гражина", " Конрад Вал-ленрод" Мицкевича; " Мария" А. Маль-чевского, 1793-1826; " Каневский замок" С. Гощиньского, 1801-76, и др.), делаются попытки обновления драматич. форм. Романтики обращаются к фольклору, видя в нём отражение нар. мировосприятия, используют историч. сюжеты для проповеди патриотич. идеалов. В лит-ре утверждается новый тип героя -самоотверженного борца, демократизируется лит. язык, совершенствуется стихосложение. Романтич. критика (М. Мох-нацкий, 1803, по др. данным, 1804-34, и др.) выдвинула постулат нац. своеобразия лит-ры, отрицая догматизм нормативной эстетики. После 1831 определяющей на время становится литература эмиграции. В центре внимания романтиков - причины неудачи восстания 1830-31, попытки критически осмыслить опыт шляхетской революционности, отрыв авангарда освободит, борьбы от нар. масс. Появляются пламенные обличения царизма и проводимых им в П. жестоких репрессий. Интенсивно развивается романтич. драма (3-я часть " Дзядов", 1832, Мицкевича; произв. Ю. Словацкого, 1809-49; " Небожественная комедия", 1835, и " Иридион", 1833-36, 3. Красиньского, 1812-59), разнообразная по форме, насыщенная значит, морально-политич. проблемами. Жанр поэмы обогащается новыми, оригинальными разновидностями: нац. эпопея " Пан Тадеуш" Мицкевича, филос.-историч. эпос Словацкого " Король-Дух" и др. Историко-филос. искания, помимо художеств. творчества, находят выражение в мировоззренч. системах мессиа-нистского, мистике иррационального характера, обосновывающих грядущее избавление П. В самой стране отд. авторы остаются вне романтизма (А. Фредро, 1793-1876, шедший от просветит, традиций к реализму и в 20-30-е гг. создавший свои лучшие комедии, богатые социальным и психологич. содержанием). Развиваются прозаич. жанры (Ю. И. Кра-шевский, 1812-87, Ю. Коженёвский, 1797-1863, и др.); в канун Революции

1848-49 на сцену выступают революц.-демократич. поэзия (Р. Бервиньский, 1819-79, и др.), критика и эстетика (Э. Дембовский, 1822-46); пробуждается интерес к крест, жизни (в прозе - Кра-шевский, в поэзии - Т. Ленартович, 1822-93, В. Сырокомля, 1823-62, и др.). На период романтизма приходится деятельность крупнейших польск. фольклористов, собирателей нар. творчества. Особое место занимает творчество писавшего в эмиграции Ц. Норвида (1821-83), стремившегося к обновлению поэтики и оценённого лишь в 20 в.

После 1863 в лит-ре господствует реализм (иногда это время называют " периодом позитивизма" вследствие влияния его социально-филос. идей на творчество ряда писателей). В публицистике и нек-рых художеств, произв. пропагандируются идеи " органического труда", " работы у основ", содействие экономич. прогрессу страны, просвещению масс, ликвидации феод.-шляхетских предрассудков. Поэзия, богатая гражд. мотивами, утверждает верность патриотич. идеалам, касается новых проблем, поставленных капиталистич. развитием (А. Аснык, 1838-97, М. Конопницкая, 1842-1910, и др.). Яркий расцвет характерен для прозы: в романах, повестях, рассказах даётся широкая социальная панорама польск. общества, включая жизнь крестьянства и гор. низов, отмечаются противоречия обществ. развития, обрисовываются новые социально-психологич. типы (Э. Ожешко, 1841-1910, Б. Прус, 1847 - 1912, Г. Сенкевич, 1846-1916, новеллы Конопницкой). Широкую популярность завоёвывает исторический роман (" Трилогия", 1883-88, Сенкевича, живописавшего времена старой шляхетской П., цикл романов Крашевского, охватывающий всю отечеств, историю, " Фараон", 1895-96, Пруса), содействующий укреплению патриотич. чувств читателя. Успешно развиваются критика и литературоведение. В последние десятилетия 19 в. в прозе намечаются тенденции натурализма (А. Дыгасиньский, 1839-1902, и др.). Начало рабочего движения даёт первые образцы пролетарской поэзии (" Варшавянка", " Красное знамя" и т. д.).

Мировое признание польск. лит-ры в 19 в. нашло своё выражение в интенсивном развитии рус.-польск. лит. связей. В этом смысле огромное значение имело пребывание в России Мицкевича, произв. к-рого высоко ценились и многократно переводились рус. литераторами. В свою очередь Мицкевич пропагандировал рус. лит-ру в парижских лекциях 40-х гг. В П. переводы из рус. поэзии появляются на протяжении всего 19 в. Широкую популярность, оказывая при этом влияние на крупнейших польск. писателей, завоёвывают И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, позднее - Ф. М. Достоевский. Произв. польск. авторов (Ожешко, Сенкевича, Пруса и др.) переводятся на рус. яз. почти одновременно с публикацией в П.

Б. Ф. Стахеев.

Литература 1890-1918. В этот период, известный под назв. " Молодая Польша", наряду с развитием реализма возникают модернистские течения (импрессионизм, символизм, неоромантизм). Теоретиками модернизма выступили 3. Пшесмыцкий (1861 -1944), С. Пшибышевский (1868-1927). Характер поэзии определяют символистские и импрессионистские тенденции, её осн. жанры: филос., любовная и пейзажная лирика (К. Тетмайер, 1865-1940, Я. Каспрович, 1860-1926, Т. Мициньский, 1873-1918, и др.). В 1900-10-е гг. новые, жизнеутверждающие мотивы появляются в реалистич. гражд. поэзии Конопницкой, классици-стич. лирике Л. Стаффа (1878-1957), сатирич. стихах Т. Бой-Желеньского (1874-1941). В прозе, где реалистич. направление оставалось ведущим, углубляется социальный критицизм, успешно разрабатывается тема деревни, власти земли, зреющего крест, бунта (В. Рёймонт, 1867-1925, В. Оркан, 1875-1930, С. Жеромский, 1864-1925, обратившийся также к темам социальных исканий интеллигенции, к истории борьбы польск. народа за нац. независимость). Соединение реалистич. и символистских черт характерно для романов В. Берента (1873-1940), натуралистич. тенденции сказываются в прозе А. Грушецкого (1852-1929), Г. Запольской (1857-1921). После 1905 в лит-ру приходит тема революции как жертвенного подвига интеллигентов-революционеров (А. Струг, 1871 -1937, Г. Даниловский, 1872-1927, А. Немоев-ский, 1864-1921). Монументальные ро-мантико-символич. обобщения прошлого и будущего П. дал в своих пьесах С. Выспяньский (1869-1907). Реалистич. драму представляют " мещанские трагифар-сы" Запольской, психологич. драмы Т. Ритнера (1873-1921). В критике выделяется С. Бжозовский (1878-1911), выступивший против антиобществ, концепций иск-ва.

Литература 1918 - 44. Критич. изображение конфликтов в восстановленном (1918) польск. гос-ве характерно для реалистич. социально-политич. и социально-бытового романа (Жеромский, 3. Нал-ковская, 1884-1954, М. Домбровская, 1889-1965, Ю. Каден-Бандровский, 1885-1944, Струг, П. Гоявичиньская, 1896-1963, 3. Униловский, 1909-37, Е. Богушевская, р. 1886). В 30-е гг. развиваются реалистич. психологич. проза (Я. Ивашкевич, р. 1894, Налковская, М. Кунцевич, р. 1889) и драма (Е. Ша-нявский, 1886-1970), а также иррациональный психологич. роман (Б. Шульц, 1892-1942, В. Гомбрович, 1904-69) и гротескная драматургия (С. И. Виткевич, 1885-1939). В поэзии, испытавшей сильное влияние лирики Стаффа и символико-фантастич. лирики Б. Лесьмяна (1877-1937), выделяется идейно неоднородная группа " Скамандр" (Ю. Тувим, 1894-1953, Ивашкевич, А. Слонимский р. 1895, Я. Лехонь, 1899-1956, К. Ве-жиньский, 1894-1969, М. Павликовская-Ясножевская, 1894-1945), с " традиционализмом" к-рой боролись " авангардисты" (Т. Пейпер, 1891-1969, Ю. Пши-бось, 1901-70). В 30-е гг. в поэзии К. И. Галчиньского (1905-53), Ю. Чеховича (1903-39), М. Яструна (р. 1903) отразились настроения катастрофизма, апокалиптич. предчувствия. Основы социали-стич. лит-ры закладывались в творчестве поэта В. Броневского (1897-1962), лидера группы революц. поэтов (Б. Ясень-ский, 1901-39, С. Р. Станде, 1897-ок. 1937, В. Вандурский, 1891-ок. 1937, Л. Шенвальд, 1909-44, Л. Пастернак, 1910-69, Э. Шиманьский, 1907-43), в прозе Л. Кручковского (1900-62), В. Василевской (1905-64), в работах критика-марксиста И. Фика (1904-42).

В годы 2-й мировой войны 1939-45 в лит-ре антифаш. Сопротивления, создаваемой, несмотря на жестокий террор, в оккупированной гитлеровцами П. (К. Бачиньский, 1921-44, Т. Гайцы, 1922-44, Стафф и др.), а также в эмиграции (в Сов. Союзе - Василевская, Шенвальд, Е. Путрамент, р. 1910, Л. Пастернак и др. и на Западе - Бро-невский, Тувим и др.), на первое место выдвигается поэзия. Её характерные черты: патриотизм, усилившееся рефлективное начало, романтич. пафос.

Литература ПНР. Разгром нем.-фаш. захватчиков и установление нар.-демо-кратич. строя создали новые условия для развития лит-ры. Уже в сент. 1944 в освобождённом Люблине состоялся 1-й съезд Союза польск. писателей, поддержавший программу нар.-демократич. развития страны. Перед лит-рой встала задача отразить новую действительность, содействовать строительству социализма. Реалистич. проза 40-х гг. рассказывает о фаш. оккупации П. (" Медальоны", 1946, Налковской; " Каменный мир", 1948, Т. Боровского, 1922-51; " Дым над Биркенау", 1945, С. Шмаглевской, р. 1916), о послевоен. обществ, конфликтах (" Пепел и алмаз", 1948, Е. Анджеев-ского, р. 1909). Укрепляются польско-сов. лит. связи, значительно возросло число переводов произв. сов. писателей. После 1949, когда на 4-м съезде Союза польск. писателей был выдвинут лозунг борьбы за социалистический реализм, появляются произв. о социальных преобразованиях в стране (" На деревне свадьба", 1955, Домбровской; " Семейство Яворов", 1954, В. Маха, 1917-65), о периоде фаш. оккупации (" Поколение", 1951, Б. Чешко, р. 1923), о революц. движении в бурж. П. (" Под фригийской звездой", 1952, И. Неверли, р. 1903; " Старое и новое", т. 1-3, 1948-60, Л. Рудницкого, 1882-1968), о катастрофе П. в сент. 1939 (" Сентябрь", 1951, Путрамента; " Дни поражения", 1952, В. Жукровского, р. 1916). С сер. 50-х гг. в центре внимания писателей - вопросы этики и политики, историч. и социальной обусловленности личности, иногда рассматриваемые в абстрактно-филос. плане (Анджеевский). Развиваются эссеистика и филос.-аналитич. проза (" Бронзовые врата", 1960, Т. Брезы, 1905-70; " Диснейленд", 1965, С. Дыгата, р. 1914). Значительно обновилась лит. техника и в произв., написанных в традиц. повествоват. манере. Преобладает морально-филос. проблематика, гл. темы: 2-я мировая война, подполье в годы оккупации, становление народной власти (" Колумбы, год рождения - 20", т. 1-3, 1957, Р. Братного, р. 1921; " Приключения мыслящего человека", опубл. 1970, Домбровской; трилогия " Хвала и слава", 1956-62, повести и рассказы крупного мастера реалистической прозы Ивашкевича; " микророманы" " Дневник антигероя", 1961, и др. К. Филиповича, р. 1913; " Дерево рождает плод", 1963, " Личность", 1973, Т. Голуя, р. 1916; " Крещённые огнём", 1961, " Направление - Берлин", 1970, Жукровского), перемены в жизни села (Ю. Кавалец, р. 1916; В, Махеек, р. 1920; Т. Новак, р. 1930; Ю. Мортон, р. 1911; Мах), тема истории и труда рабочего класса (С. Р. Добровольский, р. 1907; Л. Вантула, р. 1928; Я. Пешхала, р. 1921). В жанре историч. и историко-биографич. романа успешно работают Я. Парандов-ский (р. 1895), Т. Парницкий (р. 1908), А. Кусьневич (р. 1904), Голуй. Популярна филос. фантастика С. Лема (р. 1921), произв. документ, жанров. Достижения поэзии до 1956 связаны с творчеством Броневского, Галчиньского, Ивашкевича, Пшибося, Яструна. В 60-е гг. выдвигаются поэты Т. Ружевич (р. 1921), В. Шимборская (р. 1928), С. Гроховяк (р. 1934), Э. Брылль (р. 1935). В создании социалистич. реалистич. драмы ведущая роль принадлежит Л. Кручковско-му (" Немцы", 1949, " Первый день свободы", 1960). в. А. Хорее.

Литературоведение. Зачатки литературоведения в П. восходят к 17 в., однако систематич. изучение лит-ры началось в эпоху Просвещения, когда появились нормативная поэтика польск. классицизма (" Искусство стихосложения" Ф. К. Дмоховского, 1788), очерк всеобщей поэзии И. Красицкого (" О рифмотворчестве и рифмотворцах", 1803) и первая " История польской литературы" (1814) Ф. Бент-ковского. Становлению литературоведения содействовала статья представителя позднего сентиментализма К. Бродзиньского (1791-1835) " О классическом и романтическом..." (1818), вызвавшая многолетнюю полемику о путях развития самобытной польск. лит-ры. В 20-е гг. 19 в. теоретик романтизма М. Мохнацкий, развив понятие народности, поставил проблему генезиса поэзии и гражд. роли поэта. В 40-е гг. эта проблема была углублена и расширена эстетиком-левогегель-янцем Э. Дембовским. Во 2-й пол. 19 в. польск. литературоведение превращается в науку, специализирующуюся по отраслям; представитель филологич. щколы М. Малецкий кладёт начало монографич. исследованиям. Значительно обогатил науку трудами по истории лит-ры, стилистике и критике П. Хмелёвский, приверженец позитивистской эстетики и реализма. Переворот во взглядах на старопольскую лит-ру произвели архивные изыскания А. Брюкнера, продвинувшего развитие текстологии.

Во времена " Молодой Польши", на рубеже 19-20 вв., теоретиком модернизма выступил И. Матушевский; вопросы истории лит-ры разрабатывал В. Фельдман. Важное значение имела деятельность библиографов К. Эстрейхера и Г. Корбута.

Виднейшими критиками в период между мировыми войнами были К. Ижиковский и Т. Бой-Желеньский; " теории" авангардизма развивали Т. Пейпер и С. И. Виткевич. Марксистскую критику представляли И. Фик, А. Ставар и др. В акаде-мич. литературоведении определяющую роль играли труды Ю. Клейнера, С. Пигоня, К. Гурского, В. Борового, М. Крид-ля, Т. Синко, Ю. Кшижановского и др.

После 2-й мировой войны выдвинулся Р. Ингарден, придающий первостепенное значение проблемам структуры художеств. произв. В области теории лит-ры выделяются труды С. Скварчиньской, X. Марковича, Я. Тшинадлёвского, М. Длу-ской, по истории польск. лит-ры и истории лит. критики работы Ю. Кшижановского, В. Кубацкого, К. Выки и Я. 3. Якубовского, по истории всеобщей лит-ры М. Журовского, В. Хвалевика и др. Основополагающее значение приобретает марксистско-ленинский метод науч. исследований. Широко представлена славистика, особенно трудами по истории рус. лит-ры и польско-рус, лит. связям (М. Якубец, Р. Лужны, Б. Бялокозович, Ф. Селецкий, Т. Позьняк и др.). Осн. литературоведч. журн.- " Pamietnik Literacki" (с 1902), " Polonistyka" (с 1948), " Przegla_d Humanistyczny" (с 1957).

И. К. Горский.

Лит.: История польской литературы, т. 1 - 2, М., 1968-69 (лит.); Bibliografia literatury polskiej. Nowy Korbut, t. 1 - 9, 12 - 14, Warsz., 1963T73 (издание продолжается); Slownik wspoiczesnych pisarzy pol-skich, t. 1-4, Warsz., 1963-66; Historia literatury polskiej, t. 1-3, Warsz., 1972-73.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.