Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. н. в социалистических странах. 4 страница






Рис. 4. Некоторые конструктивные разновидности подшипников: а - с канавкой на наружном кольце; б - с одной защитной шайбой; в - с двухсторонним уплотнением; г -с однобортовым внутренним, кольцом и с плоским упорным кольцом; д - с коническим отверстием; е - на закрепительной втулке; ж - сдвоенные: з - с разъёмным внутренним кольцом.

Энергетические потери в П. к. представляют собой результат сложного физич. процесса. Момент сопротивления определяется одновременным действием ряда явлений: проскальзыванием тел качения по площадкам контакта и гнёздам сепаратора, потерями на внутр. трение в материале контактирующих тел (упругий гистерезис), скольжением массивного сепаратора по центрирующим бортам колец, сопротивлением смазки (см. Смазка в технике) и внешней среды (см. Трение внешнее). Момент сопротивления можно приближённо определять, используя условное понятие о приведённом безразмерном коэфф. трения f пр: M = 0, 5P*fnp*d, где Р - нагрузка на подшипник; d -диаметр отверстия в подшипнике.

Величина f пр = 0, 0015-0, 02 (меньшие значения принимают для шарикоподшипников, работающих при радиальных нагрузках и жидкой смазке). Для смазки П. к. применяют различные смазочные материалы: жидкие масла, пластичные смазки и в особых случаях твёрдые материалы. Наиболее благоприятные условия для работы П. к. обеспечивают жидкие масла, для к-рых характерны такие признаки, как стабильность при работе, сравнительно небольшое сопротивление вращению, способность хорошо отводить тепло, очищать подшипники от продуктов износа. Пластичные смазки лучше, чем жидкие масла, защищают поверхности от коррозии, для удержания их в узле не требуется сложных уплотнений.

П. к. рассчитывают на долговечность (ресурс) по динамич. грузоподъёмности и на статическую грузоподъёмность. Методы расчёта в СССР стандартизированы и соответствуют рекомендациям СЭВ и ИСО (Международной организации по стандартизации). Под долговечностью П. к. понимается расчётный срок службы, выраженный числом оборотов или числом часов работы, в течение к-рых не менее 90% из данной группы подшипников при одинаковых условиях должны отработать без появления признаков усталости металла (выкрашива-ния). Связь между расчётным ресурсом в млн. оборотов (L) или в часах (Lh,) и эквивалентной динамической нагрузкой (Р) устанавливается эмпирическими
[ris]
ская грузоподъёмность подшипника, постоянная радиальная или осевая (для упорных и упорно-радиальных П. к.) нагрузка, к-рую группа идентичных П. к. при неподвижном наружном кольце сможет выдержать в течение расчётного срока службы в 1 млн. оборотов вращающегося внутреннего кольца; Р - эквивалентная динамическая нагрузка, постоянная радиальная или осевая (для упорных и упорно-радиальных) нагрузка, к-рая при приложении её к П. к. с вращающимся внутренним и неподвижным наружным кольцом обеспечит такой же расчётный срок службы, как и при действительных условиях нагружения и вращения (значение Р определяется по формулам, в к-рых комбинир. нагрузка приводится к радиальной или осевой, эквивалентной по своему разрушающему действию); а - показатель степени, равный 3 для шарикоподшипников и 3, 33 для роликоподшипников; п- частота вращения в об /мин. По статической нагрузке подбирают или проверяют П. к., воспринимающие внешнюю нагрузку в неподвижном состоянии или при вращении с частотой не более 1 об/мин.

Под статическойгрузоподъ-ёмностью (Со) принято понимать такую нагрузку на П. к., от действия к-рой в наиболее нагруженной зоне контакта возникает общая остаточная деформация тел качения и колец, не превышающая 0, 0001 диаметра тела качения. Значения динамической и статической грузоподъёмности в кгс (н) указывают в каталогах для каждого типоразмера подшипника. По мере повышения качества П. к. эти значения увеличиваются. Значит, повышение долговечности П. к. возможно, напр., в результате совершенствования технологии, применения электрошлакового, вакуумно-дугового и двойного (электрошлакового и вакуумно-дугового) переплавов сталей.

Лит.: Подшипники качения. Справочное пособие, М., 1961; Детали машин. Атлас конструкций, под ред. Д. Н. Решетова, 3 изд., М., 1968; Спришевский А. И., Подшипники качения, М., 1969; Детали машин. Расчёт и конструирование. Справочник, под ред. Н. С. Ачеркана, 3 изд., т. 1, М., 1968; Подшипники качения. Каталог-справочник, М., 1972; ГОСТ 18854 - 73; ГОСТ 18855 - 73.

В. Н. Иванов. ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, опора или направляющая механизма или машины, в к-рой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. По направлению восприятия нагрузки различают радиальные и осевые (упорные) П. с. В зависимости от режима смазки П. с. делятся на гидродинамические и гидростатические, газодинамические и газостатические (роль смазки выполняет воздух или нейтральный газ), с твёрдой смазкой. Существует множество конструктивных типов П. с.: самоустанавливающиеся, сегментные, самосмазывающиеся и др.

Радиальные П. с. обычно выполняются в виде втулки, двух или более вкладышей, полностью или частично охватывающих вал. Такие П. с. работают гл. обр. в режиме жидкостного или полужидкостного трения. Смазка подводится через отверстия во вкладышах (рис. 1, а), кольцевые или местные винтовые канавки и карманы, находящиеся в зоне разъёма (рис. 1, б). Радиальные П. с. применяются в буксовых узлах вагонов, в опорах двигателей внутр. сгорания, турбогенераторов и др. П. с. тяжело нагруженных опор (напр., валков прокатных станов) имеют диаметры от 140 до 1200 мм, относительный зазор, т. е. отношение разности диаметров отверстия втулки и шейки вала к диаметру отверстия
[ris]
виях обеспечивается работа в диапазонах относительных скоростей скольжения от 0, 2 до 60 м/сек и удельных давлений 5-25 Мн/м2 (50-250 кгс/см2). В форсированных двигателях внутреннего сгорания удельные давления на П. с. могут достигать 30-35 Мн/м2 (300-350 кгс/см2). Высокоскоростные П. с. жидкостного трения выполняются с жёсткими вкладышами (рис. 2, а, б, в) или самоустанавливающимися в виде качающихся (рис. 2, г), свободных (рис. 2, д) и кольцеобразных " плавающих" (рис. 2, е) вкладышей.

Рис. 1. Схемы узла с радиальным подшипником скольжения: а - с подводом смазки через отверстие во вкладыше; б - разрез подшипникового узла с масляными карманами; в - с вкладышем частичного охвата; 1 - вал; 2 - втулка (вкладыш); 3 и 4 - отверстия для подачи смазки; 5 - масляные карманы; 6 -вкладыш с углом охвата a; F - радиальная нагрузка; L - ширина вкладыша; D - внутренний диаметр вкладыша; d - диаметр шейки вала.

Рис. 2. Схемы радиальных подшипников скольжения высокоскоростных роторов: а -эллиптический; а, 6 - с жёсткими секторами; в - из смешанных секторов; г -из секторов, образованных качающимися вкладышами; д - из свободных вкладышей; е - с " плавающим" вкладышем; 1 -место подвода смазки; 2 - сектор; 3 -кольцеобразный " плавающий" вкладыш.

Рис. 3. Схема осевого подшипника скольжения: 1 - подушка; 2 - упорный диск; 3 - вал; 4 - осевая сила.

Осевыми П. с. являются простые подпятники, сегментные упорные подшипники (рис. 3); по характеру работы к ним относят также торцовые уплотнения, ползуны. и крейцкопфы. Сегментный упорный П. с. состоит из неподвижных или качающихся опорных подушек, образованных набором секторов, и упорного диска или кольца на вращающемся валу. Подушки имеют небольшой наклон к плоскости упорного диска. Способность самоустанавливаться обеспечивается пружинами, качающимися опорами, гидравлич. системой или упругим деформированием. Упорные П. с. широко используются в опорах турбо-и гидрогенераторов. В П. с. крупных гидрогенераторов диаметр диска может достигать 4, 5 м и нести нагрузку до 4000 тс.

Гидро- и газодинамич. подшипники работают в режиме, при к-ром поверхности трения разделяются слоем жидкости или газа в результате действия давления, возникающего в вязком смазочном слое вследствие относительного движения поверхностей. В гидро- и газостатич. П. с. полное разделение поверхностей трения деталей, находящихся в относительном движении или покое, осуществляется смазочным материалом, поступающим под внешни, м давлением в зазор между поверхностями. Существуют также П. с., наз. гидростатодинамиче-скими, к-рые часть времени, напр, при пуске, работают как гидростатич., а в основном режиме - как гидродинамические.

Расчёт П. с., работающих в режиме разделения поверхностей трения смазочным слоем, производится на основе гидродинамической теории смазки. При расчёте определяются минимальная толщина смазочного слоя (обычно измеряемая в мкм), давление в смазочном слое, темп-ра и расход смазочных материалов. Изготовляют П. с. из металлич. и неметал-лич. подшипниковых антифрикционных материалов.

Лит.: Дьячков А. К., Подшипники скольжения жидкостного трения, М., 1955; К о р о в ч и н с к и й М. В., Теоретические основы работы подшипников скольжения, М., 1959; Чернавский С. А., Подшипники скольжения, М., 1963; Подшипники скольжения, Бухарест, 1964; Гидродинамические опоры прокатных валков, М., 1968; Снеговский Ф. П., Опоры скольжения тяжёлых машин, М., 1969; Токарь И. Я., Проектирование и расчёт опор трения, М., 1971. Н.А.Буше, С.М.Захаров.

ПОДШИПНИКОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, специализированная отрасль машиностроения, производит подшипники качения, шарнирные подшипники скольжения, а также детали к подшипникам качения. В 1973 П. п. СССР выпустила более 15 тыс. типоразмеров от 1 мм до 3 м и массой от сотых долей 1 г до 6 m общей численностью 798, 7 млн. шт. Впервые в мире пром. произ-во подшипников качения было организовано в 1883 в Германии. Примерно в это же время вступили в действие подшипниковые з-ды в США. В России первое подшипниковое предприятие возникло в Москве в 1916, где в небольших мастерских производилась сборка шариковых подшипников. После Окт. революции 1917 оно передано (1923) в концессию шведской фирме " СКФ". В 1924 на нём изготовлено 8, 3 тыс. подшипников. В 1929 началось стр-во 1-го Гос. подшипникового з-да (ГПЗ-1), к-рый был пущен в 1932. В 1931 организован ГПЗ-2 на базе ликвидированной концессии " СКФ". В 1941 вступил в строй ГПЗ-3 в Саратове. В 1932 в СССР было изготовлено 2 млн. подшипников, а в 1940 - 44, 8 млн. В годы Великой Отечеств, войны 1941 -1945 П. п. обеспечивала подшипниками воен. технику, а также выпускала оборонную продукцию. В послевоен. период построены з-ды, специализирующиеся на произ-ве подшипников определённой конструктивной номенклатуры. К 1974 число действующих подшипниковых предприятий достигло 19 (в Москве ГПЗ-1 и ГПЗ-2, Куйбышеве ГПЗ 4 и ГПЗ-9, Саратове ГПЗ-3, Харькове ГПЗ-8, Минске ГПЗ-11, Волжском ГПЗ-15, а также в Томске, Свердловске, Баку, Ростове-на-Дону, Ижевске, Прокопьевске, Виннице, Курске, Вологде). Кроме того, создано 14 з-дов по восстановлению подшипников. В П. п. сочетаются все виды произ-ва: массовое, крупносерийное и серийное. На предприятиях отрасли достигнута высокая степень автоматизации: действуют 830 автоматич. линий, 63% технологич. оборудования - автоматы и полуавтоматы; широко развита автоматизация контрольно-измерительных операций. Достигнут высокий уровень производительности труда. Объём произ-ва П. п. в 1973 по сравнению с 1960 возрос в 3, 3 раза. Расширяется экспорт подшипников, они поставляются более чем в 40 стран. Имеется Всесоюзный н.-и. конструкторско-технологический ин-т подшипниковой пром-сти. Совершенствуются конструкции подшипников, внедряются прогрессивные технология, процессы, действующие и вновь строящиеся з-ды оснащаются высокопроизводительным автоматизированным оборудованием.

В зарубежных социалистич. странах создана (в Чехословакии до 2-й мировой войны 1939-45; в Болгарии, Венгрии, Польше и Румынии после 2-й мировой войны с помощью СССР) и развивается П. п. В таблице показана динамика выпуска подшипников качения в нек-рых странах - членах СЭВ (млн. шт.).

       
Болгария 6, 3 9, 0 10, 3
Венгрия 6, 6 16, 5 18, 7
ГДР 32, 9 54, 1 72, 7
Польша 12, 0 51, 4 74, 9
Румыния 4, 6 24, 5 31, 1
Чехословакия 37, 2 50, 6 65, 0

Создана междунар. Организация сотрудничества подшипниковой пром-сти (ОСПП), в к-рую входят НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР,

В капиталистич. странах видное место в произ-ве подшипников качения занимает шведская фирма " СКФ", имеющая филиалы во мн. капиталистич. странах. П. п. развита в США (751 млн. подшипников качения в 1971; крупные фирмы " Тимкен К°", " Фарнир беринг К°"), в Японии (1007 млн. подшипников качения в 1971; крупные фирмы " Ниппон сэйко", " Коё сэйко", " Тоё бэринг"), в Великобритании (крупная фирма " Рэнсом-Гофман - Поллард"), в ФРГ (" Кугель-фишер Георг Шифер унд К°"), в Италии (" Оффичине ди Виллар Пероза"), во Франции (" Сосьете нувель де рульман").

В. Г. Устинов.

ПОДШИПНИКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ, антифрикционные материалы, применяемые для изготовления подшипников скольжения.

ПОДЪЕЗДНЫЕ ПУТИ, ж.-д. пути, связывающие станцию, расположенную на ж.-д. магистрали общего пользования, с пром., с.-х. предприятием или др. организацией. К П. п. в широком смысле слова относят также и ж.-д. пути на самом предприятии, т. н. П. п. промышленного транспорта. На крупном предприятии, напр, металлургическом комбинате, длина П. п. достигает неск. сотен км и включает в себя не только соединительные пути, но и пути ж.-д. станций разных назначений (передаточных, сортировочных, погрузочно-разгру-зочных и др.), расположенных на территории предприятия. Ок. 80% вагонов, следующих затем по жел. дорогам общего пользования, грузится на П. п. предприятий и организаций. Кроме того, на П. п. пром. транспорта выполняется большой объём работ, связанных с технологией произ-ва. Общее число пунктов примыкания П. п. к ж.-д. станциям общего пользования составляет в СССР св. 23 тыс. (1974).

ПОДЪЕЛЬНИК (Monotropa hypopitys), многолетнее, лишённое хлорофилла сапрофитное растение сем. вертляницевых. Корневище гнездообразное, сильно разветвлённое, с микоризой. Стебель вые. 5-25 см, сочный, беловатый или желтоватый (как и вся надземная часть растения), с очередными чешуевидными листьями. Цветки правильные, в кистевидном соцветии. Венчик цилиндрически-колокольчатый; лепестки при основании мешковидные. Плод - коробочка, с мно-гочисл. семенами. П. встречается в умеренном поясе Сев. полушария, в СССР -в Европ. части, на Кавказе, юге Сибири, Д. Востоке и в Казахстане; растёт в сырых тенистых хвойных, широколиственных и смешанных лесах. П. часто ошибочно связывают с лат. родовым назв. Hypopitys. Ранее в этот род включали вертляницу.

ПОДЪЁМ ГЛАСНЫХ, один из дифференциальных признаков в классификации гласных звуков, основывающийся на более высоком или более низком положении языка (см. Гласные).

ПОДЪЁМ ФЛАГА, 1) ежедневная церемония подъёма военно-морского флага (см. Флаг военно-морской) на воен. кораблях. В Сов. ВМФ флаг поднимается в 8 ч, а по выходным и праздничным дням в 9 ч утра в обыкновенной или торжеств, обстановке (с вызовом на верхнюю палубу всей команды корабля, караула, оркестра). На кораблях 1-го и 2-го рангов (на якоре) одновременно с П. ф. поднимается гюйс. Спуск флага (и гюйса) производится во время захода солнца, а в полярных морях - в часы, установленные командующим флотом. 2) Церемонии П. ф. предусмотрены также при салютах и при проведении празднеств; в пионерских лагерях (ежедневно); на стадионах при открытии спортивного сезона, спартакиад и пр.; на пристанях (вокзалах) при открытии навигации.

ПОДЪЁМА ЭТАЖЕЙ МЕТОД, подъёма перекрытий метод, возведение многоэтажных зданий путём постепенного подъёма изготовленных на уровне земпа железобетонных плит перекрытий на заданную проектом высоту с помощью комплекта подъёмников, объединённых в синхронно работающую систему. В зависимости ог степени готовности применяемых конструкций установку на плите перекрытия стен, перегородок, сан.-технич. оборудования и т. п. производят либо до подъёма плиты, либо после него.

П. э. м. получил распространение с 1950 в США, НРБ, ЧССР, ФРГ и др, странах при возведении зданий различного назначения вые. до 21 этажа. В СССР П. э. м. применяется с 1959 при стр-ве многоэтажных зданий - вые. до 15 этажей (напр., в Арм. ССР при сооружении жилых домов, в Ленинграде и Москве- обществ, зданий).

В СССР, используя П. э. м., непосредственно на месте расположения строящегося здания изготовляют пакет безбалочных железобетонных плит перекрытий по числу этажей здания; в каждой плите по контуру колонн укладывают стальной воротник, служащий для захвата плит при подъёме. Для подъёма перекрытий используют электромеханич. (наиболее распространены) или гидравлич. подъёмники, устанавливаемые на колоннах или " в обхват" колонн.

П. э. м. позволяет возводить многоэтажные пром. и обществ. здания (рис.) с использованием неразрезных плит перекрытий пл. до 3 тыс. м2 и массой до 1500 т при пролётах между колоннами до 6 л и более. При пролётах св. 8 м применяют кессонированные и многопустотные плиты из обычного или предварительно напряжённого железобетона. П. э. м. особенно эффективен: при стр-ве многоэтажных зданий, для к-рых по эксплуатац. или архит.-конструктивным соображениям нерационально применение сборных конструкций перекрытий серийного заводского изготовления; в сейсмических р-нах; при стеснённых условиях строительства; в р-нах с недостаточно развитой индустриальной строительной базой.

Строительство 15-этажного здания Центрального архива в Москве методом подъёма перекрытии (с помощью электромеханич. подъёмников, установленных Чв обхват" колонн, одновременно поднимаются 2 плиты общей массой 1100 т).

Лит.: Рекомендации по возведению многоэтажных зданий методом подъема этажей п перекрытий, М., 1971; Минц В. М., Возведение многоэтажных зданий методом подъема этажей и перекрытий, М., 1972.

В. М. Минц.

ПОДЪЁМНАЯ СИЛА, составляющая полной силы давления жидкой или газообразной среды на движущееся в ней тело, направленная перпендикулярно к скорости тела (к скорости центра тяжести тела, если оно движется непоступательно). Возникает П. с. вследствие несимметрии обтекания тела средой. Напр., при обтекании крыла самолёта (рис. 1) частицы среды, обтекающие нижнюю поверхность, проходят за тот же промежуток времени меньший путь, чем частицы, обтекающие верхнюю, более выпуклую поверхность и, следовательно, имеют меньшую скорость. Но, согласно Бернул-ли уравнению, там, где скорость частиц меньше, давление среды больше и наоборот. В результате давление среды на нижнюю поверхность крыла будет больше, чем на верхнюю, что и приводит к появлению П. с.

Несимметричное обтекание крыла можно представить как результат наложения на симметричное течение циркуляционного потока вокруг контура крыла, направленного на более выпуклой части поверхности в сторону течения, что приводит к увеличению скорости, а на менее выпуклой - против течения, что приводит к её уменьшению. Тогда П. с. Y будет зависеть от величины циркуляции скорости Г и, согласно Жуковского теореме, для участка крыла длиной L, обтекаемого плоскопараллельным потоком идеальной несжимаемой жидкости, Y = pvГL, где р - плотность среды, v - скорость набегающего потока.
[ris]
Поскольку Г имеет размерность [v*l], то П. с. можно выразить равенством Y = cypSv2 /2, обычно применяемым в аэродинамике, где S - величина характерной для тела площади (напр., площадь крыла в плане), су - безразмерный коэфф. П. с., зависящий от формы тела, его ориентации в среде и чисел Рейнольдса Re и Маха М. Значение с„ определяют теоретич. расчётом или экспериментально. Так, согласно теории Жуковского, для крыла в плоскопараллельном потоке c у = 2т (а - а0), где а - угол атаки (угол между направлением скорости набегающего потока и хордой крыла), а0 - угол нулевой П. с., т - коэфф., зависящий только от формы профиля крыла, напр., для тонкой изогнутой пластины т = п. В случае крыла конечного размаха l коэфф. т = п/(1 - 2/Х), где Х= l 2/S - удлинение крыла.

В реальной жидкости в результате влияния вязкости величина т меньше теоретической, причём эта разница возрастает по мере увеличения относит, толщины профиля; значение угла а0 также меньше теоретического. Кроме того, с увеличением угла а зависимость су от ос (рис. 2), перестаёт быть линейной и величина dcvjda монотонно убывает, становясь равной нулю при угле атаки " кр, к-рому соответствует макс, величина коэфф. П. с.- сymах. Дальнейшее увеличение а ведёт к падению сyвследствие отрыва пограничного слоя от верхней поверхности крыла. Величина сymахимеет существ, значение, т. к. чем она больше, тем меньше скорость взлёта и посадки самолёта.

При больших, но докритич. скоростях, т. е. таких, для к-рых M< Mкркр -значение числа М набегающего потока, при к-ром вблизи поверхности профиля местные значения числа М = 1), становится существенной сжимаемость газа. Для слабо изогнутых и тонких профилей при малых углах атаки сжимаемость можно приближённо учесть, положив
[ris]

При сверхзвуковых скоростях характер обтекания существенно меняется. Так, при обтекании плоской пластины у передней кромки на верхней поверхности образуются волны разрежения, а на нижней - ударная волна (рис. 3). В результате давление рн на нижней поверхности пластины становится больше, чем на верхней (рв); возникает суммарная сила, нормальная к поверхности пластины, составляющая к-рой, перпендикулярная к скорости набегающего потока, и есть П. с. Для малых М > 1 и малых а П. с. пластины может быть вычислена по
[ris]
мула справедлива и для тонких профилей произвольной формы с острой передней кромкой.

Рис. 3. Схема сверхзвукового обтекания пластинки: v B > v1, pB < p1; v2 < vB p2 > рв; vн < v1, рн > v1; v3 > vн, p3 < рн.

Лит.: Жуковский Н. Е., О присоединенных вихрях, Избр. соч., т. 2, М.- Л., 1948; Лойцянский Л. Г., Механика жидкости и газа, 2 изд., М., 1957; Голубев В. В., Лекции по теории крыла, М.- Л., 1949; Абрамович Г. Н., Прикладная газовая динамика, 2 изд., М., 1953; Ферри А. Аэродинамика сверхзвуковых течений, пер. с англ., М., 1953.

М. Я. Юделович.

ПОДЪЁМНИК, грузоподъёмная машина прерывного (циклического) или непрерывного действия для подъёма груза и людей в специальных грузонесущих устройствах, движущихся по жёстким вертикальным (иногда наклонным) направляющим или рельсовому пути. По способу передачи воздействия от привода к гру-зонесущим устройствам различают канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные П. Преимущественное распространение получили канатные П., в к-рых грузонесущие устройства подвешиваются на стальных канатах, огибающих канатоведущие шкивы или навиваемых на барабаны подъёмных лебёдок. В П. с канатоведущими шкивами, передающими тяговое усилие трением, грузонесущие устройства (кабина, клеть, скип, платформа, тележка или вагон) уравновешиваются др. такими же устройствами или противовесом, также движущимися по направляющим. В барабанных П. уравновешивание уменьшает нагрузки на привод. При применении дополнит, грузоподъёмных средств для уравновешивания производительность П. увеличивается. П. имеют, как правило, электрич. или реже гидравлич. привод.

П. охватывают широкую сферу применения, чем обусловлено разнообразие их конструктивных форм и типов. В жилых, обществ., адм. и пром. зданиях получили распространение лифты, эскалаторы, реже патерностеры. Для подъёма людей в вагонах по рельсовому наклонному пути на горы, крутые берега и др. естеств. возвышения служат фуникулёры - пасс, канатные П. циклического действия.

Для выдачи на поверхность полезных ископаемых и пустых пород в шахтах, рудниках и карьерах, для загрузки доменных печей применяют скиповые подъёмники (см. Скип); при подземной разработке полезных ископаемых для подъёма (спуска) людей, оборудования, материалов устраивают клетьевые П. (см. Шахтный подъём). Сооружение зданий ведут с помощью строит. П.- мачтовых, канатных, шахтных; монтаж напорных трубопроводов при стр-ве высокогорных ГЭС осуществляют спец. тележечными П. Различные типы П. используются на ремонтных з-дах (напр., для подъёма автомобилей и т. п.), при обслуживании и мелком ремонте зданий, газгольдеров и др. высоких сооружений (напр., П. на автомобилях-вышках). П. наз. также устройства для подъёма судов при движении их по каналам с разными уровнями воды (см. Судоподъёмник).

Лит.: Кифер Л. Г., Абрамович И. И., Грузоподъемные машины, т. 2, М., 1949; Подъемники, М., 1957; Федорова 3. М., Лукин И. Ф., Подъемники. Конструирование и расчет элементов подъемника, Хар., 1971. Я. А. Лобов.

ПОДЪЁМНО-ОСМОТРОВЫЕ УСТРОИСТВА, сооружения или механизмы, используемые при технич. обслуживании и ремонте автомобилей. П.-о. у. открывают доступ ко всем агрегатам и узлам автомобиля. Осн. типы П.-о. у.: осмотро-вые канавы, эстакады, подъёмники. Осмотр о'вые канавы бывают тупиковыми или прямоточными. Тупиковые канавы рассчитывают на обслуживание одиночных автомобилей. Прямоточные канавы представляют собой длинную траншею и предназначаются для поточного обслуживания автомобилей. При необходимости вывешивания колёс применяют дополнит, подъёмные приспособления гидравлич. или гидропневматич. типа. Эстакады применяются гл. обр. для обслуживания автомобилей под открытым небом и состоят из колейного мостика с наклонными рампами для въезда и съезда. Подъёмники позволяют поднимать автомобиль на различную высоту от уровня пола, фиксируя его в этом положении. Подъёмники делятся на гидравлич., пневматич. и электромеханические. Конструкция электромеханических подъёмников определяется количеством стоек. В основном выпускаются двухстоечные и четырёхстоеч-ные подъёмники. В электромеханич. подъёмниках для подъёма рамы применяются грузовые винты, установленные в стойках. Перемещающиеся по винтам гайки, несущие раму, приводятся в движение от электродвигателя.

А. А. Сабинин.

ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ, устройства для перемещения грузов и людей в вертикальной, горизонтальной и наклонной плоскостях. П.-т. м. являются осн. средством механизации подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ в пром-сти, стр-ве, на транспорте, в горном деле и в сел. х-ве. П.-т. м. применяют также для перемещения людей в многоэтажных жилых, обществ, и адм. зданиях, шахтах, на станциях метрополитенов и т. д. По характеру выполняемых перемещений и назначению П.-т. м. могут быть условно разделены на 5 укрупнённых групп: грузоподъёмные машины и механизмы, транспортирующие машины, машины подвесного однорельсового транспорта, машины напольного транспорта (в т. ч. безрельсовый транспорт) и погрузочно-разгрузочные машины. П.-т. м. могут быть периодического (цикличного) и непрерывного действия. К машинам нериодич. действия относятся простейшие неприводные грузоподъёмные устройства: блоки, полиспасты и др., а также грузоподъёмные машины, гл. обр. элек-трич. подъёмные краны, грузовые и пасс, лифты, подъёмники. Группу машин непрерывного действия составляют конвейеры различных типов, в т. ч. пассажирские (движущиеся тротуары), элеваторы, эскалаторы, и патерностеры. К машинам однорельсового транспорта относятся электрич. и пневматич., подвесные электротягачи, электро- и автотележки. Представители машин напольного транспорта - авто- и электропогрузчики (см. Погрузчик), электро-штабелёры и др. Погрузочно-разгрузоч-ные машины бывают как периодического действия (одноковшовые погрузчики, автомобилеразгрузчики и вагоноопро-кидыватели, инерционные разгружа-тели, разгрузочные машины скребкового типа), так и непрерывного действия (многоковшовые погрузчики, пневморазгруз-чики, разгрузочно-штабелёвочные машины и др.).

П.-т. м. могут иметь электрич., гидрав-лич., пневматич. привод или получать энергию от двигателя внутр. сгорания. Находят применение также электрич. линейные двигатели (гл. обр. асинхронные), позволяющие осуществлять непосредств. соединение двигателя с машиной (без промежуточной механич. передачи).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.