Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Международно-правовой режим 71 страница






Храм имеет ярусную композицию. На квадратном в плане (с 2 парами уступов с 3.) осн. объёме расположен низкий восьмерик, над ним массивный 8-гранный шатёр. С В. к храму симметрично примыкают два придела, соединённых с 3. крытой галереей (пристроена позже). Основания восьмерика, шатра и барабана главки, завершения приделов богато украшены рядами кокошников. При храме - псевдоготич. колокольня.

ОСТРОВА, участки суши, окружённые со всех сторон водами океана, моря, озера или реки. От материков отличаются относительно небольшими размерами. Встречаются одиночные О. и группы О. - архипелаги. О. в океанах и морях подразделяются на матер и ковы а, переходной зоны и океанические. К материковым О., выступающим над уровнем океана в пределах подводной окраины материков, относятся наиболее крупные: Гренландия, Калимантан, Мадагаскар и др. Сложены они обычно коренными породами, более мелкие О. могут быть образованы аккумулятивной деятельностью волн и прибоя. В переходной зоне наиболее типичны О. вулканич. происхождения, в нек-рых р-нах наблюдаются грязевулканич. (напр., юж. часть Каспийского м.), а также коралловые О. Океанические О. распространены в пределах ложа океана и на срединноокеанических хребтах. Они по преимуществу вулканич. или кораллового происхождения (см. Коралловыз сооружения). Изоляция О. от материков определяет значит, специфику их природы, особенно животного и растительного мира (обеднение видового состава по сравнению с прилегающими р-нами континентов, лежащих в той же природной зоне, высокий процент эндемичных видов и др.), что особенно характерно для океанич. О. (см. также Островная фауна и Островная флора). Среди О. рек и озёр различают наносные и эрозионные. Первые представляют собой результат аккумуляции осадков в русле или береговой зоне озера, вторые -результат обтекания рукавами реки останца, сложенного коренными

Крупнейшие архипелаги и острова мира

Название Площадь, тыс. км2
Т н х и й о к е а н
Большие Зондские  
Калимантан (Борнео)  
Суматра  
Сулавеси (Целебес) 179.4
Новая Гвинея  
Японские 372, 2
Хонсю ок. 228
Хоккайдо ок. 78
Филиппины ок. 300
Лусон 105, 6
Минданао 94, 6
Новая Зеландия 268, 7
Южный остров 150, 5
Северный остров  
Малые Зондские  
Молуккские 83, 7
Сахалин 76, 4
Тасмания ок. 68
Тайвань ок. 36
Хайнань  

 

Название Площадь, тыс. км2  
Атлантический океан  
Британские ок. 325  
Великобритания    
Ирландия    
Большие Антильские    
Куба    
Гаити ок. 77  
Ньюфаундленд 112, 3  
Огненная Земля* ок. 72  
Индийский океан  
Мадагаскар    
Шри-Ланка (Цейлон) 65, 6  
Северный Ледовитый океан  
Гренландия**    
Канадский Арктический архипелаг**    
Баффинова Земля    
Виктория    
Элсмир 212, 7  
Исландия ок. 103  
Новая Земля 83, 1  
Шпицберген ок. 62  

* Частично Тихий океан. * * Частично Атлантический океан.

породами, аллювием, или результат абразионного отчленения ранее выступавшего участка приозёрной суши.

ОСТРОВЕЦ, посёлок гор. типа, центр Островецкого р-на Гродненской обл. БССР, в 5 км от ж.-д. ст. Гудогай (на линии Минск - Вильнюс). Предприятия лесной, пищ. пром-сти.

ОСТРОВЕЦ-СВЕНТОКШИСКИ (Ostrowiec Swietokrzyski), город в Польше, в Келецком воеводстве, на р. Каменна. 55 тыс. жит. (1973). Чёрная металлургия, вагоностроение, произ-во стройматериалов, пищ. (в т. ч. сах.), щвейная пром-сть.

ОСТРОВИТЯНОВ Константин Васильевич [18(30).5.1892, с. Бычки Тамбовской губ., - 9.2.1969, Москва], советский экономист и обществ, деятель, акад. АН СССР (1953), действительный член Чехословацкой АН (1957). Чл. КПСС с 1914. Окончил Моск. коммерч. ин-т (1917). В 1916 чл. подпольного Моск. комитета РСДРП. В период Окт. революции 1917 - секретарь Замоскворецкого военно-революц. к-та. В 1919-21 на парт, работе. С 1922 на преподават. и н.-и. работе в вузах, Высш. парт, школе и Академии общественных наук при ЦК КПСС, в Ин-те экономики АН СССР. В 1947-53 директор Ин-та экономики АН СССР. В 1948-54 гл. редактор журн. " Вопросы экономики". В 1949-53 и. о. акад.-секретаря Отделения экономики, философии и права АН СССР. В 1953-62 вице-президент АН СССР. На 19-м (1952) и 20-м (1956) съездах КПСС избирался канд. в чл. ЦК КПСС.

Основные труды по политической экономии капитализма и социализма. В 1928 О. совм. с сов. учёным И. А. Лапидусом написал курс политич. экономии (" Политическая экономия в связи с теорией советского хозяйства", ч. 1-2), выдержавший 7 изданий и переведённый на РЯД иностр. языков. В 5-м изд. курса (1930) особыми разделами выделены теория империализма и закономерности развития сов. х-ва. Теоретич. изложение экономич. категорий социализма, по существу, способствовало превращению теории сов. х-ва в политич. экономию социализма. В нач. 30-х гг. О. выступил инициатором исследования экономич. закономерностей возникновения и развития докапиталистич. формаций. О. одним из первых сов. экономистов положил начало систематич. изучению ленинского теоретич. наследия в области экономии, теории и особенно политич. экономии социализма. Под руководством О. авторский коллектив подготовил учебник " Политическая экономия", ставший основой для экономич. дискуссии, организованной ЦК ВКП(б) в 1951. О. поддерживал идею содружества экономики и математики, при условии признания объективности требований, экономич. закономерностей. Значит, труды по проблемам общих принципов системного анализа действующих при социализме объективных экономич. законов, по вопросам совершенствования логики политич. экономии социализма и создания системы экономич. наук. В своих работах О. подверг аргументированной критике бурж. и ревизионистские экономич. теории. Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Избр. произведения, т. 1 - Политическая экономия досоциалистических формаций, т. 2 - Вопросы политической экономии социализма, М., 1972-73 (список трудов О. см. т. 1). В. В. Орешкин.

ОСТРОВНАЯ ФАУНА, фауна обособленных участков суши (островов); по составу и путям формирования существенно отличается от материковой. Особенности О. ф. определяются прежде всего происхождением острова: океанические о-ва - вулканического происхождения и не были никогда соединены с материком; материковые о-ва - представляют собой отделившуюся часть материка. Важна также степень изоляции и удалённость от материка. На островах высок процент эндемиков (чем древнее остров, тем больше в его фауне эндемичных форм); крупные млекопитающие на о-вах обычно относительно мельче, чем на материке (напр., филиппинский буйвол, пони и др.), а птицы и пресмыкающиеся (пастушки, вараны, черепахи) часто крупнее - островной гигантизм. Нек-рые птицы океанич. о-вов потеряли способность к полёту, крылья у них редуцировались (напр., киви, нелетающив пастушки, баклан Гавайских о-вов и др.), что связано с отсутствием змей и млекопитающих. На о-вах очень мало летающих насекомых или они отсутствуют, т. к. сильные ветры сносят их в море. Черты О. ф. резче выражены на океанич. о-вах, удалённых от материка (напр., на о. Пасхи, Галапагосских, Гавайских, о. Св. Елены и др.); фауна здесь особенно бедна, т. к. она образуется лишь за счёт вселения животных с материка или с ближайших о-вов по воздуху или на плавающих предметах. Для океанич. и древних материковых о-вов характерно отсутствие млекопитающих, земноводных, змей; на них идёт очень интенсивное видообразование по принципу адаптивной радиации отд. эндемичных групп (гавайские цветочницы, земляные вьюрки Галапагосских о-вов, тенреки и лемуры Мадагаскара и т. п.). Слабее выражены черты О. ф. на материковых о-вах (напр., Вест-Индских, Японских, Малайских, Британских, Сахалине). При отделении этих о-вов от материка фауна их была такой же, как на ближайших частях материка; в дальнейшем она обеднялась в связи с вымиранием части видов. Видообразование на таких о-вах идёт менее интенсивно, чем на океанических.

О. ф. очень быстро меняется под воздействием человека, теряет первонач. облик и характерные черты, особенно на океанич. о-вах. Фауна нек-рых изолированных и своеобразных по природным условиям участков материков (напр., горный Крым, Камчатка) имеет черты О. ф.

Лит.: Гептнер В. Г., Общая зоогеография, М.- Л., 1936; Дарлингтон Ф., Зоогеография, пер. с англ., М., 1966. В. Г. Гептнер.

ОСТРОВНАЯ ФЛОРА, флора обособленного участка суши, б. или м. самобытная по видовому составу, что зависит от степени изоляции острова (о-вов), продолжительности обособленного его (их) существования и своеобразия условий развития флоры. Как правило, О. ф. уступают по числу видов флорам равновеликих участков материковой суши. Наиболее бедны флоры молодых океанич. о-вов, напр, тропич. коралловых о-вов Тихого ок. Флоры о-вов материкового происхождения, как правило, отличаются большим своеобразием, а отчасти и богатством видового состава. Флоры Галапагосских о-вов, Хуан-Фернандес, Маскаренских о-вов, Св. Елены и Вознесения при сравнит, малочисленности видового состава отличаются большим своеобразием и значит, числом эндемиков, что указывает на продолжительность их изолированного развития. Своеобразны О. ф. древних о-вов материкового происхождения - Н. Зеландии, Н. Каледонии, Гавайских, сочетающих многообразие природных условий с полнотой и долговременностью изоляции. Древняя основа таких О. ф. обогащена за счёт образования молодых видов в условиях продолжит, изоляции. В них богато представлены эндемики (до 70-80% видового состава). При меньшей отдалённости от материковой суши (напр., Японские о-ва, о. Шри-Ланка, Канарские о-ва) эндемизм менее выражен. Флоры крупных о-вов материкового происхождения (Индонезия, Филиппинские) по общему числу видов часто не уступают материковым, но обычно превосходят их по уровню развития эндемизма. Связи О. ф. с материковыми отражают как совр., так и древние соотношения между сушей и морем, направления миграции растений в минувшие эпохи (напр., флора Гавайских о-вов, лежащих ближе к Сев. Америке, чем к Азии, тяготеет к тропич. флорам Старого Света). А. И. Толмачёв.

OCTPOBHЫE ДУГИ, выраженные в рельефе структуры современных геосинклинальных систем в зонах перехода от континента к океану. О. д. представляют собой линейно ориентированные горные сооружения, отделяющие котловины окраинных морей от глубоководных желобов. Основанием О. д. служат подводные хребты шириной от 40-50 до 200-400 км, протяжённостью до 1000 и более км, сложенные преим. вулканогенными толщами базальтового, андезит-базальтового и андезитового состава. Свод хребта выступает над ур. м. в виде островов. Нередко О. д. состоят из двух параллельных горных гряд, одна из к-рых, чаще внешняя (обращённая к глубоководному жёлобу), выражена только подводным хребтом. В таком случае гряды отделены друг от друга продольной депрессией глубиной до 3- 4, 5км, заполненной 2-3-километровой толщей осадков. Характерны также поперечные депрессии, приуроченные к зонам разломов; с ними обычно связаны наиболее глубокие проливы.

Большая часть О. д. расположена в сев. и зап. окраинах Тихого океана, вне их пределов находятся лишь Антильские, Южно-Антильская и Зондская О. д. На ранних стадиях развития О. д. представляют собой зону утолщения океанич. коры, с насаженными на гребень вулканическими постройками (напр., Марианская, Кермадекская О. д.). На более поздних стадиях развития О. д. образуют крупные массивы островной или полуостровной суши (напр., Японские о-ва, п-ов Камчатка, о. Новая Гвинея); земная кора здесь приближается по строению к континентальному типу. Для О. д. характерны резко дифференцированные гравитационные и магнитные поля, повышенные значения теплового потока, активный вулканизм и сейсмичность. Между О. д. и глубоководным жёлобом расположена уходящая под О. д. зона концентрации землетрясений - зона Беньоффа.

Лит.: Островные дуги. Сб. ст., пер. с англ., М., 1952; Горшков Г. С., Вулканизм Курильской островной дуги, М., 1967; Пущаровский Ю. М., Введение в тектонику Тихоокеанского сегмента Земли, М., 1972; УдинцевГ. Б., Геоморфология и тектоника дна Тихого океана, М., 1972; М i t с h e 1 1 А. Н., R e a d i n g H. G., Evolution of Island arcs, " Journal of Geology", 1971, v. 79, № 3. О. К. Леонтьев. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич [31. 3(12. 4). 1823, Москва, - 2(14). 6. 1886, Щелыково, ныне Островского р-на Костромской обл.], русский драматург. Род. в семье чиновника-юриста; мать - родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провёл в Замоскворечье - особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом. Образование получил в 1-й Моск. гимназии (1835-40) и на юрид. ф-те Моск. ун-та (1840-43; не окончил). Служба в моек, судах (1843-51) многое дала О. как писателю. Первые лит. опыты О. в прозе отмечены влиянием натуральной школы (" Записки замоскворецкого жителя", 1847). В том же году в " Московском городском листке" было опубл. его первое драматич. произв. " Картина семейного счастья" (в позднейших публикациях - " Семейная картина"). Лит. известность О. принесла опубл. в 1850 комедия " Свои люди - сочтёмся! " (первонач. назв. - " Банкрут"). Ещё до публикации она стала популярной (в чтении автора и П. М. Садовского), вызвала одобрит, отклики Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Т. Н. Грановского и др. Комедия была запрещена к представлению на сцене (впервые пост, в 1861), а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.

В своих лит. дебютах О. придерживался направления, к-рое сам определил как обличительное, " нравственно-общественное" (см. Поли. собр. соч., т. 13, 1951, с. 141). Быт купечества с его грубой примитивностью и господством обмана был им представлен сатирически. Тщательная разработка характеров, точность социально-бытовых картин, юмор, красочный язык - первые завоевания реализма молодого О. В комедии " Бедная невеста" (1851) драматург попытался создать социально-психологич. пьесу из чиновничьего быта. Ранние пьесы О. публиковались, как правило, в консервативном журн. " Москвитянин", в к-ром О. особенно активно сотрудничал и как редактор, и как критик в 1850-51; нек-рое врямя он входил в т. н. " молодую редакцию" журнала, с её членами он был связан тесной личной дружбой. Отчасти под влиянием этого кружка и его гл. идеолога А. А. Григорьева в пьесах О. " Не в свои сани не садись" (1852), " Бедность не порок" (1853), " Не так живи, как хочется" (1854) зазвучали мотивы идеализации рус. патриархальности, обычаев старины. Эти настроения приглушили критич. пафос О. Но вместе с тем в пьесах этого цикла велись поиски положительного содержания народной жизни, были созданы такие самобытные характеры, как Любим Торцов. Выросла в этих пьесах и драматургич. техника О. Начиная с комедии " Не в свои сани не садись", поставленной в 1853 Моск. драматич. труппой на сценич. площадке Большого театра, пьесы О. быстро завоевывают репертуар: в течение более чем трёх десятилетий почти каждый сезон в моек. Малом и петерб. Александрийском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.

С 1856 О. - постоянный сотрудник журн. " Современник" -сближается с деятелями демократич. рус. журналистики. В годы обществ, подъёма перед крест, реформой 1861 вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов.

" Свои люди - сочтёмся! ". Сцена из спектакля Малого театра. 1923.

В комедии " В чужом пиру похмелье" (1855) не только создан впечатляющий образ Тита Титыча Брускова - воплощение тёмной и грубой силы домашнего самовластья, но и впервые произнесено слово " самодур", закрепившееся за целой галереей типов О. Комедия " Доходное место" (1856) бичевала взяточничество чиновников, ставшее нормой жизни; пьеса " Воспитанница" (1858) была живым протестом против угнетения личности. Достижения этой поры творчества О. увенчивала драма " Гроза" (1859), навеянная, в частности, впечатлениями автора от поездок по городам верхней Волги в 1856 и 1857.

В " Грозе" О. - сатирик и " бытовик" - рисует затхлую атмосферу провинц. городка с её грубостью, ханжеством, властью богатых и " старших". О. - драматич. поэт - даёт почувствовать привлекательность другого мира: мира природы, Волги, красоты и трагич. поэзии, обаянием к-рого овеян образ Катерины. Гроза - это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравств. возвышения в трагич. любви, и в то же время - воплощение бремени страха, под игом к-рого живут люди. " Тёмное царство" страшно не только внешней силой угнетения, притеснениями Кабанихи и Дикого, но и слабостью душ людей покорных, безвольных - таких как Борис и Тихон. Царство покорности и слепого страха подтачивают у О. две силы: разум, здравый смысл, просвещение, проповедуемые Кулигиным, и чистая душа Катерины, к-рая - пусть и бессознательно, одним велением искренней, цельной натуры - этому миру враждебна. В статье " Луч света в тёмном царстве" (1860) Н. А. Добролюбов расценил гордую силу, внутреннюю решимость героини " Грозы" как знак глубокого протеста, зреющего в стране.

К. В. Островитянов.

А. Н. Островский.

В 60-х гг. О., верный открытой им теме, продолжал писать бытовые комедии и драмы (" Тяжёлые дни", 1863, " Шутники", 1864, " Пучина", 1865), по-прежнему высокоталантливые, но скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время О. обращается также к проблемам отечеств, истории, к патриотич. теме. На основе изучения широкого круга источников он создал цикл историч. пьес: " Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861; 2-я ред. 1866), " Воевода" (1864; 2-я ред. 1885), " Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866), " Тушино" (1866).

Период творч. подъёма О. переживает с кон. 60-х гг., когда в его драматургии появляются темы и образы новой пореформенной России. Почти все драмаъич. соч. О. 70-х и нач. 80-х гг. печатались в журн. " Отечественные записки". В блестящем цикле сатирич. комедий " На всякого мудреца довольно простоты" (1868), " Горячее сердце" (1868), " Бешеные деньги" (1869), " Лес" (1870), " Волки и овцы" (1875) развенчиваются пореформенные иллюзии, созданы типы новых дельцов, приобретателей, вырождающихся патриархальных толстосумов и " европеизированных" купцов. Приёмы психологической сатиры О. в эту пору иногда родственны сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина (Глумов в комедии о " мудрецах", Милонов и Бодаев в " Лесе"). Нравств. идеалу драматурга отвечают люди бескорыстного благородства, душевной чистоты: Параша (" Горячее сердце"), Аксюша, актёр Несчастливцев (" Лес"), Представления О. о счастье, смысле жизни, долге человека воплощены в пьесе " Трудовой хлеб" (1874) и - в форме поэтической утопии - в сказке " Снегурочка" (1873).

П.А. С т р е п е т о в а в роли Катерины. " Гроза". Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве. 1880.

К.С. Станиславский в роли Крутицкого. " На всякого мудреца довольно простоты". МХТ. 1810.

В последние годы творчества О. создал значит, социально-психологич. драмы и комедии о трагич. судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти (" Бесприданница", 1878, " Последняя жертва", 1878, " Таланты и поклонники", 1882, и др.). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценич. выразительности, в нек-рых отношениях предвосхищающие пьесы А. П. Чехова: сохраняя характерные черты своей драматургии, О. стремится воплотить " внутреннюю борьбу" в " интеллигентной, тонкой комедии" (см. " А. Н. Островский в воспоминаниях современников", 1966, с. 294).

47 оригинальных пьес О. (вместе с пьесами, написанными в соавторстве с молодыми драматургами Н. Я. Соловьёвым, П. М. Невежиным, и многочисл. переводами и переделками пьес иностр. авторов) создали обширный репертуар для рус. сцены. Драматургия О., национальная по своим традициям и истокам, дала немало образцов глубокого общечеловеческого содержания. Т. н. " морализм" О. тесно связан с демократия, устойчивостью его нравств. идеала. О. обогатил драму опытом социального романа, писал " повести в ролях", по выражению Ф. М. Достоевского (см. " Неизданный Достоевский". Литературное наследство, т. 83, 1971, с. 608). Быт в его пьесах предстаёт не мёртвой бутафорией сословных примет купечества, мещанства или дворянства, а как сгусток отношений людей, способа их мышления, языка. Мастерской диалог, искусство построения пьес О. рождают впечатление естественности действия, живого потока речи, драматически напряжённого или лирически одушевлённого, сверкающего красками юмора.

Памятник А. Н. Островскому в Москве у Малого театра. Скульптор Н. А. Андреев. Бронза, гранит. 1924-29.

Обладая незаурядным обществ, темпераментом, О. всю жизнь деятельно боролся за создание реалистич. театра нового типа, за подлинно художественный нац. репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 Моск. артистич. кружок, основал и возглавил Об-во рус. драматич. писателей (1870), писал в правительств, сферы многочисл. " проекты" и " записки" о необходимости реформ для рус. театра. За полгода до смерти О. принял художеств, руководство моск, театрами (зав. репертуарной частью).

Драматургия О. знаменовала собой важнейший этап в развитии русского нац. театра. Как драматург и режиссёр О. содействовал формированию новой школы реалистич. игры, выдвижению плеяды актёров (особенно в моек. Малом театре: семья Садовских, С. В. Васильев, Л. П. Косицкая, позднее - Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова и др.). Сов. театр признал О. одним из наиболее близких себе театральных классиков.

В Советском Союзе много сделано для науч. изучения творчества О. Проведена большая текстологич. работа, изданы науч. сб-ки и монографии о его драматургии в целом, театральной судьбе отд. пьес, проблемах языка и стиля. Щелыково, где долгие годы жил, умер и похоронен О., превращено в музей-заповедник (с 1948). У здания Малого театра в Москве сооружён памятник О. (бронза, гранит, 1924-29, скульптор Н. А. Андреев).

С о ч.: Поли. собр. соч., [под ред. М.И.Писарева], т. 1 - 12, П., 1904-09; Поли. собр. соч., т. 1-16, М., 1949-53; Поли. собр. соч. в 12 тт., т. 1 -2-, М., 1973 - 1974-.

Лит.: Долгов Н. Н., А. Н. Островский, М.- П., 1923; А. Н. Островский - драматург. Сб. ст., под ред. В. А. Филиппова, М., 1946; Р е в я к и н А. И., А. Н. Островский, М., 1949; его же, " Гроза" А. Н. Островского, 3 изд., М., 1962; его ж е, Москва в жизни и творчестве А. Н. Островского, М., 1962; Л о т м а н Л. М., А. Н. Островский и русская драматургия его времени, М.- Л., 1961; Холодов Е. Г., Мастерство Островского, М., 1963; Наследие А. Н. Островского и советская культура, М., 1974; А. Н. Островский и литературно-театральное движение XIX-XX веков, Л., 1974; Неизданные письма к А. Н. Островскому, М. - Л., 1932; А. Н. Островский в русской критике. Сб. ст., под ред. Г. И. Владыкина, М., 1953; Денисюк Н. (сост.), Критическая литература о произведениях А. Н. Островского, в. 1-4, М., 1906-07; Коган Л. Р., Летопись жизни и творчества А. Н. Островского, [М.], 1953; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М.- Л., 1962. В. Я. Лакшин.

ОСТРОВСКИЙ Аркадий (Авраам) Ильич [12(25).2.1914, Сызрань, - 18.9.1967, Сочи], советский композитор, засл. деят. иск-в РСФСР (1965). Учился в Ленингр. центр, муз. техникуме. Работал пианистом (иллюстратором, солистом и аккомпаниатором), в т. ч. в джазе Л. О. Утёсова. В кон. 1940-х и в 1950-е гг. складывается творч. индивидуальность О. как композитора-песенника (" Комсомольцы - беспокойные сердца", слова Л. И. Ошанина, 1948). Автор песен, приуроченных к Всемирным фестивалям демократической молодёжи и студентов. Гражданская патриотич. тема становится главной в его творчестве. Одна из лучших песен О. - " Пусть всегда будет солнце" (слова Ошанина, 1962, 1-я пр. на Междунар. фестивале песни в Сопоте) стала муз. эмблемой мира. Новым явлением в сов. песне явился цикл песен О. " А у нас во дворе" (1962, слова Ошанина). Среди сочинений, написанных О. для детей, выделяется песня " Спят усталые игрушки" (1966, слова 3. Петровой). Жизнеутверждающие светлые черты музыки О. роднят её с искусством И. О. Дунаевского; стилистич. особенности музыки О. нашли продолжение в творчестве мн. сов. композиторов.

Лит.: Нестьева М. И., Аркадий Островский, М, 1970; Соболева Г., Жизнь в песне. Аркадий Островский, М., 1971.

ОСТРОВСКИЙ Николай Алексеевич [16(29).9.1904, с. Вилия, ныне Острожского р-на Ровенской обл., - 22.12.1936, Москва], русский советский писатель.

Н. А. Ос тровский. " Как закалялась сталь" (Москва, 1958). Илл. Е. Кибрика.

Чл. КПСС с 1924. Род. в семье рабочего. В июле 1919 вступил в комсомол и ушёл на фронт добровольцем. Сражался в частях кав. бригады Г. И. Котовского и 1-й Конной армии. В авг. 1920 тяжело ранен. После демобилизации О. - на восстановлении нар. х-ва. В 1923-24 на руководящей комсомольской работе в пограничных р-нах Украины. С 1927 тяжёлая прогрессирующая болезнь приковала О. к постели; в 1928 он потерял зрение. Мобилизуя все душевные силы, О. боролся за жизнь, занимался самообразованием. Слепой, неподвижный, он создал кн. " Как закалялась сталь" (ч. 1-1932, ч. 2 - 1934; полное изд. 1935; одноим. фильм 1942; " Павел Корчагин", 1957). В 1934-36 работал над 3-томным романом " Рождённые бурей" о событиях кон. 1919 - нач. 1920 на западе Украины, становлении революц. самосознания трудящихся (закончена 1-я кн.). Образ гл. героя романа " Как закалялась сталь" - Павла Корчагина автобиографичен. Использовав право на вымысел, писатель талантливо переосмыслил личные впечатления, документы, создав картины и образы широкого художеств, значения. Органич. единство личного и общественного, коммунистич. идейность и непреклонная воля помогают Корчагину преодолеть страшную для бойца трагедию - выход из строя. Революц. патетика и деловая речь, документальность и художеств, вымысел, лиризм и хроника - всё это соединяется у О. в принципиально новое для советской лит-ры художеств, целое. В романе передан революц. порыв народа, частицей к-рого ощущает себя Корчагин. Для многих поколений сов. молодёжи, для передовых кругов молодёжи за рубежом Корчагин стал нравственным образцом. Роман играл мобилизующую роль в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 и в дни мирного стр-ва. Книга оказала влияние на формирование образа молодого героя сов. лит-ры. Произв. О. переведены на языки народов СССР и мн. иностранные языки.

В 1935 О. было присвоено воинское звание бригадного комиссара. Награждён орденом Ленина. Лауреат пр. Ленинского комсомола (1966). Мемориальные музеи О. имеются в Москве (с 1940) и в Сочи (с 1937), где О. жил в 1928-36 (с перерывами), а также на родине писателя.

Соч.: Сочинения. [Вступ. ст. В. Озерова], т. 1 - 3, М., 1968; Сочинения. [Вступ. ст. С. Трегуба], т. 1 - 3, М., 1969.

Лит.: Венгеров Н., Николай Островский, 2 изд., доп. и испр., М., 1956; Тимофеев Л. И., О художественных особенностях романа Н. Островского " Как закалялась сталь", 2 изд., М., 1956; Николай Островский. Фотографии, документы, иллюстрации, [текст С. Лесневского. Сост. Р. Островская, Е. Соколова], М., 1964; Трегуб С., Живой Корчагин, 2 изд., М., 1973; Аннинский А., " Как закалялась сталь" Николая Островского, М., 1971; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т, 3, Л., 1964. Е. 3. Балабанович.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.