Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Международно-правовой режим 41 страница






Используя средства экономич. и политич. давления на латиноамер. страны, США неоднократно навязывали ОАГ решения в целях укрепления своих позиций в Лат. Америке. Под их нажимом ОАГ приняла ряд резолюций, направленных на подавление освободительного движения на континенте, попустительствовала империалистической агрессии в Гватемале (1954), Панаме (1964), Доминиканской Республике (1965). В янв. 1962 на 8-м консультативном совещании министров иностр. дел под давлением США Куба была незаконно исключена из ОАГ. На этом же совещании была принята резолюция о создании Спец. консультативного комитета по обеспечению безопасности, деятельность к-рого направлена против междунар. коммунистич. движения. В 1964 ОАГ приняла решение о разрыве странами -членами орг-ции дипломатич. и торг, отношений с Кубой. Этому решению не подчинилась Мексика, сохранив свои отношения с Кубой; в дальнейшем ряд других латиноамериканских стран, вопреки нажиму США, также восстановил с ней отношения. С нач. 70-х гг. в обстановке общей разрядки междунар. напряжённости в латиноамер. странах усилилось стремление к проведению независимого внешнеполитич. курса. На сессиях Ген. ассамблеи ОАГ политика США в Лат. Америке стала подвергаться резкой критике; ставился вопрос о восстановлении членства Кубы в ОАГ, об отмене санкций против Кубы (май 1972, нояб. 1974), но он ещё не получил положит, решения. Нек-рые латиноамер. страны выступали с открытыми обвинениями против США за их дискриминационную политику в отношении Латинской Америки. На 3-й сессии Ген. ассамблеи ОАГ (4-14 апр. 1973) многие представители латиноамер. стран выступили с предложениями о реорганизации ОАГ, с тем чтобы строить межамериканские отношения на основе " множества идеологий" (" идеологич. плюрализма"), т. е. признания за всеми латиноамер. гос-вами права участвовать в межамериканской системе, независимо от существующего в них политич. строя. На этой сессии была одобрена резолюция о создании Спец. комиссии из представителей всех стран - членов ОАГ для изучения межамериканской системы и выработки мер по её структурной перестройке. Штаб-квартира ОАГ - в Вашингтоне.

Лит.: Гвоздарёв Б. И., Организация американских государств, М., 1960; е г о ж е, Эволюция и кризис межамериканской системы, М., 1966. Д. А. Жуков.

ОРГАНИЗАЦИЯ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА (ОАЕ; Organization of African Unity), региональная межгосударств, политич. организация. Образована на Аддис-Абебской конференции независимых государств Африки в мае 1963. К кон. 1973 в состав ОАЕ входило 42 гос-ва: Алжир, АРЕ, Берег Слоновой Кости, Ботсвана, Бурунди, Верхняя Вольта, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Дагомея, Заир, Замбия, Камерун, Кения, Конго, Лесото, Либерия. Ливия, Маврикий, Мавритания, Малави, Малагасийская Республика, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Руанда, Свазиленд, Сенегал, Сомалийская Демократич. Республика, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эфиопия. На правах наблюдателей в работе ОАЕ участвуют представители нац.-освободит, движений африканских стран с колон, и расистскими режимами.

Цели ОАЕ: укрепление единства и солидарности стран континента; координация действий и развитие всестороннего сотрудничества афр. гос-в, защита суверенитета, терр. целостности и независимости; уничтожение всех видов колониализма; поощрение междунар. сотрудничества. В этих целях члены ОАЕ обязались координировать свои действия в области внеш. политики, экономики, науки и техники, обороны и безопасности, образования, культуры и здравоохранения.

Гл. принципы ОАЕ - равноправие и невмешательство во внутр. дела гос-в-членов; уважение их терр. целостности и независимости, мирное урегулирование спорных вопросов, поддержка освободит, движений на зависимых афр. территориях, неприсоединение и др.

Гл. органы: Ассамблея глав гос-в и правительств (собирается не менее 1 раза в год, каждое гос-во располагает в ассамблее одним голосом, решение ассамблеи считается принятым, если за него проголосовали 2/3 членов ОАЕ); Совет министров (собирается не реже 2 раз в год); Ген. секретариат, возглавляемый ген. секретарём, назначаемым ассамблеей (постоянный адм. орган). Кроме того, при ОАЕ имеются комиссии: по экономич. и социальным вопросам; по вопросам образования, науки, культуры и здравоохранения; по вопросам обороны.

Спец. органы ОАЕ призваны оказывать поддержку афр. народам, продолжающим борьбу за независимость. Прежде всего это Комитет помощи нац.-освободит. движениям в Африке, широко известный также под назв. Комитета освобождения или Комитета 17-ти. В целях материальной поддержки антиколон, движения на континенте члены ОАЕ обязались отчислять в спец. фонд освобождения Африки 1% от своих нац. бюджетов.

ОАЕ добилась нек-рых успехов в обтасти развития межафриканского экономич. сотрудничества. При её содействии созданы Африканский банк развития и Ин-т экономич. планирования.

Одним из гл. направлений в деятельности ОАЕ является борьба с остатками колониализма на континенте и расизмом в ЮАР и Юж. Родезии. Вопросы борьбы против колониализма и расизма рассматривались на всех ассамблеях ОАЕ. Важные решения были приняты на второй Ассамблее ОАЕ (Каир, июль 1964): о запрещении ядерного оружия и объявлении Африки безатомной зоной, а также о всеобщем разоружении. На пятой Ассамблее (Алжир, сент. 1968) была осуждена израильская агрессия и выдвинуто требование освобождения оккупированных араб, территорий. На восьмой Ассамблее (Аддис-Абеба, июнь 1971) был сформирован Комитет глав гос-в 10 стран ОАЕ для поисков урегулирования ближневост. конфликта и была принята Декларация по вопросу о " диалоге", в к-рой была отвергнута идея " диалога" афр. гос-в с ЮАР. Ассамблея поддержала меры афр. гос-в по осуществлению суверенитета над своими природными ресурсами. Однако в работе ОАЕ встречаются трудности, вызванные гл. обр. тем, что в неё входят гос-ва, придерживающиеся разных концепций политич. и экономич. развития, что приводит к разногласиям при решении кардинальных вопросов. ОАЕ имеет при ООН постоянных представителей. Лит.: Basic documents and resolutions. Publ. by the Provisional secretariat of the Organisation of African Unity, Addis Abeba, 1964; Организация африканского единства (История создания и деятельности). Сб. документов, М., 1970; Организация африканского единства (Сборник документов), в. 2 (1966-1969), М., 1973. В.П.Панов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ автотранспорта, организация дорожного движения (ОДД), деятельность, обеспечивающая движение транспортных средств по дорогам с высокими скоростями и безопасностью для всех его участников. На Конференции ООН в Вене (1968) приняты междунар. соглашения-" Конвенция о дорожном движении" и " Конвенция о дорожных знаках и сигналах", в к-рых отражён передовой опыт О. д. в европ. странах. СССР подписал эти соглашения; осн. направления О. д. в СССР: обучение водителей и пешеходов, их убеждение и при необходимости принуждение к соблюдению Правил дорожного движения, совершенствование дорожных условий и трансп. средств, регулирование дорожного движения. К участникам дорожного движения (водителям, пешеходам, пассажирам) предъявляется ряд требований, к-рые в СССР сформулированы в Правилах дорожного движения и др. нормативных документах. Напр., водителем автомобиля может стать каждый, достигший 18-летнего возраста и выдержавший экзамены по теории и практике вождения в Государственной автомобильной инспекции. Кроме того, каждому водителю необходимо получить положительное мед. заключение. Рост интенсивности движения транспорта и усложнение обстановки на дорогах сделали необходимым обучение элементарным правилам безопасности и пешеходов; за нарушение принятых в дорожном движении норм административную, а если оно повлекло за собой серьёзное последствие, и уголовную ответственность несут не только водители, но и все др. участники движения. Курс Правил дорожного движения изучается в общеобразовательных школах.

К деятельности по О. д. относят и разъяснительно-воспитательную работу, к-рая ведётся с помощью средств массовой пропаганды и др.

Большое значение для правильной О. д. имеют Строительные нормы и правила, по к-рым проектируется и создаётся дорожная сеть страны, а также стандарты безопасности в автомобилестроении. Они обеспечивают проведение необходимых технич. мероприятий по совершенствованию дорожных условий и конструкций трансп. средств. Мероприятия по О. д. входят составной частью и в типовые проекты на застройку насел, пунктов. Продукция автомоб. з-дов должна удовлетворять требованиям, помогающим предотвращать дорожно-трансп. происшествия (рулевое управление, система тормозов и т. д.), и к средствам пассивной безопасности, снижающим тяжесть возможных последствий, когда происшествия избежать не удалось. Исправность трансп. средств контролирует Госавтоинспекция.

О. д. в СССР опирается на исследования закономерностей дорожного движения, учитывает перспективы развития автомоб. транспорта.

См.такжеДорожно-транспортные происшествия, Дорожные знаки, Регулирование дорожного движения. В. В. Лукьянов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА ЮГО-ВОСТОЧНОИ АЗИИ, СЕ AT О (South-East Asia Treaty Organization - SEATO), военно-политич. группировка, созданная по инициативе США, гл. задачей к-рой является борьба против нац.-освободит. движений и всех прогрессивных сил в Юго-Вост. Азии. Начало орг-ции было положено подписанием США, Великобританией, Францией, Австралией, Новой Зеландией, Пакистаном, Таиландом, Филиппинами 8 сент. 1954 договора в г. Маниле (вступил в силу 19 февр. 1955). В соответствии с Манильским договором (ст. 4) участники СЕАТО обязались в случае вооружённой " агрессии" " в районе, охватываемом договором", против кого-либо из них " действовать для преодоления этой общей опасности соответственно со своими конституционными процедурами" и консультироваться в случае возникновения " угрозы агрессии". Ма-нильский договор может быть распространён и на др. страны, т. к. согласно ст. 8 этого договора в зону действия СЕАТО входит " общий район Юго-Восточной Азии", в т. ч. все территории азиатских договаривающихся сторон, и " общий район юго-западной части Тихого океана, не включая районы Тихого океана севернее 21 градуса 30 минут северной широты". Вопреки решениям Женевского совещания 1954 о принципах политич. урегулирования во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже и об уважении их суверенитета, участники совещания в Маниле подписали дополнит, протокол, распространяющий действие Манильского договора на Юж. Вьетнам, Лаос и Камбоджу. В рамках СЕАТО проводятся военно-морские, военно-воздушные и сухопутные манёвры.

СЕАТО поддержало агрессию США в Индокитае, но уже вскоре после начала агрессии (1964-65) в орг-ции стали обнаруживаться признаки кризиса, связанного с обострением противоречий между её участниками, а позднее и с начавшимся процессом ослабления междунар. напряжённости. Франция с 1965 перестала участвовать в сессиях Совета, затем отказалась от участия в воен. деятельности СЕАТО, а в 1973 заявила о прекращении с 30 июня 1974 финанс. участия в орг-ции. В нояб. 1973 из СЕАТО вышел Пакистан.

Высший орган СЕАТО - Совет министров (сессии Совета министров проводятся ежегодно). Постоянный орган - Совет уполномоченных во главе с ген. секретарём (с сент. 1972 - С. Хонглада-ром, Таиланд). Совету министров подчинён Комитет военных советников (" Комитет военного планирования"). Штаб-квартира - в Бангкоке (Таиланд).

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ (ООН), международная орг-ция, гл. задачей к-рой является поддержание и укрепление междунар. мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. Основы деятельности этой орг-ции и её структура разрабатывались в годы 2-й мировой войны 1939-45 ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Важнейшими этапами на пути создания ООН были Моск. совещание министров иностр. дел СССР, США и Великобритании 1943, Думбартон-Окс конференция 1944, Крымская конференция 1945, Сан-Францисская конференция 1945. На конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 представителями 50 гос-в (эти гос-ва, а также Польша считаются первоначальными членами ООН) был подписан Устав ООН, вступивший в силу 24 окт. 1945, после сдачи ратификационных грамот Сов. Союзом, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством др. подписавших Устав гос-в (24 окт. ежегодно отмечается как День Организации Объединённых Наций).

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ (МАГАТЭ) (по состоянию на январь 1974 г.)
[ris]

В Уставе ООН в результате усилий СССР и всех прогрессивных сил закреплены такие демократич. принципы междунар. сотрудничества, как суверенное равенство всех членов ООН; разрешение междунар. споров исключительно мирными средствами; отказ в междунар. отношениях от угрозы сплои или её применения к.-л. образом, несовместимым с целями ООН; невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутр. компетенцию любого гос-ва, и др. Членство в ООН открыто для всех миролюбивых гос-в, способных и желающих выполнять обязательства, содержащиеся в её Уставе. Приём гос-в в члены ООН производится Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. На 1 нояб. 1974 членами ООН являлись 138 гос-в, в т. ч. 51 гос-во, входящее в число первоначальных членов [Австралия, Аргентина, БССР, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай (до 1971 место Китая незаконно занимал представитель режима Чан Кай-ши на о. Тайвань; 25 окт. 1971 права КНР в ООН восстановлены), Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, США, СССР, Турция, УССР, Уругвай, Филиппины, Франция, Чехословакия, Чили, Экуадор, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканская Республика (до 1961 Южно-Афр. Союз)], и 87 гос-в, принятых в ООН в 1946-74: Афганистан, Исландия, Швецияи(19 нояб. 1946); Таиланд (16 дек. 1946); ^Йеменская Араб. Республика (до 1962 Йеменское Мутаваккилийское королевство), Пакистан (30 сент. 1947); Бирма (19 апр. 1948); Израиль (11 мая 1949); Индонезия (28 сент. 1950); Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, Иордания, Ирландия, Испания, Италия, Камбоджа, Лаос, Ливия, Непал, Португалия, Румыния, Финляндия, Шри-Ланка (до 1972 Цейлон) (14 дек. 1955); Марокко, Судан, Тунис (12нояб. 1956); Япония (18 дек. 1956); Гана (8 марта 1957); Малайзия (до 1963 Малайя; 17 сент. 1957); Гвинея (12 дек. 1958); Берег Слоновой Кости, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Камерун, Кипр, Нар. Республика Конго (до дек. 1969 Республика Конго), Заир (до 1964 Республика Конго, до 1971 Демократич. Республика Конго), Малагасийская Республика, Нигер, Сомали, Того, Центральноафриканская Республика, Чад (20 сент. 1960); Мали, Сенегал (28 сент. 1960); Нигерия (7 окт. 1960); Сьерра-Леоне (27 сент. 1961); Мавритания, МНР (27 окт. 1961); Танзания (14 дек. 1961); Бурунди, Руанда, Тринидад и Тобаго, Ямайка (18 сент. 1962); Алжир (8 окт. 1962); Уганда (25 окт. 1962); Кувейт (14 мая 1963); Кения (16 дек. 1963); Замбия, Малави, Мальта (1 дек. 1964); Гамбия, Мальдивские о-ва, Сингапур (21 сент. 1965); Гайана (20 сент. 1966); Ботсвана, Лесото (17 окт. 1966); Барбадос (9 дек. 1966); Народная Демократич. Республика Йемен (до 1970 Народная Республика Южного Йемена; 14 дек. 1967); Маврикий (24 апр. 1968); Свазиленд (24 сент. 1968); Экваториальная Гвинея (12 нояб. 1968); Фиджи (13 окт. 1970); Бахрейн, Бутан, Катар (21 сент. 1971); Оман (7 окт. 1971); Объединённые Арабские Эмираты (9 дек. 1971); ГДР, ФРГ, Содружество Багамских островов (18 сент. 1973); Бангладеш, Гвинея-Бисау, Гренада (17 сент. 1974).

Главные органы ООН - Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и социальный совет ООН, Совет по опеке ООН, Международный суд ООН и Секретариат ООН.

Ген. Ассамблея имеет право обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и давать рекомендации по таким вопросам с ограничениями, обусловленными спец. полномочиями Совета Безопасности.

Совет Безопасности несёт гл. ответственность за поддержание междунар. мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Он действует на основе принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности (СССР, США, Великобритания, Франция, Китай; см. Единогласия принцип).

В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности в случаях угрозы миру, нарушений мира или актов агрессии, когда другие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными, имеет право предпринять такие действия вооруж. силами государств - членов ООН, предоставленными в его распоряжение, какие могут оказаться необходимыми для поддержания или восстановления междунар. мира и безопасности. Совету Безопасности принадлежит исключит, компетенция в решении всех вопросов, связанных с созданием и функционированием вооруж. сил ООН.

Экономический и социальный совет осуществляет под рук. Ген. Ассамблеи функции ООН в сфере экономич. и социального междунар. сотрудничества. Совет по опеке призван следить под рук. Ген. Ассамблеи за осуществлением гос-вами, управляющими подопечными терр., основных задач междунар. системы опеки. Междунар. суд - главный судебный орган ООН. Секретариат ООН состоит из Генерального секретаря ООН - главного административного должностного лица орг-ции - и междунар. персонала. С 1 янв. 1972 Ген. секретарь ООН - К. Вальдхайм (Австрия).

Существует значительное число различных органов ООН: Комиссия междунар. права, Комитет по использованию космич. пространства в мирных целях, Спец. комитет по вопросу о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колон, странам и народам, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др. В особой связи с ООН находятся 13 специализированных учреждений ООН, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. (см. в ст. Международные организации).

Штаб-квартира ООН расположена в Нью-Йорке; офиц. языками являются англ., франц., исп., рус. и кит. языки.

Деятельность ООН. Решения и действия ООН отражают складывающееся соотношение сил между гос-вами мира, преобладающие тенденции междунар. жизни. Борьба на междунар. арене между силами социализма и демократии, с одной стороны, и силами агрессии и империалистич. реакции - с другой, проходит в специфич. формах также и в ООН. Известные положит, результаты, достигнутые ООН за время её существования, отражают возрастающее могущество и междунар. влияние Сов. Союза и всего социалистич. содружества. За время своей деятельности ООН приняла по инициативе и в результате настойчивых усилий СССР и др. социалистич. стран ряд важных и полезных резолюций, прежде всего в области разоружения и укрепления междунар. безопасности. Среди них- резолюции о принципах, определяющих общее регулирование и сокращение вооружений (1946), о выдаче и наказании военных преступников (1946), о мерах против пропаганды новой войны (1947), о мерах по установлению и укреплению мирных и добрососедских отношений между гос-вами (1957 и 1958), о всеобщем и полном разоружении (1959); Декларация о недопустимости вмешательства во внутр. дела гос-в, об ограждении их независимости и суверенитета (1965); Декларация об укреплении междунар. безопасности (1970); Декларация о принципах междунар. права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между гос-вами в соответствии с Уставом ООН (1970); резолюции в пользу созыва Всемирной конференции по разоружению (1971-73); резолюция о неприменении силы в междунар. отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия (1972), резолюция о сокращении воен. бюджетов гос-в - постоянных членов Совета Безопасности ООН на 10% и об использовании части сэкономленных средств на оказание помощи развивающимся странам (1973). Ген. Ассамблея ООН одобрила Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в трёх средах, Договор о космосе 1967, Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о морском дне, Конвенцию о бактериологическом оружии и др.

Важное положит, значение имеют принятые Ген. Ассамблеей ООН резолюции, направленные против колониализма, расизма и нац. угнетения: Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948); Декларация о предоставлении независимости колон. странам и народам (1960); Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963); Программа действий в целях полного осуществления Декларации о предоставлении независимости колон, странам и народам (1970); Конвенция о пресечении преступления апартхейда и наказании за него (1973).

Обсуждение в органах ООН вопросов, касающихся нац.-освободит, борьбы народов и защиты нац. суверенитета независимых гос-в, способствовало оказанию отпора силам агрессии и междунар. произвола. Так, положит, роль сыграло рассмотрение в Совете Безопасности вопроса о п-рекращении иностр. интервенции в Индонезии (1946-49). ООН оказала иск-рое содействие выдворению англо-франко-израильских агрессоров из Египта в 1956, способствовала ликвидации колон, режимов на терр. Туниса, Марокко, Алжира, Кипра, Зап. Ириана и др. Сдерживанию агрессивных действий сил империализма содействовали обсуждения в Совете Безопасности интервенции США и Великобритании в Ливане и Иордании (1958), враждебных действий США против Кубы (1960-62), угрозы независимости и терр. целостности Кипра (1964), интервенции США в Доминиканской Республике (1965). Важное значение имеют резолюция № 242 Совета Безопасности от 22 нояб. 1967 о политич. урегулировании на Бл. Востоке и резолюция № 338 от 22 окт. 1973 о прекращении военных действий и установлении справедливого и прочного мира на Бл. Востоке, а также резолюция об установлении экономич. санкций в отношении Южной Родезии (1968); однако выполнению этих решений препятствуют силы, поддерживающие агрессоров и расистские режимы. Позитивный вклад в поддержание мира на Бл. Востоке вносит присутствие там чрезвычайных вооруж. сил ООН, созд. решением Совета Безопасности от 25 окт. 1973.

Полезные решения были разработаны и приняты в экономич., социальной и международно-правовой областях: напр., резолюции о неотъемлемом суверенитете гос-в над своими естеств. ресурсами (1952, 1962, 1966), о демократия, земельных реформах (1954, 1959), " Принципы меж дунар. торговых отношении и торговой политики" (1964), Декларация социального прогресса и развития (1969). Всеобщая декларация прав человека (1948), Конвенция о политич. правах женщин (1952), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968).

Противники разрядки междунар. напряжённости оказывают сопротивление принятию решений, направленных на укрепление междунар. мира и безопасности. До сер. 50-х гг. зап. державам, опиравшимся на голоса зависимых от них гос-в, нередко удавалось отклонять сов. предложения (напр., о запрещении атрмного оружия и сокращении вооруженных сил и вооружении, 1948, о заключении пакта пяти держав по укреплению мира, 1949) и проводить решения, диктуемые интересами империалистич. политики. Так был использован флаг ООН для прикрытия амер. агрессии в Корее (1950), предпринимались попытки ликвидировать принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности и передать полномочия этого органа Ген. Ассамблее (резолюция Ген. Ассамблеи " Единство в пользу мира", 1950).

Изменение соотношения сил в мире в пользу социализма привело к существ. улучшению обстановки в ООН. В дек. 1955 было сломлено противодействие зап. держав приему в ООН ряда социалистич. гос-в, а в кон. 50 - нач. 60-х гг. в ООН вступила значит, группа вновь образованных гос-в Африки и Азии, поддерживающих важные решения, направленные на укрепление всеобщего мира и безопасности. И хотя западным державам удавалось и в 50- 60-х гг. иногда использовать ООН в интересах враждебной социалистич. гос-вам политики и для защиты своих колон, интересов (обсуждение т. н. " венгерского вопроса" в 1956; " операция ООН в Конго", 1960- 64), они с сер. 60-х гг. всё чаще оказывались в меньшинстве при обсуждении важных политич. вопросов,

ООН внесла (несмотря на свои недостатки и слабости) полезный вклад в осуществление целей и принципов, провозглашённых в её Уставе. Принятые ею по инициативе СССР и др. социалистич. стран важнейшие решения содействуют укреплению всеобщего мира и безопасности. ООН способствовала преодолению ряда острых междунар. кризисов. В условиях разрядки междунар. напряжённости расширяются возможности ООН для положит, воздействия на развитие междунар. обстановки. Сов. Союз и др. страны социалистич. содружества поддерживают ООН как важный инструмент содеиствия урегулированию актуальных междунар. политич. проблем и выступают за повышение ее эффективности и авто-ритета на основе строгого соблюдения Ус-тава ООН.

Goodrich L. M., Hambro E., Charter оfthe United Nations, 2 ed., Boston, 1949; К e 1 s e n H, The law of the United Nations, L., 1951; Goodrich L. M., Simons A.. P., The United Nations and maintenance of international peace and security, Wash., 1955. В. В. Лозинский.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ, ЮНЕСКО (United Nations Educational Scientific and Cultural Organization - UNESCO), межправительственная орг-ция; специализированное учреждение ООН. Устав ЮНЕСКО разработан на Учредит, конференции орг-ции (нояб. 1945), вступил в силу 4 нояб. 1946. На 1 дек. 1974 в ЮНЕСКО входило 135 гос-в; СССР, УССР, БССР - члены ЮНЕСКО с 1954. Целями ЮНЕСКО, согласно ст. 1-й её устава, являются: содействие миру и междунар. безопасности путём развития сотрудничества между гос-вами в области образования, науки и культуры; обеспечение всеобщего уважения осн. прав и свобод человека без различия расы, пола, языка или религии. Деятельность ЮНЕСКО охватывает широкий круг вопросов: ликвидация неграмотности и борьба с дискриминацией в области образования; воспитание молодёжи в духе мира и междунар. взаимопонимания; содействие в подготовке нац. кадров; изучение нац. культур; проблемы океанографии, биосферы, геологии, социальных наук, информации и др. В 60 - нач. 70-х гг. ЮНЕСКО по инициативе СССР, др. социалистич. стран, а также развивающихся стран приняла (вопреки сопротивлению сил, противодействующих разрядке междунар. напряжённости) ряд решений, направленных на активизацию её роли в борьбе за мир, против расизма и колониализма.

ЮНЕСКО активно участвовала в проведении междунар. кампаний, связанных с юбилейными датами мирового значения. Среди них - 50-летие Великой Окт. социалистич. революции (1967), 150-летие со дня рождения К. Маркса (1968), 100-летие со дня рождения В. И. Ленина (1970), 50-летие образования СССР (1972).

Высший орган ЮНЕСКО - Ген. конференция; исполнит, органы - Исполнительный совет и Секретариат, возглавляемый ген. директором. Ген. директор ЮНЕСКО - А. М. М'Боу (Сенегал, с нояб. 1974), пред. Исполнит, совета - X. Уинтер (Ямайка, с нояб. 1974). Штаб-квартира - в Париже.

ЮНЕСКО издаёт " Курьер ЮНЕСКО" (на 15 яз., в т. ч. с янв. 1957 на рус. яз.; выходит 11 раз в год) и публикует ряд др. периодич. изданий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ (ООП; Муназзамат ат-тахрир аль-Филастыния), объединяет большинство орг-ций палестинского движения сопротивления (ПДС), борющегося за обеспечение законных прав араб, народа Палестины. ООП создана в 1964. На совещаниях глав араб, гос-в в Алжире (нояб. 1973), в Рабате (окт. 1974) и конференции мусульм. стран в Лахоре (март 1974) ООП была признана единств, законным представителем араб, народа Палестины. ООП имеет свои офиц. представительства почти во всех араб, странах, участвует в работе Лиги араб, гос-в. Имеются бюро ООП в ряде стран Европы и Азии. Вооруж. силы ПДС дислоцируются в Ливане, Сирии и нек-рых др.. араб, странах. Высшим органом ООП является Палестинский нац. совет (ПНС), к-рый созывается, как правило, один раз в год. На сессиях ПНС избирается исполком ООП, осуществляющий политич. и организац. руководство деятельностью ООП между сессиями ПНС. С февр. 1969 пред, исполкома - Ясир Арафат. Гл. информац. органы ООП - Палестинское информационное агентство (ВАФА) и еженедельник " Филастын ас-Саура" (" Революционная Палестина").

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, комплекс мероприятий, направленных на рациональное сочетание процессов труда с вещественными элементами произ-ва в пространстве и во времени с целью повышения эффективности, т. е. достижения поставленных задач в кратчайшие сроки, при наилучшем использовании производств, ресурсов.

На социалистич. предприятии О. п. должна обеспечить неуклонное увеличение объёма необходимой нар. х-ву продукции соответств. качества, совершенствование типов, моделей, марок изделий, рост производительности труда и снижение издержек произ-ва, улучшение условий труда и повышение культурно-технич. уровня кадров (см. Организация труда). С ростом технич. оснащённости произ-ва важнейшей задачей О. п. становится рациональное использование техники и проведение своевременного высококачеств. её ремонта. О. п. включает подготовку произ-ва новых и модернизацию выпускаемых видов изделий, совершенствование процессов их изготовления, текущее регулирование и контроль работы производств, звеньев. Она охватывает все стадии изготовления продукции и носит системный характер, подчиняя все частные задачи главной - макс, удовлетворению потребностей общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.