Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Международно-правовой режим 26 страница






В условиях капитализма данный закон ведёт к углублению противоречий обществ, воспроизводства, обостряет трудности реализации, усиливает расточительность капиталистич. х-ва. В условиях социализма планомерное использование закона позволяет обеспечивать оптимальный рост обществ, воспроизводства, повышать эффективность х-ва и достигать на базе высоких темпов развития обществ, произ-ва постоянного быстрого роста нар. благосостояния.

Закон был открыт и обоснован К. Марксом в его теории воспроизводства. В. И. Ленину принадлежит крупный вклад в исследование и обоснование необходимости действия и содержания этого закона. Рассмотрев развитие воспроизводства на базе технич. прогресса и роста органич. строения капитала (представляющего собой отношение постоянного капитала к переменному, поскольку оно отражает технич. строение капитала или отношение массы средств произ-ва, применяемых на предприятии, к массе рабочей силы, приводящей в движение эти средства произ-ва), Ленин доказал, что закономерно наиболее быстро возрастает тот отдел обществ, произ-ва, к-рый производит средства произ-ва для произ-ва средств произ-ва, за ним по скорости темпов возрастания следует произ-во средств произ-ва для произ-ва предметов потребления и, наконец, произ-во предметов потребления. " Весь смысл и все значение этого закона о быстрейшем возрастании средств производства, - писал Ленин, - в том только и состоит, что замена ручного труда машинным, - вообще прогресс техники при машинной индустрии, - требует усиленного развития производств... „средств производства для средств производства" " (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 100).

Действие закона вытекает из взаимосвязи повышения технич. оснащения труда и его производительности с ростом технич. и органич. строения произ-ва. Возрастающее технич. оснащение труда ведёт к увеличению его производительности. В результате в составе издержек произ-ва единицы продукции и, соответственно, в СОП доля прошлого труда (с) возрастает, доля живого труда (v + т) снижается. Живой труд повышающейся производительности, перерабатывая всё большие массы сырья, материалов, расходует на каждую свою единицу всё большие массы прошлого труда, заключённого в потребляемых в произ-ве средствах произ-ва. Рост доли прошлого труда (с) и ведёт с необходимостью к более быстрому росту произ-ва средств произ-ва. Это доказывается и строго математически.

Обозначим: Р - стоимость обществ. продукта; PI - стоимость продукта в средствах произ-ва; РII - стоимость продукта в предметах потребления; С - стоимость фонда возмещения (прошлого труда) в СОП; N - масса производств. накопления (в средствах произ-ва). Тогда PI = С + N. Разделив обе стороны равенства на Р, получим:
[ris]

Предположим, что отношение тг, т. е. норма производств, накопления в средствах произ-ва, неизменна (она действительно обычно устойчива). Поскольку С/P отношение р, т. е. доля возмещения в обществ, продукте, возрастает, то необходимо возрастает и PI/P, т. е. доля продукции средств произ-ва в общественном продукте. Но т. к. Р = PI + РII, то при общем росте Р, PI необходимо возрастает быстрее, чем РII. Конечно, то или иное изменение нормы накопления может вызвать либо ускорение, либо замедление темпов роста средств произ-ва, но не может отменить действия закона.

Весь историч. опыт развития экономики капитализма и социализма, если брать более или менее длит, периоды (ряд лет), доказывает неизменное действие этого закона. Так, при росте объёма продукции пром-сти СССР в 1972 по сравнению с 1913 в 105 раз, по сравнению с 1940 - в 13, 7 и по сравнению с 1960 - в 2, 6 рост произ-ва средств произ-ва (группы " А") соответственно составил 246; 18, 3; 2, 8, а рост произ-ва предметов потребления (группы " Б") - 35; 7, 5; 2, 3. Соотношение темпов роста произ-ва средств произ-ва и произ-ва предметов потребления в продукции пром-сти в значит, степени определяет это соотношение и в СОП в целом.

В условиях научно-технич. революции формы действия закона изменяются, однако самый закон сохраняет силу. Снижение фондоёмкости и материалоёмкости произ-ва позволяет достигать роста СОП при меньших темпах опережения произ-вом средств произ-ва произ-ва предметов потребления.

Степень опережения темпов роста произ-ва средств произ-ва по сравнению с темпами роста произ-ва предметов потребления определяется конкретными социально-экономич. условиями воспроизводства. При капитализме большое влияние на это соотношение оказывают экономич. циклы и кризисы, степень интенсивности воспроизводства, высота его темпов и т. д., при социализме - планомерность произ-ва, высокие устойчивые темпы обществ, воспроизводства, освобождение х-ва от социального расточительства и потерь, свойственных капиталистич. экономике.

На соотношение темпов роста I и II подразделений обществ, произ-ва влияют также конкретные условия воспроизводственного процесса (см. Воспроизводство), изменения в структуре произ-ва, в характере технич. прогресса, в размещении производит, сил и т. д. Иногда разрыв между этими темпами может увеличиваться; в условиях интенсификации и повышения эффективности произ-ва они сближаются. Так, в СССР на протяжении 8-й (1966-70) и 9-й (1971-75) пятилеток темпы роста I и II подразделений существенно сблизились. Если в 1960-65 прирост произ-ва средств произ-ва составлял 40%, а произ-ва предметов потребления 28%, то в 8-й пятилетке они составили 44 и 42%, а в 9-й пятилетке 41 и 37%. Иногда происходит даже несколько более быстрое увеличение группы " Б " по сравнению с группой " А" (напр., в последние годы 8-й пятилетки), хотя в целом сохраняется преимуществ, рост I подразделения обществ, произ-ва. Это отражает эластичность действия закона, возможность подтягивания темпов роста II подразделения на базе повышения эффективности обществ, произ-ва, поддержания оптимальности в соотношении подразделений, благодаря чему обеспечиваются устойчиво высокие темпы развития нар. х-ваироста нар. благосостояния. По проблемам содержания и проявления закона в условиях научно-технич. революции идёт широкая науч. дискуссия в сов. и зарубежной экономич. литературе. Нек-рые экономисты, ссылаясь на временные модификации закона, полагают, что он теряет свою силу. Большинство сов. экономистов, опираясь на конкретно-экономич. исследования, считает, что и в условиях научно-технич. революции закон продолжает действовать, обретая нек-рые модификации (напр., в конкретном соотношении темпов опережения 1 подразделения и т. д.).

JIum.: Маркс К., Капитал, т. 2 3 отд., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; К р о н р о д Я. А., Общественный продукт и его структура при социализме, М., 1958; е г о ж е, Развитие В. И. Лениным теории воспроизводства и современность, М., 1969; П а ш к о в А. И., Экономический закон преимущественного роста производства средств производства, М., 1958; Н о т к и н А. И., Темпы и пропорции социалистического воспроизводства, М., 1961; Структура народного хозяйства СССР, М., 1967; Два подразделения общественного производства, под ред. В. Н. Черковца, М., 1971. Я. Л. Кронрод.

ОПЕРЕНИЕ, перьевой покров птиц. Предохраняет тело от охлаждения, а при полёте обеспечивает его обтекаемую форму и образует несущие поверхности - крылья и хвост. О. состоит из различных по строению перьев: контурных, пуховых, нитчатых, пуха и щетинок. Участки кожи, покрытые перьями, - птерилии, - чередуются с участками кожи, лишёнными перьев, но обычно прикрытыми ими сверху, - аптериями. Только у страусовых, пингвинов и паламедей перья расположены на коже равномерно. Обычно пуховые перья и пух скрыты налегающими друг на друга опахалами контурных перьев, но у нек-рых птиц, напр, грифов, пух выступает наружу. У цапель, сов, козодоев, стрижей, мн. воробьиных пух расположен по аптериям, у тинаму - только по птерилиям, у большинства др. птиц - по всему телу. О. периодически (обычно ежегодно) заменяется путём линьки. Окраска О. обусловлена присутствием пигментов и особенностями структуры пера.

ОПЕРЕНИЕ САМОЛЁТА, аэродинамич. поверхности самолёта, обеспечивающие его продольную и путевую устойчивость и управление им. Располагается обычно в хвостовой части, иногда в носовой части фюзеляжа. По конструкции О. с. сходно с крылом самолёта; его общая площадь составляет 0, 25-0, 5 площади крыльев.

О. с. различают по виду спереди (рис.), сбоку и по виду в плане (прямоугольное, трапециевидное, эллиптическое, а также стреловидное - для скоростных

Формы оперения самолётов (вид спереди): а - крестовидная; б и в - Т-образные; г и д - двухки левые; е - трёхкилевая; ж и з - V-образные.

самолётов). Передняя часть горизонтального О. с., несущего руль высоты, наз. стабилизатором, а вертикального О. с., несущего руль направления, - килем. Руль высоты пилот отклоняет посредством ручки управления (отклонение её на себя вызывает подъём самолёта, от себя - его спуск), руль направления - посредством педалей (при нажиме ногой на правую педаль самолёт поворачивается вправо, на левую - влево). Углы отклонения рулей обычно ±(25-30)°. Для поддержания надлежащей продольной устойчивости самолёта стабилизатор обычно имеет подъёмный механизм, изменяющий по желанию пилота атаки угол в пределах от +5° до -15°. Иногда подъёмный механизм связывают с ручкой управления, заставляя стабилизатор работать совместно с рулём высоты. Нередко рули упраздняют и получают цельно-поворотное горизонтальное О. с. Таким же делают и вертикальное О. с. Кроме того, для улучшения поперечной устойчивости самолёта, обеспечиваемой элеронами, правую и левую половины горизонтального О. с. связывают с элерон-ным управлением, посредством к-рого элероны отклоняются в разные стороны (дифференциальное управление). По этой схеме работают и рули V-образного О. с. С. Я. Макаров.

ОПЕРЕТТА (итал.operetta, франц. орerette, букв.- маленькая опера), один из видов муз. театра (разновидность оперы с разговорным диалогом), сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет с элементами эстрадного иск-ва. В основе муз. драматургии О. обычно лежат куплетная песня и танец. Как правило, кульминацию каждой сцены составляет популярный в данное время и в данной стране танец (канкан и галоп у Ж. Оффенбаха, вальс, полька и мазурка у И. Штрауса-сына, чардаш у И. Кальмана и др.), нередко определяющий собой всю муз. атмосферу спектакля. Хотя в О. используются и типичные для оперы жанры и виды вокальной и инструментальной музыки - ария, дуэт, ансамбль, хор, они обычно более просты и также выдержаны в песенно-танцевальном характере. Муз.-вокальные и хореографич. номера служат в О. для развития действия, утверждения идеи произв. и составляют взаимосвязанное целое. Это отличает О. от водевиля и др. разновидностей муз. комедии и драмы, где музыка играет вспомогательную, дивертисментно-декоративную роль. Термину " О." первоначально придавалось иное значение. До сер. 19 в. О. наз. небольшие оперы. Истоки О. восходят к традиции муз.-комедийных спектаклей, её историч. предшественники - комич. опера, включая оперные пародии, франц. водевиль, австр. и нем. зинггипилъ.

Как самостоятельный жанр О. возникла в 50-е гг. 19 в. во Франции; в 60-е гг. появились австр., в 70-е гг.- англ., в 80-е гг.- амер. О. Во Франции получил развитие преим. пародийный тип О., его создателями и основоположниками были Ф. Эрве и Ж. Оффенбах; последний поднял театр, пародию на уровень острой социальной сатиры (" Орфей в аду", 1858, и др.). Самобытная, иронически злободневная О. создана в 70-90-х гг. в Великобритании (А. Салливен). Во 2-й пол. 19 в. во Франции (поздние работы Оффенбаха и Эрве, произв. Ш. Лекока, Р. Планкета, Э. Одрана) и в Австрии (произв. И. Штрауса, Ф. Зуппе, К. Миллёкера, К. Целлера) композиторы постепенно отказывались от пародии, сатиры, злободневности и вернулись к историко-бытовым и лирико-романтич. сюжетам комич. оперы. На рубеже 19 и 20 вв. в Великобритании О. сблизилась с мюзик-холлом, а во Франции-с фарсовым театром, став чисто развлекательным, коммерч. зрелищем. В австр. же т. н. новой венской О., в к-рую Ф. Легар и особенно И. Кальман внесли нац. венг. мелодии, наступил в нач. 20 в. период нового подъёма и широкого международного признания. В творчестве композиторов этого направления преобладало лирико-сентиментальное начало, они создали новый тип О.- мелодраму-буфф., своеобразно перекликающуюся с веристской оперой (см. Веризм). Традиции венской школы нек-рое время оказывали влияние на немецкую (т. н. берлинскую) О., но к 30-м гг. в ней стали преобладать примитивные, развлекательные муз. фарсы. В 20-30-е гг. в венской О. усилились кризисные черты, утвердились драматургические, музыкальные и театрально-постановочные штампы; зарубежная О. в значит, степени деградировала идейно и художественно.

В 20-е гг. 20 в. в сев.-амер. О. (возникшей в кон. 19 в.) утвердился новый вид муз. произв.- мьюзикл, к-рый объединил муз. комедию и омузыкалснную пьесу (musical play), построенную иногда и на некомедийной основе. Успехи мьюзикла связаны с творчеством композиторов Дж. Керна, Дж. Гершвина, И. Берлина, Р. Роджерса, К. Портера, Ф. Лоу, Л. Бернстайна.

Рус. дореволюц. опереточный театр (первый спектакль в 1868) по существу не имел нац. репертуара. Начало советской О. положено в сер. 20-х гг. композиторами И. О. Дунаевским и Н. М. Стрельниковым. Позднее в этом жанре работали композиторы Б. А. Александров, Ю. С. Милютин, В. П. Соловьёв-Седой, К. Я. Листов, О. Б. Фельцман, А. Г. Новиков, Т. Н. Хренников, В. И. Мурадели, О. А. Сандлер, В. Е. Баснер и др. Они упрочили связь О. с массовой сов. песней. Обращаются к О. и мастера сов. симфонической и оперной музыки - В. В. Щербачёв, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Г. В. Свиридов. Для работ сов. композиторов характерны лирико-романтич. направленность, стремление к актуальной совр. тематике, развитие героич., патриотич. сюжетов. Создаются историко-бытовые О., муз. комедии для детей, произв., близкие водевилю, мьюзиклы. Многообразные традиции нар. муз.-комедийного театра получили развитие в О. композиторов нац. республик - А. С. Айвазян (Арм. ССР), А. П. Рябова (Укр. ССР), Р. С. Гаджиева (Азерб. ССР), Ш. Е. Милорава, Г. Г. Цабадзе (Груз. ССР), А. Я. Жилинского (Латв. ССР), Э. А. Арро, Л. Т. Нормета, Б. В. Кырвера (Эст. ССР), Д. X. Файзи (Тат. АССР) и др. В 40-50-е гг. стала успешно развиваться О. др. европ. социалистич. стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии.

Лит.: Янковский М., Оперетта, Л.- М., 1937: его же, Советский театр оперетты, Л. - М., 1962; Орелович А., Что такое оперетта, М. -Л., 1966; Sсhneidereit О., Operettenbuch, [5 Aufl.], В., 1958; G r u n В., Kulturgeschichte der Operette, [2 Aufl.], В., 1967. А. А. Орелович.

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР С. И. ЗИМИНА, " Опера Зимин а", частный оперный театр в Москве. Открыт в 1904. Возник в результате слияния оперной труппы, основанной С. И. Зиминым в нач. 1904, и большей части коллектива театра " Товарищество частной оперы". С 1908 спектакли ставились на сцене театра Солодовникова (ныне помещение Театра оперетты). В 1917 стал государственным. Под различными названиями существовал до 1924. Продолжая традиции Московской частной русской оперы, театр пропагандировал рус. классич. оперу (" Борис Годунов" Мусоргского был поставлен без обычных купюр и со сценой " под Кромами"), ставил значит, произв. зап.-европ. классики (здесь впервые в России были поставлены " Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера, 1909). В 1923-24 в О. т. 3. шли оперы сов. композиторов. В театре работали известные дирижёры, режиссёры, художники; выступали видные оперные певцы.

Лит.: Василенко С. Н., Страницы воспоминаний, М.- Л., 1948, с. 143-47.

ОПЕРОН, группа функционально связанных между собой генов, детерминирующих синтез белков-ферментов, относящихся к последовательным этапам к.-л. биохимич. процесса. Концепция О. как часть теории генетич. организации и регуляции выдвинута в 1961 франц. учёными ф. Жакобом и Ж. Моно на основе экспериментальных работ по синтезу индуцируемых ферментов у мутантов кишечной палочки. Регуляторная функция О. осуществляется на стадии транскрипции, т. е. при образовании информационной, или матричной, рибонуклеиновой кислоты (м-РНК) на соответствующем участке дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК).

В начале О. обычно локализован промотор - инициирующий транскрипцию участок ДНК, с к-рым специфически связывается фермент РНК-полимераза, осуществляющая транскрипцию О. (см. рис.). За промотором расположен оператор - участок ДНК, с к-рым взаимодействует регуляторный белок - р е п р е с с о р. Остальную часть О. составляют структурные гены, содержащие информацию о последовательности аминокислот в полипептидных цепях белков (см. Генетический код). Репрессоры синтезируются под контролем генов-регуляторов, необязательно входящих в данный О. Взаимодействуя с оператором, репрессор влияет на скорость транскрипции структурных генов. Репрессор, с одной стороны, способен " узнавать" последовательность оснований ДНК оператора, с другой - взаимодействовать с низкомолекулярными веществами - эффекторами, являющимися чаще всего субстратами или продуктами действия ферментов, определяемых данным О. Эффекторы резко меняют сродство репрессора к оператору; нек-рые его снижают, другие повышают. Когда репрессор связан с оператором, он препятствует движению РНК-полимеразы вдоль О., и синтез м-РНК тормозится, " выключается". Отделение репрессора от оператора приводит к " включению" О. Т. о., оператор определяет активность О. в целом. Описанная регуляция наз. негативной, или отрицательной. Существует и позитивная, или положительная, регуляция, осуществляемая белком-активатором, к-рый, присоединяясь к начальной части О. (перед промотором), активирует транскрипцию О. Конец О.- последовательность нуклеотидов, с к-рыми связан специфич. белок - т. н. терминатор, прерывающий синтез РНК. Полагают, что в клетках высших организмов сохраняются осн. черты описанных механизмов регуляции.

Схема регуляции биосинтеза белков-ферментов в соответствии с концепцией оперона. Эффекторы могут снижать или увеличивать сродство репрессора к оператору, влияя тем самым на скорость синтеза м-РНК и белка. П - промотор; Т - терминатор.

Концепция О. оказалась весьма плодотворной для развития молекулярной генетики и в дальнейшем была подтверждена мн. исследователями с использованием как генетич., так и биохимич. подходов. Из представлений об О. следует, что активность гена в клетке упорядочена и зависит как от внеш. условий, так и от деятельности др. генов; они также позволяют понять, каким образом генетич. аппарат клетки адекватно реагирует на изменение внеш. условий.

Лит.: Ж а к о б Ф., Моно Ж., Регуляция активности генов, в сб.: Регуляторные механизмы клетки, пер. с англ., М., 1964; X а р т м а н Ф., Саскайнд 3., Действие гена, пер. с англ., М., 1966; Г е о р г и е в Г. П., Регуляция синтеза РНК в клетках животных, " Успехи современной биологии", 1970, т. 69, в. 3; X е с и н Р. Б., Состояние вопроса о механизмах регуляции синтеза РНК у низших и высших организмов, там же, 1972, т. 74, в. 2 (5); Н а г t m a n Ph. E., Suskind S. R., Gene action, 2 ed., Englewood Cliffs (N. J.), 1969. Ю.С.Демин.

ОПИЗА, средневековый монастырь в историч. области Кларджети (ныне терр. Турции, вилайет Артвин), первый из культурных центров феод. Грузии, восстановленных после араб, завоеваний 7-8 вв. (здесь, в частности, работали чеканщики Бека и Бешкен Опизари). Включает постройки 8-9 вв.: гл. храм - крестово-купольное здание с 2 короткими поперечными рукавами, удлинённой зап. частью и нартексом (восстановленный в 10 в. купол на сложных пандативах завершён зонтичным покрытием), трапезную с 3-нефным залом и др. здания. Из О. происходит рельеф с портретом царя Ашо-та Куропалата (камень, 9 в., Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси).

Опиза. 8-9 вв.

ОПИЗАРИ (2-я пол. 12 в.), грузинские мастера чеканки по металлу (" златоваятели"). Работали в Опизе. Произв. Б е ш к е н а О. (оклад к " Бертскому четвероевангелию", позолоченное серебро, Ин-т рукописей АН Груз. ССР, Тбилиси) отличаются строгостью и пек-рым архаизмом в трактовке форм, произв. Б е к и О., по-видимому, ученика Бешкена, - большей пластичностью рельефа, применением многообразного растительного орнамента (оклад " Цкароставского четвероевангелия", позолоченное серебро, там же). Значительную роль в произведениях О. играют живописные акценты (эмалевые вставки, драгоценные камни).

Лит.: Амиранашвили Ш., Века Опизари, Тб., 1956.

ОПИЙ (лат. opium, от греч. opion - маковый сок), высохший на воздухе млечный сок из надрезов на незрелых коробочках опийного мака; относится к обезболивающим средствам. Содержит около 20 алкалоидов - производных фенантрена (см. Кодеин, Морфин) и изохинолина. Фармакологич. свойства определяются гл. обр. морфином, содержание к-рого в О. составляет в среднем 10%. Употребление О., как и любого наркотика, опасно развитием пристрастия к нему (см. Наркомания). Препараты О. (порошок, сухой экстракт, настойка) применяют также для снижения перистальтики кишечника при нек-рых видах поноса. В малых количествах входит в состав комбинированных противокашлевых и отхаркивающих препаратов.

ОПИЛИВАНИЕ в металлообработке, одна из слесарных операций обработки металлов, заключающаяся в снятии небольшого слоя материала с заготовки напильником вручную или на опиловочном станке.

ОПИЛКИ ДРЕВЕСНЫЕ, отходы в виде мелких частиц, получаемые при распиливании древесины. Размеры О. д. зависят от вида режущего инструмента, скорости резания и скорости подачи обрабатываемого материала. О. д. используются как сырьё в гидролизном произ-ве, при получении древесной муки, в качестве наполнителя, как топливо.

ОПИСАНИЕ, или descriptio (лат.), один из элементов лит.-художеств, повествования, особое выделение к.-л. формы изображаемого - внешности человека, обстановки, природы. Статич. О. прерывает развитие событий (обширные О. города, дома у О. Бальзака, В. Гюго); используется как приём ретардации. Динамич. О. обычно короче, включено в события и не останавливает действие (Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов). В поэзии существуют произв., частично или целиком слагающиеся из О. (поэма И. А. Бунина " Листопад").

ОПИСАННЫЕ ФИГУРЫ, см. Вписанные и описанные фигуры.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОДСТВА, см. в ст. Системы родства.

ОПИСТОДОМ (от греч. opisthodomos - находящийся в задней части дома), закрытое помещение в зап. части др.-греч. храма, имеющее выход на зап. фасад и отделённое стеной от наоса. О. часто служил гос. казнохранилищем. Илл. см. при ст. Периптер.

ОПИСТОРХОЗ, заболевание из группы гелъминтозов, поражающее печень и поджелудочную железу. Встречается в Зап. Сибири и Приднепровье. Возбудитель - двуустка сибирская, или кошачья (Opisthorchis felineus), паразитирует у человека, кошек, собак в печени, жёлчном пузыре, поджелудочной железе. Осн. источник инвазии - больной человек, с калом к-рого, а также больных животных, яйца паразита попадают в воду, где их заглатывают улитки, в к-рых происходит размножение личинок паразита, заканчивающееся выходом в воду личинок-церкариев. Церкарии проникают в карповых рыб (язя, ельца, плотву и др.). Человек заражается при употреблении в пищу сырой, недостаточно прожаренной и слабо просоленной рыбы. В ранней стадии болезни - лихорадка, крапивница, ломота в мышцах и суставах, позднее - боли в правом подреберье, под ложечкой; часто увеличение печени и жёлчного пузыря. Лечение хлоксилом. Профилактика: употребление в пищу только хорошо проваренной и прожаренной, тщательно просоленной рыбы; охрана водоёмов от загрязнения фекалиями. У животных заражение происходит при поедании сырой, малосолёной и мороженой рыбы, инвазированной метацеркариями. При сильной инвазии животные истощены, с резко взъерошенной шерстью; аппетит часто повышен. Диагноз ставят на основе клинич. и эпизоотологич. данных, результатов лабораторных исследований. Для специфич. терапии применяют гексахлорпараксилол и др. антгельминтики. Профилактика: в очагах О. нельзя кормить животных сырой рыбой.

ОПИУМ, то же, что опий.

" ОПИУМНЫЕ" ВОЙНЫ, см. Англокитайская война 1840-42, Англо-франко-китайская война 1856-60.

ОПИЦ (Opitz) Мартин (23.12.1597, Бунцлау, -20.8.1639, Данциг), немецкий поэт-классицист, теоретик иск-ва. Изучал право и филологию в Гейдельберге, был на дипломатич. службе у различных князей. В трактате " Аристарх" (1617) О. призывал к изучению и совершенствованию родного языка. В " Книге о немецком стихотворстве" (1624) обосновал принцип силлабо-тонич. стихосложения, утвердившийся в нем. поэзии. Своими поэтич. произв., имевшими большей частью прикладной характер и опиравшимися на опыт античности и Возрождения, О. ввёл новые формы и способствовал укреплению лит. нем. языка, освобождению поэзии от обветшалых ср.-век. традиций. Его лучшее произв.- поэма " Утешение в превратностях войны" (изд. 1633).

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1, Stuttg., 1968.

Лит.: П v p ii ш е в Б., Очерки немецкой литературы XV-XVII в., М., 1955.

ОПИЦ (Opiz) Филип Максимилиан (5.6. 1787, Часлав, -20.5.1858, Прага), чешский ботаник. Занимался ботаникой как любитель, собрал большой гербарий, опубликовал многочисл. работы по флоре Чехии, заложив основы флористического исследования этой страны. Организовал обмен естественнонаучными коллекциями.

Лит.: Philipp Maxmilian Opiz und seine Bedeutung fur die Pflanzentaxonomie, Prag, 1958; F u t a k I., D о m i n K., Bibliogra-fia k lore CSR do r. 1952, Brat., 1960.

ОПЛАТА ТРУДА В КОЛХОЗАХ, социалистич. форма распределения по труду, особенности к-рой определяются кооперативно-колхозной собственностью на средства произ-ва.

С начала образования колхозов осн. мерой трудового участия колхозников в обществ, произ-ве и долевого участия при распределении доходов был трудодень. На протяжении длит, времени осн. часть доходов, подлежащая распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании хоз. года. По мере укрепления своей экономики колхозы начали (с 1956) выдавать в счёт оплаты труда ежемесячные денежные авансы, а также натуральные авансы по мере поступления продукции (см. Авансирование колхозников). Это повысило материальную заинтересованность колхозников в труде, сблизило О. т. в к. с оплатой на гос. предприятиях и создало предпосылки для внедрения во всех х-вах (1966) гарантированной оплаты труда колхозников на уровне тарифных ставок соответствующих категорий работников совхозов. Рекомендации по организации О. т. в к. содержатся в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР •" О повышении материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного производства" (16 мая 1966). В каждой союзной республике разработаны свои рекомендации по О. т. в к., к-рые после согласования с Мин-вом с. х-ва и Гос. к-том Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы утверждены Советами Министров республик. В соответствии с ними каждый колхоз разрабатывает и утверждает на общем собрании колхозников или уполномоченных Положение об оплате труда.

Действующая система О. т. в к. характеризуется сочетанием основной и дополнит, оплаты. В зависимости от уровня развития х-ва, формы организации труда и др. условий произ-ва колхозы применяют сдельную, повременную, аккордную, аккордно-премиальную, сдельно-премиальную, повременно-премиальную системы оплаты труда (см. Заработная плата). Вопрос о выборе системы О. т. в к. решает правление колхоза.

Широкое распространение получила аккордно-премиальная система, при к-рой в начале года или периода работ на основании техноло-гич. карт, норм выработки и тарифных ставок устанавливают тарифный фонд оплаты труда за общий объём работ или производимой продукции. При расчёте аккордных расценок за единицу продукции этот фонд увеличивают на 10-25% (в экономически крепких колхозах иногда более 25%). В зависимости от особенностей произ-ва и реализации расценки устанавливают: за 1 ц продукции, 100 руб. валовой или реализованной продукции, 100 руб. валового дохода. До окончания работ или получения продукции труд колхозников оплачивается сдельно (по нормам выработки) или повременно (за отработанное время) по установленным тарифным ставкам. В конце года или рабочего периода определяется фактич. аккордный заработок работников производств, подразделения (кол-во произведённой продукции умножается на аккордную расценку). Из причитающегося заработка вычитают суммы, выплаченные за произведённые работы; разница составляет доплату за конечные результаты производства.

Во многих колхозах применяется сдельно-премиальная система. При этой системе расценки для окончательного расчёта за продукцию определяются делением надтарифной части фонда О. т. в к. на плановый или средний (исчисленный по данным предшествующих лет) объём продукции. До получения продукции труд колхозников оплачивается по нормам выработки и тарифным ставкам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.