Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Международно-правовой режим 4 страница






ОКИСЛИТЕЛЬНО - ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, равновесный электродный потенциал, характеризующий данную электролитич. среду. О.-в. п. при постоянной темп-ре зависит только от состава среды и может быть сообщён ею погружённому в неё электронному проводнику (электроду), если между средой и электродом не нарушен электронный обмен. О.-в. п. устойчив, если среда содержит заметные количества окислителя и восстановителя (см. Окисление-восстановление), причём первый есть продукт окисления второго. Простейший пример - ионы окисного и закисного железа: Fе3+-ионы могут захватывать из металла электроны, превращаясь в Fе2+-ионы, способные к обратной реакции; потенциал, при к-ром эти реакции динамически уравновешивают друг друга, и есть О.-в. п. Чем сильнее окислительная способность среды, тем он выше. Величины О.-в. п. используются при решении ряда задач в элекя-ро-, био- и аналитич. химии. Как и величины нормального потенциала, они отсчитываются от условного нуля (потенциала нормального водородного электрода).

ОКИСЛИТЕЛЬНОЕ ФОСФОРИЛИРОВАНИЕ, осуществляющийся в живых клетках синтез молекул аденозинтрифосфорной к-ты (АТФ) из аденозиндифосфорной (АДФ) и фосфорной к-т за счёт энергии окисления молекул органич. веществ (субстратов). В результате О. ф. в клетках накапливается АТФ - важнейшее макроэргическое соединение, расходуемое затем на обеспечение энергией различных процессов жизнедеятельности. Осн. субстраты О. ф. - органич. кислоты, образующиеся в трикарбоновых кислот цикле.

Упрощённая схема цепи дыхательных ферментов, локализованных в митохондриях. Перенос электронов по цепи на трёх этапах (т. н. пунктах сопряжения) сопровождается запасанием выделяющейся энергии, т. е. синтезом АТФ из АДФ и фосфата (показано толстыми стрелками).

О. ф. было открыто в 1930 сов. биохимиком В. А. Энгельгардтом. В 1939 В. А. Белицер и Е. Т. Цыбакова показали, что О. ф. сопряжено с переносом электронов по цепи дыхательных ферментов, встроенных (как было установлено позднее) во внутр. мембрану митохондрий. Электроны поступают в дыхат. цепь от восстановленного никотинамидадениндинуклеотида (НАД-Н) или никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФ-Н) и через кофермент Q (см. схему) последовательно передаются от соединений с более отрицательным окислительно-восстановит. потенциалом к соединениям с более положительным потенциалом.

Перенос электронов по цепи завершается восстановлением О 2 с помощью сложного ферментного комплекса - цитохромоксидазы. Т. о., процесс окисления субстрата кислородом опосредован серией окислит.-восстановит, реакций; в результате каждой из этих реакций энергия, запасённая в молекуле окисляемого субстрата, освобождается небольшими порциями, что позволяет клетке использовать её более полно. Утилизация высвобождаемой энергии происходит в т. н. пунктах энергетического сопряжения. Синтез АТФ из АДФ и фосфата осуществляется ферментным комплексом-АТФ-синтетазой (к-рый может катализировать и обратную реакцию - расщепление АТФ).

Эффективность О. ф. оценивают с помощью отношения Р/О, т. е. кол-ва фосфата, связанного при фосфорилировании АДФ, отнесённого к поглощённому О2. Одна молекула АТФ образуется при переносе 2 электронов через пункт энер-гетич. сопряжения. Р/О при окислении НАД-Н равно 3, янтарной к-ты - 2. См. также Аденозинфосфорные кислоты, Окисление биологическое, Цитохромы и лит. при этих статьях. С. А. Остроумов.

ОКИСЛИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО, степень окисления, численная величина электростатич. заряда, приписываемого атому в молекуле в предположении, что электронные пары, осуществляющие связь, полностью смещены в сторону более электроотрицательных атомов. О. ч. атома водорода в соединениях с неметаллами условно принято равным +1. Правила расчёта О. ч. даны в статьях Окисление-восстановление, Валентность. В химии понятие чО. ч." используется при составлении уравнений окислительно-восстановит. реакций, при классификации неорганич. соединений, в особенности координационных (см. Комплексные соединения), где применение обычных классич. определений валентности вызывает затруднения.

О. ч. в ряде случаев не совпадает ни с валентностью (напр., в органич. соединениях углерод всегда четырёхвалентен, а О. ч. атома С в соединениях СН4, СНзОН, НСООН соответственно равно -4, -2 и + 2), ни с фактич. числом электронов, к-рые участвуют в образовании связей. В случае атомов, близких по электроотрицательности, возникает неопределённость, к какому из них сдвигается электронная пара. Напр., в молекуле CS2 электроотрицательность атомов углерода и серы практически одинакова и О. ч. атомов С и S может быть + 4 и -2 или -4 и + 2 соответственно (значения электроотрицательностей см. в табл. к ст. Металлы).

ОКИСЛЫ, оксиды, соединения хим. элементов с кислородом. По хим. свойствам все О. делятся на солеобразующие и несолеобразующие (напр., СО, N2O, NO, H2O). Солеобразующие О. подразделяются на основные, кислотные и амфотерные (их гидроокиси являются соответственно основаниями, кислотами или проявляют амфотерность). Хим. функция О. определяется положением окисленных элементов в периодической системе элементов Д. И. Менделеева. (Оназваниях О. см. Номенклатура химическая.) Многие О. встречаются в природе: вода Н2О, углекислый газ СО2, кремнезём SiO2 (гл. составная часть горных пород) и др. Нек-рые природные О. (железа, олова и др.) служат гл. сырьём для получения соответствующих металлов. О. широко применяют в технике, напр, негашёную известь СаО - в строит, деле, NO2, SO2 - в произ-ве азотной и серной к-т.

ОКИСЛЫ ПРИРОДНЫЕ, группа минералов, представляющих собой природные хим. соединения элементов с кислородом, с гидроксильной группой (т. н. гидроокислы или гидроксиды), а также с О и ОН вместе (т. н. оксигидраты). В качестве катионов в составе О. п. участвует до 40 элементов; гл. из них относятся к литофильным элементам (Si, Ti, Nb, Та, Mn, Al, Mg, Sn, Zr и др.), однако известны многие минералы О. п. халькофильных элементов и сидерофилъных элементов.

Среди О. п. выделяют простые окислы (напр., кремнезёма минералы, куприт Си2О, корунд А12Оз, гематит Fe2O3, касситерит SnO2); сложные окислы, смешанные окислы изоде-смического типа, кристаллич. структуры которых состоят из одного или двух атомов металла с различной степенью окисления

и кислорода (напр., магнетит Fe2+ Fe2 Oa, ильменит Fe2+ Ti4+ Оз и др.); своеобразную группу представляют соединения с Nb, Та, Ti [напр., колумбит (Fe, Mn)2+

(Та, Nb)25+O6, браннерит U4+ Ti2 O6, перовскит СаТiO3]; гидроокислы [например, брусит Mg(OH)2, гиббсит А1(ОН)3]; оксигидраты - более сложные соединения с гидроксильной группой и кислородом (напр., бёмит АlO(ОН); иногда в их кристаллич. структуре водород образует протон Н+ с координационным числом 2, располагающийся обычно между двумя кислородами (напр., в гётите FeOOH, диаспоре А1ООН). В нек-рых О. п. в виде твёрдого раствора присутствует молекулярная вода (напр., гидрогётит FeOOH*nH2O). Кристаллич. структуры многих О. п. являются координационными (типа корунда, NaCl, флюорита и др.), цепочечными (типа рутила и др.), каркасными (типа кварца, анатаза и др.).

Условия образования О. п. гл. обр. связаны с процессами гипергенеза и литогенеза на поверхности суши и в прибрежных мелководных зонах. Характерная геохим. обстановка - богатая водой и кислородом среда с высоким окислит, потенциалом. В результате метаморфизма горных пород гидроокислы переходят в простые или сложные окислы (напр., бурые железняки в гематит и магнетит, диаспор - бёмит в корунд). При застывании магмы и кристаллизации минералов из остаточных расплавов и растворов в пегматитах, гидротермальных жилах и др. также образуется ряд простых или сложных О. п. (напр., хромиты, магнетиты, ильме-ниты, касситерит, уранинит, колумбит). Многие О. п. являются ценными рудными и нерудными полезными ископаемыми (напр., окисные руды Mn, Fe, Al и др.). См. также Гидроокислы природные.

Лит.: Минералы, т. 2, в. 2-3, М., 1965- 1967; Поваренных А. С., Кристаллехимическая классификация минеральных видоd, К., 1966. Г. Я. Барсанов.

ОКИСНОРТУТНЫЙ ЭЛЕМЕНТ, гальванич. элемент, у к-рого активная масса отрицат. электрода представляет собой Zn, In или Cd, активная масса положит, электрода приготавливается из красной окиси ртути и графита, а электролитом служит раствор едкого кали (в нек-рых конструкциях используется пастообразный электролит). О. э. с жидким электролитом были известны ещё в 80-х гг. 19 в., но их массовое изготовление и широкое использование стали возможны лишь с 40-х гг. 20 в. благодаря усовершенствованию конструкции итехнологиипроиз-ва. Наиболее распространены О. э. типа ХРЦ (ртутно-цинковый, активная масса отрицательного электрода - цинк высокой чистоты); начальное напряжение 1, 25 - 1, 35 в, конечное напряжение ~1, 0 в; ёмкость 0, 01 - 14, 0 а-ч; масса 0, 2-170 г). О. э. отличаются стабильностью напряжения, высокой сохраняемостью, механич. прочностью, сравнительно малыми размерами. Их применяют в качестве источников опорного напряжения в измерит, приборах, источников питания малогабаритной радиоаппаратуры, слуховых аппаратов, медицинских приборов, в кинофотоаппаратуре, электрочасах и т. д. (см. Химические источники тока).

Лит.: РогинскийВ. Ю., Современные источники питания, Л., 1969; О р л о в В. А., Малогабаритные источники тока, 2 изд., М., 1970.

ОКИЧОБИ (Okeechobee), озеро на п-ове Флорида, в США. Пл. ок. 2, 6 тыс. км2, глуб. до 6 л. Берега заболочены и частично обвалованы. Годовые колебания уровня до 1 м. В озеро впадает р. Киссимми; сток - по каналам, сооружённым для регулирования стока и осушения, к-рые соединяют О. с Атлантич. ок. и с р. Калусахатчи, впадающей в Мексиканский залив. Рыболовство; туризм. На юж. берегу О. - г. Клуистон и резервация индейцев-семинолов.

ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. occasio, род. падеж occasionis - случай, повод), направление в зап.-европ. философии 17 в., идеалистически решавшее поставленный дуалистич. философией Р. Декарта вопрос о взаимоотношении души и тела. Представителями О. являлись И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Мальбранш и др. Неспособность картезианского дуализма (см. Картезианство) объяснить факты воздействия души на тело и наоборот (см. Психофизическая проблема) послужила исходным пунктом О., утверждавшего принципиальную невозможность взаимодействия души и тела. То, что представляется телесной причиной к.-л. мысли или волевого акта, в действительности, по учению О., есть не более чем повод для истинной " действующей" причины, какой может быть только бог. Взаимодействие тела и духа О. объявлял результатом непрерывного " чуда" - прямого вмешательства божества в каждом отд. случае. Идеалистич. переработку картезианства завершил

Мальбранш, к-рый выступил с утверждением невозможности влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В философии Г. Лейбница О. был переработан в учение о предустановленной гармонии.

Лит.: Введенский А. И., Декарт и окказионализм, Берлин - П. -М., 1922; Быковский Б. Э., философия Декарта, М. -Л., 1940, с. 138-48; L е п о.Ы е R., Mersenne ou la naissance du mecanisme, P., 1943 (отрывки из соч. окказионалистов и лит.); В а 1 z A., Cartesion studies, N. Y., 1951; С а 1 1 о t Е., Problemes du cartesianisme..., Cardet - Annecy, 1956. В. В. Соколов.

ОККАМ (Ockham, Occam) Уильям (ок. 1285, Оккам, графство Суррей, - 1349, Мюнхен), английский философ, логик и церк.-политич. писатель, представитель поздней схоластики. Монах-францисканец. Учился и преподавал в Оксфорде. В 1323 в связи с обвинением в ереси был вызван папой Иоанном XXII в Авиньон, где находился в течение 4 лет. Активно поддерживал главу францисканского ордена Михаила из Цезены в его споре с папой. С 1328 жил в Мюнхене при дворе противника папы императора Людвига Баварского, к-рому О., по преданию, сказал: " Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя пером". Как политич. писатель О. выступал против претензий папы на светскую власть, против абсолютизма церк. и светской власти; отстаивал принцип чевангелич. бедности", предвосхитив во многом идеи Реформации.

О. был гл. представителем номинализма 14 в. Считая, что реальным существованием обладают только единичные субстанции и их абс. свойства, О. полагал, что вне мышления т. н. универсалии суть только имена, термины, обозначающие классы имён: термины первой и второй интенции. Терминам первой интенции соответствуют науки " реальные" (о реальных предметах), терминам второй интенции - " рациональные" (логика, грамматика и т. п.). О. был одним из крупнейших логиков средневековья (см. Логика, раздел История логики). В частности, ему принадлежит идея о том, что значение термина всецело определяется его функцией в высказывании; в разработанной им теории консеквенции он фактически различал материальную и формальную импликацию, сформулировал двойственности принцип для конъюнкции и дизъюнкции. Первичным познанием, по О., является интуитивное, к-рое включает внешние восприятия и интроспекцию. Понятия, не сводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки: " сущности не следует умножать без необходимости". Этот принцип, получивший назв. " бритвы О.", сыграл важную роль в борьбе против ср.-век. реализма, теории " скрытых качеств" и т. п. Считая, что между единичными субстанциями не может существовать необходимой связи, О. ограничивал применение понятия причинности сферой эмпирич. констатации. О. выступал за разделение сфер философии и теологии (см. Двойственная истина); догматы религии - сверхразумные предписания, относящиеся не к разуму, а к вере и воле. Причём воле О., как и Иоанн Дуне Скот, отдавал приоритет перед разумом. О. оказал значит, влияние на последующее развитие логики и философии, особенно на Ж. Буридана, Николая из Отрекура и Т. Гоббса.

Соч.: Opera philosophica et theologica, ed. S. Brown, v. 1 - 2, St. Bonaventura (N. Y.), 1967 - 70; Opera politica. Accuraverunt J. G.Sikes, R. F. Bennett, H. S. Offler, v. 1 - 3, Manchester, 1940-63-.

Лит.: Abbagnano N., Guglielmo di Ockham, Lanciano, [1931]; Hochstetter E-, Studien zur Metaphysik und Erkenntnislehre W. von Ockham, В. -Lpz., 1927; Martin G., W. v. Ockham, В., 1949; В a u d r у L., Guillaume d'Occam. Sa vie, ! ses oeuvres, ses idees sociales et politiques, v. 1, P., 1949 (имеется лит.); Moody E. A., The logic of William of Ockham, N. Y., 1965. Г. Г. Майоров.

ОККЛЮЗИЯ (позднелат. occlusio - запирание, скрывание, от лат. occludo - запираю, закрываю), поглощение вещества из газовой среды твёрдыми телами или расплавами. При О. газы поглощаются не поверхностным слоем, а всем объёмом поглотителя. В этом смысле О. подобна абсорбции - растворению газов в жидкостях. Наиболее характерна О. газов металлами, напр, водорода металлами VTTT группы периодич. системы элементов. Так, при комнатной темп-ре 1 объём иридия поглощает более 800, а палладия - более 700 объёмов водорода. Окклюдированный газ даёт с металлами твёрдый раствор; иногда часть поглощённого газа образует с ними хим. соединения (гидриды, нитриды и др.).

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus - тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для " посвящённых", прошедших через особую инициацию и спец. психич. тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психич. потрясениями, переживанием смерти и " нового рождения", усматривается в достижении " высшей ступени" сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т. н. " тайным знаниям" - воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. В филос. плане О. ближе всего к гилозоизму и пантеизму, рассматривающим мир как некий одухотворённый организм, все силы к-рого находятся в непрестанном динамич. взаимодействии. Объём и содержание понятия О., как и его роль, изменялись на протяжении истории; на разных этапах развития культуры он вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, иск-вом. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (напр., магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18 в.), позднее отошли в сферу науки. О. представляет интерес для историч. психологии и психопатологии, часто отражая такие стороны древнего мировоззрения, к-рые не находят отражения в к.-л. др. источниках. Собрания гороскопов оказались ценным источником для исследования экономич. и политич. истории. Особый интерес изучение О. имеет для ранней истории естеств. наук и медицины; оккультные учения о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в 14-16 вв. видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов. Однако большая часть т. н. оккультных явлений отвергается наукой, как не находящая ce6e, места в совр. науч. картине мира. Антагонизм О. и науки связан и с тем, что О. основан на нерасчленённом и иррациональном типе мышления, восходящем к древнему анимизму и магии, не допускающем разделения объективной и субъективной сферы. О. представляет собой, т. о., антипод, противоположность науч. мышлению.

В религиях Др. Востока, античных мистериях и тайных культах О. совпадал с эсотеризмом - сферой тайных знаний, доступных лишь посвящённым. С этим связано древнее деление наук на изучающие внешнюю (экзотерическую) и внутр. сторону вещей; начатки науч. знаний получали при этом сакральный характер (как " тайны природы"). Впервые в самостоят, сферу, не связанную к.-л. религ. системой, О. выделяется в эпоху поздней античности на базе эллинистич. религ. синкретизма. В 1-4 вв. в Александрии создаётся обширная оккультная лит-pa, наз. герметической (по имени легендарного основателя О. - Гермеса Трисмегиста, образ к-рого возник из слияния образов греч. бога Гермеса - вестника божеств, мудрости - и егип. бога Тота). Тогда же кодифицируются " герметич. науки" (алхимия и астрология) и появляется теоретич. соч. О. - " Изумрудная скрижаль", формулирующая учение о " соответствиях", всеобщих таинств, связях всех элементов Вселенной (связи между планетами, металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеческого тела). Аналогична этому связь между смыслом слова и его начертанием в каббале. Представление О. о человеке как о микрокосме, воспроизводящем неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма, легло в основу оккультного учения об аналогии. Человек и мир взаимно объясняются в О. друг через друга; человеческие волевые акты рассматриваются как особые природные силы, способные прямо воздействовать на мир. С утверждением христианства как господств, религии О., подобно гностицизму, подвергается гонениям и культивируется лишь в тайных еретич. учениях. Известные возможности для О. в ср. века открывала т. н. белая (т. е. прибегающая лишь к помощи " естественных" сил) магия. Алхимия, перейдя из Египта к арабам, затем проникает в Европу и получает особое развитие в 13-14 вв. Такой же путь проделала и астрология, не имевшая, однако, уже столь широкого распространения, как в поздней Рим. империи.

В эпоху Возрождения О. способствовал разрушению ср.-век. картины мира, преодолению умозрит. схоластики и подготовке развития экспериментального естествознания. Александрийский герметизм был воспринят итал. гуманистами (М. Фичино, Дж. Бруно и др.) как выражение " истинного" древнейшего знания, перешедшего от Гермеса Трисмегиста к Орфею, Пифагору, Платону и позднейшим неоплатоникам. Распространение каббалы среди гуманистов (И. Рейхлин, Пико делла Мирандола) способствовало неортодоксальному аллегорич. толкованию Священного писания. Предельного развития О. эпохи Возрождения достиг у Агриппы Неттесхеймского, к-рый в соч. " Оккультная философия" (1533) стремился к синтезу различных оккультно-магич. учений и к превращению магии в " естеств." науку, изучающую тайные силы (" симпатии" и " антипатии"), связующие элементы Вселенной. Центр тяжести переносился при этом на человека как микрокосм и " узел Вселенной", средоточие материальных и духовных сил; астрология и магия рассматриваются, т. о., как средство овладения скрытыми силами природы. Создаётся новая концепция учёного-мага, управляющего стихиями, что стимулировало развитие естествознания в 17 в. (ср. переход от О. к " естеств." знанию в итал. натурфилософии Возрождения - у Дж. Кардана, Б. Телезио и др.). Ятрохимик и врач 16 в. Парацелъс стал основателем новой, опытной медицины; он создал " естеств." теорию болезней как нарушения гармонич. связей между микро- и макрокосмосом и стремился к экспериментальному обнаружению специфич. " чистых" веществ - посредников между элементами Вселенной и телесными органами, восстанавливающих нарушенное равновесие. Значит, распространение символика О. получила также в иск-ве и лит-ре позднего средневековья и Возрождения (Данте, X. Босх, П. Брейгель Старший, Джорджоне, А. Дюрер, Ф. Рабле).

Развитие естеств. наук в 17 в. подорвало веру в О. и " герметич. науки". В то же время получают распространение светские оккультные об-ва. Крупнейшее из них - розенкрейцеры, у к-рых алхимия и элементы каббалы сочетаются с социальными проектами (идеи " обновления" земли и " всеобщей реформы", выраженные на языке алхимич. учения о преобразовании природы и человека), а " оккультный мистицизм" - с естеств.-науч. рационализмом (соч. " Химич. свадьбы" основателя розенкрейцеров В. Андре). Учение розенкрейцеров оказало воздействие на Я. Бёме и Я. А. Каменского. Связь социальной утопии с эсотерич. традицией О. прослеживается в " Городе Солнца" Кампанеллы и " Новой Атлантиде" Ф. Бэкона. Оккультно-космологич. система Р. Фладда (1574-1637), главы англ, розенкрейцеров, легла позднее в основу шотл. масонства. Последнее знаменовало уже переход от оккультных к политич. тайным об-вам, хотя переняло многие символы и ритуалы древнего О. Основатель " духовидения" Э. Сведенборг (Швеция, 18 в.)явился предшественником спиритизма (возник в сер. 19 в. в США) - первой " массовой" формы О., получившей широкое распространение в бурж.-мещанских кругах. Увлечение спиритизмом охватило и нек-рых учёных, что, как это отмечалось тогда Ф. Энгельсом, было своего рода психологич. компенсацией плоского эмпиризма в науке. С конца 19 в., в условиях кризиса традиц. религий, начались попытки создания некой новой " универсальной" религии на основе объединения оккультных и религ.-филос. учений самых разных времён и народов. Такова теософия (осн. М. Блаватской), претендующая на выявление " эсотерической квинтэссенции " всех религий, соединившая элементы спиритизма с различными доктринами инд. философии (притом в вульгаризованной форме). Из теософии выделилась антропософия Р. Штейнера, претендующая на ещё более широкий " оккультный синтез", включающий также элементы нем. клас-сич. идеализма, натурфилософии И. В. Гёте, новое истолкование иск-ва н ряда наук, собственную систему медицины. В сер. 20 в. для Зап. Европы и США стало характерным распространение массового коммерч. О. (астрологии, оккультной медицины, мантики), причём сами " маги" выступают в роли дельцов или антрепренёров. Среди причин этого явления, отражающего общий кризис совр. бурж. культуры, - растущее отчуждение и механизация жизни, чувство неуверенности, разочарование в традиц. ценностях бурж. общества, бездуховность " массовой культуры", делающие О. с его ореолом чего-то таинственного и вместе с тем запретного психологически особенно привлекательным. Новым, более сложным явлением, связанным с усложнением самой науки и кризисом её многих традиц. концепций, был т. н. неооккультизм, или " оккультный авангардизм", органом к-рого стал осн. в 1956 Ж. Бержье (Франция) журн. " Planete". Это направление О. стремится найти опору в новейших науч. концепциях типа общей теории относительности, теории множеств или общей семантики, трактуемых им как близких О. (напр., физич. теория В. Паули о несиловом взаимодействии частиц привлекается для обоснований учения О. о соответствиях, установление связей между биологич. и космич. ритмами - для нового обоснования астрологии). Всё это в целом подтверждает положение о том, что О. получает особое развитие в периоды социальных и культурных кризисов. Социологич. аспекты распространения О. остаются ещё малоизученными.

Лит.: Зелинский Ф. Ф.. Умершая наука, в его кн.: Из жизни идей, 2 изд., т. 3, СПБ, 1907, с. 240 - 340; Антошевский И. К., Библиография оккультизма, 2 изд., СПБ, 1910; Зыбковец В. Ф., О белой и черной магии, М., 1963; J ung С. G., Psychologic und Alchemie, Z., 1944; Thorndike L., A history of magic and experimental science, v. 1-8, N. Y., 1923-58; Tondri au J., L'occultisme. Verviers, 1964; P e u c k e r t W. E., Pansophie, Bd 2, В., 1967; Shumaker W., The occult sciences in the renaissance, Berkeley, 1972. Д. Н. Ляликов.

ОККУПАЦИОННЫЕ ДЕНЬГИ, то же, что военные деньги.

ОККУПАЦИЯ (от лат. occupatio - захват) военная, в междунар. праве временное занятие вооруж. силами территории противника. Порождает определённые последствия для участников вооруж. конфликта. Режим О. закреплён в Гаагских (1899 и 1907) и Женевских (1949) конвенциях о законах и обычаях войны. Женевская конвенция 1949 " О защите гражд. населения" предусматривает, в частности, право населения оккупированной территории сохранять верность своему гос-ву, запрещает коллективные наказания и угон населения и т. д. Междунар. право считает О. видом временного пребывания войск одного гос-ва на территории другого в условиях состояния войны между ними. При О. власть оккупированного гос-ва практически прекращается, административное управление территорией осуществляется воен. командованием оккупац. войск с соблюдением норм междунар. права. Оккупирующая держава должна принимать меры по упорядочению обществ, и хоз. жизни на занятой территории в интересах гражд. населения. Поскольку О.- временное явление, включение оккупированной территории в состав оккупирующего гос-ва запрещается. Важный элемент режима О. - обеспечение безопасности оккупац. войск, их имущества и коммуникаций. Воен. власти издают на оккупированной территории односторонние акты в отношении населения и местных органов власти и обеспечивают их соблюдение определёнными мерами принуждения. Нарушение оккупац. властями и лицами из состава оккупац. войск норм междунар. права, касающихся О., влечёт политич., материальную или моральную ответственность оккупирующего гос-ва или уголовную ответственность виновных физич. лиц. Ответственность гос-в и физич. лиц может возникнуть не только за нарушение законов и обычаев войны, но и за преступления против мира в том случае, если О. явилась следствием агрессивной войны. В практике 1-й мировой войны 1914-18 и особенно 2-й мировой войны 1939-45 известны многочисл. факты грубого нарушения фаш. Германией и её союзниками норм междунар. права, прежде всего в отношении гражд. населения. Германия заявила о том, что она не связана междунар. правилами и обычаями войны, и выдвинула т. н. доктрину подавления. Она включила многие оккупированные ею страны в состав Германии, а на территории этих стран, особенно на временно оккупированной территории СССР, ввела жестокий режим подавления и уничтожения гражданского населения, совершив тягчайшие преступления против человечества и человечности. См. также Военные преступники, Нюрнбергский процесс.

От военной О. следует отличать режим послевоенной О., к-рый устанавливается, как правило, спец. междунар. соглашениями заинтересованных гос-в, конкретно для данной страны или территории в целях выполнения условий мирного договора. В. И. Кузнеиов.

ОКЛАД, декоративное покрытие на иконе или книжном переплёте. О. выполнялись из золота, серебра, золочёной и серебрёной меди, украшались чеканкой,

Оклад иконы " Одигитрия" из московского Архангельского собора. Золото, эмаль. Около 1560.Оружейная палата. Москва.

сканью, басмой, чернью, эмалью, а также жемчугом, драгоценными камнями или их имитациями. Древнейшие книжные О. из слоновой кости известны с 7-8 вв., металлич. О. - с 9-10 вв. Оклады на иконах, распространённые преим. в странах православного культа, первоначально появились на мелких резных и лишь позднее - на больших храмовых иконах [один из древнейших др.-рус. О. - на иконе " Пётр и Павел" (11 -12 вв., Новгородский историко-архит. музей-заповедник)]. С последней четв. 17 в. распространяются глухие О., выполненные из цельных металлич. листов, к-рые оставляли открытыми только лик и руки иконных образов (в то время как ранние О. закрывали лишь фоновую часть иконы).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.