Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. Первые сведения о муз. культуре H






Первые сведения о муз. культуре H. относятся к раннему средневековью. С 12 в. развиваются рыцарская лирика и иск-во менестрелей, городских и при двор ных (играли на духовых инструментах). С 13 в. существовали школы менестрелей. В 14 в. возникают хор. капеллы при различных цехах. Музыка приобретает важное значение в жизни общества. Гор. музыканты - стадпейперы (трубачи и др) участвуют в церк. и придворных торжествах. Создаются церк. муз. коллегии и (впервые в Европе) проф. певческие школы (метризы) при крупнейших кафедральных соборах. Подготовкой хористов ведал магистрат. Для нидерл. городов (с 15 в.) характерен мелодичный колокольный звон (системы колоколов управлялись часовыми механизмами). Празднества, ярмарки (кермессы), стрелковые и др. соревнования сопровождались игрой на муз. инструментах, пением и танцами. Особенно популярны были песенные и хоровые жанры. Среди сохранившихся памятников нар. муз. культуры H.- песни флагеллантов (религ. сектантов 15 в.). Исключительно высокого подъема достигло муз. иск-во H. в 15 - 16 вв., когда на богатой основе нар. музыки, франц. и англ, многоголосия и передовой проф. муз. культуры расцвела нидерландская школа контрапунктистов, широко распространившаяся в др. странах. Она ознаменовала классический период музыки H. и вершину развития европ. вокально-хоровой полифонии, определив законы контрапункта. Деятельность ее крупнейших представителей оказала значительное влияние на дальнейшее развитие всей зап.-европ. музыки. В 16 в. в период бурж. революции в H. получили общенародное распространение песни гезов (повстанцев), направленные против

1. Я Б Бакема. Торговый центр в Нагеле 1954-57 2 В M Дюдок. Управление портом в Амстердаме 1958 - 60 3. И А Бринкман, Л К ван дер Влюгт Табачная фабрика " Ван Нелле" в Роттердаме 1928 - 30 4. X А. Маскант и др Жилые дома на улице Карел Дорманстрат в Роттердаме 1958.

исп. тирании. В их мелодике отражены черты формировавшегося нац. песенного стиля. В 16 в. в Амстердаме и др. городах возникает карийон - нац. иск-во виртуозной игры на наборе колоколов, литьём к-рых славились нидерл. мастера (заимствовано затем др. странами). Среди известных звонарей (также органистов) - С. Фербек (17 в.), Я. Потхолт, X. Фокинг (18 в.), Я. Винсент (20 в.). В 17 в. в связи с развитием инструментальной музыки высокого уровня достигает производство музыкальных инструментов (клавиры флам. мастеров 17-1-й пол. 18 вв.- лучшие в Европе; славятся и нидерл. органные мастера). С утверждением кальвинизма в независимых Сев. Нидерландах упраздняется пышное (католич.) хоровое многоголосие, распространяется протестантское пение. Высокого уровня достигает органное иск-во. Крупнейший композитор, мастер органной и клавирной игры кон. 16 - нач. 17 вв. Я. П. Свелинк оказал влияние на развитие нем. органной школы. Однако в целом музыка H. с 17 в. теряет ведущее значение. Клавирная, лютневая и ансамблевая игра, многоголосное пение, игра на комнатном органе (портативе) распространяются в бюргерской среде (о чём свидетельствуют полотна голл. живописцев). Образуются содружества любителей музыки - " кол-легиум музикум". Развиваются жанры инструм. музыки (органной, клавирной, для струнных и др. ансамблей). Магистрат Амстердама организует бесплатные концерты церк. органистов для горожан (до 1727), к-рые позднее превратились в публичные органные концерты. В 17- 18 вв. Амстердам-важнейший европейский центр муз.-издательского дела. С кон. 17 в. (в период гос. унии с Англией) в H. преобладает англ., франц. и итал. музыка. Для её исполнения создаются вокально-инструм. капеллы (в 1732 в Гааге и др.). Наряду с домашним музицированием и церк. концертами в 18 в. утверждается новая форма муз. жизни - платные публичные концерты гастролёров, в числе к-рых были выступления А. Вивальди (1738) и юного В. А. Моцарта с сестрой (1765-66, в Амстердаме и Гааге). Спектакли итал. и франц. комич. оперы ставились эпизодически на сценах драматич. театров (гл. обр.силами иностр. артистов). Первая голл. опера в стиле классицизма - " Торжествующая любовь" К. Хакуарта (1678). Среди др. подобных опер нац. композиторов - " Земира и Азор" (1783), " Ричард Львиное Сердце" (1792) и " Две статуи" (1798) Б. Рулофса. В Гааге и Амстердаме муз. коллегии преобразуются в концертные об-ва. В 1777 в Амстердаме организуется науч. и культурное оо-во " Богатое заслугами" (существовало до 1889) с оркестром и сооств. концертным залом, где дирижёрами выступали известные композиторы Б. Рулофс и И. Ферхюлст. С 1796 проходили воскресные концерты об-ва " Музыкальное просвещение", в 1815 в Гааге возникло об-во " Хармоника", преобразованное ь 1821 в об-во " Дилигенция", много лет дававшее симф. концерты.

В 1-й пол. 19 в. развивается нац.-демократич. музыкальная культура, вначале с нем. романтич. влияниями, т. к. MH. голл. композиторы обучались в Германии. Среди них: Ж. Б. ван Бре, И. Ферхюлст (оркестровая, камерная, культовая музыка), P. Хол (нац. песни и хоры), В. Николаи (нац. детские песни). Была основана первая нац. Королев, муз. школа (1826-46, Гаага), создано Об-во поощрения музыки (1829), к-рое поддерживало премиями нац. композиторов и издавало их произв., открыло в 1853 собств. муз. школу, участвовало в организации Амстердамской консерватории (1884) и хоровых коллективов в ряде городов H. В 1841 учреждено об-во " Цецилия" по охране быта музыкантов. Проводились публичные концерты на открытом воздухе с участием Королев, воен. капеллы в Гааге (с 1829) и Паркового оркестра в Амстердаме. С 1875 существует Королев, об-во нидерл. музыкантов (Амстердам) с различными проф. объединениями и многочисл. отделениями в стране. В 1883 было основано крупнейшее концертное об-во " Консертгебау" с собств. залом, с хором и знаменитым симф. оркестром, которым руководили В. Кес (1888 - 95), вы дающиеся нидерл. дирижёры В. Менгельберг (1895-1941), Э. ван Бейнум (1945-59), Э. Йохум (с 1961); с этим оркестром работали П. Монтё, Б. Вальтер; позднее оркестр возглавил В. ван Оттерло. Развитию оперы в H. способствовали организованное в 1884 Вагнеровское объединение Вагнер-Веренинг" (до 1919 руководил X. Виотта; исполнялись в 1894-1912 вагнеровские оперы, позднее и произв. др. композиторов, в т. ч. современных) и нац. оперные труппы-" Холландсе опера" (1886-94, организована И. Г. де Гротом, ставила на голл. яз. оперы композиторов С. ван Миллигена, Я. Брандтс-Бёйса, В. Ландре и др.), " Де Недерландсе опера" (1894-1901, осн. дирижёром К. ван Линденом) и Нац. опера (1916-23, руководитель Г. X. Копман). Получают известность нидерландские оперные артисты: Я. Урлюс, А. ван Рой, К. Энгелен-Севинг и др.

В кон. 19 - нач. 20 вв. выдвигаются нац. композиторы Б. Звере, затем И. Baгенар (также дирижёр, органист, в 1919-37 директор Королев, консерватории, осн. в 1908 в Гааге) и А. Дипенброк; они создали нац. программный симфонизм, вокально-инструм. и муз.-театр, произв., став основоположниками совр. нац. муз. школы H. Среди др. музыкантов - К. Доппер, автор программных нац. симфоний, и муз. фольклорист Ю. Рентген. В числе композиторов нач. 20 в.- Я. ван Гилсе, импрессионисты А. Вормолен и Б. ван ден Сигтенхорст-Мейер. В 1911 создано Об-во нидерл. композиторов; после 1-й мировой войны - Нидерл. об-во совр. музыки во главе с композиторами-экспериментаторами X. Загвейном, M. Вёрмёленом, Д. Рёйнеманом и С. Дресденом (создал хоровую капеллу " Мадригал", 1914). Крупнейший композитор 1-й пол. 20 в.- В. Пейпер, воспитавший MH. совр. композиторов H. (также муз. критик). Среди музыкантов сер. 20 в.- композиторы X. Бадингс, P. Г. Эсхер, M. Флотхёйс, X. Андриссен, M. Монникендам, С. Бессем, P. де Рос, Г. Ландре, К. ван Барен и др.; дирижёры П. Хюппертс, Б. Хайтинк; пианисты К. де Грот, Л. Понсе, X. Хенкеманс; клавесинист Г. Леонхардт; скрипачи T. Олоф, X. Кребберс; певцы T. Байле, Ф. Броне, певицы M. Арден, Г. Браувенстейн.

Нем.-фаш. оккупация затормозила развитие музыкальной жизни, к-рая возобновилась вскоре после 2-й мировой войны 1939-45. В кон. 40-х гг. появились различные авангардистские творческие направления (см. Авангардизм); их представляют композиторы Я. Гердс, Ю. Андриссен, T. де Леув, X. Кокс, О. Кеттинг, П. Схат, M. Менгельберг, M. Флотхёйс, Я. ван Флейман и др. В H. существуют " Де Недерландсе опера" (возобновлена в 1946 муниципалитетами Гааги и Амстердама, выступает также в Роттердаме и Утрехте), оперные компании " Де Зёйд-Недерландсе опера" (осн. в 1848, г. Маастрихт) и " Форум" (с 1955, г. Энсхеде); об-ва " Гаагский художественный клуб" (с 1945), " Донемус" (с 1947, Амстердам; пропагандирует совр. музыку), " Молодёжь и музыка" (с 1948, Амстердам), " Новая музыка" (Гаага), об-ва органистов, дирижёров, союз музыковедов (с 1965) и др. Широко развито рабочее муз. движение, существуют рабочие муз. об-ва, в т. ч. хоровое объединение " Голос народа" (с 1907, Гаага). Известные хоры -" Аполлон" (мужской; 1897-1954, Амстердам) и " Гаагские певцы" (с 1917). С 1948 в Амстердаме проходят летние муз. фестивали. В совр. H. 20 симф. оркестров; крупнейшие (кроме " Консертгебау") - оркестр " Резиденси" (Гаага, осн. в 1899 дирижёром X. Виоттой) и Амстердамский филармонич. оркестр (создан в 1951 по инициативе пианиста Я. Хюкриде; с дирижёром А. Керсьесом гастролировал в 1971 в Ленинграде и Таллине, в 1972 - в Москве). В H. 7 консерваторий - в Амстердаме, Гронингене, Гааге, Роттердаме, Утрехте, Маастрихте и Тилбурге; 3 муз. лицея; Нидерл. ин-т католич. церк. музыки; спец. уч. заведение, готовящее церк. музыкантов, в т. ч. звонарей. В ун-тах Амстердама, Лейдена и Утрехта имеются ф-ты истории и теории музыки.

Лит.: Грубер P. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, M., 1941, с. 305-468; т. 2, ч. 2, M., 1959, с. 73 - 138; Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты, M., 1937; Б ё р н и Ч., Музыкальные путешествия 1772 г..., [пер. с англ.], M., 1967, Straeten E. van der, La musique aux Pays-Bas avant Ie XIX siecle, v. 1-8, Brux., 1867 - 88; P a a p W., Contemporary music from Holland, Amst., 1953; Music in Holland, ed. by E. Reeser, Amst., 1959.

Л. Г. Бергер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.