Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. На терр. H. сохранились керамика и мегалитич






На терр. H. сохранились керамика и мегалитич. сооружения неолита, кельтское поселение 1-го тыс. до н. э. в Эзинге, остатки др.-рим. построек 1-3 вв. н. э. в Валкенбюрге и Элсте, металлич. изделия германцев 1-го тыс. н. э. К каролингскому времени (8-10 вв.) восходят центрич. капелла дворца Валкхоф в Неймегене и две мощные базилики (Синт-Серваскерк и Онзе-ливе-Врау) с вестверками в Маастрихте. Среди памятников ср.-век. архитектуры H.- гор. стены и башни в Кампене, Зволле, Амстердаме, узкие гор. дома с фронтонами, замки в Гааге (Внутренний двор с Рыцарским залом; илл. см. т. 5, стр. 607 и табл. XXXVI), Вейке-бей-Дюрстеде, Дорненбюрге, Мёйдене, романская церковь в Сюстерене, готич. храмы в Утрехте, Харлеме, Лейдене, Делфте, Херто-генбосе. Болотистые почвы и недостаток камня в H. вызвали преобладание небольших кирпичных построек (готич. церкви 13-14 вв.), распространение деревянных сводчатых перекрытий в церквах (Ауде керк в Амстердаме). Импозантны обществ, гор. здания 16 в.- готические (ратуша в Мидделбурге, здание гор. весов в Девентере) и ренессансные (ратуша в Гааге, илл. см. т. 5, табл. XXXVI, стр. 608-609; здания гор. весов в Харлеме и Алкмаре, илл. см. т. 1, стр. 441), с богатым каменным декором. В развитие живописи нидерл. Возрождения внесли важный вклад мастера из сев. провинций (совр. H.) - в 15 в. Гертген тот Синт-Янс и Босх, в 16 в. Ян ван Скорел и Лука Лейденский, Питер Артсен и Ян ван Aмстел, Дирк Якобе и Дирк Барендс. Здесь особенно острым был интерес к демократич. бытовому жанру и натюрморту, клирике и сатире, к живописной передаче света и атмосферы, сложился тип группового портрета гор. корпораций. Всем этим уже подготовлялись характерные черты голл. живописи 17 в. (см. также Нидерландское искусство).

С политич. самоопределением бурж. нидерл. государства в результате революции 16 в. начала быстро формироваться нац. голл. художественная школа, наиболее демократическая из нац. школ 17 в. В архитектуре была велика роль сооружений, связанных с судоходством и морской торговлей (огромные несохранившиеся многофункциональные здания Адмиралтейства и Ост-Индской компании в Амстердаме, кварталы высоких, массивных складов), а также обществ., торг, и производств, зданий - ратуш, торг, рядов, бирж, мануфактур, мастерских, контор, цеховых и гильдейских домов. Прямоугольная или концентрич. сеть каналов б. ч. определяла структуру города. Узкие дома с фронтонами возводились обычно из кирпича, часто в сочетании с камнем. Для нач. 17 в. характерны кирпичные здания с белокаменным декором (арх. Л. де Кей), скромные протестантские храмы (арх. X. де Кейсер). В сер. 17 в. преобладал своеобразный голл. вариант классицизма, отличавшийся практичностью, простотой, ясностью объёмной композиции, сдержанностью пластич. убранства, спокойной представительностью общего облика зданий (арх. Я. ван Кампен, П. Пост, Д. Сталпарт, братья Ф. и Ю. Вингбонс). Традиционные типы небольших жилых домов и строгих обществ, зданий удержались в H. до нач. 19 в., но уже во 2-й пол. 17 в. в H. распространились влияния более богатой дворцовой и парковой архитектуры франц. классицизма.

Скульптура 17 в. не имела большого значения, поскольку в кальвинистских церквах не было статуй, а украшения зданий, надгробия и портретные бюсты (скульпторы X. де Кейсер, А. Квеллин, P. Верхюлст) исполнялись сравнительно редко. В то же время живопись (преим. станковая картина интимного характера) и графика (рисунок, офорт, резцовая гравюра) получили широчайшее распространение и стали предметом оживлённой торговли. В живописи H. сравнительно небольшое место занимали академизм (центром к-рого в нач. 17 в. был Харлем) и барокко (спорадич. влияния к-рого оживились к концу 17 в.). Ведущее место заняла нац. школа реалистич. живописи, оказавшая огромное влияние на последующее европ. иск-во. Творчество голл. реалистов выделялось непритязательным любовным изображением своей страны, жизненностью, естественностью образов, умением показать красоту и внутр. значительность скромных обыденных явлений, глубоким интересом к рядовым людям, повседневному быту, к окружающей среде, родной природе, миру вещей. Для голл. живописи характерны тонко нюансированная тональная гамма, мастерская передача материальности предметов, глубины пространства, прозрачности и влажности воз д. среды, многообразных оттенков освещения. Голл. живописцы обычно специализировались в к.-л. из жанров, к-рые именно в H. полностью оформились и достигли высокого подъёма: это портрет, в т. ч. групповой (Ф. Хале), бытовой жанр, посвящённый изображению крестьянской (А. ван Остаде) или городской (Я. Стен, Г. Метсю, Г. Терборх, П. де Хох) жизни, пейзаж (Я. Порселлис, Я.ван Гойен, X. Сегерс, А. Кёйп, С. и Я. ван Рёйсдал, M. Хоббема), анималистич. жанр (П. Поттер), натюрморт (П. Клас, В. Хеда, А. Бейерен, В. Калф), изображения интерьеров (П. Санредам, X. ван Влит).

В 20 - 30-х гг. 17 в. голл. живопись была отмечена особенно ярким демократизмом и смелым новаторством; психологич. собранности, простоте и цельности образа отвечали строгая пространств, (часто диагональная) композиция и скромная цветовая гамма, построенная на оттенках близких тонов. Keep. 17 в. в голл. живописи стали проявляться черты успокоенности, бурж. ограниченности, пристрастие к изображению изысканной бытовой обстановки, мерно текущей жизни. Вместе с тем дух неудовлетворённости и демократического протеста против бурж. действительности очень рано начал сказываться у крупнейших голл. реалистов - Халса и особенно Рембрандта, чьё творчество (мифологич., ист. композиции, портреты, пейзажи) проникнуто глубочайшим психологизмом и высокой человечностью. Живопись крупнейшего из учеников Рембрандта - К. Фабрициуса во многом определила деятельность сложившейся в Делфте группы мастеров (Я. Вермер, Э. де Витте), стремившихся создавать произв., многогранно отражающие совр. жизнь. Во 2-й пол. 17 в. в голл. иск-ве постепенно воцаряются внешняя красивость или сухая описательность, желание польстить самодовольным богатым заказчикам. Последние передовые мастера-реалисты (Рембрандт, Я. ван Рей-сдал, Э. де Витте, А де Гелдер) оказываются в оппозиции к буржуазному обществу.

В 18 в на фоне упадка искусства H., принявшего эпигонский характер, выделяются пастели острого наблюдателя бурж. нравов К. Треста Высоким качеством отмечены изделия художеств, ремесла H. в 17-18 вв.- пластически богатая серебряная утварь (П. и А. ван Вианен, Я. Лютма), делфтский фаянс(в к ром творчески использованы формы и декор кит. фарфора), расписные изразцы, массивная резная мебель.

В 19 в. в H. усиленно растут города с плотно заселенными кварталами и р-нами трущоб. Классицизм с 1830-х гг. уступает место эклектике, широко распространенное обращение к зодчеству ср веков и Возрождения лишь у нек-рых архитекторов (П. Кейперс, Э. Гюгел) носило творческий характер и вызывалось интересом к рациональным архит. формам, связанным с нац. традицией. В 1-й пол. 19 в. наряду с академич. композициями и портретами (Я. В. Пинеман, Я. А Крюсеман), романтич. жанровыми и историко-бытовыми сценами (А Шеффер, X. тен Кате, Д. И. Блес, А X Баккер-Корф)создавались пейзажи (А. Схелфхаут, Б. К. Куккук), где использовались традиционные для голл. живописи мотивы. Во 2-й пол. 19 в. мастера голл. реалистической живописи опирались на традиции реализма 17 в., видя в нем образец глубокого художеств, претворения действительности. Лирич. настроение, тяготение к свободной, эмоциональной живописи характерны для гаагской школы - для созданных И. Исраэлсом проникновенных сцен из жизни простых обездоленных людей, для задушевных пейзажей Я X. Вейсенбрюха, братьев Я. и В. Марис, X B Месдага, изображений интерьеров И. Босбома. В тонких лирич. пейзажах Я. Б. Йонгкинда ощущение динамики света и атмосферы предвосхищало импрессионизм. Достижения импрессионизма преломились в выразительных видах амстердамских улиц Г. X. Брейтнера и в острохарактерных портретах И. Йсраэлса. Социальная насыщенность реалистических образов, смелая экспрессия, контрасты света и тени выделяют картины и этюды В. ван Гога, созданные им в 1881-85 на родине.

В 20 в. голл. архитекторы, опиравшиеся на вековой опыт решения в H. практич. функциональных задач, много работали над преодолением перенаселенности городов и освоением отвоеванных у моря

территорий. В градостроительстве накоплен опыт рациональной, экономичной и компактной застройки (преим. крупными зданиями) как больших р-нов старых городов (Амстердам - планы арх. X. П Берлаге, 1902, 1915-17, К. ван Эстерена, 1935; Гаага - планы арх. Берлаге, 1908-09, В. M. Дюдока, 1935), так и заново застраиваемых (город-сад Хилверсюм, арх. Дюдок, с 1915) или радикально реконструируемых городов (Роттердам, план арх. К. ван Тра, 1946, 1955-60). На польдерах вокруг новых городов (Эммелорд, с 1948) создана сеть поселков с малоэтажными домами (Нагеле, 1954-57) и с.-х. ферм с типовыми постройками. Переход к функционализму в H. начался на рубеже 20 в., когда появились проникнутые нац.-романтич. тенденциями постройки X. П. Берлаге; позже эту романтич. и экспрессивную тенденцию продолжили К. П. К. де Базел, M. де Клерк, П. Л. Крамер. В числе родоначальников европ. функционализма - Я. И. П. Ауд, автор комплексной малоэтажной застройки рабочих р-нов, Г. Ритвелд, создатель сложных архит. композиций с контрастной игрой плоскостей и светотени, В. M. Дюдок, тяготевший к динамич. сопоставлению объемов, пластич. обогащению архит. композиции.

1. Церковь Онзе ливе-Врау в Маастрихте. 10-16 BB Вестверк-около 1000, надстроен в 12 в 2 Церковь в Гармерволде 3 я четверть 13 в 3. чАдские ворота" (Хелпорт) в Маастрихте 13 в 4 Здание городских весов в Харлеме 1597-98 5 Семья К е лд е р м а н с Ратуша в Мидделбурге. 1452-1520 6 Л д е К е и. Мясные ряды в Харлеме 1602-03.

1 Чайник Делфтский фаянс 1744. Государственный музей. Амстердам 2. Я Л ю тм а. Серебряное блюдо 1647. Государственный музей. Амстердам. 3. Расписной изразец 17 в Собрание Вис. Амстердам.

Поиски новых архит. форм, особенно характерные для группы, связанной с журн. " De Stijb (" Стиль"; 1917-28) и объединявшей архитекторов, дизайнеров и живописцев, постепенно сменились чисто рационалистич. пониманием функциональных задач архитектуры (Я. Дейкер, И. А. Бринкман, Л. К. ван дер Влюгт). Это направление, преобладавшее в годы после 2-й мировой войны, проявило себя в разработке планов жилых домов разной этажности (в т. ч. многоэтажных галерейного типа) и различных, подчас новаторских проектов обществ, сооружений - торг, центра с улицами для пешеходов (Лейнбан в Роттердаме, 1949-53, арх. И. X. ван ден Брук, Я. Б. Бакема; илл. см. т. 4, стр. 59), ж.-д. вокзала (в Роттердаме, 1956-57, арх. С. ван Равестейн) и ж.-д. почтамта (в Роттердаме, 1959, арх. Э. X. и X. M. Крайвангер), многофункционального торг, здания (в Роттердаме, 1948- 1952, арх. В. ван Тейен, X. А. Маскант), интерната из равных пространств, ячеек (" Бюргервесхейс" в Амстердаме, 1958- 1960, арх А. ван Эйк; илл. см. т. 1, табл. XLVII) и др. Сотрудничество архитекторов и дизайнеров демонстрирует амстердамский аэропорт Схипхол (1963-67, арх. M. Ф Дейнтьер). Консервативное, стилизаторское направление в архитектуре представлено работами зодчих делфтской школы - церквами, малоэтажными поселками (M. Я. ГранпреМольер).

В 20 в. впервые сложилась самостоят, голл. школа скульптуры, проявившая себя в экспрессивной малой пластике (И. Мендес да Коста), в монументальных работах (Л. Зейл, X. M. Везелар) и портрете (Л. X. Сондар, Л. О. Венкебах). Гуманистич. идеями проникнуто разностороннее творчество скульпторов M. Aндриссена, X. Крона, Дж. Радекера, Ф. Сигера. В живописи и графике рубежа 19-20 вв. сильны были черты мистич. символики и стилизации в духе " модерна" (Я. Тороп, И. Торн-Приккер). В 1910-х гг. сложился " неопластицизм" - вид абстрактной живописи - сочетание чётких геом. фигур, раскрашенных в чистые цвета (П. Мондриан, T. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек). Среди голл. экспрессионистов выделяется Я. Слейтерс, чуткий к противоречиям жизни, к невзгодам простые людей. Демократич. и гуманистич. устремления одерживают верх в твор честве Чарли Тороп и X. Шабо, а особенно в росписях и графике П. Алмы на социально-политич. темы. Вместе с тем в совр. H. распространены многие формы абстракционизма (скульптор А. Волтен, живописец К. Аппел), сюрреализма, " поп-арта" и др. модернистских течений. Илл. см. на табл XXXV-XXXVII Лит. ВипперБ P, Становление реализма в голландской живописи XVII века, M, 1957, его же, Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640 - 1670), M, 1962; Фромантен Э, Старые мастера, [пер с франц, M, 1966]; Егорова К С, Художественные музеи Голландии, [M, 1969]; Крашенинникова H Л, Современная архитектура Нидерландов (Гол ландия), M, 1971; Ротенберг E. И., Западноевропейское искусство XVII века, [M., 1971], Gelder H E van, Duverger J (red.), Kunstgeschiedenis der Nederlanden, dl 1 - 3, 3 dr, Utrecht - Antw, 1954 - 56; BroekJ H van den, Gids voor nederlandse architectuur, 2 dr.. Rotterdam, 1959.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.