Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономич. география 12 страница






Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О колониальной системе капитализма. [Сб.], M., 1959; Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе. [Сб.], M., 1956; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, M., 1961; Международное совещание коммунистических и рабочих партий в Москве в июне 1969 г., M., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, M., 1971; Современное освободительное движение и национальная буржуазия. Сб. ст., Прага, 1961; У о д д и с Д ж., Африка. Лев пробуждается, пер. с англ., M., 1962. К. H. Брутенц.

НАЦИОНАЛЬНО - ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЙ АЛЬЯНС (HOA; Alianca Nacional-Libertadora), антифаш., антиимпериалистич. фронт в Бразилии, представлявший политич. коалицию ряда демократич. партий и орг-ций, в т. ч. профсоюзов и революц. групп солдат и офицеров (тенентисты). Создан в нач. 1935. Число сторонников HOA достигало 1, 5 млн. чел. Руководство принадлежало коммунистам и революционерам-тенентистам. Программа HOA, выдвигавшая в качестве гл. задач борьбу за освобождение от гнёта иностр. империализма, преобразования в с. х-ве, национализацию крупных пром. предприятий, демократизацию обществ, жизни, запрещение фаш. орг-ций и создание нар.-революц. пр-ва, получила широкую поддержку масс. Опасаясь революц. выступлений, пр-во Ж. Варгаса спец. декретом от 11 июля 1935 запретило HOA. Однако ячейки HOA, перейдя на нелегальное положение, подготовили вооруж. восстание. Оно началось в нояб. 1935 в ряде городов, но вскоре было жестоко подавлено. Деятельность HOA и вооруж. ноябрьское восстание (несмотря на его поражение) свидетельствовали о выросшей роли пролетариата.

Лит.: Очерки истории Бразилии, M., 1962, с. 342-55. Б И. Коваль.

НАЦИОНАЛЬНО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ВОЙНА ИСПАНСКОГО НАРОДА 1936 - 39, см. в ст. Испанская революция 1931-39.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ, категория частных коммерч. банков в США, деятельность к-рых регулируется федеральным законодательством и подчинена контролёру ден. обращения в Вашингтоне, к-рый в свою очередь подотчётен министру финансов. Система H. б. учреждена Нац. банковским актом от 25 февр. 1863 с целью укрепить кредитную систему и обеспечить потребности пр-ва в финанс. ресурсах с помощью механизма ден. эмиссии. Для повышения устойчивости банковской системы H. б. обязаны были хранить в казначействе кассовые резервы (в размере 25% от суммы депозитов для банков крупных городов и 15% для провинциальных банков). Все H. б. были наделены правом эмиссии. Каждый банк должен был купить у казначейства и депонировать (сдать на хранение) у контролёра ден. обращения гос. облигации на сумму, равную 1/3 оплаченного капитала банка. Взамен H. б. имели право выпускать банкноты на сумму, составлявшую до 90% рыночной стоимости купленных облигаций. Эти банкноты подлежали 25-процентному резервному обеспечению. К моменту учреждения Федеральной резервной системы (1913) эмиссия банкнот H. б. составляла Vs всех обращавшихся в стране наличных денег (715 млн. долл.). После 1913 эмиссионные функции H. б. резко суживаются, а с 1935 началось постепенное изъятие банкнот H. б. из обращения. H. б. служат важным звеном кредитной системы США. Крупнейшие из них (" Фёрст нэшонал сити банк оф Нью-Йорк", " Фёрст нэшонал банк оф Чикаго" и др.) являются коммерческими банками универсального типа (принимают вклады, производят учётно-ссудные операции, совершают валютные операции и др.). Составляя св. 4, 5 тыс. (33, 2% от общего числа коммерч. банков в стране), H. б. (на сер. 1972) сосредоточивали 58, 3% всех их депозитов (322, 3 млрд. долл.), 57, 2% собственного капитала (28, 7 млрд. долл.) и осуществляли 59, 3% ссудных операций (220, 1 млрд. долл.).

В. M. Усоскин.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИМУЩЕСТВА (Biens nationaux), термин, утвердившийся во Франции в период Великой французской революции и сохранившийся в ист. лит-ре для обозначения движимой и недвижимой собственности, конфискованной гос-вом. 2 нояб. 1789 был принят закон о конфискации зем. владений церкви, 9-12 февр. 1792 конфискованы и пущены в продажу имущества эмигрантов, в окт. 1793 - имущества казнённых. 26 февр.- 3 марта 1794 Конвент санкционировал конфискацию имущества всех врагов революции и безвозмездную передачу его " нуждающимся патриотам". Большая часть H. и. перешла в руки буржуазии и зажиточного крестьянства. В период Реставрации часть нераспроданных земель из числа H. и. была возвращена прежним владельцам. Владельцы проданных H. и. по закону от 27 апр. 1825 получили ден. компенсацию на общую сумму ок. 1 млрд. франков.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ РАЗВИТИЯ, специализированные учреждения в развивающихся странах, созданные при непосредственном участии или финанс. поддержке гос-ва с целью долгосрочного кредитования и финансирования нац. экономики. Получили широкое распространение в условиях распада колониальной системы империализма и борьбы развивающихся стран за экономич. самостоятельность. К нач. 1970 такие кредитно-инвестиционные ин-ты существовали более чем в 70 развивающихся странах. Необходимость создания H. к. р. определяется особенностями условий, в к-рых происходит преобразование и развитие экономики этих стран. Распылённость и низкий уровень централизации нац. капитала затрудняют создание совр. пром. предприятий. В то же время кредитная система MH. развивающихся стран характеризуется слабым развитием совр. форм кредита, ограниченностью ресурсов частных кредитных учреждений, сохранением сильных позиций иностр. банками, занимающимися преим. краткосрочным кредитованием сферы обращения. В этих условиях мобилизация необходимых ден. и валютных средств и их использование для реконструкции экономики возможны лишь на основе расширения хоз. деятельности гос-ва. Одним из важных направлений этой деятельности и явилось создание H. к. р. К специализированным учреждениям такого рода относятся: " На-сьональ финансьера" в Мексике, Нац. банк экономич. развития в Бразилии, Промышленно-финанс. корпорация, Пром. кредитно-инвестиционная корпорация и Банк пром. развития в Индии и др. H. к. р. созданы и во MH. странах Африки. Так, в Нигерии функционируют " Федерал лоунс борд", " Риволвинг лоунс борд фор индастри", а также региональные корпорации развития в Сев., Вост. и Зап. Нигерии. В Кении созданы Корпорация пром. и торг, развития и Кенийская компания по финансированию развития, в Тунисе - Тунисское об-во пром. развития. H. к. р. организованы обычно в форме акц. компаний. Степень участия гос-ва в них и контроль за их деятельностью неодинаковы в различных странах. H. к. р. могут быть гос., частными и смешанными. Ресурсы H. к. р. формируются в основном за счёт правительств, займов, займов от гос. и между-нар. финанс. орг-ций и иностр. частных банков. Поэтому корпорации предоставляют кредиты не только в национальной, но и в иностр. валюте. Для пополнения своих средств за счёт внутр. ден. рынка H. к. р. выпускают облигации и спец. сертификаты, а также привлекают средства в форме срочных депозитов. Деятельность H. к. р. способствует мобилизации внутр. накоплений и направлению их в материальное произ-во. Функции H. к. р. выходят за пределы кредитно-инвести-ционной деятельности. Они проводят обследования для выяснения целесообразности и экономич. эффективности инвестиций, оказывают технич. помощь в стр-ве, расширении и реконструкции предприятий, а также участвуют в управлении новыми компаниями.

В странах Юго-Вост. Азии и в нек-рых латиноамер. гос-вах H. к. р., как правило, специализируются на финансировании пром-сти. В большинстве африканских гос-в, делающих лишь первые шаги по созданию нац. экономики, они осуществляют также кредитование и финансирование торговли, транспорта, коммунального х-ва и др. отраслей экономики.

В целом создание H. к. р. и активизация их деятельности составляют важное звено в перестройке кредитной системы развивающихся стран в соответствии с задачами их самостоят, нац. развития.

Лит.: Уткин Э. А., Финансы и кредит стран Азии, Африки и Латинской Америки, M., 1965; Общие проблемы кредита стран Азии, M., 1968; G а nn a g e E., Institutions et developpement, P., 1966; P е г е г а Р., Development finance. Institutions, problems and prospects, 2 ed., N. Y., 1969 (лит.).

И. И. Большакова.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ (Ateliers nationaux), форма организации обществ, работ для безработных во Франции в 18-19 вв. Первые H. м. существовали в 1786, 1788 и 1789-91. Вновь были созданы после Февр. революции 1848 (см. Революция 1848 во Франции). Структура этих H. м. носила по-лувоен. характер. Занятые в них рабочие использовались в основном на непроизводит. работах. С помощью H. м. Врем, пр-во рассчитывало ослабить безработицу и использовать работников H. м. против революционно настроенных рабочих. После того как выявилась бесперспективность этих планов, 22 июня 1848 было принято решение о частичном закрытии H. м. (в к-рых в это время было занято св. 100 тыс. чел.), мобилизации рабочих в армию и на земляные работы в провинцию. Это дало толчок Июньскому восстанию 1848, к-рое было жестоко подавлено. 3 июля 1848 H. м. были распущены.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК KУБЫ, единый эмиссионный, кредитный и расчётный центр страны. Учреждён в 1948. С 1961 в нём сосредоточено всё эмиссионное, кредитное и банковское дело страны. С ним были слиты все национализированные банки Кубы. Уставный капитал банка составляет 100 млн. песо, внесённых гос-вом. H. б. К. участвует в разработке годовых планов развития экономики и контролирует их выполнение; финансирует за счёт гос. бюджета, а также кредитует все отрасли нар. х-ва и контролирует финансово-хоз. деятельность предприятий и орг-ций; хранит ден. средства гос. предприятий, орг-ций и населения; устанавливает ставки по операциям. Банк проводит операции по гос. страхованию. H. б. К. предоставлено исключительное право осуществлять валютную монополию: он хранит золотовалютные резервы страны, устанавливает паритет кубинского песо, производит междунар. расчёты, в т. ч. по кредитным операциям. Банк имеет центр, контору (в Гаване), отделения в провинциях и р-нах, агентства и филиалы в стране и за границей. И. Г. Маевская.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК ПАРИЖА (Banque nationale de Paris), крупнейший депозитный банк Франции. Входит в десятку крупнейших коммерч. банков мира. Осн. в 1966 на базе слияния одного из самых крупных депозитных банков страны - Нац. банка для торговли и промышленности (осн. в 1932) и старейшего депозитного банка Франции - Нац. учётной конторы Парижа (осн. в 1848) (оба банка национализированы в 1945). Интересы H. б. П. переплетены практически со всеми крупнейшими частными монополиями страны.

Наряду с краткосрочным кредитованием ключевых отраслей экономики Франции через специализированные филиалы банк осуществляет долгосрочное кредитование, выступает совладельцем пром. предприятий, содействуя их перестройке и перегруппировке в целях пром. экспансии, гарантирует и размещает акции и облигации гос. и частных предприятий, активно развивает операции по привлечению средств мелкой клиентуры ва вклады, а также по выпуску ценных бумаг через свои инвестиционные об-ва. В области внешней торговли H. б. П. специализируется на финансировании крупных комплексов и строительных подрядов, осуществляемых за границей франц. предприятиями. H. б. П. участвует в выпуске акций и долгосрочных займов, в создании междунар. финанс. обществ. Совместно с крупнейшими банками др. стран " Общего рынка" а также США банк участвовал в создании Европ. финанс. об-ва для среднесрочного и долгосрочного финансирования капиталовложений. Во Франции H. б. П. имеет св. 2 тыс. отделений, за её пределами представлен на всех континентах через свои отделения (52) и представительства (15, в т. ч. с янв. 1974 в Москве), сеть дочерних банков и соучастии в др. банках (в 194 городах). На 1 янв. 1973 общая сумма баланса банка (в млрд. франц. фр.) составляла 101, 7, собственные средства 1, 0, депозиты 84, 0, учётно-ссудные опералии 64, 3.
К. А. Штром.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РУМЫНИИ (Banca Na^ionala a Romaniei), единый эмиссионный, кредитный и расчётный центр страны. Основан в 1880 как акц. банк. В дек. 1946 H. б. P. был национализирован и преобразован в гос. банк. В кон. 60-х гг. в связи с проведением в стране мероприятий по совершенствованию управления и планирования нар. х-ва была перестроена кредитная система страны. H. б. P. стал центр, банком, осуществляющим ден., кредитную и валютную политику. Он проводит ден. эмиссию и регулирует ден. обращение внутри страны. На него возложены кассовое исполнение гос. бюджета, контроль за использованием фондов заработной платы, концентрация всех свободных ден. средств гос. учреждений, гос. и кооперативных предприятий, расчёты между предприятиями и орг-циями. Банк предоставляет краткосрочные кредиты всем отраслям нар. х-ва, за исключением с. х-ва и капитального стр-ва, проводит валютные операции и междунар. расчёты. Имеет 139 отделений в стране (1972). Гл. контора - в Бухаресте.

И. Г. Маевская.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК ТРУДА (Banca Nazionale del Lavoro), коммерч. банк Италии. Входит в десятку крупнейших банков мира. Осн. в 1913 как частный с капиталом в 7, 5 млн. лир под назв. Нац. кредитный ин-т для кооперации. В том же году капитал банка был увеличен и приобретён казначейством и др. гос. учреждениями. Своё нынешнее название банк получил в 1929. Он осуществляет краткосрочное кредитование основных отраслей промышленности, а также банков, страховых компаний, фондовой биржи и др., предоставляет среднесрочные и долгосрочные кредиты через 7 самостоятельных специализированных секций. Тесно связан с крупными частными монополиями страны. Участвует в выпуске капиталов на междунар. рынке. Правление банка - в Риме. H. б. т. имеет (1973) 232 отделения в стране, отделения в Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде и представительства за границей (в Париже, Франкфурте-на-Майне, Брюсселе, Монреале, Сингапуре, Токио, Куала-Лумпуре, Сиднее и в ряде латиноамер. стран), дочерний банк в Цюрихе, холдинг в Люксембурге, финанс. общества в Токио и Нидерландской Вест-Индии. Общая сумма баланса на 1 янв. 1973 составила (в млрд. лир) 18200, собственные средства - 218, депозиты -9615, учётно-ссудные операции - 7844. К А. Штром.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС, совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, нац. группами и народностями в различных общественно-экономич. формациях. В эксплуататорском обществе H. в. возникает в ходе борьбы наций и народов за нац. освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития. После победы социа-листич. революции и в социалистич. обществе он охватывает проблемы отношений наций и народов в процессе установления их добровольного союза и дружбы, укрепления единства и всестороннего сближения на основе полного равенства. Марксизм-ленинизм рассматривает H. в. как подчинённый общему вопросу о социаль-но-политич. прогрессе общества и исходит из того, что главным в H. в. является объединение трудящихся вне зависимости от нац. принадлежности в борьбе против всех видов угнетения, за передовой обществ, строй.

Угнетение и эксплуатация одних народов другими и освободит, борьба начались при рабовладельческом строе и продолжались в эпоху феодализма. В полной мере H. в. возник в период уничтожения феодализма и утверждения капитализма, когда происходило становление наций, и продолжает существовать и в совр. эпоху, проявляясь в ходе борьбы против нац. порабощения и во внутригосударственных отношениях наций и народов. H. в. полностью отомрёт со слиянием, исчезновением наций в условиях победы коммунизма во всём мире.

Идеологи буржуазии, к-рая возглавляла нац.-освободит, движения в Европе и амер. колониях в 16-19 вв., считали основой решения H. в. " принцип национальности" (" право нации"), согласно к-ро-му необходимо создание при любых обстоятельствах " своего" нац. гос-ва: " одна нация - одно государство" (итальянец Манчини, бельгиец Лоран, русские А. Градовский и H. Данилевский и др.). В " принципе национальности" абсолютизировался нац. момент; к тому же этот принцип распространялся только на " цивилизованные" народы. Буржуазия использовала " принцип национальности" для отвлечения пролетариата от классовой борьбы, пыталась разъединить его националистич. предрассудками, разжиганием нац. вражды и ненависти. Вместе с тем в период бурж. революций и становления нац. бурж. гос-в " принцип национальности" сыграл положит, роль в борьбе против остатков феод, раздробленности и нац. гнёта. В условиях домо-нополистич. капитализма создание нац. гос-ва иногда ослабляло остроту H. в. При перерастании капитализма в империализм буржуазия крупнейших стран переходит к более широким колониальным захватам, завершает раздел мира (см. Колонии и колониальная политика) и отбрасывает " принцип национальности". H. в. из внутригосударственного превратился в междунар. вопрос об освобождении всех народов от империалистич. порабощения. Пролетариат, ставший самостоят, политич. силой, выдвигает свою программу решения H. в.

К. Маркс и Ф. Энгельс разработали осн. принципы подлинно научной теории решения H. в. Они показали, что нац. отношения носят конкретно-историч. характер и определяются обществ, и гос. строем, соотношением классовых сил внутри страны и на междунар. арене, нац. политикой господствующих классов. В то же время отношения наций и народов оказывают влияние на обществ, отношения и классовую борьбу. При этом на различных историч. этапах могут выдвигаться на первый план разные стороны H. в. (борьба за политич. или эконо-мич. независимость, проблемы культуры, языка и др.). Вскрыв социальную сущность нац. движения, Маркс и Энгельс подчёркивали, что интересы пролетариата требуют освобождения угнетённых наций и народов. На первый план Маркс и Энгельс выдвинули принцип интернационализма - " Пролетарии всех стран, соединяйтесь! " (см. Соч., 2 изд., т. 4, с. 459). Им же принадлежит знаменитая формула: " Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы" (Энгельс Ф., там же, т. 18, с. 509). Маркс и Энгельс распространили требование о предоставлении нац. независимости на колониальные народы, к-рые они считали естественными союзниками пролетариата в революц. борьбе. Пролетариат, писали Маркс и Энгельс, взяв власть в свои руки, должен будет " как можно скорее привести к самостоятельности" колонии.

Лондонский конгресс 2-го Интернационала (1896) принял резолюцию, в к-рой лозунг о праве наций на самоопределение впервые был выдвинут в качестве политич. основы решения H. в. Однако оппор-тунистич. лидеры 2-го Интернационала игнорировали указания Маркса и Энгельса о необходимости для пролетариата вести борьбу за освобождение народов колоний и в дальнейшем фактически выступали против принципа самоопределения.

Теория H. в. получила развитие в трудах В. И. Ленина [" О манифесте „Союза армянских социал-демократов" " (1903), " Национальный вопрос в нашей программе" (1903), " Рабочий класс и национальный вопрос" (1913), " Критические заметки по национальному вопросу" (1913), " О праве наций на самоопределение" (1914), " О брошюре Юниуса" (1916), " Итоги дискуссии о самоопределении" (1916)], а также в работах др. российских марксистов. В. И. Ленин подверг критике взгляды по H. в. ряда правых с.-д. деятелей, к-рые не признавали право наций на самоопределение (Э. Давид, Г. Кунов и др.), выдвинули националистич. теорию культурно-национальной автономии (О. Бауэр, К. Реннер и др.). Он выступил также против взглядов левых (P. Люксембург и др.), к-рые, борясь против бурж.-националистич. концепций, вместе с тем утверждали, что в эпоху империализма право наций на самоопределение неосуществимо, а при социализме излишне. В. И. Ленин разработал научные принципы нац. политики революц., марксистской партии. В написанном им " Проекте программы Российской социал-демократической рабочей партии" (1902) в качестве основы решения H. в. было выдвинуто право наций на самоопределение. Главнейшие положения ленинской теории H. в. были положены в основу практич. деятельности и программных документов Коммунистического Интернационала и коммунистич. партий.

В условиях капитализма для развития H. в. характерны две историч. тенденции: первая - пробуждение нац. жизни и нац. движений, борьба против всякого нац. гнёта, создание гос-в, и вторая- развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка нац. перегородок, создание интернац. единства капитала, экономич. жизни, политики, науки, мирового рынка и т. д. Первая тенденция проявляется сильнее в эпоху восходящего капитализма, вторая - в эпоху империализма (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 124). Признание в марксистско-ленинской теории H. в. права наций на самоопределение, отстаивание принципов добровольного объединения наций, пролетарского интернационализма, солидарности трудящихся всех стран в борьбе против империализма отражает и первую и вторую тенденций. На бурж.-демократия, этапе развития H. в. есть часть общего вопроса о бурж·-демократич. революции, и его решение является подчинённым по отношению к задачам этой революции (ликвидации остатков феодализма и т. п.). Когда возникают условия для социалистич. преобразований, H. в. является частью общего вопроса о социалистич. революции и строительстве социализма. Это ни в какой мере не означает недооценки H. в. Рабочий класс, его марксистско-ленинские партии являются самыми последовательными борцами за справедливое решение H. в., стойкими защитниками нац. суверенитета всех народов и наций. Право самостоятельно решать свою судьбу признаётся для всех народов и наций.

Право наций на самоопределение означает свободное установление каждой из них различных форм отношений с др. народами (добровольное объединение в едином гос-ве, автономия, федерация и др. вплоть до отделения и образования независимого roc-ва), а также самостоят, решение всех вопросов своего внутр. устройства (обществ, строй, форма правления и т. д.). При этом в соответствии с марксистско-ленинской теорией H. в. вопрос об отделении той или иной нации должен решаться, исходя из его целесообразности, с точки зрения интересов всего обществ, развития, интересов борьбы за всеобщий мир и социализм. Следует учитывать, что число совр. наций и народов, проживающих почти в 140 гос-вах, составляет 2 тыс. T. о., очевидно, что для большинства наций и народностей H. в. может быть решён только в многонац. гос-вах.

Марксизм-ленинизм ставит вопрос не только о формальном (правовом) равенстве наций, но и о достижении ими фак-тич. равенства (в экономич. и культурной областях). К сплочению, единству, всестороннему сближению наций можно идти только через их полное освобождение от нац. и социального гнёта, через создание максимально благоприятных условий развития каждой из них. Такова диалектика марксистско-ленинской постановки H. в.

История H. в. В период домонопо-листич. капитализма решение H. в. связано с нац.-освободит, движениями, возникшими в ходе становления наций. Завоевание независимости англ, североамер. колониями в 1775-83 ускорило формирование североамер. нации; освобождение южноамер. колоний (1810-26) создало условия для формирования латино-амер. наций; освобождение от турецкого господства (19 в.) открыло путь формирования греч., серб., рум., болг. и др. наций и привело к образованию соответствующих нац. гос-в. Своеобразной формой решения H. в. было воссоединение Германии, Италии. В период империализма, в условиях разделения всего мира на горстку господствующих наций и большинство угнетённых, стремление народов к независимости и нац. консолидации насильственно подавлялось.

Победа Великой Окт. социалистич. революции открыла эру социального и нац. освобождения народов. Освободит, движение охватывает Азию, Африку и Лат. Америку. После 2-й мировой войны 1939- 1945 в условиях изменения соотношения сил на мировой арене в пользу социализма начался новый подъём нац.-освободит. движения. За три послевоенных десятилетия возникло св. 70 новых гос-в. Принцип самоопределения в результате усилий Сов. Союза, поддержанных др. социалистич. и развивающимися странами, стал принципом междунар. права. Он включён в Устав ООН, в решения Бандунгской конференции гос-в Азии и Африки (1955), Белградской (1961), Каирской (1964), Лусакской (1970) и Алжирской (1973) конференций неприсоединившихся стран. После завоевания независимости MH. угнетёнными народами содержание H. в. изменилось, он отпочковался от колониального вопроса.

Во многих странах Азии и Африки после завоевания независимости H. в. приобретает большую остроту (Нигерия, Кипр, Пакистан и др.). Это объясняется как проблемами, оставленными колониализмом, так и происками неоколонизаторов. Границы MH. новых гос-в установлены без учета этнич. фактора, эти гос-ва населены различными народностями и племенами. Нередко, особенно в Африке, одна этническая группа проживает в двух и более гос-вах. Поскольку самоопределение происходило не на национальной, а обычно на исто-рич. основе (в рамках бывших колониальных адм. единиц) и до формирования наций, процессы нац. консолидации в этих странах чрезвычайно сложны: в границах гос-ва из разрозненных этнич. компонентов формируются одна или неск. наций.

В Лат. Америке H. в. охватывает взаимоотношения между населением европ. происхождения и 1) многочисленным в ряде стран коренным индейским населением, говорящим на своих языках и наречиях (Боливия, Экуадор, Перу, Мексика и др.), 2) ещё не ассимилировавшейся частью негроидного населения, к-рое не сохранило своих языков (Бразилия), а также между населением негроидного происхождения, составляющим в нек-рых странах большинство, и др. нац. группами - европейской, индейской и т. д. (Гаити, Гайана, Ямайка, Тринидад и Тобаго и др.). Историч. особенности формирования латиноамер. наций, проявившиеся, в частности, в отсутствии жёстких расовых и этнич. перегородок и в интенсивном процессе метисизации, в известной мере предопределяют и пути решения H. в. Прогрессивные силы латиноамер. стран видят эти пути как в установлении нац. и расового равноправия, в предоставлении автономии компактно проживающим группам индейского населения, в развитии языка и культуры нац. м-зньшинств. так и в происходящих на добровольной основе ассимиляционных процессах.

В 60-70-е гг. нац.-освободит, движение вступило в новый этап. Борьба за нац. освобождение во MH. странах стала практически перерастать в борьбу против эксплуататорских отношений, как феодальных, так и капиталистических. Многие освобождающиеся народы отвергают капиталистич. путь и ставят задачи развития по некапиталистич. пути, в направлении к социализму, что облегчает и ускоряет решения H. в.

В развитых капиталистич. гос-вах ухудшаются отношения между народами, в течение веков живущими в рамках одного гос-ва (конфликт между валлонами и фламандцами в Бельгии, англо-канад-цами и франко-канадцами в Канаде, ирландский вопрос в Великобритании, негритянский вопрос в США и др.). В 50-70-х гг. в развитых капиталистич. странах, особенно в Зап. Европе, возник вопрос о неравноправии и угнетении миллионов иностр. рабочих. Усиление нац. противоречий в капиталистич. странах связано с обострением социальных антагонизмов, ростом нац. самосознания и невозможностью справедливого, демо-кратич. решения H. в. в условиях капитализма.

При социализме происходит всестороннее развитие всех наций на путях их сближения и братской взаимопомощи. Ярким примером служит решение H. в. в СССР. H. в. в царской России, к-рую называли " тюрьмой народов", был чрезвычайно острым и выступал в различных формах. Для одних народов шла речь о восстановлении утраченной нац. государственности, для других он переплетался с колониальным вопросом, для третьих - с борьбой за нац. равноправие и т. д. В первых документах Сов. власти - Декрете о мире, Декларации прав народов России, Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др.- были провозглашены следующие принципы нац. политики социалистич. гос-ва: право народов и наций на самоопределение, равенство и суверенность, отмена всяких нац. привилегий и ограничений, свободное развитие нац. меньшинств, социалистич. федерация. Сов. пр-во признало самостоятельность Польши, Финляндии, Латвии, Литвы. Эстонии, сов. республик Закавказья, Белоруссии, Украины, входивших в состав Росс, империи. Права тех народов, к-рые не пожелали отделиться, были конституционно гарантированы Сов. властью. Для борьбы против империалистич. интервенции и внутр. контрреволюции сов. республики создали тесный политич., воен. и хозяйственный союз, а несколько позже, исходя также из преимущества крупных гос-в, поставили вопрос об объединении в единое социалистич. многонац. гос-во. Всенародное объединит, движение привело в 1922 к образованию Союза Советских Социалистических Республик. Это выдающееся событие в жизни человечества подтвердило правильность ленинской нац. политики. Партией был взят курс на ускоренное экономич., культурное и социально-политич. развитие нац. окраин. Практич. осуществление этого курса стало возможно на основе большой и всесторонней помощи бывшим угнетённым нациям и народностям со стороны более развитых районов страны и прежде всего со стороны русского народа, его рабочего класса. Русский рабочий класс совершил настоящий подвиг, пошёл на жертвы во имя преодоления отсталости нац. окраин. Нац. республики систематически получали дотации из союзного бюджета, их социально-эконо-мич. развитие происходило более быстрыми темпами, чем развитие центра страны, их население длительное время освобождалось от налогов, нац. кадрам были предоставлены большие привилегии при поступлении в учебные заведения и т. д. Всем нациям и народам были предоставлены огромные возможности для развития науки и нац. культуры, и они достигли невиданного расцвета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.