Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 6 страница. В рус. стихе под М. с. обычно разумеются два рода явлений, к-рые можно назвать микромелодикой и макромелодикой






В рус. стихе под М. с. обычно разумеются два рода явлений, к-рые можно назвать микромелодикой и макромелодикой. 1) При членении стихотворного периода (строки, двустишия, четверостишия) в середине его голос обычно повышается, в конце понижается (отмечено чеш. учёным Я. Мукаржовским); внутри строки на слабоударных стопах голос повышается, на сильноударных понижается (отмечено сов. стиховедом Г. Шенгели); совпадения и несовпадения этой интонац. сетки ритма с интонац. движением синтаксиса в стихе дают сложный мелодич. рисунок стихотворной речи. 2) При построении стихотворного текста (стих., отрывка поэмы) в нём могут по-разному распределяться предложения вопросит., восклицат. (с восходящей интонацией) и повествовательные (с нисходящей интонацией), причём их интонац. строение может и подчёркиваться, и приглушаться посредством периодич. строения, параллелизмов, антитез, повторов и т. п. Эти приёмы складываются в три осн. типа интонирования стиха (выделены Б. М. Эйхенбаумом) - д е к л а-м а т и в н ы и (напр., в оде), напевный (напр., в романсной лирике), говорной (напр., в басне), и нек-рые промежуточные (элегия - между декла-мативным и напевным, послание - между декламативным и говорным). По др. классификации (В. Е. Холщевников) выделяются лишь два типа интонирования - напевный (песенный и романсный) и говорной (ораторский и разговорный). М. с.- область малоисследованная.

Лит.: Жирмунский В.М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; его же, Мелодика стиха, в его кн.: Вопросы теории литературы, Л., 1928; Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922; Б е р н-ш т е и н С. И., Стих н декламация, в кн.: Русская речь. Новая серия. Сб. 1, Л., 1927; Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960; Холшевников В., Основы стиховедения, 2 изд., Л., 1972. М. Л. Распаров.

МЕЛОДИЯ (от греч. melodia- пение, напев, песня, мелодия), одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). М.-" самая существенная сторона музыки" (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразит, эффект многих других. Осн. значения термина: последовательный ряд звуков, связанных между собой в единое целое (М.- линия, в противоположность гармонии, аккорду как объединению звуков в одновременности); главный голос (напр., в выражениях: " М. и сопровождение", " М. и бас"); смысловая и образная цельность, средоточие муз. выразительности (собственно М.- " музыкальная мысль").

М. сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением (напр., в танце). Подобно речи, М. представляет собой обращение к слушателю с целью воздействия на него, оперирует звуковым материалом; выразительность М. опирается на определённый эмоциональный тонус, на такие общие с речью средства, как высота звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т. д., а также на динамику их изменений. " Речевая и чисто музыкальная интонация -ветви одного звукового потока" (Б. В. Асафьев). Однако в отличие от речи М. оперирует ступенчато расположенными тонами определённой высоты, муз. интервалами; мелодич. звуки имеют ладовую и особого рода ритмич. организацию.

М.- многосоставный элемент музыки. Главенствующее положение М. среди др. элементов объясняется возможностью концентрировать в мелодич. линии действие лада, гармонии, метра, ритма, ленгич. связей между частями композиции и т. д. Весь этот богатый комплекс элементов музыки в одноголосном выражении и воспринимается как М. Наиболее специфический компонент М.- мелодич. линия. Подъёмы и спады в мелодич. линии могут рассматриваться как отражение породившего М. душевного движения (движение вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз - с успокоением). Структура М. основана на взаимодействии целенаправленного движения звукового потока с ладовыми, метроритмическими и структурными условиями его оформления. Естественное взаимоотношение между энергией линии и направленностью мелодич. движения обусловливает древнейшую модель М.-нисходящую линию, начинающуюся с высокого звука (Л. А. Мазель: " вершина - источник") и завершающуюся спуском или падением к нижнему устою. Однако ограничение прямолинейным движением примитивно н эстетически малопривлекательно. Художеств, интерес составляют всевозможные его расцвечивания, вуалирующие его усложнения и моменты противоположности. Тоны мелодич. ствола обрастают ответвлениями, рисунки которых придают М. гибкость, богатство, эстетическую выразительность:

Н. А. Римски й-К о р с а к о в. " Царская невеста", ария Марфы.

Анализ мелодической структуры вышеприведённой арии.

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница М.- народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские М., привлекающие величавой эпической ясностью, глубиной чувства:

Ты, река ль, моя реченька (свадебная).

Мелодика григорианского хорала в противоположность античной характеризуется отрешением от связанных с телодвижением моментов и сосредоточением на смысле текста, возвышенном размышлении. Ритмика строго не фиксирована и зависит от произнесения текста:

Коммунио. Тон III.

Др.-рус. певческое иск-во типологически представляет собой параллель зап. григорианскому хоралу, но резко отличается от него по интонац. содержанию. М. мастеров др.-рус. певческого иск-ва - ценное культурное достояние рус. народа.

Степенна знаменного распева. Глас 6.

Европейская (в т. ч. и русская) мелодика нового времени основана не на старинных ладах (как средневековая), а на мажорно-минорной системе. Эстетически мелодика И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф, Шуберта, Ф. Шопена, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского направлена на наиболее полное раскрытие мира человеческой личности, индивидуума.

Мелодика 20 в. представляет картину большой пестроты, простираясь от архаики древнейших слоев нар. музыки (И. Ф. Стравинский, Б. Барток) до приёмов новейших систем композиции (А. Веберн, К. Штокхаузен, П. Булез, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин и др.). Пример совр. М.:

С. С. Прокофьев. 7-я соната для фортепиано, часть I.

Лит.: Ш и ш о в И., К вопросу об анализе мелодического строения, " Музыкальное образование", 1927, № 1/2, 3/4; Т ох Э., Учение о мелодии, пер. с нем., М., 1928; Беляева-Экземллярская С., Яворский Б., Структура мелодии, М., 1929; КуртЭ., Основы линеарного контрапункта, пер. с нем., М., 1931; М а з е л ь Л., О мелодии, М, 1952; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Riemann H., Neue Schule der Melodik, Hamb., 1883; SchenkerH., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 3, 2. Aufl., W. - Zurich - L., 1956; Szabolcsi В., Bausteine zu einer Ge-schichte der Melodie, Bdpst, 1959.

Ю. Н. Холопов.

" МЕЛОДИЯ", всесоюзная фирма граммофонных пластинок Мин-ва культуры СССР. Осн. в 1964, осуществляет руководство творческими и пром. предприятиями и организациями, к-рые записывают, изготовляют, распространяют грампластинки и магнитофонные компакт-кассеты. В составе " М." (1973): творческие студии (изготовляют оригиналы матриц для произ-ва грампластинок, создают оригинальные произведения для записи, реставрируют ист. фонодокументы и др. уникальные записи прошлого) в Москве (см. Грамзаписи студия), Ленинграде, Риге (филиал в Таллине), Вильнюсе, Тбилиси, Алма-Ате, Ташкенте; заводы в гг. Апрелевке Моск. обл. (Апрелевский ордена Ленина з-д -крупнейшее предприятие фирмы, осн. в 1910, выпускает ежегодно ок. 65 млн. пластинок), Ленинграде, Риге и Ташкенте; дома грампластинок в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Ташкенте, Алма-Ате, Тбилиси, Свердловске, Новосибирске, Куйбышеве, Хабаровске, Рос-тове-на-Дону, Актюбинске. Ежегодно " М." выпускает до 1, 2 тыс. стерео- и моногрампластинок новых названий (в т. ч. гибкие как самостоятельные издания и звуковые страницы к журналам " Кругозор", " Колобок" и приложения к книгам и журналам) общим тиражом 190-200 млн. экз. и ок. 1 млн. компакт-кассет (1973). " М." издаёт сводные каталоги выпущенных грампластинок (раз в 2-3 года) и ежеквартальные - новых записей. Грампластинки и записи " М." экспортируются более чем в 70 стран мира. Многие записи " М." отмечены междунар. премиями и призами. См. также статьи Граммофонная пластинка, Дом радиовещания и звукозаписи, Звукозапись. В.И.Пахомов.

МЕЛОДРАМА (от мело... и драм 1) жанр драматургии; пьеса сострой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возник в кон. 90-х гг. 18 в. во Франции, достигнув наибольшего расцвета в 30-40-е гг. 19 в. Лучшие образцы М. (пьесы Ж. М. Монвеля, Э. Сувестра, Ф. Пиа и др.) несли протест против социальной несправедливости, религиозного фанатизма, показывали нищету и бесправие народа. Но постепенно М. утратила демократическую, гуманистическую направленность, уступив место внешней занимательности и слащавой сентиментальности.

В России М. появилась с конца 20-х гг. 19 в. (пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого и др.). В. Г. Белинский и Н, В. Гоголь резко критиковали произв. этого жанра за отрыв от насущных интересов рус. общества, неправдоподобие характеров и положений. В сов. театре и драматургии интерес к М. возник в первые годы после Великой Окт. социа-листич. революции. М. Горький и А. В. Луначарский выступали и защиту М., по существу приравнивая её к социальной драме романтцч. стиля. Отд. элементы М. характерны для творчества нек-рых совр. драматургов (А. Н. Арбузов, А. Д. Салынский и др.).

2) Музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, перемежающей их или звучащей одновременно с ними. Один из ранних образцов такой М.- лирическая сцена " Пигмалион" Ж. Ж. Руссо (1762). Ряд М. был написан чешским композитором 18 в. 11. Бендой. Русскому композитору Е. И. Фомину принадлежит М. " Орфей" (1792).

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; Г л у м о в А. Н., Несколько значений термина " мелодрама", в его кн.: Музыка в русском драматическом театре, М., 1955.

МЕЛОМАН (от мело... и ...ман), страстный любитель музыки, пения.

МЕЛОПЕЯ (греч. melopoiia, букв.-песнетворчество), в Др. Греции создание мелоса, мелодии, мелодическое воплощение поэтического текста. В муз. теории Др. Греции существовало особое учение, к-рое в основном сводилось к систематизации явлений, относящихся к области М. С эпохи Возрождения в странах Зап. Европы термин М. вновь вошёл в обиход; как правило, им стали обозначать учение о композиции в целом, часто называвшееся также musica poetica. В 19 и 20 вв. термин " М." применяется редко и рассматривается как равнозначный термину мелодика.

МЕЛОС (греч. melos), термин, применявшийся в Др. Греции для обозначения напева, мелодии, а также предназначенного для пения лирич. стихотворения. В муз. теории Др. Греции под М. понималось мелодич. начало музыки; к области М. относили учение о гармонике и мелопее.

МЕЛОТРИЯ (Melothria), род растений сем. тыквенных. Одно- или многолетние травянистые лианы. Листья цельные или лопастные. Одно- или двудомные растения; цветки мелкие, с пятилопастным белым или жёлтым венчиком; пестичные - одиночные, в пучках или щитковидных соцветиях, тычиночные - в кистях, реже пучками или по одному. Плоды мелкие, ягодообразные, нередко по-вислые. Ок. 80 видов; распространены гл. обр. в тропиках обоих полушарий. Нек-рые виды, особенно многолетние -М. повислая (М. pendula), M. точечная (М. punctata, или Zehneria scabra) и др., используются в декоративном садоводстве для озеленения балконов, трельяжей и в оранжереях. Иногда род М. разделяют на неск. родов.

МЕЛУПРЕЙ, Молупрей, поселение эпох позднего неолита, бронзового и раннего жел. веков в Сев. Камбодже. Исследовано в 1939-40 франц. учёным П. Леви. В неолитич. слое (2-е тыс. до н. э.) найдены шлифованные топоры и тёсла, керамика с резным орнаментом. Слой эпохи бронзы (1-е тыс. до н. э.) содержал многочисл. кельты, бронз, кинжалы, Т-образные в сечении браслеты. Керамика - круглодонные сосуды и сосуды с налепами. Материал близок к находкам из верхних слоев Сомронгсена, " вязан с донгшонской культурой и культурами бронз, века Центр. Индонезии. В слоях жел. века найдены керамика, изготовленная на гончарном круге, жел. мотыги и др.

Лит.: Levy P., Recherches prehistq-Tiques dans la region de Mlu-Prei, Hanoi, 1943.

МЕЛЬБУРН (Melbourne), город в Австралийском Союзе, адм. ц. штата Виктория. Расположен на берегу зал. Порт-Фил лип, в устье реки Ярра. Основан в 30-х гг. 19 в. Назван по имени премьер-мин. Великобритании лорда Мельбурна (Мелборна). Второй (после Сиднея) по населению город страны. 2389 тыс. жит. (1971, с пригородами). С нач. 19 в. до 1927 развивался как адм. (в 1901-27 -столица Австралийского Союза) и торг.-финанс. центр; позже играл важную роль в пром-сти страны, чему способствовало его выгодное транспортное положение. М.- узел ж.-д. и авиац. сообщений и крупнейший порт страны (при высокой Воде доступен для океанских судов; грузооборот 6, 5 млн. т); вывозят зерно, муку, консервированное и охлаждённое мясо, шерсть (35% её экспорта), фрукты; ввозят фосфориты, нефть, автозапчасти. Порт оборудован погрузочно-раз-грузочными механизмами. Пристани и причалы специализированы. Норт-Сайт обслуживает каботажные суда, Виктория-Док - заокеанские, Уильямстаун -крупнотоннажные танкеры, Эплтоп-Док специализируется на перегрузке угля и фосфатов и т. д. Пром-сть М. даёт ок. 2/з пром. продукции штата Виктория. Осн. отрасли: судостроение и судоремонт, автостроение и автосборка, станкостроение, с.-х. машиностроение, пищ., текст., обув, и др. пром-сть; артиллерийский и авиац. з-ды. Близ М., в окрестностях г. Яллурн - добыча бурого угля. Электроэнергия в М. поступает с ТЭС в г. Моруэлл и с ГЭС на р. Муррей. М.- культурный центр страны: ун-т, консерватория, обсерватория, ботанич. сад, музеи. В М. в 1956 проходили 16-е летние Олимпийские игры. На правом берегу р. Ярра - деловой центр города, на левом - жилые кварталы в зелени садов и парков, к зал. Порт-Филлип примыкает пром. район города.

С 1837 складывается регулярная планировка М. (первоначально - арх. Р. Худл); огромные терр. отводятся под парки. Многочисленны образцы эклектики и псевдостилей 19 в. [соборы Сент-Джеймс (1841, арх. Р. Рассел) и Сент-Пол (1880, арх. У. Баттерфлай)], жилые дома 2-й пол. 19 в. с балюстрадами, навесами и т. п. деталями из кованого железа. В 20 в. М. интенсивно растёт. В духесовр. архитектуры построены Королевский госпиталь (илл. см. т. 1, табл. VII, стр. 64-65), различные жилые и общественные сооружения Г. Зайдлера, Р. Бой да, олимпийский комплекс (арх. Г. Зайд-лер; в т. ч. крытый бассейн, 1956, арх. Дж. и Ф. Мэрфи, П. Макинтайр, К. Борленд, инж. У. Ирвин). Нац. гал. Виктории (иск-во Европы, Азии, Австралии), Нац. музей Виктории (иск-во аборигенов), Музей совр. австрал. иск-ва.

Мельбурн. Общий вид города.

Мельбурн. Олимпийский крытый бассейн.

1956. Арх. Дж. и Ф. Мэрфи и др., инж.

У. Ирвин.

Лит.: N е w n h a m W. H., Melbourne, Melbourne, 1956.

МЕЛЬБУРНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (University of Melbourne), один из крупнейших ун-тов Австралии, осн. в 1853 указом, принятым законодательными органами Виктории (начал функционировать в 1855). В 1857 при М. у. открыта школа права, в 1862-школа медицины, в 1895-консерватория. В составе М. у. (1973): ф-ты - гуманитарных наук, юриднч., мед., с.-х. наук, архитектурный, естеств. наук, стоматологич., экономики и торговли, пед., ветеринарный, инж. дела, музыки; н.-и. ин-ты прикладных эко-номич. исследований, ветеринарный; академия Военно-возд. сил (с отделениями химии, физики, математики); в б-ке (осн. в 1855) ок. 640 тыс. тт. В 1972/73 уч. г. в М. у. обучалось 14, 5 тыс. студентов, работало 900 преподавателей, в т. ч. ок. 100 профессоров.

МЕЛЬГАР (Melgar) Мариано (8.9.1791, Арекипа, -12.3.1815, Умачири), перуанский поэт. Окончил духовную семинарию. В 1814 примкнул к нац.-освободит, движению, был захвачен в плен и расстрелян испанцами. Начал лит. деятельность с подражания поэтам-неоклассицистам, переводил антич. авторов. Позже обратился к местному фольклору и впервые на исп. яз. воспроизвёл оригинальные поэтич. жанры индейцев кечуа - басни и ярави (лирич. миниатюры любовного содержания). Элементы социальной критики в баснях М., свежесть и демократичность языковых средств, попытки синтезировать " книжную" и " народную" традиции делают М. одним из основоположников нац. поэзии Перу.

С о ч.: Poesias, Lima, 1878; в рус. пер.-Яравй, Каменотес и мул, в сб.: Солдаты свободы, М., 1963.

Лит.: Мариатеги X. К., Семь очерков истолкования перуанской действительности, пер. с исп., М., 1963; О с п о-в а т Л. С., О формировании национальных особенностей перуанской поэзии, в кн.: Нации Латинской Америки, М., 1964; W i e s-se М., La romantica vida de M. Melgar, Lima, 1939.

МЕЛЬГИР, Шотт-Мельгир, солёное озеро (себх) на В. Алжирской Сахары, самое крупное в Алжире. Пл. 6700 км2. Расположено в центре бассейна внутр. стока, во впадине с днищем на 26 м ниже ур. м. В период дождей (зимой) наполняется водой врем, потоков, стекающих с гор Орес и с Сахарского Атласа; в сухое время года пересыхает и превращается в солончак.

МЕЛЬГУНОВ Николай Александрович [1804, ныне Ливенский р-н Орловской обл., -4(16).2.1867, Москва], русский писатель. Учился в пансионе при Педаго-гич. ин-те в Петербурге (1818-20). Примыкал к " любомудрам ". В 1837 в Германии вышла написанная при участии М. книга Г. И. Кёнига " Очерки русской литературы" (рус. пер. 1862), сыгравшая заметную роль в становлении зарубежной славистики. М.- автор ряда роман-тич. повестей (" Рассказы о былом и небывалом", т. 1-2, 1834, и др.). В публицистич. выступлениях 40-х гг. пытался примирить славянофилов с западниками. Часто выезжал за границу, был связан с А. И. Герценом, участвовал в его изданиях. В 60-е гг. сотрудничал в либеральных газ. " Наше время" и " Русские ведомости".

С о ч.: История одной книги, М., 1839; Гуляние под Новинским, М., 1841.

Лит.: К и р п ц ч н и к о в А. И., Между славянофилами и западниками. Н. А. Мель-гунов, в его кн.: Очерки по истории новой русской литературы, 2 изд., т. 2, М., 1903; Захарьин Н. Н., [Письма Н. А. Мель-гунова к Герцену], в кн.: Литературное наследство, т. 62, М., 1955.

Л. Н. Чертков.

МЕЛЬГУНОВ Сергей Петрович [25.12. 1879 (6.1.1880) - 1956], русский историк и публицист, один из руководителей партии народных социалистов. Окончил Моск. ун-т (1904). В 1900-10 сотрудничал в газ. " Русские ведомости". В 1913-1923 - один из редакторов журн. " Голос минувшего" и руководитель изд-ва " Задруга". Осн. труды по истории церкви, рус. обществ, и революц. движения написаны с лнберально-народннч. позиций. Участвовал в создании коллективных ист. трудов-" Великая реформа" (1911), " Отечественная война и русское общество" (1912), " Масонство в его прошлом и настоящем" (1912) и др. Великую Окт. соцналнстнч. революцию встретил враждебно; в 1923 эмигрировал за границу, где опубликовал ряд ист. работ, ценных по своему фактнч. материалу, и неск. антисов. книг по истории Февр. и Окт. революций 1917 и Гражд. войны 1918-20; участвовал в издании журнала " Голос минувшего на чужой стороне".

Соч.: Из истории студенческих обществ в русских университетах, М., 190-4; Церковь и государство в России, в. 1 - 2, М., 1907 -1909; Студенческие организации 80 -90-х гг. в Московском университете, М., 1908; На путях к дворцовому перевороту, Париж, 1931.

Лит.: История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период. Библиография, М., 1965, с. 327-28.

МЕЛЬГУНОВ Юлий Николаевич [2 (11.9).1846, Ветлуга, ныне Горьковской] обл., -19(31).3.1893, Москва], pyccкий пианист, муз. теоретик и фольклорист. Его сб-ки " Русские песни непосредственно с голосов народа записанные" (в. 1-2, 1879-85) явились первым опытом воспроизведения многоголосной фактуры рус. нар. песен. М. выдвинул идею о подголосочном складе рус. хоровой крест, песни. Совместно с нем. филологом Р. Вестфалем издал ритмич. редакции 10 фуг И. С. Баха с собственным пре-дисл. " О ритмическом исполнении фуг Баха".

Лит.: Лобан о в М., Выдающийся исследователь-фольклорист, " Советская музыка", 1971, № 10.

МЕЛЬГУНОВСКИЙ КУРГАН, Литой курган, курган начала 6 в. до н. э. около г. Кировограда (УССР), раскопанный в 1763 ген. А. П. Мельгу-новым. Устройство насыпи и могилы осталось невыясненным. Известно лишь, что в основании кургана были следы сожжения, а вещи находились на глубине ок. 1, 8 л в гробнице, обложенной кам. плитами. Из находок наиболее интересен железный меч скифского типа в золотых ножнах, украшенных изображениями фаптастич. существ в смешанном урарто-скифском стиле. Найдены также скифские наконечники стрел, золотые диадема, ленточка с фигурками обезьян и ибисов, бляшки в виде орлов, серебряные ножки от трона урартской работы. Видимо, курган был насыпан над погребением богатого воина-вождя, возможно участника скифских походов в Переднюю Азию. М. к.- один из наиболее древних памятников скифской культуры Сев. Причерноморья.

Мелыуновский курган: / - золотая пластинка; 2 - серебряное украшение мебели; 3 - бляшка в виде орла; 4 - золотая оковка ножен меча.

Лит.: П р и д и к Е. М., Мельгуновский клад 1763 г., СПБ, 1911 (Материалы по археологии России, № 31).

МЕЛЬЕ (Meslier) Жан (июнь 1664, Мазерни, - между 28.6 и 6.7.1729, Этре-пиньи), французский философ-материалист, атеист, утопия, коммунист. Сын деревенского ткача, М. по настоянию родителей стал сельским священником (с 1689). Своё единств, соч. " Завещание" (полностью впервые опубл. в 1864 в Амстердаме; рус. пер., т. 1-3, 1937 и 1954) закончил незадолго до смерти. В нём М. дал глубокую и всестороннюю критику феод.-абсолютистского строя Франции. Противоречия между народом и " сильными мира сего" считал непримиримыми; отвергая мысль о " просвещённом государе", служащем обществу, призывал народ к революции. М. набросал контуры идеального коммунистич. общества: все люди одной местности должны объединяться в одну семью-общину, в к-рой существует общее владение всеми благами, все трудятся и любят друг друга, как братья; общины заключают между собой союз с целью поддержания мира и взаимопомощи. Тиранич. порядки существуют, согласно М., лишь потому, что у народа нет ясного сознания тяжести своего положения, его причин и своей силы; народ обманут и подавлен предрассудками, гл. роль среди к-рых играет религия, подвергнутая у М. разносторонней критике. М. с классич. ясностью выразил просветительский взгляд на происхождение религии как результат сознательного обмана.

Теоретич. источниками материализма М. явились античный атомизм и физика Р. Декарта. Утверждая вечность и несо-творённость материи и материальное единство мира, М. критиковал метафизику Декарта, идеализм Н. Мальбранша и религиозно-идеалистическую философию вообще.

Филос. взгляды М. оказали большое воздействие на формирование мировоззрения франц. материалистов 18 в.

Лит.: Д е б о р и н А. М., Ж. Мелье, " Вопросы философии", 1954, N° 1; П о р шн е в Б. Ф., Мелье, М., 1964 (имеется библ.); Etudes sur le cure Meslier, P., 1966.

В. Н. Кузнецов.

МЕЛЬЕС (Melies) Жорж (8.12.1861, Париж, - 21.1.1938, там же), французский актёр, режиссёр, иллюзионист, театральный и кинопредприниматель. Один из основоположников франц. и мирового киноискусства, изобретатель основных приёмов совр. трюковой съёмки, постановщик больших сказочных, фантастических феерий: " Путешествие на Луну" (1902), " Путешествие через невозможное" (1904), " 200 000 лье под водой" (1907), " Завоевание полюса" (1912), инсценировок реальных совр. событий: " Морской бой в Греции" (1897), " Коронация Эдуарда VII" (1902) и др. Снял около 4000 фильмов. Термином " мельесовская тенденция" в киноведении определяется яркая кинематографич. зрелищность, осн. на способности кинематографа преображать жизненную реальность.

Лит.: С а д у л ь Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц., т. 1 - 2, М., 1958; Bessy М., L о D u с a J. М., Georges Melies mage, P., 1945; Sadoul G., Georges Melies, [P., 1961].

МЕЛЬК (Melk), город в Нижней Австрии, на прав, берегу Дуная. 4600 жит. (1968). Вырос на месте рим. крепости Намары. С 976 замок австр. князей Бабенбергов, с 985 монастырь. С 13 в. близ монастыря по регулярному плану строилось поселение. На скале над Дунаем -бенедиктинский монастырь (17.02-36; церковь - арх. Я. Прандтауэр и И. Мунгенаст) в стиле барокко. Богата художественными памятниками монастырская сокровищница. Илл. см. т. 1, вклейка к стр. 105.

Лит.: S с h i е г W., Das Benediktinerstift Melk an der Donau, Augsb., 1928.

МЕЛЬКАРТ (финикийск., букв.- царь города), в финикийской религии и мифологии бог, покровитель Тира и мореплавания; отождествлялся с греч. героем Гераклом. Культ М. сопровождался человеческими жертвоприношениями.

МЁЛЬНДАЛЬ (Molndal), город на Ю.-З. Швеции, близ Гётеборга, в лене Гёте-борг-Бохус. 45, 6 тыс. жит. (1972). Трансп. узел. Текст., бум., электротехнич. предприятия, произ-во маргарина. Город образован в 1922.

МЕЛЬНИК (Melnik), город в Чехословакии, в Чешской Социалистической Республике, в Ср.-Чешской обл. Порт на р. Лаба у впадения в неё Влтавы. 16, 7 тыс. жит. (1971). Маш.-строит., сах., хим. предприятия.

МЕЛЬНИКАЙТЕ, Мяль и икайте Марите Юозовна (18.3.1923, г. Зарасай, ныне Литов. ССР, - 13.7.1943, Дукштас, ныне Игналинского р-на Литов. ССР), участница партиз. движения в годы Великой Отечеств, войны 1941-45, Герой Сов. Союза (посмертно, 22.3.1944). Чл. ВЛКСМ с 1940. Род. в семье рабочего. В 1941-42 работала на з-де " Механик" в Тюмени. В июне 1942 вступила добровольцем в 16-ю стрелк. дивизию Красной Армии. После окончания спецшколы в мае 1943 переброшена в тыл врага. Работала секретарём Зарасайского подпольного уездного к-та ЛКСМ Литвы, участвовала в организации и боевых действиях партиз. отряда им. Кестутиса. 8 июля раненая вместе с группой партизан захвачена нем.-фаш. карательным отрядом; после жестоких пыток расстреляна.

Лит.: Урбанавичюс Б., Девушка из Зарасая, в кн.: Героини, т. 1, М., 1969; Венцлова А., Наша Марите, в кн.: Героини войны, М., 1963.

МЕЛЬНИКОВ Авраам (Абрам) Иванович [30.7(10.8).1784, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов, -1(13).!.1854, Петербург], русский архитектор, представитель позднего ампира. Учился в петерб. АХ (1795-1807; пенсионер в Италии в 1808-11) у А. Д. Захарова. Преподавал там же с 1811 (акад. с 1812, проф. с 1818, ректор с 1843). Чл. Петерб. строит, к-та (с 1818). М. проектировал и строил обществ., культовые и жилые здания во мн. городах России (Никитская церковь в Мцен-ске, нач. 19 в.; лицей в Ярославле, 1-я четв. 19 в.; ансамбль полукруглой площади в Одессе, ныне площадь Коммуны, 1826-29; торг, ряды в Ростове, 1830; кафедральный собор в Кишинёве, ныне филиал Художеств, музея Молд. ССР, 1830-35, илл. см. т. 12, табл. XXIV, стр. 240-241). М.- автор ряда " образцовых" (типовых) проектов, а также архит. части многих памятников работы И. П. Мартоса.

Лит.: Лейбошиц Н. Я., Материалы к творческой биографии А. И. Мельникова, в сб.: Архитектурное наследство, [в.] 9, Л., 1959.

Ж. Мелье.

М. Ю. Мельннкайте.

МЕЛЬНИКОВ Иван Александрович [21.2(4.3).1832, Петербург, - 25.6(8.7). 1906, там же], русский певец (лирико-драматич. баритон). В 1861-66 брал уроки пения у Г. Я. Ломакина и пел в хоре " Бесплатной музыкальной школы". В 1866 совершенствовался в Италии. В 1867-92 работал в Мариинском театре. Один из крупнейших представителей рус. вокально-сценич. школы, М. обладал мощным ровным голосом, особенно сильным в верхнем регистре, большим сценич. дарованием. Участник первых постановок опер: " Борис Годунов" Мусоргского (1874, заглавная партия), " Опричник" Чайковского (1874, князь Вязьминский), " Князь Игорь" Бородина (1890, заглавная партия). Выдающийся исполнитель партии Мельника (" Русалка" Даргомыжского). П. И. Чайковский посвятил М. романс " Я с нею никогда не говорил".

Лит.: Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953, с. 136 -137, 404; И в а н о в М. М., И. А. Мельников (по поводу 25-летия его артистической деятельности), " Ежегодник Императорских Театров. Сезон 1892-1893", СПБ, 1894, с. 350 - 62.

МЕЛЬНИКОВ Константин Степанович [р. 22.7(3.8).1890, Москва], советский архитектор, засл. арх. РСФСР (1972). Окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1917). Преподавал в моек. Вхутемасе (1921-25), Вхутеине (1927-1929), Моск. архит. ин-те (1934-37), Моск. инженерно-строит. ин-те им. В. В. Куйбышева (с 1951; проф.) и Всесоюзном заочном инженерно-строит. ин-те (с 1960). Чл. объединения Аснова. В 20-30-е гг. разрабатывал новые типы обществ, зданий и строит, конструкций, одним из первых выдвигал идею трансформации внутр. пространства. Для произв. М. [деревянный павильон " Махорка" на






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.