Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Химическая и электрохимическая К. 30 страница






Соч. в рус. пер.: Случайные величины и распределения вероятностей, М., 1947; Математические методы статистики, М., 1948.

КРАМОВ Александр Григорьевич [23.12.1884(4.1.1885], Киев, -17.5.1951, Харьков], русский советский актёр, режиссёр, нар. арт. СССР (1944). Окончил театр, школу Е. А. Лепковского (1905) и вступил в труппу киевского театра Со-ловцова. Окончил юрид. ф-т Киевского ун-та (1908). В 1909-12 играл в Херсоне, Самаре, Петербурге (роли: Хлестаков - " Ревизор" Гоголя, Митрофанушка - " Недоросль" Фонвизина и др.). С 1919 работал в моcк, театрах - Революции, быв. Корша и др. В Театре им. МГСПС создал (1924-33) галерею образов людей новой, революц. формации - Раевич, шахтёр Пацюк (" Шторм", " Голос недр" Билль-Белоцерковского), Чапаев (в одноим. пьесе по Фурманову) и др. Здесь раскрылись особенности таланта К.- глубокое чувство современности, высокая гражданственность, умение воплощать яркие характеры сов. людей. С 1933 К.- актёр и режиссёр (с 1936- художеств. руководитель) Харьковского рус. драматич. театра. Лучшие актёрские работы - образ В. И. Ленина в пьесах Погодина (" Человек с ружьём", 1938, и " Кремлёвские куранты", 1947; был также режиссёром обоих спектаклей), Полежаев (" Беспокойная старость" Рахманова).

Редкое обаяние, истинный дар перевоплощения, щедрый талант человечности позволили ему создать ряд интереснейших сценич. образов. Среди них: тонко очерченный, глубоко психологичный образ Протасова (" Живой труп" Л. Н. Толстого), гротесковый-Крутицкого (" На всякого мудреца довольно простоты " А.Н. Островского), трогательный и смешной - Епиходова (" Вишнёвый сад" Чехова). Как режиссёр особое значение придавал работе над сов. драматургией. Поставил спектакли: " Егор Булычов и другие" Горького (1934), " Аристократы" Погодина (1935), " Фронт" Корнейчука (1943), " За тех, кто в море! " Лавренёва (1947), " Семья" Попова (1950) и др. Вёл преподавательскую работу (в 1936-41 художеств. руководитель студии при театре; с 1947 педагог Харьковского театр, ин-та, с 1948-проф.). Деп. Верх. Совета Укр. ССР 1-го и 2-го созывов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью.

Лит.: Кубланов Б., Творческий путь Крамова, в кн.: А- Г. Крамов. 30 лет на сцене, 1908 - 1938, Хар., 1938; Буквин В., А. Г. Крамов, Киев, [1960]. П. Р. Резников.

КРАМСКОЙ Иван Николаевич [27.5(8.6).1837, Острогожск, ныне Воронежской обл., -24.3(5.4). 1887, Петербург], русский живописец, рисовальщик и художеств, критик. Идейный вождь рус. демократич. художеств, движения 1860-80-х гг. Происходил из бедной мещанской семьи. В 1857-63 учился в АХ в Петербурге; в её стенах выступил против академич. иск-ва, явился инициатором " бунта четырнадцати", к-рый завершился выходом из АХ её выпускников, организовавших Артель художников. Под воздействием идей рус. революц. демократов К. утверждал представление о высоком общественном долге художника, принципы реализма, идейности и народности иск-ва. Стал одним из гл. создателей и идеологов Т-ва передвижных художеств. выставок (см. Передвижники). В 1863-68 преподавал в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств. Создал галерею портретов крупнейших рус. писателей, учёных, художников и обществ. деятелей (портреты: Л. Н. Толстого, 1873, И. И. Шишкина, 1873, П. М. Третьякова, 1876, М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879, - все в Третьяковской гал.; С. П. Боткина, 1880, частное собр., Москва), в к-рых выразит. простота композиции, ясность рисунка и тщательность светотеневой моделировки подчёркивают ведущую роль углублённой психологич. характеристики. Точно воссоздавая облик, особенности духовно-психич. склада, богатство и интенсивность внутр. жизни моделей, портреты К. воплощают одновременно возвышенные морально-этич. и эстетич. идеалы художника, его представления о человеке-гражданине. Демократич. взгляды К. нашли наиболее яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутр. достоинство человека из народа, а порой и зреющий в нём социальный протест (" Полесовщик", 1874, Третьяковская гал.; " Мина Моисеев", 1882, Рус. музей, Ленинград; " Крестьянин с уздечкой", 1883, Киевский музей рус. иск-ва). Центр. произв. К.-" Христос в пустыне" (1872, Третьяковская гал.). Продолжая гума-нистич. традицию А. А. Иванова, К. трактует религ. сюжет в морально-филос. плане, придаёт ему актуальное общественное звучание. " Очеловечив" Христа, придав его драматич. переживаниям глубоко психологич. жизненное истолкование, К. воплотил в картине сложные раздумья современников над судьбами мира, идею героич. самопожертвования. Стремясь к расширению идейно-худо-жеств. содержания образов, К. создал произв., стоящие на грани портрета и те-матич. картины (" Некрасов в период " Последних песен" ", 1877-78, " Неизвестная", 1883, " Неутешное горе", 1884, - все в Третьяковской гал.). Они отличаются интересом к раскрытию сложных душевных движений, характеров и судеб. В ряде поздних произв. художника проявились черты салонной красивости.

Демократич. направленность творчества К., его проницат. критич. суждения об иск-ве, свойственные ему настойчивые поиски объективных обществ. критериев оценки художеств. произведений оказали существенное влияние на развитие демократич. иск-ва и художеств. мысли в России последней трети 19 в.

Илл. см. на вклейке к стр. 193.

Соч.: Письма. Статьи. т. 1 - 2. М., 1965- 1966.

Лит.: Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837 - 1887, СПБ, 1888; Ре-пин И. Е., Иван Николаевич Крамской. Памяти учителя, " Русская старина", 1888. Гмай]; Гольдштейн С. Н., И. Н. Крамской, М., 1965.

КРАМСУ (Kramsu) Карло Роберт (22.12. 1855, Оулу, -28.8.1895, Куопио), финский поэт. Учился в Хельсинкском ун-те (не закончил). Первый сб. К. " Стихотворения" изд. в 1878. Стихи К. пронизаны пафосом классовой борьбы. Ненависть к социальному неравенству нашла выражение в балладах " Илкка" и " Битва при Сантавуори" - об антифеод. крест. восстании 1596-97. В балладе К. " Яаак-кима Берендс" показан конфликт между крестьянином и феодалом, а в стих. " Спартак" К. призывал к борьбе за свободу и равноправие. Нек-рые стихи К. содержат мотивы горечи, неудовлетворённости действительностью (" Несчастный", " Неизгладимое воспоминание" и др.).

Лит.: [Поэзия К. Крамсу], в кн.: Карху Э. Г., Финляндская литература и Россия, М.- Л., 1964, с.131-42; Таrkiainen V., Kauppinen E., Suomalaisen kirjallisuuden historia, Hels., [1961].

КРАН, денежная единица и серебряная монета Ирана, обращавшаяся до 1932. К. делился на 1000 динаров, содержал 4, 1427 г чистого серебра (10 кранов = = 1 туману). В 1932 взамен К. был введён риал.

КРАН (от голл. kraan) трубопроводный, запорное устройство, в к-ром подвижная деталь затвора в форме тела вращения имеет отверстие для пропускания потока газа или жидкости. Для перекрытия потока затвор поворачивается вокруг своей оси, расположенной перпендикулярно направлению потока. К. состоит из 2 осн. деталей: неподвижной - корпуса и вращающейся - пробки. По направлению потока К. разделяются на проходные - с прямолинейным движением потока, угловые - с отклонением потока на 90° и трёхходовые - с произвольным сообщением трёх трубопроводов. В зависимости от формы уплотни-тельных поверхностей К. бывают 3 типов: конические, цилиндрические и шаровые. Конич. К. делятся на натяжные, сальниковые, самоуплотняющиеся, с выдвижной пробкой, со смазкой. В натяжном К. пробка прижимается к поверхности корпуса гайкой, в сальниковом К.- сальниковой крышкой через набивку, в самоуплотняющемся К.- давлением среды, а иногда пружинами. В К. с выдвижной пробкой при открывании пробку приподнимают, поворачивают на нужный угол и снова опускают. В К. со смазкой герметичность закрытия обеспечивается смазкой, заполняющей канавки на поверхностях пробки и корпуса. Цилинд-рич. К. в изготовлении проще конических, т. к. их поверхности не требуют притирки, легко доводятся на шлифовальных станках. Разделяются на 2 группы: с металлич. и эластичным уплотнением. Шаровые К., обладая всеми преимуществами конических, имеют меньшие размеры и массу, а также лучшую герметичность. Их изготовление значительно проще, чем конических К.

Лит.: Современные конструкции трубопроводной арматуры, М., 1970.

Г. Г. Мирзабеков.

КРАН МАШИНИСТА, прибор для управления тормозами ж.-д. подвижного состава. К. м. установлен в кабине локомотива, входит в состав тормозной системы поезда. Включение и выключение К. м. производится поворотом спец. ручки. С помощью К. м. заряжается тормозная магистраль, выпускается из неё сжатый воздух, поддерживается определённое давление. В нек-рых странах (СССР, США, Франция) находят применение К. м. с дистанц. управлением. См. также Казанцева тормоз, Матросова тормоз. Лит.: Г ринио В. А., Крылов В. И., Озолин А. К., Краны машиниста. 3 изд.. М., 1966.

КРАН ПОДЪЁМНЫЙ, см. Подъёмный кран.

КРАНАХ (Cranach) Лукас Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония, - 16.10.1553, Веймар), немецкий живописец и график. Учился, вероятно, у отца. Работал в Австрии (ок. 1500-04), в Вит-тенберге при дворе курфюрста Саксонского - Фридриха Мудрого и его преемников (1505-50), в Аугсбурге (1550- 1552) и Веймаре (1552-53). В 1509 посетил Нидерланды. Ранние произв. К. поражают яркостью новаторских замыслов: в " Распятии" (1503, Старая пинакотека, Мюнхен; илл. см. т. 6, табл. IX, стр. 384-385) дерзкая правдивость образа, резкая асимметрия композиции, беспокойные краски пейзажа как бы навеяны предчувствием обществ. потрясений; в " Отдыхе на пути в Египет" (1504, Карт. гал., Берлин-Далем), напротив, господствуют проникновенные идиллич. ноты, а зоркость и свежесть восприятия природы открывают путь достижениям дунайской школы. В Виттенберге определился противоречивый творческий облик К., отразивший сложность эпохи и среды, в к-рой жил и работал художник. В " Алтаре св. Екатерины" (1506, Карт, гал., Дрезден), " Княжеском алтаре" (1510, Гос. гал., Дессау) претворены достижения иск-ва Возрождения. В позднейших религ. картинах они переплетаются с чертами манерности, ощутимыми также в гравюрах на дереве. Эти черты напоминают искусство поздней готики, но также предвосхищают маньеризм. Гуманистич, идеалы выражены в картинах " Венера и Амур" (1509), " Мадонна" (обе в Эрмитаже, Ленинград), " Нимфа источника" (1518, Музей изобразит. иск-в, Лейпциг). К. был другом М. Лютера (многократно его портретировал, в т. ч. в гравюре на меди, 1521), пропагандировал идеи Реформации в ряде своих произв. (в т. ч. в гравюре на дереве " Проповедь Иоанна Крестителя", 1516). Но он принимал заказы и от противников Реформации (портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1526, Эрмитаж). Положение придворного художника способствовало развитию в творчестве К. черт жеманства и условности, пристрастия к сложным аллегорич. и мифологич. сюжетам, оживлению некоторых традиций готики (засты-лость композиции, мелочная отделка деталей, архаич. каноны красоты). Нарастающая стандартность произведений К. усугублялась тем, что его мастерская выпускала с его знаком-подписью множество однообразных посредств. картин. Сам К. в наибольшей мере сохранил своё высокое мастерство в портретах, замечат. мастером к-рых он был, создав начиная с раннего периода ряд остро выразительных образов своих современников (портреты: И. Куспиниана, 1502-03, Собр. О. Рейнхарта, Винтертур; С. Рейса, 1503, Герм. нац. музей, Нюрнберг; И. Шёнера, 1529, Музей старинного иск-ва, Брюссель). В Веймаре сохранился дом Кранаха; в Дворцовом музее - галерея Кранаха.

Лит.: Гершензон Н. М., Лукас Кранах, М., 1933; Fгiеd1an dег М. J., Rosenberg J., Die Gemalde von Lucas Cranach, В., 1932; Lucas Cranach der Altere. Der Kumstler und seine Zeit, В., 1953; Lucas Cranach der Altere im Spiegel seiner Zeit, B., 1953; Jahn J., Lucas Cranach als Graphiker, Lpz., 1955; Rosenberg J., Die Zeichnungen Lucas Cranachs, В., 1960.

К. М. Кобер. ГДР.

КРАН-БАЛКА (от голл. kraanbalk), разновидность подъёмного крана мостового типа, у к-рого тельфер передвигается по ездовой балке. Балка опирается ходовыми колёсами на рельсы, к-рые обычно уложены на верхних полках подкрановых балок, расположенных под потолком обслуживаемого помещения, крытой площадки или участка. В нек-рых конструкциях ходовые колёса опираются на нижние полки подкрановых двутавровых балок; К.-б. такой конструкции наз. подвесными, или катучими (рис.).

К.-б. бывают однопролётные (шир. пролёта 6-15 м) и многопролётные (до 100 м). Механизмы К.-б. приводятся в действие электродвигателем, питающимся от сети (через контактный провод или кабель). Управление механизмами осуществляет машинист из кабины, подвешенной к ездовой балке, или с пола помещения при помощи кнопочного пульта, соединённого с механизмами К.-б. кабелем. Грузоподъёмность К.-б. обычно 1-5 т.

К.-б., или катабалка, на судах - простейший подъёмный поворотный кран для подъёма и спуска становых (носовых) якорей. Имеет вид изогнутой балки с блоком на конце или стрелы с укосиной. Подъём якоря осуществляют вручную или от брашпиля. Устанавливают 1 К.-б. на баке или 2 по бортам бака. На парусных деревянных судах роль К.-б. выполняют 2 деревянных неподвижных кронштейна (балки на скулах бака), т. н. крамболы.

Э. И.Ридель.

КРАНЕВИТТЕР (Kranewitter) Франц (18.12.1860, Нассерейт, Тироль, - 4.1.1938, там же), австрийский писатель. В драме " Ради дома и двора" (1893, пост. 1895) К. показал ожесточённую борьбу вокруг раздела наследства. Ист. трагедия " Михель Гейзмайер" (1899) посвящена восстанию тирольских крестьян в 1525-26. В центре ист. трагедии " Андре Хофер" (пост. 1902, изд. 1904) - нар. герой Тироля, поднявший крестьян против Наполеона. Комедии К. дают яркое изображение местных нравов. В серии одноактных пьес " Семь смертных грехов" (1905-25) исторически обусловленные пороки крестьянской психологии объявляются общечеловеческими.

С о ч.: Gesammelte Werke, Salzburg - В., 1933.

Лит.: Wagerer F., F. Kranewitter, W., 1947 (Diss.).

КРАНЕЦ (Kranjec) Мишко (р. 15.9.1908, Велика-Полана), словенский писатель. Сын безземельного крестьянина. Участвовал в революц. движении, с 1938 коммунист. К. принадлежат повесть " Батраки" (1932), романы " Предместье" (1933), " Ось жизни" (1935), " Залесье пробуждается" (1936), " Место под солнцем" (1937), " Повесть о добрых людях" (1940) и др., для к-рых характерны глубокий социальный и психологич. анализ, резкий протест против капиталистич. строя. Разоблачению зверств фашистов и героизму партизан посвящены сб. рассказов " Натюрморты и пейзажи" (1945), тетралогия " За светлыми горизонтами" (1960- 1963) и др. Трилогия К. " Повести о власти" (1950-56) отражает обществ, процессы в словенской деревне 20 в. Жизни послевоен. Югославии посв. повесть К. " Лиственницы над долиной" (1957), сб. рассказов " Месяц живёт на Бладрвице" (1958) и др. произв.

Соч. в рус. пер.: Я их любил. М., 1965.

Лит.: Zdravec F., Misko Kranjec (1908 - 1935), Murska Sobota, 1963.

M. И. Рыжова.

КРАНЕЦ (от голл. krans), приспособление для смягчения ударов судна о причал или борт др. судна. Судовые К. вывешивают за борт перед швартовкой или закрепляют на борту в местах, наиболее подверженных ударам. Причалы часто оборудуются постоянными К. Изготавливают К. из податливых материалов (дерева, резины), плетёными из растит. тросов или надувными (пневматическими). Для швартовки судов в открытом море наиболее удобны резинотканевые пнев-матич. К.

КРАНИАЛЬНЫЙ (от греч. kranion- череп, голова), в анатомии животных - орган или к.-л. часть тела, расположенные по продольной оси ближе к голове; ср. Каудальный.

КРАНИОГРАФИЯ (от греч. kranion - череп и ...графия), изображение черепа; см. Краниология.

КРАНИОЛОГИЯ (от греч. kranion - череп и ...логия), раздел анатомии, изучающий строение черепа человека и животных. Для характеристики строения черепа используют измерительные признаки (краниометрия), описательные (краниоскопия), а также определяют индивидуальные особенности строения с помощью спец. приборов, позволяющих получить изображение черепа в различных плоскостях и проекциях (краниография). Краниологич. исследования широко применяются в антропологии. В морфологии человека исследуют закономерности изменчивости и связей признаков строения черепа, возрастные изменения, половые различия и т. п. для решения общетеоретич. проблем и для задач прикладной антропологии. В учении об антропогенезе данные К. используют при характеристике этапов физич. эволюции человека и обезьян, что позволяет выделить комплексы особенностей, свойственные последоват. стадиям формирования черепа. В расоведении на основе изучения черепного материала делаются заключения о путях дифференциации расовых типов. Сопоставление краниологич. серий одной или разных эпох, связанных с определённой территорией, выявляет сходство или различие древнего населения этих территорий. Широкую известность получили работы М. М. Герасимова, касающиеся восстановления по черепу облика древнейших и совр. людей.

Лит.: Дебeц Г. Ф., Палеоантропология СССР, в сб.: Тр. Института этнографии АН СССР, Новая серия, т. 4, М.- Л., 1948; Бунак В. В., Череп человека и стадии его формирования у ископаемых людей и современных рас, там же. т. 49, М-, 1959; Герасимов М.М., Восстановление лица по черепу, там же, т. 28, М.. 1955; Алексеев В. П. и Дебец Г. Ф., Краниометрия, М., 1964. В. П. Чтецов.

КРАНИОМЕТРИЯ (от греч. kranion - череп и ...метрия), измерение черепа; см. Краниология.

КРАНИОСКОПИЯ (от греч. kranion - череп и ...скопил), описание черепа; см. Краниология.

КРАНМЕР (Cranmer) Томас (2.7.1489, Аслактон, Ноттингемшир, -21.3.1556, Оксфорд), деятель английской Реформации. Доктор богословия в Кембриджском ун-те, затем архиепископ Кентерберий-ский (с 1533). Содействовал установлению королев. супрематии в церк. делах [Генрих VIII был в 1534 провозглашён парламентом главой английской (англиканской) церкви], проведению реформации и секуляризации церк. имущества. При Генрихе VIII и Эдуарде VI К. провёл ряд церк. реформ в духе протестантизма, не завершившихся, однако, полной реорганизацией англ. церкви. После восстановления католицизма при Марии Тюдор К. был обвинён в гос. измене, заключён в тюрьму, а затем сожжён на костре как еретик.

Лит.: Pollard A. F., Thomas Cranmer and the Englich Reformation, 2 ed., L.. 1926.

КРАНСТОН (Cranston), город на С.-В. США, в Новой Англии, в шт. Род-Айленд. Индустриальный пригород г. Провиденс. 73 тыс. жит. (1970). Один из старейших центров текст. пром-стн США. Металлообработка, произ-во пром. оборудования. Осн. в 1-й пол. 17 в.

КРАН-У КОСИНА, настенный поворотный подъёмный кран с постоянным или переменным вылетом. Остов-укосина крана крепится в верхней и нижней опоре, чаще всего выполняется в виде треугольной фермы, на верхнем конце к-рой закрепляются направляющие блоки для грузоподъёмного каната. К.-у. имеет также механизмы подъёма груза и поворота. К.-у. с переменным вылетом снабжён механизмом изменения вылета. Грузоподъёмность К.-у., как правило, небольшая (до 5 m), поэтому ими оборудуют только небольшие цехи и мастерские.

КРАН-ШТАБЕЛЕР, подъёмный кран со спец. сменным оборудованием для шта-белирования грузов (пакетов, тюков, лесоматериалов и др.).

КРАНЬ (Kranj), город в Югославии, в Социалистич. Республике Словении, на р. Сава. 27 тыс. жит. (1971). Важный центр текст. пром-сти; электротехнич. и обувные предприятия.

КРАНЬЧЕВИЧ (Kranjcevic) Сильвие Страхимир (17.2.1865, Сень, -29.10.1908, Сараево), хорватский поэт. Окончил за-гребскую педагогич. школу, с 1886 учительствовал. Осн. темы его поэзии, отмеченной филос. раздумьями о сущности бытия, - судьбы родины и народа, неустроенность человека в бурж. обществе, революц. борьба (сб-ки " Бугарштицы", 1885, " Избранные стихи", 1898, " Терзания", 1902, и др.). В стихах есть отклики и на рус. Революцию 1905-07. К.- первый хорв. поэт-реалист с ярко выраженной социально-гражд. направленностью творчества.

Соч.: Sabrana djela, sv. 1-2, Zagreb, 1958; в рус. пер., в кн.: Поэты Югославии XIX -XX вв., М-, 1964.

КРАПИВА Кондрат (псевд.; наст, имя и фам. Кондрат Кондратьевич Атрахович) [р. 22.2(5.3).1896, дер. Низок, ныне Узденского р-на Минской обл.], белорусский советский писатель, нар. писатель БССР (1956), акад. (1950) и вице-президент (с 1956) АН БССР. Чл. КПСС с 1941. Род. в крестю семье. В 1915 мобилизован в царскую армию. В 1920 вступил в Красную Армию (служил до 1923), участвовал в освободит. походе в Зап. Белоруссию (1939), в боях с белофиннами и в Великой Отечеств. войне 1941-45. Окончил пед. ф-т Белорус. ун-та им. В. И. Ленина (1930). Лит. деятельность начал в 1922. Творчество К. сыграло важную роль в развитии сати-рич. жанров в белорус. сов. лит-ре. Автор многочисл. басен, стихов, поэм, рассказов (сб-ки " Крапива", 1925, " Басни", 1927, " Люди-соседи", 1928, " Живые явления", 1930, и др.), романа " Медведичи" (кн. 1, 1932). К. много и плодотворно работает в драматургии; ему принадлежат: героич. драма " Партизаны" (1937), комедия " Кто смеётся последним" (1939; Гос. пр. СССР, 1941), пьесы " С народом" (1948), " Люди и дьяволы" (1958) и др. Послевоен. мирному строительству посвящены комедии " Поют жаворонки" (1950; Гос.пр. СССР, 1951) и " Заинтересованное лицо" (1953). Актуальные по своей тематике, произв. К. остросюжетны, насыщены живым нар. юмором. Известен также как переводчик рус. и зарубежной классики. Книги и пьесы К. переведены на мн. языки народов СССР и зарубежных стран. Деп. Верх. Совета БССР 2-8-го созывов. Гос. пр. СССР (1971) за участие в комплексе работ по белорус. лингвогеографии. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Збор творау, т. 1 - 4, Мiнск, 1963; в рус. пер. - Избранные драмы, М., 1953; Избранные басни, М., 1969.

Лит.: Семяновiч А.А., Кандрат Kpaпiвa, в кн.: Гiсторыя беларускай савец-кай лiтаратуры, т. 1, Мiнск, 1964; Казека Я., Кондрат Крапива. Критико-био-графический очерк, М., 1967; Бугаев Дз., Зброяй сатыры, зброяй прауды, Мiнск, 1971. А. А. Семенович.

КРАПИВА, кропивa (Urtica), род многолетних или однолетних травянистых растений сем. крапивных. Листья супротивные, зубчатые или с глубокими лопастями, обычно покрытые, как и стебли, жгучими волосками. Цветки очень мелкие, однополые, 4-членные, в пазушных колосовидных ветвящихся соцветиях. Плод орешковидный. 40-50 видов в умеренном поясе Сев. и реже Юж. полушария, а также в тропиках. В СССР 10 видов, встречающихся почти повсеместно в тенистых сырых лесах и кустарниках и как сорные у жилья, в садах, огородах и т. п. Наиболее распространены многолетняя К. двудомная (U. dioica) и однолетняя однодомная К. жгучая (U. urens). Листья К. двудомной и в меньшей степени К. жгучей содержат витамины С, К, В2, каротин (провитамин А), гликозид уртицин, дают зелёную краску, используемую в фармацевтич. и пищ. пром-сти. Оба эти вида используют с леч. целями: жидкий экстракт из листьев применяют внутрь как кровоостанавливающее средство. Молодые побеги К. употребляют для супов и салатов, а также как корм для домашнего скота и птицы. Из стеблей получают волокно для изготовления верёвок и грубых тканей.

Лит.: Атлас лекарственных растений СССР, М., 1962. Т. В. Егорова.

КРАПИВИНСКИЙ, посёлок гор. типа, центр Крапивинского р-на Кемеровской обл. РСФСР. Пристань на левом берегу р. Томь (приток Оби). Расположен в 60 км к С.-В. от ж.-д. ст. Ленинск-Кузнецкий. Маслодельный, лесопильный з-ды.

КРАПИВНИК, орешек (Troglodytes troglodytes), птица сем. крапивниковых отр. воробьиных. Дл. тела 10-12 см, весит 8-11 г. Оперение серовато-бурое. Распространён К. в Европе, Сев. Африке, Азии и Сев. Америке; в СССР - от зап. границ до Курильских о-вов (в Зап. и Центр. Сибири отсутствует). На севере ареала - перелётная птица, на юге -оседлая. Держится в хвойных и листв. лесах в густом подлеске; в горах Ср. Азии, на Командорских и Курильских о-вах - на скалах и в мелком кустарнике. Гнёзда шарообразные, с боковым входом. В кладке 6-7 белых, с красноватыми пятнами яиц. Насиживание 14- 15 суток. Пища-пауки, мелкие насекомые, отчасти семена и ягоды.

КРАПИВНИ КОВЫЕ (Troglodytidae), семейство птиц отр. воробьиных. Дл. тела 9, 5-22 см. Окраска у большинства коричневатая, хвост и крылья обычно с поперечными полосами. Ок. 60 видов; населяют Америку, гл. обр. Южную, только 1 вид - крапивник - широко распространён в Сев. полушарии. К.- обитатели нижнего яруса леса, нек-рые живут в пустыне или горах. Гнёзда закрытые, шарообразные; иногда К. гнездятся в дуплах. Питаются насекомыми, пауками.

КРАПИВНИЦА, уртикария (от лат. urtica - крапива), аллергическая реакция организма, характеризующаяся внезапным и быстрым появлением на коже (иногда и слизистой гортани) волдырей, сопровождающихся сильным зудом. К. нередко обусловлена ожогом крапивой и нек-рыми др. растениями, укусами насекомых, действием температурных, хим. и др. агентов. К факторам, вызывающим К., относятся глистная инвазия, хронич. запоры, болезни печени, почек, извращённая чувствительность (см. Аллергия) к нек-рым пищевым продуктам (земляника, клубника, цитрусовые, яйца, грибы, консервы, нек-рые сорта рыб, свинина, шоколад и др.). Иногда К. может быть вызвана повышенной чувствительностью организма к нек-рым леч. препаратам (особенно хим. происхождения). Сыпь при К.- проявление воспалит, реакции и отёка кожи, возникающих вследствие внезапного повышения проницаемости её капилляров. Этот процесс - результат освобождения гистами-на из тучных клеток кожи под влиянием их аллергич. альтерации. Обычно через неск. часов К. бесследно исчезает, но иногда процесс рецидивирует.

Лечение: очищение кишечника (клизмы, слабительные), соблюдение диеты (преим. молочно-растительная с ограничением поваренной соли), десенсибилизирующие и антигистаминные средства и др.

Лит.: Павлов С. Т-, Кожные и венери-Неские болезни, 2 изд.. М-, 1969. ' Р. С. Бабаянц.

КРАПИВНИЦА (Aglais urticae), дневная бабочка сем. нимфалид. Крылья кир-пично-красные, с чёрным рисунком, в размахе ок. 5 см. Распространена в Европе и в умеренной полосе Азии. Бабочки выводятся в конце лета; самцы осенью погибают, а оплодотворённые самки зимуют в различных укрытиях (часто на чердаках). Пробуждаются бабочки ранней весной. Яйца откладывают на крапиву (отсюда назв.). Гусеницы чёрные, с пёстрым жёлтым рисунком, с шиповид-ными выростами, покрытыми короткими волосками.

КРАПИВНЫЕ (Urticaceae), семейство двудольных растений, родственное семейству тутовых. Однодомные или двудомные травы, полукустарники и кустарники, редко небольшие деревья с мягкой древесиной, очень редко - лианы. Листья очередные или супротивные, простые. Цветки мелкие, невзрачные, б. ч. в сложных цимозных соцветиях, обычно однополые и правильные. Ок. 45 родов (св. 700 видов), распространённых почти повсеместно, но более всего в тропич. обл. Представители нек-рых родов, в т. ч. крапива, лапортея и жирар-диния, снабжены жгучими волосками, вызывающими при прикосновении к ним ожоги. В СССР 6 родов (21 вид) - крапива, постенница и 4 рода на Д. Востоке. Нек-рые К., напр. рами, - прядильные растения.

Лит.: Hutchinson J., The genera of flowering plants, v. 2, Oxf., 1967.

КРАПИНА (Krapina), пещерная стоянка эпохи нижнего палеолита в сев. Хорватии, между pp. Драва и Сава в долине Крапи-ницы (Югославия). Открыта и исследована в 1899-1905 хорв. учёным Д. Горя-новичем-Крамбергером. Найдено ок. 500 фрагментов костей человека неандертальского типа (более чем от 20 индивидов), каменные орудия мустьерского облика (грубые отщепы со случайной подработкой края и двусторонне обработанные рубильца), остатки очага, а также кости пещерного медведя, носорога и первобытного быка. Человеческие кости расколоты и обожжены, в чём некоторые исследователи видят признаки людоедства.

Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Gorjanovic-Kramberger D., Der diluviale Mensch von Krapina in Kroatien, Bdpst, _ 1906; eгоже, Zivot i kultura diluvijalnoga covjeka iz Krapine u Hrvatskoj, Zagreb, 1913.

КРАПП, 1) многолетнее красильное растение сем. мареновых; то же, что марена красильная; 2) содержащееся в корнях этого растения красящее вещество, осн. составная часть к-рого - ализарин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.