Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Некоторые новые методы в квантовой теории поля 42 страница






Из других социалистич. стран развитое произ-во киноплёнки имеет ГДР. Произ-во киноплёнки развито в ряде капиталистич. стран - США, Японии, Бельгии, ФРГ, Италии. Б. С. Жук.

КИНОРИНХИ (Kinorhyncha), класс морских червей. По нек-рым признакам сходны с немертинами. Тело (дл. 0, 1-1 мм) желтоватое или коричневое, двусторонне-симметричное; расчленено на 13(редко 14) сегментов, или зонитов, образующих голову (первый зонит ), шею (второй ) и туловище. Все зониты покрыты венчиками шипов или крючков. Кожа из однослойного эпителия. У К. нет общего кожно-мышечного мешка, мускулатура состоит из отдельных пучков поперечнополосатых мышц. Кишечник в виде простой трубки. Нервная система состоит из головного окологлоточного кольца и брюшного нервного ствола со скоплениями нервных клеток в каждом сегменте туловища. Органы чувств - 1-2 пары пигментных глазков и чувствит. щетинки. Вторичной полости тела и кровеносной системы нет. Протонефридиев 1 пара, открываются наружу на 11-м зоните. Раздельнополы, половые железы парные. Развитие с метаморфозом. В классе К. 1 отряд Echinodera (св. 30 видов ). Распространены широко; в СССР - в прибрежной зоне и на глубинах до 400 м в Чёрном, Балтийском, Беринговом и дальневосточных морях. Питаются одноклеточными водорослями и детритом. Лит: Догель В. А., Зоология беспозвоночных, 5 изд., М., 1959. Б. Е. Быховский.

Киноринх Semnoderes armigera.

КИНОСЕТЬ в СССР, совокупность культурно-зрелищных предприятий, осуществляющих показ фильмов населению, - кинотеатры, клубы и др. Киноустановки подразделяются на городские и сельские, постоянные и сезонные, стационарные и передвижные, демонстрирующие фильмы обычные и широкоэкранные (на 35-л(м плёнке ), широкоформатные (на 70- мм плёнке ), узкоплёночные (на 8- мм и 16- мм плёнке ), стереоскопические и для круговой кинопанорамы. Осн. задача К. - обеспечить регулярный показ фильмов на всей территории страны, способствовать коммунистич. воспитанию трудящихся средствами кино. Насчитывается (на 1 янв. 1972 ): ок. 157 тыс. кинотеатров и киноустановок (ок. 24 тыс. в городе и ок. 133 тыс. в сельской местности; ок. 560 широкоформатных и ок. 74 тыс. широкоэкранных кинотеатров ). Данные о числе киноустановок в союзных республиках см. в табл.

  Число киноустановок по союзным республикам (на конец года)  
                       
  СССР 28 000 42 032 103 387 156 913 Литовская ССР          
  РСФСР 17 646 27 205 64 305 95 841 Молдавская ССР          
  Украинская ССР 5 822 7 188 19 668 28 822 Латвийская ССР          
  Белорусская ССР   1 531 4 014 6 556 Киргизская ССР          
  Узбекская ССР     2 178 3 976 Таджикская ССР          
  Казахская ССР 1 270 1 569 4 679 8 958 Армянская ССР          
  Грузинская ССР     1 305 1 875 Туркменская ССР          
  Азербайджанская ССР     1 301 2 039 Эстонская ССР          

КИНОСИТА Дзюндзи (р. 2.8.1914, Токио ), японский драматург и теоретик театра. Окончил отделение англ, лит-ры Токийского ун-та (1939 ). Первое значит, произв. - ист. драма " Буря" (1947 ). Его драмы отличаются реализмом, органич. связью с традициями нар. творчества, глубиной отражения совр. япон. действительности: " В одной восточной стране" (1959), " Остров Окинава" (1963) и др. Большим успехом пользуются пьесы, написанные на темы нар. сказок (напр., " Сказ о Хикоити", 1946). К. - автор драмы о Р. Зорге: " Японец по имени Отто" (1962). Известны его теоретич. труды: " Мир драмы" (1959), " Проблемы японского народного сказа" (1955).

Соч.: Киносита Дзюндзи сакухин сю, т. 1 - 7, Токио, 1962; в рус. пер.- Успение лягушки, М., 1958; Журавлиные перья, " Театр", 1955, № 12.

Лит.: Театр и драматургия Японии, М., 1965. К. Рехо.

КИНОСКЕФАЛЫ (греч. Kynos kephalai, букв. -собачьи головы ), гряда холмов в Фессалии (Греция ), северо-западнее г. Фивы, в р-не к-рой в 197 до н. э. во время 2-й Македонской войны 200-197 до н. э. произошло сражение между рим. армией консула Т. Квинкция Фламинина и войсками макед. царя Филиппа V. Силы сторон составляли по 26 тыс. чел. В сражении рим. армия, имевшая манипулярный строй, одержала победу над тяжёлой фалангой макед. войск. Победа при К. означала конец макед. владычества в Греции, большая часть к-рой оказалась в зависимости от Рима.

КИНОСТУДИЯ (от кино... и итал. studio - изучение; комната для занятий ), предприятие по производству кинофильмов, сочетающее художественно-творч. и производственно-технич. процессы.

Сов. К. является предприятием с завершённым циклом произ-ва, обеспечивающим весь процесс создания кинокартины от сценария до фильмокопии. В зависимости от характера выпускаемых фильмов различают К.: художеств, фильмов, документальных фильмов, научнопопулярных и учебных фильмов, мультипликац. кинокартин. Осн. производств, звено на К. - съёмочная группа. Она объединяет на период постановки фильма, наряду с режиссёром-постановщиком, актёрами, художниками, операторами, звукооператорами, звукооформителями и музыкантами, инженерно-технич. работников и рабочих различных специальностей, гримёров, костюмеров, монтажёров, специалистов по комбинированным киносъёмкам и мн. др. Сценарный отдел выполняет работу по подготовке сценария, начиная с заказа его автору до окончат, редакции текста фильма. В течение подготовит, периода подбираются актёры, делаются эскизы декораций, костюмов, выполняются др. работы. Цеха и мастерские К. готовят костюмы, мебель, реквизит и все необходимые приспособления для съёмок. Во время съёмочного периода (см. Киносъёмка) большой объём работ выполняют: отдел декоративно-технич. сооружений, цеха съёмочной техники, звукотехнический, светотехнический, комбинированных съёмок, монтажа и обработки фильмов (обработка киноплёнок и изготовление фильмокопий законченных произ-вом фильмов ). Существенное значение для работы К. имеет планировка её территории и помещений. Большая часть съёмок художеств, (игровых ) фильмов проводится в съёмочных павильонах (см. П а ви л ьо н киносъёмочный), являющихся осн. производств, помещениями К. Они оснащаются различного рода приспособлениями для механизации трудоёмких работ и спец. электрооборудованием; стены и потолки покрываются звукопоглощающим материалом. Оборудование рабочего потолка (система колосниковых переходов, подвесных электроталей и мостков ) служит для крепления элементов декораций, подъёма осветит, аппаратуры, подвески фонов, а также для монтажа подвесных осветительных лесов. Размеры павильонов - от 200 до 5000 м 2 при высоте от 6 до 25 м. Мн. съёмки проводятся также на спец. площадках и в бассейнах при К. и вне К. (натурные съёмки ). Для этих съёмок используется передвижное оборудование. Многочисленные технологич. операции осуществляются в аппаратных записи и перезаписи звука, монтажных комнатах, на специализированных установках для комбинированных съёмок. Контрольные просмотры отснятого материала, в т. ч. во время монтажа фильма, проводятся в просмотровых залах К.

К. документально-хроникальных фильмов по структуре и оснащению отличаются от К. художеств, фильмов. Осн. вид съёмок на таких К. - натурные съёмки. К. научно-популярных и учебных фильмов сочетают в производств. работе методы, характерные при создании как игровых художеств, и документальных, так и мультипликац. фильмов. Специфич. особенность произ-ва научно-популярных, учебных и технич. фильмов-широкое применение скоростной киносъёмки, микрокиносъёмки, подводной киносъёмки и др. На К. мультипликац. фильмов используются одноплановые и многоплановые мультипликационные станки, специализированные съёмочные киноаппараты. К. выпускают также телевизионные фильмы по заказам студий телевидения.

Наиболее крупные сов. К. находятся в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Ташкенте, Риге, Одессе. При большом объёме произ-ва для улучшения художественно-творч. руководства съемочными группами создаются творч. объединения, к-рые несут ответственность за выполнение производств, плана и качество фильмов. Художеств, совет К., состоящий из ведущих творч. работников, обсуждает сценарии, просматривает отснятый съёмочными группами материал, эскизы декораций и костюмов, прослушивает написанную композиторами музыку, даёт оценку законченному фильму.

Лит.: Коноплёв Б. Н., Основы фнльмопроизводства, М., 1969. Б. Н. Коноплёв, В. Б. Толмачёв

КИНОСЦЕНАРИЙ, см. Сценарий.

КИНОСЪЁМКА, важнейший этап работы по созданию фильма, представляющий собой художественно-творч. и одновременно производственно-технич. процесс, в к-ром участвуют осн. состав съёмочной группы (актёры, операторы, художники, звукооператоры, их ассистенты и помощники, монтажёры, организаторы произ-ва ), а также работники цехов и отделов киностудии, под руководством режиссёра-постановщика. К. осуществляется при помощи киносъёмочного аппарата, а иногда и спец. приспособлений, операторского транспорта. В результате К. и последующей лабораторной обработки киноплёнки получают серию негативных изображений последовательных фаз движения снимаемого объекта или изменения его состояния. В зависимости от условий, в к-рых проводится К., различают: павильонную К. (в специально оборудованных павильонах киностудии ), выездную (в помещениях, расположенных вне киностудии ) и К. на натуре (см. Натурная площадка). Большое значение в съёмочном процессе имеет освещение, к-рое служит для выявления фактуры снимаемого объекта, изменения тональности, передачи пространства, а также для достижения спец. эффектов. В технологич. отношении К. подразделяются на синхронные, осуществляющиеся одновременно со звукозаписью, и " немые" - с предварительным или последующим озвучиванием, а также без него.

КИНОСЪЁМОЧНЫЙ АППАРАТ, аппарат для съёмки объектов на киноплёнку через определённые промежутки времени в виде серии последоват. изображений (кинокадров ), используемых для создания кинофильма.

Оптич. часть К. а. (рис. 1 ) включает: съёмочный объектив /, образующий изображение объекта на светочувствит. слое киноплёнки, визирную систему (визир ) для наблюдения за объектом съёмки и необходимого расположения К. а. относительно объекта. В зеркальных К. а. световые лучи направляются в визирлупу 5 зеркалом 4 и зеркальным обтюратором 2 во время перекрывания им световых лучей, идущих к кадровому окну 9. Изображение, наблюдаемое через визир-лупу, получается на матированной плоской поверхности коллективной линзы 3. К. а. может иметь один постоянный объектив, жёстко встроенный в корпус, или набор сменных объективов с различными фокусными расстояниями. Сменные объективы на К. а. устанавливаются либо в индивидуальных переходных оправах, либо на поворотном устройстве, наз. турелью. Для изменения фокусного расстояния постоянного объектива применяются насадки (обычно телескопич. системы различного углового увеличения ), к-рые тоже можно устанавливать на турели. Нек-рые К. а. снабжаются объективами с переменным фокусным расстоянием (вариообъективами ). Визирные устройства К. а. подразделяются на параллаксные и беспараллаксные. У параллаксных визиров линия визирования смещена относительно оптич. оси съёмочного объектива на нек-рое расстояние, вследствие чего поле зрения визира смещено относительно поля изображения съёмочного объектива. К беспараллаксным визирам относятся лупы сквозной наводки и зеркальные визиры.

Механич. часть К. а. включает лентопротяжный механизм, привод и обтюратор. Лентопротяжный механизм перемещает киноплёнку из подающей кассеты 6 в принимающую кассету 14. Тянущий зубчатый барабан 7 равномерно вытягивает киноплёнку из подающей кассеты и затем подаёт её в фильмовый канал 10. Прерывистое (скачкообразное ) перемещение киноплёнки мимо кадрового окна 9 осуществляется скачковым механизмом // обычно грейферного типа. Перед фильмовым каналом и за скачковым механизмом киноплёнка образует петли 8 и 12, обеспечивающие беспрепятственную работу скачкового механизма. Для подачи нужного количества киноплёнки в принимающую кассету 14 служит задерживающий зубчатый барабан 13, обеспечивающий равномерную подачу киноплёнки в принимающую кассету. Тянущий барабан, скачковый механизм, задерживающий барабан и приводной вал сердечника принимающей кассеты вращаются принудительно с определённой скоростью в соответствии с частотой съёмки. Лентопротяжный механизм включает также различного рода вспомогат. приспособления: придерживающие и направляющие ролики, плёнкосниматели и др. Обтюратор 2, выполняемый обычно в виде диска с секторным вырезом (углом светового выреза аса), предназначен для периодич. перекрывания световых лучей, идущих к кадровому окну, во время перемещения киноплёнки на шаг кадра. В нек-рых К. а. этог угол может изменяться вручную или автоматически для съёмки в " затемнение" или из " затемнения", а также для регулирования продолжительности времени экспонирования (выдержки) светочувствительного слоя киноплёнки.

Рис. 1. Принципиальная схема киносъёмочного аппарата с зеркальным визиром: 1 - съёмочный объектив; 2 - зеркальный обтюратор; 3 - коллективная линза; 4 - зеркало; 5 - визир-лупа; б - подающая кассета; 7 - тянущий зубчатый барабан; 8 -- верхняя петля; 9 - кадровое окно; 10 - фильмовый канал; 11 - скачковый механизм; 12 - нижняя петля; 13 - задерживающий зубчатый барабан; 14 - принимающая кассета.

Рис. 2. Киносъёмочный аппарат 70-КСК.

Рис. 3. Киносъёмочный аппарат 3-КСХМ " Родина".

Рис. 4. Киносъёмочный аппарат 1-КСРШ " Конвас-автомат".

Рис. 5. Киносъёмочный аппарат 16-СП.

Рис. 6. Киносъёмочный аппарат •" Красногорск".

Как отечеств., так и иностранные К. а. выпускаются для съёмки на различную по ширине киноплёнку и разный формат кадра (см. табл.). В зависимости от этого различают К. а. для съёмки широкоформатных фильмов на 70-мм киноплёнку (рис.2); обычных, широкоэкранных и кашетированных фильмов на 35-мм киноплёнку (рис. 3 и 4); телевизионных, хроникальных, научных, учебных и любительских фильмов на 16- мм киноплёнку (рис. 5 и 6); учебных и любительских фильмов на 8- мм или 2Х8- мм киноплёнку (рис. 7). По назначению и конструктивным особенностям различают К. а. ручные и стационарные. К. а. подразделяются на синхронные с низким уровнем шума для съёмки изображений с одновременной (синхронной ) записью звука на отд., чаще магнитную, ленту; прецизионныес повышенной точностью перемещения киноплёнки на шаг кадра для комбинированных киносъёмок в две и более экспозиции; специализированные для съёмки панорамных, кругорамных, стереоскопич. фильмов и т. п.; любительские с использованием 16- мм и 8- мм (2х8- мм) киноплёнок; специальные с высокими скоростями (частотами ) съёмки для регистрации быстропротекающих или кратковременных процессов, а также используемые в авиации и при космич. полётах. Большинство отечеств, и иностранных любительских К. а. снабжается встроенными экспонометрич. устройствами, служащими для автоматизации процесса установки нужного значения светового отверстия диафрагмы съёмочного объектива. К. а. снабжаются также различного рода вспомогат. приспособлениями, такими, как: анаморфотные насадки для съёмки широкоэкранных фильмов, светофильтры, светозащитные бленды, маски (каше ), указатели метража плёнки и т. д.

Професси о нальные и любительские К. а. совершенствуются как путём улучшения существующих моделей, так и посредством разработки новых конструкций. Улучшение К. а. достигается в основном изменением таких узлов и механизмов, к-рые расширяют эксплуатац. возможности: увеличением ёмкости кассет, применением объективов с переменным фокусным расстоянием, автоматизацией процессов фокусировки объектива и установки экспозиции, дистанционным управлением работой аппарата и т. д. Любительские К. а. последних выпусков (1970 ) предназначены для съёмки на 8- мм киноплёнку с увеличенным по площади кадром (формат " Супер-8" ). Интенсивно улучшаются и разрабатываются также К. а. для проведения научно-исследоват. съёмок: малогабаритные авиац. кинокамеры, киноустановки для микрокиносъёмки, скоростные и растровые кинокамеры, фоторегистрирующие установки и т. п. См. Кинотехника.

Лит.: В е и з е Г., Киносъёмочная камера, пер. с нем., М., 1958; Гордийчук И. Б., Советская киносъёмочная аппаратура, М., 1966; Кулагин С. В., Киносъёмочная и кинопроекционная аппаратура, М., 1967. С. В. Кулагин.

Рис. 7. Киносъёмочный аппарат " Кварц-5".

                   
  Характеристики некоторых киносъёмочных аппаратов (на 1971)  
  Шифр или название Ширина плёнки, мм Частоты съёмки, кадр/сек Ёмкость кассет, м Способ фокусировки объектива и система визирования Привод Масса кг Назначение  
  1-СШС " Россия"       По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа с зеркальным обтюратором ЭД   Синхронная съёмка ШФ фильмов  
  70-КСК   12-90 150 и 300 По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа сквозной наводки и приставной телескопический визир ЭД 4.5 Комбинированная и ускоренная съёмка ШФ фильмов  
  1-КСШР   12-32 40 и 75 По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа с зеркальным обтюратором ЭД и Р   Съёмка с рук ШФ фильмов  
  3-КСС " Мир"       По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа сквозной наводки и приставной телескопический визир ЭД   Синхронная съёмка О и ШЭ фильмов  
  3-КСХМ " Родина"   16-32 120 и 300 По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа с зеркальным обтюратором ЭД и Р   Несинхронная съёмка О и ШЭ фильмов  
  ПСК-29 3S   60 и 120 По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа сквозной наводки ЭД   Комбинированная съёмка О и ШЭ фильмов  
  1-КСРШ " Конвас-автомат"   8-32   По шкале расстояний и матовому стеклу Лупы (сменные) с зеркальным обтюратором ЭД, П, Р 5, 9 и 8 Съёмка с рук О и ШЭ фильмов  
  " Аррифлекс" (ФРГ)   8-30 60 и 120 По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа с зеркальным обтюратором ЭД 4, 3 Съёмка с рук О фильмов  
  16-СК " Русь"     120 и 300 По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа сквозной наводки и телескопический визир с поправкой на параллакс ЭД и Р   Синхронная съёмка  
  16-СПМ   12-48 30 и 60 По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа сквозной наводки ЭД 3, 8 Съёмка хроникально- документальных фильмов  
  " Красногорск-2"   8-48   По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа с зеркальным обтюратором П   Съёмка хроникальных и любительских фильмов  
  " Адмира 16А Электрик" (Чехословакия)   8; 16; 24; 32 15 и 30 По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа сквозной наводки ЭД   Хроникально- доку ментальная съёмка  
  " Кварц-5" 2X8 8-48   По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа с зеркальным обтюратором П 1, 5 Съёмка хроникальных и любительских фильмов  
  " Кварц 2Х8С-1" 2Х8С 12; 18; 24 и 48   Объектив сфокусирован на расстояние 4 м Телескопический визир П 1, 2 Съёмка любительских фильмов формата " Супер-8"  
  " Канон-рефлекс-Зум-8-3" (Япония) 2X8 8; 12; 16; 24; 32; 48; 64   По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа с зеркальным обтюратором П 1, 3 Хроникально- любительская съёмка  
  Примечание. В графе " Привод": ЭД - электродвигатель; Р - ручной; П - пружинный. В графе " Назначение": О - обычный; ШЭ - широкоэкранный; ШФ - широкоформатный. В графе " Шифр или название" все аппараты, кроме оговорённых, отечественного производства.  
                   

КИНОСЪЁМОЧНЫЙ ОБЪЕКТИВ, оптическая система, служащая для получения на киноплёнке изображения объекта съёмки. Осн. критериями для оценки качества изображения, даваемого К. о., являются фотографич. разрешающая сила, контраст изображения и распределение освещённости по полю кадра. Разрешающая сила большинства К. о. составляет 45-55 линий на 1 мм в центре поля и 25-35 линий на 1 мм на краях. Освещённость на краях поля кадра по отношению к центру находится в пределах 40-70%. К. о. принадлежат в основном к группе анастигматов. Конструктивно они выполняются в виде оправы с заключёнными в неё неск. (6-7 ) линзами и диафрагмой, имеющими одну главную оптич. ось. К. о. характеризуются фокусным расстоянием f ', относительным отверстием 1: я и углом поля зрения 2то. В зависимости от формата кадра и назначения кинофильма различают К. о. для съёмки фильмов обычных (3 вида: нормальный, являющийся основным, комплект объективов с f от 28 до 100 мм, относит, отверстием 1: 2-1: 2, 5 и 2 то = 52-15°, короткофокусные объективы с f ' от 10 до 22 мм, относит, отверстием 1: 2-1: 3 и 2w =107-63° для съёмки общих планов, длиннофокусные объективы с f от 150 до 1000 мм, относит, отверстием 1: 2, 8-1: 6, 3 и 2 то = 10-2° для съёмки удалённых объектов ), широкоэкранных (сочетание К, о. для съёмки обычныхфильмов и анаморфотных оптич. систем с цилиндрич. линзами в виде киносъёмочных блоков и насадок с f от 30 до 500 мм, относит, отверстием 1: 2-1: 4, 5 и 1w = 77-5° ), широкоформатных (объективы с f ' от 28 до 150 мм, относит, отверстием 1: 2, 8-1: 3, 5 и 2ет = = 91-22° ), узкоплёночных (профессиональных) 16- мм (объективы с f ' от 10 до 75 мм, относительным отверстием 1: 1, 8-1: 2, 8 и 1w = 54-9°), любительских 8-мм (объективы с f от 10 до 13 мм, относит, отверстием 1: 1, 8-1: 2, 8 и 7.W = 33-26°), а также К. о. спец. видов для съёмки комбинированных кадров, стереоскопия., панорамных и др. фильмов. В каждой из этих групп используются К. о. с переменным фокусным расстоянием (вариообъективы и трансфокаторы). Они получили широкое применение в телевидении и кинематографии для всех её видов и выпускаются с кратностью изменения фокусных расстояний от 2 до 10 раз и относит, отверстием 1: 1, 8-1: 3, 5.

Лит.: Новик Ф. С., Ногин П. А., Киносъёмочная оптика, М., 1968. Ф. С. Новик.

КИНОТЕАТР, общественное здание (или часть его), оборудованное для показа фильмов. Совр. К. в СССР и зарубежных странах представляет собой сложное сооружение. Осн. помещение К. - зрительный зал с большим светоотражающим звукопрозрачным экраном (шир. до 30 м) и установленными за ним мощными громкоговорителями. В крупных К. имеются система кондиционирования воздуха, акустически обработанные стены и потолок, декоративное освещение; кинопроекционный комплекс (за стеной зрительного зала) состоит из неск. мощных универсальных кинопроекторов для демонстрации обычных и широкоэкранных звуковых фильмов на киноплёнке шир. 35 мм и широкоформатных стереофонич. фильмов на киноплёнке шир. 70 мм, мощных электронных усилителей звуковых частот, электропитающих устройств, темнителей света, автоматич. или полуавтоматич. системы управления киносеансом и др.; имеются также фойе для зрителей, служебные помещения.

В 50-60-е гг. появились К. спец. видов кинематографа - стереокино (с объёмным изображением), круговая кинопанорама. Широкое распространение получают крупные киноконцертные залы на 2500-4000 мест универсального назначения, технич. оборудование и акустика к-рых обеспечивают постановку больших концертных программ и показ всех видов фильмов (обычных, широкоэкранных и широкоформатных ). Среди таких залов в СССР: Октябрьский зал в Ленинграде (4000 мест ), Центр, концертный зал гостиницы " Россия" в Москве (3000 мест ), гостиницы " Украина" в Киеве (4000 мест ), Дворец иск-в в Ташкенте (2500 мест ).

Один из самых крупных в мире залов многоцелевого назначения - Кремлёвский Дворец съездов в Москве (на 6150 мест ), оборудованный комплексной звукотехнической системой для стереофонич. воспроизведения звука и изменения акустич. условий в различных режимах работы зала (съезды, концерты, оперные спектакли, показ фильмов ) и мощной кинопроекционной аппаратурой, обеспечивающей показ всех совр. видов фильмов на экране (шир. 27 м), смонтированном на металлической раме, выдвигаемой электроприводом на авансцену зала.

Наибольшее распространение получили К. средней вместимости (от 300 до 1000 зрительских мест ). В СССР К. в специализированных зданиях насчитывается ок. 13 000, в зданиях др. назначения (дворцы культуры, клубы и др. ) - неск. десятков тысяч. Общее количество К. в мире - ок. 100 тыс. А. А. Хрущёв. Первые К. появились в кон. 1900-х гг. Они почти не отличались от залов для собраний или концертов (К. на Ноллендорфплац в Берлине, 1910, арх. О. Кауфман; " Художественный" в Москве, 1910-е гг., арх. Ф. О. Шехтель, и др. ). В 20-е гг. строились разнообразные по архитектуре К. (неоклассич., в духе барокко, готики и др. ), с традиционной театральной планировкой и пышным декором в интерьере (" Капитоль" в Берлине, 1925, арх. X. Пёльциг ), и строго функциональные, отличающиеся максимальным удобством расположения мест в зрительном зале (" Универсум" в Берлине, 1928, арх. Э. Мендельзон; " Ударник" в.Москве, 1928-31, арх. Б. М. Иофан ). Появились т. н. суперкино (на 4000-5000 зрителей ), с широким применением металлических конструкций, дававших возможность перекрытия больших пролётов (в Стамфорд-Хилле, Великобритания, 1928, и др. ). С 1934 в Зап. Европе строились здания меньших размеров (1200-2200 зрителей ), упрощённых архит. форм и с уютными интерьерами (" Палас" в Чатеме, Великобритания, 1934 ).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.