Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 47. Основные этапы формирования и развития научных школ управления






В истории развития менеджмента можно выделить пять основных школ:

1) школа научного управления (1885-1920);

2) классическая (административная) школа управления (1920-1950);

3) школа человеческих отношений (1930-1950);

4) школа поведенческих наук (1950-настоящее время);

5) школа количественного (экономико-математического) подхода (середина XX в - до сих пор)

 

Школа научного управления (1885-1920).

Развитие школы научного управления, которая стала широко в мире под названием школы \" научного менеджмента\", приходится на начало XX века ее основателем был американский инженер Федерико Уинсл лоу Тейлор (1856-1915).

Вклад Ф Тейлора также в том, что он разработал научные основы нормирования труда, методы подбора, расстановки и стимулирования работников фирмы, предложил разделение труда по видам работ, выделение работы по управлению в специальность, планирования операций производства.

Однако Ф Тейлор, несмотря на значительный вклад, сделанный им в науку об организации и управлении, обошел вниманием один важный момент - проблемы психофизиологии человеческого труда и социальных отношений, как неизбежно возникают в организованных трудовых коллективах.На рабочего у машины Ф Тейлор смотрел как на какое-то бездушное продолжение машины и добивался только полной синхронизации работы обоих - рабочий а и машины.Сейчас факторы считаются менее важными, чем моменты чисто инженерно-технически.

 

Классическая (административная) школа управления. Классическая (административная) школа управления базировалась на создании универсальных принципов управления, соблюдение которых, бесспорно, обеспечит успех предприятия. Первыми представителями этой школы бы были, Г Эмерсон (1852-1931), а Файоль (1841-1925), Г Форд (1863-1947), АК Гастев (1882-1941). Г. Эмерсоном сделан существенный вклад в теорию и практику управления производством Он отмечал, что не производство должно подстраиваться под управление, а наоборот, управление должно обслуживать в производство. Г Эмерсону принадлежит разработка 12 знаменитых принципов повышения производительности труда, где учтены время, затраченное рабочим, и его умения, проявляется в качестве работы Эти принципы не потерялись в местного значения и до сегодня. Анри Файоль посвятил ряд научных работ руководству людьми, административному управлению, рационализации, административной деятельности.Суть его концепции \" науки администрирования\" сводится к организационной структуры управления персоналом, содержание которого рассматривается как система взаимосвязей между должностями и ролями. Основное внимание уделяется управлению процессами производства через определение четкой и есть иерархию в трудовых коллективах на основе органического сочетания полномочий и ответственности.

Школа человеческих отношений базировалась на разработке и применении социально-психологических аспектов менеджмента, то есть управления трудовым коллективом осуществлялось с позиции психологии и человеческих отношений.

Основоположниками этой школы можно назвать ученых Элтона Мэйо (1880-1949), Вальтера Дилла Скотта (1869-1955), Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933), Абрахама Маслоу (1908-1970), П М Кержинцева (1881-1940) и друих.

Это направление в развитии управленческой науки связан с переходом в хозяйственной деятельности от экстенсивных методов к интенсивным и ростом значения человеческого фактора Основное внимание было обращено а на то, что человек как активный субъект деятельности - это личность, и ею нужно управлять иначе, чем другими факторами производства. Представитель концепции человеческих отношений американский психолог и с социолог Элтон Мэйо установил, что влияние таких факторов, как условия труда рабочих на производительность труда меньше, чем личные отношения людей на производстве, общения работников между собой, их контакты в процессе экономической деятельности. Он сделал вывод, что производительность труда в конечном итоге решает совсем не техника (машина), а человеческая психология.

 

Школа поведенческих наук. (Концепция управления с позиции науки о поведении) сосредоточила свое внимание главным образом на исследовании различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, коммуникации в организации, организационной структуры и т.д. Принципы ее исследования составляют методы \" Настройки межличностных отношений, повышение эффективности за счет человеческих ресурсов, оптимального решения управленческих проблем. Основными проводниками поведенческого направления в менеджменте можно считать ученых Криса Арджириса (1925 г.р.), Дугласа Мак-Грегора (1906-1964), Фредерика Герцберга (1923 г.р.).

Весомый вклад в развитие школы поведенческих наук принадлежит Дугласу Мак-Грегору, который считал, что задача менеджеров состоит в том, чтобы создать условия, в которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей предприятия, одновременно наилучшим образом достигает свою личную цель есть мотивы эффективной работы должны быть одинаковыми у работников и предприятия в целом.

 

Школа количественного (экономико-математического) подхода. Особенность этой школы заключается в том, что она основывалась на широком применении в менеджменте математических методов, кибернетики, автоматической обработки информации. Появление этой школы (середина XX в) связывают с именами Ноберт В инерции, а И Берга, Л В Контаровича, Р Кал наваждение, Д Форстера, В М Глушкова. Итак, в общем виде основной вклад школы количественного подхода сводится к пониманию и решению управленческих проблем с помощью моделей и количественных методов с применением математики, в статистики, инженерных и других наук.

В условиях развитых рыночных отношений ряд ученых (П Дракер, Т Питер, Р Паскаль, Г Саймон и др.) критически подошли к предыдущим управленческих теорий с учетом современного опыта и сформировали новый и направление менеджмента - системный подход Сущность его заключается в том, что предприятие рассматривается как целостная система, как совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение определенных целей.

Таким образом, развитие менеджмента как науки характеризуется многочисленностью школ и подходов, которые разрабатывали и сейчас разрабатывают те или иные его аспекты. Использование достижений зарубежного и отечественного менеджмента позволит обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности всех субъектов отечественной экономики, повысить их конкурентоспособность в условиях жесткой конкуренции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.