Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Древнейшие художеств, памятники на терр






Древнейшие художеств, памятники на терр. И. относятся к эпохам палеолита и энеолита (наскальные росписи в Апу-лии; кам. статуэтки женщин с преувеличенными формами из Лигурии и Эмилии; керамич. сосуды с процарапанным или прорисованным геом. узором, близкие юж.-европ. " ленточной керамике"; и др.). В эпоху бронзы (2-я пол. 2-го тыс. до н. э.) богато орнаментиров. керамич. изделия и геометризов. бронз, фигурки божеств и воинов отражают влияние крито-микенской культуры. На Сардинии складывается своеобразный тип ме-галитич. сооружений - круглые кам. башни с ложнокупольным покрытием (т. н. нураге). На севере И. развивается культура террамар. К 9-5 вв. до н. э. относятся поселения культуры Вилла-нова, к 8-2 вв. до н. э.- памятники родственной ей культуры этрусков. На терр. возникших в прибрежных р-нах И. в 8-6 вв. до н. э. греч. торг, поселений (Сиракузы, Селинунт, Посейдония) сохраняются остатки храмов, скульптура, изделия художеств, ремесла (см. Греция Древняя). Др.-греч., этрусские и др. местные художеств, традиции явились основой развития на терр. И. с 5 в. до н. э. до 5 в. н. э. иск-ва Рима Древнего.

С падением Рима, утверждением христианства в И. начался процесс формирования ср.-век. искусства, базировавшегося на позднеантич. традициях, а также впитывавшего на протяжении своего развития воздействия иск-ва Византии и художеств, культур вторгавшихся в И. многочисл. варварских народов (готов, лангобардов, франков и др.). В 4-6 вв. в Риме и др. городах сооружались церковные базилики, не уступавшие великолепием убранства римским императорским постройкам (Сан-Джованни ин Латерано, Сан-Паоло фуори ле Мура - в Риме), а также центрич. культовые здания (церковь Сан-Витале в Равенне). Украшавшие интерьеры храмов многоцветные мозаики, сохранявшие вначале антич. жизнерадостность и объёмность изображений (мозаики церкви Санта-Костанца в Риме, 4 в.), со временем становились более условными и аскетичными.

Нураге близ Нуоро (Сардиния). Эпоха бронзы.

Бронзовая статуэтка из нураге Аль-бини (Сардиния). Археологический национальный музей. Кальяри.

Светотеневая моделировка уступает в них место плоскостной, линеарной трактовке форм, изысканно звучные цветовые сочетания приобретают торжеств, отвлечённость (мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, 6 в.; фрески церкви Санта-Мария Антикуа в Риме, 8 в.).

" Плита Зигвальда". Мрамор. 762 - 776. Собор в Чивидале-дель-фриули.

Традиции позднеантич. орнаментики долго сохранялись в скульптурной резьбе (капители колонн, алтарные преграды и т. п.). В 8-10 вв. ведущая роль принадлежала архитектуре Ломбардии, где сооружались базилики с криптой под алтарной частью, наружные стены к-рых членились лопатками, глухими аркадами и аркатурными фризами. Здесь сложился классич. тип отдельно стоящей башни-колокольни (т. н. кампанила; юж. башня церкви Сант-Амброджо в Милане, 9 в.). В скульптуре и декоративно-прикладном иск-ве 8-10 вв. усилилось воздействие культур варварских народов. Получили развитие плоскорельефная орнаментальная резьба и ювелирное иск-во, гл. обр. художеств, инкрустация.

В 11-13 вв. на терр. И. формируется общеевроп. романский стиль. В условиях феод, раздробленности страны он приобретает многообразные местные отличия. Непрерывавшаяся связь с антич. зодчеством определяет общие особенности итал. романской архитектуры: стремление к ясности и соразмерности пропорций, праздничности убранства. В Сев. и Cp. И. сооружаются 3-нефные базилики, нередко с атрием (Сант-Амброджо в Милане, 11 -12 вв.), зап. фасады к-рых членятся аркадами и " карликовыми" аркадными галереями или украшаются мраморными крыльцами-порталами с балдахинами на колонках, опирающихся на стилизованные фигуры львов (церковь Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 12 в., илл. см. т. 4, стр. 539). В Тоскане распространяются постройки т. н. инкру-стационного стиля с полихромией узорной мраморной облицовкой стен и интерьеров (церковь Сан-Миньято аль Монте во Флоренции, начата в 1014). Гармоничностью пропорций, изяществом декора выделяется соборный комплекс в Пизе (баптистерий, начата 1153; собор, 1063-1160; кампанила, 1174-1372). В постройках Сицилии оригинально переплетаются формы византийского, арабского и нормандского зодчества (собор в Чефалу с зап. фасадом, фланкированным 2 башнями; собор в Монреале с причудливо-пышным декором апсид и килевидными аркатурами в интерьере). Своеобразным вариантом византийской крестово-купольной постройки является монументальный 5-купольный собор Сан-Марко в Венеции (9 в., перестроен в 11-15 вв., илл. см. т. 4, табл. XLVlII), отличающийся великолепием убранства интерьера (мраморная облицовка, мозаики).

Ранний расцвет городов И. обусловил в 11-13 вв. широкое гор. стр-во. В этот период складывается облик большинства итальянских городов. Сооружаются подчинённые рельефу местности городские укрепления, подобные крепостям кам. дома-башни (в Болонье, Сан-Джиминьяно и др. городах), здания ратуш и соборов со стройными кампанилами (в Бер-гамо, Бреше и др. городах). Плотная, скученная застройка, имеющая регулярный план, унаследованный от античности (Флоренция, Болонья, Верона), или нерегулярный план (Сиена, Венеция), группируется вокруг центр, (обычно соборной) площади. Застройка состоит из плотно примыкающих друг к другу 3- 4-этажных кам. или кирпичных домов, с суровыми глухими фасадами, прорезанными узкими оконными проёмами, и с нависающими двускатными черепичными крышами. В скульптуре романского периода, покрывающей стены, крыльца, столбы, колонны и алтарные преграды соборов, традиции орнаментальной варварской резьбы постепенно сменяются стремлением к большей ясности и ритмической расчленённости изображений. Особое развитие получает романская скульптура в Эмилии и Ломбардии (рельефы собора в Модене, ок. 1106, мастер Ви-лиджельмо, бронзовых дверей церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 12 в., собора, 1178, и баптистерия, кон. 12- нач. 13 вв., в Парме, мастер Антелами, илл. см. т. 2, стр. 58). В Тоскане фигурная и орнаментальная резьба на фасадах и в интерьерах соборов органически сочетается с полихромной мраморной инкрустацией. В Риме в 12-13 вв. выделяются работы мраморщиков Космати (украшенные изощрёнными узорами колонны, полы, епископские троны и алтари в рим. церквах). Во фресковой живописи и мозаиках 11-12 вв. использование визант. композиционных схем нередко сочетается со стремлением к наивной повествовательное, грубоватой выразительностью образов (фрески нижней церкви Сан-Клементе в Риме, ок. 1100, церкви Сант-Анджело ин Формис близ Капуи, 2-я пол. 11 в.; мозаики соборов в Чефалу, 2-я пол. 12 в., и Торчелло, 12-13 вв., собора Сан-Марко в Венеции, 12-14 вв., и др.).

Лоренцо Гиберти. " История Иакова". Рельеф восточных дверей баптистерия во Флоренции. Бронза. 1425-52.

Кронако Внутренний двор Палаццо Cтроцци во Флоренции. 1496-1505.

В 13 в. в Ср. И. развивается иконописание. Традиции развитого визант. искусства, со свойственной ему отточенностью и эмоциональной выразительностью линейного ритма, изысканностью цветовых сочетаний, помогают итал. живописцам преодолеть романскую упрощённость художеств, языка. Однако в итал. иконописи 13 в. (см. Дученто) законы визант. иконографии сталкиваются со стихийным стремлением к большей живости, наглядности и человечности изображений (алтарные образы Чимабуэ).
В сер. 13 в. в иск-ве И., и прежде всего Тосканы, складывается движение Проторенессанса. Его родоначальниками в скульптуре были Никколо Пизано, к-рый добился в рельефах кафедры пизанского баптистерия (1260) убедительности объёмно-пластич. лепки и телесной мощи фигур, а также его последователи Арноль-фо ди Камбио н Джованни Пнзано. Крупнейшими представителями Проторенессанса в живописи были римлянин П. Ка-валлини, впервые применивший на основе изучения позднеантнч. живописи светотеневую моделировку форм, а также великий реформатор итал. нск-ва флорентинец Джотто. Порвав с канонами визант. иконографии, он придал традиц. евангельским сценам большую жизненную наглядность, добился убедительности композиционных решений, драматич. выразительности образов. В алтарной живописи Сиены в 13-14 вв. отд. проторенессансные черты уживались с традициями нтало-византнйского иск-ва и франц. готич. миниатюры (работы Дуч-чо, братьев Лоренцетти, Симоне Мартини). Во фресковых росписях сиенских живописцев известный архаизм художеств, приёмов сочетался со стремлением к показу окружающего мира, введением пейзажа, портретных изображений (росписи в Палаццо Публико живописцев Симоне Мартини, А. Лоренцетти). Живописи болонских мастеров (фрески Камносанто в Пизе, фрески работы Альтикьеро и Аванцо в Падуе) присущи острая готическая характерность образов, смелое введение конкретных жизненных деталей.
В архитектуре И. в кон. 13 - нач. 14 вв. распространяется готич. стиль, не сложившийся здесь, однако, в последовательную архит. систему.

Донателло (совместно с учениками). " Положение во гроб" (фрагмент). Рельеф северной кафедры церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, Бронза. 1460-е гг.

Отд. декоративные мотивы готики (узорные стрельчатые завершения окон, машикули в верх. частях башен, венчающие здания зубцы) придают ещё романским по духу гор. постройкам (Палаццо Публико в Сиене, 1297-1310, илл. см. т. 7, стр. 184; Палаццо Веккьо во Флоренции, начато в 1298) известное декоративное изящество и динамич. остроту.

А н д р е а д е л ь В е р р о к к ь о. Женский портрет. Мрамор. Около 1475. Национальный музей. Флоренция.

Андреа Мантенья. " Шествие святого Иакова на казнь". Фреска в капелле Оветари церкви Эремитани в Падуе. 1449-55. (Не сохранилась).

Горизонтальная протяжённость зап. фасадов церквей уравновешивает вертикализм архит. членений и богатого скульпт. декора (соборы в Сиене, 1284-1376, и Орвието, 1290-1569). Интерьеры готич. церквей (Сан-Петронио в Болонье, начата в 1390; Санта-Мария Новелла во Флоренции, ок. 1278-ок. 1360) отличаются ясной соразмерностью пространств, решения. Ажурные стрельчатые галереи и богатые узорные завершения окон, сочетающиеся с полихромной мраморной облицовкой фасадов, придают дворцам Венеции светскую праздничность.
В 15-16 вв. на терр. И. переживает величайший расцвет иск-во Возрождения, явившееся переломным этапом в культурном развитии Европы. В итал. иск-ве эпохи Возрождения чувственное осознание красочного полнокровия и поэзии земного бытия сочетается с поисками ясных, научно обоснованных средств изображения окружающего мира.

Симоне Мартини. Фреска с изображением кондотьера Гвидориччо да фольяно в Палаццо Публике в Сиене. 1328.

Базилика Сант Амброджо в Милане. 11 -12 вв. Западный фасад с атрием.

Никколо Пизано. " Поклонение волхвов". Рельеф мраморной кафедры баптистерия в Пизе. Окончена в 1260.

Джотто. " Поцелуй Иуды". Фреска в капелле дель Арена в Падуе. 1304 - 06.

Декоративно-прикладное искусство 15- 16 вв. 1. Б. Челлини. Соловка короля Франциска I. Золото, эмаль, драгоценные камни. 1539 - 43. Художественно-исторический музей. Вена. 2. Тарелка с мужским портретом. Майолика (Фазн-ца). 15 в. Музей терм и отеля Клюни. Париж. 3. Чаша с изображением поклонения волхвов и бегства в Египет. Стекло, эмаль. Венеция. Около 1465. Городской музей. Болонья. 4. Кувшин. Филигранное венецианское стекло. 16 в. Собрание Уоллес. Лондон.

Рафаэль. " Афинская школа". Фреска в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509 - 11. Фрагмент.

Микеланджело. Новая сакристия (капелла Медичи) церкви Сан-Ло-ренцо во Флоренции. Начата в 1520.

В создании стройной системы художеств, средств иск-ва Возрождения огромную роль сыграли изучение и творч. переосмысление традиций антич. иск-ва. В архитектуре Раннего Возрождения (15 в.) по-новому осознанная антич. ордерная система стала одним из осн. средств ритмич. и структурной организации зданий, основанной на зрительной уравновешенности несущих и несомых частей и соразмерной масштабу человека (палаццо и загородные виллы гор. патрициата с садами и парками, здания цехов и религ. братств, базиликальные церкви и центрич. капеллы во Флоренции, Римини, Риме, Урбино работы арх. Филиппе Брунеллески, Микелоццо, Леона Батисты Альберти, Бернардо Росселлино, Лучано Лаураны и др.). Ясность ордерных членений фасадов, многообразное использование портиков и лоджий, внутр. дворов с аркадными галереями создают ощущение пространств, свободы и лёгкости, светлой радости бытия. То величественные, то грациозные постройки 15 в. часто сохраняют унаследованную от готики графич. тонкость трактовки архит. деталей. К 15 в. относятся первые опыты ренессансного градостроительства (ансамбль г. Пиенца со свободно уравновешенной композицией центр, площади, строился с 1459, план арх. Б. Рос-селлино). Скульпторы Раннего Возрождения (Лоренцо Гиберти, Донателло, Яко-по делла Кверча, Дезидерио да Сеттиньяно, Андреа дель Верроккьо, семья делла Роббиа), овладевшие искусством объём-но-пространств. моделировки форм и закономерностями пластической структуры человеческого тела, воплотили ге-роич. ренессансный идеал совершенной, гармонически развитой человеч. личности в отдельно стоящих статуях, конных монументах, монументально-декоративной скульптуре. Они создали тип исполненного светлой умиротворённости пристенного ордерного надгробия, " перспективные" рельефы с развивающимися в пространстве многофигурными сценами, пластически ясные, точные по характеристике скульптурные бюсты-портреты. Живопись Раннего Возрождения, отличавшаяся поэтич. целостностью восприятия мира, развивалась в рамках многочисл. художеств, школ (флорентийской, венецианской, умбрийской и др.). Суровая мужеств. правда и мону-ментализм образов (работы Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина) соседствуют в ней с поэтич. сказочностью и красочным декоративизмом (Паоло Уччелло, Беноццо Гоццоли), а также с утончённой лирич. созерцательностью (Фра Анджелико, Филиппе Липпи, Сандро Боттичелли). Живописцы И. 15 в., увлекающиеся подробным сюжетным повествованием, охотно включают в священные евангельские сцены яркие бытовые детали и картины гор. жизни (Гирландайо, Джентиле Беллини, Вит-торе Карпаччо). Живописцы Флоренции уделяют преим. внимание скульптурно-тщательной моделировке форм и математически точному построению перспективы, живописцы Умбрии - проблемам воссоздания пространства и свето-воздушной среды (Пьеро делла Франческа), живописцы Венеции - выразительным возможностям колорита (Джованни Беллини).

Тициан. " Венера Урбинская". 1538. Галерея Уффици. Флоренция.

П а р м и дж а н и н о. " Мадонна с длинной шеей " (фрагмент). 1534-40. Галерея Уффици. Флоренция.

В живописи феррарской школы (Коста, Тура) влюблённость в красочное многообразие реального мира сосуществует с унаследованной от готики острой выразительностью линейного ритма. В эпоху Возрождения получает развитие гравюра, переживают расцвет медальерное и театрально-декорац. иск-ва и такие виды декоративно-прикладного иск-ва, как мебель, майолика, стекло.

В период Высокого Возрождения (кон. 15 - 1-я четв. 16 вв.), в обстановке начавшегося процесса феодализации буржуазии, а также усилившихся иноземных вторжений борьба за утверждение гума-нистич. идеалов приобретает напряжённый, героич. характер. Иск-во, ставшее выразителем общенац. патриотич. идей, отличается исключит, силой обществ, звучания. Для архитектуры этого времени характерны поиски совершенных типов центрально-купольной постройки, наиболее отвечавшей представлениям о гармонич. строении мира. Архит. памятникам этого времени свойственны

Л. Б е р н и н и. Центральная часть главного фасада дворца Барберини в Риме. После 1629 исключит, многообразие пространств, решений, ясная величественность пропорций, сочная пластичность архит. деталей (дворцы и церкви работы арх. Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло Старшего, Я. Сансовино во Флоренции, Риме, Венеции и др. городах). Зрит, архитектоника построек Микеланджело исполнена внутр. напряжения. В эпоху Высокого Возрождения намечаются тенденции к более активной связи зданий с пространств, средой. В изобразит, иск-ве Высокого Возрождения со свойственным ему стремлением к созданию классически совершенных, идеально-возвышенных образов находит выражение гуманистич. представление о человеке как центре мироздания. Реалистич. достижения предшествующего периода претворяются в завершённую художеств, систему. Обилие ярких творч. индивидуальностей придаёт иск-ву этого периода исключит, многогранность. Проникнутые возвыш. душевной гармонией произв. Рафаэля, базирующиеся на классически ясном рисунке и упорядоченной композиции, сосуществуют с исполненными жизненной динамики и чувств, красочного полнокровия образами Джорджоне и Тициана. Психологизм и мягкая одухотворённость картин Леонардо да Винчи, вырастающие из тончайшей игры воздушной светотени, соседствуют с драматической силой образов Микеланджело, основывающейся на выразительности напряжённых форм. Однако уже со 2-й трети 16 в. наступление феод. реакции постепенно приводит к утрате ренессанс-ных гуманистич. идеалов. Получает развитие проникнутое драматической отчуждённостью, субъективно утончённое. иск-во маньеризма (живописцы Понтормо, Пармиджанино, Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья и др.).

1. Б. А. Виттоне. Церковь Сан-Микеле г: Борго-д'Але (близ Турина). 1770 - 80. 2. Г. Г в а р и н и. Церковь Сан-Лоренцо г, Турине. 1668 - 87. Купол.

Г. P е н и. " Аталанта и Гиппомен". Национальные музей и галереи Каподимонте. Неаполь.

Б. С т р о ц ц и. " Старая кокетка". Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

В период Позднего Возрождения (2-я пол. 16 в.) скрытые драматич. противоречия эпохи осмысляют с гуманистич. позиций Тициан, Микеланджело, Веронезе, Тинторетто. Для поздних работ Микеланджело и Тициана характерны глубокий драматизм образов, обострённая экспрессия художеств, языка. В работах венецианских мастеров Позднего Возрождения влюблённость в красочное полнокровие мира и совершенную пластику человеч. тела сочетается со стремлением к раскрытию сложной взаимосвязи человека с окружающей его обществ, и бытовой средой (Веронезе, Я. Бассано), ощущением динамики и бескрайности природы, наполненной враждебными человеку космич. силами (Я. Тинторетто). В архитектуре И. 2-й пол. 16 в. гуманистич. ренессансные идеалы отражаются в классич. постройках Андреа Палладио. Маньеристич. тенденции, выразившиеся в острой контрастности и алогизме форм, вычурности фактуры, намечаются в работах арх. Джулио Романо, Дж. Вазари, Б. Амманати и др. Интерес архитекторов Позднего Возрождения к пространств, развитию композиции, многообразию неожиданных аспектов, динамич. связи с окружающей средой (постройки Г. Алесси) получил дальнейшее развитие в архитектуре барокко. Созданный Джакомо да Виньолой тип церкви явился прообразом MH. барочных церковных построек Зап. и Центр. Европы.

На рубеже 16 и 17 вв. в иск-ве И. формируется, а со 2-й трети 17 в. переживает период расцвета стиль барокко. Он отражает складывающиеся представления о динамич. единстве и изменчивости мироздания, драматич. противоречивости взаимоотношений человека и окружающей его среды. Новые выразит, возможности барокко в условиях феодаль-но-католич. реакции были использованы для прославления могущества церкви и светских магнатов, пробуждения религ. порыва верующих. В эпоху барокко возникает новый тип синтеза иск-в, основанный на взаимном проникновении, а часто и слиянии средств пластич. иск-в. Архитектуре итал. барокко свойственнс стремление к пышной театральности форм, грандиозным масштабам построек, а также к напряжённой динамич. организации внутр. пространства. Сложные геом. построения планов и венчающих здания куполов, зрительно увеличенных иллюзионистич. живописными эффектами, изогнутые, криволинейные фасады и колоннады, разорванные антаблементы и карнизы, создающие впечатление динамич. изменчивости форм, характерны для церковных построек Рима, Венеции, Турина (арх. Л. Бернини, Ф. Борромини, Дж. делла Порта, К. Maдерна, Пьетро да Нортона, Б. Лонгена). В светском зодчестве складывается тип аристократического особняка с эффектным, пластически выразительным фасадом, расходящимися от вестибюля криволинейными маршами лестниц и с анфиладами многообразных по форме и плану помещений (постройки Л. Бернини и К. Мадерны в Риме, Г. Гварини и Ф. Ювары в Турине). Барочные принципы оказали влияние на градостроительство И. 17 -18 вв. В Риме был создан ряд взаимосвязанных улиц и площадей с эффектными перспективами и композиц. акцентами, предусматривающими многообразие аспектов (трезубец улиц, расходящихся от Пьяцца дель Пополо; илл. см. т. 7, стр. 210). В целостный градостроит, ансамбль органически включалась монументальная скульптура (фонтаны, обелиски). Однако уже в сер. 18 в. в архитектуре И. проявились первые веяния классицизма (постройки Л. Ванвителли, А. Галилеи, Дж. Пьермарини и др.).

В изобразит, иск-ве И. эпохи барокко (17-18 вв.) репрезентативно-барочные, реалистич. и классицистич. тенденции то противостоят друг другу, то тесно переплетаются в одном художеств, явлении.

Ф. Г в а р д и. " Вид венецианского дворика". 1770-е гг. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина. Москва.

С кон. 16 в. ведёт начало иск-во академизма, формально-отвлечённые принципы к-рого были сформулированы братьями Карраччи. Академизму противостояло в нач. 17 в. творчество Караваджо, отдававшего предпочтение " низменным" сюжетам и придававшего просто-нар. образам и сценам реальной жизни пластич. осязаемость и героич. монументальность. Творчество Караваджо оказало огромное воздействие на итал. живописцев, а также способствовало становлению реализма во MH. европ. художеств, школах 17 в. (см. Караваджизм). Его влияние сказывалось и в работах MH. представителей иск-ва барокко.

Расцвет скульптуры барокко в И. связан с творчеством Л. Бернини, к-рый добился в своих монументально-декоративных произв., отличающихся стремит, динамикой и живописной текучестью форм, органич. слияния скульптуры с архитектурой. Крупнейшими мастерами барочной монументальной живописи были Пьетро да Кортона, А. Поццо, Л. Джордано; их росписи отличались виртуозными иллюзионистическими эффектами, смелыми головокружительными ракурсами и перспективными построениями. Искусство барокко получило наибольшее развитие в Cp. и Юж. И. На севере И., где сказывалось воздействие искусства Фландрии и Голландии, барокко приобретало более сдержанный и интимный характер, проникаясь порой чертами идиллической созерцательности (работы генуэзских живописцев Б. Кастильоне, В. Кастелло и др.). Наряду с монументально-декоративной живописью барокко заметное место в изобразит, иск-ве И. 17- 18 вв. занимает бытовая живопись, к-рой присущи поэтич. приподнятость и дра-матич. острота (работы Д. Фетти, Б. Строцци, Дж. Креспи). В Неаполе получает развитие своеобразный тип т. н. морского натюрморта, пронизанный ощущением щедрой красочности и динамики природы. Пейзажная живопись И. 17 - нач. 18 вв. часто проникнута духом ро-мантич. бунтарства (сумрачные в цвете пейзажи С. Розы с изображением разбойников, солдат и отшельников; выделяющиеся крайним субъективизмом и драматич. экспрессивностью живописной манеры работы А. Маньяско). Особое место занимает в 18 в. живопись Венеции, сохраняющая праздничный, жизнеутверждающий характер (отмеченные поэтич. свежестью мировосприятия жанровые композиции Дж. Б. Пьяццетты; росписи Дж. Б. Тьеполо, сочетающие монументальную пластичность фигур с барочной виртуозностью пространств, построений и лёгкостью звучного колорита; близкие иск-ву рококо игриво-гротескные жанровые сцены П. Лонги). Существ, место в венецианской живописи 18 в занимает т. н. ведута - документально-точный гор. пейзаж (полотна Дж. А. Каналетто и Б. Беллотто). Тонко воссоздающие движение воздуха и света, интимные по мотивам пейзажи Ф. Гварди предвосхищают пленэрные (см. Пленэр) искания живописцев 19 в. С сер. 18 в. позднеба-рочная архитектурно-ландшафтная живопись и гравюра И. отражают усиление классицистических тенденций (живопись Дж. П. Паннини, офорты Дж. Б. Пиранези).

Итал. поход Наполеона 1796-97 усиливает распространение в И. в нач. 19 в. антифеод. настроений.

Дж. С а к к о н и, Памятник Виктору Эммануилу II в Риме. 1885-1911.

В иск-вe утверждаются принципы классицизма, В Милане, Турине, Риме, Флоренции и др. городах ряд улиц и площадей реконструируется в классицистич. духе (Пьяцца дель Пополо в Риме). Во 2-й пол. 19 в. с развитием капитализма начинается широкое стр-во в пром. и портовых городах (Турине, Милане, Неаполе). После объединения И. расширяются градостроит. работы в Риме (рост города по ра-диально-кольцевой системе с сохранением сложившихся историч. ансамблей). В застройке преобладают 4- 5-этажные доходные дома, обществ, постройки и памятники в духе эклектики, нередко отличающиеся помпезной претенциозностью форм. Памятник Виктору Эммануилу II в Риме (1885-1911, арх. Дж. Саккони) как бы стремится подавить своей грандиозностью ансамбли Капитолия и Рим. форума. В ряде зданий применяются новые материалы и конструкции (пассаж-галерея Виктора Эмануила II в Милане со стеклянным сводом на железных связях, 1865, арх. Г. Менгони). В изобразит, иск-ве И. нач. 19 в., утратившем ведущее значение в художеств, культуре Европы, гл. направлением является классицизм, к-рый в отсталой феод. И. был лишён гражданств, пафоса и приобрёл академич. характер (отличающиеся виртуозностью обработки мрамора холодно-отвлечённые статуи Kaновы). С подъёмом нац.-освободит, движения в живописи складывается ро-мантич. направление (портреты и историч. сцены Ф. Айеса; свободные по живописной манере жанровые композиции братьев Индуно). В работах неаполитанских мастеров т.н. школы Позиллипо усиливаются черты пленэризма. В 1860-х гг. в живописи Тосканы складывается реалистич. направление (сцены нац.-освободит, борьбы, портреты и пейзажи живописцев T. Синьорини, Дж. Фаттори, прозванных маккьяйоли, отличающиеся яркостью палитры и живостью наблюдений; идиллически-созерцат. бытовые сцены С. Леги). В творчестве живописца Дж.ДеНиттисаи скульптора M. Россо проявляется влияние импрессионизма, В кон. 19 в. разочарование в результатах нац.-освободит. движения и недовольство ка-питалистич. обществ, укладом находят отражение в направлении веризма. Соци-ально-критич. черты (работы скульптора В. Белы) сочетаются, однако, в творчестве веристов с натуралистич. тенденциями. С 1890-х гг. ряд итал. живописцев обращается к технике дивизионизма (жан-рово-пейзажные композиции Дж. Сегантини).

В иск-ве И. 20 в. прогрессивные художеств, тенденции прокладывали себе путь в напряжённой борьбе с господствующими официальными и формалистическими течениями. В нач. 20 в. в архитектуру проникло влияние стиля " модерн" со свойственным ему стремлением к причудливости композиции и прихотливой вычурности декора (постройки арх. Э. Базиле и P. Д'Аронко). Однако уже в 1914 арх. А. Сант-Элиа сформулировал принципы " футуристической архитектуры", в целом утопической, но не лишённой отдельных рациональных градостроительных идей. В период фаш. диктатуры (1922-43) в архитектуре усилились черты историч. стилизаторства и тяжеловесной парадности, во многом определившие особенности итал. неоклассицизма (постройки M. Пьячентини). В борьбе с официальными тенденциями в 20-30-е гг. сложилось направление " рациональной архитектуры", ставившее целью функционально оправданное использование новых, совр. материалов и конструкций, выражение гуманистич. идей (жилые дома и обществ, постройки арх. Дж. Микелуччи, Дж. Тер-раньи). После свержения фашизма, в обстановке демократизации обществ, жизни архитектура И. переживала период творческого подъёма (особенно в 50 - нач. 60-х гг.). Использование совр. строит, материалов (железобетона; армоцемента, стеклоблоков, пластиков), смелость конст-

Дж. С е г а н т н н и. " Пахота в Энгадине". 1890. Новая галерея. Мюнхен,

руктивных и пространств, решений, тонкое чувство функциональной целесообразности, инженерной логики и эстетич. выразительности совр. архит. форм отличают лучшие постройки итал. архитекторов [вокзал Термина в Риме, 1950, группа арх. во главе с Э. Монтуори; Малый дворец спорта, т. н. Палаццетто, в Риме, 1957 (илл. см. т. 7, табл. LIl); здание фирмы Пирелли в Милане, 1956-60, арх. Дж. Понти, инж. П. Л. Нерви с соавторами]. Представители группы БПР стремятся сочетать совр. архит. формы с нац. традициями (Тор-ре Веласка в Милане; илл. см. т. 3, стр. 612). Стр-во в итал. городах, как правило, ведётся с учётом особенностей исторически сложившейся застройки.

А. С а н т - Э л и а. Проект " города будущего". 1914.

В и т т о р и о. Машиностроительный завод в Ивреа. 1957. 2. У. Л у ч чик е н т и. Дом на площади Золотых ме-далей в Риме 1953.

Новые жилые массивы сооружаются на окраинах городов. В лучших образцах жилых зданий (многоэтажных секционных, малоэтажных галерейных и блокированных) используются традиц. элементы нац. архитектуры: внутр. дворы, лоджии, открытые лестницы, солнцезащитные устройства. В жилищном стр-ве, не удовлетворяющем растущие потребности населения, дифференцируются здания для буржуазии и бедноты, не уделяется достаточного внимания проблемам благоустройства и озеленения новых районов. При стр-ве частных вилл с 1960-х гг. часто используются принципы органической архитектуры со свойственными ей перетеканием пространства и игрой свободно сопоставленных пластич. объёмов.

В изобразит, иск-ве И. 20 в. отразились кризисные явления, характерные для бурж. культуры эпохи империализма. В начале столетия итал. живописцы парижской школы (А. Модильяни и др.) создавали плоскостные портреты и " ню", в которых выразительность гибких контурных линий, удлинённых пропорций и сдержанных, эмоционально-насыщенных цветовых сочетаний выражала субъективное, меланхолич. восприятие мира. В нач. 1910-х гг. представители сложившегося в И. футуризма стремились к абстрактному отражению в иск-ве динамизма индустр. эпохи (работы живописца и скульптора У. Боччони, живописцев К. Карра, Дж. Северини и др.). С кон. 1910-х гг. в работах мастеров " метафизич. живописи" проявились нео-классич. тенденции (ясные, логически упорядоченные натюрморты Дж. Моранди; портреты Ф-Казорати; проникнутые ощущением трагич. опустошённости и застылости мира пейзажи Дж. Де Кирико). В работах ряда художников обращение к традициям иск-ва этрусков и греч. архаики обусловило черты декоративной стилизации (живопись M. Кампильи, скульптура M. Марини). Идеологию фашизма выражали монументальные росписи художников группы " Новеченто" (M. Сирони и др.), в к-рых академические черты и отдельные приёмы новейших художеств, течений сочетались с напыщенной аллегорич. риторикой. В кон. 20 - нач. 30-х гг. офиц. фаш. направлению в иск-ве противостояли художники ряда группировок (" Римской школы", " Корренте" и др.), призывавшие к " свободе творчества" и выражавшие социальный протест в драматически-экспрессивных формах (работы живописцев Ши-пионе, P. Гуттузо). Во время 2-й мировой войны 1939-45сложилось, а с кон. 40-х гг. вступило в период расцвета окрепшее в годы борьбы с фашизмом прогрессивное реа-листич. направление (живопись и графика P. Гуттузо, Г. Мукки, А. Пиццинато, К. JIe-ви, Дж. Мелони, P. Веспиньяни, Дж.Дзигаины). Для творчества художников-реалистов характерны стремление к широкому показу действительности с присущей ей остротой противоречий, жизнеутверждающий демократизм и героическая приподнятость образов, яркая эмоциональная выразительность художеств, языка. Реа-листич. тенденции в скульптуре представлены творчеством Дж. Манцу, работам которого свойственна драматически напряжённая живописная лепка форм, а также Э. Греко, для произв. к-рого характерны пластич. цельность и выразит, острота силуэтов. Реализм в иск-ве И. развивается в условиях напряжённой борьбы с получающими офиц. гос. поддержку модернистскими течениями - с многочисл. разновидностями абстрактного искусства (живопись P. Биролли, Э. Морлотти, M. Реджани, А. Бурри; скульптура А. Виани, П. Консагры и др.), а с сер. 1960-х гг.- с " поп-артом".

Ф. Мессина. " Ева". Бронза. 1948. Собрание Маринотти. Милан.

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, т. 3 - 6, кн. 1, M., 1960 - 65; Всеобщая история архитектуры, т. 4-5, M., 1966-67, т. 7, M.. 1969; Алпатов M. В., Италь-янское искусство эпохи Данте и Джотто, М.- Л., 1939; Лазарев В. H., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1 - 2, M., 1956 - 59; Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520 - 1590), M., 1956; его же, Проблема реализма в итальянской живописи XVII- XVIII веков, M., 1966; P о т е н б е р г E. И., Искусство Италии XVI века, [M., 1967]; Горяинов В. В., Современное искусство Италии, M., 1967; Кацнельсон P. А." Новейшая архитектура Италии, M., 1963: Беренсон Б., Живописцы итальянского Возрождения, M., 1965; Данилова И. E., Итальянская моВу ментальная Живопись, M., 1970; Vent ur i A., Storia dell'arte italiana, v. 1 - 11, Mil., 1901 - 40: D ' А п с о и a P. (ed altri), Storia dell'arte italiana, v. 1-3, Firenze, [1953 - 56]; Ch a st el A., L'art italien, v. 1 - 2. P., [1956]; D e 1 о g и G., Italienische Baukunst, TL., [1947]; K i d d e r-S m i t h G. E., Italy builds, L., [1955] (на англ, и итал. яз.); В г i g g s M. S., The architecture in Italy, L.- N. Y., 1961; M a r 1 e R. van, The development of the Italian schools of painting, v. 1 - 19, The Hague, 1923 - 38; Ga 1 e 11 i U. eCamesascaE., Enciclopedia della pittu-ra italiana, [v. 1 - 3], Mil., [1951]; Pittura italiana. Testi di E. Carli, C. Gnudi, R. Salvini, F. Bellonzi, v. 1 - 4, Mil., 1959-60; Pope-Hennessy J., An introduction to Italian sculpture, pt 1 - 3, L., 1955-62.

P. Гуттузо. " Девушка, поющая „Интернационал". 1951.

Собрание С. Амиден. Рим.


XV. Музыка

Существ, роль в развитии мирового муз. иск-ва принадлежит муз. культуре И. Итал. нар. музыка отличается певучестью мелодий, живостью, зажигательностью ритмов. Для нар. танцев характерен размер 6/8, 12/8 и быстрый, зачастую стремительный, темп: сальтарелло (сохранились записи 13-14 вв.), родственные ему ломбарда (танец Ломбардии) и фурлана, или форлана (венецианский, фриульский танец), тарантелла (южно-итал. танец, ставший общенациональным). Наряду с тарантеллой популярна сицилиана, которой близки баркарола (песня венецианских гондольеров) и тосканская риспетто (песня восхваления, любовного признания). Известны песни-жалобы - ламенто (тип причитания). Пластичность и певучесть мелодии, лиризм, нередко подчёркнутая чувствительность типичны для распространённых в И. неаполитанских песен. Итал. нар. мелодии питали оперную и балетную музыку, проникали в религ. мессы. К нар. музыке обращались MH. композиторы И. и др. стран (в т. ч. M. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский).

Существ, влияние на формирование итал. музыки оказало муз. иск-во Др. Рима (см. в ст.Рим Древний). В 6-7 вв., в результате отбора и переработки рим. церковью мн. местных христ. песнопений, церк. мелодии были систематизированы и канонизированы, завершился процесс создания канонич. григорианского хорала, ставшего основой культовой музыки Зап. Европы. Католич. церковь, искореняя из церк. музыки проникающие в неё живые элементы нар. мелодий, наталкивалась на сопротивление гор. общин, стремившихся сохранить местные особенности напевов. Так, напр., Милан отстаивал свои, менее аскетичные, напевы, т. н. амвросианское пение, сложившееся ещё в 4 в. (см. Амвросий).

В кон. 10 в. крупным центром муз. культуры И. становится Тоскана. Здесь частично протекала деятельность музыканта-теоретика Гвидо д'Ареццо - реформатора нотного письма (его реформа легла в основу совр. нотации). Во Флоренции в 14 в. складывается Аре Нова (Новое искусство) - прогрессивное направление в муз. творчестве и теории музыки эпохи Раннего Возрождения, положившее начало расцвету светских 2-и 3-голосных лирических (мадригал, бал-лата) и жанровых (качча) песен, инст-рум. музыки. Среди музыкантов выделяются: флорентийский коми, и органист Ф. Ландино, муз. теоретик Маркет-TO Падуанский. В 13-14 вв. получили распространение лауды - одноголосные и многоголосные хвалебные песнопения духовно-назидат. характера на мелодии народнопесенного склада. Лауды распевались на собраниях гор. " братств" в Тоскане, Венеции и др.

В эпоху Возрождения развивается светское иск-во, усиливается влияние нар. музыки, значит, успехов достигает муз.-теоретич. мысль (венецианский комн. и теоретик Дж. Царлино явился основоположником учения о гармонии), возникают новые формы муз.-обществ, жизни - муз. академии (одна из них организована в 1470 при дворе Медичи во Флоренции; в 1566 в Риме основана академия " Санта-Чечилия"; в 1666 в Бо-лонье учреждена филармонич. академия) и консерватории (проф. муз.-учебные заведения). О. Петруччи изобрёл новый способ нотопечатания (патент в 1498). Расцветают светские вокальные жанры - фроттолы, вилланеллы, утвердившие в отличие от сложной полифонии итал. церк. музыки иной тип многоголосия - преобладание аккордики (гомофонии), выделение в верхнем голосе простой, легко запоминающейся мелодии. Песни этих жанров, близкие народным, были популярны среди демократич. слоев гор. населения. В 16-17 вв. центральное место в светской музыке занимает мадригал, распространившийся в эпоху Раннего Возрождения (становится вокальной поэмой 4- или 5-голосного склада, обычно на любовно-лирич. тематику). Новый тип мадригала создали А. Вилларт, Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза, К. Монтеверди.

В 15-16 вв. итал. музыка осваивает достижения европ. полифонистов, оказывая в то же время влияние на мастеров нидерландской школы. В 16 в. формируются крупные школы полифонич. музыки - римская (выдвинулась в период Контрреформации) и венецианская. Рим. школу (центр - собор св. Петра) возглавлял Палестрина, создавший классич. образцы катайте, хорового многоголосия а капелла. Он " прояснил" полифонию, приблизился к аккордовому складу, утвердившемуся в светской музыке эпохи Возрождения (писал также светскую музыку - мадригалы). В противовес Строгому прозрачно-аккордовому стилю а капелла рим. школы, венецианская (центр - собор Сан-Марко) создала пышный, монументально-декоративный стиль вокально-инструм. многоголосия в церк. и светской музыке (с использованием двух и больше хоров, усиленных органами, инструм. ансамблями). Крупнейшие мастера - А. Вилларт (основоположник школы), А. Габриели, Дж. Габриели.

На рубеже 16-17 вв. в И. возникают новые виды вокально-инструм. музыки - опера, оратория, кантата, канцона (сольная песня с инструм. аккомпанементом), в к-рых совершается переход от полифонии к гомофонии. Высокохудожеств. образцы ораторий и кантат создали Дж. Кариссими, А. Страделла. Появление оперы (кон. 16 в.) было подготовлено развитием всех жанров итал. муз. иск-ва: светской музыки, муз.-драматич. представлений (майские представления в деревнях, священные представления, мадригальные комедии, интермедии, пасторальные балеты). В становлении оперы существ, роль принадлежала муз.-поэ-тич. содружествам, члены к-рых стремились к возрождению антич. трагедии, проповедовали синтез поэзии и музыки. К флорентийскому кружку (" Камерата", возник в 1580) принадлежали первые оперные композиторы - Я. Пери, Дж. Каччини. В 1597 во Флоренции была поставлена первая опера - " Дафна" (Я. Пери, текст О. Ринуччини). В 17 в. опера распространилась по всей И. Формируясь одаовременно в неск. городах, новый муз.-сценич. жанр приобретал различные черты: на флорентийской опере сказалась нек-рая академич. замкнутость аристократич. художеств, кружка; в Мантуе она носила характер придворного зрелища; в Риме на неё влияли клерикальные круги, впервые появилась бытовая опера (религ.-назидательного характера). В процессе развития опера выходит за пределы аристократич. среды (вначале ставились закрытые спектакли для знати). В Венеции с 1637 открываются публичные платные оперные театры (первый из них - " Сан-Кассиано"). Основателем оперной школы здесь был К. Монтеверди - классик оперы, автор муз. трагедий, создавший новый, " взволнованный", музыкально-драматич. стиль (кончитато). Среди крупных композиторов венецианской оперной школы 17 в.- Ф. Кавалли, M. А. Чести.

На рубеже 17-18 вв. центр оперного иск-ва из Венеции переместился в Неаполь. Неаполитанская оперная школа, возглавлявшаяся А. Скарлатти, культивировала жанр оперы-сериа (серьёзная опера, окончательно сложилась в нач. 18 в.). Оперы этого жанра писались на условно-героич. сюжеты (преим. из антич. мифологии); крупнейшие либреттисты - А. Дзено и П. Метастазио. Для оперы-сериа характерно преобладание сольных номеров (типична 3-частная ария да капо), без хора и балета. В ней достигло высокого совершенства иск-во сольного пения - бельканто. Однако с течением времени внеш. виртуозная сторона исполнения, выдвинувшаяся на первый план, заслонила драматич. и муз. содержание спектакля. Опера превращалась в " концерт в костюмах". Белее поздние представители неаполитан-ской оперной школы, особенно H. Йом-мелли и T. Траэтта, стремились преодолеть установившиеся штампы, сближаясь с принципами оперной реформы К. В. Глюка.

В сер. 18 в. в Неаполе и почти одновременно в Венеции сформировался новый жанр - опера-буффа (комич. опера, первоначально с уклоном в буффонаду, затем в сентиментализм). Предшественниками оперы-буффа были популярные в нач. 18 в. комедии с музыкой и комич. муз. интермедии в операх-сериа (опера-буффа " Служанка-госпожа" Перголези была поставлена в 1733 как интермедия между актами его же оперы-сериа " Гордый пленник"). Этот реалистич. жанр, народный по своим истокам и социальному содержанию, близкий по сюжетам к гор. и сел. быту, внёс в оперу яркую характеристичность, живую струю обществ, сатиры (изобилие комич. ситуаций, пародий) и способствовал распространению демократич. идей. Крупнейшие мастера оперы-буффа - H. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза (неаполитанская оперная школа), Б. Галуппи (венецианская оперная школа). В развитии оперы-буффа значительна роль К. Голъдони - автора MH. либретто (преим. к операм Галуппи).

Лучшие итальянские певцы 18 в. обучались в Неаполе (у H. Порпоры), Бо-лонье (у Ф. Пистокки), Венеции (у А. Лотти, M. Гаспарини). Среди известных исполнителей: певцы-кастраты А. Бернакки, Дж. Карестини, Каффарел-лн, Фаринелли (в кон. 18 - нач. 19 вв. их постепенно вытесняют тенора); певицы Л. Агьяри, А. де Амичис, Ф. Бордони, К. Габриелли, Ф. Куццони, В. Тези, А. Тонелли; певцы M. Аллегранти, M. Бабини, Ф. Буссани, Дж. Давид и др.

В 18 в. открываются новые оперные театры, в т. ч. " Сан-Карло" в Неаполе (1737), " Ла Скала" в Милане (1778), " Фениче" в Венеции (1792) и др.

Расцветает также инструм. музыка. Начиная с 16 в. и особенно в 17-18 вв. высокого развития достигает лютневое (Франческо да Милане, В. Галилеи), органное (Дж. Фрескобалъди), клавир-ное (Д. Скарлатти) иск-во. Большое значение приобретает музыка для смычковых инструментов, в особенности для скрипки. Композиторы-исполнители во главе с А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини заложили основы новых циклич. форм: концерта - ансамблево-оркестрового (т. н. кончерто-гроссо) и сольного; сонаты - ансамблевой (т. н. трио-сонаты) и сольной. Вивальди принадлежит один из ранних выдающихся образцов программного симфонизма (концерт " Времена года" для скрипки, струнного квинтета, органа и клавира). Одним из создателей симфонии выступил Дж. Саммартини. Крупным мастером симф. и камерной музыки 18 в. был виолончелист и комп. Л. Боккерини.

Росту инструм. музыки способствовало появление первоклассных муз. инструментов. Ещё в 15 в. в Бреше, а затем в Кремоне развилось иск-во изготовления смычковых инструментов. В 16-18 вв. в И. работали крупные мастера - семьи Амати и Гварнери, А. Страдивари. В 1709-11 Б. Кристофори изобрёл фортепьяно (молоточковый клавир).

MH. итал. музыканты в 18 и нач. 19 вв. работали в других европ. странах (в т. ч. композиторы А. Саккини, Л. Керубини, Г. Спонтини; в России - Ф. Арайя, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза). В то же время И. привлекала MH. иностр. композиторов, музыкантов, певцов, к-рые завершали здесь муз. образование. Среди уч. муз. центров выделялась Болонская филармонич. академия. В 18 в. руководящая роль в ней принадлежала теоретику Дж. Мартини. Членами академии были В. А. Моцарт, чеш. комп. И. Мысливечек, рус. музыканты M. С. Березовский и E. И. Фомин.

На рубеже 18 и 19 вв. выдвигаются H. Паганини - композитор и скрипач, один из основоположников муз. романтизма, и M. Клементи - один из создателей классич. фп. сонаты, основатель лондонской пианистич. школы.

Оперное иск-во 19 в. развивалось под непосредств. влиянием обществ.-политич. жизни. В период Рисорджименто мн. композиторы чутко откликались на свободолюбивые устремления соотечественников. В ряде опер Дж. Россини, особенно в его историко-героич. опере " Вильгельм Телль " (1829, Париж), прозвучал страстный призыв к борьбе за свободу. В творчестве Россини достигла вершины реалистич. опера-буффа (" Севильский цирюльник", 1816). Романтич. направление в итал. опере 19 в. представлено творчеством В. Беллини и Г. Доницетти. Романтик-лирик Беллини выразил в своей музыке тоску и чаяния итал. народа, мечту об освобождении родины (хоры из его оперы " Норма" вызывали у публики во время спектакля взрывы патриотич. чувств). Одной из вершин реализма в оперном иск-ве 19 в. явилось творчество Дж. Верди. Наравне с революционно-патриотич. песнями-" Гимн Гарибальди" (музыка А. Оливьери, слова Л. Меркан-тини, 1858), " Красное знамя" и др., - хоры и арии историко-патриотич. опер Верди (" Набукко", " Ломбардцы в первом крестовом походе", " Эрнани", " Битва при Леньяно" и др.) воодушевляли итал. народ в его борьбе с поработителями. Постановки этих опер нередко сопровождались политич. демонстрациями. Протест против социального неравенства звучит в операх Верди " Луиза Миллер", " Риголетто", " Трубадур", " Травиата". Шедевром оперного реализма являются его оперы " Аида", " Отелло".

В оперном жанре работали также композиторы С. Меркаданте, Дж. Пачинн, А. Понкъелли и др. В 19 в. прославились итал. певцы, представители искусства бельканто: M. Альбони, А. Бозио, Джулия и Джудитта Гризи, А. Каталани, Б. и К. Маркизио, Дж. Паста, А. Патти, Дж. Стреппони, Э. Фреццолини, M. Бат-тистини, А. Котоньи, Л. Лаблаш, Дж. Марио, Дж. Ронкони, Дж. Рубини, Ф. Таманьо, Э. Тамберлик, А. Тамбу-рини и др.

Нек-рые итал. музыканты (кон. 19- 20 вв.) - А. Бойто, Ф. Фаччо, А. Каталани, А. Франкетти - стремились перенести в оперу принципы муз. драмы P. Вагнера.

В кон. 19 в. в итал. опере сложилось новое направление - веризм; к нему принадлежали P. Леонкавалло, П. Ma-сканьи, У. Джордано и Дж. Пуччини; творчество последнего, проникнутое глубоким психологизмом, выходит за рамки веризма. Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. Им присущи подчёркнутая эмоциональность, острота драматич. положений, театр, эффектность. Среди исполнителей 20 в. - певицы А. Бар-би, Дж. Беллинчони, А. Галли-Курчи, T. Даль Монте, E. и Л. Тетраццини; певцы Дж. Ансельми, Дж. Де Лука, Б. Джильи, Э. Карузо, А. Мазини, T. Скипа, Титта Руффо, Ф. П. Тости и др.

В нач. 20 в. намечается возрождение итал. инструментализма. Этому способствовали комп. и дирижёр Дж. Мартуччи, комп. и пианист Дж. Сгамбати. Большую роль в мировой муз. культуре сыграли дирижёр А. Тосканини, пианист и комп. Ф. Бузони. В творчестве нек-рых композиторов, в т. ч. О. Респиги, А. Каэеллы и др., преломились черты импрессионизма и неоклассицизма. Дж. Ф. Малипьеро, И. Пиццетти стремятся к возрождению традиций старинной итал. музыки. В более традиц. плане развивалось творчество Ф. Альфано, Э. Вольф-Феррари, Л. Рок-ки (в творчестве последнего отразились влияния рус. школы). В 50-е гг. 20 в. в И. усилилось влияние авангардизма. Произведениям ряда совр. композиторов свойственна внутр. противоречивость: обращение к темам большого социального масштаба, высокого идейного звучания сочетается с усложнённостью и надуманностью выразит, средств (" Прерванная песня" Л. Ноно, 1956, по письмам осуждённых на смерть борцов Движения Сопротивления, ряд произв. Л. Даллапик-колы, Л. Берио). Среди совр. итал. композиторов - P. Влад, Дж. Ф. Гедини, И. Монтемецци, Г. Петрасси. За пределами И. известны имена MH. музыкантов и певцов, в т. ч. дирижёров П. Ардженто, В. Де Сабата, Г. Кантелли, Ф. Преви-тали, T. Серафина, P. Фазано, В. Фер-реро, К. Цекки; пианиста А. Бенедетти Микеланджели; скрипачки Дж. Де Вито; виолончелиста Э. Майнарди; певиц Дж. Симионато, P. Скотто, А. Стелла, P. Тебальди, M. Френи; певцов Дж. Бекки, T. Гобби, M. Дель Монако, Ф. Ко релли и др. Вклад в развитие муз. куль туры внесли итал. музыковеды Л. Торки А. Бонавентура, А. Делла Корте, Г. Пан наин, Ф. Торрефранка, Г. Барблан (пре зидент Об-ва музыковедения), критик и комп. M. Дзафред.

Высокого уровня достигает вокальное иск-во. Во MH. городах функционируют постоянные оперные труппы, ведущие из них пользуются мировой известностью-" Ла Скала" (Милан), " Сан-Карло" (Неаполь), " Фениче" (Венеция) Римская опера. Вместе с тем мн. театры испытывают постоянные материальные затруднения, несмотря на принятый парламентом закон (1967) о частичном субсидировании крупнейших муз. коллективов. Большинство оперных спектаклей и концертов недоступно широкой аудитории из-за высоких цен на билеты.

В И. проводятся многочисл. муз. фестивали (ежегодные) и конкурсы: Междунар. фестиваль совр. музыки (с 1930) " Флорентийский музыкальный май" (1933), фестиваль " двух миров" в Сполет (с 1958, осн. итал. комп. Дж. К. Менотти живущим в США), " Неделя новой музыки" в Палермо (с 1960); конкурс пианистов им. Ф. Бузони в Больцано (с 1949 ежегодно), конкурс музыки и танца им. Дж. Б. Виотти в Верчелли (с 1950 ежегодно), конкурс им. А. Казеллы в Неаполе (с 1952, каждые 2 года, до 196С участвовали пианисты, с 1962 - также композиторы), конкурс скрипачей им. Паганини в Генуе (с 1954, ежегодно), конкурс оркестровых дирижёров в Риме (с 1956, каждые 3 года, учреждён Нац. академией " Санта-Чечилия"), конкурс пианистов им. Э. Поццоли в Сереньс (с 1959, каждые 2 года), конкурс молодых дирижёров им. Г. Кантелли в Новаре (с 1961, каждые 2 года), конкурс вокалистов " Вердиевские голоса" в Буссетс (с 1961, ежегодно), конкурс хоровых коллективов им. Гвидо д'Ареццо (осн. в 1952 как национальный, с 1953 - международный; ежегодно, известен также под назв. " Полифонико"). Большое распространение получила коммерческая эстрадная музыка, насаждаемая крупными нотоиздат. фирмами и фирмами граммпластинок, а также телевидением; проводятся фестивали эстрадной песни (Сан-Ремо, " Канцониссима" и др.).

Среди муз. обществ - Корпорация новой музыки (с 1923), Ассоциация муз. библиотек, Об-во музыковедов и др. В И. много муз. уч. заведений (14 консерваторий, муз. лицеи, школы), науч. ин-тов (в т. ч. Ин-т изучения наследия Верди). С 1808 работает муз. изд-во и торг, фирма Рикорди и К° (имеются отделения во MH. странах).

Издаются муз. журналы: " La Ras-segna Musicale" (с 1928), " II Convegno Musicale" (с 1964) в Турине, " Musica е Dischi" (с 1945), " Musica Jazz" (с 1945), " Scala" (с 1949) в Милане и др.

Лит.: P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., M., 1931; его же, Опера до оперы, Собр. музыкально-исторических соч., пер. с франц., т. 4, M., 1938; Иванов-Боре ц-кий M. В., Музыкально-историческая хрестоматия, 2 изд., т. 1 - 2, M., 1933 - 36) Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты, M., 1937; Л и в а н о в а Т. H., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.- Л., 1940; Л е в н к Б., История зарубежной музыки, в. 2, M-, 196Ij РозеншильдК., История зарубежной музыки до середины XVIII века, в. 1, M., 1963; Мартынов И. И., История зарубежной музыки первой половины XX века, M., 1963; К о н е н В. Д., История зарубежной музыки, в. 3, 2 изд., M., 1965; История европейского искусствознания от античности до конца 18 века, M., 1965; История европейского искусствознания. Вторая половина 19 века, M., 1965; ДрускинМ. С., История зарубежной музыки, в. 4, 3 изд., M., 1967; Delia Corte A., L'opera comica italiana nеl' 700, у. 1-2, Bari, 1923; В о п а-ventura A., L'opera italiana, Firenze, 1929; ConvagliosC., 11 folklore musicale in Italia, Napoh, 1936; A b b i a t i F., Storia della musica, v. 1 - 5, Mil., 1939-46; S a r-t о r i C,, Bibliografia della musica strumentale italiana stampato in Italiafino al 1700, Firenze, 1952; De P а о 1 i D., L'opera italiana dalle origini all'opera verista, Roma, [1954]; С о n-falonieri G., Storia della musica, v. 1-2, Mil., 1958.

(По материалам статьи К. А. Кузнецова из 2-го изд. БСЭ).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.