Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 7 страница. Историзмы,слова, обозначающие предметы, вещи, явления, к-рые не существуют в совр






ИСТОРИЗМЫ, слова, обозначающие предметы, вещи, явления, к-рые не существуют в совр. действительности. " Тиун" (сборщик податей), " бортничать" (собирать мёд диких пчёл) и др. в настоящее время вышли из живого употребления, но при описании Древней Руси они выступают как И. (по отношению к современности). Возраст И. может исчисляться и столетиями (" смерд", " боярин", " братина"), и десятилетиями (" нэпман", " ликбез", " продналог"). В противоположность архаизмам, И. не имеют своих семантич. эквивалентов в лексич. системе совр. языка. И. обычно используются в языке художеств, произв. на историч. темы при стилизации, напр. " На конях князья разъезжали в шишаках узорных, к метыж в лаптях врагов отражали в тех боях упорных! " (Н. Асеев).

Лит.: Калинин А. В., Лексика русского языка, 2 изд., М., 1971, с. 102-107; Михайловская Н. Г., Устаревшие слова, " Русская речь", 1972, № 6. Н. Г. Михайловская.

ИСТОРИИ ИНСТИТУТ Академии наук СССР, н.-и. учреждение, в к-ром исследовались проблемы истории народов СССР, истории стран Европы, Сев. и Юж. Америки. Создан в 1936 на основе Ин-та истории Комму-нистич. академии и Историко-археогра-фич. ин-та АН СССР; в 1938 учреждено Ленингр. отделение. В 1968 ин-т разделён на Истории СССР институт АН СССР и Всеобщей истории институт АН СССР.

ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНСТИТУТ Академии наук СССР, см. Археологии институт Академии наук СССР.

ИСТОРИИ СССР ИНСТИТУТ Академии наук СССР, центральное н.-и. учреждение, в к-ром разрабатываются проблемы отечеств, истории. Создан в 1968 на базе Ин-та истории АН СССР (1936). В ин-те 13 секторов: сов. общества, России периода капитализма, лока-питалистич. формаций на терр. СССР, общих проблем истории народов СССР, историографии и источниковедения, исторической географии и др. Ин-т занимается исследованием фундаментальных проблем истории СССР с древнейших времён до наших дней, подготавливает науч. труды и публикацию историч. источников, координирует исследоват. работу в области истории СССР; организует науч. дискуссии, обсуждения, конференции; устанавливает контакты с учёными зарубежных стран. Ин-т имеет Ленингр. отделение, а также аспирантуру. Выпускает журн. " История СССР" (с 1957) и непериодич. издания: " Исторические записки" (с 1937), " Архео-графический ежегодник" (с 1958), " История и историки" (с 1965). Г.Д.Алексеева.

ИСТИРИИ, ФИЛОСОФИИ, ЛИТЕРАТОРЫ ИНСТИТУТЫ (ИФЛИ) гуманитарные вузы университетского типа, существовавшие в СССР в 1930-е гг. Моск. ин-т истории, философии и лит -ры - МИФЛИ (первонач. назв.- Историко-философский ин-т), осн. в 1931 на базе ф-та истории и философии Моск. ун-та. Состоял из отделений - философского, история., антирелигиозного, истории развития техники, краеведения, истории и методологии иск-ва, к-рые вместе с вошедшими в состав ин-та филос. и истории, отделениями Коммунистич. ун-та преподавателей обществ, наук были реорганизованы в ф-ты: исторический, философский, лит-ры, языка и иск-ва; в 1939 открыт экономич. ф-т. В 1938 МИФЛИ присвоено имя Н. Г. Чернышевского. В 1941 влился в Моск. ун-т. Л енингр. ин-т истории, философии и лингвистики - ЛИФЛИ, создан в 1931 в составе историко-лит., музейно-краеведч., редакционно-издательского отделений, к-рые в 1934 реорганизованы в ф-ты: лингвистический, лит., историч., философский. В 1937 эти ф-ты были объединены с соответствующими ф-тами Ленингр. ун-та.

" ИСТОРИК-МАРКСИСТ", науч. журнал. Издавался в Москве в 1926-41. В 1926-31 орган Об-ва историков-марксистов при Коммунистич. академии и её Ин-та истории, в 1936-41 орган Ин-та истории АН СССР. В 1926-31 вышло 22 номера, периодичность издания в 1932-34 и 1936-39 - 6 номеров в год, в 1935 и 1940 - 12 номеров. Ответств. редакторы: М. Н. Покровский (1930-32), Н. М. Лукин (1933-38), Е. М. Ярославский (1938-41). Журнал освещал вопросы отечеств, и всеобщей истории, в т. ч. стран Востока. Сыграл большую роль в борьбе с бурж. историографией и в утверждении марксистской концепции в сов. историч. науке. В 1941 объединён с " Историческим журналом".

ИСТОРИОГРАФИЯ (от история и...графия), 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвящённых определ. теме или историч. эпохе (напр., И. Великой Окт. социалистич. революции), или совокупность исторических работ, обладающих внутр. единством в социально-классовом или нац. отношении (напр., марксистская И., франц. И.). 2) Науч. дисциплина, изучающая историю исторической науки.

И. как история исторической науки. И. до сер. 19 в. (до возникновения марксистской И.). В древности ещё до появления письменности ист. представления и нек-рые элементы ист. знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков. Возникновение классов и государства расширило потребность в исторических знаниях, а появление письменности позволило приступить к их накоплению. В раннеклассовых обществах были подготовлены нек-рые условия для развития ист. познания (напр., разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи ист. содержания: ист. надписи (царей, фараонов), погодные записи событий и др. Огромное влияние на описание и истолкование ист. событий оказывала религия. Все ист. события объяснялись " волей богов". Такие ист. представления закреплялись в " священных книгах" (напр., в Библии).

Важным этапом в прогрессивном развитии ист. познания была античная И. Она нашла своё высшее проявление в сочинениях др.-греч. историков Геродота (прозванного " отцом истории") и особенно Фукидида; для последнего характерны уже отказ от объяснения истории вмешательством божественных сил и стремление проникнуть во внутр. причинно-следственную связь событий, элементы ист. критики -попытка отделить достоверные факты от вымысла. Сочинения этих историков представляют собой уже не отрывочное, а связное, занимательное по форме повествование, посвящённое преим. политич. истории (истории греко-перс. войн, Пелопоннесской войны). В соч. Полибия впервые зарождается понятие всемирной истории. Существ, значение в античной И. имели также соч. Тита Ливия, Тацита, Плутарха (мастера биографич. жанра), Ап-пиана и др. Античной ист. мысли - при всех её достижениях - была чужда идея ист. прогресса: история рисовалась либо как регрессивный процесс, либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. (Подробнее об античной И. см. в статьях Греция Древняя, Рим Древний, раздел Культура.) Кит. историк Сыма Цянь (2-1 вв. до н. э.) создал первую всеобщую историю Китая, отойдя от чисто хронологич. принципа ист. повествования и пытаясь осветить не только политические, но и др. стороны жизни Др. Китая.

Для И. эпохи феодализма, когда характер ист. мышления определяла преим. феод.-церк. идеология, характерен провиденциалистский взгляд на историю, при к-ром ист. события рассматривались как результат вмешательства божественной воли, как осуществление " божественного плана" (см. Провиденциализм). Этой идеей была проникнута и феод.-христ. периодизация всемирной истории по " четырём монархиям" (Асси-ро-Вавилонская, Мидо-Персидская, Греко-Македонская, Римская - последнее " земное" гос-во) - последовательная их смена рассматривалась как результат божественного провидения. На зап.-европ. феод.-христ. И. наряду с Библией огромное влияние оказали филос.-ист. концепции христ. теолога Августина Блаженного, на мусульманскую И.- Коран. (О мусульм. арабской ср.-век. И. см. в ст. Арабская культура, раздел Историческая наука.) Наиболее распространёнными формами ист. сочинений наряду с агиографической (житийной) лит-рой (см. Жития святых) были анналы, " всемирные истории" (напр., зап.-европ. хрониста Оттона Фрейзин-генского, араб, историка ат-Табари) - обзоры всемирной истории от " сотворения мира". Ср.-век. авторы, как правило, видели лишь внеш. связь явлений в виде их хронологич. последовательности, отсюда характерная форма ист. сочинений с погодной записью событий - анналы, рус. летописи (наиболее известный из ранних рус. летописных сводов - " Повесть временных лет"). Постепенно происходило усложнение ист. повествования. На смену примитивным анналам приходят более сложные хроники; по мере развития городов появляются гор. хроники; в процессе гос. централизации возникают летописные своды (напр.большие французские хроники 13-15 вв., московские летописные своды 15-16 вв. и др.). Одна из ранних в ср.-век. И. попыток перейти от чисто повествоват. истории к изложению ист. событий в их причинной связи (на светской основе) была предпринята в 14 в. араб, историком Ибн Хальдуном, отвергшим объяснение истории с позиций религ. идеологии и рассматривавшим историю как постоянное изменение быта и нравов людей, как непрерывный процесс возвышения и падения гос-в.

Первым этапом в становлении бурж. ист. мысли была зап.-европ. гуманистич. И. эпохи Возрождения (15-16 вв.). Её наиболее выдающиеся представители увидели движущую силу ист. процесса в политич. борьбе партий и социальных групп, сменяющих друг друга у власти (итал. гуманисты Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини), пытались вскрыть законы ист. развития и связать их с более общими законами, разрабатывая вопросы влияния геогр. среды на историю (франц. мыслитель Ж. Воден). Такой - светский - подход к истории означал разрыв с феод.-теологич. её трактовкой и был огромным прогрессивным шагом в развитии И. Исключит, значение для И. имело изобретение (сер. 15 в.) и распространение книгопечатания. Историки-гуманисты, опираясь на успехи филологии, положили начало систематич. критике ист. источников (итал. гуманисты Флавио Бьондо, Лоренцо Балла и др.), к-рая стала мощным орудием преодоления представлений, выработанных феод. И. Они заложили основы (итал. гуманист Л. Бруни) новой периодизации истории (деление её на древнюю, среднюю, новую). Гуманистич. И. подорвала монополию феод. И. в Зап. Европе. Представители феод.-абсолютистской и феод.-католической И. в борьбе с новым пониманием истории обратили большое внимание на собирание, систематизацию и публикацию ист. источников. В 17 в. появляются вспомогат. ист. дисциплины (дипломатика, палеография); боллан-дисты и мавристы издают первые обширные своды ср.-век. ист. документов. В 18 в. начало собиранию и публикации ист. источников было положено в России (см. ст. Археография).

В 17 в. голл. и англ. бурж. мыслители (Г. Гроций, Т. Гоббс) предприняли первые попытки создать теории обществ, развития на принципах естественного права и др. рационалистич. учений; итал. мыслитель Дж. Вико возродил и развил идею круговорота в истории. С неизвестной до того времени отчётливостью вопрос о законах истории был поставлен франц. просветителями 18 в. Подойдя к истории с позиций рационализма, они искали законы истории или в разумной сущности человека, или во взаимодействии общества с природой, механически уподобляя законы истории законам природы. Франц. просветители выдвинули идею создания всеобщей истории человечества, исходя из признания единства судеб человеческого рода (Вольтер), теорию естеств. состояния, утверждавшую, что в начале ист. Развития человек был только частью природы (Ж. Ж. Руссо), идею непрерывного прогресса в истории (Ж. Кондорсе и др.), разработали учение о влиянии на обществ, развитие естеств.-геогр. среды (Ш. Монтескье). Осн. предметом занятия историков они считали не только политич. историю, но и историю культуры (в широком смысле слова). Видные представители англ, и шотл. просветительской И. (Э. Гиббон, У. Робертсон) дали обстоятельное освещение с антиклерикальныхи антифеод, позиций важных периодов европейской истории. Большое значение имели филос.-ист. концепции нем. просветителей, особенно И. Г. Гердера, рус. просветителей, особенно А. Н. Радищева, подошедшего к истории с точки зрения революц. борьбы против самодержавия и крепостничества.

Против просветительской И. и её идей выступили в нач. 19 в. представители реакц. дворянского романтизма. Это направление романтич. И. (особенно сильное в нем. ист. и ист.-юридич. науке) отвергало существование переворотов в истории, идеализировало средневековье, отрицало рационалистич. объяснение истории. Однако романтики - при всей реакционности их общих позиций - внесли в постулат, развитие ист. науки плодотворные идеи. Они настаивали на наличии внутр. связи в ист. эпохах, полагая, что совр. состояние каждого народа является продуктом его длительного ист. развития, обращали внимание на качественное своеобразие истории отд. народов и др. Видные представители т. н. исторической школы права в Германии (Ф. К. Савиньи, К. Ф. Эйхгорн) внесли значит, вклад в изучение истории гос-ва и права, базируя свои исследования на тщательном изучении и критике ист. источников. Большую роль в разработке критич. методов исследования в ист. науке сыграла классич. филология. Её применение к античной истории (нем. учёные Ф. А. Вольф, А. Бек и особенно Б. Г. Нибур) означало новую ступень в развитии этой отрасли ист. науки. Л. Ранке (Германия) впервые стал систематически применять к источникам по ср.-век. и новой истории принцип исследования, ранее выдвинутый фило-логами-античниками. Прогресс источниковедения позволил приступить к созданию первых науч. серийных публикаций источников по истории античности (" Корпус греческих надписей" - с 1825, позднее, с 1863 - " Корпус латинских надписей") и ср. веков (Monumenta Ger-maniae historica и др.). В то же время ист. концепция Ранке (провиденциализм, представление о решающей роли идей в истории, утверждение примата внеш. политики над внутренней, преим. внимание к деятельности " великих людей" и др.) была реакционной; она оказала существенное и длительное влияние на И. консервативного юнкерско-бурж. направления в Германии.

В русской И. этого времени господствующим было дворянско-монархич. направление (крупнейшие представители 1-й пол. 19 в.- Н. М. Карамзин, М. П. Погодин). Оно отстаивало тезис о решающей роли самодержавия в рус. истории, о коренном различии ист. развития России и Зап. Европы (в допетровскую эпоху), о неприемлемости для России революц. пути развития. " Скептическая школа" рус. И. (М. Т. Каче-новский и др.), требовавшая критич. отношения к ист. источникам, начала критич. пересмотр мн. концепций дворянской И.

В 1-й пол. 19 в. на прогресс ист. представлений большое влияние оказали филос.-ист. концепции утопич. социализма (прежде всего А. Сен-Симона) и философия Г. Гегеля, предпринявшего -в рамках идеалистич. философии истории - наиболее плодотворную попытку раскрыть внутр. связь беспрерывного движения, изменения и преобразования, присущих истории человечества. Идея Сен-Симона о роли классовой борьбы в истории, возникшая из обобщения им ист. опыта Великой франц. революции, была воспринята франц. либерально-бурж. историками эпохи Реставрации - О. Тьерри, Ф. Минье, Ф. Гизо. Несмотря на ист. и классовую ограниченность выдвинутой ими теории классовой борьбы (объяснение происхождения классов из завоевания, отождествление борьбы классов с борьбой " рас"), разработка ими конкретной истории Франции и Англии как истории классовой борьбы была в мировой И. явлением большого научного значения.

Признание закономерности ист. развития, стремление установить взаимосвязь ист. явлений и рассматривать историю как процесс развития в первую очередь политич. июридич. институтов - при особом внимании к истории гос-ва (с к-рой нередко отождествлялась история народа) - стали характерными для подхода к освещению истории многими крупными историками 19 в. С этих позиций подошёл, в частности, к рассмотрению рус. истории С. М. Соловьёв.

Домарксистская науч.-ист. мысль получила высшее развитие в революц.-демократич. концепции истории. В ист. взглядах В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, историка-демократа А. П. Щапова нашло выражение приближение ист. познания к материалистич. пониманию истории. Оставаясь, в конечном счёте, на позициях идеализма в области методологии обществ, наук, революц. демократы вместе с тем при постановке вопроса об объективных законах истории, к-рые они считали общими для всех народов, придавали особое значение развитию экономич. быта, изменениям в со-циально-экономич. положении нар. масс. Стержнем революц.-демократич. концепции явилась идея о решающей роли нар. масс в обществ, развитии, в ходе к-рого определяющее значение революц. демократы придавали революц. борьбе угнетённых против угнетателей. Революц.-демократич. концепция истории во многом содействовала подготовке условий для распространения в России материалистич. понимания истории.

Возникновение марксистской И. Несмотря на значит, прогресс ист. познания, для всей домарксистской И. было характерно идеалистич. истолкование осн. причин развития общества. С распространением К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектического материализма на область обществ, явлений история впервые получила последовательно науч. методологич. основу. Возникновение материалистич. понимания истории стало переломным этапом в развитии познания обществ, жизни. Марксизм доказал, что движущие силы истории определяются материальным производством, возникновением, развитием и гибелью различных способов производства, порождающих всю обществ, структуру. В законах развития способов производства был найден ключ к исследованию самодвижения человеческого общества. Тем самым был указан путь "...к научному изучению истории как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 58). Применение в качестве руководящего методологич. принципа учения об общественно-экономических формациях к анализу конкретных обществ, явлений давало возможность "...правильно и точно изобразить действительный исторический процесс..." (там же, т. 1, с. 164). На этой основе Маркс и Энгельс показали, что сам объективный ход истории ведёт к победе пролетариата над буржуазией, к ликвидации в результате социалистич. революции капитализма, к победе коммунизма. Выявление Марксом и Энгельсом значения классовой борьбы и революций в истории, всемирно-ист, миссии рабочего класса, роли диктатуры пролетариата, пролет, партии вооружало ист. науку пониманием главных и решающих вопросов обществ, развития. Тем самым ист. познание было органически соединено с практикой революц. борьбы пролетариата.

Огромное значение для развития марксистской ист. науки имел " Капитал" Маркса. С появлением " Капитала" (1-й том вышел в свет в 1867) материалистич. понимание истории из науч. гипотезы было превращено в подтверждённую всесторонним анализом капитализма строгую науч. теорию, к-рая стала синонимом единственно науч. восприятия истории (см. там же, с. 140). Маркс и Энгельс дали образцы применения диалектико-материалистич. метода не только в разработке общефилос. и экономич. проблем, но и проблем конкретной истории. Это нашло отражение в таких ист. исследованиях, как " Классовая борьба во Франции", " Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" Маркса, " Крестьянская война в Германии", " Происхождение семьи, частной собственности и государства" Энгельса и др. Наиболее полное освещение получили в трудах Маркса и Энгельса история капиталистич. общества, история бурж. революций, история рабочего и нац.-освободит, движения, но ими были разработаны и мн. кардинальные проблемы истории дока-питалистич. формаций.

См. также статьи Исторический материализм, Марксизм-ленинизм, Маркс К., Энгельс Ф.

Буржуазная И. 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Бурж. ист. наука 2-й пол. 19 в. имела крупные успехи в области накопления фактов и первоначальной обработки собранного материала, повышения уровня исследоват. работы, её техники, развития вспомогат. ист. дисциплин, публикации ист. источников. Совершенствовалась организация ист. науки и ист. образования - повсеместно в ун-тах создавались кафедры истории и ист. семинары, возникали мно-гочисл. исторические общества, быстро увеличивалось число исторических журналов. Происходило расширение проблематики, изучаемой ист. наукой. История политич. событий по-прежнему занимала в бурж. И. доминирующее положение. Однако бурж. И. приступила к более или менее широкому исследованию истории духовной и материальной культуры, истории социально-экономич. быта, пром-сти, торговли и несколько позднее- к истории социальных движений. В ист. исследованиях стал использоваться сравнительно-исторический метод, историки всё чаще стали обращаться к статистике. Крупными успехами было отмечено исследование ранних этапов развития человеческого общества. В работах амер. учёного Л. Г. Моргана впервые получила широкое истолкование проблема рода как универсальной формы организации первобытного общества. Трудами нем. учёного Г. Л. Маурера, основателя общинной теории, было доказано, что частная собственность на землю не являлась изначальной формой землевладения. Одним из крупнейших исследований в области антич. истории, оказавших существ, влияние на дальнейшее развитие бурж. И. античности, была " Римская история" нем. историка Т. Моммзена. В проблематике медиевистики важное место занимал вопрос о происхождении зап.-европ. феодализма. В поисках ответа на него возобновилась начавшаяся ещё в 18 в. полемика между т. н. германистами и романистами о роли герм, и рим. институтов в формировании феодализма. Среди бурж. медиевистов как историко-правового (Маурер, Г. Вайц, П. Рот и др. в Германии, У. Стебс и др. в Великобритании), так и историко-экономич. направления (оно приобретало всё большее влияние с сер. 70-х гг.) господствовали представления о качественном отличии ср.-век. общества от поздне-римского, подчёркивалась решающая роль свободного крестьянства и общины в раннее средневековье (её значение признавали и представители вотчинной теории 2-й пол. 19 в.- нем. учёные К. Т. Инама-Штернегг, К. Лампрехт и др.). Бурж. исследователи истории нового времени активизировали изучение проблем бурж. революций. Во франц. И. в борьбе с клерикально-монархич., бурж.-дворянским и др. реакц. направлениями (А. Токвиль, И. Тэн и др.) усиливается (с 70-80-х гг.) либерально-республиканская традиция в изучении Великой франц. революции (А. Олар и его школа). Англ, либеральная И., отражая растущую консервативность англ, буржуазии, противопоставляла (вслед за Т. Б. Маколеем) бескровную " Славную революцию" 1688-89 " крайностям" революц. событий 40-х гг. 17 в.; была создана концепция англ, революции как чисто религиозной, " пуританской" революции, революции без классовой борьбы (С. Р. Гардинер).

Развитие бурж. И. 2-й пол. 19 в. в ведущих европ. странах и в США проходило под сильным воздействием позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер и др.). Общими, наиболее характерными чертами позитивистской И. являлись: критика традиционной И. (сводившей задачу историка к описанию отд. событий и деятельности " великих людей"), усиление внимания к экономич. и социальной истории, отказ от умозрительных, спекулятивных построений в пользу накопления, тщательной критической проверки и описания " позитивных" ист. фактов. В этом отношении позитивистский этап в И. означал известный шаг вперёд в развитии бурж. ист. науки. В то же время позитивистскую И. характеризовали ме-ханич. толкование идеи ист. закономерности, отрицание революц. скачков в истории и проповедь эволюционизма, агностицизм в объяснении сущности и причин ист. явлений. Развивавшаяся в период завершения в осн. капиталистич. странах пром. переворота, в условиях роста рабочего движения и классовой борьбы пролетариата, позитивистская И. своим остриём была обращена против марксистского мировоззрения и молодой марксистской И.

В Великобритании историки либерально-позитивистского направления создают первые крупные труды по экономич. истории (Т. Роджерс, У. Кеннингем), обобщающие синтетич. работы (" История цивилизации в Англии" Г. Бокля, " История английского народа" Дж. Грина). Интенсивно развивалась позитивистская И. в США, особенно после Гражд. войны 1861-65; большое значение имели труды историка и социолога Дж. Дрей-пера. В рус. И. новым явлением были работы В. О. Ключевского, концентрировавшего своё внимание в исследовании русского ист. процесса на анализе социальных и экономич. факторов (особенно в работах 80-х гг.) и противопоставлявшего во многом свои взгляды ист. концепциям господствовавшей ранее в рус. И. государственной школы (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин и др.). Под сильным влиянием позитивизма сложилось мировоззрение Н. П. Павлова-Сильванского, отстаивавшего идею единства рус. и зап.-европ. ист. процесса и доказывавшего наличие феодализма в ср.-век. Руси (что отрицалось тогда рус. бурж. и дворянскими историками). С 70-80-х г. вырастает влиятельное либерально-позитивистское направление рус. историков, изучающих зап.-европ. историю (Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский, П. Г. Виноградов, И. В. Лу-чицкий, позднее Д. М. Петрушевский, А. Н. Савин); особенно крупный вклад они внесли в разработку агр. истории Франции и Англии. В Германии влияние позитивизма было незначительным (крупнейший герм. историк-позитивист -К. Лампрехт). Здесь после объединения страны " сверху" отчётливо проявилось сближение либерального и консервативного (идущего от Л. Ранке) направлений в И. Историки " малогерманской" школы (Г. Зибель, Г. Трейчке, И. Дройзен и др.) в своих ист. сочинениях создали легенду об " ист. миссии" прусской династии Гогенцоллернов как " собирателей и объединителей" Германии.

С кон. 19 - нач. 20 вв. в бурж. И. появляются признаки кризиса, распространившегося в первую очередь на область методологии истории. Социальные причины кризиса были связаны с наступлением эпохи империализма н обострением противоречий капиталистич. системы, гносеологические - с крахом позити-висгского подхода к ист. процессу, отчётливо проявившимся в эти годы. В бурж. И. ведущих капиталистич. стран намечается тенденция к пересмотру тео-ретико-методологич. основ истории как науки (отказ от признания закономерного и прогрессивного характера обществ, развития, единства мирового ист. процесса, объективного характера самого ист. знания); усилились тенденции к сближению истории с лит-рой, искусством (а не с точными науками, что было характерно для позитивизма). Особенно отчётливо эти симптомы обозначились в Германии [распространение взглядов " идиографической" баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Рик-керт), М. Вебера, выступление против идеи ист. закономерности историков Г. фон Белова, Ф. Мейнеке, Г. Онкена и др.]. " Антипозитивистская реакция" отчётлива проявилась и в итал. И., где на смену переживавшим кризис традиционным, отчасти связанным с позитивизмом школам (" критико-филологи-ческой", " экономико-юридической") пришла в качестве господствующей неогегельянская " этико-политическая" концепция истории Б. Кроче (сохранившая влияние в итал. И. и в 20 в.).

Кон. 19 - нач. 20 вв.- эпоха выдающихся археол. открытий (см. в ст. Археология), осваивавшихся ист. наукой. И. продолжает накопление фактич. материала, добивается успехов в изучении отд. сторон ист. процесса. Историки проявляют всё большее внимание к проблемам экономики и социальных отношений (в т. ч. и древней истории - нем. историки Э. Мейер, Р. Пёльман и др.). Укрепляются организац. основы ист. науки и ист. образования, появляются фундаментальные обобщающие труды (напр., " Кембриджская история", " Всемирная история" Э. Лависса цА. Рамбо, " История Западной Европы в новое время" Н.И. Кapeeвa). Во Франции создаются крупные исследования по истории Великой Франц. революции (А. Олар и его школа, А. Матьез), труды по социальной и экономич. истории (Э. Левассёр, Ж. Вейль), фундаментальная, написанная с прогрессивных позиций " Социалистическая история" под редакцией и при участии Ж. Жореса. В США закладываются основы влиятельного направления бурж. экономизма: появляются труды Ф. Тёрнера о " подвижной границе" США как важнейшем факторе их истории в новое время. В этот период создаёт свои первые работы Ч. Бирд, стремившийся найти социально-экономич. корни политич. борьбы в США в годы первой амер. революции.

Вместе с тем и в области конкретно-историографич. работы конец 19 - начало 20 вв. знаменуется усилением реакц. тенденций. Возникшее на рубеже 19-20 вв. т. н. критическое направление подвергло пересмотру (с реакц. методо-логич. позиций) либеральные нет. концепции, господствовавшие в бурж. И. 2-й пол. 19 в. Усилилась присущая бурж. И. модернизация истории. Стремясь доказать извечность капиталистич. строя, историки этого направления " находили" капитализм в античности (Э. Мейер) и в ср. века (австр. историк А. Допш). Всё более широкое признание получала в бурж. И. идея " непрерывности" (кон-тинуитета) при переходе от античности к средневековью (выдвинута франц. историком Н. Д. Фюстель де Куланжем), связанная с отрицанием революц. скачков в истории. В России ярким проявлением кризиса бурж. ист. науки было возрождение представлений о принципиально различном ист. развитии России и Зап. Европы (прежде всего в работах П. Н.Милюкова), влияние идей неокантианства в методологии (А. С. Лаппо-Данилев-ский, Д. М. Петрушевский). Усилившиеся реакционные течения в бурж. И. были направлены не только против марксизма, но и против различных вариантов либерального и демократич. подхода к. ист. процессу (правобуржуазная И. во Франции, пангерманская И., экспансионистская школа в изучении политики США, шовинистич. направление в итал. И. и т. д.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.