Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. Профессиональная (классическая) и народная музыка И






Профессиональная (классическая) и народная музыка И. имеет многовековые традиции и существует в основном как монодическая. В её основе своеобразная ладовая система дестгахов - звукорядов из 24 звуков, включающих интервалы четверти и трёх четвертей тона. Дестгахи делятся на 7 основных (шур, махур, хумаюн, сегах, чехаргах, нава, раст) и ряд дополнительных. Их используют композиторы, являющиеся одновременно исполнителями, для сочинений мелодий. Широко распространены такие формы нар. музыки, как теснифы (баллады), теране (местные напевы), касыды (оды), газели (лирич. песни). Популярны ма-камы - вокально-инструментальные сюиты, включающие несколько частей в определённом ладе с разнообразным варьированием темпа и ритмики. Среди нар. муз. инструментов: саз, тар (струнно-щипковые), кеманча (струнно-смычко-вый), карнай, зурна (духовые), зарб (ударный).

Сведений о музыке древнего И. почти не сохранилось; вместе с тем муз. инструменты, а также эстетич. теории, обобщающие и оценивающие различные явления музыки, указывают на связь муз. культуры И. с муз. традициями Месопотамии (одного из древнейших очагов мировой цивилизации). После завоевания И. арабами на его музыку оказала влияние арабо-мусульм. культура; в свою очередь арабы восприняли многие элементы перс, музыки (см. Арабская культура, раздел Музыка). С 9 в. начинается расцвет придворного иск-ва, в народе приобретают популярность мутребы (певцы-танцоры). Развитие получает теория музыки.

Широкую известность снискал теоретик музыки, композитор и исполнитель Урмави (13 в.). Начиная с 15 в. существуют свидетельства о муз. нотации.

Со 2-й пол. 19 в. на Иран, музыку начинает оказывать влияние европейская, в Тегеране при Имперском колледже была основана муз. школа европ. типа. В 20-х гг. 20 в. композитор, исполнитель-виртуоз на таре, проф. Тегеранского ун-та Али Наги Вазири положил начало обучения нац. музыке, записал на ноты дестгахи, издал учебник теории музыки, открыл в Тегеране муз. школу, в к-рой обучались первые проф. музыканты И. В нач. 30-х гг. открыты Высшая муз. школа в Тегеране (с кон. 40-х гг.- консерватория), много частных муз. школ. Среди иран. композиторов и музыковедов - Абдулхасан Себа, Али Наги Вазири, Р. Халеги, Ф. Ферзане, X. Сенджари, А. М. Рашиди, X. Оставар, А. Пажман; исполнителей и артистов оперы и балета - Ф. Себа, Ф. Панах, Т. Ашот, С. Таджбахш, X. Саршар, Т. Никджу, М. Вахили, А. Мелкониан, М.Чхари, Парен, Э. Резаи, Ф. Афиатпур.

В И. работают: Театр оперы и балета им. Рудаки (1967, Тегеран), балетная труппа Телевидения, Филармония (осн. 1953), два симфонических оркестра, консерватории, школы балетного искусства в различных городах. С 1968 в Ширазе проводятся национальные фестивали искусств.

Лит.: Иностранцев К. А., Сасанидские этюды, СПБ, 1909; Бертель с Е. Э., Теория музыки в современной Персии, в сб.: Музыкальная этнография, Л., 1926; Беляев В., Персидские теснифы, М., 1964. Л. Г. Григорьев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.