Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные науки. Философия. Древнейшим памятником филос






Философия. Древнейшим памятником филос. мысли И. являются тексты, отражающие космологич. представления индоиран. племён и включённые в состав " Авесты" - собрание священных книг зороастризма. Бытие мыслится в них как борьба двух начал - света и мрака, Ормазда (Ахурамазды) и Ахримана (Анхра-Майнью). Эта борьба носит циклич. характер: сотворённый Ормаздом мир и первый человек попадают затем под власть Ахримана, однако на исходе временного цикла свет, представляющий силы Ормазда, освобождается из заточения во мраке, и космос возвращается в первонач. состояние. Творение мыслилось иерархически со множеством промежуточных идеальных звеньев - " ангельских" миров. Эти представления перекликаются с астральными и др. мифами и культами Др. Востока; они явились основой филос. мысли и в ср. века.

В период правления Сасанидов (3-7 вв.) в И. широко распространилась др.-греч. учёность, в частности философия неоплатонизма, к-рую развивали изгнанные из христ. Византии языческие учёные. Большое значение имели манихейство и маэдакизм. После включения И. в состав Араб, халифата иран. философия развивалась в русле идей, общих для всех народов мусульм. Востока (см. Арабская культура, раздел Философия), сохраняя, однако, традицию доисламских воззрений, служивших источником разных ересей и неортодоксальных теологич. школ (наиболее благоприятным для этого оказался шиизм, особенно в его крайних проявлениях, в частности в исмаилизме). Дальнейшим развитием древнеиран. представлений было учение о вечном времени (зурван, дахр) как первооснове всех циклич. изменений бытия. В раннем средневековье последователи этого филос. космологич. учения часто вступали в полемику с догматич. богословием ислама. Вольнодумные тенденции характерны для воззрений ар-Рази (кон. 9 - нач. 10 вв.).

8 творчестве Насира Хосрова (11 в.) нашли отражение идеи исмаилизма. Широкое распространение получил вост. аристотелизм, вобравший в себя, однако, немало элементов неоплатонизма; крупнейшим его представителем был Ибн Сина, богатое и разнообразное наследие к-рого развивали затем мн. поколения иран. учёных. Значит, достижением филос. мысли И. является хикмат-и ишра-ки (философия озарения) Сухраварди (2-я пол. 12 в.), проложившего путь к слиянию аристотелизма с суфизмом и древнеиран. эзотерич. учениями. На-сирэддин Туей в освоении наследия Ибн Сины в большей мере опирался на аристотелизм, будучи также крупным теоретиком исмаилизма.

Новое оживление филос. мысли в И. отмечается в 16-17 вв. Это т. н. исфа-ханское возрождение, выдвинувшее многих крупных мыслителей (Баха-ад-дин Амили, Мир Дамад, Молла Садр Ширази, А. Лахиджи, Мухсин Файз Кашани, Мохаммед Хосейн-хан и др.), к-рые развивали наследие как хикмат-и ишраки, так и аристотелизма. Отличит, особенностью идейного развития в 18-19 вв. была борьба между религ.-филос. школами " осули" и " ахбари", в процессе к-рой возникла школа " шейхи" (А. Ахсаи, нач. 19 в.), существующая и в современном И. В 19 в. возникают такие течения, как бабизм и бехаизм. Видными мыслителями были Хади Себзевари, Кашфи Боруджерди, Абдул Хасан Исфахани и др. Под влиянием Запада, с развитием капиталистич. отношений появляются разные течения либерально-бурж. просветительской мысли (Мальком-хан, Тали-бов, Зейн-оль-Абедин Мерагеи, Мирза Таги-хан, Эмир Незам, М. Хасан-хан и др.), противостоявшие традиц. школам идеалистич. метафизики. В 20 в. в И. распространяются идеи марксизма, видным пропагандистом к-рого был один из руководителей Иран, коммунистич. партии Таги Эрани.

Для совр. состояния филос. мысли в И. характерны попытки соединить различные течения зап.-европ. философии с религ. воззрениями ислама, напр, экзистенциализм с суфизмом и т. п. (А. Хекмат, X. Наср, выступающий с критикой европоцентризма, и др.). Сохраняют свои позиции приверженцы разных традиц. школ мусульм. схоластики (М. X. Камареи, М. Г. Табатабаи, М. М. Чахардехи, Р. 3. Кермани). Распространены также зап.-европ. учения и школы (Б. Пазаргад, М. Санаи, Г. Гамид). После 2-й мировой войны получила развитие социология (М. Мадхави, А. Тураби и др.)в частности эмпирич. социологич. исследования (Дж. Бехнам, Ш. Расех, Г. Нароки и др.).

Осн. центр фил ос. науки - Тегеранский ун-т, где при филологич. ф-те работает Иранское об-во философии и гуманитарных наук, ведущее большую работу по изучению и изданию памятников филос. мысли. X. К. Удам.

Историческая наука. Историография в И. зародилась в 10-11 вв. под влиянием арабоязычной ист. лит-ры (см. Арабская культура, раздел Историческая наука), а также ист. преданий ираноязычных народов древности и раннего средневековья. Крупнейшими представителями иран. феод, историографии были Ата Мелик Джувейни, Фазлаллах Рашидаддин, Хамдаллах Казвини, Мирхонд, Искендер-бек Мунши Торкеман. Традиции феод, историографии сохранились в И. и в 19 в. (Резакулихан Хедаят, Мирза Мохаммед Таги Сепехр и др.). Бурж. ист. наука зародилась в И. в 19 в. Агахан Кермани (1853-96), выступая против примитивной описательности ср.-век. хроник, пытался раскрыть закономерности развития общества на примере истории И.

Значительное влияние на развитие ист. науки И. нач. 20 в. оказала Иранская революция 1905-11; в этот период впервые появляются ист. сочинения, в к-рых освещается тяжёлое положение нар. масс (Назим оль-Ислам Кермани). В 20- 40-е гг. получила развитие историко-филологич. школа, основатели к-рой (Мохаммед Казвини, Сайд Нафиси, Аббас Эгбаль) поставили своей гл. целью издание письм. ист. памятников. В то же время создаются монографии по истории И. в древности и ср. века, по истории материальной культуры И. (X. Пирния, С. Нафиси, А. Эгбаль). Были опубликованы труды по истории Иран, революции 1905-11 (наиболее значительный А. Кес-рави), истории нац.-освободит, и демо-кратич. движения нач. 20-х гг. (напр., Али Азери), истории И. в 20-30-е гг. (X. Макки, Мохаммед Таги Бехар и др.). В 40-х гг. под рук. А. Эгбаля издавался первый в И. ист. журн. " Ядигяр" (" Памятник"). В период подъёма нац.-освободит, и демократич. движения 1949-53 были опубликованы сб-ки документов, а также серия монографий, разоблачавших сущность брит, политики в И. (X. Макки, Кей Остован, М. Фатех и др.).

В историографии 50-60-х гг. значит, место продолжают занимать публикации источников. Наряду с источниками по ср.-век. истории публикуются документы по новой и новейшей истории и отд. проблемам истории И.: Иран, революция 1905-11, внеш. политика И. в 19 в. и др. (А. Навои, М. Нахчевани, 3. Сабетиан, И. Афшар, М. Данеш-Пежух, И. Сафаи, X. Моасер, М. Резави, М. Ми-нови, И. Бастани-Паризи, Таги Бинеш и др.), а также переводы источников по истории И. с араб., старофранц. и др. яз.; публикации сопровождаются обстоятельными комментариями. Издаются мемуары политич. деятелей. Монографии по истории И. в ср. века опубликовали Н. оФалсафи, И. Бастани-Паризи, Г. Йусефи, Ш. Баяни, по истории И. в новое время - А. Эгбаль, X. Макки, Хади Хедаяти, Ферейдун Адамият, Махмуд Махмуд, Али Акбар Бина, Хафез Фарман-Фармаян; изданы новые труды об Иран, революции 1905-И (X. Тагизаде, И. Амирхизи, М. Малекзаде, М. И. Резвани, Дж. Шейх оль-Ислами и др.). Большой ист. материал содержит кн. Л. Хонарфара об архит. памятниках Исфахана. Серьёзный вклад в изучение обществ, мысли в И. внесли иран. историки Ф. Адамият, Модарреси-Чехардехи, И. Афшар. Для многих бурж. историков И. характерно освещение истории И. с позиций паниранизма и перс, национализма.

В то время, как б. ч. ист. соч. 20- 40-х гг. отличалась фактологичностью, работы иран. историков 50-60-х гг. носят более исследовательский характер и содержат элементы критич. анализа.

Истории распространения идей марксизма-ленинизма в И., истории ком-мунистич. и рабочего движения, агр. вопросу посвящены труды Иран, марксистов И. Искендери, А. Камбахша, А. Агахи, Т. Шахина, Э. Табари, Ш. Бади, Р. Намвара и др.

Обострение после 2-й мировой войны социальных противоречий и экономические преобразования 60-х гг. усилили интерес к социальным и историко-эко-номич. проблемам. [Первое экономич. исследование было опубликовано ещё в годы 1-й мировой войны (кн. М. Джа-маля-заде об экономике И.); в 50-х гг. вышел труд Таги Бахрами " История земледелия Ирана".] В 60-е гг. опубликованы исследования по социально-экономич. проблемам Расеха Шапура, Хасана Нераги, Алиабади, К. Зарнегара и др. Официальная оценка проводимых в И. реформ нашла отражение в кн. Мо-хаммеда Реза-шаха Пехлеви " Белая революция" (1966/67), а также в работах Ашрафа Ахмеди, Табатабаи, М. Шамлу и др.

С кон. 50-х гг. получили развитие: археология (Э. Негахбан, А. Хакеми, С. М. Мостоуфи, П. Варджаванд), этнография (Джелаль оль-Ахмед, Яхья Зока, М. Бахменбеги, X. Пур-Керим, А. Саки, Джалиль Зияпур и др.). По нумизматике первые работы были опубл. в 20-х гг. (А. Кесрави); в этой области работают Ширин Баяни, А. Кахрамани и др.

Исследования по истории ведутся в Тегеранском, Ширазском и др. ун-тах И., а также в ряде музеев страны. При Ширазском ун-те открыт Ин-т Азии, занимающийся вопросами экономики и политики стран Ср. Востока; ин-т ведёт также археологич. исследования в юж. р-нах И. Кадры историков готовят ун-ты И., а также нек-рые зарубежные учебные и науч. учреждения.

Материалы по истории публикуются в журн.: " Баррасихайе тарихи" (" Исторические исследования"), с 1966, " Бастаншенаси ва хонаре Иран" (" Археология и искусство Ирана"), с 1969.

С. М. Алиев.

Языкознание. Языкознание в И. имеет богатую лексикографич. традицию. Перс, рукописные толковые словари известны с 11 в. Рус. акад. К. Г. Залеман в одной из своих работ (1888) помещает аннотированный хронологич. указатель перс, толковых словарей, включающий 161 название. Иран, учёный С. Нафиси в предисловии к словарю " Фархангнамейе фарси" (" Персидская энциклопедия", 1940) упоминает 202 толковых словаря, многие из к-рых ему были недоступны. Первым словарём яз. фарси-дари (общий лит. яз. персов, таджиков и нек-рых др. ираноязычных народов в 9-15 вв.), по-видимому, следует считать не сохранившийся словарь Абу Хавса Согди, жившего на рубеже 9- 10 вв. Древнейший сохранившийся толковый словарь - " Лугате фуре" Асади Туей (11 в.), все списки и издания к-рого, видимо, не вполне тождественны оригиналу. Из появившихся в последующие века словарей наиболее значительные: толковые -" Тохфат ос-саадат" Махмуда ибн шейха Зия-од-дина Мохаммеда (16 в.), " Маджма оль-форс" Мохаммеда Касима Сорури Кашани (17 в.), " Фарханге Джехангири" Хосейна Индж" (17 в.), " Борхане кате" Мохаммеда Хосейна ибн Халафа Тебризи (17 в.), " Гияс оль-логат" (составлен в Индш в 1827), " Фарханге Анандрадж" Мохам меда Падшаха (19 в.); переводные дву язычные - араб.-перс, известны с 11 в. перс.-тур.- с 15 в., франц.-перс.- с19 в. и т. д. Один из древнейших араб.-перс, словарей- ч Мугаддимат аль-адаб" - составлен в 12 в. выходцем из Хорезме Абулькасимом-Мухаммадом аз-Замахша ри. В совр. И. изданы или продолжают издаваться толково-энциклопедич. словари А. Деххода и М. Моина, толковые словари А. Нафиси, X. Амида, различные двуязычные, терминологич. и др. словари. Среди известных с 15 в. лексико- грамматич. предисловий к толковым словарям, представляющих собой попытки составления нормативных грамматик перс. яз., заслуживает внимания " Фарханге Джехангири" Хосейна Инджу, к-рого и следует считать одним из основоположников перс, нормативной грамматики. В сер. 20 в. начинается систематич. разработка проблем происхождения перс. яз., взаимоотношения лит. яз. и диалектов, иноязычных влияний и сохранения " чистоты" родного яз., этимологии, отраслевой терминологии, вопросов орфоэпии и орфографии и т. д. В совр. И. изучаются проблемы, связанные с древнеиран. яз., историей перс. яз. и диалектологией (И. Пур-Давуд, Мохаммед Taги Бехар, Забихолла Сафа, М. Моин, Парвиз Натель Хан лари, Эхсан Яр Шатер и др.), расширяются исследования по грамматике и лексикологии (М. Моин А. Хомаюн-Фаррох, А. Кариб, Парвиз Натель Ханлари, М. Минови, М. Эхтияр и др.), проводится значит, работа по публикации и лингвистич. комментированию историч. и лит. памятников, изучаются язык и стиль иран. классиков (М. Шафии, М. Бехар, М. Моин, С. Нафиси, М. Минови и др.), а также вопросы преподавания перс. яз. в разных странах. Подготовка языковедч. кадров ведётся на лит. ф-тах Тегеранского, Тебризского, Мешхедского и др. ун-тов. Спец. лингвистич. периодики нет. Науч. журналы лит. ф-тов печатают статьи языковедч. характера. Лингвистич. тематика представлена также в общественно-политич. и лит. журн. " Сохан" (с 1943) и нек-ры: др. периодич. изданиях, л. С. Пейсиков.

Лит.: Григорян С. Н., Средневе ковая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966; Агахи А. М. Из истории общественной и философской мысли в Иране, Баку, 1971; Mole M., Le probleme zoroastrien et la tradition mazdeenne, P., 1963; Сorbin H., Terre celeste et corps de resurrection; de Г Iran mazdeen a 1'Iran shiite, P., 1960; его же, Histoire de la philosophie islamique, v. 1, P., 1964; Nasr S. H., Three Muslim sages, Camb. (Mass.), 1964; Science and civilization in Islam, Camb. (Mass.), 1968; ШафаШ., Джехане ираншенаси (Мир иранистики), 2 изд., Тегеран, [1970]; Historians of the Middle East, L., 1962; Стори Ч. А., Персидская литература. Биобиблиографический обзор, пер. с англ., ч. 1, М., 1972.

Баевский С. И., Описание таджикских и персидских рукописей Института народов Азии, в. 4-5, М., 1962-68; Капранов В. А., " Лугате фуре" Асади Туей и его место в истории таджикской (фарси) лексикографии. Душ., 1964; Пейсиков Л. С., Проблема языка дари в трудах современных иранских ученых, " Вопросы языкознания", 1960, № 2; Бехар Мохаммед Таги, Сабкшенаси йа тарихе татавворе насре фарси (Стилистика или история развития персидской прозы), 2 изд., т. 1-3, Тегеран, 1337 с. г. х. (1958); Сафа Забихолла, Тарихе адабийат дар Иран (История литературы Ирана), 2 изд., т. 1-3, Тегеран, 1344 с. г. х. (1965/1966); Ханлари Парвиз Нател, Забаншенаси ва забане фарси (Языкознание и персидский язык), 3 изд., Тегеран, 1347 с. г. х. (1968); его же, Тарихе забане фарси (История персидского языка), 2 изд., Тегеран, 1349 с. г. х. (1970).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.