Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 5 страница. Инер(туркм. ), гибрид первого поколения от скрещивания одногорбого верблюда (дромедара) с двугорбым (бактрианом); то же






ИНЕР (туркм.), гибрид первого поколения от скрещивания одногорбого верблюда (дромедара) с двугорбым (бактрианом); то же, что нар.

ИНЕРТНАЯ МАССА, мера инерции тела; см. Масса.

ИНЕРТНОСТЬ (от лат. iners, род. падеж inertis - бездеятельный, неподвижный), бездеятельность, неподвижность.

ИНЕРТНЫЕ ГАЗЫ, благородные газы, редкие газы, хим. элементы, образующие главную подгруппу 8-й группы периодич. системы Менделеева: гелий Не (ат. н. 2), неон Ne (10), аргон Ar (18), криптон Kr (36), ксенон Xe (54) и радон Rn (86). Из всех И. г. только Rn не имеет стабильных изотопов и представляет собой радиоактивный хим. элемент.

Назв. И. г. отражает хим. инертность элементов этой подгруппы, что объясняется наличием у атомов И. г. устойчивой внеш. электронной оболочки, на к-рой у Не находится 2 электрона, а у остальных И. г.по 8 электронов. Удаление электронов с такой оболочки требует больших затрат энергии в соответствии с высокими потенциалами ионизации атомов И. г. (см. таблицу).

Элемент Атомная масса Содержание в воздухе, об. % Атомные радиусы, А Первые потенциалы ионизации, в При 1 атм.(~ 100 кн/ м2)
по А. Бонди по В. И. Лебедеву tпл 0С tкип 0С
Не 4, 0026 4, 6*10-4 1, 40 0, 291 24, 58 -272, 6* -268, 93
Ne 20, 179 1, 61*10-3 1, 54 0, 350 21, 56 - 248, 6 -245, 9
Ar 39, 948 0, 9325 1, 88 0, 690 15, 76 - 189, 3 -185, 9
Kr 83, 80 1, 08*10-4 2, 02 0, 795 14, 00 - 157, 1 -153, 2
Xe 131, 30 8*10-6 2, 16 0, 986 12, 13 -111, 8 -108, 1
Rn 222** 6*10-18 - 1, 096 10, 75 ок. -71 ок. -63
*При 26 атм. (~2, 6 MnI мР). " Массовое число наиболее долгоживущего изотопа.

Из-за хим. инертности И. г. долгое время не удавалось обнаружить, и они были открыты только во 2-й пол. 19 в. К открытию первого И. г.-гелия-привело проведённое в 1868 французом Ж. Жансеном и англичанином H. Локье-ром спектроскопич. исследование солнечных протуберанцев. Остальные И. г. были открыты в 1892-1908.

И. г. постоянно присутствуют в свободном виде в воздухе. 1 м3 воздуха при нормальных условиях содержит ок. 9, 4 л И. г., гл. обр. аргона (см. таблицу). Кроме воздуха, И. г. присутствуют в растворённом виде в воде, содержатся в нек-рых минералах и горных породах. Гелий входит в состав подземных газов и газов минеральных источников. Остальные стабильные И. г. получают из воздуха в процессе его разделения. Источником радона служат радиоактивные препараты урана, радия и др. После использования стабильные И. г. вновь возвращаются в атмосферу и поэтому их запасы (кроме лёгкого Не, к-рый постепенно рассеивается из атмосферы в космич. пространстве) не уменьшаются.

Молекулы И. г. одноатомны. Все И. г. не имеют цвета, запаха и вкуса; бесцветны они в твёрдом и жидком состоянии. Наличие заполненной внешней электронной оболочки обусловливает не только высокую хим. инертность И. г., но и трудности получения их в жидком и твёрдом состояниях (см. таблицу). Другие физ. свойства И. г. см. в статьях об отдельных элементах.

Долгое время попытки получить хим. соединения И. г. оканчивались неудачей. Положить конец представлениям об абсолютной хим. недеятельности И. г. удалось канадскому учёному H. Бартлетту, к-рый в 1962 сообщил о синтезе соединения Xe с PtF6. В последующие годы было получено большое число соединений Kr, Xe и Rn, в к-рых И. г. имеют степени окисления +1, +2, +4, +6 и +8. При этом существенно, что для объяснения строения этих соединений не потребовалось принципиально новых представлений о природе хим. связи, и связь в соединениях И. г. хорошо описывается, напр., методом мол. орбиталей (см. Валентность, Молекулярных орбиталей метод). Из-за быстрого радиоактивного распада Rn его соединения получены в ничтожно малых кол-вах и состав их установлен ориентировочно. Соединения Xe значительно стабильнее соединений Kr, а получить устойчивые соединения Ar и более лёгких И. г. пока не удалось. В большинстве реакций И. г. участвует фтор: одни вещества получают, действуя на И. г. фтором или фторсодержахцими агентами (SbF5, PtF6 и т. д.), другие образуются при разложении фторидов И. г. Имеются указания на возможность протекания реакций Xe и Kr с хлором. Получены также окислы (ХеО3, XeO4) и оксигалогениды И. г.

Кроме указанных выше соединений, И. г. образуют при низких темп-рах соединения включения. Так, все И. г., кроме Не, дают с водой кристаллогидраты типа Xe*6H2O, с фенолом тяжёлые И. г. дают соединения типа Xe*SC6H5OH и т. д.

Пром. использование И. г. основано на их низкой хим. активности или специфических физ. свойствах. Примеры применения И. г. см. в статьях об отдельных элементах.

Лит.: Финкельштейн Д. H., Инертные газы, M., 1961; Фастовский В. Г., Ровинский A. E., Петровский Ю. В., Инертные газы, M., 1964; Крамер Ф., Соединения включения, пер. с нем., M., 1958; Бердоносов С. С., Инертные газы вчера и сегодня, M., 1966; Соединения благородных газов, пер. с англ., M., 1965; Коттон Ф., Уилкинсон Дж., Современная неорганическая химия, пер. с англ., ч. 2, M., 1969; Дяткина M. E., Электронное строение соединений инертных газов, " Журнал структурной химии", 1969, т. 10. № 1, с. 164.

С. С. Бердоносов.

ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА, система инерциальной навигации, навигационное устройство, в основу работы к-рого положены классические (ньютоновские) законы механики. В И. н. с. исходной (главной) системой отсчёта, по отношению к к-рой производятся инерциаль-ные измерения, служит инерциальная (абсолютная, т. е. неподвижная относительно звёзд) система. Посредством И. н. с. определяют координаты, скорость, ускорение и др. основные параметры движения объекта (самолёта, ракеты, космич. корабля, надводных и подводных судов и др.). И. н. с. имеют перед другими навигационными системами (см. Радионавигационная система) большие и важные преимущества - универсальность применения, возможность определения осн. параметров движения, автономность действия, абсолютную помехозащищённость. Эти качества определили И. н. с. как наиболее перспективную навигац. систему.

Принцип действия И. н. с. состоит в моделировании (представлении) постулат, движения объекта, характеризуемого изменением во времени ускорения, скорости и координат, подобным процессом движения воспринимающего элемента (массы) пространств, (трёхкомпонент-ного) акселерометра (в общем случае с компенсацией гравитац. ускорения). Уравнение движения воспринимающего элемента в инерциальной системе координат является основным уравнением инер-циального метода определения параметров движения; в общем случае имеет вид:

[ris]

где [ris] - ускорение, измеряемое акселерометром; [ris] - радиус-вектор точки M (центра тяжести воспринимающего элемента) в инерциальной системе координат; [ris] - сила притяжения единицы массы воспринимающего элемента в точке M (ускорение тяготения).

Сущность инерциалного метода (рис.) состоит в измерении акселерометром исходного параметра (ускорения) и интегрировании основного уравнения: одинарном - для определения скорости, двойном - для определения координат. Ориентирование измерит, осей акселерометров по заданным направлениям производится свободными или управляемыми (по сигналам от акселерометров) гироскопическими устройствами (гироскопом, гиростабилизатором, гирорамой и др.) или астростабилизаторами, а также сочетанием этих средств. Для интегрирования основного уравнения используются гироскопич., электромеханич. и др. интеграторы. И. н. с. содержит построитель (инерциальная вертикаль) или вычислитель направления вертикали места. Инерциальная вертикаль является высокоточной вертикалью и не возмущается (не отклоняется от вертикали места) при наличии горизонтальных ускорений.

И. н. с. различают по ряду признаков: по ориентации направлений осей чувствительности инерциальных измерителей (с произвольной ориентацией, с ориентацией по звёздам, по осям, жёстко связанным с объектом, с неизменной ориентацией относительно небесного тела, напр. Земли, с горизонтальной ориентацией и др.); по способу построения вертикали места (с аналитич., или расчётной, вертикалью, с инерциальным построителем вертикали); по наличию стабилизированной платформы (со стабилизированной гироскопич. или астроплатформой, бесплатформенные) и др.

[ris]

Блок-схема инерциальной навигационной системы; 1 - блок инерциальных измерителей и построителей направлений в пространстве (акселерометры и гироскопические устройства), посредством к-рого реализуется заданная ориентация измерительных осей и с к-рого выдаётся измерительная информация в вычислитель; 2 - вычислительный блок, в к-ром осуществляются интегрирование основного уравнения, вычисление необходимых параметров движения, формирование сигналов (в некоторых инерциальных навигационных системах) управления ориентацией инерциальных измерителей и сигналов компенсации систематик ческих погрешностей (ускорения тяготения, поворотного ускорения, от несферичности Земли и др.: ); 3 - блок времени, из к-рого в блоки 1, 2, 4 поступают сигналы мирового времени; 4 - блок ввода начальной информации в блоки 1 и 2 для ориентации инерциальных измерителей и интегрирования основного уравнения; А - поступление начальной информации; В - выдача конечной информации о параметрах движения. Стрелками показаны направления поступления информации.

И. н. с. весьма сложны, дорогостоящи. Срок службы их меньше, чем у обычных гироскопич. приборов. Для правильного функционирования И. н. с. перед стартом объекта требуется ввести начальные данные по координатам пункта старта и скорости, произвести ориентирование инерциальных измерителей. Точность некорректируемых И. н. с. зависит от времени. Поэтому возможность получения информации от И. н. с., удовлетворяющей заданным требованиям, ограничена во времени. Так, за час полёта лучшие образцы И. н. с. имеют погрешность в определении координат примерно 1, 5- 5 км. Для уменьшения погрешностей и расширения возможностей использования применяют различные способы коррекции от радионавигац., радиолокац. и астронавигационных средств.

Лит.: Принципы инерциальной навигации, пер. с англ., под ред. В. А. Боднера, M., 1965; Помыкаев И. И., Инерци-альный метод измерения параметров движения летательных аппаратов, M., 1969.

И. И. Помыкаев.

ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ, метод определения координат и параметров движения различных объектов (судов, самолётов, ракет и др.) и управления их движением, основанный на свойствах инерции тел и являющийся автономным, т. е. не требующим наличия внешних ориентиров или поступающих извне сигналов. Обычные методы решения задач навигации основываются на использовании внеш. ориентиров или сигналов (напр., звёзд, маяков, радиосигналов и т. п.). Эти методы в принципе достаточно просты, но в ряде случаев не обладают необходимой точностью, особенно при больших скоростях движения (напр., при полёте в космосе), и не всегда могут быть осуществлены из-за отсутствия видимости или наличия помех для радиосигналов и т. п. Необходимость создания навигац. систем, свободных от этих недостатков, явилась причиной возникновения И. н.

Разработка основ И. н. относится к 30-м гг. 20 в. Большой вклад в неё внесли в СССР Б. В. Булгаков, А. Ю. Ишлинский, E. Б. Левенталь, Г. О. Фридлен-дер, а за рубежом - нем. учёный M. Шулер и амер.- Ч. Дрейпер. Принципы И. н. базируются на сформулированных ещё Ньютоном законах механики, к-рым подчиняется движение тел по отношению к инерциальной системе отсчёта (для движений в пределах Солнечной системы - по отношению к звёздам).

Сущность И. н. состоит в определении с помощью установленных на движущемся объекте приборов и устройств ускорения объекта и по нему - местоположения (координат) этого объекта, его курса, скорости, пройденного пути и др., а также в определении параметров, необходимых для стабилизации объекта и автоматич. управления его движением. Это осуществляется с помощью: 1) акселерометров, измеряющих ускорения объекта; 2) вычислительных устройств (ЭВМ), к-рые по ускорениям (путём их интегрирования) находят скорость объекта, его координаты и др. параметры движения; 3) гироскопических устройств, воспроизводящих на объекте систему отсчёта (напр., с помощью гиростабилизирован-ной платформы) и позволяющих определять углы поворота и наклона объекта, используемые для его стабилизации и управления движением.

Практич. реализация методов И. н. связана со значит, трудностями, вызываемыми необходимостью обеспечить высокую точность и надёжность работы всех устройств при заданных весах и габаритах. Преодоление этих трудностей становится возможным благодаря созданию спец. технич. средств - инерциальной навигационной системы- Преимущества методов И. н. состоят в высокой точности, автономности, помехозащищённости и возможности полной автоматизации всех процессов навигации. Благодаря этому методы И. н. получают всё более широкое применение при решении проблем навигации надводных судов, подводных лодок, самолётов, космич. аппаратов и др. движущихся объектов.

Лит.: Андреев В. Д., Теория инерциальной навигации, M-, 1966; Броксмейер Ч. Ф., Системы инерциальной навигации, пер. с англ.. Л., 1967; Ишлинский А. Ю., Механика гироскопических систем, M., 1963; его эк е, Инерциальное управление баллистическими ракетами, M., 1968; Ривкин С. С., Теория гироскопических устройств, ч. 2, Л., 1964; Фридлендер Г. О., Инерциальные системы навигации, M., 1961; Якушенков А. А., Основы инерциальной навигации, Л., 1963; Слив Э. И., Прикладная теория инерциальной навигации, Л., 1972. С. С. Ривкин.

ИНЕРЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОТСЧЁТА, система отсчёта, в к-рой справедлив закон инерции: материальная точка, когда на неё не действуют никакие силы (или действуют силы взаимно уравновешенные), находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. Всякая система отсчёта, движущаяся по отношению к И. с. о. поступательно, равномерно и прямолинейно, есть также И. с. о. Следовательно, теоретически может существовать сколько угодно равноправных И. с. о., обладающих тем важным свойством, что во всех таких системах законы физики одинаковы (т. н. принцип относительности). Помимо закона инерции, в любой И. с. о. справедливы также 2-й закон Ньютона (см. Ньютона законы механики) и законы сохранения количества движения (импульса), момента количества движения и движения центра инерции (или центра масс) для замкнутых, т. е. не подверженных внешним воздействиям, систем.

Если система отсчёта движется по отношению к И. с. о. неравномерно и прямолинейно, то она является неинерциальной и ни закон инерции, ни др. названные законы в ней не выполняются. Объясняется это тем, что по отношению к неинер-циальной системе отсчёта материальная точка будет иметь ускорение даже при отсутствии действующих сил вследствие ускоренного поступат. или вращат. движения самой системы отсчёта.

Понятие об И. с. о. является научной абстракцией. Реальная система отсчёта связывается всегда с каким-нибудь конкретным телом (Землёй, корпусом корабля или самолёта и т. п.), по отношению к к-рому и изучается движение тех или иных объектов. Поскольку в природе нет неподвижных тел (тело, неподвижное относительно Земли, будет двигаться вместе с нею ускоренно по отношению к Солнцу и звёздам и т. д.), то любая реальная система отсчёта может рассматриваться как И. с. о. лишь с той или иной степенью приближения. С очень высокой степенью точности И. с. о. можно считать т. н. гелиоцентрич. (звёздную) систему с началом в центре Солнца (точнее, в центре масс Солнечной системы) и с осями, направл. на три звезды. Такая И. с. о. используется гл. обр. в задачах небесной механики и космонавтики. Для решения большинства технич. задач И. с. о. практически может служить система, жёстко связанная с Землёй, а в случаях, требующих большей точности (напр., в гироскопии), - с началом в центре Земли и осями, направл. на звёзды.

При переходе от одной И. с. о. к другой в классич. механике Ньютона для пространств, координат и времени справедливы преобразования Галилея (см. Галилея принцип относительности), а в релятивистской механике (т. е. при скоростях движения, близких к скорости света) - Лоренца преобразования.

Лит. см. при статьях Система отсчёта, Относительности теория. С. M. Торг.

ИНЕРЦИИ ЗАКОН, один из основных законов механики, согласно к-рому при отсутствии внешних воздействий (сил) или когда действующие силы взаимно уравновешены, тело сохраняет неизменным состояние своего движения или покоя относительно инерциальной системы отсчёта. В частности, материальная точка в этом случае находится в покое или движется равномерно и прямолинейно. См. Динамика.

ИНЕРЦИИ СИЛА, см. Сила инерции.

ИНЕРЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, энергосиловая машина, принцип действия к-рой основан на использовании энергии, аккумулированной маховиком; применяется для привода различных машин, транспортных средств и др. См. также ст. Жиробус.

ИНЕРЦИЯ (от лат. inertia - бездействие), инертность (в механике), свойство материальных тел, находящее отражение в 1-м и 2-м законах механики. Когда внешние воздействия на тело (силы) отсутствуют или взаимно уравновешиваются, И. проявляется в том, что тело сохраняет неизменным состояние своего движения или покоя по отношению к т. н. инерциальной системе отсчёта. Если же на тело действует неуравновешенная система сил, то свойство И. сказывается в том, что изменение состояния покоя или движения тела, т. е. изменение скоростей его точек, происходит постепенно, а не мгновенно; при этом движение изменяется тем медленнее, чем больше И. тела. Мерой И. тела является его масса.

Термин " И." применяют ещё по отношению к различным приборам, понимая под И. прибора его свойство показывать регистрируемую величину с нек-рым запаздыванием. С. M. Торг.

ИНЖАВИНО, посёлок гор. типа, центр Инжавинского р-на Тамбовской обл. РСФСР, на прав, берегу р. Ворона (басе. Дона). Соединён ж.-д. веткой (41 км) -со ст. Иноковка (на линии Тамбов - Саратов). 3-ды: маслобойный, маслосыродельный, кирпичный; птицекомбинат, птицефабрика, элеватор и др.

ИНЖЕКТОР (франц. injecteur, от лат. injicio - вбрасываю), струйный насос, предназначенный для сжатия газов и паров, а также нагнетания жидкости в различные аппараты и резервуары. И. применяются на паровозах, локомобилях и в небольших котельных установках (рис.) для подачи питательной воды в паровой котёл. Достоинством И. является отсутствие движущихся частей и простота обслуживания. Действие И. основано на преобразовании кинетич. энергии струи пара в потенциальную энергию воды. В общей камере И. размещены на одной оси три конуса 1, 2 и 5. К паровому конусу 1 через паропровод 5 из котла подводится пар, к-рый развивает в устье конуса 1 большую скорость и захватывает воду, подводимую по трубе 6 из бака 9. Образовавшаяся смесь воды и конденсирующегося пара прогоняется в водяной (конденсационный) конус 2, а из него в нагнетательный конус 5 и далее через обратный клапан 7 в паровой котёл. Так как конус 3 расширяющийся, то скорость воды в нём уменьшается, давление растёт и становится достаточным для преодоления давления в паровом котле и нагнетания питательной воды в котёл. Излишек воды, образующийся в начале работы И., сбрасывается через клапан 8 т. п. " вестовой" трубы 4. Темп-ра воды, поступающей в И., не должна превышать 40 0C, а высота всасывания 2, 5 м. И. устанавливают вертикально или горизонтально. И., предназначенные для отсасывания газов, паров или жидкостей, наз. эжекторами. Г. E. Холодовский.

Схема работы инжектора: 1 - паровой конус; 2 - водяной конус; 3 - нагнетательный конус; 4 - вестовая труба; 5 - паропровод; 6 - труба; 7, 8 - клапаны; 9 - бак.

[ris]


ИНЖЕКЦИОННЫЙ ЛАЗЕР, полупроводниковый лазер, в к-ром используется инжекция (впрыскивание) электронов и дырок в область электронно-дырочного перехода. Отличается малыми размерами (объём ~ 1 мм3). И. л. созданы на большом числе полупроводниковых материалов и излучают в широком диапазоне длин волн - от видимого света до инфракрасного излучения.

ИНЖЕНЕР (франц. ingenieur, от лат. ingenium - способность, изобретательность), специалист с высшим техническим образованием, первоначально - название лиц, управлявших воен. машинами. Понятие гражданский И. появилось в 16 в. в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и др. странах. Первые уч. заведения для подготовки И. были созданы в 17 в. в Дании, в 18 в.- в Великобритании, Франции, Германии, Австрии и др. В России первая инженерная школа основана Петром I в 1712 в Москве. В Петербурге были открыты Горное уч-ще, приравненное к академиям (1773), Ин-т инженеров путей сообщения (1809), Уч-ще гражд. инженеров (1832, с 1882 - Ин-т гражд. инженеров), Инженерная академия (1855). С 19 в. за рубежом стали различать И.-практиков, или профессиональных И. (по существу специалистов, имевших квалификацию техника), и дипломированных И., получивших высшее технич. образование (Civil Engineer).

Подготовка И. осуществляется в различного типа и профиля высших учебных заведениях, в СССР по след, отраслям технич. образования: геологич., горное, энергетич., металлургич., машиностроит. и приборостроит., радиоэлектронное, лесоинженерное, химико-технологич., тех-нологич., строит., геодезич., гидрометео-рологич., транспортное, инженерно-экономическое (см. статьи об отраслях образования, напр. Геодезическое образование и др.). В 1971 в сов. системе высшего технич. образования св. 230 инженерных специальностей и 360 специализаций. Совр. научно-технич. прогресс обусловил необходимость подготовки И. комплексных профилей - И.-физик, И.-математик и др. Учебный план каждой инженерной специальности рассчитан на 5-6 лет и состоит из трёх циклов уч. дисциплин: общенаучных - высшая математика, физика, химия, политич. экономия, марксистско-ленинская философия, науч. коммунизм, история КПСС, иностр. язык и др.; общеинженерных - теоретич. механика, детали машин, теория механизмов и машин, начертательная геометрия и черчение, технология металлов, материаловедение, сопротивление материалов, электротехника, гидравлика, теплотехника, техника безопасности, экономика и организация производства, вычислит, техника и др.; специальных - в зависимости от специальности и специализации (напр., для инженерной геодезии профилирующими являются геодезия, высшая геодезия, инженерная геодезия, инженерное изыскание, фотограмметрия, практич. астрономия и картография и др.). Общенаучные и общеинженерные дисциплины обеспечивают подготовку специалистов широкого профиля, общеспец. дисциплины (напр., теория технологич. процессов, теория расчёта и конструирование машин и приборов и др.) закладывают науч. основы спец. подготовки будущего И. Общеинженерная подготовка, как правило, осуществляется на младших курсах, специальная - на 3- 5 курсах. В процессе обучения будущие И. выполняют ряд расчётно-графич. и учебно-исследовательских работ и курсовых проектов, проходят уч. и производственную практику. Выпускники втузов защищают дипломный проект, сдают гос. экзамены и получают квалификацию И. (в соответствии с избранной специальностью - механика, электрика, технолога, экономиста и др.), по науч. уровню эквивалентную квалификации, к-рая присваивается выпускникам высших технич. уч. заведений США, Великобритании, Франции и др. стран, защитившим диссертационную работу на соискание 2-й проф. академич. степени, напр, магистра наук.

В 1971 на инженерных специальностях в вузах СССР обучалось ок. 3 млн. чел. Выпуск И. в СССР и США (в тыс. чел.) составил соответственно: в 1950 - 37 и 61, в 1960 - 120 и 43, в 1965 - 170 и 41, в 1970 - 257 и 50.

В 1970 выпуск И. в СССР по группам специальностей распределялся (в тыс. чел.): геология и разведка месторождений полезных ископаемых - 5, 1; разработка месторождений полезных ископаемых - 6, 3; энергетика - 10, 5; металлургия - 6, 5; машиностроение и приборостроение - 69, 0; электронная техника, электроприборостроение и автоматика - 40, 5; радиотехника и связь - 19, 8; химич. технология - 16, 1; лесоинженерное дело и технология древесины, целлюлозы и бумаги - 3, 3; технология продовольственных продуктов - 7, 9; технология товаров широкого потребления - 5, 4; строительство - 30, 3; геодезия и картография - 1, 0; гидрология и метеорология - 1, 1; транспорт - 14, 9; экономика - 20, 0. Численность дипломированных И., занятых в х-ве СССР и США соответственно (в тыс. чел.): в 1950-400 и 310, в 1960 - 1135 и 590, в 1965-1631 и 735, в 1970-2486 и 905.

Научные и научно-пед. кадры в области техники готовятся в системе аспирантуры втузов и н.-и. учреждений. В 1970 в СССР насчитывалось ок. 40 тыс. аспирантов и ок. 410 тыс. науч. работников в области технич. наук, в т. ч. 4, 7 тыс. докторов и 63, 5 тыс. кандидатов технич. наук.

В. А. Юдин.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ, раздел геодезии, изучающий методы измерений и инструменты, используемые при изысканиях и строительстве инженерных сооружений. Составные части И. г.: то-пографо-геодезич. изыскания, инженер-но-геодезич. проектирование, разбивоч-ные работы, выверка конструкций, наблюдения за деформациями сооружений. При изысканиях строит, площадок местность снимают в масштабах 1: 5000-1: 500. Геодезич. обоснование строят в виде сетей триангуляции, поли-гонометрии, нивелирования. Предвари тельные изыскания трасс линейных сооружений производят по топографич. картам и материалам аэросъёмки. Окончат, изыскания выполняют полевым трассированием. Оптимальные варианты трасс и площадок выбирают с помощью электронно-вычислит. машин по цифровой модели местности. Инженерно-геодезич. проектирование состоит в подготовке топографической основы проекта (планов, профилей) и аналитических данных (координат и отметок точек, длин и азимутов линий), а также в вертикальной планировке площадок, аналитической подготовке проекта и др. Для перенесения проекта на местность создают разбивочную сеть опорных геодезич. пунктов в виде триангуляции (туннельной, гидротехнич., мостовой), строительной сетки (на промышленных площадках), сетей полигонометрии (в городах), точной трилатерации (для высотных и уникальных сооружений). От разбивочной сети переносят в натуру главные оси сооружений идетально разбивают все строит, оси и поперечники. На законч. сооружениях выполняют контрольную исполнительную съёмку. Установка в проектное положение конструкций и оборудования включает выверку осей в плане, по высоте и по вертикали. Для плановой выверки применяют струнно-оптич. и оптич. методы. Конструкции по высоте устанавливают геометрич. и гидростатич. нивелированием или микронивелированием. Вертикальность осей проверяют точными теодолитами (наклонным визированием) или особыми зенит-приборами. При наблюдениях за деформациями сооружений определяют осадки и плановые смещения закреплённых точек (марок). Осадки измеряют высокоточным нивелированием, к-рое прокладывается периодически (циклами) по строго установл. программе. Применяют также электронно-гидростатич. системы с автоматич. записью их а показаний. Плановые смещения прямолинейных сооружений определяют створным методом, криволинейных - триангуляцией или полигонометрией. Пространственные деформации целесообразно измерять методом наземной стереофото-грамметрич. съёмки. В этих работах особое внимание обращается на устойчивость (незыблемость) плановой и высотной геодезич. основы.

Лит.: Левчук Г. П., Основные виды инженерно-геодезических работ. Геодезические работы при изысканиях и строительстве транспортных и промышленных сооружений, М., 1970; Глотов Г. Ф., Геодезические работы при проектировании и строительстве гидротехнических сооружений, М., [в печати]; Лебедев Н. Н., Геодезические работы при проектировании и строительстве городов и тоннелей, М., 1970; Справочник геодезиста, под ред. В. Д. Большакова и Г. П. Левчука, М., 1966; Видуев Н. Г., Ракитов Д. И., Приложение геодезии в инженерно-строительном деле, 2 изд., М., 1964. Г. П. Левчук.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ, отрасль геологии, изучающая верхние горизонты земной коры и динамику последней в связи с инженерно-строит. деятельностью человека. Рассматривает состав, структуру, текстуру и свойства горных пород как грунтов; разрабатывает прогнозы тех процессов и явлений, к-рые возникают при взаимодействии сооружений с природной обстановкой, и пути возможного воздействия на процессы с целью устранения их вредного влияния.

И. г. зародилась в 19 в. В России первые инженерно-геол. работы были связаны со строительством же л. дорог (1842-1914). В них принимали участие А. П. Карпинский, Ф. Ю. Левинсон-Лес-синг, И. В. Мушкетов, А. П. Павлов, В. А. Обручев и др. Как наука И. г. оформилась в СССР к кон. 1930-х гг. в результате исследований, связанных гл. обр. с гидротехнич. строительством. В её развитии большая роль принадлежит Ф. П. Саваренскому, И. В. Попову, Н. Н. Маслову, В. А. Приклонскому, М. П. Семёнову и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.