Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 1 страница. Первые фильмы были сняты в И






Первые фильмы были сняты в И. в сер. 20-х гг. голл. режиссёрами. С нач. 30-х гг. предприниматели из натурализовавшихся в И. китайцев совм. с индонез. режиссёрами (Анджар Асмара и др.) начали выпускать озвученные киноленты на индонез. яз. (большинство из них по голливудским и кит. образцам). Наиболее значит, фильмы на сюжеты из совр. жизни И.: " Парех" (1935, реж. М. Франкен) и " Ясная луна" (1937, реж. А. Балинк) с участием актёров. Мохтара и Рукиях. Во время япон. оккупации кинематография служила целям япон. пропаганды. Вместе с тем в этот период, когда голл. и кит. предприниматели были устранены от участия в произ-ве фильмов, начался процесс формирования нац. кадров. В годы борьбы за независимость активизировалось произ-во хроникальных кинокартин. В 1950 в Джакарте были созданы первая гос. кинофирма " ПФН", крупная частная кинофирма " Перфини", увеличился выпуск художеств, фильмов. Прогрессивные социальные тенденции отличали кинокартины: " Калека" (1952, реж. Котот Сукарди, в сов. прокате - " Гиман"), " Туранг" (1954, реж. Бахтиар Сиагин), " Возвращение на родину" (1954, реж. Басуки Эффенди), " После комендантского часа" (1955, реж. Асрул Сани), " Борец" (1961, реж. Усмар Исмаил) и др. С нач. 60-х гг. произ-во фильмов из-за засилия голливудской и гонконгской кинопродукции резко сократилось. Ряд мер, предпринятых для стимулирования нац. кинематографии и ограничения импорта фильмов, к существенным изменениям не привёл.

Репрессии, последовавшие после событий 1965, коснулись и деятелей кино. К концу 60-х гг. нац. кинопроиз-во вновь стало расширяться. Среди фильмов:

" Семеро рыцарей" (1969, реж. Вим Умбох), " Несмываемый грех" и " Дышащий в грязи" (оба в 1971, реж. Турино Джу-наиди), " Что ты ищешь, Палупа? " (1971, реж. Асрул Сани), " Самиун и Дасима" (1971, реж. Нави Исмаил). В кино снимаются актёры: Читра Деви, Рима Мелати, Фарук Аферо, Фарида Аррияни, Су-карно М.Нур, Мила Кармила, Бамбанг Херманто и др. Выпускается (1971) 25 художеств, фильмов в год.

В. В. Сикорский.

ИНДО-СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ РАСА, одна из южных ветвей большой европеоидной расы. Отличается тёмной пигментацией волос и глаз, смуглой кожей, волнистыми волосами, узким лицом, прямой или выпуклой спинкой носа, долихокефалией или мезокефалией, умеренным развитием третичного волосяного покрова. Распространена в Юж. Европе, Сев. Африке, Аравии, Ираке, Юж. Иране, Сев. Индии. Имеет местные варианты.

ИНДОССАМЕНТ (нем. Indossament, итал. indossamento, от лат, in - на и dorsum - спина), передаточная надпись, надпись, учиняемая на оборотной стороне векселя, чека, коносамента и нек-рых других ценных бумаг для передачи прав по этим документам от одного лица (индоссанта) другому. И. может быть именным, ордерным (указывается лицо, к-рому или в распоряжение к-рого передаётся документ) или бланковым (предъявительским). И. по векселю или чеку возлагает на индоссанта ответственность за платёж по этому документу.

ИНДОСТАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ, Индостан, полуостров на Ю. Азии.Пл. ок. 2 млн. км2. На 3. омывается Аравийским м., на В.- Бенгальским зал. Индийского ок. Сев. граница условно проводится от дельты Инда к дельте Ганга. На терр. И. п. расположены значит, часть Индии, часть Пакистана и Народной Республики Бангладеш. (Карту Зап. побережье (Конкан и Малабар-ский берег) - узкая аллювиальная низменность с бухтами и скалистыми мысами, восточное (Коромандельский берег)- абразионная равнина с лагунами и холмами, сложенными гранитами и гнейсами. Деканское плоскогорье (ср. вые. ок. 800 м) занимает большую часть И. п. и характеризуется столово-ступенчатым рельефом на С.-З. и широким распространением пологоволнистых пенепленов на кристаллич. основании. Его зап. приподнятый край (Зап. Гаты) обрывается крутыми ступенями к океану, на В. располагается группа глыбовых массивов различного происхождения, объединяемая общим назв. " Восточные Гаты". На юге И. п. расположены горы Нил-гири, Пални, Анаймалай (г. Анаймуди, 2698 м), Кардамоновы, расчленённые на отдельные массивы.

И. п.- часть древней докембрийской Индийской (Индостанской) платформы, охватывающей также басе. ср. и верхних течений pp. Инд, Ганг, Брахмапутра и о-в Шри-Ланка (Цейлон). Платформа сложена архейскими гнейсами, метамор-физованными гранитами и вулканитами, местами перекрытыми чехлом осадочных пород (см. Индия).

В конце мела - начале палеогена в области совр. Деканского плоскогорья произошли мощные покровные излияния базальтов; тогда же произошло опускание окраин платформы по берегам Аравийского моря и Бенгальского залива. В кайнозое продолжались опускания приокеанич. прогибов, и в миоцене возник грабен - пролив, отделивший Цейлонский горст от остальной платформы. В конце кайнозоя по сев.-зап., сев. и сев.-вост. периферии платформы поднялись крупные сооружения Сулеймановых гор, Гималаев и др., вдоль подножия к-рых образовалась система передовых прогибов.

Недра богаты полезными ископаемыми. С метаморфическими породами и гранитами платформенного фундамента связаны крупные месторождения жел. и марганцевых руд, золота, цветных металлов, графита, редких элементов и др., в осадочном чехле заключены залежи угля, нефти; имеются россыпи алмазов, монацита.

Климат субэкваториальный муссон-ный. Средняя темп-pa янв. 21 °С (на С.), 29 °С (на Ю.); мая до 40 °С. Годовая сумма осадков в центр, части И. п. ок. 700 мм, на наветренных склонах до 3000 мм. До 90% осадков выпадает во время летнего муссона (с мая по октябрь). Большинство рек пересекает И. п. с 3. на В. в тектонич. долинах, где широкие аллювиальные равнины чередуются с порожистыми ущельями. При впадении в Бенгальский зал. реки часто образуют дельты. Реки басе. Аравийского м. обычно короткие, обладают большим падением. Исключение составляют только значит, реки Нарбада и Тапти на севере И. п. Питание рек дождевое, режим муссонный с летне-осенним половодьем. Частые наводнения. Судоходны Годавари, Кришна и низовья pp. Нарбада и Тапти. Реки широко используются для орошения. Почвы красноцветные, на базальтах - чёрные тропические (" регуры"). Естеств. растительность - влажные тропич. вечнозелёные леса на наветренных склонах Зап. Гат, муссонные листопадные (из тика и сала), саванновые леса и саванны в центр, части, мангровые леса в дельтах. Естеств. ландшафты на больших пространствах сильно изменены. Господствует культурная саванна - рощи пальм и фруктовых деревьев посреди полей. Животный мир сильно истреблён, сохранились индийские слоны, львы, дикие быки, тигры, пантеры, много обезьян, пресмыкающихся, птиц.

Л.И.Куракова, В. Е. Хаин (геол. строение).

ИНДРА, один из великих богов в ведической религии, громовержец, бог-воитель, царь (раджа) богов.

ИНДРАГИРИ, река в Индонезии на острове Суматра; см. Индерагири.

ИНДРАПРАСТХА, Индрапат, древний инд. город, существовавший на месте совр. Дели с нач. 1-го тыс. до н. э. Согласно " Махабхарате", был основан братьями Пандавами из царского рода Куру. В сер. 1-го тыс. н. э. И. приходит в упадок, в средние века Индрапат - предместье Дели. Ведутся раскопки И.

ИНДРИ (Indri indri), млекопитающее сем. индриевых лемуров отряда приматов. Длина тела 60-70 см, хвоста - 3-6 см. Конечности, особенно пальцы, кисти и стопы удлинены, голова маленькая. Цвет шерсти очень изменчив - от чёрного до почти белого. Обитает в горных районах Мадагаскара на высоте ок. 1800 м. Живёт на деревьях, ведёт сумеречный образ жизни. Питается растительностью. Беременность 60 суток, рождает 1 детёныша.

ИНДРИКОТЕРИИ (Indricotheriidae), семейство вымерших гигантских носорогов; обитали в олигоцене в Евразии.

Наиболее изучен широко распространённый род Indricotherium из среднего оли-гоцена Казахстана, Монголии и Китая. Туловище у И. было короткое, ноги длинные, прямые, трёхпалые, с сильно развитым средним пальцем; голова небольшая, без рогов, шея длинная. На конце морды - по паре небольших верхних и нижних бивней (увеличенных резцов). Коренные зубы примитивного строения. И. - самые высокие и крупные наземные млекопитающие (до 5 м высоты). Питались листьями и ветвями кустарников и деревьев. И. вымерли в конце олигоцена или в начале миоцена.

Лит.: Борисяк А. А., О ф роде Indricotherium п. g. (см. Rhinocerotidae), П., 1923 (Записки Российской АН, т. 35, № 6); Основы палеонтологии. Млекопитающие, М., 1962.

Индрикотерий (реконструкция).

ИНДСКИЙ ЯРУС, первый снизу ярус триасовой системы [см. Триасовая система (период)]. Выделен Л. Д. Кипарисовой и Ю. Н Поповым (СССР) в 1956. В типовом разрезе (р. Инд в Соляном хребте) сложен внизу песчаниками, вверху известняками и мергелями. И. я. делится на 2 зоны: Otoceras и Gyronites. Отложения И. я. широко развиты в Евразии, а также в Сев. Америке, Африке, Австралии. Термин применяется преим. сов. геологами.

ИНДУЗИЙ, индузиум (лат. indusium - женская верхняя туника), п о-кры вальце, небольшой вырост на поверхности листа папоротников, прикрывающий кучки (сорусы) спорангиев. И. развиваются гл. оор. из эпидермиса листа, из плаценты (на к-рой сидят спорангии) или образованы завернувшимся краем листа.

ИНДУИЗМ (санскр. хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма), одна из наиболее распространённых религий мира. Последователи И. (индуисты, иначе - индусы) живут преим. в Индии (ок. 95% всех индуистов), а также в Пакистане, Бангладеш, Непале, республике Шри-Ланка (до 1972 - Цейлон); кроме того, последователи И. есть в ЮАР, на о. Бали (Индонезия), о. Маврикий, о-вах Фиджи, в Гайане (б. Брит. Гвиана) и в нек-рых др. местах (особенно в странах Юго-Вост. Азии и Африки), куда он был занесён в разное время переселенцами из Индии. Конституция республики Индии (1950) включает в И. также и буддизм, джайнизм и сикхизм, однако в науч. индологич. лит-ре их принято считать самостоят, религиями.

Истоки И. восходят к наивно-мифоло-гич. натурализму религий древних ариев и автохтонных индийских племён. В результате их синтеза, в к-ром осн. структурные элементы шли от ведической религии, возник брахманизм. И. же обычно называют ту форму брахманизма, к-рую он принял в 1-м тыс. н. э. Таким образом, ведическая религия, брахманизм и И. представляют собой историч. этапы развития одной религ. системы, причём на поздней ступени эволюции эта система становится очень расплывчатой, объединяя последователей не столько общими идейно-теоретич. принципами, сколько специфич. типом религ. поведения и мышления.

Уже в 8-6 вв. до н. э. разрушение и гибель родоплеменной демократии, усиление эксплуатации трудящихся масс и др. факторы породили множество ере-тич. учений и сектантских движений, выступавших против привилегий брах-манства (монополизировавшего осуществление культа и обрядов), против дорогостоящих культов и жертвоприношений брахманизма. Главным критерием добродетельной жизни в этих учениях и сектах считалось не соблюдение варновых предписаний (см. Варна), внешней обрядности и ритуализма, а постижение (тем или иным путём) внутр. смысла и сути бытия. Наиболее значительным результатом этого процесса можно считать появление упанишад (философских комментариев к ведам), философско-этич. текстов в эпосе " Махабхарата" и " Рамаяна", а также учений буддизма и джайнизма. В ходе длит, процесса взаимодействия и борьбы с этими учениями и сектами, продолжавшейся всю 2-ю пол. 1-го тыс. до н. э., брахманизм сумел приспособиться к ним, в той или иной мере ассимилировал их, приняв в раннем средневековье ту свою форму, к-рая обычно и называется собственно И.

В 1-й пол. 1-го тыс. н. э. в И. выделились два основных течения - шива-изм и вишнуизм. Собственно И. и существует в основном в форме этих двух течений, хотя внутри них или помимо них в И. остаётся и постоянно возникает множество сект, имеющих локальное значение (напр., тантризм, сохраняющий сильную связь с древней магией, шактизм внутри шиваизма и др.).

В основе И. лежит реальная повседневная практика нар. верований и обычаев, отличающаяся большим разнообразием в зависимости от местных этнич., нац., социальных условий. Она состоит в совершении различных молитв, обрядов, ритуалов, предусмотренных на все более или менее важные случаи жизни верующего.

Центрами отправления религ. культа служат многочисл. храмы, священные места (ряд из них имеет общеиндусское значение, напр. р. Ганг в р-не Варанаси), но гл. обр. местные алтари. Руководителями и наставниками при этом выступают храмовое жречество, деревенские брахманы, мудрецы (гуру), бродячие монахи и др. Многие культовые отправления совершаются перед домашним алтарём главой семьи.

Индусский политеизм включил местные божества, обычно истолковывая их как частные проявления своих главных богов. Отсюда сложность образов главных богов, множество имён у них. С этим связана и доктрина аватар, когда конкретные боги провозглашаются воплощением высших божеств Вишну и других. В средние века почитание Вишну стало практиковаться почти исключительно как аватар Рамы и Кришны. В шиваизме же Шива был объявлен способным воплотиться в любом образе, в любом божестве. Все мужские божества имеют жён - богинь. Самостоят, значение имеет только культ Дэви, жены Шивы (известной также под именами Дурга, Кали и др.), считающейся также нац. божеством в Бен-галии. В общинных верованиях значение культа богини-матери всё ещё очень велико. Обычно каждая деревня или община имеет своё собственное божество, даже в совр. Индии (по её переписям) местные божества составляют основной объект поклонения для 80% индуистов. И. и входящим в него народнымверованиям присущи анимизм, почитание предков, фетишизм, идолопоклонство, магия и т. п. В И. почитаются священными многие горы, реки (особенно Ганг), растения (напр., лотос), животные (напр., обезьяна, слон, змея и особенно корова). Предметом поклонения служит всякое необычное явление природы.

Формой социальной организации индусов служит каста (см. Касты). От принадлежности к той или иной касте во многом зависят особенности культа и религ. поведения индусов.

Общим для всех индусов является учение о перевоплощении душ (сансара), по к-рому душа человека после его смерти воплощается в новую телесную оболочку растения, животного или человека. Благоприятный или неблагоприятный характер нового воплощения души, по представлениям индусов, зависит от кармы - воздаяния за совершённые поступки. Высшей религ. целью считается достижение избавления от цепи перерождений - мокша.

Разработка и обоснование путей и средств достижения мокши составляет гл. содержание различных религ.-философских учений И. Наибольшее значение среди философских школ И. имеет идеа-листич. система веданта в её неск. вариантах. Конечной и высшей основой бытия в веданте провозглашается духовная реальность - Брахман, конкретный же эмпирич. мир объявляется неистинным, видимостью, иллюзией (майя), игрой (лила) Брахмана; поэтому подлинный смысл жизни состоит в постижении этого духовного абсолюта, в слиянии с Брахманом индивидуальной души (ат-мана), к-рые якобы едины, но из-за незнания, невежества считаются большинством самостоятельными реальностями. С этой позиции веданта считает практическую религию также неистинной, заблуждением, однако она находит и оправдание для неё, считая её уделом непосвящённого ума, одним из способов (низшим) приближения к абсолюту, одним из возможных путей (марга) его постижения: через эмоциональную преданность и любовь к богу (бхакти), через знание, размышление об истинных принципах бытия(джняна), даваемое ведантой, наконец, через мистич. медитацию, достигаемую с помощью йогической практики (раджа йога). В религиозной же философии выдвинута идея триединства (три-мурти): имеющий абстрактный характер Брахман (в качестве бога - Брахма - его культ в Индии почти неизвестен) и два главных бога И.- Вишну и Шива, где первый выступает творцом Вселенной, второй - её охранителем, третий - её разрушителем.

Священной литературой для всех индусов являются веды (гимны, брахманы, араньяки и упанишады), эпос " Махабхарата", особенно такая её часть, как " Бхагавадгита", и " Рамаяна ", пураны, дхармагиастры и др.

Сложившийся в раннее средневековье комплекс религ. воззрений и практики И. в последующие периоды не претерпел сколько-нибудь существенных изменений, хотя в его недрах постоянно возникают различного рода сектантские движения, ереси и учения, выступающие с критикой его устоев и пытающиеся реформировать его. Наиболее значительным из них было движение бхакти (12-17 вв.). В 16 в. на базе одного из направлений бхакти возник сикхизм.

Несмотря на наличие ряда общепризнанных доктрин и норм, И. никогда не имел более или менее стройной и однозначной системы воззрений, унифицированной догматики и культа, строго канонизированного " священного писания", централизованной церковной организации, назначаемого и руководимого ею духовного клира. И. всегда представлял собой и представляет поныне весьма расплывчатое, аморфное явление.

В 19-20 вв., в период зарождения и развёртывания в Индии национально-освободит. движения, господствующая идеология этого движения - бурж. национализм в значительной степени принял форму возрождения и реформации И. (т. н. индусский ренессанс, неоиндуизм). Представителями неоиндуизма выступили многочисл. религ. реформаторские об-ва и орг-ции (Брахмо самадж, Арья самадж и др.), а также такие общественные деятели, идеологи и мыслители, как Раммохан Рай, Рамакришна, С. Вивекананда, Д. Сарасвати, Р. Тагор, М. К. Ганди и др. Исходную теоретическую посылку большинства религ.-философских учений неоиндуизма составляет идея о спиритуальном в своей внутренней сущности единстве всех религий, различающихся лишь своей внешней, культовой стороной, выявление и разработка этого их всеобщего спиритуально-идеалистического субстрата и конструирование на его основе " новой", " единой", " универсальной" религии, " очищенной" и " освобождённой" от фанатизма, мракобесия, обскурантизма каждой конкретной религии. Одним из важнейших стимулов подобного направления религ.-философской деятельности в Индии является распространение в ней почти всех крупных вероисповеданий мира - И., буддизма, джайнизма, сикхизма, ислама, христианства - и объективная необходимость примирения религ.-общинных противоречий и вражды, разжигавшихся в период колониального господства (сер. 18 в. - 1947) английскими властями.

После завоевания независимости (1947) в Индии провозглашена свобода совести, запрещена дискриминация на религ., кастовой, нац. почве, проведён ряд мероприятий по искоренению многих пережитков средневековья, освящавшихся индуизмом (запрещение эксцессов религ. фанатизма и пр.). Носителями воинствующей индуистской реакции в совр. Индии выступают религ.-общинные партии Хин-ду Махасабха, Джан Сангх и др., требующие превращения Индии в тео-кратич. гос-во. Несмотря на то, что в социальной жизни Индии сохраняются сильные пережитки прошлого и в стране наблюдаются религ.-общинные раздоры, социальная база И. в независимой Индии начала су жаться.

Лит.: Барт А., Религии Индии, М., 1897; Краснодембский В. Е., Индуизм, в сб.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т.- 1, М. - Л., 1957; Ильин Г. Ф., Религии Древней Индии, М., 1959; Аникеев Н. П., О материалистических традициях в индийской философии, М., 1965, гл. 1; Пятигорский А. М., Религии Индии, в кн.: История Индии в средние века, М., 1968, гл. 5; Fагquhаг J. N., The crown of Hinduism, L., 1930; Coomaraswamy A. K., Hinduism and Buddhism, N. Y., 1943; S i у a-nanda Swami, All about Hinduism, Calcutta, 1949; Sin ha J., The foundation of Hinduism, Calcutta, 1955; Daniё1оu A., Le polytheisme hindou, P., 1960; Вhandarkar R. G., Vaisnavism, Saiyism and minor religious systems, Varanasi, 1965; Chattopadhyaya D., Indian atheism. A Marxist analysis, Calcutta, 1969.

H. П. Аникеев.

ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА, раздел логики, в к-ром изучаются логич. процессы перехода от знания о единичном и частном к знанию об общем. См. ст. Логика и лит. при ней.

ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ в электротехнике, см. Coпротивление индуктивное.

ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ в аэродинамике, часть аэродинамического сопротивления крыла, обусловленная вихрями, оси к-рых берут своё начало на крыле и направлены вниз по потоку. Эти т. н. свободные вихри крыла происходят от перетекания воздуха у торцов (рис. 1) из области под крылом в область над крылом. Течение воздуха у торцов вызывает поток, направленный над крылом от торцов к плоскости симметрии, а под крылом - от плоскости симметрии к торцам; в результате в спут-ной струе, или следе, за крылом происходит вращение каждой частицы вокруг оси, проходящей через неё и параллель-вой вектору скорости набегающего потока V, направление вращения при этом противоположно для левого и правого полукрыла (рис. 2). T. о., возникает непрерывная система вихрей, отходящих от каждой точки поверхности крыла.

[ris]

Рис. 1. Схема возникновения торцевого вихря в результате перетекания воздуха вз области под крылом в область над крылом.

Свободные вихри вызывают (индуктируют) в области между торцами крыла скорости, направленные вниз, и поток, индуктированный свободными вихрями, налагаясь на набегающий поток, отклоняет последний вниз на угол [ris] (угол скоса потока). Поскольку подъёмная сила крыла должна быть перпендикулярна набегающему потоку, она отклоняется назад на тот же угол а (рис. 3).

[ris]

Рис. 2. Разрез потока за крылом плоскостью, перпендикулярной v. Течение воздуха у торцов вызывает систему свободных вихрей.

[ris]

Рис. 3. Образование индуктивного сопротивления в результате скоса потока свободными вихрями крыла: vy - скорость, индуктированная свободными вихрями, [ris] - угол скоса.

Разлагая эту силу на компоненты вдоль и перпендикулярно V, получаем И. с. dQинд и подъёмную силу dY. Если крыло имеет бесконечно большой размах, И. с. отсутствует.

Лит.: Прандтль Л., Гидроаэромеханика, пер. с нем., 2 изд., M-, 1951.

H. Я. Фабрикант.

ИНДУКТИВНОСТИ ИЗМЕРИТЕЛИ, приборы для измерения индуктивности контуров с сосредоточенными параметрами, обмоток трансформаторов и дросселей, катушек индуктивности и пр.

Рис. 1. Схема измерения индуктивности по методу " вольтметра - амперметра": А - амперметр; В - вольтметр; Lx - индуктивность; I - сила тока; U - напряжение.

[ris]

Принципы действия их зависят от методов измерений. Метод " вольтметра - амперметра" (рис. 1) применяют для измерения сравнительно больших индук-тивностей (от 0, 1 до 1000 гм) при значительно меньшем активном сопротивлении обмотки. В этом случае,

[ris]

где U - напряжение, I - сила тока в цепи измеряемой индуктивности, f - частота переменного тока, обычно 50 гц. Погрешность таких И. и. 2-3%. В мостовом И. и. осн. элементом является измерит, мост переменного тока (на частотах 100, 400 и 1000 гц) с образцовой ёмкостью и значительно реже индуктивностью (рис. 2). При уравновешивании моста

[ris]

(rx - омическое сопротивление провода обмотки катушки индуктивности). Погрешность мостовых методов измерения ок. 1-3%; пределы измерения 0, 1- 1000 гн. Резонансные методы основаны на использовании резонансных свойств колебат. контура, образованного измеряемой индуктивностью Lx и образцовой

Рис. 2. Схема моста для измерения индуктивности: U - источник тока; Г - гальванометр; R1, R2, R3 - омические сопротивления; C3 - образцовая ёмкость; Lx - измеряемая индуктивность.

[ris]

ёмкостью Cx (рис. 3). Изменяя Cx, настраивают контур в резонанс с генератором (на частотах от 10 кгц до 1, 5 Мгц); индуктивность вычисляется

по формуле, где Lx - индуктивность [ris] в мгн, fa - частота резонанса в кгц, [ris] - полная ёмкость контура в пф. Погрешность резонансных И. и. 2-5%; пределы измерений от 0, 05 мкан до 100 мгн.

[ris]

Рис. 3. Схема измерения индуктивности методом резонанса: ГВЧ - генератор ВЧ; Lc - витки связи; L-х - измеряемая индуктивность; CK - собственная ёмкость катушки; Cx - образцовая ёмкость; ЛВ - ламповый вольтметр.

Лит.: Шкурин Г. П., Справочник по электроизмерительным и радиоизмерительным приборам, 3 изд., т. 2, M., I960.

ИНДУКТИВНОСТИ КАТУШКА, свёрнутый в спираль изолированный проводник, обладающий значит, индуктивностью при относительно малой ёмкости и малом активном сопротивлении. И. к. состоит из одножильного, реже многожильного, изолированного провода, намотанного на каркас из диэлектрика цилиндрической, тороидальной или прямоугольной формы; существуют также бескаркасные И. к. Намотка (см. рис.) бывает однослойная (рядовая и с шагом) и многослойная (рядовая, внавал, универсальная). Для увеличения индуктивности применяют сердечники из ферро-магнитных материалов: электротехнич. стали, пермаллоя, карбонильного железа, ферритов. Сердечники используют также для изменения индуктивности резонансных контуров в небольших пределах.

Значение индуктивности И. к. пропорционально линейным размерам катушки, квадрату числа витков намотки и магнитной проницаемости сердечника и изменяется от десятых долей мкгн до десятков гн. К осн. параметрам И. к. относятся сопротивление потерь, добротность, температурный коэффициент индуктивности, собственная ёмкость. И. к. широко применяют в качестве элементов фильтров и колебат. контуров, в трансформаторах, в качестве дросселей, в реле, магнитных усилителях, электромагнитах и др.
[ris]

Катушки индуктивности: а - цилиндрическая однослойная; 6 - тороидальная многослойная; в - с цилиндрическим сердечником; г - с П-образным сердечником; д - образцовая индуктивность на керамическом тороиде; 1 - намотка (провод); 2 -каркас; 3 - сердечник; h - длина намотки; d - внутренний ; диаметр намотки; D - наружный диаметр намотки.

Разновидностью И. к. являются плоские печатные И. к., применяемые в микромодулях, а также обмотки электрич. машин, рамочные и ферритовые антенны.

Лит.: Справочник по радиотехнике, под ред. Б. А. Смиренина, M. - Л., 1950; Сифоров В. И., Радиоприемные устройства 5 изд., M., 1954; Бессонов Л. А., Теоретические основы электротехники, 4 изд. M., 1964. E. Г. Билык.

ИНДУКТИВНОСТИ МЕРА, катушка индуктивности, применяемая при электрич. измерениях и в качестве образцовых индуктивностей для проверки и градуировки измерительных устройств. И. м. характеризуются постоянством индуктивности, её независимостью от силы и частоты тока, минимальной зависимостью от темп-ры, влажности, времени, минимальным активным сопротивлением. Различают И. м. с постоянным значением или однозначные (одиночные катушки индуктивности), магазины мер (наборы И. м., магазины измерительные) и меры с переменным значением (вариометр индуктивности). И. м. применяются в схемах переменного тока с частотой до 1500 гц. Образцовые индуктивности изготовляют исключительно в виде катушек постоянной индуктивности, к-рые служат для поверки измерителей добротности на частотах от 0, 5 до 50 Мгц. Катушка индуктивности наматывается медной изолированной проволокой на каркасе из диэлектрич. материала; на высоких частотах для обеспечения независимости от температуры и времени катушки индуктивности изготовляют на керамич. тороиде с нанесённой гальванич. способом обмоткой, число витков и геометрич. размеры к-рой определяют индуктивность катушки. Образцовые катушки изготовляют с индуктивностью от долей мгн до 1 гн.

Магазины индуктивностей, как правило, состоят из блоков катушек с отводами. Существуют магазины индуктивностей с плавным и скачкообразным изменением индуктивности и с комбинированным переключающим устройством. Вариометры используют гл. обр. для плавной регулировки индуктивности.

Лит.: Нижний С. M., Меры и магазины емкостей, индуктивностей и взаимных индуктивностей, M., 1967.

ИНДУКТИВНОСТЬ (от лат. inductio - наведение, побуждение), физ. величина, характеризующая магнитные свойства электрич. цепи. Ток, текущий в проводящем контуре, создаёт в окружающем пространстве магнитное поле, причём магнитный поток Ф, пронизывающий контур (сцепленный с ним), прямо пропорционален силе тока I:

[ris]

Коэфф. пропорциональности L называется И. или коэффициентом самоиндукции контура. И. зависит от размеров и формы контура, а также от магнитной проницаемости окружающей среды. В Международной системе единиц (СИ) И. измеряется в генри, в СГС системе единиц (Гаусса) И. имеет размерность длины и поэтому единица И. наз. сантиметром (1 гн = 109 см).

Через И. выражается эдс самоиндукции в контуре, возникающая при изменении в нём тока:

[ris]

(дельта I - изменение тока за время дельта t). При заданной силе тока И. определяет энергию W магнитного поля тока:

[ris]

Чем больше И., тем больше магнитная энергия, накапливаемая в пространстве вокруг контура с током. Если провести аналогию между электрич. и механич. явлениями, то магнитную энергию следует сопоставить с кинетич. энергией тела T = mv2/2 (где т-масса тела, v - скорость его движения), при этом И. будет играть роль массы, а ток - роль скорости. T. о., И. определяет инерционные свойства тока.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.