Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы естествознания






В Е. можно выделить стороны: 1) эмпирическую, 2) теоретическую, 3) производственно-прикладную. Они соответствуют общему ходу познания истины, к-рый идёт " от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике..." (Ленин В. И., там же, с. 152-53). 1) Эмпирич. сторона предполагает функции: собирательную (установление фактов, их регистрацию, их накопление), описательную (изложение фактов, их первичную систематизацию); 2) теоретическая - функции: объяснения, обобщения (генерализующую), открытия (создания новых теорий, выдвижения новых гипотез и понятий, накопления новых законов), предсказания (прогностическую), что даёт повод называть теории Е. " компасом" в науч. исследовании.

С теоретич. функциями Е. неразрывно связана мировоззренческая функция Е.; она направлена на выработкуестеств.-науч. картины мира, исключающей возможность реакционно-идеалистич. и религ. взглядов на природу; 3) производствснно-практич. сторона Е. проявляет себя как непосредственная производит. сила общества. Современная научно-технич. революция показывает, что Е. прокладывает пути для развития техники.

Средства Е. соответствуют всем ступеням, которые проходит естеств.-науч. знание и в которых находят своё выражение функции Е.: Эмпирич., экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в т. ч. вычислительных приборов, особенно измерительных, установок, инструментов), с помощью к-рой устанавливаются новые факты. Теоретич. исследование предполагает абстрактную работу учёных, направленную на объяснение фактов (предположительное - с помощью гипотез, проверенное и доказанное - с помощью теорий и законов науки); на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе (нередко с выходом в область опытных полузаводских и экспериментальных установок, конструкторских бюро) осуществляют проверку познанного на практике.

В основе методов Е. лежит единство Эмпирич. и теоретич. сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв или хотя бы преимуществ. развитие одной за счёт другой закрывает путь к правильному познанию природы: теория становится беспредметной, опыт- слепым.

Методы Е. могут быть подразделены на группы: а) общие методы касаются всего Е., любого предмета природы, любой науки. Это - различные формы диа-лектич. метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, напр. метод восхождения от абстрактного к конкретному и др. Те системы отраслей Е., строение к-рых соответствует действительному историч. процессу их развития (напр., биология и химия), фактически следуют этому методу. Диалектика выступает и в том, что "...способ изложения не может с формальной стороны не отличаться от способа исследования. Исследование должпо детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь. Лишь после того как эта работа закончена, может быть надлежащим образом изображено действительное движение. Раз это удалось и жизнь материала получила свое идеальное отражение, то может показаться, что перед нами априорная конструкция" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21). Такое положение особенно часто возникает в формальных, математизированных отраслях Е., напр. механике, термодинамике.

В Е. диалектич. метод конкретизируется как сравнительный (в биологии, географии, химии), с помощью к-рого раскрывается всеобщая связь явлений. Отсюда - сравнительные анатомия, эмбриология, физиология. В зоо-, фито- и физич. географии он давно успешно применяется. В Е. диалсктич. метод выступает и как исторический - в астрономии (на него опираются все прогрессивные космогонич. гипотезы - звёздные и планетарные), в геологии (как основа историч. геологии, будучи неполно выражен в методе актуализма), в биологии этот метод лежит в основе дарвинизма. Иногда оба метода сочетаются в единый срав-нительно-историч. метод, к-рый глубже и содержательнее каждого из них в отдельности. Этот же метод в его применении к процессу познания природы, особенно к физике, связан с принципом соответствия и способствует построению совр. физич. теорий.

б) Особенные методы также применяются в Е., но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количеств. стороны, структурных связей) или же определ. приёма исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция. Особенными методами служат: наблюдение, эксперимент, сравнение и как его частный случай измерение. Исключительно важны математич. приёмы и методы как особые способы исследования и выражения количеств. и структурных сторон и отношений предметов и процессов природы, а также методы статистики и теории вероятностей. Роль математич. методов в Е. неуклонно возрастает по мере всё более широкого применения счётно-вычислит. машин. В целом происходит быстрая математизация совр. Е. С ней связаны методы аналогии, формализации, моделирования, пром. эксперимента.

в) Частные методы - это спец. методы, действующие либо только в пределах отд. отрасли Е., либо за пределами той отрасли Е., где они возникли. Так, методы физики, использованные в др. отраслях Е., привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химич. физики и физич. химии, биофизики. Распространение химич. методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета, напр. молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики в их взаимосвязи.

В ходе прогресса Е. методы могут переходить из более низкой категории в более высокую: частные - превращаться в особенные, особенные - в общие. Здесь конкретизируется положение, что всякое действит. познание заключается в том, что мы мысленно "... поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность" (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 548).

Важнейшая роль в развитии Е. принадлежит гипотезам, к-рые и являются " формой развития естествознания, поскольку оно мыслит..." (там же, с. 555).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.